Авиценна - величайший средневековый врач и ученый. Труды по медицине Среднеазиатский философ ученый врач

5

Здоровье 27.01.2018

Для нас его наследие важно тем, что многие труды, а если точнее, то 274 из 450 написанных, дошли до наших дней. То есть об учении Авиценны мы знаем не из поздних пересказов, как это случилось с рядом более древних исследователей, а из первоисточника.

Медицина – метод Сина?

Нам он наиболее интересен именно как выдающийся исследователь, просветитель и практик в области охраны здоровья.

Считается, что даже сам термин «медицина» - это латинизованный вариант словосочетания «метод Сина».

Но, как и многие его образованные современники, Ибн Сина был энциклопедистом, оставил нам глубокие мысли, научные труды в почти трех десятках разных областей познания. Это философия и музыка, астрономия и механика, химия и педагогика, ряд других наук.

Детство и юность гения

Авиценна прожил долгую по тогдашним меркам жизнь. Родился 16 августа 980 года в селении Афшана, что располагалось недалеко от Бухары. Окончил свой земной путь в 1037 году.

Бухара конца X и начала XI веков была оживленной столицей государства Саманидов. Роскошные мечети и величественные дворцы знати поражали приезжих, коих немало стекалось в этот богатый город. Но Бухара притягивала не только аграриев, ремесленников, торговцев и путешественников, туда стремился и творческий люд: поэты и философы, архитекторы и музыканты. Врачей она манила, прежде всего, уникальной дворцовой библиотекой, настоящей сокровищницей средневековых познаний.

Семья нашего героя вскоре после его рождения перебралась в столицу, поскольку его отец был достаточно солидным чиновником. Родители располагали средствами, чтобы дать детям серьезное образование. Авиценна был крайне любознательным отроком, в возрасте 10 лет завершил самостоятельное изучение Корана.

Затем отец пригласил домашнего учителя, он стал заниматься с юным воспитанником математикой и астрономией, философией и законоведением. Но очень скоро ученый старец осознал, что ученик превзошел его в знаниях, и отправился искать других подопечных. Авиценна снова принялся за самообразование.

В четырнадцать лет пришло увлечение медициной. Прочтя все имеющиеся на тот момент медицинские трактаты, Авиценна взялся за лечение больных, не боясь выбирать самые сложные случаи.

Видимо, он был знаком с авторитетным в то время врачом Абу Сахл Масихи, автором трактата «Эмия, или Книга ста глав», который стал самым популярным пособием для эскулапов той эпохи. А Масихи в свою очередь, опирался в своих изысканиях на труды Галена и Гиппократа, величайших врачей древности.

О Гиппократе я недавно рассказывала вам, дорогие мои читатели. Самые важные сведения об «отце медицины» можно найти в статье .

Признание и научные изыскания

Звездный час будущего медицинского светила пришел, когда тяжело заболел Бухарский эмир. Придворные лекари признались, что не в силах помочь главе государства, и тогда к нему призвали Авиценну. 17-летний врачеватель провел успешную терапию, поставил эмира на ноги.

После чего Ибн Сина получил завидную должность личного врача правителя. Но главной наградой для пытливого юноши стало право пользования библиотекой дворца. «Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не догадывался», - расскажет он позже в автобиографических записках.

Это было признание и редкий шанс на дальнейший профессиональный рост. К молодому целителю стали обращаться многочисленные ученики, среди которых были даже седобородые старцы.

Но, там, где признание и успех, всегда рядом гнездится черная зависть. Не избежал ее и Авиценна. А вскоре у недоброжелателей появился и веский аргумент для наветов. Во дворце случился пожар, сгубивший бесценные сокровища библиотеки. Виновниками вандализма были кочевники, захватившие на время Бухару, но у врагов Ибн Сины нашлась иная версия.

Юного врача обвинили в поджоге. Логика «обличителей» была убийственной: мол, коварный знахарь таким образом решил лишить своих потенциальных конкурентов возможности овладеть теми же знаниями, что получил он сам.

Беда не ходит одна. Тогда же у Авиценны умер отец. Он принял непростое решение, направился в Хорезм с торговым караваном. Хорезмшах оказался думающим правителем, давал в своем дворце приют выдающимся ученым и деятелям искусства того времени.

Тут Ибн Сина лично познакомился с Бируни и Масихи. Он уже был знаком с их сочинениями, переписывался с этими мыслителями и гуманистами, а теперь получил возможность живого общения. Они смогли здесь заниматься любимыми науками, писать новые труды. 20-летний Авиценна имел в своем активе несколько написанных книг: по трактовке законов, толкованию этических норм, а также ряда медицинских справочников.

Ибн Сина (Авиценна) вместе с коллегами ставил химические опыты, занимался практикой по механике, астрономическими наблюдениями. И изучал особенности анатомии на трупах вместе с Масихи, хотя и тайно. Скрытность была обоснованной: в те времена вскрытие тел умерших в большинстве мусульманских стран (и даже на Западе) считалось серьезным преступлением, каравшимся смертной казнью.

Скитания и новые открытия

Слава о выдающихся ученых и их открытиях разнеслась по всему арабскому миру и соседним восточным странам. Их пригласил к себе правитель соседнего государства, известный своей жестокостью и коварством султан Махмуд Газневи. На словах он оказывал почтение мудрецам, а на деле, как было хорошо известно, свободомыслящим ученым при его дворе постоянно грозила смертельная опасность.

Потому-то Авиценна в сопровождении Масихи решил бежать подальше от опасного соседства. Но путь к спасению лежал через бесплодную пустыню Кара-Кум. Через пару дней пути их настигла песчаная буря. Путники остались без воды и пищи, да еще и заблудились.

Масихи был уже в преклонном возрасте, он погиб от истощения и обезвоживания. Авиценна чудом уцелел и сумел выбраться из песчаного плена. Но разгневанный султан Газневи потребовал найти беглеца и пообещал награду за его поимку, разослал по окрестным провинциям описание внешности бунтаря.

Авиценне несколько лет пришлось провести в постоянных скитаниях. Он менял внешность, назывался другим именем. Правда, оставалась неизменной главная примета: кормился он врачеванием и делал это весьма искусно.

Каким-то непостижимым образом он продолжал научные разработки и за годы странствий написал более десяти книг.

Наконец, ему посчастливилось обрести крышу над головой и длительный покой. В городке Гордан, что располагался близ Каспийского моря, он нашел настоящего друга. Тот приютил скитальца и позволил брать в дом учеников. Основными науками, которым теперь Авиценна обучает воспитанников, стали астрономия и логика.

Параллельно он занимается любимой медициной, здесь написаны около 30 солидных трактатов. В том числе, большая часть главного труда своей жизни - «Канона врачебной науки».

Но потом безмятежное существование ученого вновь омрачили распри соседствующих государей. Напомним, то были времена так называемой феодальной раздробленности. Небольшие государства создавались, рушились под натиском агрессивных соседей. Происходили бесконечные завоевания, территориальные слияния и распады. Заложниками этих «разборок» становились люди, особенно, такие заметные как наш герой.

Ибн Сина опять вынужден отправиться на поиски лучшей доли. На какое-то время он вновь оседает в Хамадане, где получает возможность заниматься врачебной практикой. И даже совершает карьерный взлет, дослужившись до должности визиря.

Но… Видимо, небеса не уготовали ему судьбу отрешенного от мира мыслителя. Вновь и вновь у свободолюбивого исследователя возникают разногласия с местными властителями. Не стану тут подробно пересказывать перипетии его новых испытаний. Скажу лишь, что снова пришлось скрываться, переходить с места на место, становясь «яблоком раздора» между местными «восточными царьками». Авиценна был даже на некоторое время пленен и заключен в крепость. Но и там он продолжал размышлять, анализировать, писать новые книги и совершенствовать созданные ранее.

«Канон врачебной науки»

Этот его пятитомный труд стал на несколько веков настольной книгой для врачей, настоящей медицинской энциклопедией. Причем, и на Востоке, и на Западе. С приходом технологии книгопечатания «Канон врачебной науки» многократно переиздается, по тиражу этот труд уступал лишь Библии.

Исследование состоит из пяти томов, в них тщательно описываются и анализируются самые разные болезни и методики их лечения, а также даются общие сведения о теле человека и науке сохранения здоровья. Два первых тома «Канона» дают глубокие и обширные знания по вопросам физиологии, гигиены и вероятных патологий. В третьем и четвертом томе подробно расписан алгоритм лечения самых разных недугов. Заключительный том содержит рецепты приготовления лекарств с детальным описанием состава и процедуры.

Интересно, что и во всевозможных травниках на Руси с давних времен мы находим упоминание имени «Ависен», в них приводятся его рецепты.

Новатор в науке целительства

Авиценну считают родоначальником диагностики по состоянию пульса. Он многое сделал для описания инфекционных болезней и пришел к невероятному для той эпохи выводу о том, что они вызываются патогенными микроорганизмами. Эту его гипотезу научно подтвердить удалось лишь 8 веков спустя, когда французский ученый Пастер лабораторным методом обнаружил эти «злонамеренные» вирусы.

Ибн Сина сделал ряд важных открытий в изучении строения и функций человеческого глаза. Дал немало педагогических советов. Он высказал и предположение о влиянии эмоционального состояния людей на течение болезни. «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит» - убеждал он пациентов.

В своих поэтических сочинениях он развивал эту мысль: «Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…»

Уже при жизни он был признан, обласкан, наделен высокими титулами. Его называли и «Гордостью страны», и «Лидером среди мудрецов», были и иные почетные наименования.

Ушел из жизни Авиценна в иранском Хамадане18 июня 1037 г. Его последней волей было отпустить на волю слуг и раздать все имущество бедным.

Литература, востребованная и сегодня

Немало ценного в трудах Авиценны находят современные врачи. Но не менее интересно его поэтическое наследие. Понимая необходимость популяризации науки о здоровье, средневековый гуманист сделал немало своеобразных рифмованных переложений своих исследований.

И они стали доступными, понятными самым обычным людям. Но, что самое удивительное, многие рекомендации великого врачевателя остаются актуальными и сегодня. Приведу для примера лишь несколько цитат из его поэмы о медицине «Урджуза».

Тем, кого эти строки заинтересуют, советую прочесть поэму полностью, там еще много весьма ценных советов.

Здоровье сохранять – задача медицины,
Болезней суть понять и устранить причины.

Далее он рассуждает и о влиянии, как бы мы сегодня сказали, экологических факторов: о важности чистоты воздуха и воды, о воздействии небесных светил на наше тело и душу, о важности учета климатических и чисто географических условий, и о многих других факторах и критериях здоровья. Вот как поэт описывает роль космоса в нашей повседневной жизни:

Восходят звезды и горят во мгле,
Лучи их ощутимы на земле.
И солнце, пробегая небесами,
В пути межзвездном зажигает пламя.
Ночной порой, настоянный на звездах,
Колеблется и остывает воздух.
Является зловещая звезда –
И гибнут люди, гибнут города.
Но если звезд благоприятен путь –
Вокруг покой и вольно дышит грудь.

Сегодня весьма актуальными стали сердечнососудистые проблемы. Мы много говорим о слабости сосудов, ищем всевозможные препараты для укрепления их тонуса. Взгляните, что на этот счет говаривал величайший лекарь Средневековья! Может, есть смысл прислушаться?

На всех лекарствах, должных расширять
Сосуды, есть особая печать,
И действуют они, как нож хирурга,
В сосудах пробки растворяя бурно.
В лекарствах тех в избытке теплота:
Средь них чеснок, лук, желчи кислота.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

План лекции.

1.Выразительное чтение, пересказ текста.

Значение трудов Абу Али Ибн Сины в медицине

Вклад Абу Али Ибн Сины в медицину.

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на , или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года - Хамадан, 18 июня 1037) -средневековый учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Латинская копия «Канона врачебной науки»

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

· «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описаниюлекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 - растительного происхождения.

· «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.



· «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

· «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины.

· «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

· «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

· «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

· «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

· «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

· «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

· «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

· «Рисола-йи жудия» - описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

· Копия рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде.

Оздоровительная физкультура

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологиинаходится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы - средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, т.е. в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы - оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит кдуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения - четверостишия и рубаи.

Основные литературные работы Ибн Сины - философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

· «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;

· «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;

· раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики,этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.

РАЗДЕЛ 2. ЛЕКСИКА.

Великий Ибн Сина – король медицины

О мудрости твердят: она бесценна,

Но за неё гроша не платит мир.

Абу Али ибн Сина (Авиценна)

Великий Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина! Другое его латинизированное имя – Авиценна.

Его биография, составленная им самим, охватывает первые 30 лет жизни, затем была продолжена его учеником ал-Джузджани.

Родился Ибн Сина в сентябре 960-го года в небольшом селении Афшана близ Бухары, Узбекистан. Начальное образование получил от отца Абдуллы – чиновника саманидской администрации. Затем десять лет проучился в начальной мусульманской школе – мактаб, и к десяти годам Ибн Сина уже знал наизусть священный Коран. На экзамене Авиценна рассказал все суры, не пропустив ни одного слова.

С того времени он поражает всех своей памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, им восхищаются и за знание арабской литературы. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое.

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Лет четырнадцати он увлёкся медициной, прочитал все медицинские трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причём самых трудных. Предполагают, что увлёк его занятиями медициной известный в то время врач Абу Сахл Масихи , автор книги «Эмия, или Книга ста глав », которая для многих врачей была тогда учебником медицины.

Масихи – последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена – оказал большое влияние на формирование взглядов Абу Али ибн Сины. Когда во дворце тяжело заболел эмир, глава государства, придворные врачи не смогли вылечить его и пригласили семнадцатилетнего юношу. Лечение, предложенное им, прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Ибн Сина получает должность личного врача бухарского эмира и возможность пользования его личной библиотекой.

В 1002 году вскоре после смерти отца Авиценна переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), в котором жили видные учёные. Следующие годы он скитался, меняя города. В 1015–24 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах.

В Исфахане Абу Али основал обсерваторию и одним из первых доказал подвижность апогея Солнца. А для уточнения измерений применил оригинальный метод, который впоследствии стал известен как «принцип Нониуса» – по имени португальского учёного, заново открывшего этот метод только в XVI веке.

Ибн Сина – ярчайший представитель арабского мусульманского мира, последователь Аристотеля, знаменитый учёный-энциклопедист.

По данным учёных, Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю.

Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. К числу дошедших до нас философских трудов учёного относится «Книга исцеления », «Книга спасения », «Указания и наставления » и «Книга знания ».

Ибн Сина использовал всё ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии. Его труды стали вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего Средневековья.

Его справедливо можно назвать королём медицины. Он один из величайших учёных-медиков в истории человечества. Согласно одной из версий, само слово «медицина» произошло от двух слов: «мадад » и «сина », т. е. медицина – это метод Сина (излечение по способу Сины). По данным разных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них до нас дошло всего лишь 30. Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принёсшим ему многовековую славу во всём культурном мире, является «Канон врачебной науки ». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается всё, что относится к профилактике и лечению болезней. Этот труд оказывал огромное влияние на учёных Востока и Европы в течение нескольких столетий. «Канон» также оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. Он многократно переводился на многие европейские языки.

В «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.

Например, с его именем связывают первое применение ртути; он предположил, что инфекционные заболевания вызываются мельчайшими живыми организмами, создал науку о пульсе, началах психодиагностики, цветотерапии.

О нём ходили легенды. Одна из них гласит: у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имён тех, кто жил на определённой улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу учёный узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюблённых, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Во всех старейших университетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось исключительно на труде Ибн Сины, и хотя позднее и появляются труды других авторов, тем не менее вплоть до 17 века он всё ещё остаётся главным учебником по медицине. Показательно и то, что после изобретения в Европе печатного станка «Канон» был напечатан второй книгой (первой печатной книгой стала Библия).

Ещё при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов, как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны).

Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси в основном в форме рубаи. Более того, многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые – Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

Пожалуй, нет ни одного учёного и целителя древности, который оказал столь сильное влияние на медицину и философию Востока (под именем Ибн Сина) и Запада (под именем Авиценна), как этот замечательный учёный.

ИБН СИН А (латинизир. Авиценна, Avicenna ,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

ИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдалла х (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач.

Жизнь

Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.

Труды

Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после , а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля» (извлечения из 4-6 разделов «Эннеад» Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд «Книга исцеления» - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения». «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).

Философия

В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама. В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.

В философской повести «Живой, сын Бодрствующего» Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.

Прошло более тысячи лет с той поры, когда в Бухаре жил человек, наделенный поистине безграничным талантом. Его имя - Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. В Европе он известен под именем Авиценна. Если вы назовете его имя врачу, тот скажет, что это великий врач. Если заговорите о нем с математиком, тот отметит, что Авиценна был великим математиком и астрономом. Литератор скажет вам, что это великий писатель и поэт. Философы назовут его великим мыслителем, а музыканты - тонким ценителем и знатоком музыки, теоретиком и даже изобретателем популярного теперь в Средней Азии струнно-смычкового музыкального инструмента - гиджака. Кто из них прав? Все сразу. Наследие Авиценны обогатило мировую науку и определило ее развитие на многие века. Ему принадлежит более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274, или, по некоторым данным, 276. На шестьсот лет раньше Декарта Авиценна записал: «Я мыслю, и это значит, что я существую». Уже в 17 лет Ибн Сина пользовался такой славой умелого лекаря, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, которому придворные медики помочь не смогли. Вопреки насмешкам именитых коллег юноша сумел поставить правильный диагноз и вылечить правителя.

Как совсем молодому человеку удалось это? Откуда он черпал знания? Кто учил его наукам и искусству врачевания?

Об этом рассказал сам Ибн Сина в автобиографии, где он описывает свою жизнь до 30 лет. Далее его летописцем стал его верный ученик Джузджани. С именем Авиценны связано много легенд и преданий. Поистине жизнь этого необыкновенного человека достойна восхищения.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина родился в 370 г. хиджры (980 г. н. э.) в селении Афшане неподалеку от Бухары, в нынешнем Таджикистане. Отец Ибн Сины - Абдаллах - был родом из Балха, старинного города на севере Афганистана. В своей биографии Ибн Сина писал: «Отец мой приехал оттуда в Бухару в дни правления саманида Нуха ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - „звезда“. Там же и родились сначала я, а затем мой брат». Отец очень старательно подбирал имя первенцу, мечтая о том, каким тот будет уважаемым человеком, какая будет у него благополучная семья. Он не знал, что уделом старшего сына станут скитания и у него никогда не будет ни жены, ни детей. Зато имен у Ибн Сины со временем появилось множество. Его называли Шейх-ур-Раис. «Шейх» - потому что он был большим знатоком религии и философом. Почетное звание «Раис» указывает на то, что он был видным государственно- политическим деятелем и мудрым визирем. Также он был удостоен высоких титулов Худжатул Хакк, что значит «Доказательство или авторитет истины», Хаками бузург - «Великий Исцелитель» и Шараф-уль-Мульк «Слава, гордость страны». Но это было гораздо позже. А пока мальчик рос и был необыкновенно смышлен и любознателен. Его любимым словом было «почему?». О маленьком Хусейне рассказывают такую притчу. Однажды служанка показывала ему золотое кольцо и нечаянно уронила его в мешок с крупой. Потом девушку отвлекли, и она забыла о кольце. Мешок наполнили крупой до краев и унесли в амбар. На следующий день обнаружилась пропажа кольца. Служанку обвинили в краже и выгнали из дому. В это время мальчик кричал и громко плакал. Он прорыдал два дня, издавал разные звуки, но никто не мог понять, чего хочет малыш. Но уже через несколько дней он смог связно говорить и первые его слова были о служанке и кольце. Мальчику поверили, высыпали крупу из мешка и действительно нашли там кольцо. Служанку отыскали, извинились и щедро одарили, но девушка отказалась возвращаться. Однако еще долго она рассказывала знакомым удивительную историю о маленьком мальчике Хусейне.

Когда Хусейну исполнилось пять лет, отец привез его и младшего брата Махмуда в Бухару, мечтая дать детям хорошее образование. Мальчика отдали в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он проучился до 10 лет. Несмотря на то что Хусейн был самым младшим учеником хатиба Убайда, знания он усваивал удивительно легко. Мальчик часто задавал учителю вопросы, на что тот неизменно отвечал: «Учи Коран. Там на все есть ответы». Одновременно Хусейн занимался с учителями, которые обучали его грамматике, стилистике и арабскому Языку. Однажды Хусейн заявил учителю: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель не поверил, возразив, что Коран нужно учить долгие годы и только тем немногим, кто выучил его наизусть, дают почетное звание - «хафиз». «Значит, я хафиз!» - заявил Хусейн. И не замедлил доказать это, рассказав на память все суры и не перепутав ни единого слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. После этого учитель сказал, что Ибн Сине больше не нужно посещать мактаб. В десять лет будущий ученый и мыслитель поражал окружающих необыкновенной памятью, великолепным знанием арабской литературы и быстрым умом. Он сам писал в своей биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались». Ходила о нем и занятная легенда. Еще в детстве Ибн Сина отличался необыкновенной чуткостью, как говорили тогда, мог «разделить волосок на сорок частей». Ученики мектаба удивлялись его способностям и однажды решили испытать: под коврик, на котором мальчик сидел во время занятий, подложили лист бумаги. Весь день Хусейн вел себя странно, то поднимая глаза к потолку, то глядя на пол, а потом удивленно сказал: «Не знаю, или потолок в нашей школе опустился, или немного приподнялся пол».

После окончания учебы в начальной школе Хусейн начал изучать арифметику и алгебру, а потом под руководством домашнего учителя Абу Абдаллаха ан-Натили - логику, геометрию Эвклида и «Альмагест» Птолемея. Однако скоро Натили вынужден был признать, что исчерпал свой учебный материал и уже не в состоянии удовлетворить любопытство ребенка. Он давал ему задания для самостоятельной работы и просил лишь приносить и показывать ему готовые ответы. Трудности у юноши возникли с изучением «Метафизики» Аристотеля. Он никак не мог постигнуть содержание труда, пока случайно не увидел у книготорговца сочинение аль-Фараби «О целях метафизики», которое являлось комментарием к работе Аристотеля. Ибн Сина вспоминал то время так: «Я вернулся домой и поспешил прочесть книгу, и тотчас же раскрылись для меня цели „Метафизики“, так как я знал ее наизусть». В эти же годы Хусейн написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с аль-Бируни. Абу Абдаллах ан-Натили был вынужден признать, что ученик превзошел его и уже сам учитель узнает от юноши то, чего сам не мог понять. Дальше Ибн Сина продолжал учиться самостоятельно. Его очень привлекали естественные науки, особенно медицина. Медициной Хусейн заинтересовался очень рано. Тогда ему еще не было и 12 лет. Посоветовал мальчику заняться этой наукой знаменитый врач и философ Абу Салаха ал-Масихи. Юноша учился, без преувеличения, день и ночь. Он прочел все доступные ему книги о медицине, начал посещать больных и через некоторое время стал настолько знающим и опытным, что даже известные врачи приходили к нему за советом. У Ибн Сины была обширная практика и слава мудрого лекаря. Юноше в это время едва исполнилось 16 лет. В 17 лет Ибн Сина был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура. Правитель уже давно болел, и придворные медики ничем не могли ему помочь. Они открыто смеялись над юношей, не веря, что там, где они потерпели поражение, он сможет одержать победу. Хроники не указывают, чем болел Нух ибн Мансур, но достоверно известно, что Ибн Сина смог установить правильный диагноз и вылечить владыку. Когда Хусейна спросили, какую награду он хочет получить, он попросил разрешения пользоваться дворцовой библиотекой, которая в то время была одной из богатейших на всем Ближнем Востоке. Библиотека стала для юноши настоящим сокровищем. Там он нашел книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Перед ним открылись ворота в такие глубины знания и науки, о которых многие мудрецы того времени даже не догадывались. Ибн Сина расширил свои научные познания до грандиозных масштабов. Он изучал логику, естествознание, медицину, метафизику и другие науки, а еще начал писать стихи. Еще в детстве он прекрасно усвоил правила стихосложения. Рифмовать строки умели многие грамотные люди, но лишь у единиц эти слова могли передать радость и слезы сердца, тоску и надежду. Именно такими были стихи Ибн Сины. Первые стихи он сочинял для забавы, но постепенно его творения наполнялись мыслями и чувствами. Их уже знали многие в Бухаре и передавали друг другу. Но этому счастливому времени вскоре настал конец. В 999 г. умер отец - Абдаллах ибн Хасан, и на плечи юноши легла забота о близких. Однако к семье исмаилита относились с подозрением. К тому же в Бухаре начались беспорядки. Вскоре разбойники сожгли библиотеку эмира… После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 г. Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Уже тогда у него зародилась мысль создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, пояснения, отчего она возникает и как ее можно лечить. Для этой цели Ибн Сина делал выписки из различных книг и обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки», над которым Ибн Сина работал долгие годы.

В Хорезме его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитаний. Некоторые работы он писал в седле во время долгих переездов. В 1015–1024 гг. Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с участием в политических и государственных делах. Эмир Шамс ад-Давл настолько высоко оценил таланты Ибн Сины, что назначил его на должность визиря. Завистники начали плести интриги, но эмир не пожелал казнить Ибн Сину, хотя сместил с должности и изгнал из страны. Правда, через месяц с небольшим болезнь эмира обострилась, и владыка отыскал ученого, осыпал милостями и вновь сделал своим министром. До самой смерти великий ученый так и не смог вернуться на родину, скитаясь на чужбине из одного города в другой. Он побывал при дворах многих властителей. Он дружил и сотрудничал с известным на Востоке медиком и ученым Масихи: работал в его лаборатории, принимал больных, делал хирургические операции. Вместе с Бируни Абу Али занимался астрономией. А в свободное время писал свои труды и поэмы. В этот период появилась книга «Среднее сокращение по логике», затем «Совокупные наблюдения» и философский труд «Появление и возвращение». Но все-таки главным своим трудом Ибн Сина называл «Канон врачебной науки».

Существует множество рассказов о том, как Авиценна излечивал людей от самых разнообразных недугов. Вот один из них. Однажды Ибн Сину пригласили к правителю, у которого долго болел сын. Доктора не могли найти причину болезни и вылечить мальчика. Хусейн же начал лечение незамедлительно, но придворным медикам оно казалось очень странным: врач ходил с мальчиком на прогулки в парк, беседовал, заставлял делать гимнастику, приказал очистить бассейн в парке и учил мальчика плавать, из лекарств давал только укрепляющие. Через несколько месяцев мальчик предстал перед отцом здоровый, бодрый и веселый.

Многие медики в ту пору обвиняли Ибн Сину в шарлатанстве, мол, он не лечит недуги, а только укрепляет организм больного. В это время Ибн Сине минуло тридцать лет. Дальнейшую историю его жизни мы узнаем от его ученика Джузджани. Последний не переставал удивляться, как его учитель может выявить хвори, скрытые внутри организма, ведь он не может заглянуть внутрь. Ибн Сина открыл ученику, что о состоянии организма может поведать пульс человека. «Пульс - это движение сосудов, слагающееся из сжатия и расширения, - говорил он. - Некоторое время я упускал период сжатия. Я повторял исследования до тех пор, пока не почувствовал все его признаки. После этого передо мной открылись врата познания пульса. Я различаю особенности пульса ровного и неровного. Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. И все это надо уметь отличать. Пульс бывает также мягкий, напряженный, нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой». С помощью своего метода Авиценна мог определить многие болезни еще на стадии их зарождения. Об этом существует интересная легенда. В одном селении к Ибн Сине на прием собралась толпа больных. Ибн Сина предложил каждому страждущему взять в руки веревку. По ее колебаниям и натяжению он брался установить диагноз. Одна недоверчивая и хитрая женщина решила испытать признанного врача. Она посадила за пазуху свою кошку, которая совсем недавно привела котят, и привязала к ее лапе веревку, а другой конец подала Ибн Сине. Он очень удивился, взяв в руки эту веревку, а через минуту заявил: «Эта больная недавно родила котят. Она очень истощена, и кормить ее нужно молоком. Никаких других лекарств не требуется».

Ибн Сина успешно возвращал здоровье тем, на кого махнули рукой врачи: вправлял вывихи и искривления позвоночника, удалял камни из мочевого пузыря, вырезал полипы в носу, пятилетнему мальчику заправил глазную фистулу. А вечерами он продолжал писать «Канон». Джуз-джани переписывал его труд набело. Часто бывало, что Ибн Сина писал несколько книг одновременно. Но времени на написание катастрофически не хватало - с утра и до позднего вечера перед его домом ждали приема страждущие: и именитые господа, и крестьяне, и ремесленники. Он не отказывал никому. Но многочисленные недруги не успокаивались. По доносу Ибн Сина был брошен в тюрьму. Там он вылечил начальника и получил некоторые льготы, пообещав не пытаться бежать. Авиценну освободили из кандалов, принесли бумагу и другие письменные принадлежности. За четыре месяца в неволе Ибн Сина написал «Книгу о правильном пути» и доработал «Книгу о коликах». Тогда же из-под его пера вышла первая философская повесть - «Живой, сын Бодрствующего». Впоследствии этой книгой будут зачитываться многие люди, подтверждающие, что каждая страница полна мудрых раздумий, философских мыслей. Многие историки литературы придерживаются мнения, что Данте написал свою «Божественную комедию» под влиянием Абу Али Ибн Сины.

В это время к власти пришел новый правитель и освободил Авиценну. Тот переехал в другой город и продолжал писать свой грандиозный труд и принимать больных. Предания рассказывают много удивительных историй исцеления. Однажды к Ибн Сине обратились родственники брата самого эмира Исфагана. Мужчина сошел с ума. Он представлял себя коровой, мычал, бодался, отказывался есть нормальную человеческую пищу и требовал, чтобы его зарезали и сварили суп. Ни лекари, ни священники помочь ему не могли. Со временем больной стал быстро худеть и терять силы. Он мог только лежать и жалобно мычать. Прослышав об удивительном даре Ибн Сины, эмир попросил его осмотреть больного. Ибн Сина выслушал рассказ врачей о болезни, поговорил со слугами, а потом приказал сообщить больному, что для него вызвали мясника и тот скоро придет. Больного эти новости очень обрадовали, и он даже смог сам выйти во двор и лечь на бок, как и полагается животному перед убоем. Но изображавший мясника заявил, что корова слишком тощая и есть ее никто не будет. С того дня больной накинулся на пищу и ел все подряд. Во все блюда, которые ему подавали, по совету Авиценны домешивали лекарства. Со временем брату эмира стало легче - он поправился, стал меньше мычать. Однажды утром он проснулся, позвал слугу и сказал ему: «Странный мне сон приснился: как будто я вообразил себя коровой. Я даже испугался: вдруг проснусь и окажусь коровой на самом деле. Но, слава Аллаху, проснулся, смотрю - я человек». Болезнь была побеждена.

Прошло еще немного времени, и был завершен «Канон врачебной науки». Теперь пять тяжелых томов лежали на столе ученого. Ученые и лекари, читая этот труд, безмерно удивлялись - столько потрясающих открытий было на каждой странице книги.

Впервые в истории медицины Ибн Сина проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких страшных болезней, как менингит, плеврит, язва желудка. Он первый сумел отличить чуму от холеры, описал лепру, желтуху и сибирскую язву. Великий ученый даже не догадывался, что и через восемьсот лет блестяще подтвердится его гипотеза о том, что болезни переносят какие-то мелкие существа, которые живут и в воде, и в воздухе. В «Каноне» содержатся также советы по воспитанию детей, отмечается необходимость заниматься физическими упражнениями, которые являются «самым главным условием» сохранения здоровья. На следующее место Авиценна ставил режим питания и режим сна. Еще при жизни ученого «Канон» считался выдающимся медицинским трудом и совсем скоро стал признанной медицинской энциклопедией во всех странах мира. В Европе по нему учились врачи много веков подряд.

Но на этом занятия наукой ни в коем случае не закончились: Ибн Сина начал новый труд - «Книгу справедливости».

Одновременно с ней он создал поэму «Урджуза». Это не обыкновенная поэма - ее главным героем стала медицина. По ней даже школьник мог изучать медицинскую науку, настолько простым и понятным был язык произведения. Очень скоро удивительную поэму перевели на латинский язык и изучали во многих странах. Более 600 лет изучали «Урджузу» во многих медицинских школах. Одновременно с «Урджузой» Ибн Сина создал труд по языкознанию - «Язык арабов». Современники ученого утверждали, что подобной всеобъемлющей работы в области языка не делал еще никто. К сожалению, эта книга так и осталась в черновом варианте и, очевидно, безвозвратно погибла. Неизвестные грабители украли и другое произведение - «Книгу справедливости», состоявшую из двадцати томов. Потеря этой книги потрясла Ибн Сину и повергла в глубокое уныние. Но несмотря ни на что, великий ученый продолжал принимать больных, наставлять учеников, работать. Почти непрерывные скитания из одного города в другой, напряженные занятия, бессонные ночи, страдания, тюремное заключение не могли не отразиться на здоровье ученого. Когда-то он создал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Сначала он успешно справлялся с недугом, пока эмир Ала уд-Даула, находившийся в походе, не вызвал его к себе. Теперь изготовление лекарства пришлось доверить врачу эмира, а тот бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем было указано в рецепте. От такого настоя язвы в желудке и кишечнике снова открылись, и надежды на спасение не осталось. Умер Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037 г. в возрасте 58 (по некоторым данным - 57) лет после длительной изнурительной болезни. Существует легенда о том, что, предчувствуя смерть, Ибн Сина решил дать ей отпор. Он приготовил сорок лекарств, которые надлежало в строгом порядке использовать в случае его смерти. Об этом он сообщил своему верному ученику. Когда Ибн Сина умер, ученик с точностью начал выполнять все указания ученого. Спустя недолгое время он с волнением заметил, что тело учителя молодеет на глазах, появляется дыхание, розовеют щеки. Оставалось использовать последнее лекарство, но потрясенный ученик уронил сосуд и все содержимое вылилось на землю. Через несколько минут на ложе лежало дряхлое тело старика.

Сейчас на могиле великого мыслителя воздвигнут величественный мавзолей, но самый лучший памятник Ибн Сина создал сам - это более 200 дошедших до нашего времени научных, философских и поэтических трудов, среди которых «Лекарственные средства», «О пользе и вреде вина», «Поэма о медицине», «Трактат о пульсе», «Мероприятия для путешественников», «Трактат о сексуальной силе», «Трактат о цикории» и множество других книг. Но самым известным трудом Авиценны стал «Канон врачебной науки».

Это одна из наиболее знаменитых книг в истории медицины, которая подробно рассказывает обо всем, что касается здоровья и болезней. Эта книга была переведена на латинский язык и разошлась по миру во множестве рукописей. После изобретения печатного станка «Канон» оказался одной из первых книг, вышедших вслед за Библией, и по числу изданий соперничал с ней. Впервые «Канон врачебной науки» был издан на латыни в 1473 г., на арабском языке в 1543 г. В первом томе пятитомного труда Ибн Сина изложил теорию медицинской науки. В ней он дал определение медицине, разъяснил ее цели и задачи, рассмотрел психотипы людей, привел сжатый анатомический очерк так называемых «простых» органов человеческого тела, рассмотрел причины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения. Также здесь приведены рекомендации по питанию, гигиене и образу жизни, которые способствуют сохранению здоровья в любом возрасте. Во второй книге Ибн Сина описывал лекарственные средства, акцентируя внимание на том, что любое растение может помочь человеку бороться с болезнями. Прилагались также рецепты использования растений для лечения различных недугов. Например: «если прикладывать лекарственные повязки с редькой и медом - это исцелит злокачественные язвы, а семена ее с уксусом окончательно заживляют гангренозные язвы», «если скорпион ужалит человека, который поел редьки, то человеку вреда не будет», «если выпить мяты до отравления, она отразит действие смертоносных ядов». Всего во втором томе приведены рецепты более восьмисот лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Даже лечебники и травники Древней Руси, приводя рецепты настоев и мазей, часто ссылаются на имя «Ависен». Многие лекарства, предложенные Ибн Синой, применяются и в наше время.

Третья и четвертая книги «Канона» подробнейшим образом описывают болезни всех человеческих органов: голова, мозг и нервы, глаз, ухо, горло и нос, зубы, легкие и сердце, пищевод и желудок, кишечник, печень и желчный пузырь, почки и мочевой пузырь. Приводятся советы по диагностике и лечению заболеваний, методы проведения операций. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа. Ибн Сина первым смог понять принцип действия глаза и описать его. Ранее считалось, что глаз испускает лучи, которые отражаются от предметов, возвращаются в глаз и дают его изображение. Последняя, пятая, книга является учебником по фармакопее, где изложены принципы и способы составления лекарств. Также большое внимание уделено проблемам психологии.

Почти тысяча лет прошла со дня смерти величайшего из мировых ученых, но память о нем живет в веках, а его наследие и теперь открывает потомкам глубины знания и мудрости.