Лётчики герои. Выдающиеся летчики-испытатели авиационной техники Лётчики герои великой отечественной войны

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Лётчик – это не только романтические истории, воспевание в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока. В этой статье мы обобщим информацию о лётчиках-героях как Советского Союза так и современной России.

Лётчики Герои Великой Отечественной войны. Герои СССР

Каждый боевой вылет штурмовика или бомбардировщика в Великую Отечественную войну можно приравнивать к подвигу, настолько велика была опасность быть сбитым. Наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985) Первый трижды Герой Советского Союза, Покрышкин был второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне.
  • Григорий Андреевич Речкалов
  • Николай Дмитриевич Гулаев
  • Кирилл Алексеевич Евстигнеев
  • Сергей Иванович Грицевец
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них - 71 человек - летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина - летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого. Число Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны, - 11 739. Звание это было присвоено посмертно 3051 из них. Первые звания Героя Советского Союза летчикам были присвоены 8 июля 1941 года. Причем и тут пилоты поддержали традицию: шестеро летчиков были первыми Героями Советского Союза в истории этой награды - и трое летчиков первыми удостоены этого звания в годы Великой Отечественной войны! 8 июля 1941 года оно было присвоено летчикам-истребителям 158-го истребительного авиаполка 41-й смешанной авиадивизии ВВС 23-й армии Северного фронта. Младшие лейтенанты Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов получили награды за совершенные в первые дни войны тараны. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, Михаил Жуков погиб в январе 1943 года в схватке с девятью немецкими истребителями, а Петр Харитонов, тяжело раненный в 1941 году и вернувшийся в строй только в 1944-м, закончил войну, имея на счету 14 уничтоженных самолетов противника.

Забытые герои лётчики

и его бесстрашный подвиг

Женщины-лётчицы

Женщины лётчицы Великой Отечественной войны


В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин. Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. Не все женщины, конечно, принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяйственных, медицинских, штабных и так далее. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. При этом, спектр деятельности женщин - воинов был довольно разнообразен: они принимали участие в рейдах разведывательно - деверсионных групп и партизанских отрядов, были санинструкторами, связистками, зенитчицами, снайперами, пулемётчицами, водителями автомобилей и танков. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки - радисты, вооруженцы... При этом, женщины - авиаторы сражались как в составах обычных "мужских" авиационных полков, так и отдельных "женских". О некоторых наиболее известных лётчицах, о истории создания и боевом пути женских авиационных полков будет рассказано ниже.
  • Евдокия Давыдовна Бершанская С февраля 1942 года была командиром женского 588-го (46-го гвардейского Таманского) ночного легкобомбардировочного полка. Под ее командованием полк совершил 23 672 боевых вылета, сбросил на противника более 3000 т. бомб. Двадцать три летчицы полка стали Героями Советского Союза. В составе этого же полка сражалась с врагом командир эскадрильи, Герой Советского Союза Евдокия Андреевна Никулина. Она совершила 774 ночных боевых вылета.
  • Лидия Владимировна Литвяк Самая результативная женщина-летчица Великой Отечественной войны. Совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбила лично 11 самолетов и 1 аэростат-корректировщик противника, еще 3 самолета уничтожила в группе с товарищами. 1 августа 1943 г. погибла в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 г. и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР 5 мая 1990 г. ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- так прозвали авиационный полк, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. Все его воины - от летчиков и штурманов до техников - были женщины.


Данное звание было учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года. Оно было присвоено всем советским космонавтам, совершившим полёты в космос, исключая Георгия Добровольского и Виктора Пацаева, погибших при завершении своего первого полёта. Всего, с 1961 по 1991 год, за 30 лет существования звания, оно было присвоено 70 космонавтам - 68 мужчинам и 2 женщинам (Валентине Терешковой и Светлане Савицкой). Впервые звание «Лётчик-космонавт СССР» было присвоено - первому человеку, совершившему космический полёт, сразу же по возвращении на Землю, 12 апреля 1961 года. В последний раз оно было присвоено космонавту Токтару Аубакирову, 10 октября 1991 года вернувшемуся из своего первого полёта в космос, всего за два месяца до распада СССР. Среди награждённых данным званием самым молодым являлся Герман Титов, получивший его в возрасте 25 лет, а самым пожилым - Лев Дёмин, удостоенный чести стать лётчиком-космонавтом СССР лишь в 48 лет.


Профессия - пилот – это не только романтические истории, воспевание ее в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока. Каждый из них имеет право быть названным и узнаваемым, но не хватит просторов рунета, чтобы отдать им всем должное. Но можно в лице нескольких современников вспомнить каждого героя со времен первого поднявшегося в небеса.
  • Владимир Ильич Шарпатов
В конце прошлого столетия (1996 год) Шарпатов Владимир - пилот и командир экипажа самолета Ил-76. Имеет награду от президента за смелость и героизм, проявленный им при побеге из Афганистана, где он и его команда были пленными целый год. Владимир Шарпатов получил «Героя Российской Федерации» и «Золотую Звезду», Героем Российской Федерации стал и его коллега по штурвалу Газинур Хайруллин, второй пилот. Его команда - Штурман Здора Александр, бортрадист Вшивцев, ведущие инженеры Бутузов Сергей, Рязанов Виктор, бортинженер Аббязов Асхат были отмечены за заслуги перед отечеством орденом Мужества.
  • Тимур Автандилович Апакидзе
Заслуженный военный летчик России, первым среди пилотов морской авиации получивший свою награду Героя России. Погиб в 2001 году на 85-летнем юбилее морской авиации, при парадных выступлениях. Награжден – «Золотой звездой» героя Российской Федерации, орденом третий степени за службу «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» и «За личное мужество», медалью «За боевые заслуги», его именем названы улицы.
  • Случай в республике Коми
Крылатая машина Ту-154, была обязана совершить экстренную посадку и благодаря пилотам и доблестной команде, никто из людей не пострадал, хотя на борту находилось более семидесяти пассажиров. Пилотам Андрею Ламанову и Евгению Новоселову, присвоены звания Героев России, а члены команды получили ордена Мужества. К такой ситуации привели проблемы с бортовыми аккумуляторами, самолет должен был совершить путь из аэропорта "Полярный" в московский аэропорт "Домодедово", но не успел.
  • Александр Кружалин и Олег Спичка
К сожалению, награда находит не всех пилотов живыми и в добром здравии.23 июня 2012 года прошлого года во время испытательных работ истребителя МиГ-29КУБ не вернулись домой пилоты - герои Александр Кружалин и Олег Спичка. Последние испытания они проводили в Астраханской области, за что и получили звания Героев России, посмертно. Свой последний самолет они посадили вблизи от населенного пункта, при этом, не нанеся физического урона ни одной живой душе. Вечная им память. Спас жизни более 200 призывников. 21 июня 2000 года заместитель командира военно-транспортной авиационной эскадрильи Оренбургского полка подполковник Андрей Зеленко, находясь за штурвалом Ил-76, выполнял рейс «Махачкала - Астрахань - Новосибирск». На борту самолета находились более двухсот дагестанских призывников. Во время полёта произошла авария. Но несмотря на все сложности командир корабля смог посадить самолёт. А сколько оставшихся в живых пилотов не получили награды, которые благодаря своей мужественности и высокому мастерству сажали самолеты в экстренных ситуациях. Или такие пилоты, которые боролись, но не смогли, к сожалению, помочь ни себе, ни пассажирам. Не хватит страниц, чтобы перечислить всех и вспомнить все ситуации, которые, как кинолента летят годами – ….1999, 2000, 2001, 2002…городами и фамилиями. Командир-капитан Андрей Чурбанов и летчик-оператор старший лейтенант Олег Тумаков погибли…. Недалеко от Итум-Кале, погибли Герой России подполковник Юрий Николаевич Якименко и капитан Олег Анатольевич Подситков… Самолёт Су-17М3 разбился при испытаниях, два летчика, которые его испытывали... На тренировочных полетах погиб летчик Дмитрий Хребтов …


Лётчики-испытатели СССР

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
  • За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
  • Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Установил 6 мировых авиационных рекордов и 3 всесоюзных абсолютных рекорда.

Георгий Мосолов родился 3 мая 1926 года в городе Уфа, Республика Башкортостан. В 1943 году окончил Национальный аэроклуб России имени В. П. Чкалова, который в то время был эвакуирован в Казань. С 1944 года Георгий Константинович числится в рядах Красной Армии. В 1945 году окончил школу первоначального обучения летчиков. Позднее в 1948 году получил образование в Чугуевском военном авиационном училище летчиков. Затем в 1949 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу.

До 1951 года Мосолов являлся летчиком-инструктором в Чугуевском военном авиационном училище летчиков. В 1953 году окончил Школу летчиков-испытателей, а затем Московский авиационный институт. Впоследствии находился на летно-испытательной работе в опытно-конструкторском бюро А. И. Микояна. Испытывал большое количество прототипов боевых самолетов. В частности, летал на экспериментальных истребителях Е-2, И-ЗУ, И-7У, И-75, СП-12ПМ, И-75Ф, МиГ-21, Е-152А, Е-152, Е-8. Всего освоил более 50 типов воздушных судов.

В 1960 году Георгий Константинович Мосолов удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

В сентябре 1962 года Георгий Мосолов получил тяжелые травмы в результате авиационного происшествия. Во время пилотирования опытного сверхзвукового истребителя Е-8 у самолета разрушился двигатель. Летчику удалось катапультироваться, однако получил тяжелые травмы. В реанимации московской клинической больницы имени С. П. Боткина дважды пережил клиническую смерть и после выздоровления к полетам вернуться не смог. Позднее работал в опытно-конструкторском бюро-155 ведущим конструктором. В апреле 1966 года уволен в отставку из рядов Вооруженных сил СССР.

С 1969 года по 1975 год Георгий Константинович занимал пост заведующего кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Параллельно являлся председателем президиума Федерации хоккея СССР. С апреля по декабрь 1978 года работал директором Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной.

Впоследствии Мосолов являлся помощником представителя «Аэрофлота» в Хельсинки. В период с 1983 по 1992 год находился на посту представителя советских авиалиний в Швеции и других странах. После этого вышел на пенсию.

В 2012 году выступил одним из соучредителей Межрегиональной общественной организации выпускников Харьковского авиационного училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Гривцева «Летное братство».

Георгий Мосолов установил шесть мировых авиационных рекорда, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, а также три всесоюзных абсолютных рекорда. Имеет звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный мастер спорта СССР».

Скончался Георгий Константинович Мосолов 17 марта 2018 года в городе Москва. Похоронен великий летчик-испытатель на Ваганьковском кладбище.


Валерий Павлович Чкалов - советский летчик-испытатель, Герой СССР. Он был командиром самолета, совершившим первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

Свою головокружительную карьеру летчика Чкалов начал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.
С 3 декабря 1931 года он участвовал в испытаниях - испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.

Чкалов славился своим «лихачеством». После аварии, которая произошла в Брянске, Чкалов был обвинен в многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден на год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Климента Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное.
Чкалов стал автором новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
20 июля 1936 года стартовал перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Он продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров.
18 июня 1937 года начался перелет Чкалова на самолете АНТ-25 через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Полет проходил в сложных погодных условиях. 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила 8504 километра.
Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься летной испытательной работой. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.



Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Щелковский аэродром, 10 августа, 1936

СТЕПАН МИКОЯН

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года. Он является сыном известного политического деятеля Анастаса Микояна. Степан Микоян - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В 1940 году он поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. В 1941 году переучился на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полетах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска. Зимой 1941–1942 годов Степан Микоян в составе этого полка произвел 10 успешных боевых вылетов. 11-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его Як по ошибке сбил младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка.
Микоян освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тыс. часов. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолетов противника. Войну Степан Микоян закончил с двумя орденами.


Фото: Hayk/Wikimedia Commons

МИХАИЛ ГРОМОВ

Советский летчик Михаил Громов родился 12 февраля 1899 года. Он стал генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза. Как человек чрезвычайно одаренный, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.
Громов провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию.
10–12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту - 12 411 км за 75 часов. В 1937 году на АНТ-25-1 совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - США, установив 2 мировых авиационных рекорда. За этот перелет Громов был награжден орденом Ленина.

ВЛАДИМИР АВЕРЬЯНОВ

Полковник, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Аверьянов родился 11 октября 1934 года. В 1953 году Аверьянов окончил Сталинградский аэроклуб. В 1955 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, затем служил летчиком в авиации ПВО.
С мая 1965 по декабрь 1968 года - летчик-испытатель Казанского авиазавода. В 1965–1966 годах испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-22, в 1966–1968 годах - пассажирские самолеты Ил-62 (вторым пилотом), а также их модификации.
С января 1969 по сентябрь 1994 года - летчик-испытатель Саратовского авиазавода. Испытывал серийные пассажирские самолеты Як-40 (в 1969–1981 годах) и Як-42 (в 1978–1994 годах). Имеет множество медалей и является заслуженным летчиком-испытателем СССР.


Фото: testpilot.ru

ИВАН ДЗЮБА

Полковник, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Иван Дзюба родился 1 мая 1918 года. Окончил Одесскую летную школу (1938), участвовал в Великой Отечественной войне как летчик-истребитель.
С июня 1941 по сентябрь 1943 года совершил 238 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев. К февралю 1942 года сбил лично 6 и в группе 2 самолета противника.
21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Ивану Дзюбе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1943 года служил летчиком-испытателем.

НИКОЛАЙ ЗАМЯТИН

Летчик-испытатель СССР, капитан Николай Замятин родился 9 мая 1916 года в Перми, окончил В 1940 году Свердловский государственный университет и Свердловский аэроклуб.
В январе-ноябре 1942 года служил летчиком 608-го бомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 - декабре 1944 - летчик, старший летчик и командир звена 137-го бомбардировочного авиационного полка.
Замятин воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. С 1947 года по 1971 год - летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел испытания системы дозаправки на самолете Ту-2, испытания турбореактивных двигателей: ВК-7 на Ту-4ЛЛ, АЛ-7 на Ту-4ЛЛ, ВК-3 на Ту-4ЛЛ, АМ-3М на Ту-16ЛЛ, ВД-7 на М-4ЛЛ. Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.

МИХАИЛ ИВАНОВ

Знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник Михаил Иванов родился 18 июля 1910 года. С 1925 года работал учеником токаря в Полтаве. Прошел курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима. В Советской армии - с 1929 года. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС.
В 1939–1941 годах - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 301, испытывал серийные учебно-тренировочные самолеты УТ-2 и истребители Як-1. В 1941-м - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 31. Иванов испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.
В ноябре 1941 года при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов.
24 апреля 1946 года провел испытания одного из первых истребителей Як-15. Провел испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11. Получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за силы и мужество проявленные при испытании новой авиационной техники.

Летчики-испытатели - герои нашего времени, самые смелые представители своей нации, обладающие лидерскими качествами, интеллектом, ответственностью, собранностью и хорошим здоровьем. Каждый полет может оказаться последним, и тем не менее они должны испытывать удовольствие от полета, это главное условие при приеме в ряды этих отважных ребят. Они садятся за штурвал своей машины, чтобы конструкторы смогли доработать или усовершенствовать

Легендарные летчики-испытатели

Бывший СССР просто переполнен героями. Некоторые остались неизвестными в истории страны, но только не летчики-испытатели. Имена этих бравых ребят сразу же узнавала политическая верхушка страны. Практически все из них получили звание героя СССР.

Один из таких людей, чье имя вошло в историю отечественного авиастроения, - Валерий Чкалов. Начинал Валерий Павлович как слесарь-сварщик на авиационном Заводе в Нижнем Новгороде. А уже в 1931 году испытывал новенькие самолеты-истребители И-15 и И-16.

За свои трюки в воздухе он даже получил срок и был осужден на год лишения свободы, который позже заменили на условный. Ведь «лихачество» Валерия было признано новыми фигурами пилотажа. В 1935-м Чкалова наградили орденом Ленина. Экипаж Чкалова первым совершил перелет из столицы на Дальний Восток. А через два года он пролетел через Северный полюс и приземлился в Ванкувере. После таких заслуг Сталин предложил Чкалову пост наркома НКВД, но Валерий Павлович отказался и продолжал летать. Летчики-испытатели, погибшие во время полета, вдвойне герои. В декабре 1938 года совершил свой последний полет. Он погиб, тестируя новый истребитель И-180.

Военные летчики

Летчики-испытатели в период Второй мировой войны играли важную роль в военной авиации. Несмотря на жесткие условия войны, Советский Союз наращивал военную мощь. Конструкторские авиапредприятия выпускали новые усовершенствованные машины, которые требовали тестирования. Одним из таких героев военного неба был Сергей Николаевич Анохин. В 1931 году он окончил высшую планерную школу. А уже в 1933 установил рекорд в своей стране. На одном планере пробыл в небе практически 16 часов. До войны испытывал экспериментальные планеры.

В период войны проводил испытания самолетов, планеров. Первым тестировал истребитель-перехватчик с жидкостным В мае 1945 года на испытаниях истребителя ЯК-3 произошла поломка самолета, пилот получил тяжелые ранения и потерял глаз, но летать не перестал. Проводил испытательные полеты на таких самолетах, как Як, Миг, Су. В 1959 году в десятке первых получил звание «Заслуженный летчик-испытатель». Последний свой полет совершил в возрасте 73 лет.

Награды летчиков-испытателей

До 1958 года летчики-испытатели не награждались всевозможными орденами за заслуги перед Родиной, многие уходили на пенсию, не имея ни единой медали. Многие получили звание «Герой СССР» только в 1957 году. А в 1958 году указом Президиума ВС было установлено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР» и «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Получить такое звание и соответствующий орден могли только летчики 1-го класса.

Всего в советский период этого звания были удостоены 419 летчиков-испытателей.

Послевоенный период

Развитие авиастроения в СССР стало первоочередной задачей в послевоенный период. Холодная война между СССР и США привела к гонке вооружений. Впереди было еще и

Еще один выдающийся летчик-испытатель - Юрий Петрович Шеффер. С 1977 года был ведущим испытателем завода Туполева. Был в отряде ВКС Буран. Участвовал в испытаниях истребителей Су-25 и Миг-25.

Волк Игорь Петрович - герой СССР, Заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель. Тестировал отечественные самолеты всех типов с 1965 года. Выполнял особое умение проявил, выполняя «кобру» и «штопор».

Виктор Васильевич Заболотский - советский летчик-испытатель, на летно-испытательной работе с 1975 года. За время работы освоил более 200 видов летательных аппаратов.

Современный период

После распада Союза и проигрыша в Холодной войне Россия как преемница СССР не стала сворачивать свои авиационные программы. И сегодня конструируются сверхскоростные самолеты, истребители, новейшие вертолеты, способные покорять небо.

Богдан Сергей Леонидович - Герой РФ и Заслуженный летчик РФ. Проводил тестирование истребителей Су и МиГ. С 2000 года летчик-испытатель в ОКБ имени П. О. Сухого.

Магомед Толбоев - с 1981 года летчик-испытатель, получил звание Герой РФ и Заслуженный летчик-испытатель РФ. Тестировал истребители Су и МиГ. Впервые поднял в воздух несколько типов сверхлегких самолетов.

Этот список можно продолжать долго, ведь многие люди нашей страны способны на подвиг, но для избранных судьбой. В современный период проходят разработки и испытания новейших сверхзвуковых самолетов, бомбардировщиков, авиалайнеров, только благодаря этим отважным людям многие модели увидят мир.