Языковые семьи. Лингвистическая карта мира

Сколько языков в мире существует? Считается, что от 2500 до 7000. Взгляды ученых на общее их количество расходятся из-за отсутствия унифицированного подхода к тому, что считать языком, а что диалектом.

Сколько языков насчитывается в мире?

Все языки мира подразделяют на семьи, которых насчитывают 240. Самой большой и на сегодняшний день самой изученной считается индоевропейская группа, в которую входит и русский язык. Основанием для включения разных языков в одну семью является значительное фонетическое сходство обозначающих основные понятия, и сходство грамматического строя.

Существуют также языки-изоляты, которые нельзя поместить ни в одну семью. Примером такого языка-изолята, «родства не помнящего», является говор басков «эускера».

Самые распространенные языки

Сколько языков в современном мире, которые наиболее распространены? К ним относят 10: китайский (мандарин), английский, испанский, русский, хинди, арабский, бенгальский, португальский, малайско-индонезийский, французский. На языке мандарин говорят свыше 1 миллиарда людей. На каждом из девяти других из десятки самых распространенных говорят свыше 100 миллионов людей.

Причиной популярности китайского языка следует считать то, что на нем говорят в Китае, Сингапуре, Тайвани, обширные китайские диаспоры есть почти во всех странах Юго-Восточной Азии и других государствах мира. Нельзя забывать о плодовитости этого народа.

Носители английского и были самыми активными завоевателями заокеанских земель, открывателями Америк. Именно поэтому, если мы взглянем на языковую карту мира, то увидим, что эти два языка территориально доминируют. Английский является официальным в 56 - в более чем 20 странах. Французы, так же, как англичане и испанцы, тоже в свое время создали могучую империю, которой подчинялись огромные территории в Северной Америке и Африке. На сегодня французский язык является первым официальным языком в 15 государствах мира.

В истории европейской цивилизации несколько языков в мире в разные времена занимали позицию межэтнического - лингва франка. Во времена Римской Империи койне - общегреческий язык - стал таким «лингва франка» для восточного Средиземноморья и древнего Ближнего Востока. Впоследствии более 1000 лет, сначала в странах Средиземноморья, а затем во всей католической Европе, в качестве лингва франка использовался латинский язык. В XVIII-XIX веках средством международного общения стал французский. С конца ХХ века средством межэтнического общения во всем мире стал английский язык, несомненно, из-за лидирующего положения в мире англоязычной сверхдержавы - США.

Мертвые языки

В лингвистике есть такое понятие, как «мертвый язык». Это такой, на котором уже не говорят, и о нем знают только благодаря письменным памятникам. В некоторых случаях мертвые языки продолжают жить благодаря тому, что их используют в научных или религиозных целях. А таких сколько языков в мире? К ним относят латынь, из которой впоследствии развились романские языки; древнерусский, ставший основой для восточнославянских языков, и древнегреческий. Есть еще ряд мертвых языков, которые используют с научной и религиозной целью - санскрит, коптский, авестийский.

Есть один уникальный случай воскрешения мертвого языка. После второй мировой войны, когда было создано государство Израиль, иврит, на котором 18 столетий уже никто не говорил, был возрожден как официальный язык этой страны.

Доминирующий язык

В билингвальной (двуязычной) среде один язык является доминирующим. Раньше, во времена империй, основной причиной умирания местных языков были массовые уничтожения местного населения. Сегодня более слабый язык умирает по социально-экономическим причинам, а не из-за того, что вымирают его носители. Незнание доминирующего языка влечет за собой невозможность получения образования, продвижения по социальной лестнице и т. д. Поэтому в билингвальной семье родители зачастую предпочитают даже не говорить на родном вымирающем языке, чтобы не создавать для детей проблем в будущем. В значительной мере на процесс вымирания влияют средства массовой информации, использующие доминирующий язык.
Важным является вопрос о том, сколько языков в мире. Но еще более важная проблема - их вымирание. Каждые 2 недели в мире исчезает один язык. По прогнозам ученых, к концу XXI века их исчезнет 3,5 тысячи.

Искусственные языки

Интересное явление в мире языков представляют собой искусственные говоры. Сколько языков в мире такого типа? Наиболее известных - 16, а самый популярный из них - эсперанто, созданный в 1887 году Людвигом Заменгофом. Родом Заменгоф был из Белостока, города, где проживали евреи, поляки, немцы, белорусы. В городе были очень сложные Заменгоф считал их причиной отсутствие единого языка. Целью эсперанто было распространение среди людей всего мира идей мирного сосуществования. Заменгоф издал учебник эсперанто. Он перевел на свой язык многие шедевры мировой литературы и даже писал стихи на эсперанто. Большая часть словаря эсперанто состоит из романских и германских корней, а также из латинских и греческих, имеющих общенаучное значение. Около 200000 статей на языке эсперанто опубликовано в Википедии.

Теперь вы знаете, сколько языков в мире существует, и, возможно, сможете сохранить вымирающие, занявшись их изучением.

Людмила Грузберг

Лингвистическая география

Lyudmila Gruzberg

Linguistic geography

The publication, which is written in the genre of vocabulary entry in the encyclopedic dictionary,

is about linguistic geography (LG), its approaches, achievements and opportunities.

A brief review on new works in LG is presented.

ЛГ - «раздел языкознания, изучающий

территориальное распространение

языковых явлений».

(Лингвистический энциклопедический

ЛГ - «раздел лингвистики, изучающий вопросы

территориального размещения языков и

языковых явлений (на земном шаре, на

континентах, в рамках более мелких

географических ареалов)».

У лингвистической географии (ЛГ) достойная и спокойная биография.

Считается, что ЛГ как самостоятельная научная дисциплина оформилась в конце XIX - начале XX в., вырастая из исследований родственных, прежде всего индоевропейских, языков. Необходимость решения вопроса о границах языков и диалектов привела к идее картографирования языковых явлений, а первые лингвистические карты стали основанием будущих лингвистических атласов.

В 1876 году Г. Венкер (G. Wenker), учитель из Дюссельдорфа, разослал по стране анкеты с целью изучения немецких диалектов и создания языкового атласа. Эта работа была продолжена школой Ф. Вредэ (F. Wrede), и в 1926 г. Атлас увидел свет («Немецкий языковой атлас», 1876—1926). В 1902-1910 гг. Ж. Жильероном и Э. Эдмоном был создан «Лингвистический атлас Франции», оказавший большое влияние на развитие всего европейского языкознания и ставший всемирно известным.

Развитие ЛГ в России опирается на традиции русской диалектологии. В 1903 г. по инициативе академика А.А. Шахматова была создана Московская диалектологическая комиссия (МДК), издавшая в 1915 г. «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе». Это был первый опыт картографирования диалектов восточно-славянских языков, где была предложена классификация этих диалектов и представлены границы диалектного членения русского языка.

По мере утверждения статуса ЛГ формировался и ее понятийный аппарат. Основные понятия ЛГ - это ареал (языковой или диалектный) и изоглосса . Термин ареал используется для обозначения 1) границ распространения языкового или диалектного явления или совокупностей подобных явлений (напр., ареал яканья ); 2) границ распространения языков или групп родственных языков (славянский ареал, тюркский ареал и т.д.).

Изоглоссой называется линия на географической карте, ограничивающая территорию распространения того или иного языкового / диалектного явления.

Например, так выглядит карта мира, на которой обозначены ареалы самых крупных языковых групп:

А это изоглоссы на карте русских говоров:

К настоящему времени составлены (или находятся в работе) десятки лингвистических атласов по множеству языков и диалектов мира. Назовем лишь малую толику их:

Лингвистический атлас Европы;

Общеславянский лингвистический атлас;

Новый атлас языков ЮНЕСКО;

Диалектологический атлас русского языка;

Atlas of the world"s languages Structure;

Болгарский лингвистический атлас;

The Spanish Language of New Mexico and Southern Colorado: A

Linguistic Atlas;

Лингвистический атлас немецких диалектов на Алтае - и множество разных других.

Несомненно, если лингвистические атласы составляются, значит, лингвистическая география кому-нибудь нужна… Иначе говоря, какую добрую службу сослужила (или сослужит) ЛГ науке о языке, научному знанию в целом и просто любознательному человеку?

Начнем с того, что применение картографирования языковых явлений помогло в разрешении целого ряда проблем языкознания, привело к обнаружению новых фактов и сведений и - как следствие - к новым открытиям. Сегодня бесспорно признается, что географические факторы исключительно важны для объяснения многих языковых явлений. Так, тип географической среды, в которой бытуют языки, принципиально влияет на характер генетических связей между формирующимися языками или диалектами. Географическая среда с явно выраженными границами (водные преграды, горы) часто формирует четкие границы между языками (ср. языки Океании, распространенные на отдельных островах). Напротив, географическая среда без явных ландшафтных границ (равнины, побережья) часто приводит к возникновению так называемых диалектных цепей, или континуумов, в которых соседние популяции хорошо понимают язык друг друга, а отдаленные - нет (примером могут служить эскимосские языки, распространенные от Берингова пролива до Гренландии) .

Географические факторы могут объяснять характер и скорость языковых изменений. Например, грамматический консерватизм литовского языка на фоне его родственников по индоевропейской семье часто объясняется тем, что литовцы в течение многих веков жили в географически изолированной области, ограничивающей контакты с другими языками.

Особенности ландшафта на территории бытования мордовского языка обусловили появление двух заметно различающихся языковых вариантов - мордва эрзя и мордва мокша (Заметим, что Википедия говорит даже не о вариантах мордовского языка, а о двух языках - мокшанском и эрзянском) .

Фактор территории играет существенную роль в конвергенции языков. Оказавшись в непосредственной территориальной близости, конвергенции подвергаются даже неродственные языки.

Так, будучи совершенно разными генетически, финский и шведский обнаруживают несомненную близость в фонетике и лексике.

Лингвогеография - важный компонент междисциплинарных лингвистических исследований. С момента своего возникновения она тесно связана с такой классической лингвистической дисциплиной, как сравнительно-историческое языкознание. И в настоящее время эти области плодотворно взаимодействуют. Важнейшее понятие, возникшее относительно недавно (80-е - 90-е годы ХХ века) на стыке лингвистической географии и компаративистики, это - генетическая плотность ареала . Разработка этого понятия связана с деятельностью американских языковедов Р. Аустерлица и Дж. Николс.

Генетическая плотность ареала измеряется количеством языковых семей, приходящихся на единицу площади (например, на миллион кв. километров). Это чрезвычайно важная характеристика, по которой ареалы различаются радикальным образом. Р. Аустерлиц утверждает, что для Америки характерно значительно большее число языковых семей, чем для Евразии, при существенно меньшей площади последней.

Согласно данным Дж. Николс, небольшие замкнутые ареалы характеризуются большой генетической плотностью, а протяженные - малой. Старый Свет имеет генетическую плотность 1,5, а Новый Свет - 10,6. Северная Евразия имеет плотность 1,3, а такая замкнутая зона, как Калифорния, - 34,1. А самая высокая генетическая плотность отмечена в Новой Гвинее - 88,8. По мнению Николс, низкие широты, водные преграды и горы способствуют образованию малых групп населения и, следовательно, - большему языковому разнообразию .

Лингвистическая география способна предоставить надежные материалы для исследования межъязыковых контактов. Блестящим воплощением и подтверждением этих возможностей ЛГ являются, например, многие труды выдающегося советского языковеда В.И. Абаева, в частности его работа «Скифо-европейские изоглоссы» .

Нам же хотелось бы на этих страницах сказать о студенческой (еще) работе одного из постоянных авторов журнала «Филолог» - А. Грузберга. В 12-м выпуске журнала опубликована его статья «Хочется вспоминать учителей…». В приводимом далее фрагменте названной статьи речь идет о студенческих годах А. Грузберга и о его курсовой работе, которой руководила доцент Пермского университета Ф.Л. Скитова:

«Франциска Леонтьевна сказала, что в пермских говорах встречается необычная синтаксическая конструкция: именительный падеж существительных в количественно-именных сочетаниях и в сочетаниях с отрицанием нет (например, “мешок мука” или “нет вода”). Мне было предложено прежде всего собрать материал<…>. Когда я составил картотеку, выяснилось, что такие конструкции распределены по территории Пермской области очень неравномерно.

Я поделился этим наблюдением с Франциской Леонтьевной, и она сказала: “Давайте обратимся к лингвистической географии”. Взял я карту области, нанес на нее все случаи употребления “моих” конструкций и получил такую картину: явление встречается в северо-западных и западных районах области, причем чем ближе к северо-западу, тем больше. Особенно много в Верещагинском, Карагайском, Чермозском районах и в русских говорах Коми-округа…»

В работе высказывалось предположение, что исследуемая конструкция сформировалась под влиянием языков финно-угорской группы - коми-пермяцкого и удмуртского. До этого момента подобные конструкции не были описаны в научной литературе, а значит, и не было возможности проверить правильность / неправильность высказанной гипотезы.

Но через несколько лет, рассказывает А.А.Грузберг, «в сборнике, по-моему, Глазовского пединститута была напечатана статья об этом самом явлении, где автор доказывал заимствование этой конструкции из угро-финских языков и писал, что исследует эту конструкцию впервые в русской диалектологии» …

Наконец, необходимо сказать, что инструментарий ЛГ нередко используется другими лингвистическими дисциплинами, течениями и направлениями - психолингвистикой, когнитивной лингвистикой, лингвокультурологией.

Так, приступая к исследованию концепта РОССИЯ в русской языковой картине мира, профессор К.И. Белоусов (Оренбург-Пермь) и его ученики провели в различных аудиториях носителей языка следующий эксперимент. Группе респондентов было предложено нарисовать карту России (на основании собственных знаний и представлений) и отметить на ней а) наиболее важные, с их точки зрения, географические объекты, б) страны, с которыми граничит Россия. Возле всех нанесенных на карту объектов записать собственные ассоциации и /или представления, связанные с этими объектами.

Так выглядит одна из карт, составленных студентами:

Далее в русле лингвокультурологии (куда органично вплетаются психолингвистическая и социолингвистическая составляющие) мы рассмотрели иерархию факторов, обусловивших выбор определенных географических объектов.

Самым действенным оказался фактор малой родины , который проявил себя прежде всего в следующем:

1. На карты наносятся места, где человек родился, вырос, учился или учится. Ср.: Пермь - родной город; тут мы живем; родной любимый город; учусь и живу; мой город; город, где мы учимся , - и т.п. Красновишерск - малая родина моя . Краснокамск - я жила там . Место рождения обозначили 100% опрошенных.

2. Как правило, указываются объекты, расположенные в относительной близости от места рождения и/ или особенно значимые для родного региона. Так, 95% опрошенных нанесли на карты Уральские горы, а 90% - реку Каму. Показательны и комментарии к такого рода объектам: Уральские горы - около них живем; старые и родные; горжусь, что это граница Европы и Азии; самые красивые, особенно на севере . Кама - очень люблю; наша река; Волга впадает в Каму, а не наоборот.

3. Территория малой родины заполняется достаточно «густо». На всем пространстве Сибири, например, может быть обозначено 3-4 объекта, а на территории Пермского края до 11 объектов. На родной территории указаны не только крупные, но и микро-объекты. Так, на одну из карт, помимо Перми, нанесены Юрла, Ёлкино (под Кунгуром), Югокамск, Соликамск, Усть-Качка, железная дорога Пермь-Екатеринбург. На другой карте, кроме родного для информанта Красновишерска, обозначены река Вишера, горные вершины Полюд и Ветлан, поселок Мутиха и небольшая речка Акчим. Примеры можно продолжить. Детализация касается и вычленения тех или иных под-объектов в пределах крупного объекта, например, Пермь - ПГУ (так обозначено на карте), Закамск, Кама, набережная, Балатово.

4. Действием фактора малой родины обусловлено, по нашему мнению, и наделение нанесенных объектов восторженными характеристиками: Ёлкино - дивная природа; Чердынь - чудесный старинный город, очень-очень красивый; Кунгурская ледяная пещера - одно из самых красивых мест в мире - и т.п.

Подчеркнем, что в сфере действия фактора малой родины не работает оппозиция свой - чужой , о которой - ниже.

За пределами действия фактора малой родины самым значимым, (т.е. наиболее заметно влияющим на заполнение карты) является фактор эго (на терминологии не настаиваем). Действие этого фактора обнаруживается, в частности, в следующем:

1. Места, где информант побывал, описываются особым образом, принципиально иначе, чем места, где он не был. Так, на одной из карт прочерчен маршрут путешествия («с родителями на машине ») от Перми до Краснодара и указаны Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону и Краснодар - на большинстве других карт эти города не помечены.

Главными признаками, по которым различают этнические сообщества, является язык и культура. В мире насчитывается 5 тыс. различных языков. Их сгруппированы в многочисленные языковые семьи: индоевропейской, китайско-тибетский, семитско-хамитских, австронезийский и др.

Наибольшей является индоевропейская языковая семья. Она объединяет около 2500000000 человек, что составляет почти половину населения Земли. В ее состав входят такие языковые группы, объединяющие разные народы: славянская (русские, Украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, словенцы и др.); германская (немцы, англичане, американцы, норвежцы, голландцы и др.); романская (французы, итальянцы, испанцы, португальцы и др.). Китайско-тибетская языковая семья является второй по численности, ее языках (китайском, тибетском, бирманском) разговаривают около 1 млрд человек. Наиболее распространенными языками мира - китайский (975 млн человек), английском (478), хинди (437), испанском (392), русском (284), арабский (225), бенгальском (200), португальском (184), индонезийском (159), японской (128), французской (125) и немецкой (123 млн человек) - разговаривают две трети всего населения мира.

ООН помогает беженцам и голодающим. Учреждения ООН по чрезвычайной помощи оказывают помощь более 23 млн беженцев и перемещенных лиц, обеспечивая их защиту. Всемирная продовольственная программа - ведущая организация ООН, отвечает за продовольственную помощь, отправляет более 5 млн тонн продовольствия в год, обеспечивая продуктами питания примерно 113 млн человек в 80 странах мира.

Совет Европы (СЕ) - древнейшая в Европе международная политическая организация, созданная 1949 Органы СЕ находятся во французском городе Страсбурге, на границе Франции и Германии, как символ примирения двух стран.
Основной целью СЕ является развитие единой Европы, основанной на прин ци пах свободы, демократии, за щи ты прав человека и верховенства закона. Деятельность ее направлена ​​прежде всего на обеспечение и защиту прав человека, то гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав. Следовательно, деятельность СЕ охватывает все сферы жизни человека. О том новости экономики мы и военно-политическое мы воп рос нас эта организация не занимается. С 1995 Украина также является членом Совета Европы, в настоящее время объединяет 46 государств.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы является разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свои боди для также ного и обязывает дер-жа вы гаран тировать эти пра ва каждому человеку. Главное отличие Конвенции от других международных договоров в области прав человека существование механизма защиты указанных прав.

Где лучше порыбачить в Подмосковье? Как найти места для лучшей рыбалки? Что означает термин «vip рыбалка»? Чем платная рыбалка отличается от бесплатной и что такое "эко-рыбалка"? Специальный ресурс о рыбалке в домодедовском районе Московской области ответит на эти вопросы.


Постоянная ссылка на файл - http://сайт/load/0-0-0-809-20

+ дополнительный материал:

Языковая картина мира, исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Таким сложным и громоздким определением я хочу представить несколько языковых карт мира:


Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков. С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные.
Участники проекта «Bab.la» создали карту мира, которая показывает основные языки мира, территорию их покрытия, и количество людей использующих их. Эта языковая карта показывает самый распространенный язык на каждом континенте, и в мире! С помощью данной карты можно наглядно увидеть языковое разнообразие, а соответственно представить многомерный и многогранный мир человеческих мыслей и философий.

Друзья, в нашей обыденной жизни мы мало задумываемся над тем, что ничто в мире не стоит на месте. К сожалению, большинство тенденций, которые имеют место быть на планете Земле, носят негативный характер: будь то ухудшение экологической ситуации, глобальное стремительное вымирание флоры и фауны и пр.


Наряду с этими общеизвестными проблемами мало кто знает о том, что на сегодняшний день в мире происходит стремительное исчезновение языков, и эта тенденция имеет гораздо более высокую скорость, чем даже исчезновение видов животных.

Судя по подсчетам лингвистов, в реестр языков мира включено порядка 6 тыс. языков, однако 90% из них используются менее чем ста тысячами человек! 46 языков мира имеют всего одного носителя! Как отметила генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, в ближайшие 100 лет вымрет почти половина из ныне существующих языков. Лингвисты установили, что для того чтобы язык жил и успешно развивался, необходимо, чтобы на нем говорило не менее 1 млн человек, а таковых сейчас в мире насчитывается не больше 250.

В связи с этим, я нашел в Интернет очень интересный интерактивный атлас, который носит название Карта языков мира .

Эта карта была создана всемирно известной организацией ЮНЕСКО для того, чтобы привлечь внимание общественности к стремительной угрожающей тенденции вымирания языков мира и к необходимости сохранения мирового языкового разнообразия.


Например, знаете ли Вы о том, что в Российской Федерации говорят на 131 языке? А о том, что в США отмечены носители 191 языка? Карта языков мира от ЮНЕСКО откроет для Вас мир с таких неожиданных сторон, с которых Вы и не предполагали!

После выбора страны мира из списка «Country or area» (не забудьте нажать на кнопку «Search Languages») на Вы сможете увидеть разноцветные маркеры, которые обозначают степень опасности исчезновения, которая грозит тому или иному языку. Сами же языки, на которых говорят в конкретном регионе, будут приведены списком справа от карты.

Цвет маркеров обозначает следующее:

  • белый – большинство детей разговаривает на этом языке, но может наблюдаться его изоляция
  • желтый – дети больше не учат этот язык как родной
  • оранжевый – на языке говорит только старшее поколение
  • красный – даже бабашки и дедушки говорят на языке уже частично и редко
  • черный – носителей языка не осталось

Обращаю Ваше внимание на то, что на карте языков мира ЮНЕСКО не отмечены языки, которым в настоящее время ничего не угрожает.

Кликнув на конкретный маркер на карте или на название языка справа от неё, Вы сможете узнать подробности об интересующем Вас языке мира .

Карту естественно можно масштабировать, чтобы узнать подробности о языках конкретного региона.

Друзья, надеюсь карта языков мира ЮНЕСКО заставила Вас несколько по-иному взглянуть на темпы глобализации и тех необратимых процессов, которые постоянно происходят на нашей планете. Буду рад в комментариях увидеть Ваши мнения на этот счёт!