Основные события правления святополка окаянного. Святополк владимирович окаянный

Правление Святополка первого- правление Владимира Мономаха
Великий князь Святополк первый Ярополкович Окаянный
(980- 1019)
Годы правления: 1015- 1019
Святополк, усыновленный племянник великого князя Владимира, не смог простить дяде убийство отца. Владимир не любил Святополка, но сделал очень много хорошего для него. Он замаливал грех братоубийства.
Владимир никогда не собирался оставлять престол Святополку.
Обстоятельства сложились так, что на момент смерти Владимира Святополк находился в Киеве. Он принял решение воспользоваться этой ситуацией.
Святополк собрал граждан Киева на площади перед княжеским дворцом и объявил себя государем Киевской Руси. Он щедро раздавал киевлянам сокровища из царской казны. Народ принимал дары, понимая, что государем должен быть Борис.
Больше всех своих детей Владимир любил Бориса и Глеба. Бориса уважали и любили весь русский народ. Приближённые Бориса советовали ему, войти с войском в Киев и стать во главе государства, но Борис не пошёл против брата, мечтая, что тот будет ему вместо отца. Дружина покинула нерешительного Бориса и отправилась в Киев присягать новому государю.
Святополк знал о любви народа к Борису, он боялся потерять власть, подослал к Борису четырёх убийц,которые безжалостно убили Бориса.
Коварный Святополк после убийства Бориса послал гонца в Муром к Глебу. Ему сообщили о болезни отца, Глеб не знал о смерти отца и убийстве брата Бориса. Он поспешил в Киев с небольшим отрядом дружинников.
Рядом Смоленском Глеб встретил посланца, князя Ярослава из Новгорода с известием о кончине отца и злодеянии Святополка. Глеб стал оплакивать и молиться за отца и брата. Его настигли наёмные убийцы, смерть он принял от собственного повара Торчина, чтобы заслужить расположение Святополка. Несколько дней пролежало тело на берегу реки. Его похоронили вместе с братом Борисом в церкви Святого Василия. Оба брата причислены к лику святых.
Древлянский князь Святослав, третий брат, предвидя расправу, решил бежать в Венгрию. Наёмники Святополка догнали его в Карпатах и жестоко убили. Святополк торжествовал и раздавал, подарки жителям Киева, надеясь завоевать любовь своих подданных.
Новгородский князь Ярослав, собираясь выступить против войска отца, призвал на помощь варягов. Они вели себя дерзко с мирными гражданами, обворовывая их и насилуя женщин. Терпение новгородцев иссякло, и они истребили множество варяжских воинов.
Ярослав хитростью заманил к себе зачинщиков этой расправы и убил всех. Ночью из Киева прибыл гонец его сестры Предславы с известием о печальных событиях. Ярослав понимал, что его ждёт судьба братьев. Помочь ему избежать смерти могли только новгородцы, но он с ними расправился и не знал, что ему делать.
Ярослав собрал на площади горожан и сообщил о смерти князя Владимира и злодеяниях Святополка. Потрясённые новгородцы поддержали Ярослава и помогли ему собрать огромное войско для похода на Киев.
Князь победил Святополка, он бежал в Польшу. Убежище ему предоставил его тесть, польский король Болеслав. Польский монарх стал готовиться к походу на Русь.
Ярослав взошёл на киевский престол и занялся государственными делами, но на начало его правления произошёл пожар в Киеве, а в это время польский король со своим войском встал на берегу Буга. Ярослав не ожидал нападения Болеслава и недооценил противника.
Болеслав имел прозвище Храбрый, он был великолепный воин и стратег. Он разбил войско Ярослава и двинулся к Киеву. Ярослав с четырьмя воинами укрылся в Новгороде. Южные города сдавались Болеславу один за другим. Киев недолго продержался в осаде и 14 августа 1017года, войска во главе Болеславом и Святополком вошли в городские ворота, а киевляне признали Святополка государем.
Ярослав переживал своё поражение и решил бежать за море к варягам, но бояре удержали его от этого шага. Они уничтожили лодки готовые к отплытию, отдали Ярославу всё, что имели, и собрали деньги с каждого новгородца. На эти средства Ярослав нанял варягов и вооружил войско.
Фактически в Киеве стал править поляк Болеслав, и это раздражало Святополка. Он не хотел ни с кем делить власть. Святополк дал своим людям распоряжение, уничтожить всех наместников Болеслава. Новое злодеяние брата помогло Ярославу, так как одним врагом стало меньше.
Святополк бежал за помощью к печенегам. Возглавив печенежское войско, князь выступил навстречу Ярославу.
Они сошлись на том месте, где убили Бориса. Сражение было долгим и кровопролитным, такого ещё не бывало в нашем отечестве. Три раза битва возобновлялась, и наконец Святополк бежал.
Рассудок его помутился, а тело охватил недуг, князь не мог передвигаться, и воинам пришлось нести его на руках.
Он миновал Польшу и добрался до Богемских пустынных земель, где закончилась его жизнь.
Князь Святополк за свои страшные грехи заслужил проклятие соотечественников и потомков.

Вехи правления
1015год-захват киевского престола и убийство братьев.
1016год-поражение в битве с Ярославом и бегство в Польшу.
1017год- пожар в Киеве и покорение Киева поляками.
1018год- убийство польских наместников
1019год- изгнание Святополка и его кончина.

Великий князь Ярослав первый Владимирович Мудрый
(978-1054)
Годы правления: 1019-1054
Ярослав вошёл в Киев после победы над Святополком, заслужив своим умом и воинской доблестью –титул великого князя. На Руси продолжались междоусобицы. В Полоцке правил внук Владимира, Брячислав, он совершил военный поход на Новгород, ограбил жителей и многих взял в плен. На обратном пути в Полоцк его встретил Ярослав со своей дружиной и освободил новгородцев из плена. С Брячиславом великий князь мирно расстался и отправил его обратно княжить в Полоцк.
Тмутараканской областью владел брат Ярослава – Мстислав. За свою храбрость он в народе получил прозвище Удалой. Через несколько лет Мстислав объявил войну касогам, который был соседом с его княжеством на востоке. Мстислав одержал победу и наложил на касогов дань. Победа вскружила ему голову, он собрал войско и пошёл к берегам Днепра. Ярослава в Киеве не было, он подавлял народный бунт в Суздале, где царил голод. Ярослав привёз хлеб от казанских болгар и восстановил порядок в удельном княжестве.
Мстиславу не удалось войти в хорошо укреплённый Киев, но его принял Чернигов. Ярослав направился из Суздаля в Чернигов. Ему на помощь пришёл прославленный варяжский воин- Якун. Удача сопутствовала Мстиславу, и Ярослав отступил к Новгороду.
Мстислав был не рад победе и отправил брату письмо, в котором просил его занять киевский престол и княжить там по праву старшего сына великого князя Владимира. Ярослав не верил брату и правил Киевом через наместников, а сам собирал войско.
Встреча братьев состоялась под Киевом у Городца. Они заключили дружественный союз и поделили государство на две части: западную и восточную с границей по Днепру. Ярослав правил западной частью Руси, а Мстислав- восточной. На 10лет в стране стихли раздоры и войны. Пока русские князья воевали друг с другом, Ливония (современная Латвия и Эстония) восстановили свою независимость, и Ярославу пришлось вновь покорить их. На месте современного Тарту им был построен город Юрьев, названный по имени, данному Ярославу при крещение.
Ярослав, действуя с Мстиславом, напал на земли, захваченные польским королём Болеславом. Им удалось овладеть червенскими городами и заселить польскими пленниками берега Роси, где они построили несколько городов и крепостей.
Братья управляли Киевской Русью в согласии, до внезапной кончины Мстислава в 1036году. Он не оставил после себя наследников, и Ярослав стал правителем Русского государства. Продолжалось его самодержавное владение не долго, пока сыновья не стали совершеннолетними. В 1037году старшему сыну Владимиру исполнилось 16лет, и Ярославль отправился с ним в Новгород, отдав ему княжество в удельное управление.
Печенеги, узнав, что великого князя нет в Киеве, направили свои огромные орды на Русь.
Ярослав, вернувшись из Новгорода, принял бой под стенами Киева. Русичи, как всегда сражались с варягами, бок о бок. Битва продолжалась целый день и закончилась разгромом печенежского войска.
Русь навсегда освободилась от жестоких печенежских вторжений.
В память об этом событии Ярослав выстроил на месте сражения величественную церковь Святой Софии, богатому убранству не было равных. Одновременно Киев был окружён каменной стеной, а главные ворота, князь назвал Золотыми.
Ярослав любил церковные уставы, увлекался чтением божественных книг.
Многие из них он лично переписывал для себя и создал при Софийском соборе книгохранилище, чтобы книги были доступны каждому. Из казны шли большие деньги на увеличение числа священников, им предписывалось учить христиан, влиять на их нравственность и просвещать невежественных людей. Особенно Ярослав любил монахов. Он построил для них в Киеве монастырь Святого Георгия и Святой Ирины.
В Константинополе в 1043году, произошла ссора между русскими купцами и греками, в результате был убит именитый боярин. Ярослав собрал войско и поручил своему сыну Владимиру наказать греков.
Император Константин Мономах, помня все поражения в сражениях с русичами,послал гонца навстречу Владимиру с извинениями и обещаниями наказать виновных. Но юный князь не принял извинений и продолжал двигаться к Константинополю.
Русский флот выманили в открытое море. Несколько судов были уничтожены греческим огнём, а остальные разметал налетевший шторм.
Император обрадовался буре и посчитал, что победа на его стороне. Он послал 24галеры уцелевшему русскому флоту, а сам вернулся в столицу.
Греческие галеры обогнали Владимира и стали в заливе. Храбрость русичей помогла им одержать победу и вернуться на Русь с большим количеством пленных.
Тем временем шеститысячное русское войско во главе с воеводой Вышатой возвращалось домой по суше. В Болгарии его встретило многочисленное греческое войско. Внезапное нападение принесли грекам победу. Они взяли в плен 800 русских воинов, вместе с Вышатой. Император Константин приказал их всех ослепить.
Эта война с греками была в истории последней. Через три года (в1046году) Ярослав заключил с империей мир, и все ослеплённые пленники вернулись на родину. Сын Ярослава Всеволод женился на внебрачной дочери Константина девятого Мономаха, Анастасии.
В это же время произошёл другой политический союз- Руси с Польшей.
Польским королём был внук Болеслава, Казимир, пожелавший укрепить дружеские отношения с великим киевским князем брачным союзом с его сестрой, дочерью Владимира Марией. Это утвердило за Русью владение червенскими городами. Ярослав был женат на дочери шведского короля Анне. Для страны были выгодны браки трёх дочерей Ярослава.
Елизавета стала женой норвежского короля Геральда; княжна Анна вышла замуж за французского короля Генриха первого; Анастасия сочеталась браком с королём Венгрии Андреем первым. Старший сын Ярослава Владимир скоропостижно скончался после возведения в Новгороде церкви Святой Софии в 1052году. Кроме Владимира, у Ярослава было ещё 5 сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь.
Чувствуя приближение смерти, великий князь созвал их, наделил уделами и напутствовал такими словами: « Скоро не будет меня на свете. Вы, дети одного отца и одной матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для Вас, погубит славу и величие государства, основанного счастливыми трудами наших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит на моё место и сядет на престоле киевском: повинуйтесь ему,как вы отцу повиновались.
Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый из вас будет доволен своей частью, или старший брат да осудит вас, как государь! Он защитит угнетённого и накажет виновного.»
Ярослав надеялся, что своими словами сможет удержать сыновей от усобиц, но он глубоко заблуждался.
До своего последнего часа Ярослав занимался государственными делами. Он скончался 19 февраля 1054года в Вышгороде на 76-м году жизни. Погребён
Ярослав в мраморной раке, установленной в Софийском соборе.
Великий князь Ярослав заслужил в народе прозвище Мудрый.
Вехи правления
1019год- встреча с племянником Брячиславом.
1023год- война Мстислава с касогами;подавление мятежа в Суздале.
1024-1025годы-противостояние Мстислава и Ярослава; поражение в битве под Черниговом.
1030год- покорение Ливонии.
1036год-смерть Мстислава.
1037год- последняя битва с печенегами.
1043год последняя война с греками.
1046год- заключение мира с империей.
1051год- назначение Иллариона русским митрополитом; открытие первого народного училища для детей.
Великий князь Изяслав первый Ярославич
(1024-1078)
Годы правления: 1054-107
Сыновья Ярослава Мудрого исполнили его завещание и разделили государство на уделы. Шесть юных правителей княжили на Руси, соблюдая наказ отца жить дружно. После смерти Вячеслава, они с общего согласия отдали Смоленское княжество Игорю, который тоже умер спустя 2 года.
Первым поводом для раздора стало Тмутараканское княжество.(Современная станица Тамань.)
Сын Владимира Ярославича, Ростислав безропотно уступил город дяде.
Святослав, решив, что дело улажено, уехал обратно в Чернигов, а Ростислав вновь захватил Тмутараканский престол. Народы, населявшие это княжество, не захотели признавать Ростислава своим законным правителем и подослали к нему отравителя.
В это время о себе заявил полоцкий князь Всеслав, правнук Рогнеды, который считал себя законным наследником киевского престола. Собрав немалое войско, он в 1067 году захватил и варварски разграбил Новгород.
Ярославичи в ответ решились на страшную месть. Они захватили Полоцкое княжество и убили всех мужчин в Минске, а их жён отдали на поругание. Не стерпев обиды, Всеслав двинул свою дружину на Ярославичей. В жестокой битве на берегах Немана много воинов полегло с обеих сторон, но Всеслав был побеждён. В 1068году его заточили в киевскую темницу.
Через несколько месяцев войско Ярославичей было разбито половцами, князья бежали. Изяслав укрылся в Киеве. Его воины были недовольны и требовали нового оружия и лошадей, чтобы сразиться с половцами. Однако великий князь бездействовал, и это подтолкнуло киевлян к мятежу. Они освободили из темницы Всеслава и объявили его своим государем.
Изяслав бежал в Польшу. Он собрал войско в польском государстве и вернуть себе престол силой оружия. Всеслав бежал в Полоцк.
Ярославичи всё ещё хранили свой союз, и казалось, что так будет всегда.
Но вскоре Святослав оклеветал Изяслава перед Всеволодом, и тот поверил в тайный сговор великого князя с полоцким князем Всеславом.
Святослав и Всеволод вооружились и выступили против Киева. Изяслав вновь бежал в Польшу, но польский король отказался ему помогать. Тогда изгнанник обратился к немецкому монарху, но Генрих четвёртый не захотел выступать против русских и тоже отказал Изяславу в помощи.
Великий князь – изгнанник сумел вернуться на Русь, только после смерти Святослава. Всеволод, встретив брата в Волыни, предложил ему вернуться на киевский престол и жить в согласии. Сам же Всеволод сел в Чернигове, а его сын Владимир- в Смоленске.
Опасность для Ярославичей представляли властолюбивые племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич. Олег и Борис наняли половцев и силой взяли Чернигов. Всеволоду пришлось укрыться у брата в Киеве.
В 1078году Ярославичи собрали большое войско и направились к Чернигову.
В сражении под стенами города был смертельно ранен копьём в плечо великий князь Изяслав, Борис погиб, а побеждённый Олег укрылся в Тмутаракани.
Изяслав остался в истории страны, как правитель, продолживший работу над первым сводом законов русского государства. Именно он и его братья отменили смертную казнь и наложили запрет на кровную месть.
Вехи правления
1067год- взятие Всеславом Новгород.
1068год-заточение Всеслава в темницу; мятеж киевлян; побег Изяслава в Польшу.
1069год- возвращение Изяслава в Киев.
1073-1075годы- изгнание Изяслава.
1076год- смерть Святослава.
1078год- возвращение великого князя в Киев.
Великий князь Всеволод первый Ярославович
(1030-1093)
Годы правления: 1078-1093
После смерти Изяслава киевский престол унаследовали не дети великого князя, а по праву старшинства его родной брат Всеволод, он перераспределил уделы: Святополка Изяславича отправил княжить в Новгород, его брату Ярополку отдал Владимир и Туров, а своего сына Владимира Мономаха посадил править в Чернигове. Всеволод и Мономах владели большой частью русских земель.
Святославичи обиделись на Всеволода за несправедливый, по их мнению передел владений. Роман Святославович, княживший в Тмутаракани, в 1079году нанял половцев и выступил против великого князя. Но половцы перешли на сторону Всеволода и зарубили саблями Романа, а его брата Олега взяли в плен и отправили в Константинополь.
Всеволод посадил в Тмутаракани своего наместника Ратибора, свергнутого внуком Ярослава, Давидом Игоревичем и правнуком Ярослава, Владимиром Ростиславовичем
. Спустя два года в Тмутаракань вернулся из Греции Олег. Он казнил половцев виновных в убийстве брата, и отпустил домой Давида и Владимира.
Неожиданно для Всеволода вновь заявил о себе Всеслав Брячиславович. Он осадил Смоленск и сжёг его дотла. Всеволод отправил против него дружину во главе с Мономахом. Владимир в отместку Всеславу разорил его вотчину- Полоцк и взял Минск.
Затем Владимир Мономах, не останавливаясь пошёл войной на торков, они хозяйничали в Переяславской области, разгромил их и два раза подряд усмирял мятежных вятичей. На берегах Десны и Хороля,(Река в Сумской и Полтавской обл. Украины.) Мономах бился с половцами, взяв в плен их вождей и отбивал добычу. Но все успехи сына не могли исправить бездействия отца. Доказательством тому были междоусобицы 1084- 1086годов, терзавшие русскую землю.
Ростиславичи в отсутствие Ярополка захватили Владимир. Наказать их Всеволод поручил Мономаху, который прогнал Ростиславичей и помог Ярополку вернуться в свой удел.
Ярополк, так много получивший от Всеволода, имел, против него злые намерения. Осуществить свои коварные планы Ярополку не удалось; в 1088году он был убит одним из слуг. Убийца сбежал к старшему из Ростиславичей Рюрику, вероятно они имели отношение к смерти Ярополка.
После похорон Ярополка междоусобицы на Руси затихли, но страну постигли другие бедствия. Лето 1092года было засушливым. От жары весь урожай сгорел на корню, горели леса. Начался голод, затем болезни и мор, уносившие людские жители тысячами. В одном только Киеве с 14 ноября по 1 февраля умерло 7000 человек.
Дымились сёла, опустошённые набегами половцев. Они захватывали города,поддавшись уговорам Василия Ростиславича, пошли вместе с ним завоёвывать ослабленную Польщу.
Всеволод пожалел, что взвалил на себя бремя власти, в Киевской Руси. Время, проведённое им в удельном княжестве в Переяславле, он вспоминал с тоской. Он не реагировал на жалобы народа, возраст и болезни ослабили его, он впал в апатию и отрешился от всего мелочного и суетного.
Всеволод удалил от себя бояр, перестал судить народ на княжеском дворе.
Он тихо скончался на руках сыновей, Владимира и Ростислава 13марта, 1093 года. Похоронили Всеволода, рядом с его отцом Ярославом Мудрым,
рядом с ним в Софийском соборе.
Вехи правления
1079год –война Романа,князя тмутараканского, против великого князя.
1081год- возвращение из Греции Олега Святославича; осада Смоленска Всеславом.
1084-1086годы- междоусобицы с Ростиславичами.
1088год- убийство Ярополка Изяславича.
1092год- засуха и голод на Руси.
Великий князь Святополк второй Изяславич
(1050-1113)
Годы правления: 1093-1113
Владимир Мономах решил не нарушать порядка наследия престола и уступил великое княжение в Киеве, сыну Изяслава, старшего брата своего отца, Святополку. А Мономах сел княжить в Чернигове. К правлению киевский князь приступил 24апреля 1093года. Народ приветствовал нового князя, надеясь на его мудрое правление и защиту от половецких орд. Но начало своего княжения Святополк ознаменовал принятием ошибочного решения, которое стоило русской земле очень дорого.
Как только половцы узнали о кончине Всеволода, сразу прислали послов для «возобновления мира,» то есть за откупом. Святополк, не посоветовавшись с боярами, заточил послов в темницу. В ответ на это по всей Киевской области половцы стали грабить и убивать мирных граждан. Святополк понял свою ошибку, но его просьбы о мире оставались без ответа.
В спешном порядке Святополк собирал своё войско. Ему удалось набрать лишь 800 воинов. С такой малочисленной дружиной новоиспечённый великий князь выступил в поле. Бояре убедили его обратиться к другим князьям за помощью.
Братья Ростислав и Владимир откликнулись и со своими дружинами пришли к Киеву. Равнодушными к призыву Святополка остались все Святославичи, Ростиславичи и Давид Игоревич. Силы были неравные, несогласованность действий между дружинами. 20мая 1093года на реке Стугне возле города Торческа русичи приняли сражение и проиграли его. Святополк в этом бою показал пример храбрости и мужества, «бился.» Много русских воинов погибло от мечей половцев, а ещё больше утонули в реке. Утонул брат Мономаха, Ростислав. Владимира, бросившегося спасать брата, его едва удалось спасти.
Святополк, желая завоевать доверие половецких князей, женился на дочери князя Туторкана, но этот союз не защитил страну от варварских нападений.
Используя слабость великого князя, как правителя, князь тмутараканский Олег Святославич в 1094 году заключил союз с половцами и двинулся разорять отечество.
Он осадил Чернигов и стал требовать от Мономаха возвращения ему княжение в этой области. Мономах несколько дней оборонялся, а потом решил уступить Черниговскую область Олегу. Вместе с женой и детьми Владимир покинул Чернигов и уехал в Переяславль. Жестокий Олег отдал половцам город на разграбление и равнодушно смотрел на злодеяния варваров.
Переломный момент в борьбе с половцами наступил в 1095году. Когла половцы подошли к Переяславлю за новым откупом, великий князь и Владимир Мономах решились на вероломство по отношению к половецким князьям.
Мономах и половецкие вожди Итларь и Китан заключили мир и договорились о величине откупа. Для большей уверенности они обменялись заложниками. Мономах отдал половцам своего сына Святослава, а в Переяславль въехал хан Итларь. Глубокой ночью русичи проникли в стан Китана, перерезали сонных половцев и вместе со Святославом вернулись к Мономаху. Утром через специальное отверстие под потолком горницы, где находился Итларь, он был сражён стрелой, пущенной ему в грудь.
Победа, пусть и не в открытом бою, окрылила Святополка и Мономаха. Они собрали огромное войско и впервые решили напасть на земли половцев.
Стремительность и дерзость, которой варвары не ожидали от русских, помогли им вернуться домой с богатой добычей. Но половцы продолжали свои разрушительные набеги: летом они сожгли дотла город Юрьев на берегу Роси. Олег Святославич не участвовал в походе на половецкие земли. Он не выдал Святополку и Мономаху сына хана Итларя по их требованию. Напряжение между князьями нарастало. А в это время на Руси орудовали половцы. Они сожгли княжеский дом в Берестове, село Устье, а тесть Святополка Тугоркан осадил Переяславль. Святополк и Владимир тайно пробрались к стенам осаждённого города и внезапным нападением решили исход боя.
Пока русичи праздновали свою победу, другой половецкий вождь, Боняк, полошёл к стенам Киева, выжег предместье и разорил Киево – Печерский монастырь.Олег Святославич был на подступах к Мурому. Раньше он принадлежал роду Святославичей, а тогда правил в нём Изяслав, сын Владимира Мономаха.
Малочисленной, но хорошо обученной дружине Олега Святославича удалось рассеять войско юного князя Изяслава. Изяслав в этом сражении был убит.
Олег захватил Муром, Суздаль и Ростов. Почти вся Северо- Восточная Русь теперь была во владении Олега.
Шёл 1097год, Мстислав Владимирович, старший сын Мономаха, собрал своих воинов, призвал на помощь дружину отца и начал наступление на Олега. С лёгкостью, овладев Ростовом и Суздалем, Мстислав подошёл к Мурому, где укрылся Олег, и обратился к нему с предложением заключить мир. Олег согласился, но лишь для того, чтобы обмануть противника. Он решил напасть, когда Мстислав распустит своих воинов, но просчитался.
Мстислав за одни сутки восстановил войско и приготовился к битве за городским валом Суздаля. Пришёл на помощь брату и другой сын Мономаха, Вячеслав. Олег, увидев, что с тыла к нему заходит в союзе с Мстиславом половецкое войско, обратился в бегство. Муром он оставил своему младшему брату Ярославу. А сам сел править в Рязани. Мстислав оставил Олега в покое и помирил его с великим князем и отцом.
В 1097году великий князь Святополк объявил о созыве первого собрания в городе Любече на берегу Днепра. Князья утвердили свои уделы, и каждый из них был доволен, каждый целовал святой крест и произносил слова: «Да будет земля русская общим для нас отечеством; а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем.»
Союз князей просуществовал считанные дни, и главную роль в этом сыграл внук Ярослава Мудрого, Давид Игоревич. Из Любеча он приехал в Киев и оклеветал перед Святополком, Мономаха и Василия Ростиславича. Первый из них будто бы рвался к киевскому престолу, а второй якобы нанял убийцу, чтобы избавиться от Ярополка. Давид клялся, что он говорит правду и что не княжить им всем спокойно, пока жив Василий. Святополк никогда не забывал о брате, погибшем от вероломного удара саблей.
Месть заговорила в нём, и он согласился на подлость. Хитростью Святополк заманил в Киев Василия, но убить без суда не решился. Бояре сказали ему, что если Василий виновен в убийстве Ярополка- казнить его, если же Давид его оклеветал- Бог отомстит за кровь невинного. Святополк поручил Давиду исполнить наказание. По приказу Давида Игоревича Василий был ослеплён и заключён в темницу во Владимире. Мономах не мог поверить, что Святополк решился на такое злодеяние. Он взывал к Олегу и Давиду Святославичам, чтобы наказать злодея. Олег и Давид соединили свои войска с войском Мономаха и двинулись к стенам Киева.
Святополк, испугавшись, хотел бежать, но киевляне отправили к Мономаху своих послов- митрополита и вдову Всеволода. Великий князь всю вину переложил на Давида Игоревича. Давид освободил Василия и выдал тех, кто посоветовал ему оговорить Василия и Мономаха. Казалось бы, на русской земле наступил мир, но Святополк решил завладеть уделами Ростиславичей, заручившись поддержкой своего сына Ярослава. Череда сражений пронеслась по стране. В одном из них погиб сын великого князя Мстислав Святополкович. Обессиленная Русь жаждала мира. Князья, заключили перемирие между собой и вновь собрались на общий съезд. Новый союз был заключён 30июня 1100года. Князья совершили новый передел владений, что ещё более ослабило могущество государства и власть князей.
Половцы опасались объединённого русского войска и стали требовать мира, который был заключен с ними в Сакове. Однако уже в 1100году великий князь и Владимир Мономах призвали удельных князей «смирить варваров или умереть героями.»
Великий князь надеялся, что отныне половцы уже не посмеют нападать на Русь. Но затишье продолжалось недолго. В 1104году половцы отважились на новые набеги, но русичи снова отражали их и гнали врага со своей земли. Мономах в 1111году убедил князей действовать сообща. 26февраля в поход выступило объединённое войско. 19марта воины увидели Дон, 24марта на берегах реки Сал (приток Дона) их окружили толпы варваров. Эта битва была самой ожесточённой и отчаянной. Она вновь доказала превосходство русских воинов.
Долгое время половцы не решались нападать на русские
земли. Этой войной завершился период правления Святополка второго Изясливича. Он скоропостижно скончался 16апреля 1113года.
Вехи правления
1093год-поражение русичей в сражении с половцами возле Торческа.
1094год-союз Олега Святославича с половцами и поход на Чернигов.
1095год-убийство половецких ханов Итларя и Китана.
1096год- захват Олегом Святославичем городов Северной Руси.
1097год-война против Олега Святославича; первый княжеский съезд.
1100год- второй съезд князей.
1101год-начало военных действий против половцев и победа в битве у Сутени.
1104год-новые набеги половцев и новые победы русичей.
1111год-победа в битве с половцами на реке Сал.
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах
(1053-1125)
Годы правления: 1113-1125
После смерти Святополка киевляне назвали достойнейшим из князей русских Владимира Всеволодовича Мономаха. Они призвали его править в столицу. Но Владимир искренне оплакивал кончину Святополка, но сначала он отказался от чести занять престол великого князя. Киевляне не желали другого правителя и вторично призвали Мономаха на княжение. Всеобщая радость царила на улицах Киева, когда Мономах въехал в город. Даже Святославичи признали Мономаха великим князем и спокойно правили своими удельными княжествами.
Начало великого княжения, Мономах ознаменовал, создание нового закона,на Руси- «Устава Владимира Всеволодовича.» Согласно этому документу, годовой процент с денег, взятых в долг, был снижен с 50до 20; введён запрет на продажу задолжавшего русича, разрешение уходить со двора рабам-должникам, если они идут искать деньги на выкуп или с жалобой к судье или князю.
Устав был направлен на ограничение аппетитов ростовщиков, но сам факт его появления вызвал у народа доверие к великому князю и признание его своим защитником.
Мономах хорошо знал, что для спокойствия государства надо сделать так, чтобы внешним врагам было неповадно нападать на Русь. Старший сын великого князя, Мстислав завладел городом Оденпе (Эстония) в Ливонии. Его сын Всеволод совершил трудный военный поход в Финляндию и вернулся с победой. Третий сын Мономаха, Ярополк покорил три города в половецких землях: Балин, Чешлюев и Сугров. Мономах прогнал с русской земли остатки племён торков, печенегов и берендеев, они кочевали возле Переяславля и доставляли много хлопот жителям. Военные успехи Мономаха и его детей прославили его имя во всём мире. Греческая империя трепетала от имени Мономаха. Великий князь отправил Мстислава с огромным войском в Адрианополь. Мстислав стремительно завоевал Фракии, а император Алексий Комнин, прислал в Киев дары: сердоликовую чашу Августа- кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира, Константина Мономаха. Дары привёз митрополит Эфесский. Он вручил их Мономаху и венчал его императорским венцом в киевском соборном храме и провозгласил Мономаха российским царём. С тех пор шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы (наплечник или широкий воротник с нашитыми изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надевали поверх парадного платья) были непременными атрибутами, в день венчания русских правителей и передавались от государя государю.
Великий князь в мае 1125 года заболел и решил поехать на место, которое было для него святым,-на берег Альты, где пролилась кровь святого Бориса и где Мономахом была построена церковь. В молитвах, к Богу встретил Владимир свою кончину, такая смерть –великое благо, сразу же ушёл в рай. Великий князь Владимир Всеволодович
Мономах умер 19мая 1125года на 73-м году жизни.
За свою жизнь Мономах совершил 83 военных похода; заключил 19мирных договоров с половцами; взял в плен более 100 половецких князей и всех отпустил на волю; казнил более 200князей.
Страна в последние годы правления Мономаха отдыхала от междоусобиц, богатела торговлей и ремёслами, скотоводством и земледелием, добычей меха, воска, мёда, рыбы. Все земли были собраны в единое целое, внешние неприятели тоже поутихли. Даже половцы после 1120 года ушли далеко от границ Руси.
Вехи правления
1115год-издание «Устава Владимира Всеволодовича.»
1119год-поход в Грецию; получение в дар символов царской власти.
1120год- изгнание половцев от границ государства.

  Князю Святополку довелось родиться в эпоху кардинальных перемен в Киевской Руси, когда страна была впервые ввергнута в княжескую междоусобицу. В той ожесточенной борьбе за первенство победу одержал князь Владимир Святославич.

Дед Святополка, великий князь Киевский Святослав Игоревич , вынашивал идею создания могущественной русской державы с центром на Дунае. Руси в планах этого блестящего военачальника отводилась роль восточной окраины нового государства. В 971 году Святослав поделил Отечество на три удела между сыновьями Ярополком , Олегом и Владимиром , нарушив тем самым уже сложившееся государственное устройство Киевской Руси. Ни один из новых правителей Русской земли не имел главенства над другими, отчего возникла кровопролитная борьба наследников Святослава зa владение престолом в Киеве — «матери городов русских».

Святополк был единственным сыном князя Ярополка, красивого, образованного и мягкого характером правителя Киева, но волей судьбы он оказался пасынком жестокого и властолюбивого Владимира Святославича, который не останавливался ни перед чем в своей борьбе за господство на Руси. Воспитанный матерью-христианкой Святополк тяготел к православию, но уже в юном возрасте стал свидетелем учреждения князем Владимиром языческого пантеона, призванного объединить верования людей в равных частях Русской земли. Когда попытка превратить язычество в государственную религию не увенчалась успехом, Владимир провел новую религиозную реформу, в результате которой Киевская Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Женитьба Святополка на дочери польского князя Болеслава из династии Пястов привела его к активному участию в международной политике стран Западной Европы. Святополк стал с интересом относиться к Римской церкви, думая вывести свою удельную Туровскую землю из состава Киевского государства и основать собственное государство. Однако стать самостоятельным правителем ему не удалось. После смерти князя Владимира Святополк попытался захватить власть в Киеве, ради чего совершил многочисленные злодеяния. Побежденный сводным братом Ярославом , он бесславно погиб.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  1015-1019 гг. Междоусобная борьба сыновей Владимира Святославича за киевский стол.

  1015-1016, 1018-1019 гг. Княжение в Киеве Святополка (Окаянного).

  1015 г. 24 июля Убийство на реке Альте подручными Святополка князя Ростовского Бориса Владимировича.

  1015 г. 5 сентября Убийство вблизи Смоленска по приказу Святополка князя Муромского Глеба Владимировича.

  1015 г. осень Убийство в Карпатских горах наемниками Святополка князя Древлянской земли Святослава Владимировича.

  1016 г. Поход новгородского князя Ярослава против Святополка. Победа Ярослава у города Любеча. Бегство князя Святополка в Польшу. Принятие Ярославом Владимировичем великого княжения на Руси.

  1018 г. Поход Святополка и польского князя Болеслава Храброго против великого князя Киевского Ярослава. Поражение войск великого князя Киевского Ярослава на реке Западный Буг. Бегство великого князя Ярослава в Новгород.

  1018 г. 14 августа Взятие Киева объединенным войском Святополка и Болеслава Храброго. Захват Болеславом великокняжеской казны и пленение им матери, сестер и жены Ярослава.

  1019 г. Битва на реке Альте между войсками Ярослава и Святополка. Поражение Святополка. Его бегство и смерть в Богемских горах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

В 978 г. взял себе в наложницы его беременную вдову - гречанку. В 979 г. она родила сына Святополка, которого усыновил теперь уже великий Киевский князь Владимир. Он воспитывал Святополка наравне с другими своими 11 сыновьями и дал ему удел в Турове. Летописцы называют Святополка сыном двух отцов.

В 1013 г. после заключения князем Владимиром мирного договора с Польшей Святополк женился на дочери польского князя Болеслава I Храброго. Есть версия, что для этого союза был выбран Святополк потому, что туровские земли граничили с Польшей.

Подстрекаемый женой и ее духовником, епископом Рейнберном, Святополк стал готовить восстание против своего отца, Киевского князя Владимира, с целью захватить власть. Свою поддержку оказывал и польский князь Болеслав. Но заговор был раскрыт, и князь Святополк Владимирович вместе с женой и епископом были отправлены в заточение. Примерно в это же время против отца восстал и другой старший сын Владимира, Новгородский князь Ярослав.

Незадолго до смерти Владимира в 1015 г. Святополк был выпущен на свободу, получив в удел Вышгород. Узнав о смерти отчима, князь Святополк Владимирович поспешил в Киев и как старший сын занял престол. Чтобы расположить к себе киевлян, он стал щедро раздавать подарки. Не смотря на это, не лежала душа народа к Святополку, и он знал, что положение его непрочно.

Тогда князь Святополк замыслил истребить всех сыновей Владимира и завладеть их уделами. Сначала посланные им люди убили Бориса на реке Альте в то время, когда он молился, затем у Смоленска убийцы настигли Глеба. Борис и Глеб, любимые сыновья Владимира Святого, отличались необычайной добротой и христианским благочестием. Церковь признала их Святыми.

Затем был убит и Святослав Древлянский. После расправы над родственниками князь Святополк Владимирович получил прозвище «Окаянный».

Узнав об убийстве братьев, Ярослав (в будущем Мудрый) при поддержке новгородцев и варяжских воинов пошел войной на Святополка. Оба войска встретились на Днепре. Ярослав атаковал, когда Святополк пировал со своими воинами, оттеснил его войско к озеру, на котором был еще тонкий лед, и множество воинов Святополка утонуло. Святополк Окаянный бежал в Польшу за помощью тестя.

При поддержке польских и печенежских воинов в 1017 г. он отвоевал престол, а Ярослав бежал обратно в Новгород. Когда поляки ушли из Киева, Ярослав снова напал на Святополка. В битве на реке Альте Ярослав победил, а князь Святополк Окаянный, раненный, бежал в Польшу и по дороге, всеми покинутый, в 1019 г. умер.

По мнению некоторых исследователей, Святополк назван Окаянным незаслуженно, т.к. рассказ об убийстве Бориса и Глеба вставлен в летопись намного позднее. По некоторым данным Борис погибает в междоусобной войне с Ярославом. Варяги-наемники, убив Бориса, принесли его голову Ярославу.

О гибели Святослава Древлянского, как и о нем самом, нам ничего не известно, кроме того факта, что он был убит возле горы Угорской. А ведь у него была дружина, способная защитить своего князя, в то время как у Святополка ее не было.

6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия».

Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.

Андрей, Москва : Почему Святополк бежал в Польшу? Почему польский король поддержал его и помог изгнаннику вернуть киевский престол?

Алексей Светозарский: Дело в том, что Святополк вынужден был бежать в Польшу, поскольку столкнулся с весьма активными действиями Ярослава, который как знамя поднял имена убитых Святополком братьев и начал борьбу за киевский престол под лозунгом священной мести. Именно поэтому Святополк, потерпев поражение в битве под Любичем, должен был бежать в Польшу, где получил поддержку Болеслава Храброго, польского короля, который был его тестем. Болеслав чрезвычайно активный политик, боровшийся за Чехию с германским императором, воевавший в свое время с князем Владимиром, не преминул воспользоваться ситуацией, тем более что для этого у него были все основания (помощь близкому родственнику). Болеслав насылал печенегов на Киев, и от этого набега Ярослав еле отбился. Затем Ярослав в союзе с императором Генрихом Вторым выступил к польской границе, но потерпел неудачу.

В 1017 году Болеслав захватил Киев, а Ярослав должен был с поспешностью отступить. Поляки, немцы, венгры и печенеги, оказавшись в Киеве, вызвали недовольство киевлян своим поведением, в городе началось восстание и Болеслав ушел. Возможно, восстание спровоцировал Святополк, тяготившейся затянувшимся пребыванием тестя в Киеве. После этого удача от Святополка отвернулась, он был разбит на реке Альте в 1019 году. И затем бежал. По разным источникам он либо умер от ран в Бресте, либо был убит варягом Эймундом из дружины Ярослава, либо, как считает наша древняя летопись («Повесть временных лет»), погиб злой смертью где-то между Польшей и Богемией.

Владимир, Москва: В школе каждый для себя извлекает уроки из истории. Какой урок мы можем извлечь из истории со Святополком Окаянным?

Алексей Светозарский: Урок из истории со Святополком Окаянным извлекли уже наши предки. Образы убитых им князей, покровителей княжеского рода, святых сродников в течение многих лет служил светлым идеалом евангельского отношения к политике. Но не только. Русские князья воспринимали их как своих особых молитвенников. Достаточно вспомнить явление Бориса и Глеба Пелгусию накануне битвы со шведами. Подвиг осветил существовавший порядок государственного устройства, основанный на родовых началах. А пример Святополка Окаянного (подобного библейскому братоубийце Каину) стал предостережением для других князей. Почитание Бориса и Глеба стало объединяющим началом для наших предков, переживавших период феодальной раздробленности, их мощи являлись общерусской святыней, в то время как большинство подвижников того времени почиталось лишь местно, в отдельных областях и княжествах.

Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый.

Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка.

Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком.

Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя — Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу?

Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце.

Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания.

Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?

Алексей Светозарский: Дело в том, что согласно историческим источникам, именно Святополк осуществил братоубийственный замысел. Несомненно, святой Борис был очень сильным конкурентом для Ярослава. Но обстоятельства сложились так, что Ярослав выступил мстителем за братьев в соответствии с понятиями о родовой мести, характерными для того времени.

Юрий, Москва: Братоубийственные распри были характерны для Руси? Прослеживается ли здесь некая тенденция?

Алексей Светозарский: Братоубийственные распри были характерны, конечно, не только для Древней Руси. Можно предположить, что Святополк вполне мог руководствоваться примером соседей – своего тестя Борислава Храброго, который изгнал из Польши своих младших братьев, а одного родича даже ослепил, и Борислава Рыжего, в Богемии оскопившего своего брата и пытавшегося убить другого брата. Борьба за власть между князьями-братьями или близкими родственниками (дядя-племянник, отец-сын) была характерной для периода феодальной раздробленности.

Но важно отметить другое. На Руси грех небратолюбия всегда осуждался церковью и народным сознанием. Эта мысль особенно подчеркивается в таком замечательном произведении древнерусской литературы как «Чтение о Борисе и Глебе», автором которого является Нестор летописец. Эта мысль постоянно присутствует в общественном сознании, и пример Бориса и Глеба, отказавшихся от междуусобной борьбы ради своих христианских убеждений, играет здесь не последнюю роль. Более того, наши предки из числа людей книжных воспринимали Батыево нашествие как наказание, посланное свыше именно за княжеские усобицы.

Важно отметить еще один момент – в те времена государственное единство только складывалось, поэтому жители других областей, представляющие собой противоборствующую сторону, воспринимались почти как иностранцы. Таковыми в глазах южан были новгородцы, а в глазах новгородцев – киевляне. В этом, несомненно, ощущалось влияние родового строя.

Олег, Москва: Почему в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других — сыном Владимира?

Алексей Светозарский: Вопрос отцовства Святополка затрагивается лишь в одном летописном фрагменте, где проклятый братоубийца для усугубления негативной характеристики именуется сыном двух отцов. Но это скорее риторический прием. Дело в том, что мать Святополка, гречанка по происхождению, была вдовой Ярополка, неудачливого соперника Владимира, и последним была взята в жены, после того как брат-соперник, то есть Ярополк, проиграл. От этого брака Владимира с вдовой Ярополка и родился Святополк.

Михаил: Какова роль Святополка в истории? Как вы считаете, является ли он характерным властителем периода феодальной раздробленности?

Алексей Светозарский: Полагаю, что Святополк представил собой негативный пример правителя, переступающего через нравственные заповеди на пути к престолу. К сожалению, подобные явления были не редки. Но по контрасту с действительно светлыми образами Бориса и Глеба Святополк выглядит особенно негативно. Свою роль сыграло и то, что трагические события развернулись в особый период нашей истории – на заре начала христианства среди первого, второго поколения русских христиан, осмыслявших события современности через призму нового евангельского учения.

Несомненно, в данной системе координат Святополк и должен был получить самую негативную оценку, о чем ясно свидетельствует его прозвище – Окаянный, подобный Каину. Конечно, в какой-то мере его действия характерны, также как и действия многих других властителей периода феодальной раздробленности. Но в борьбе за престол он идет дальше многих, предполагая уничтожить всех потенциальных соперников. Напомним, что Святополк явился виновником гибели еще одного брата – Святослава, бежавшего из своего удела и погибшего где-то в районе Карпат.

Александр, Москва: Как Вы относитесь к версии, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие в убийстве? Смерть братьев была ему даже более выгодна, чем Святополку. И еще одно. Профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаружил там, что варяг Эймунд (который и убил Бориса по русской версии) вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие - польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком).

Алексей Светозарский: Я бы не стал доверять такому жанру, как сага. Все-таки это произведение особого рода, тем более что и сам автор вопроса отмечает здесь очевидные противоречия. В качестве аналога приведу в пример изложение истории крещения князя Владимира в другой византийской саге – Саге об Олафе, которая существенно отличается от вариантов, приведенных в русских и зарубежных источниках (западноевропейских, византийских и арабских). И еще одна аналогия. Обращение к устному народному творчеству в плане изучения русской истории привело бы к тому, что мы с вами изучали бы историю князя Владимира и его эпохи, например, по русскому богатырскому эпосу, который содержит немало забавных анахронизмов, не замечаемых народным сознанием, но очевидных для историка. Например, князь Владимир сражается с татаро-монголами и так далее.

Светлана, Москва: Когда и, главное, почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми и небесными помощниками русских князей? В чем проявилась их святость? Ведь они погибли не защищая христианство и убиты были христианами, а не язычниками. К этому времени уже было достаточно русских князей погибших в битвах с «погаными», а их почему то не «произвели» в святые.

Алексей Светозарский: Борис и Глеб не мученики, пострадавшие за Христа, хотя их таковыми именовали. Но страстотерпцы, поставившие следование заповедям Евангелия выше всех земных интересов, в том числе и политических. Это высочайший идеал, его носителей всегда бывает немного. Это очень чутко почувствовали наши предки, которые вскоре после страдальческой кончины братьев стали почитать их как святых, что привело к достаточно скорой канонизации (или в 20-е годы 11 века, или в 1072 году).

Еще один важный момент – критерием канонизации явился не только их самоотверженный поступок, но и многочисленные чудеса, совершившиеся у их святых мощей и зафиксированные современниками. В те времена именно наличие чудес являлось основным критерием для прославления в лике святых. По причине отсутствия чудес очень долго не канонизировали князя Владимира, княгиню Ольгу, святого Исайю Ростовского и некоторых других подвижников, отличавшихся праведной жизнью и имевших несомненные заслуги перед церковью и христианским народом.

Из примеров страстотерпцев можно привести уникальный случай со святым Михаилом Черниговским, осознанно отказавшемся выполнять ритуальные действия в ставке Батыя. Таких людей было немного, большинство русских князей принимало (вынуждено было принимать) основанный на языческих суевериях этикет в ставке монгольских ханов. Но, тем не менее, каждый из них понимал, что в идеале по-настоящему поступил лишь Михаил.

Из истории княжеской святости известны также случаи жертвенного служения (именно жертвенность, а не факт гибели на поле брани или в ставке врага считался критерием святости), таких князей как Михаил Тверской, Георгий Владимирский, Василько Ростовский и другие. Но это уже другая эпоха, хотя, несомненно, память о Борисе и Глебе сыграла в этом определенную роль.

Завершающее слово: Выражаю благодарность всем своим заочным собеседникам, благодаря которым я вновь обратился к этой давней и поучительной истории, произошедшей на заре нашей национальной истории и в начале истории нашей святости. Спасибо.

Владимир Святославич начинал свою княжескую «карьеру» как коварный, мстительный язычник, но впоследствии, утвердившись во власти, сумел сделать столько полезного для Руси, что память о нем осталась как о Красном Солнышке. Не таков был его наследник – народ назвал его Окаянным. За какие же «подвиги» наградили русичи преемника Владимира столь нелестным именем на века?

После кончины Владимира престол должен был достаться либо Борису, либо Глебу – какому-нибудь из любимых сыновей Владимира. Но кроме любимых детей, был у великого князя усыновленный племянник – Святополк. Именно его отца убил Владимир перед тем, как занять киевский престол.

Святополк, конечно, не мог испытывать к отчиму дружеских чувств. Да и Владимир отвечал ему взаимностью, правда, старался сделать для племянника все, что мог. Святополк полагал, что имеет право стать великим князем – вместо родного отца, погубленного Владимиром. И он начал действовать, едва только объявили о кончине Владимира Святославича.

Святополк решил уничтожить всех возможных конкурентов. Первой его жертвой стал Борис. Будучи в Киеве, Святополк одним из первых узнал о смерти главы государства и подослал к Борису наемных убийц. Борису сообщили верные люди, что на него готовится покушение, но он не стал выступать против брата. Он верил: распрей не будет, Святополк станет теперь всем братьям вместо отца. Но он жестоко ошибся. Четыре наемника оборвали его жизнь во время молитвы. Киевляне считали, что Борис мог бы стать добрым, справедливым правителем: он отличался спокойным нравом, обладал мудростью и храбростью.

Следующей жертвой Святополка стал второй брат, Глеб. Он находился в Муроме и еще ничего не знал о кончине отца. Святополк обманул его, отправив гонца с известием, что Владимир болен и хочет его видеть. Глеб вышел с небольшим отрядом, но по дороге его встретили посланцы еще одного брата, Ярослава, которые и рассказали правду.

Глеб не успел оплакать отца и брата: он тоже был убит. Следующий из братьев, Святослав, услышав о злодеяниях Святополка, решил бежать в Венгрию. Однако рука убийцы настигла его.

Так Святополк оказался на престоле. Щедрой рукой он раздавал дары киевлянам, но народ относился к нему враждебно.

Нашествие поляков

Теперь у Святополка остался лишь один серьезный противник – Ярослав, который находился в Новгороде. Ярослав был в растерянности: он только что расправился с новгородцами, которые подняли бунт против варягов, служивших в княжеской дружине. Варяги эти чинили беспорядки в городе, грабили мирных жителей. Ярославу нужна была поддержка, ведь он понимал, что Святополк рано или поздно доберется и до него. Но он настроил жителей Новгорода против себя, а потому не мог рассчитывать на их помощь. Однако ему все же пришлось пойти на риск: он собрал новгородцев и поведал им о злодействах Святополка. Новгородцы были так потрясены, что решили помочь Ярославу в борьбе против кровожадного брата.

Ярослав с новгородцами выступили в поход, одолели Святополка, и тот бежал в Польшу. Казалось бы, угроза миновала. Новым великим князем стал Ярослав, который начал понемногу вникать в государственные дела. Но тут новое бедствие обрушилось на Русь: польский король Болеслав Храбрый, поддерживаемый Святополком, выступил в поход на Киевскую Русь.

Болеслав брал города один за другим. Он был опытным воином и талантливым стратегом, поэтому это удавалось ему без больших потерь. Ярослав укрылся в Новгороде. Не зная, что ему делать, будущий князь Ярослав Мудрый намеревался бросить все и бежать к варягам. Он не надеялся, что сумеет справиться с поляками, и уже пришел в отчаяние.

Но ему помогли новгородские бояре, не желавшие видеть чужеземца на великокняжеском престоле и питавшие отвращение к братоубийце Святополку. Они собрали деньги и войско, а Ярослав нанял дружину из варягов, и все вместе они выступили против поляков и Святополка.

Тем временем Болеслав, заняв Киев, стал вести себя как единоличный правитель, что не понравилось Святополку. И этот последний, действуя в своих «лучших традициях», принялся через верных людей уничтожать находившихся в Киеве поляков.

Раздор в стане противника сыграл на руку Ярославу. Братья сошлись в бою на том самом месте, где убийцы, подосланные Святополком, оборвали жизнь князя Бориса. После долгого боя Святополк обратился в бегство. Удача отвернулась от Святополка окончательно: он вдруг заболел, был обездвижен. Дружинники сумели доставить его в Богемские пустынные земли, где он и умер.

Конец правления Святополка Окаянного

Что сделал Святополк для Руси? Никаких славных деяний не совершил он за свою жизнь. Наоборот, лишь убийства, причем коварные, совершенные руками наемников, помнит народ. Только раздоры и боль принес он родной земле. Сжигаемый лишь жаждой власти и мести сыновьям Владимира, он отдал на поругание и разграбление иноземцам русские города.

Бесславным изгнанием и смертью на чужбине закончилось короткое правление Святополка Окаянного.