Философское учение демокрита. Основные философские идеи демокрита В чем суть концепции демокрита

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

  • 1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.
  • 2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы - это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворим. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения.
  • 3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Основные философские идеи Аристотеля

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает все основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве основных работ можно назвать:

  • -Органон (орудие)-работа о логике, законах логики
  • -Метафизика
  • -О душе
  • -Политика
  • -Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

  • 1. Практические
  • 2. Творческие
  • 3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии - выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об идеях. (Во-первых, признание мира идей отрывает идеи - сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

  • 1. Сущностная (формальная)
  • 2. Материальная
  • 3. Движущая
  • 4. Целевая

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, которое по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

Введение

По мнению, большинствафилософов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не толькоглухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное«абдерит» - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходилиз знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел вбедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов ихалдеев, которых царь Ксеркс предоставилего отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древниесообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа,общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Существуютсведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию.Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясьнаукой и ценя её так высоко, что, как говорят, «сказал, что он предпочелбы одно приличное объяснение сану персидского царя». Завистники обвинилиего в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся емунаследство; в ответ он «прочитал народу свой „БольшойМирострой“, лучшее из всех его сочинений, и получил за него в наградупятьсот талантов (много это или мало?Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, топогребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет».

Многочисленныесвидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о «смеющемсяфилософе», «настолько несерьезным казалось ему все, что делалосьвсерьез». Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудростифилософа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводитсписок, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, средикоторых занимают «Великий диакосмос», «Малый диакосмос»,«О логике, или Мерило». От сочинений Абдерита сохранились лишьфрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почтинеразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбепроизведений философа мировоззренческие споры: «Аристоксен в своих»Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь всесочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клинийпомешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих наруках".

Демокрит первым вдревнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайностьон отрицает в смысле беспричинности.

Демокрит и его атомистическаятеория

Трактовка бытия в философииДемокрита

Знаменитый греческий философДемокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под нимнеделимое - атом («атом» по-гречески означает«нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он даетматериалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленноемножество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, поДемокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том,что бытие не множественно.

Демокрит,наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто.Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает изнесуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей –есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе наатомы. Все возникает на некотором основаниии по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуетсянеобходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают «видики»,отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цельчеловека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии иравновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни былодругой страстью.

Все,что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстведвижутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца;последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникаетвопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, чтоматерия не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательнымислушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны егорассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделитьтело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - итогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметьвеличину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо.Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдениепоказывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже неразличимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем втемную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно,поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь илидуша, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: «Эти пылинкисуществуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины,то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно,обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимыетела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины» (Левкипп).

Такимобразом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше кпротиворечиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющихвеличину, а затем снова из них составить. А «бытие» элеатов находитвоплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всемтребованиям парменидова «бытия». Только атомов много. А для того,чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, котораяотделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов- движения. Пустота - это уже не «несуществующее» элеатов, но существующееничто.

Демокрит,однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, чтои Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишьразумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость,сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть,их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление«знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме ивеличине; двигаясь в пустоте, они соединяются(«сцепляются») между собой в силуразличия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступныенашему восприятию.

Демокритпредложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у негопредставляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайныестолкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергаетсяположение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не даетвозможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире.Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытиеПарменида на множество отдельных «бытий» - атомов, которые трактуетматериалистически.

Доказательствосуществования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, вопервых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное неможет восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говоритналичие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в томслучае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустотаабсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. Приэтом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга,так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы несодержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставитьлезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Чтокасается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. Аследовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство неможет вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из нихмиров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечностьчисла атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на томаргументе, что как число атомов, так и величина пустоты «не более такое,чем иное». Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое,по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечностьмира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность)движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: «вечное ибесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично,поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнениюДемокрита, то же, что искать начало бесконечности». Таким образом, атомизмпризнает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечностьчисла атомов и сложенных из них миров.

Взгляды Демокрита на природудуши человека

Последовательноматериалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души ипознания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняетсяналичием в его теле специфической субстанции или силы - «души».

В неорганической природе всесовершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть ицели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души являетсястрого причинным, детерминистическим.

Он проповедовалпоследовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания.«Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобнаогню».

Атомы души имеют способностьк ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делалвывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой исладок здоровому).

Но в то же время, он считал,что без «темного» знания, получаемого из ощущений не может бытьникакого знания. «Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственногои разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного кдругому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие,умозаключение, обобщение, абстрагирование». Утеря «Канона», егологического произведения, не позволяет выявить его роль в этом.

Сложнеебыло аналогичным образом объяснить ощущение и мышление. Атомистическоеобъяснение ощущений основывается на представлении о том, что атомы душиобладают способностью к ощущениям. В то де время Демокрит принимает в качествеединственно сущего только атомы и пустоту, тогда как чувственные качества,подобные, например, «противоположностям» ионийцев (сухое - влажное,теплое и холодное), существуют только «во мнении». Иначе говоря,чувственные качества - вкус, теплота и т.д. - субъективны, имея, однако,объективную основу в форме, порядке и расположении атомов. Способность же квосприятию коренится в особых свойствах атомов души. Отсюда делается вывод оненадежности чувственного познания, не способного дать истину - ведь атомы ипустота чувствам недоступны.

Восприятиевнешних предметов требует, с этой точки зрения, непосредственных контактоввоспринимаемого с органом чувства. И если слух, осязание, вкусовые ощущенияпонятны, то как быть со зрением на расстоянии?

Демокритизбегает затруднений, создавая теорию «истечений». Согласно этойтеории, от предметов отделяются тончайшие оболочки, как бы копии. Демокритназывает их «образами» или «подобиями»,«изображениями». Попадая в глаз, они и вызывают представление опредмете.

Взгляды Демокрита начеловека, общество, мораль и религию

Интересны взгляды Демокритана человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые излюдей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у нихпонемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, чтоискусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, отласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных ихороших людях. «Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают вбезвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв несоблюдают».

Демокрит отвергалбожественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земныепоступки. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. «Гедонизм Демокритане только в удовольствиях, т.к. высшее благо блаженное состояние духа и мера вудовольствиях».

Его нравственные афоризмыдошли до нас в виде отдельных изречений. Например, «богат тот, кто беденжеланиями», «добро не в том чтобы не делать несправедливости, а втом, чтобы даже не желать этого» и т.д.

Идеалом государственногоустройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все вблагополучии, когда оно гибнет – все гибнут.

Левкипп и Демокрит гениальноположили начало учению о бесконечности миров. Они продолжали развивать догадкуАнаксагора о чисто физическом происхождении и чисто физической, а небожественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

В целом следует отметить, чтофилософия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистическойгипотезе.

Взаимосвязь математики ифилософии

Вопрос о взаимосвязиматематики и философии впервые был задан довольно давно. Аристотель, Бэкон,Леонардо да Винчи - многие великие умы человечества занимались этим вопросом идостигали выдающихся результатов. Это не удивительно: ведь основувзаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребностьиспользования аппарата философии для проведения исследований в данной области;математика же, несомненно, более всего, среди точных наук поддаетсяфилософскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этимпрогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие нафилософское мышление.

Совместный путь математики ифилософии начался в Древней Греции около VI века до н.э.

Демокрит был, по мнениюМаркса, “первым энциклопедическим умом среди греков”. Диоген Лаерций (III в.н.э.) называет 70 его сочинений, в которых были освещены вопросы философии,логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни,психологии, этики, педагогики, филологии, искусства, техники и другие.Аристотель писал о нем: “Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего неустановил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такоевпечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодноотличается от других”

Вводной частью научнойсистемы Демокрита была “каноника”, в которой формулировались и обосновывалисьпринципы атомистической философии. Затем следовала физика, как наука оразличных проявлениях бытия, и этика. Каноника входила в физику в качествеисходного раздела, этика же строилась как порождение физики. В философииДемокрита прежде всего устанавливается различие между “подлинно сущим” и тем,что существует только в “общем мнении”. Подлинно сущими считались лишь атомы ипустота. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, какатомы (бытие). “Великая пустота” безгранична и заключает в себе всесуществующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра, она делает прерывнойматерию и возможным ее движение. Бытие образуют бесчисленные мельчайшиекачественно однородные первотельца, различающиеся между собой по внешнимформам, размеру, положению и порядку, они далее неделимы вследствие абсолютнойтвердости и отсутствия в них пустоты и “по величине неделимы”. Атомам самим посебе свойственно непрестанное движение, разнообразие которого определяетсябесконечным разнообразием форм атомов. Движение атомов вечно и в конечном итогеявляется причиной всех изменений в мире.

Задача научного познания,согласно Демокриту, состоит в том, чтобы наблюдаемые явления свести к области“истинного сущего” и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики.Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом:“Демокрит не только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическиместествоиспытателем”. Содержание исходных философских принципов игносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита:

а) в познанииисходить от единичного;

б) любые предмет иявление разложимы до простейших элементов (синтез) и объяснимы исходя из них(анализ);

в) различатьсуществование “по истине” и “согласно мнению”;

г) явления действительности- это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник ифункционирует в результате действий чисто механической причинности.

Математика по праву должнасчитаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следоватьнепосредственно за каноникой. В самом деле, атомы качественно однородны и ихпервичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильнотрактовать учение Демокрита как разновидность пифагореизма, поскольку Демокритхотя и сохраняет идею господства в мире математической закономерности, новыступает с критикой априорных математических построений пифагорейцев, считая,что число должно выступать не законодателем природы, а извлекаться из нее.Математическая закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности,и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходныеначала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени какматематические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видноеместо в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однаковключение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ееперестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскимиположениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования.Созданная таким образом концепция математики, называемая концепциейматематического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих.

У Демокрита всематематические объекты (тела, плоскости, линии, точки) выступают в определенныхматериальных образах. Идеальные плоскости, линии, точки в его ученииотсутствуют. Основной процедурой математического атомизма является разложениегеометрических тел на тончайшие листики (плоскости), плоскостей - на тончайшиенитки (линии), линий - на мельчайшие зернышки (атомы). Каждый атом имеет малую,но ненулевую величину и далее неделим. Теперь длина линии определяется каксумма содержащихся в ней неделимых частиц. Аналогично решается вопрос овзаимосвязи линий на плоскости и плоскостей в теле. Число атомов в конечномобъеме пространства не бесконечно, хотя и настолько велико, что недоступночувствам. Итак, главным отличием учения Демокрита от рассмотренных ранееявляется отрицание им бесконечной делимости. Таким образом он решает проблемуправомерности теоретических построений математики, не сводя их к чувственновоспринимаемым образам, как это делал Протагор. Так, на рассуждения Протагора окасании окружности и прямой Демокрит мог бы ответить, что чувства, являющиесяотправным критерием Протагора, показывают ему, что чем точнее чертеж, темменьше участок касания; в действительности же этот участок настолько мал, чтоне поддается чувственному анализу, а относится к области истинного познания.

Руководствуясь положениямиматематического атомизма, Демокрит проводит ряд конкретных математическихисследований и достигает выдающихся результатов (например, теорияматематической перспективы и проекции). Кроме того, он сыграл, по свидетельствуАрхимеда, немаловажную роль в доказательстве Евдоксом теорем об объеме конуса ипирамиды. Нельзя с уверенностью сказать, пользовался ли он при решении этойзадачи методами анализа бесконечно малых. А.О. Маковельский пишет: “Демокритвступил на путь, по которому дальше пошли Архимед и Кавальери. Однако, подойдя вплотнуюк понятию бесконечно малого, Демокрит не сделал последнего решительного шага.Он не допускает безграничного увеличения числа слагаемых, образующих в своейсумме данный объем. Он принимает лишь чрезвычайно большое, не поддающеесяисчислению вследствие своей огромности число этих слагаемых”.

Выдающимся достижениемДемокрита в математике явилась также его идея о построении теоретическойматематики как системы. В зародышевой форме она представляет собой идеюаксиоматического построения математики, которая затем была развита вметодологическом плане Платоном и получила логически развернутое положение уАристотеля.

Заключение

Такимобразом Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборотэксплицитно сформулированное понятие причины и развивает системуматериалистического детерминизма.

Трудносказать, является ли колебательное движение, по Демокриту, неотъемлемымсвойством атомов, или же оно порождается их столкновениями. Во всяком случае,ясно, что Демокрит не обращается в целях объяснения к разумному началу,упорядочивающему движение. Именно поэтому критики обвиняют основателя атомизмав злоупотреблении случайностью и неспособности объяснить, каким образом изнеупорядоченного движения получаются закономерность и необходимость. Но Демокритсчитает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненнымопределенной закономерности. Это - закономерность соединения подобного сподобным.

Демокритудля объяснения мировых процессов хватает атомов, пустоты и движения. Движущиесяатомы собираются в «вихрь»; распространяясь по отдельным местам впустоте, они образуют отдельный мир, ограниченный своим «небом».Возникновение мира и всех вещей в нем происходит в результате соединенияатомов, уничтожение же сводится к разъединению и распадению на составные части.

Демокритввел в этику первоначальные разработки таких понятий, как совесть, т.е.требование стыдиться своих собственных постыдных поступков, долг исправедливость.

ЭтикаДемокрита не представляет единой, логически стройной системы. Его нравственныепричины дошли до нас в виде отдельных афоризмов. Есть некоторые основаниядумать, что это результат определенной обработки тех произведений философа, гдеэтика излагалась в систематической форме. Однако принципы демоктритовой этикипозволяют пролить дополнительный свет на политическое учение мыслителя.

Этическаяконцепция Демокрита сохраняет ту основную характе-ристику, которая присуща всей античной философии,- созерцательность. Устраняя все, что препятствует блаженному состоянию духа,выявляя идеал нравственной жизни, Демокрит не видит в философии средствапреобразования существующего общества, - его задача не выходит за пределы егообъяснения.

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.

За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.


В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов , Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука

Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.


Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.
  • Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 5.Атомистическая философия Демокрита. Учение о свободе, необходимости и познании.

    Атомизм Демокрита (V-IV в. До н.э.): существуют только атомы – мельчайшие неделимые частицы, и пустота , в которой находятся и движутся атомы. Движения атомов определяются исключительно механическими причинами и строго детерминированы (предопределено). Ничто происходящее в мире не происходит беспричинно, все появляется в силу необходимости. Случайность люди придумали для оправдания своего невежества. Свобода – познанная необходимость. Проблема души. Источник движения для людей и животных – душа. Душа также состоит из атомов, но шарообразных. В трактовке познания Демокрит стремится преодолеть разрыв чувственного и рационального, свойственный элеатам. Достоверностью обладает лишь познание посредством мысли, но оно опирается на эмпирические наблюдения, на чувственную картину мира, общую для всех людей: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств порождают одни и те же ощущения. Демокрит отдавал себе отчет в трудностях процесса постижения истины. Субъектом познания для него является не любой человек, а мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей. Ценность знания крайне высока для Демокрита. Выявление подлинных причин происходящего является главное целью познания. Он предпочитает найти одно причинное объяснение обладанию персидским царством.

    Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.

    Платон (427-347гг. до н.э.) – ученик Сократа, считается фактическим основателем западной метафизики. Философские воззрения:от Пифагора – орфические элементы: религиозная направленность, вера в бессмертие, в потусторонний мир, уважение к математике и смешение рационального и мистического; от Парменида – убеждение в том, что подлинная реальность вечна и вневременна, а всякое изменение – иллюзорно; от Гераклита – в этом чувственном мире нет ничего постоянного, знание не может быть получено через органы чувств, достигается только разумом; от Сократа – идея «блага». Платон развивает идею Сократа и приходит к выводу, что основа мира – идея или понятие. Родовое понятие – «эйдос»(категория). По мнению Платона идея – прекрасна, неизменна, активна; идея –отец, материя – мать. Первоматерия – пассивна, изменяется во времени, ничего сама создать не может, может быть безобразной. Идея пронизывает первоматерию и таким образом возникают явления, процессы и т.д. Чем является идея для конкретных вещей? Моделью, смыслом, цельностью вещи, законом для возникновения вещи, целью, к которой должны стремиться вещи. Действительностью являются идеальные начала. Платон является основоположником объективного идеализма – мир идее, понятий, мыслей первичен к миру вещей. Человек живет в мире теней, и они не могут достичь красоты и идеала идей. Бытие – мир идей, небытие – мир, в котором живет человек. Знание связано со сверхчувственным, вечным и неизменным миром. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа: сначала познание осуществляется чистой душой, ибо до рождения тела она уже видела все, но вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. Платон советует напрямую обращаться к душе, через метод диалектики, через беседу. Априоризм – теория, по которой знание изначально существует, а не получается опытным путем. Человек – единство души и тела, в основе которого лежит душа. Тело же – тюрьма для души, оно порождает зло, от которого душа гибнет, если тело заботится, лишь об удовлетворении своих вожделений. Платон делит людей на три категории, в зависимости от того, что в них преобладает: Разум, страсть(воля) или вожделение.