Программа по краеведению пермского края. Краеведческие ресурсы

А.Зеленин Пермь и Пермский край

занимательное краеведение

Имя , отчество , фамилия

Когда человек появляется на свет, ему дают имя. Чтобы не обращаться потом на улице: «Эй, ты!» Ведь кто это - «Эй, ты!» - непонятно!

Древние люди давали себе имена, отличающиеся от современных. Имена эти были длинными и объясняли многое. Например, одно из них могло звучать так: «Человек, поймавший медведя и убивший его, чтобы накормить свой род».

Наши предки - славяне - часто именовали себя в честь богов, которых сами себе и придумывали. Например, бог Солнца - Ярило. Если человек рождался на свет утром, его вполне могли назвать в честь бога Солнца.

Современные имена, которые мы получаем от своих родителей, пришли к нам из разных стран - из разных языков. Например, из греческого, древнеарабского, древнегерманского, древнееврейского, древнескандинавского, кельтского, латинского, старославянского.

Отчество человеку всегда даётся в честь отца. Издревле так повелось: мужчина - главный в семье: добытчик и защитник. Носить отчество - всегда почётно. Раньше его давали не всем. Либо тем, кто принадлежал к богатому роду, либо тем, кто чем-либо отличился перед своей родиной.

Фамилия - слово латинское. Оно пришло к нам из Древнего Рима. Много сотен лет назад им обозначали принадлежность к какой-либо семье.

На Руси первые фамилии обозначали род занятий человека, его профессию. К примеру, ехал селением воевода 1 - сам верхом, на коне, а дорогу, возьми, да и дети перебеги. « Чья ребятня? » - воевода осерчал. А ему подсказывают: «Да Кузнецовы это детишки!» - кузнеца местного то есть. Так и получали дети кузнеца не только наказание от воеводы, но и прозвище - будущую фамилию.

1 Воевода - начальник какой-либо территории на Руси, а также - войска,

Давали фамилию и от имени. Деревушки небольшими были. Порой всего два-три хозяйства. Ехал важный человек, интересовался у ребят, что у изб бегали: чьи они. Отвечали: «Ванька, сын Петров». Или так: «Ерёмка, сын Данилов». Так появились на земле фамилии Петров, Данилов и подобные.

Имена есть не только у людей. Свои имена у рек и озёр, у деревушек и городов. Люди селились у реки - давали ей имя. Строили дом, другой да третий - называли селение так, чтобы знать, где живут.

У главного города Пермского края имя - Пермь.

Кстати, в давние времена Пермью назывался не город, а большая территория - земли, на которых жили разные народы.

Учёные не смогли точно определить, откуда произошло и когда появилось имя «Пермь». Это случилось потому, что люди, назвавшие наши земли, не знали букв, не умели писать, не думали о будущем. Они не сохранили и не передали своим потомкам историю.

Русский учёный Дмитрий 2 Владимирович Буб-рих считал, и с ним согласились многие учёные люди, что слово «Пермь» произошло от вепсского слова «перама» («пера маа», «перя маа») - «дальняя» или «далёкая земля».

2 Дмитрий - греческое слово, в переводе на русский язык означает «принадлежащий Деметре». В древнегреческой мифологии Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Представитель народности вепсов



Вепсы - народ, который сейчас живёт в западной части России. Это европейская часть нашей страны.

Вепсы являются потомками древнего финского племени «весь». Давным-давно племя это обитало на нынешних землях России, заходя и на Урал.

Весьма необычную версию происхождения слова «Пермь» предложил русский географ Николай 3 Иванович Шишкин. Большинство наших учёных с ним не согласились. Однако, думается, вам будет интересно узнать, что, по мнению Николая Ивановича, когда-то на наших землях жили два древних племени. Одно называлось «пер», другое - «емь». Эти племена и дали имя нашему краю.

Коми-пермяки



На языках народов Прикамья, которые после вепсов стали коренными на нашей земле (коми-пермяки, коми-зыряне и коми-язь-винцы), слово «Пермь» звучало как «Перем», «Перым» и «Перим».

Когда на Урал пришли люди русские, они назвали эту местность «Перемь». Со временем одна буква «е» из слова пропала, и получилась « Пермь ».

3 Николай - греческое слово, в переводе на русский язык означает «победитель народов».

Город Пермь

У любого человека есть день рождения. Это число, месяц и год, когда он появился на свет.

Дни рождения есть и у населённых пунктов - у больших городов и маленьких деревушек.

Годом рождения Перми считается год 1723-й. Отмечается день рождения города ежегодно 12 июня. И празднуется он вместе с Днём России.

Почему- 1723 год?

Потому что в этом году на реке Егошихе 4 , притоке Камы, началось строительство медеплавильного завода. Этот завод дал начало заводскому посёлку - будущему городу Перми.

4 Когда-то Егошиха называлась так: Ягошиха. С коми-пермяцкого «яг» («ег») - лог, а «ош» - медведь, вместе: медвежий лог. Егошиха - река, которая текла по логу, где водилось много медведей.

Основателем города Перми является Васи лий 5 Никитич Татищев.

А имя будущему городу - Пермь - дала российская императрица Екатери на II 6 . 16 ноября 1780 года своим Указом она повелела: «...Город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовать оный город Пермь...»

5 Василий - греческое слово, в переводе на русский язык означает «царственный*.

6 Екатерина II - российская императрица. Годы жизни: 1729 - 1796. Годы правления Российской империей: 1762-1796.

Екатерина - греческое слово, в переводе на русский язык означает «чистая, непорочная».

Первые жители на месте будущего города Перми появились в 1647 году. Тогда на пермских землях была проведена перепись живущих на них людей. Переписывали также все прикамские селения: городки, деревни и починки 7 .

7 Починок - небольшой новый посёлок, часто первоначально в один дом.

В переписной книге воеводы Прокопия 8 Елизарова за 1647 год записано: «...починок на р. Каме и на речке Ягошихе, а в нём крестьян дворы: Сергейко Павлов сын Брюханов, у него дети Климко да Ивашко...»

8 Прокопий - греческое слово, в переводе на русский язык означает «обнажённый меч».

В 1678 году в переписных книгах князя 9 Фёдора 10 Вельского на реках Каме и Ягошихе всё в том же починке «дворы: Ивашка Верхо-ланцев, Дёмка да Яранко Брюхановы, Ларька Брюханов и Ивашко Брюханов...»

9 Князь - правитель какой-либо территории в Русском государстве, а также дворянский титул.

10 Фёдор - греческое слово, в переводе на русский язык означает «дар Божий».

На рубеже ХУП-ХУШ (семнадцатого - восемнадцатого) веков русскому царю Петру I 11 для расширения границ государства, а также для их защиты потребовалось большое количество пушек. Требовались и деньги. Для изготовления пушек и монет нужны были железо и медь. Урал издавна был самой богатой частью земель Русского государства. Сюда, на Урал, Петром I был отправлен капитан-поручик артиллерии В.Н. Татищев. Ему «надлежало найти места, богатые лесом и рудами, рядом с большой водою, чтобы ставить новые заводы, производящие орудия в государев арсенал» 12 .

11 Пётр I - русский царь, позднее император. Годы жизни: 1672-1725. Годы правления Русским государством: 1682-1725.

Пётр - греческое слово, в переводе на русский язык означает «камень».

12 Из книги «Слово о Мотовилихе: Годы. События. Люди* (1974).

В 1723 году на Егошихинском заводе выплавили первую медь.

В 1724 году в посёлке была заложена, а в 1726 году освящена первая церковь - Петропавловская. Сперва церковь была деревянной, позднее рядом с ней построили каменную (1757-1764). Петропавловская церковь до сих пор находится в Перми. Это собор Святых Петра и Павла по улице Советской, 1.

В 1730-х годах Егошиха стала центром огромной территории Пермской провинции в составе Казанской губернии.

Собор Святых Петра и Павла

В 1781 году была создана Пермская губерния, Пермь стала её главным городом.

В 1923 году, после того как вместо губерний в России появились области и округа, Пермь стала центром Пермского округа.

С 1938 года Пермь - главный город Пермской области.

В 1971 году за большие заслуги перед родиной Пермь была награждена высшим орденом страны СССР 13 - орденом Ленина.

13 Союз Советских Социалистических Республик.

Сейчас Пермь - очень большой город. Вдоль главной реки Прикамья - Камы - он протянулся почти на 70 километров, его ширина - около 40 километров, а площадь - почти 800 квадратных километров!

В Перми проживает около миллиона жителей! Они работают на больших и маленьких предприятиях, ходят в магазины и на рынки, в театры и библиотеки, посещают парки и стадионы. Для детей в Перми открыто более 200 детских садов, более 200 школ - общеобразовательных, специальных, музыкальных, художественных и спортивных. А ещё в Перми есть колледжи, лицеи, институты и университеты.

Районы Перми и

Пермского края

Наша страна, Российская Федерация, - единое целое. Но состоит она из множества частей. Эти части - республики, края и области.

Пермский край - часть Российской Фе дерации. Он тоже состоит из частей, но они меньше, чем республики.

В Пермский край входят Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. В свою очередь, область и округ делятся на районы, в которых есть города, сёла, деревни и посёлки.

В Перми 7 районов: Дзержинский, Инду стриальный, Кировский, Ленинский, Мотовилихинский, Орджоникидзевский и Сверд ловский.

Кировский район полностью расположен на правом берегу Камы. Дзержинский и Орджоникидзевский районы находятся на двух берегах главной пермской реки. Самый маленький район - Ленинский, считающийся главным (центральным), и Мотовилихинский (один из самых больших) поместились на левом берегу Камы. Там же находятся и одни из самых молодых районов Перми - - Индустриальный и Свердловский.

Пермский край состоит из 37 муниципаль ных районов и 14 городских округов (без города Перми).

Районы Пермского края: Бардымский, Березовский, Большесосновский, Верещагинский, Гайнский, Горнозаводский, Добрянский, Еловский, Ильинский, Карагайский, Кишертский, Косинский, Кочёвский, Красновишерский, Кудымкарский, Куединский, Кунгурский, Лысьвенский, Нытвенский, Октябрьский, Ординский, Осинский, Оханский, Очёрский, Пермский, Сивинский, Соликамский, Суксунский, Уинский, Усольский, Чайковский, Частинский, Чердынский, Чернушинский, Чусовской, Юрлинский, Юсьвинский.

Городские округа Пермского края (горо да): Александровск, Березники, Гремячинск, Губаха, Добрянка, Кизел, Краснокамск, Кудымкар, Кунгур, Лысьва, Соликамск, Чайковский, Чусовой и ЗАТО 14 «Звёздный».

14 ЗАТО - закрытое административно-территориальное образование, доступ в которое осуществляется только по специальному пропуску.

Коми-Пермяцкий округ состоит из города Кудымкара и 6 районов: Гайнского, Косинского, Кочёвского, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского.

ГОРОД...


В выделенных цветом клетках чайнворда - на звание города Пермского края.

Примечание. В чайнворде последняя буква каждо го слова является первой буквой слова, следующего за ним. Буквы в сетке чайнворда - подсказка.

Вопросы:

1. «Звенящий» цветок. 2. Сказочный Горбунок. 3. Водный цветок. 4. Перерыв в спектакле. 5. Из неё идёт дым. 6. Летний месяц. 7, «Дорога» для пешеходов. 8. Мама и папа. 9. Футбол. 10. Из него делают дороги. 11. Электричество.



1

Л

ь

О

ш

3

н

2

11

к

4

А

5

7

с

6

Б

Л

о

8

О

И

с

10

9

Л

Улицы Перми

В словаре русского языка улицей называ ется два ряда домов и пространство между ни ми, предназначенное для прохода и проезда.

Давным-давно, когда Пермь была Егошихой, автомобилей в ней не было - ездили на лошадях, запряжённых в телеги, экипажи да сани. Не было и улиц. Да что улиц! Домов было мало: сначала - один, затем - три, потом - пять...

Когда в 1781 году заводской посёлок Егошиха стал губернским городом Пермью, в нём провели перепись, чтобы узнать: сколько, чего и где. И выяснилось: улиц в Перми - пять, и ещё имеется один переулок. А на этих улицах и в переулке домов частных и казённых - около 400.

Какая же улица в Перми самая главная? И вот тут вы можете удивиться, потому что некоторые жители настоящей и прошлой Перми считали главной улицей города... Каму!

И на самом деле описание улицы весьма подходит для нашей красавицы-реки: на правом и левом берегу - дома, а между ними ходят План города Перми, 1998 год

теплоходы, буксиры, баржи, катера.

Впрочем, настоящие улицы, они на земле, на суше.

Первые улицы Перми устраивались вдоль Камы. Самая ближняя к реке называлась Береговой. Затем люди изменили её название: Береговая стала Набережной. В XIX (девятнадцатом) веке Набережную переименовали

в Монастырскую. Переименование произошло в честь строящегося на улице комплекса Спасо-Преображенского монастыря, в одной из частей которого сейчас находится Пермская художественная галерея. На улице располагались дома, принадлежавшие богатым людям Перми: заводчикам и купцам. Ближе к воде размещались заводы, пристани и склады - наверное, поэтому в 1920 году улица Монастырская вновь сменила название: она стала Трудовой. С 1937 года и до настоящего времени улица носит имя Григория 15 (Серго) Константиновича Орджоникидзе. В годы Советской власти Серго Орджоникидзе руководил тяжёлой промышленностью страны и посещал город Пермь.

15 Григорий - греческое слово, в переводе на русский язык означает «бодрый».

Одна из первых улиц Перми - Сибирская. В XX (двадцатом) веке она носила имя Карла 16 Маркса, а потом ей вернули историческое название. Первоначально Сибирская улица была частью большой дороги в Сибирь. Дорога называлась так: Сибирский тракт. Там, где улица переходила в тракт, была граница города Перми. Здесь располагалась Сибир ская застава.

16 Карл - древнегерманское слово, в переводе на русский язык означает «смелый».


Улица Монастырская (Орджоникидзе). Фото начала XX века.
В 1824 году на заставе были установлены столбы, соединённые между собой чугунной цепью. На них были изображения медведей, а венчали эти столбы фигуры орлов.

Заставу построили в честь приезда в губернский город Пермь российского императора Александра 17 1. Сейчас на этом месте расположена памятная стела.

17 Александр - греческое слово, в переводе на русский язык означает «защитник людей».

По настоящее время на улице Сибирской сохранилось большое количество старинных строений: дом пермского губернатора (на пересечении улиц Сибирской и Большевистской), здание Благородного собрания (на пересечении Сибирской и Луначарского), здание

Пермской казённой палаты 18 (на пересечении Сибирской и Ленина) и другие.

18 В Казённой палате служили чиновники, которые занимались финансовыми и судебными делами Пермской губернии.


Улица Сибирская, Старо-Сибирская застава, 1914 год
А ещё на Сибирской всегда рады детям, ведь на этой улице находятся: самая главная детская библиотека Пермского края (дом № 11), Пермский Дворец творчества юных (дом № 29), Пермский государственный театр кукол (дом № 65), три школы и Дворец спорта «Орлёнок» (дом № 47).

Сейчас в городе Перми около 1500 улиц. Главной из них считается улица Ленина.

Имена улицам дают люди. Как правило, в честь кого-либо или чего-либо. Например, некоторые улицы Перми названы в честь городов. Это - Абаканская, Брестская, Вол гоградская... Другие улицы названы в честь людей, которые когда-то управляли нашей или другой страной, например, Куйбышева, Свердлова, Богдана Хмельницкого. Иные улицы носят фамилии военных, писателей, художников: Фрунзе, Пушкина, Шишкина. Ещё есть улицы, связанные с профессиями:

Водников, Металлургов, Связистов. Интересно, отчего появились в Перми улицы Весёлая и Тихая, Весенняя и Снежная?


Бульвар Гагарина
Улицы бывают прямыми и широкими, маленькими и узкими, длинными и украшенными аллеями кустарников и цветов. Прямые и широкие улицы -это проспекты. Маленькие и узкие - переулки. Длинные улицы могут называться, как дорога, -шоссе. А улица с аллеями - это бульвар.

Самое главное, что на каждой улице и проспекте, в переулке и на бульваре есть дома. А в каждом доме живёт история. Как, например, в доме № 11 по улице Орджоникидзе. В этом старинном доме располагается Пермский краевой музей. Побывав в нём, вы сможете узнать всю историю Пермского края: от доисторических времён до Перми Великой, от Пермской губернии до сегодняшних дней.

Улицы старой Перми


Разгадав ребусы, вы узнаете, как в старину назывались улицы города Перми- Советская и Кирова.




Пермский период

Словосочетание «пермский период» - по нятие геологическое.

Геология - комплекс наук о Земле: об её строении, составе и истории. А ещё в понятие «геология» входят методы изыскания полез ных ископаемых.

Период - это промежуток времени, в те чение которого что-то происходит.

В истории планеты Земля было много различных периодов, и все они называются по-разному.


Р.И.Мурчисон
Пермь может гордиться тем, что её именем назван целый геологический период, который начался... 285 миллионов лет назад! И длил ся... 55 миллионов лет!

Пермскую систему открыли в 1841 году. В тот год пермскую землю посетил англий ский учёный-геолог Родерик Импи Мурчисон. Каково же было его удивление, когда на бере гах пермской речки Егошихи он обнаружил ещё не исследованные ни кем отложения - много вековые горные породы!

Так впервые в миро вой истории в геологиче ском календаре появилось имя российского края - « Пермь ».

А с господином учё ным, кстати, в Пермской губернии чуть беда не слу чилась. Ездил он по уез дам, знакомился с мест ными заводами и...


Ископаемое позвоночное Пермского периода
На реке Серебряной, притоке Чусовой, лод ка, в которой плыл Роде рик Мурчисон, перевер нулась... Утопил геолог в реке и часы, и труб ку, и сумку. Спас глав ное - записную книжку со своими наблюдениями- открытиями. Вот как бы вает!

«Люби и знай свой край родной» – кому неизвестен этот завет жизни?! Полюбить же свой край можно лишь тогда, когда знаешь его тайны и богатства, открываешь в нём неведомое.
На страницах книги Андрея Сергеевича Зеленина читатели узнают об основных исторических событиях, выдающихся людях, памятниках культуры и географических особенностях Перми и Пермского края.
Издание дополняют занимательные творческие задания, с одной стороны закрепляющие материал, с другой - расширяющие кругозор.
Книга предназначена в первую очередь детям 6–11 лет, а так-же студентам, педагогам для подготовки и проведения уроков краеведения, может быть использована в качестве учебного пособия по краеведению.

ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ.
Когда человек появляется на свет, ему дают имя. Чтобы не обращаться потом на улице: «Эй, ты!» Ведь кто это - «Эй, ты!» - непонятно!

Древние люди давали себе имена, отличающиеся от современных. Имена эти были длинными и объясняли многое. Например, одно из них могло звучать так: «Человек, поймавший медведя и убивший его, чтобы накормить свой род».

Наши предки - славяне - часто именовали себя в честь богов, которых сами себе и придумывали. Например, бог Солнца - Ярило. Если человек рождался утром, его вполне могли назвать в честь бога Солнца.

Современные имена, которые мы получаем от своих родителей, пришли к нам из разных стран - разных языков. Например, из греческого, древнеарабского, древнегерманского, древнееврейского, древнескандинавского, кельтского, латинского, старославянского.

Содержание
Слово автора
Родина и то, что с ней связано
Задание №1
Имя, отчество, фамилия
Задание №2
Город Пермь
Задание №3
Районы Перми и Пермского края, города
Задание №4
Улицы Перми
Задание №5
Пермский период
Задание №6
Пермь Великая
Задание №7
Пермская губерния
Задание №8
Пермская область
Задание №9
Коми-Пермяцкий национальный (автономный) округ
Задание №10
Пермский край
Задание №11
Национальности (народы)
Пермского края
Задание №12
Пермские реки
Задание №13
Флора Пермского края
Задание №14
Фауна Пермского края
Задание №15
Полезные ископаемые
Пермского края
Задание №16
Имена в истории
Пермского края
Задание №17
Пермяки-герои
Задание №18
Памятники Перми
Задание №19
Пермские театры, библиотеки, музеи
Задание №20
Первый. Впервые. Самая
Задание №21
Книги, которые полезно перелистать, прочитать и запомнить
Ответы на задания книги.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пермь и Пермский край, Занимательное краеведение, Зеленин А.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ПЕРМСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ начиналось трудами первых исследователей Пермского края 18 в. В. Н. Татищева. П. С. Палласа, Н. П. Рычкова, И. И. Лепехина, А. Г. Гумбольда и др.
Татищев Василий Никитич (1686 – 1750гг.) - русский государственный деятель, историк, автор «Истории Российской с самых древнейших времен» и «Лексикона Российского» - первого русского энциклопедического словаря, содержавшего и пермский материал.
Становление пермского краеведения относится к рубежу 18 - 19 вв. и связано с началом пермского книгопечатания. Одна из первых публикаций - «Хозяйственное описание Пермской губернии» Н. С. Попова, вышедшая в Перми в 1804 г. и составленная под руководством губернатора К. Ф. Модераха. Другой «классический» труд по пермскому краеведению - «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей» В. Н. Берха (СПб, 1821 г.)
Во второй половине 19 в. развитие пермского краеведения проводилось силами историков и краеведов Д. Д. Смышляева, Ф. А. Волегова, А. А. Дмитриева, И. Я. Кривощекова, Н. А. Рогова, А. Е. и Ф. А. Теплоуховых и др. Краеведческие наблюдения и исследования публиковались в «Пермских сборниках» (1859-1960 гг.); с 1870 г. - в «Памятных книжках Пермской губернии» и «Календарях Пермской губернии». Краеведческий материал регулярно печатались на страницах «Пермских губернских ведомостей». В 1888 г. в Перми был создано научно-краеведческое и просветительское общество «Пермская ученая архивная комиссия» (ПУАК), первым председателем ее стал известный краевед В. Д. Шишонко. За период с 1892 по 1915 гг. было издано 12 выпусков «Трудов ПУАК». В 1899 г. было создано «Общество любителей истории, археологии и этнографии Чердынского края», его участники собирали этнографический материал Северного края. С 1870 г. по 1930 г. в Екатеринбурге действовало Уральское общество любителей естествознания (с отделением этнографии), которым было издано 40 томов «Записок УОЛЕ». С 1916 г. центром изучения краеведения в Перми становится отделение Петроградского университета, с 1917 г. - Пермский университет. В университете были созданы научные общества - Кружок по изучению Северного края (КИСК), затем - Общество по изучению Пермского края. Гражданская война приостановила их деятельность, но в 1923 г. КИСК возобновил свою работу и действовал до 1929 г. Члены кружка изучали историю, этнографию и фольклор Прикамья, разрабатывали методики исследований, формировали музейные коллекции, издавали научные труды. В 1924 - 1928 гг. вышло 4 выпуска «Пермского краеведческого сборника» под редакцией П. С. Богословского с более чем 80 статьями. В 1925 г. было создано Пермское общество краеведения (ПОК). В начале 30-х гг. деятельность краеведческих организаций заметно сокращается, прекращается издание краеведческих сборников. Постановлением Совнаркома РСФСР от 10 июня 1937 г. краеведческие организации по всей стране были ликвидированы. Многие активные участники краеведческого движения были арестованы и погибли. В 1935 г. был арестован П. Н. Богословский, в 1937 г. - бывший директор Пермского музея А. С. Лебедев и известный пермский краевед В. Н. Трапезников. По мнению современных исследователей, 1917 – 1929 гг. были «золотым десятилетием» советского краеведения.
В послевоенные годы краеведческое движение постепенно восстанавливается, но в основном на профессиональной основе. В краеведение приходят новые люди. Центром краеведческих исследований становится Пермский краеведческий музей. В 1954 открывается музей археологии Прикамья в Пермском государственном университете. Пермское книжное издательство под руководством известного журналиста и краеведа Б. Н. Назаровского выделяет в своей деятельности краеведческое направление: издаются альманахи «Прикамье», «Календари – справочники Пермской области», серия книг «Замечательные люди Прикамья» и др. В 1963 – 1965 гг. была издана «История Урала» в 2-х томах под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Ф. С. Горового. Авторами монографии были пермские ученые К. С. Маханёк, В. В. Мухин, П. И. Хитров, В. Г. Черемных, Ф. А. Александров, И. С. Капцугович, В. П. Красавин, А. Н. Фадеев. В 1966 г. в Перми было создано городское добровольное общество охраны памятников истории и культуры, затем - областное; Пермское отделение ВООПИК действует до настоящего времени. Активизировалась работа по созданию народных музеев, развитию краеведческого туризма и школьного краеведения. В 1960 - 1970-е гг. вышли в свет 12 книг серии «Города Пермской области», три «Путеводителя – справочника по Перми» и др.
В начале 1980-х гг. в Перми был создан городской клуб «Пермский краевед». В 1984 г. в городе состоялись «Первые областные историко-краеведческие чтения». В марте 1990 г. в Перми было создано общество «Краевед Прикамья».
Важную роль в современном краеведении Урала играют Пермский краеведческий музей, Пермская государственная художественная галерея, краевая библиотека имени А. М. Горького, краевые архивы. За последнее десятилетие переизданы дореволюционные краеведческие издания и изданы труды современных исследователей - ученых пермских вузов В. В. Абашева, А. М. Белавина, Г. П. Головчанского, М. А. Ивановой, Т. А. Калининой, А. Ф. Мельничук, В. В. Мухина, И. А. Подюкова, Г. Н. Чагина, А. В. Черных и др., посвященные вопросам истории и культуры Прикамья.

Т. Н. Лепоринская

Пояснительная записка

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

В новых образовательных стандартах духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль, а гражданско-патриотической работе с подрастающим поколением государством уделяется особое внимание.

Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Программа «Мой Пермский край» составлена для учащихся 5 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным пособием учебным пособием, выпущенным издательством «Книжный мир» в 2015 г.

Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

Формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

Прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

Расширять исторический кругозор учащихся;

Воспитательные:

Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края;

Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом;

Содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

Коммуникативные результаты

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проведение наблюдения под руководством учителя;

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.

Регулятивные результаты:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Программа предполагает организацию взаимодействия с учреждениями (архивы, музеи, выставочные залы) и частными лицами (краеведы, коллекционеры), а также использование ресурсов внутреннего туризма.

Содержание программы

Введение (1час).

Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением других курсов и образовательных областей, неотрывность истории края от истории России и других стран. Знакомство с курсом, учебным пособием, его особенности, правила пользования им.

Тема 1. Древнее Прикамье. (5 часов).

Задача темы: формирование понимания исторических корней края, особенностей его заселения, неповторимость его культуры. Знакомство с особенностями истории и жизни коренного населения Прикамья, их культурой, традициями, бытом.

Основные понятия и термины: археология и археологический памятник, летоисчисление, Пермский период, геология, геологическая эра, каменный век, кроманьонец, Писаный камень, железный век, пермский звериный стиль, металлургия, священное животное, ханты, манси, коми-пермяки, топонимика, святилище, легенда, сказание, Парма, утварь, этнография, летопись, канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги, Пермские боги (деревянная скульптура).

Персоналии: Родерик Импи Мурчисон, Стефан Великопермский (Пермский).

Посмотрим глазами историка. Что изучает наука история, вспомогательные исторические науки, почему историю нельзя исправить или написать. Кто такие историки. Счет лет в истории (летоисчисление). История народа, история края.

Пермский период. Геология – помощник истории. Геологические периоды. Пермский период и роль Р.И. Мурчисона в его открытии. Пермские ящеры.

Каменный век Прикамья. Облик края в древние времена. Открытие первобытных стоянок человека на территории Прикамья. Археологические памятники на территории Прикамья, их охрана. Жизнь древних людей в Прикамье.

Века металлов. Переход от каменного века к векам металлов, совершенствование орудий охоты и земледелия. Кто такие чуды. Понятие о пермском зверином стиле. Время создания предметов пермского звериного стиля. Причины его появления. Легенды и сказания, связанные с наиболее распространенными в Прикамье священными животными. Писаный камень и иные уральские писаницы

Кто живет, тот и названия дает. Понятие о топонимике. Происхождение слова «Пермь». Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время. Освоение русскими уральских земель. Переход от языческой веры к христианству. Роль Стефана Великопермского в христианизации Прикамья. Пермская деревянная скульптура.

Тема 2. Столичная эстафета (6 часов)

Задача темы: знакомство с историческими фактами возникновения и развития исторических городов Пермской земли, в разное время бывшими региональной столицей Прикамья.

Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба, кремль, слобода, посад, собор, амбар, зодчество, город-памятник, ремесла и ремесленники, набеги, соляной промысел, вотчина, иконопись, атаман, ханство, летописец и летопись, шатер, каменная соль, магний, ботанический сад, оранжерея. систематика, тюркские народы, тракт. благотворительность, купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство, сталактит, сталагмит, завод-поселение, полба, крестьянская война, диорама, метеорит, герб, геральдика и др.

Персоналии: Строгановы, Демидовы, Артемий Бабинов, Иван IV (Грозный). Романовы, Петр I, Ермак, хан Кучум, К.Рылеев, Павел I, братья Калиниковы, Голицыны, А.Воронихин, М.Грибушин, А.Губкин, К.Хлебников и А.Хлебников, В.Татищев, С.Ремезов, Е.Пугачев, В.Беринг, Д.Менделеев, В.Н.Татищев, Петр I, Екатерина II, Александр I, Н.В. Мешков, И.И.Свиязев, К.Ф.Модерах, Дягилевы, Любимовы, А.С.Попов, Н.Г. Славянов, И.Лем, Н.Воронцов и др.

Чердынь. Древнейший город Прикамья История его основания. Каменная архитектура Чердыни. Город - памятник и его охрана. Ныроб и его роль в русской истории. Ныробский узник.

Соликамск. Основание города. Его значение в истории России и Прикамья. Роль промышленников Демидовых в развитии города и края. Архитектура. Современный Соликамск. Город – памятник и его охрана. Ермак и его роль в освоении Урала и Сибири.

Усолье и соляные промыслы. Род Строгановых и история Усолья. Архитектура. Нарышкинское барокко. А. Воронихин.

Кунгур. Основание Кунгура – крупного торгового центра Прикамья. Кунгурская ярмарка. купцы Грибушин и Губкин и их вклад в развитие города. культура и искусство. Знаменитые жители Кунгура. Кунгурская ледяная пещера – памятник природы мирового значения.

Основание Перми. Основание Егошихинского завода. Роль В.Н. Татищева в освоении богатств уральских земель. Первые постройки Перми.

1780 год – переименование Егошихинского завода в город Пермь. 1781 – образование Пермской губернии. Первые улицы и каменные здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губернаторы Прикамья, оставившие свой след в истории.

Губернский город Пермь. Особенности застройки и развития губернского города. Архитектура Перми. Ф.Х. Грааль и его деятельность. Пермский университет.

Замечательные жители Перми. Князья Макутовы. Знаменитые изобретатели – уроженцы Прикамья: А.С.Попов, Н.Г.Славянов, Н.В.Воронцов. Пароходчики И.И.Любимов и Н.В.Мешков. Д.Д. Смышляев. Дягилевы. Знаменитые гости Перми.

Тема 3. Коми-Пермяцкий округ (1 час)

Задача темы: знакомство с Коми-Пермяцким округом как неотъемлемой частью Пермского края.

Опорные понятия и термины: Кудымкар, исторические здания и постройки, коми-пермяки и коми-пермяцкий эпос. Кудым-Ош.

Персоналии: Строгановы, П.И. Субботин-Пермяк.

Тема 4. Старинные города и поселки Прикамья.

Задача темы: знакомство с историческими городами Прикамья, их особенностями, архитектурой, бытом. Роль малых городов в истории края и России.

Персоналии: Строгановы, Демидовы, Лазаревы. Савва Морозов. Дягилевы.

Оса. Основание города. Оса – старинный купеческий город. Взятие Е.Пугачевым крепости Оса и исторический мемориал, посвященный этому событию. Архитектура и ее охрана. Витус Беринг и Оса.

Оханск. Основание города. Оханск купеческий и его особенности. Путь великих людей России через Оханск. Оханский метеорит.

Ильинский. Центр управление Строгановской вотчиной. Сомодеятельная культура Ильинского. Артефакты Ильинского музея. Пожвинская роспись (уральская роза) в коллекции музея. Лесопарк Кузьминка.

Очер. История возникновения. Памятники истории и архитектуры. Ежовский палеонтологический памятник.

Добрянка. Достопримечательности города, культурная жизнь завода, современная жизнь Добрянки.

Чермоз. Лазаревы в Прикамье. Культурно-исторические памятники Чермоза.

Нытва. Культурно-исторические памятники Нытвы. Нытвенская ложка.

Лысьва. Князья Шаховски и Шуваловы в Прикамье. Лысьвенская каска.

Пожва. Пожвенские заводы, их продукция. Пароходостоение в Прикамье.

Суксун. Достопримечательности Суксуна. Суксунский самовар.

Орел. Роль городка в освоении Урала и Сибири. Прикамские изразцы.

Кын-завод. Археологические памятники и памятники культуры.

Павловский. П.А. Строганов.

Орда. Камнерезное дело в Прикамье.

Всеволодо-Вильва. Завод и имение. Роль Всеволодо-Вильвы в культурной жизни Прикамья.

Бикбарда – родовое имение Дягилевых.

Пыскор как первая резиденция Строгановых в Прикамье.

Тема 5. Горное дело и развитие Прикамья. (1 час)

Задача темы: сформировать представление о городе-заводе.

Опорные понятия и термины: город-завод, мастеровые, изобретатель-самоучка.

Города-заводы как основа металлургической промышленности в Прикамье. Устройство завода. Заводские рабочие. Жизнь и быт заводского поселения.

Тема 6. Новые города Прикамья. (3 часа)

Задача темы: знакомство с новыми городами Прикамья, их особенностями, архитектурой, бытом. Новые отрасли промышленности Прикамья.

Опорные понятия и термины: комбинат, химическая промышленность, нефтяная промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, гидроэнергетика.

Персоналии: С.С. Говорухин.

Березники. Березниковский химический комбинат. С.С. Говорухин.

Краснокамск. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат.

Чайковский. Воткинская ГЭС.

Тема 7. Прикамье в военные годы (2 часа)

Задача темы: знакомство с героями войн, формирование образа защитника Родины.

Опорные понятия и термины: героизм, патриотизм, защита Родины.

Персоналии: Ю. Берглин, Н. Трухин, А. Стабровский,Т. Барамзина, А.Покрышкин и др..

Герои войны 1812 года. Герои русско-турецких войн. Герои Первой мировой войны. Герои Великой Отечественной войны.

Прикамье в годы Великой Отечественной войны.

Тема 8. Прикамье литературное.

Задача темы: знакомство литературным наследием Прикамья.

Опорные понятия и термины: писатель, поэт.

Персоналии: А. Попов, М. Осоргин, Д. Мамин-Сибиряк, П. Бажов, А. Чехов, Б. Пастернак, В. Иванов, В. Астафьев, О. Волконская, О. Селянкин, Л. Юзефович, А. Королев, В. Воробьев, Л. Давыдычев, Л.Кузьмин.

Литературное пространство Прикамья.

Детские писатели и их произведения.

Учебно-тематический план

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Прилежание и ответственность за результаты обучения;

Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

Наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

Способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

Способность к сотрудничеству и коммуникации;

Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение задач, кроссвордов и т.д.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

1. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Нормы оценки знаний за выполнение теста

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся

Отметка/

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна.

Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты

темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы.

Изложена стратегия решения проблем.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение: Посмотрим глазами историка

11.09

11.09

Пермский период

18.09

18.09

Каменный век Прикамья

25.09

Века металлов

2.10

Кто живет, тот и названия дает

9.10

Чердынь. Соликамск Усолье Кунгур

16.10

Основание Перми

23.10

8-9

Губернский город Пермь

30.10-13.11

Коми-Пермяцкий округ

20.11

Старинные города и поселки Прикамья

27.11

Горное дело и развитие Прикамья

4.12

Новые города Прикамья

11.12

Герои войны 1812 года. Герои Первой мировой войны

18.12

Прикамье в годы Великой Отечественной войны

25.12

Прикамье - литературное

15.01

Заключительное занятие «Мой Пермский край»

22.12

Учебно-методические средства

1. Н.П.Горбацевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова, Д.А. Кормилин. Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен. – Пермь, «Книжный мир», 2015

Телевизионные и учебные фильмы по истории Прикамья

«Пермский период Родерика Мурчисона»

«Изобретение на века. Н.Г. Славянов» «Пермь Великая». Учебно-методический фильм в 4 частях. Министерство образования Пермского края, 2008.

«Пермь. История в лицах». Учебно-методический фильм в 4 частях, 2006

1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.

2. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь. Пермь, 1996.

3. Бординских Г.А. Легенды и предания земли Соликамской. Соликамск, 2006.

4. Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. – М., 1988

5. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994.

6. Весновский В.А. Исторические памятники в Пермской губернии. Пермь, 1915.

7. Вишневский Б.Н. Путешественник Кирилл Хлебников. Пермь, 1957.

8. Власова О.М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь, 1990.

9. Воеводин Л.Е. 45 народных старинных песен в заводах Пермской губернии. Пермь, 1905.

10. Воеводин Л.Е. Царствующий Дом Романовых и Пермский край // Труды Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Вып. XI. Пермь, 1914.

11. Волконская О.А. Пермская рябинка. Пермь, 1966.

12. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005.

13. Горовой Ф.С. О дате основания города Перми. (К вопросу о датах основания городов как исторических памятниках) // Уральский археографический ежегодник за 1970 год. Пермь, 1971.

14. Гримм Г. Архитектор Воронихин.- М.-Л., 1963

15. Дмитриев А.А. Исторический очерк Пермского края. Пермь, 1896.

16. Дмитриев А.А. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 года с приложением летописи города Перми с 1845 до 1890 года. Пермь, 1889.

17. Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. I–VIII. Пермь, 1889–1900.

18. Золотов Е.Д. Город Кунгур в 1774 г. во время Пугачевского бунта: материалы по истории города // Золотов Е.Д. Боль души: избранное. Кунгур, 2002.

19. Золотые Звезды Прикамья. Пермь, 1975.

20. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. И. С. Капцуговича. Пермь, 1976–1977.

21. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. Ф. С. Горового. Пермь, 1963–1965.

22. Капцугович И. Рассказы для чтения по истории Прикамья. – Пермь, 1984

23. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар, 2005.

24. Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.

25. Кривощеков И.Я. Материалы для истории села Кудымкора Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь, 1894.

26. Кривощекова-Гантман А. Географические названия Верхнего Прикамья. – Пермь, 1983

27. Купкель А. Страницы пермской архитектуры. – Пермь, 1999

28. Лисовский В. Андрей Воронихин. – Л., 1971

29. Лобанов Д.А., Ощепков Л.Г. История 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка. Пермь, 2006.

30. Лунегов И. Древняя Чердынь. – Пермь, 1969

31. Мезенина Т.Г., Мосин А.Г., Мудрова Н.А., Неклюдов Е.Г. Род Строгановых. Екатеринбург, 2007.

32. Мухин В.В. Ермак Тимофеевич. Пермь, 1957.

33. Мялицын И.А. Танки вел Алексеев. Пермь, 1978.

34. Неклюдов Е.Г., Попова-Яцкевич Е.Г. Род Лазаревых. Екатеринбург, 2013.

35. Оборин В., Чагин Г. Чудские древности Рифея. – Пермь, 1989

36. Перескоков Л.В.; Марченко А., протоиерей; Королева В.В. Православные монастыри и храмы Перми. Пермь, 2013.

37. Подвиг пермских танкистов. Пермь, 1971.

38. Попов Е., протоиерей. Святитель Стефан Великопермский. Пермь, 1885.

39. Савич А.А. Прошлое Урала: исторические очерки. Пермь, 1925.

40. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

41. Смышляев Д.Д. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891.

42. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723–1917. Пермь, 1999.

43. Теплоухов Ф.А. Древности Пермской Чуди из серебра и золота и ее торговые пути. Пермь, 1895.

44. Терехин А. Архитектура Прикамья. – Пермь, 1970

45. Тынянов Ю.Н. Гражданин Очер. Уральское наследие. Пермь, 1990.

46. Унгвицкий В.Н. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1994.

47. Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми: серебряный медведь на красном поле. Пермь, 2008.

48. Фомичев М.Г. Путь начинался с Урала. М., 1976.

49. Чагин Г. Чердынь. – Пермь, 1972

50. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2003.

51. Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск. Пермь, 2007.

52. Шварц А. Академик архитектуры И.И. Свиязев. – Пермь, 1959

53. Шишонко В.Н. Пермская летопись. Периоды 1–5. Пермь, 1881–1899.

54. Шустов С.Г. Пермское имение графов Строгановых в первой половине XIX в. Пермь, 2006.

55. Юзефович Л. Рудознатцы. Пермь, 1987.

56. Юзефович Л.А. Чугунный ягненок; Казароза. Пермь, 2008.

57. Якунцов И.А. Урал в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Пермь, 1997.