Как различны по возрастам впечатления. Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст? Психическое развитие детей дошкольного возраста

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Выражение «белая ворона» давно уже стало метафорой, которая означает резкое отличие того или иного человека от окружающих. Совершенно белых по окрасу особей можно увидеть в стае тёмных ворон, грачей или галок. «Белые вороны» время от времени встречаются среди многих видов животных. Такие особи получили название альбиносов.

Причина альбинизма заключается в том, что в организме не вырабатываются пигменты, известные под общим названием меланинов. Концентрация, соотношение и особенности взаимного расположения гранул разных меланинов в кожном покрове, шерсти, перьях, чешуе, когтях и создают всё великое разнообразие окраски животных.

Альбиносы принципиально отличаются от диких животных, одетых в белоснежные одежды, «полученные» ими от природы в результате естественного отбора. Полярные совы, белые чайки, белые медведи вовсе не альбиносы. В организме этих животных меланинов вырабатывается ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности.

Необычный облик животных-альбиносов и ореол тайны, окутывающий их происхождение, породили немало мифов и легенд. Вспомнить хотя бы могучего белого быка, в образ которого согласно древнегреческим мифам перевоплощался Зевс, или белых слонов Таиланда, владеть которыми позволялось лишь особам королевской крови, или белую верблюдицу, унёсшую от врагов пророка Магомета, или Белого Коня прерий, повелевавшего, по верованиям западноамериканских индейцев, табунами мустангов... Герои всех этих легенд помимо сверхъестественных способностей наделены невиданными силой и выносливостью. Скорее всего, речь в них идёт о животных белого окраса или частичных альбиносах. Полные же альбиносы в большинстве своём отличаются пониженной жизнеспособностью и в природе безжалостно выбраковываются естественным отбором.

Лишённые маскирующей окраски и резко выделяющиеся среди своих сородичей, животные-альбиносы привлекают повышенное внимание хищников, становясь их жертвами в первую очередь, а вот хищники-альбиносы не могут незаметно подкрадываться к жертвам и добывать себе пропитание. (257 слов)

(По И. Травиной)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Среди многих видов животных встречаются альбиносы

2 - Причина альбинизма в том, что в организме не вырабатываются меланины, и в этом принципиальное отличие альбиносов

3 - Об альбиносах сложено немало мифов и легенд, в которых они наделяются уникальными свойствами

4 - Особая окраска определяет специфику жизни альбиносов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!

(2) Я помню, как в детстве меня возили в цирк. (3) Сколько радости и удовольствия!

(4) В юности я тоже посещал его часто: меня тянули туда грация движений наездниц, смелость акробатов, торжество дрессировки животных венцом творения - человеком...

(5) Наступили более зрелые годы - я изредка и лишь случайно заходил в цирк.

(6) Теперь я не хожу туда вовсе. (7) Почему?

(8) Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли...

(9) На арену вывезли на колесах громадную железную клетку. (10) В ней быстро ходили взад и вперёд, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва. (11) Они как будто рассуждали сами с собой, и мне казалось по разнообразному тону их рычания, что эти рассуждения были на разные темы.

(12) Один говорил:

(13) - Кто смеет приказывать мне? (14) Перед кем склоню я голову и на кого не выпущу когтей? (15) Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далёкой родины - тихой пустыни. (16) Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскалённом песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зелёным огнём. (17) Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. (18) Мы пойдём с ней вдвоём по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные.

(19) Другой более резким тоном строил другие планы:

(20) - Кто думает подчинить меня? (21) Перед кем склонится моя гордая воля? (22) Сейчас схвачу я зубами решётку, замки и разгрызу их легче, чем ребёнок щёлкает орехи. (23) Но я не удалюсь в тишину и пустынный покой, а побегу в города, где мои собратья изнывают в неволе, где их осмеливаются выставлять напоказ для забавы. (24) Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. (25) Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении, возвращусь я в родные страны, как подобает царю-победителю.

(26) Третий мечтал об ином:

(27) - Пусть не стараются поработить меня! (28)Одним ударом моей могучей лапы я сломаю вдребезги и дерево, и железо моей тюрьмы, всё превращу в щепки и в прах. (29) Я уйду в самую отдалённую страну, не известную ни людям, ни львам. (30) Там я буду жить один, созерцая вокруг себя лишь безграничные пространства: пустыню, море и небо - и, состарившись, умру в виду заходящего солнца.

(31) Так, казалось мне, думали эти три молодых льва, заключённые в клетке, стоявшей на арене, когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница. (32) В правой руке она держала небольшой бич, которого едва ли бы испугалась и маленькая собачка.

(33) Но как только они, эти три диких льва, её увидали, так перестали рычать и, поджав хвосты, сбились в кучу в противоположном углу клетки. (34) Под взмахами бича она заставила их прыгать через барьеры и в кольца.

(35) Тот, влюблённый в дикую львицу, лизал руки укротительницы. (36) Замышлявший освободить всех львов, укусил, подобно хорошо дрессированной собаке, одного из своих товарищей, замедлившего дать лапу, а мечтавший умереть, созерцая заходящее солнце, задрожал всем телом при холостом выстреле пистолета.

(37) Представление кончилось, и укротительница, выходя из клетки, бросила львам по куску мяса, а они, зажав его в лапы, стали пожирать, видимо довольные, с потухшим взором.

(38) Не то же ли бывает с людьми? (39) Эти три льва - не чудные ли мечты юности: страстной любви, жажды славы, возвышенных стремлений? (40) Но есть хочется... (41) Укротительница - это жизнь.

(42) Вот каковы были мои мысли - и я перестал ходить в цирк.

(По Н. Гейнце)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор перестал ходить в цирк?»

  1. Он уже перестал получать удовольствие от акробатов, гимнастов, дрессировщиков.
  2. В цирке он не смотрел представление, а думал о своём.
  3. Он проводил параллель между миром дрессированных животных и миром людей, и это вызывало у него грустные мысли.
  4. Он не любил дрессированных животных.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мечты» (предложение 39).

  1. идеалы
  2. фантазии
  3. принципы

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является риторический вопрос .

  1. Кто думает подчинить меня? Перед кем склонится моя гордая воля?
  2. Теперь я не хожу туда вовсе. Почему?
  3. Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!
  4. Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли...

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове НЕСЧАСТНЫХ (предложение 24) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове НАПОКАЗ (предложение 23) последний звук - [з].
  3. В слове ТЮРЬМЫ (предложение 28) мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове БАРЬЕРЫ (предложение 34) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. созерцая
  2. укротительницу
  3. отворённой
  4. впечатления

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. испугалась
  2. откликнется
  3. обширной
  4. безграничные

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что слово образовано от глагола совершенного вида?

  1. слышанного
  2. виденного
  3. отдаленную
  4. пустынный

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 17-18 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание .

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4 Среди предложений 12-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством , выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Так,(1) казалось мне,(2) думали эти три молодых льва,(3) заключённые в клетке,(4) стоявшей на арене,(5) когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Нас будут десятки,(1) сотни,(2) тысячи,(3) и только тогда,(4) когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении,(5) возвращусь я в родные страны, (6)как подобает царю-победителю.

В8 Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 20-30 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-3; А2-1; АЗ-1; А4-2; А5-3; А6-1; А7-3.

Б1-заключенных; Б2-пойдём вдвоём; Б3-три льва ходили; Б4-16; Б5-1,2; Б6-2; Б7-4,5,6; Б8-8; Б9-25.

Часть3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного российского филолога Григория Яковлевича Солганика: «Самое удивительное и распространённое среди изобразительно-выразительных средств - метафора, или скрытое сравнение».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Метафора - это изобразительно-выразительное средство, основанное на употреблении слов в переносном смысле. Метафорический перенос осуществляется на основании сходства предметов и явлений по форме, цвету, назначению. Метафора часто встречается в речи и служит для усиления её выразительности.

Примеры

Найти в тексте примеры метафорического переноса и показать, зачем автор применяет метафору, что он хочет передать, какую картину нарисовать.

Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!
Я помню, в детстве меня возили в цирк.
Сколько радости, сколько удовольствия!
В юности я тоже посещал его и посещал часто – меня тянули туда грация движений наездниц, смелость акробатов, торжество дрессировки животных венцом творения – человеком…
Наступили более зрелые годы – я изредка и лишь случайно заходил в цирк.
Теперь я не хожу туда вовсе. Почему?
Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли…
Дошла очередь – я живо припоминаю это – до последнего номера программы – укрощения львов.
На арену вывезли на колесах громадную железную клетку. В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
Они как будто рассуждали сами с собой, и мне казалось, по разнообразному тону их рычания, что эти рассуждения были разные темы.
Один, – я понимал их, – говорил:
– Кто смеет приказывать мне? Перед кем склоню я голову и на кого не выпущу когтей? Я уйду, только меня и видели! Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далекой родины – тихой пустыни. Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскаленном песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зеленым огнем. Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. Мы пойдем с ней вдвоем по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные. Отдавшись первым восторгам любви, облизывая губы, окровавленные счастливой добычей, мы сладко заснем, и лишь луна, испуганная и очарованная, будет созерцать с безоблачного неба этот супружеский сон царственной четы пустыни…
Другой более резким тоном строил другие планы:
– Кто думает подчинить меня? Перед кем склонится моя гордая воля? Сейчас схвачу я зубами решетку, замки и разгрызу их легче, чем ребенок щелкает орехи. Но я не удалюсь в тишину и покой пустыни, я побегу в города, где мои собратья изнывают в неволе, где их осмеливаются выставлять на показ для забавы. Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всем земном шаре не будет ни одного льва в заключении, только тогда возвращусь я в родные страны, освобожденный и освободитель, с радостью в сердце, как подобает царю-победителю, возвращающемуся в свое отечество во главе освобожденного народа.
Третий мечтал об ином:
– Пусть не стараются поработить меня! Это потеря времени! Ни один взгляд не заставит меня потупить взора! Одним ударом моей могучей лапы я сломаю вдребезги и дерево, и железо моей тюрьмы, все превращу в щепки и в прах. Но я жажду свободу не для наслаждений любви и не для достижения славы освободителя порабощенных собратьев. Нет, совсем нет. Я уйду в самую отдаленную, неизвестную ни людям, ни львам. Там я буду жить один, созерцая вокруг себя лишь безграничные пространства: пустыню, море и небо. Я буду меняться взглядами только со звездами. Наконец, состарившись среди этой обворожительной беспредельности, я умру, склонив голову на лапы, в виду заходящего солнца.
Так – казалось мне – думали вслух эти три молодых льва, заключенные в клетке, стоявшей на арене, когда в быстро отворенной дверце появлялась укротительница.
Она не выдавалась ни силой, ни красотой, худая, бледная, истомленная, одетая в трико с блестящим шитьем.
В правой руке она держала небольшой бич, которого едва ли бы испугалась и маленькая собачка.
Но как только они ее увидали, эти три диких льва, так перестали рычать и, поджав хвосты, сбились в кучу в противоположном углу клетки. Одно мгновение в их глазах блеснул было злобный огонек, но она хлопнула бичом и они присмирели. Под взмахами этого же бича она заставила их прыгать через барьеры и в кольца.
Тот, который, влюбленный в дикую львицу, жаждал лизать окровавленные губы, лизал руки укротительницы. Замышлявший освободить всех трех львов, укусил, подобно хорошо дрессированной собаке, одного из своих товарищей, замедлившего дать лапу, а мечтавший умереть, созерцая заходящее солнце, задрожал всем телом при холостом выстреле пистолета.
Наконец представление кончилось. Укротительница, выходя из клетки, бросила львам по куску мяса. Они зажав его в лапы, стали пожирать, видимо довольные, с потухшим взором.
Не то же ли бывает с людьми?
– Эти три льва, – не чудные ли мечты юности: страстной любви, жажды славы, возвышенных стремлений?
Но… надо есть!
Укротительница – это жизнь.
Вот каковы были мои мысли – и я перестал ходить в цирк.
Помогите пожалуйста выявить проблему данного текста))

Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:

  • Порядок жизненных событий;
  • Биологические процессы человека;
  • Развитие в социуме;
  • Онтогенез психологии.

Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.

На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.

Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.

Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.

Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:

  • Рождение человека;
  • Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
  • Развитие этих функций;
  • Старость и угнетение функционирования организма;
  • Физическая смерть.

Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.

Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.

Что же такое возрастная периодизация?

Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.

Периодизация возрастная с психологической точки зрения

1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:

  • Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
  • Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
  • Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.

2. Детство.

  • От нуля месяцев до года;
  • Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
  • Дошкольная пора с трех до шести лет.

В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;

  • Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.

3. Отрочество.

  • Подростковый период.

Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.

  • Юношеская пора.

Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.

Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.

Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.

Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.

Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.

4. Зрелость.

  • Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
  • Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
  • Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
  • Десятилетие кризиса (45 -55 лет).

Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.

В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.

  • Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.

5. Старость.

Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.

В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.

  • Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
  • Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
  • Осмысление и принятие смерти.

1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.

2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.

3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.

4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.

5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.

6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.

7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.

Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.

Философское понятие о возрастной периодизации

Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.

Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.

Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.

Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.

  • Весна.

Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.

  • Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.

  • Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
  • Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.

Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.

Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.

В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.

Так ли важен возраст?

Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.

Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.

Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.