Общие вопросы теории специальной психологии. Основные психологические теории» Психологические теории и их взаимосвязь

Учебные вопросы занятия:

1. Бихевиоризм.

2. Психоанализ.

3. Когнитивная психология.

4. Гештальтпсихология.

5. Гуманистическая психология.

6. Деятельностный подход.

Краткое содержание темы.

Вопрос 1. Бихевиоризм.

Слово происходит от английского behavior – поведение. Это направление психологии возникло в начале прошлого века в США; основателем его считается Джон Уотсон . Задачу психо­логии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим тео­ретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных мето­дов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий че­ловека, процессов, событий; открытие закономерностей науче­ния, образования навыков, реакций поведения.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: сти­мул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассмат­ривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психи­ческие моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – по­требность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).

Основные положения бихевиоризма:

1) Изучать можно только то, что объективно наблю­даемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосудистые изменения, и деятельность желез.

2) Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При том формиро­вание человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.

3) Среда формирует поведение путем стимулов и под­креплений (стимулы это то, что предшествует поведению и вы­зывает его. Подкрепление это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение заторма­живается, если благоприятны поведение воспроизводится вновь.

4) Невротический симптом или аномалии поведения яв­ляются следствием неадекватной условной связи.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении пси­хики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Вопрос 2. Психоанализ.

Основная идея психоаналитически ориентированных психо­логов (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карен Хорни, Отто Ранк и др.) - человек - это существо иррациональное, то есть его жизнь движется не рациональными мотивами, а иррациональ­ными порывами. Познать человека - значит познать ведущие иррациональные силы, заставляющие его поступать определен­ным образом. Психоаналитики вводят в оборот понятия, кото­рые описывают и объясняют действие самых глубинных психи­ческих структур человека: бессознательное, архетипы, защитные механизмы и т.д. Проникновение в мир бессознательного предполагает отказ от традиционных спо­собов постижения психики человека. Психоаналитики культивируют та­кие способы зондирования психи­ческой реальности, как толкование сновидений, работу с ассоциациями, с обыденными ошибками, оговорка­ми и т.д. Особый интерес у психо­аналитиков вызывают те явления че­ловеческого бытия, которые меньше всего регулируются его разумом, ра­циональными способностями. Мы не можем управлять снами, лишь час­тично - эмоциями. Мы не властны над своими фантазиями и воображе­нием и т.д. Именно эти феномены становятся предметом пристального изучения психоаналитиков. Психоанализ как направление психологической мысли представлен трудами, которые объединяет общая тематика, связанная с по­пытками проникновения в загадочный мир бессознательного. Многосложность предмета познания невольно породила и мно­гообразие трактовок бессознательного, используемых в пси­хоаналитических исследованиях. Трактовка бессознательного Фрейдом, основателем психоанализа, за время существования и развития психоаналитического движения претерпела существен­ные изменения. Понятие бессознательного стало трактоваться представителями разных версий психоанализа по-разному. Бес­сознательное Адлера, бессознательное Юнга, Фромма, Хорни, Салливана - не похожи друг на друга. Вместе с тем, все психо­аналитики едины в том, что психология не должна замыкаться на изучении поведения и когнитивных структур человека, они едины в том, что человек с его эмоциями и чувствами, волей, мо­тивацией, интересами, познавательными возможностями - су­щество, подвергающееся детерминации со стороны многих сил, в том числе и тех, о которых он сам имеет смутное представление или не имеет его вообще. Одной из таких значимых сил выступа­ет сила, «гнездящаяся» в бессознательных структурах психики и во многом определяющая и рисунок поведения, и рисунок мыш­ления человека. Психоаналитики не отрицают, что человек - это продукт культуры своего времени, продукт общества; они ут­верждают, что помимо этого человек еще и продукт глубинных слоев своей психики, функционирующей отнюдь не только на рациональных основаниях. Психоаналитики подчеркивают, что только познание этих глубинных слоев психики дает человеку возможность ставить перед собой задачи реального управления собой и организации своего бытия.

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий индивид изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

Тема: Деловое общение и специальные психологические теории

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.96K | Скачано: 69 | Добавлен 21.12.08 в 19:48 | Рейтинг: +18 | Еще Контрольные работы


Введение 3

1. Деловое общение и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики 4

2. Проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Их значение для развития науки «Деловое общение» 8

3. Практическое задание. Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Приведите пример текстовых заданий по деловому общению 11

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

Современное общество характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики и так далее. Все это предъявляет огромные требования к психики человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, экономики, политики, практически во всех сферах жизнедеятельности общества, большее значение приобретает учет психологического фактора, т.е., возможностей, заключенных в психических познавательных процессах человека - восприятии, мышлении, в свойствах личности.

Так, например, одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. С таким же успехом существуют и развиваются такие психологические направления как политическая, инженерная, педагогическая психология и др.

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. И, разумеется, серьезными исследованиями человеческой психики занимаются лишь профессиональные психологи.

Деловое общение и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики.

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза - описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных, вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально - психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения - адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития - ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления - позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности - сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип - требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик - способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация - предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация - т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту , т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

  1. Бланковые методики - составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

  1. Опросные методики - занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

  • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
  • эти методики трудно стандартизировать, а, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
  1. Рисуночные психодиагностические методики - используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
  2. Проективные методики - основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве»стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
  3. -манипуляционные методики - в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать - собрать, изготовить, разобрать и т. п. .

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)

Таблица 2

Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наименование

методики

Краткая характеристика

методики

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

продуктивные

Применяют собственную творческую продукцию испытуемых - вербальную, образную, материальную

действенные

Задание выполнить некоторый комплекс практических действий

физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или через иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция)

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство

многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

количественный

Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

качественный

Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

  1. - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной , когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

  • Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
  • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
  • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
  • Данные, полученные от других методик , валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
  1. - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

  • путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
  • путем сравнения результатов, получаемых по одной и той жеметодике в различных условиях.
  1. Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства , для оценки которого данная методика применяется.
  2. - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок .

Проблемы экономической, организационной ипрофессиональной психологии. Их значение дляразвития науки «Деловое общение»

Экономическая психология является относительно новой научной дисциплиной, набирающей силу в нашей стране. В западных странах эта дисциплина имеет более богатый опыт исследования и практики, о чем свидетельствует выпускаемый Международной ассоциацией экономистов-психологов журнала «Экономическая психология».

Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение внутренних проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психологических механизмов и закономерностей происходящих процессов.

Экономическая психология изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений.

Экономическая психология является молодой синтезированной наукой, вобравшей в себя научную информацию из различных научных дисциплин: экономика, социальная и общая психология, социология и др. Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в регуляции экономического поведения.

Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др.

Экономическая психология самым тесным образом связана с рядом отраслей психологической науки. На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов.

На стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых, на стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения.

В прикладной области экономической психологии существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам и обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии. В качестве самостоятельного направления практической психологии активно формируется психология бизнеса.

Организационная психология занимается психологией поведения людей в организации. Многие организованные психологи работают менеджерами по персоналу, проводят оценку персонала, разрабатывают и проводят тренинги. Организационные психологи занимаются консультированием людей на предмет их профессионального развития, решения проблем связанных с профессиональным поведением, проводят тренинги как внутри фирмы, так и по заказу внешних компаний. Психолог в организации необходим, но часто он работает в качестве менеджера по персоналу или HR (специалист по человеческим ресурсам). Организационный психолог проводит исследования в организации - определяет уровень удовлетворенности трудом, мотивированности, культуры и климата в организации, которые необходимы для налаживания деловых контактов. Также он может быть и конфликтологом, разрешая определенные конфликты.

Предметом организационной психологии является изучение социально-психологических закономерностей поведения людей в организациях, а также социально-психологических характеристик самих организаций.

Особое место в исследованиях организационной психологии занимают междисциплинарные связи с науками наиболее близкими по своей проблематики к задачам выявления закономерностей поведения человека в организационном контексте и определения условий эффективного развития организаций - теорией управления организацией (менеджментом) и организационным развитием.

Цели организации не достижимы без людей, без использования человеческих ресурсов, поэтому организационная психология становится важной областью общей теории управления организацией.

Знания о социально-психологических закономерностях поведения людей в организациях необходимы любому человеку и, в первую очередь, руководителю. Понимание того, как люди ведут себя в организации, особенности их делового поведения и построения деловых отношений, позволяют руководству сформировать эффективную стратегию развития организации, разработать специальные программы подготовки и обучения сотрудников.

Когда руководитель организации выполняет свои функции, то есть планирует, организует, мотивирует и контролирует деятельность других, то ему необходимо знать, как все эти перечисленные действия повлияют на людей. Поскольку руководитель способен достигать цели организации только через посредство других людей, понимание психологии поведения людей в организационном контексте делает руководителя организации эффективным.

Профессиональная психология представляет собой разнородные направления психологии в различных областях, будь то юриспруденция, политика, социология, спорт и др. В любой профессии задействовано огромное количество людей, существуют свои тонкости общения и работы в коллективе. Для налаживания деловых отношений необходим психологический подход.

Психология труда - область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. Одна из основных задач профессиональной психологии в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. И решение этой задачи возможно лишь при изучении психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (средств, содержания, условий и организации).

Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержания практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии.

Проблема профессионального становления личности является отражением проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две парадигмы на этот счет. Первая - отрицание влияния профессии на личность, исходя из традиционного тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Вторая - факт влияния профессии на личность - процесс профессионализации. Последняя характерна для большинства зарубежных исследователей и общепринята в отечественной психологии.

Профессиональное развитие - довольно сложный процесс, начинаясь на стадии освоения профессии, продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

В результате профессионального развития человек приобретает профессиональные навыки, знания. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Элементы делового общения, делового этикета необходимы в практике профессиональной психологии, так как эти знания дают человеку дополнительную возможность адаптироваться в рабочем коллективе и в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице. Ведь от того, как человек адаптировался к рабочей среде, правильно ли он выбрал свою профессию, имеет ли наклонности для нормального решения стоящих перед ним профессиональных задач, зависит его отношение к работе и к коллективу и даже к окружающим его людям и жизни вообще.

Практическое задание. Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Приведите пример тестовых заданий по деловому общению.

Тесты - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики - т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

  1. Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
  2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  4. Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик.

Наиболее применяемые в российской деловой практике типы тестов.

Тип теста

Наименование теста

Краткое описание

Самооценка деловых качеств руководителя и определение индивидуального стиля межличностного общения

Ваш темперамент

Нужно ответить «да» или «нет» на 12 утверждений. Тест выделяет основные темпераменты человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

Общепсихологическая типология личности

Выяснение степени экстравертности и интровертности, уровня эмоциональной стабильности.

Характерологический

Выявление определенного направления характера

Уровень субъективного контроля

Оценка уровня субъективного контроля, который определяет его поведение в различных ситуациях

Ваш уровень общительности

Оценка коммуникабельности, корректности в отношениях с людьми

Ваш стиль делового общения

Оценка стиля делового общения. Из 80 утверждений из каждой пары выбирается одно - наиболее подходящее для тестирующегося.

Трансакционный анализ общения (по Э.Берну)

Оценка поведения на основе возможных состояний: «Родителя», «Взрослого» или «Ребенка»

Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?

Оценка своих управленческих способностей, поведения, уровня ответственности, независимости, целеустремленности

Самооценка практических навыков по искусству общения и решение конкретных деловых ситуаций

Удовлетворенность работой

Основывается на выборе из двух вариантов решения конкретной ситуации правильного с точки зрения психологического подхода

Какой вы управляющий

Оценка степени профессиональности в управлении, сильных и слабых сторон тестируемого

Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру)

Оценка уровня контроля при общении с людьми

Вы склонны действовать или размышлять?

Определяет степень активности в определенной ситуации, степень склонности к действиям

Каков ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения?

Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения

Способны ли вы решить свои проблемы?

Определение способности человека объективно оценивать стоящие перед ним проблемы и находит приемлемые пути их решения

В качестве примера хочется привести тест «Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру). Предлагается оценить 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, как верные (В)и неверные (Н) для себя.

  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оценка результатов : по одному балл начисляется ответ «Н» за 1,5,7 вопросы и за ответ «В» - на все остальные. Подсчитайте сумму.

0-3 балла показывает низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и не считаете нужным меняться в зависимости " ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, от чего многие считают вас слишком прямолинейным.

4-6 баллов говорит о среднем коммуникативном контроле. Вы искренне, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов указывает на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих .

Заключение

Тайны человеческой души во все времена привлекали людей. Раньше эти тайны разгадывали философы и астрологи, медики и алхимики. В позапрошлом веке появилась наука психология.

Психология манит людей, но это не простой вид деятельности. Не все могут освоить и выдержать нагрузки, связанные с работой психолога. Способность чувствовать других людей - это не просто способность плакать вместе с ними, а умение оказать нужную помощь.

Но из узкоспециальной дисциплины (так сказать, только для посвященных) психология становится неотъемлемой частью любой профподготовки. При профотборе на вакантное место используются все чаще психологические тесты, оценивающие способности и возможности потенциального работника.

Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности. Не секрет, что в наше время условием успешной профессиональной деятельности любого специалиста, будь то инженер или бизнесмен, выступает умение общаться с людьми.

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностны особенности, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к современному руководителю, который обязан обладать элементарной социально-психологической культурой.

Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.

Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Свойства и параметры научной теории. Главная задача всякой теории, в том числе и психологической, - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений. Жизнеспособность психологии как науки зависит и от того, как скоро и какой будет ее теория или система теорий. Перечислим основные свойства и параметры научной теории. Формализация знаний . Теория дает возможность оперировать формализованным знанием вне зависимости от оперирования материальными объектами. Наличие ограниченного числа базисных утверждений , фиксирующих свойства ее абстрактных объектов. Эти базисные утверждения должны обладать следующими свойствами: полнота набора, непротиворечивость, обоснованность фактами, решающими экспериментами [Кун, 1977]. Возможность образовать производные высказывания из базисных . Производные высказывания могут быть разбиты по признаку «поколение» (базисные утверждения играют роль порождающего ядра). Максимально возможное число высказываний , формируемых на основе порождающего ядра. Наличие эмпирического содержания , способность давать потенциально проверяемые на опыте предсказания, некоторая часть которых рано или поздно подтверждается и в действительном эксперименте. Принципиальная проверяемость . Принципиальная простота . Прогрессивность-регрессивность . Согласно Лакатосу, прогрессивная теория дает возможность предсказывать новые факты, а регрессивная только объясняет их задним числом [Лакатос, 2003]. Точность . Следствия теории должны в определенной мере согласовываться с результатами экспериментов и наблюдений. Сфера применимости (общность). Теория должна объяснять достаточно широкую область явлений, в частности, следствия теории должны превосходить ту область наблюдений, для объяснения которых она первоначально была создана. Теория строится в виде аксиоматико-дедуктивной системы. Непротиворечивость . Теория должна совмещаться с фактами и другими теориями. Теория должна подчиняться принципу соответствия : новая теория в предельном случае может переходить в старую. (Это свойство теории признается не всеми авторами.)

Функции научной теории. Информационная. Теория, как система, содержит информацию, сведения о реально существующей системе (материальной или идеальной). Теория - это обобщенное описание системы в форме понятии, законов, принципов, описание не каждого отдельного ее компонента, черты, параметра, а их совокупности, их взаимосвязи и взаимодействия, их функции, их места в системе другого, более высокого порядка. Объяснительная. Научная система призвана не просто опираться на описание, а объяснять отражаемую ею реальную систему, показывать сложность присущих ей причинных зависимостей. Эвристическая. Научная теория - это совокупность логических форм, содержащая не просто описание того, что уже известно, а именно новое знание, новую информацию. Практическая. Теория создается не ради теории, а, прежде всего, ради практики, ради преобразования действительности, управления природными, общественными, мыслительными процессами. Не всякая теория прямо и непосредственно служит практике. Среди теорий есть такие, которые имеют чисто эвристическую либо информационную направленность, например археологические, этнографические, исторические. Но в принципе для подавляющего числа теорий служение практике – обязательная функция. Прогностическая. Теория должна не только объяснять реальные процессы, функционирование системы в данное время, но и выявлять присущие ей тенденции, предсказывать то, куда идет система, каковы ее перспективы, что особенно важно в управлении, ведь управлять – значит предвидеть [Афанасьев, 1981]. Синтезирующая . Находит свое выражение в рамках совокупности теорий. Эту функцию можно рассматривать в нескольких разрезах. Вертикальный разрез – теории образуют ряд, связанный принципом соответствия, где каждая последующая теория есть обобщение предыдущей. Горизонтальный разрез – объединение ранее независимых теорий или такая «встреча» разных теорий, в результате которой они не сливаются в общую теорию, а как бы закольцовываются, взаимно начиная предполагать друг друга. Здесь вместо более широкой аксиоматической мы встречаемся с кольцевой структурой: без классической механики нет квантовой, без квантовой - нет классической. Поэтому синтезирующая функция есть относительно самостоятельная функция теории.

Состав теории. Эмпирическое содержание , т.е. набор эмпирических фактов. Основная идея - программа построения теории, путь ее создания. Основной принцип. В психологии таковым является принцип вероятностного детерминизма, остальные же только конкретизируют его. Совокупность законов. Система понятий. Базисные понятия. Правила выводов. Аксиомы и постулаты.

Типы теорий. По степени развития логической структуры обычно выделяют четыре типа теорий: эмпирические (описательные), гипотетико-дедуктивные, аксиоматизированные (содержательные), формализованные.

Достоверность научной теории. Любые научные положения могут быть связаны с практикой лишь через свой эмпирический или теоретический базис. Достоверность, обусловленную научным эмпирическим базисом, можно считать эмпирической достоверностью. Она определяется в основном чувственным содержанием данных опыта. Но эта достоверность не есть только чувственная, так как данным опыта неизбежно сопутствует некоторое логическое содержание и, следовательно, ей могут быть присущи и известные элементы рациональной достоверности. Достоверность, обусловленную теоретическим базисом, следует считать теоретической достоверностью. Она определяется в основном рациональными элементами и тождественностью очевидности, которая, однако, не просто умозрительна, а обусловлена философскими истинами, входящими в теоретический базис. Эта истина проверяется практикой. Практика как критерий истинности научного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) проверка научных теоретических положений в эксперименте; 2) внедрение научных открытий (эмпирических и теоретических) в производство; 3) проверка положений науки (в том числе и общих) во всей общечеловеческой практике на протяжении длительного времени. Непосредственно в научном познании наиболее часто применяется первый из этих критериев. Критерием истины в научном познании, как и в любом другом познании и деятельности, является третий критерий.

Подтверждение в эксперименте - еще не окончательный критерий истины, так как эксперимент сам нуждается в проверке, в том числе при помощи второго и третьего из указанных аспектов практики. Но из этих аспектов только третий дает возможность установить максимальную истинность. Критерии практики требуют много времени и труда. Можно убедиться в истинности научной теории, хотя и с меньшей точностью, с помощью вспомогательных критериев. К ним можно отнести: 1) чувственную достоверность, доверие к данным опыта; 2) логическую доказательность, опирающуюся на достоверность строгих логических выводов и математических расчетов; 3) интуитивную очевидность, связанную с общим представлением о мире, с научной картиной мира и личным опытом исследователя в проведении научных изысканий. Каждый из вспомогательных критериев сам нуждается в критерии практики. Чувственная достоверность должна быть проверена сначала с помощью теоретического анализа, а затем - повторными опытами. Логическая доказательность ценна только в тех случаях, когда обоснована правильностью принятых исходных положений, что связано с теоретическим анализом, нуждающимся в проверке на практике. Интуитивная очевидность также должна быть исследована на предмет ее возможного обоснования, прежде всего в рамках существующей или вновь формируемой научной картины мира, а затем в плане построения возможных теорий, с последующей их проверкой на практике. Проверка правильности научной картины мира может быть осуществлена главным образом в третьем аспекте практики [Мостепаненко, 1972].

Особенности психологической теории. Выделяют специальные теории (психофизиологические, социально-психологические, инженерно-психологиче-ские и т.д.) и общую теорию психологии. Все специальные теории «выходят» на общую теорию психологии, а последняя смыкается с философией и естественными науками. Недостатки общей теории ослабляют позиции специальной, лишают ее теоретической «опоры и защиты» со стороны философии и других более развитых дисциплин. В отечественной психологии создано достаточно много частных теорий, разрабатываются некоторые вопросы общей теории, которой взаконченном виде, однако, пока нет.

Почему же нет общепсихологической теории? Можно выделить, по крайней мере, следующие причины. 1. Стадия развития науки (эмпирическая). Еще не обобщен полученный экспериментальный материал. 2. Сложность объекта исследования. Это приводит к необходимости привлечения методов, терминологии, категорий, принципов других наук, что вносит путаницу в психологию; в этом случае возникают сложности по согласованию разноуровневых категорий между собой в границах единой теории. 3. Историческая причина. Как заметил В. Вундт, психология выделилась из философии как ее экспериментальная отрасль. Чтобы обособиться, завоевать право на существование, надо было долго подчеркивать экспериментальный характер науки, что не стимулировало создание теории. Несмотря на сказанное, мы можем обрисовать контуры общепсихологической теории.

Функция. По функции психологическая теория не отличается от таковой в других науках, хотя на современном уровне развития науки функция теории может меняться. Для иллюстрации можно привлечь классификацию Я.А. Пономарева, на основании анализа развития психологии выделившего три типа психологического знания: 1) Созерцательно-описательное . Оно непосредственно формируется в житейском опыте и фиксирует лишь поверхность явлений. Теоретические представления, связанные с этим типом знания, заимствованы из других наук и в силу этого не отражают сущности психологических событий. 2) Эмпирическое знание . Формируется в недрах созерцательно-описательного, трансформируется, включая в себя его содержание. Здесь фиксируется способ практического воздействия на объект исследования, приводящий к эффекту, выделяется эмпирическая закономерность. Этот тип имеет непосредственную связь с практикой, расширяющийся ряд практических задач приводит к эмпирической многоаспектности. 3) Действенно-преобразующее знание. Формируется в недрах эмпирического. Связано с выработкой объективных критериев упорядочения эмпирической многоаспектности. В процессе его формирования выделяется специфический предмет исследования и вскрываются внутри- предметные взаимосвязи. Связь с практикой становится опосредованной. Формируется сложная стратегия исследования, позволяющая управлять изучаемыми явлениями и раскрывать законы в ходе активного воздействия на них. Именно действенно-преобразующий тип знания и становится в современной психологии основным. Но переход к этому типу психологического знания требует и нового взгляда, нового осмысления накопленных в психологии фактов, идей и концепций. Если на эмпирическом уровне развития психологию еще как-то могли удовлетворять фрагментарные знания, то сейчас назрела необходимость рассмотрения их в системе. Действенно-преобразующий тип знания требует системного видения изучаемой реальности [Пономарев, 1983].

Состав. Основная идея, видимо, состоит в применении системного подхода в психологии. Именно на такой основе будет строиться общепсихологическая теория. Что касается эмпирического содержания теории, то следует говорить о наличии значительного объема «неорганизованного» эмпирического материала.

Совокупность законов. Б.Ф. Ломов [Ломов, 1984] выделяет несколько типов законов в психологии. Первый тип – законы, характеризующие относительно элементарные зависимости, например устойчивые связи между внешними и внутренними психическими эффектами, а также между самими этими эффектами (основной психофизический закон, законы обнаружения, формирования ассоциаций и т.д.). Второй тип – законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (закон последовательности смены фаз восприятия). Третий тип – законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти). Четвертый тип – законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения или деятельности от уровня ее психической регуляции (закон Иеркса-Додсона). Пятый тип – законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабах его жизни (закон гетерохронности развития психических функций). Шестой тип – законы, в которых раскрываются основания различных свойств человека (законы нейродинамики). Седьмой тип – законы об отношении между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями антиципации, организации в структуре личности). Следует отметить, что в психологии довольно часто стремятся расширить сферу действия закона. Так, в свое время пытались объяснить развитие потребностей человека логарифмическим законом Вебера-Фехнера, полученным при изучении элементарных ощущений. Другие примеры – попытки переноса законов, открытых при исследовании памяти, в область групповой динамики или из области развития индивидов в область развития общества.

Система понятий. Современная система понятий в психологии представляется чрезвычайно разнородной. В ней можно встретить понятия, выведенные из повседневного опыта и определяемые только внутри языковых значений. На этот «грунт» в ходе исторического развития наложились понятия, определяемые уже не только языком, но и их принадлежностью к той или иной философской концепции, слой оперативных понятий, выводимых на основе экспериментально-психологических исследований. Важнейшие психологические понятия, такие как «сознание», «бессознательное», «интеллект», «индивидуальность», «личность», «психические процессы», «влечение», «потребность» и т.п., имеют десятки не согласующихся между собой определений. Неадекватность психологических понятий изучаемому явлению порождает трудности на пути развития психологии. В современной психологии появилось много понятий из пограничных наук. Это имеет как положительное значение, поскольку, по выражению Б.Ф. Ломова, увеличивает мощь науки, так и отрицательное, поскольку приводит к терминологической путанице. Видимо, применение системного подхода способствует образованию законченной системы понятий психологической теории.

Правила выводов. Проблему, в сущности, можно свести к проблеме объяснения в психологии, о чем мы будем говорить ниже.

Таким образом, психологическая теория по своим параметрам и свойствам принципиально ничем не отличается от теорий, бытующих в других науках, и, следовательно, она совместима с «чужими» теориями. Отличительные особенности психологической теории обусловлены характером описываемого объекта, стадией развития науки, применяемыми методами исследования и терминологией.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли

Определение

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Основные подходы к определению природы воли

Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»

  1. Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
  2. Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.

Идеалистическая психология

Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.

  1. Воля сводится к интеллекту.
  2. Воля сводится к эмоциям.
  3. Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.

Поведенческая психология

В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.

Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»

Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.

В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.

Теории воли в отечественной психологии

Регулятивный подход

  1. Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
  2. Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
  3. Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.

Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:

  1. воля тесно связана с деятельностью;
  2. опосредованность волевого поведения;
  3. воля проявляется в деятельности.

Мотивационный подход

Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.

Аспект выбора

  1. Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
  • замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
  • исполнительная часть (деятельность).
  • Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.