Основы классического танца вагановой. Изучение основ классического танца

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Золотой ключик»

Методическая разработка

«Изучение основ классического танца»

педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород

2012 год

Пояснительная записка

1.Актуальность

В эстетическом и физическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится танцевальному искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Танцевальное искусство – массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий.

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершенную художественную форму.

Педагог – хореограф должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности учащихся; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.

Методическая разработка составлена в помощь руководителям танцевальных детских творческих объединений.

Данная методическая разработка является актуальной. Она организована в форме музыкально- ритмического тренинга для детей. В процессе, которого у воспитанников развиваются внимание, воля, память, подвижность и гибкость тела. Методическая разработка направлена на развитие музыкальности, памяти и для физического совершенствования тела. Занятия в детском кружке способствуют социальной активности ребенка, где он знакомится с основами искусства танца.

Данная работа учитывает развитие учебного процесса и открыта для совершенствования.

2.Цель и задачи

Цель этой методики – изучить с воспитанниками основные понятия классического танца.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить детей азам хореографии, выучить основные понятия танца.
  • Формирование фигуры, осанки.

Воспитательные:

  • Воспитать художественный вкус и интерес к танцу.

Развивающие:

  • Развитие смекалки и изобретательности.
  • Развивать выносливость и координацию движений.
  • Развитие физических данных ребенка.

3. Организация занятий

Занятия должны проводиться с учетом особенностей детей и их возрастной категории. Для детей младшего школьного возраста (7 лет) танец должен быть связан со словами, пластикой, пантомимой и жестами.

Занятия должны проводиться под музыкальное сопровождение и на это надо обратить особое внимание.

Возраст участников 7 лет.

Изучение основных понятий классического танца

Занятия хореографией невозможны без изучения основ классического танца. Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с XVII века. Непременные условия для танца это – выворотность ног (имеется в виду верхняя выворотноть – паховая и выворотность стоп), большой танцевальный шаг (на сколько высоко ребёнок может поднять ногу вперёд, назад, всторону), гибкость тела, устойчивость, вращение, легкий и высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, чёткая координация движений и, наконец, выносливость и сила.

Приобретается это ежедневным тренажем, при тщательном выполнении установленных правил, и постоянной сценической практикой.

Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих классов, с той лишь разницей, что в первом классе движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях. Исключение составляет самое начало учебы, когда изучают элементы движений. С каждым годом эти движения усложняются, что зависит от многих факторов.

Занятие состоит из упражнений у станка и упражнений на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки и упражнения на пальцах).

Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнении является залогом устойчивости в танце.

Все упражнения исполняют поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее - вперед и назад.

Упражнения начинают изучать стоя лицом к палке, держась за нее обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям стоя к палке боком и держась за нее одной рукой, в то время как другая рука открыта на вторую позицию.

Упражнения исполняют носком в пол и на воздух под углом около 25°, 45°, 90°. Угол образуют опорная нога и открытая на воздух работающая нога.

Некоторые движения классического экзерсиса требуют специальных подготовительных положений - preparation.

Упражнениям предшествуют движения preparations.

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы и упражнения классического экзерсиса. Темп и ритмический рисунок музыкального сопровождения, разные. Пока движение проходит стадии подготовительных упражнений, ритмический рисунок простой, впоследствии он становится более разнообразным и сложным.

Уже на первых уроках следует заботиться о развитии музыкального слуха учащихся. Вначале учащиеся знакомятся с музыкальными размерами 2/4, 3/4 и 4/4, просто слушая музыку, затем, маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом. Когда учащиеся усвоят простой марш на 2/4, их надо приучать к различным музыкальным размерам, разнообразя музыкальное сопровождение, ускоряя и замедляя темп, изменяя музыкальный размер, но строго соблюдая цельность музыкальной фразы.

Марш на занятии имеет танцевальную окраску. Поступь легкая, с носка на всю стопу, носки слегка раскрыты наружу. Корпус подтянут, плечи раскрыты и опущены. Девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Одновременно на середине зала начинается изучение позиций рук с обязательным музыкальным сопровождением. Параллельно с этим у палки вырабатывают постановку корпуса.

Постановка корпуса

На первом году обучения основной задачей является правильная постановка корпуса: стопы вместе, вверх подтягиваются мышцы ног, колени вытягиваются назад, подтягивается вперед таз и ягодичные мышцы, вверх вытягивается весь позвоночник, втягивается живот, плечи опускаются вниз и назад, вытягивается вверх шея.

Изучение основных позиций ног (см. ниже):

Изучение основных позиций рук (см. ниже):

Хореография важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.

Система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры детей, расширение арсенала их выразительных средств. Занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение азов народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в занятиях знакомит с основами музыкальной грамоты, произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, а в конечном итоге - развивает интеллектуальные способности. Именно в процессе занятий хореографией дети ближе всего соприкасаются с искусством. Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность занятий (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную систему организма.

Хореографическая подготовка обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры детей, на расширение арсенала выразительных средств.

В хореографической подготовке решаются следующие задачи:

  • Эстетические задачи:

Развитие музыкального вкуса и кругозора;

Приобщение к совместному движению с педагогом.

  • Физические задачи:

Развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности, точности движений;

Научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своем теле.

  • Воспитательные задачи:

Психологическое раскрепощение ребенка;

Воспитание умения детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;

В хореографической подготовке детей можно выделить несколько наиболее характерных этапов:

  • Подготовительный этап - по освоению элементов хореографической «школы»;
  • Профилирующий этап – по освоению разновидностей «профилирующих» элементов;
  • Ритмодвигательный этап;

Подготовительную хореографическую подготовку в основном надо использовать на начальном этапе учебного процесса, не прекращая, однако, и в дальнейшем. Она должна решать следующие задачи:

  • Совершенствовать управление двигательными действиями;
  • Обеспечивать освоение необходимых поз;
  • Подготавливать опорно-двигательный аппарат.

Для этого применяются многосуставные движения одного звена, 2-3 звеньев одновременно, с акцентированием напряжения и расслабления мышц.

Профилирующая хореографическая подготовка проводится на всех этапах учебного процесса. Её задачи:

  • Повышение специальной физической подготовленности;
  • Совершенствование технической подготовленности: освоение различных поворотов, прыжков, поз, выпадов и т.д. – конкретных элементов вольных упражнений;
  • Формирование умений выразительно двигаться.

В профилирующей подготовке используются общепринятые средства хореографии: танцевальные движения, движения свободной пластики, движения мимики и жеста (пантомимика). Но в работе с детьми не следует ограничиваться только этими упражнениями, считая упражнения у станка подготовительными при обучении детей поворотам, равновесию, прыжкам, т.е. профилирующим упражнениям. Проводя школу танца, следует давать упражнения развивающего характера, которые используются для разминки и рекомендуются для укрепления голеностопного сустава и стопы при обучении детей прыжкам, равновесию, поворотам, а также в качестве профилактики плоскостопия и сколиозов.

Можно предложить несколько вариантов таких упражнений:

И.п.- с ед, стопы на себя (рис а,б).

1.Сгибание и разгибание пальцев. 2.Сгибание и разгибание стопы (пальцы удерживать в положении «на себя»). 3.Последовательно: сгибание пальцев – сгибание стопы – разгибание пальцев – разгибание стопы (волнообразно). 4.Последовательно: сгибание стопы – сгибание пальцев - разгибание стопы – разгибание пальцев. 5.Отведение и приведение стопы (пальцы «на себя»). 6.Последовательно: отведение стопы - сгибание стопы – сгибание пальцев - разгибание пальцев – разгибание стопы – приведение стопы. Выполнять отрывисто с короткой фиксацией после каждого из перечисленных движений. 7.Предыдущее движение выполнять слитно. 8.Круговые движения стопами наружу (внутрь) с одновременным сгибанием и разгибанием стоп и пальцев.

И.п. – сидим, согнув ноги, стопы на пальцах.

1.Опускание пяток до касания пола и поднимание их в и.п.

2.Разведение пяток с одновременным их опусканием – и.п.

Движения выполняются с максимальной амплитудой, сначала в медленном, затем в быстром музыкальном темпе.

И.п. - сидим на левом бедре с опорой на руки, правую согнуть в сторону с опорой стопой (стопа вывернута и расположена на одной линии с носком другой ноги. (Рис.в ).

1.Поднимание правой пятки до положения «на носке» - и.п.

2.Резкое поднимание провой пятки – подошвенное сгибание стопы и пальцев, отрывая стопу от пола – и.п., стопы перекатом (сначала пола касаются кончики пальцев стопы, затем следует их разгибание).

Сначала в медленном темпе с максимальной амплитудой, затем в быстром темпе. Акцент на работу пяткой. Желательно менять ритм.

3. Следующее упражнение для гибкости спины «кошечка ползёт под забор» (Рис.г ). Начинает голова, затем шея и потом спина…

Затем приступить к упражнениям 1 и 2, но стопа не вывернута.

У любого упражнения есть определенный ритмический рисунок с акцентированными моментами. Они связаны со сгибанием и разгибанием в тазобедренных суставах, с рывковыми движениями туловищем, с перехватами руками и т.д. Ритм системы движений является как бы ее закономерностью. В связи с этим формирование чувства ритма в совершенствовании движений у детей рассматривается как возможность полнее, рациональнее решать задачи при обучении гимнастическим упражнениям.

Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения хореографических упражнений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов в занятиях хореографией применяются специальные упражнения, музыкальные игры.

Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются музыкальный размер и темп. Темп – степень скорости исполнения.

Промежуточные положения рук, ног и движения ими.

Позиции рук, ног

Детям очень важно овладеть так называемой «школой», культурой движений. Существенную роль в решении этой задачи играют упражнения хореографии, которые включают в себя элементы классического танца (экзерсиса). Эти упражнения помогают развивать пластичность движений и чувство ритма, формировать правильную осанку и воспитывать вкус к красивым движениям. На первом этапе обучения упражнения выполняются в облегченных условиях, стоя лицом к опоре, держась руками за опору. Постепенно, по мере освоения, от упражнений лицом к опоре переходят к упражнениям боком к ней. Когда ребенок приобретет навык устойчивости и достаточно хорошо освоит упражнения у опоры, он переходит на середину зала. Здесь упражнения выполняются лицом к основному направлению, вполоборота и боком. Каждое упражнение у опоры и на середине необходимо выполнять в определенной последовательности, в одну и другую сторону, с правой и левой ноги. В начале обучения движения выполняются в сторону, затем вперед и только после этого назад. Упражнения у опоры выполняются на всей стопе, затем, по мере их освоения, на полупальцах. В классическом танце можно условно выделить две группы движений: подготовительные (простые) и основные (сложные). К первой группе относится вся система подготовительных упражнений: выставленные ноги в сторону, вперед, назад на носок (battements tendus), полуприседание (demi - plies), приседание (grands plies) и их разновидности. Именно эти упражнения и являются основными для воспитания школы движений.

Техника выполнения и методика обучения. Промежуточные положения рук

В промежуточных положениях руки расположены под углом 45 градусов к основным положениям. Положения рук в лицевой плоскости могут быть следующими (рис 15): а) руки вниз; б) руки в стороны - к низу; в) руки в стороны; г) руки вверх наружу; д) руки вверх. Кроме этих, могут быть положения: руки вперед и внутрь под углом 45 градусов; руки вверх - внутрь (руки подняты вверх, пальцы соприкасаются).

В боковой плоскости (рис. 16): а) руки вниз; б) руки вперед - книзу; в) руки вперед; г) руки вперед - кверху; д) руки вверх; е) руки назад.

Движения руками могут быть односторонними, т.е. выполняться в одну сторону (рис.17): а) руки влево - книзу; б) руки влево; в) руки влево - вверх.

Для обозначения круговых движений руками применяются термины : Круг - круговое движение руками, ногами, туловищем. Выполняется из и.п. на 360 градусов по окружности снова до и.п. В этом случае достаточно сказать «круг» и указать его направление. Например, круг руками книзу (кверху) из и.п. руки в стороны; Дуга - движение, выполняемое менее на 360 градусов по окружности. Для обозначения таких движений применяется слово «дугою», указывается направление движения и конечное положение. Например, дугами наружу руки вверх.

Позиции рук

  1. позиция рук - округленные руки, немного согнутые в локтях, подняты вперед до уровня диафрагмы. Округленные кисти ладонями обращены к туловищу. Расстояние между руками кончиков пальцев 10-15 см (а).
  2. позиция рук - округленные руки подняты в стороны, несколько ниже уровня плеч, в локтях полусогнуты. Кисти рук округлены, ладони обращены - внутрь (б).
  3. позиция рук - округленные руки подняты вверх над головой, в локтях слегка согнуты, кисти несколько округлены, ладони обращены книзу. Плечи опущены и глаза должны видеть руки не поднимая головы. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (в).
  4. Подготовительное положение - несколько согнутые руки опущены вниз, локти в стороны, кисти округлены, ладони обращены кверху. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (г)

Положение ног и движения ими

При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис.20): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону - книзу; в) правую в сторону; г) правую в сторону - кверху.

Движения в боковой плоскости (рис.21): а) левую на носок; б) левую вперед - книзу; в) левую вперед; г) левую вперед - кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад - книзу; ж) левую назад.

Разноименные движения обозначаются так (рис.22):

а) правую влево;

б) правую влево - книзу;

При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают

движение, направление движения и словосочетание «на носок».

Например, правую на носок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производится движение (рукой или ногой), следует это сказать.

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применяется

термин «согнуть» и указывается нога.

Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же движение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень должна быть параллельна опорной ноге.

В боковой плоскости (рис.23):

а) согнуть правую;

б) согнуть правую вперед;

в) согнуть правую назад.

В лицевой плоскости (рис.24):

а) согнуть правую в сторону;

б) согнуть правую назад, колено в сторону.

Позиции ног:

  1. позиция ног - пятки вместе, носки развернуты в стороны (а);
  2. позиция ног - ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (б);
  3. позиция ног - пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (в);
  4. позиция ног - одна нога впереди другой на расстоянии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (г);
  5. позиция ног - ступни плотно сомкнуты носками в стороны, пятка одной ноги прижата к носку другой (д).

При выполнении позиций необходимо стремиться к предельной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодичные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределена на обе ступни, туловище поднято, с правильной осанкой.

Полуприседание. И.п. - левым боком к опоре, полусогнутая левая рука поднята в сторону, ладонь на рейке, правая рука в подготовительном положении. Ноги в первой позиции. Затакт (два вступительных аккорда, вызывающие ощущение ожидания): 1 -незначительно наклоняя голову влево, поднять правую руку в 1 позицию; 2 - поворачивая голову направо, отвести правую руку во 2-ю позицию;

Первый такт: 1-2 - полуприседание; 3-4 - встать. Второй - четвертый такты - то же, что первый.

Методические указания. Сгибать и разгибать ноги равномерно, соблюдая правила выворотности. В полуприседании пятки должны плотно прилегать к полу без упора на большой палец. Вначале разучивать в каждой позиции отдельно и выполнять по 4-е раза. Приседания в 4-ой позиции, изучать в последнюю очередь; в дальнейшем применять их в зависимости от подготовленности детей. Полуприседания при разучивании выполнять лицом к опоре, держась руками за опору (станок), в 1-ой, 2-ой, 4-ой, либо 5-ой позиции. После этого выполнять то же, стоя боком к опоре, держась одной рукой за опору. Другую руку поднять во 2-ую позицию. Когда полуприседания в каждой позиции будут детьми усвоены, следует выполнять их по одному, два раза в каждой позиции ног.

Приседание – (Demi – plies). И.п. - левым боком к опоре, полусогнутая левая рука поднята в сторону, ладонь опущена на рейку, правая рука в подготовительном положении. Нога в 1-ой позиции.

Затакт: 1- незначительно наклоняя голову влево, поднять правую руку в 1-ую позицию; 2 - поворачивая голову направо, отвести правую руку во 2-ую позицию; «И» - слегка опустить правый локоть, приподнять и повернуть кисть ладонью книзу.

Первый такт. 1-2 - опуская правую руку в сторону - книзу и наклоняя голову влево, полуприседание; 3 - «И»; 4- опуская правую руку в подготовительное положение и наклоняя голову влево - книзу, присед. После освоения приседания из 1-ой позиции выполнять в сочетании два полуприседания и одно приседание поочередно во всех позициях ног. Во 2-ой позиции приседание выполняются на всей стопе.

Выставленные ноги (battements tendus). Это одно из основных движений классического танца. По умению правильно выполнять эти упражнения можно судить о наличии культуры движения, школы.

Примерные комплексы упражнений классического экзерсиса

1 комплекс (от 7 лет, см. рис. 16,17)

I. И.п. - встать лицом к станку, руки на верхней перекладине, ноги в 1 позиции. 1-2 - Demi - plies – «полуприседание». , 3-4 - и.п.

II. И.п. - сед в упоре. 1-2 - оттянуть ступки, 3-4 - держать, 5-6 -подтянуть ступни к себе, 7-8 держать.

III. И.п. - стоя у опоры, I позиция. 1-2 - вынести скольжением левую ногу на носок вперед, пятку развернуть вперед;3-4 - вернуться в и.п.;

5-8 - то же правой ногой.

I. И.п. упор сидя.

1-2 - согнуть ноги и развернуть их наружу, в тазобедренных суставах до касания пола внешней стороны стопы;

3-4 - держать;

5-6 - вытянуть ноги, сохраняя разворот стоп;

7 – держать;

8 -и.п.

II. И.п. - стоя у опоры, IV позиция.

1-2 - вывести скольжением левую ногу в сторону, пятка развернута вперед;

3-4 - вернуться в и.п.;

5-8 - то же правой ногой.

I. И.п. – стоя у станка, ноги в 1 позиции, руки в подготовительной позиции. 1-2 - поднять руки в 1 позицию, 3-4 -перевести руки во II позицию, 5-6 -держать, 7-8 - вернуться в и.п.

II. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция. 1-2 - вывести скольжением левую ногу в сторону и перенести тяжесть тела на обе ноги, II позиция, 3-4 - держать, 5-6 - вернуться в 1 позицию, 7-8 - подняться на полупальцы.

III. И.п. - стоя боком к опоре, свободная рука на поясе, 1 позиция. 1-2 -подняться на носки, 3-4 - вернуться в и.п.

2 комплекс (от 7 лет)

I. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция.

1 -2 –demi - plies , 3-4 - вернуться в и.п., 5-6 - подняться на носки, 7-8 - вернуться в и.п.

II. И.п. - упор сидя.

1-2 - поднять прямую левую ногу;

3-4 - согнуть ногу, 5-6 - вытянуть ногу, разворачивая ее наружу, 7-8 - вернуться s и.п. То же правой ногой.

III. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция. Battements tendus в сторону на 2 такта, II позиция, demi - plies на 2 такта, вернуться в 1 позицию; в обе стороны (Рис 18).

Легкий бег с упражнениями на расслабление (30-40 сек).

I. И.п. - стоя у опоры. Battements tendus - двойной из 1 позиции.

1-2 - левую ногу в сторону на пальцы (Battements tendus);

3-4 - опустить на пятку, тяжесть тела остается на правой ноге;

5-6 - Battements tendus (энергично поднять пятку, не отрывая кончиков пальцев от пола);

7-8 - вернуться в 1 позицию. Повторить с другой ноги.

II. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция. 1 - Battements tendus левой ногой в сторону;

2 - Battements jetes (энергичный мах до угла 30°);

3 - коснуться оттянутыми пальцами пола;

4 - и.п. То же правой ногой.

III. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция. 1-2 - Battements tendus правой ногой назад (Рис.19);

3-4 - и.п. То же левой ногой.

Ходьба мягким шагом, меняя позиции рук на 2 такта.

3 комплекс (от 7 лет)

I. И.п. - стоя боком у опоры.

а) 1-4- Demi - plies в I, II, и III позициях по два раза;

б) на 4-й счет 2-го такта сменить позицию.

II. И.п. - то же. Demi - plies на 4/4 такта. По 4 Battements tendus вперед, в сторону, назад, в сторону за 2 такта. То же другой ногой.

Ноги в 1 позиции, менять позиции рук на 3 счета. На 2 такта выполнить подготовительную, I, II, III позиции.

I. И.п. - стоя боком к опоре.

Passe par terre из 1 позиции на 4 счета:

1 - Battements tendus вперед;

2 - Battements tendus назад через 1 позицию; на 8-й счет повернуться на 180°. То же другой ногой.

II. И.п. - то же. Rond de jambe par terre на 4/4 такта:

а) из 1 позиции, скользя, вывести оттянутую правую (внешнюю) ногу вперед, в сторону, вернуться в 1 позицию и держать 1 такт, повторить 4 раза;

б) из 1 позиции, скользя, вывести вытянутую внешнюю ногу в сторону, назад, вернуться в 1 позицию и держать 1 такт, повторить 4 раза, на последний такт повернуться на 180°. То же другой ногой (Рис. 20).

I. И.п. - упор сидя.

1 -2 - потянуть пальцы ног на себя, глубокий наклон вперед;

3-4 - выпрямиться, оттянуть носки.

II. И.п. - стоя боком к опоре. Releves из 1 позиции на 4/4 такта. 2 такта - releves, 2 такта держать и выполнить глубокий наклон назад, releves, вернуться в 1 позицию. III. И.п. - то же. Battements tendus jetes на 30 градусов от пола из 3 позиции на 4/4 такта.

По 4 раза вперед, в сторону, назад, в сторону, вальсовый шаг со сменой позиции рук (по 2 такта).

Условный перевод французских терминов

Attitude (аттитюд) – поза классического танца, при исполнении которой одна нога поднята на 90 градусов и выше, назад или вперёд в согнутом положении.

Battements tendus (батман тандю) – выдвижение ноги.

Battement tendus jetes (батман тандю жете) – бросок ноги на 30 градусов от пола.

Battements frappes (батман фраппе) – ударное движение.

Battements fondus (батман фондю) – плавное, “тающее” движение.

Battements soutenus (батман сотеню) – движение с подтягиванием ног.

Croisee (краузе) – поза, при которой ноги скрещены.

Demi-plies (деми-плие) – половинное приседание.

Developpes (девлопе) – разворачивание.

Eсartee (экарте) – поза, при которой вся фигура повернута по диаганали.

Echappe (эшаппе) – прыжок с раскрыванием ног во 2-ю позицию.

Effacee (эфасе) – поза, при которой ноги и вся фигура открыты.

En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.

En dehors (ан деор) – наружу, из круга.

En facee (ан фасе) – прямо.

En tournants (ан турнан) – с поворотом.

Glissade (глиссад) – скользящее движение – скользящий прыжок.

Grand battement jetes (гран батман жете) – большое бросковое движение на 90 градусов от пола и выше.

Pas de bourre (па де буррэ) – переступания с небольшим продвижением то вправо, то влево на полупальцах и на пальцах.

Petit battements (пти батман) – маленький батман на щиколотке опорной ноги.

Port de bras (пор де бра) – упражнение, слагающееся из одновременных движений рук, корпуса и головы.

Releves lents (релеве лян) – медленное поднимание ноги.

Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.

Sissonne fermee (сисон ферме) – прыжок с двух ног на одну с одновременным закрыванием ног.

Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с двух ног на одну с открыванием ноги.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку-де-пье) – на щиколотке опорной ноги.

Temps lie (там лие) – связующее, плавное, слитное движение.

Tombee (томбе) – “падение” на demi plies coupe на работающую ногу, другая нога поднимается.

Sur le cou-de-pied с последующим резким коротким вставанием на нее на полупальцы, одновременно другая нога открывается в сторону на 45 градусов от пола. Tombee и coupe может исполняться в различных позах.

Список литературы:

  1. А.Г. Богуславская, С.Н.Головкина и др. «Там, где рождается танец», М. – «Московский рабочий», 1977.
  2. Л.Бондаренко. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях», Киев – «Музична Украина», 11985.
  3. И.И. Бахрах. Физическое развитие школьников. Смоленск, 1991
  4. Л.А Байкова, Д.К Гребенкина. «Педагогическое мастерство и педагогические технологии». - М.- Педагогическое общество, 2001.
  5. Т.Барышникова. «Азбука хореографии». С - Пет.- Искусство, 1999
  6. Н.П. Базарова. «Основы классического танца». Учебник для хореографических училищ и ВУЗов. – М: Просвещение, 1978.
  7. С.Н.Головкина, Е.Н.Жемчужина, Н.В.Золотова, П.А.Пестов, Б.Г.Рахманин, О.А.Ильина, и др. «Классический танец» - программа для хореографических училищ № 2108 по специальности «Артист балета» (8 лет обучения), М. – 1987
  8. О.Г.Зайцева. «Маленьким артистам, танцорам, вокалистам». Ярославль «Академия развития», 2005.

ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Российской Федерации в качестве учебника

для высших и средних учебных заведений

искусства и культуры

ИЗДАНИЕ ШЕСТОЕ

А. Я. ВАГАНОВА и ее книга “ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА”

Книга А. Я. Вагановой “Основы классического танца” была издана в 1934 году. Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижений советской хореографической педагогики.

Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. На русской сцене работало также немало известных зарубежных педагогов. Прививаемые ими навыки творчески усваивались исполнителями и подчас значительно изменялись в сценической практике. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А. Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне - Академии русского балета, носящей теперь ее имя.

Книгу “Основы классического танца” знает и ценит весь хореографический мир. Переведенная на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки, она перешагнула рубежи всех стран, где существует балетное искусство. Можно с уверенностью сказать, что переводы этой книги способствовали утверждению мировой славы русского балета не менее, чем зарубежные гастроли выдающихся балерин, учениц Вагановой, и крупнейших хореографических коллективов страны. На опыт Вагановой опираются авторы современных зарубежных учебников классического танца. Тем более велика популярность ее педагогической системы в нашей стране. Пяти изданий “Основ классического танца”, выпущенных на русском языке, оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребность современных мастеров балета. За последние годы в связи с расширением сети хореографического образования, появлением множества балетных трупп стала ощущаться необходимость в новом издании книги Вагановой.

* * *

В творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой (1879-1951) отчетливо различаются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, второй - послереволюционная педагогическая деятельность - принес ей мировое признание. И все же эти периоды взаимосвязаны. В неудовлетворенности артистической карьерой кроются истоки последующих достижений. Со страниц воспоминаний Вагановой встает облик человека, настойчиво ищущего с юных лет.

Блестящая танцовщица Мариинского театра, прославившаяся как “царица вариаций” в балетах, где главные партии исполняли Павлова и Карсавина, Преображенская и Кшесинская, Ваганова лишь за год до своего прощального бенефиса получила звание балерины и в 1916 году оставила навсегда сценическую деятельность. Оставила глубоко разочарованной... Причины этого коренились не только в рутинных условиях императорской сцены. Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники. “Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания”, - писала она в черновых набросках своих воспоминаний. Ваганова не упускала возможности учиться у старших товарищей по сцене, но главным оставалась самостоятельная работа, поиски собственного подхода к танцу на основе критического освоения опыта современников.

Первые выводы родились из сравнения двух систем преподавания танца, бытовавших на русской сцене в конце XIX века под условным названием французской и итальянской школ. Представителями так называемой французской школы были известные русские педагоги танца Н. Г. Легат и П. А. Гердт. В балетном училище или в театре Ваганова брала у них уроки. Через учителя Гердта X. П. Иогансона, у которого также занималась Ваганова, традиции “благородного” классического танца восходят к датскому педагогу и балетмейстеру Августу Бурнонвилю, а далее - к знаменитым французским балетмейстерам и танцовщикам XVIII века, включая Жана Жоржа Новера. Отсюда и ведет свое начало французская школа танца.

Традиционный урок французской школы в конце XIX века вырабатывал мягкую и грациозную, но излишне вычурную, декоративную пластику. Впоследствии Ваганова не без иронии вспоминала о замечаниях, которые она слышала от своих педагогов: “Ножкой, ножкой! Пококетливей!” Сознательно подчеркивая архаичные черты этой танцевальной манеры, Ваганова пишет о ее слащавости, вялости поз, руках с провисшими или жеманно приподнятыми локтями, раскинутыми “изящно” пальчиками. В итоге пренебрежение к выработке энергии рук и корпуса, спокойная, размеренная манера ведения экзерсиса ограничивали виртуозность танца.

От этой старой манеры преподавания и исполнительства резко отличалась итальянская школа, достигшая расцвета в последней четверти XIX века и представленная в педагогике Энрико Чекетти, а на сцене - гастролершами Пьериной Леньяни, Карлоттой Брианца, Антониэттой Дель-Эра и рядом других. Виртуозное мастерство танцовщиц-итальянок, стремившихся поразить зрителей труднейшими pas, например впервые продемонстрированными тридцатью двумя fouette, было не безоговорочно принято в России. За блестящей техникой итальянок деятели русского балета нередко чувствовали недостаток поэтичности и содержательности.

В книге выдающегося педагога русской балетной школы А. Я. Вагановой (1879-1951) подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, так называемая “Система Вагановой”. Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, она вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, так и личный сценический в педагогический опыт автора.

Текст сопровождается большим количеством рисунков, а также нотами.

Издание предназначено для учеников балетных школ, педагогов танца и всех интересующихся техникой и историей русского балетного искусства.

А. Я. ВАГАНОВА и ее книга “ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА”

Книга А. Я. Вагановой “Основы классического танца” была издана в 1934 году. Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижений советской хореографической педагогики.

Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. На русской сцене работало также немало известных зарубежных педагогов. Прививаемые ими навыки творчески усваивались исполнителями и подчас значительно изменялись в сценической практике. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А. Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне - Академии русского балета, носящей теперь ее имя.

Книгу “Основы классического танца” знает и ценит весь хореографический мир. Переведенная на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки, она перешагнула рубежи всех стран, где существует балетное искусство. Можно с уверенностью сказать, что переводы этой книги способствовали утверждению мировой славы русского балета не менее, чем зарубежные гастроли выдающихся балерин, учениц Вагановой, и крупнейших хореографических коллективов страны. На опыт Вагановой опираются авторы современных зарубежных учебников классического танца. Тем более велика популярность ее педагогической системы в нашей стране. Пяти изданий “Основ классического танца”, выпущенных на русском языке, оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребность современных мастеров балета. За последние годы в связи с расширением сети хореографического образования, появлением множества балетных трупп стала ощущаться необходимость в новом издании книги Вагановой.


А. Я. ВАГАНОВА

ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Российской Федерации в качестве учебника

для высших и средних учебных заведений

искусства и культуры

ИЗДАНИЕ ШЕСТОЕ

А. Я. ВАГАНОВА и ее книга “ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА”

Книга А. Я. Вагановой “Основы классического танца” была издана в 1934 году. Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижений советской хореографической педагогики.

Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. На русской сцене работало также немало известных зарубежных педагогов. Прививаемые ими навыки творчески усваивались исполнителями и подчас значительно изменялись в сценической практике. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А. Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне - Академии русского балета, носящей теперь ее имя.

Книгу “Основы классического танца” знает и ценит весь хореографический мир. Переведенная на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки, она перешагнула рубежи всех стран, где существует балетное искусство. Можно с уверенностью сказать, что переводы этой книги способствовали утверждению мировой славы русского балета не менее, чем зарубежные гастроли выдающихся балерин, учениц Вагановой, и крупнейших хореографических коллективов страны. На опыт Вагановой опираются авторы современных зарубежных учебников классического танца. Тем более велика популярность ее педагогической системы в нашей стране. Пяти изданий “Основ классического танца”, выпущенных на русском языке, оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребность современных мастеров балета. За последние годы в связи с расширением сети хореографического образования, появлением множества балетных трупп стала ощущаться необходимость в новом издании книги Вагановой.

* * *

В творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой (1879-1951) отчетливо различаются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, второй - послереволюционная педагогическая деятельность - принес ей мировое признание. И все же эти периоды взаимосвязаны. В неудовлетворенности артистической карьерой кроются истоки последующих достижений. Со страниц воспоминаний Вагановой встает облик человека, настойчиво ищущего с юных лет.

Блестящая танцовщица Мариинского театра, прославившаяся как “царица вариаций” в балетах, где главные партии исполняли Павлова и Карсавина, Преображенская и Кшесинская, Ваганова лишь за год до своего прощального бенефиса получила звание балерины и в 1916 году оставила навсегда сценическую деятельность. Оставила глубоко разочарованной... Причины этого коренились не только в рутинных условиях императорской сцены. Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники. “Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания”, - писала она в черновых набросках своих воспоминаний. Ваганова не упускала возможности учиться у старших товарищей по сцене, но главным оставалась самостоятельная работа, поиски собственного подхода к танцу на основе критического освоения опыта современников.

Первые выводы родились из сравнения двух систем преподавания танца, бытовавших на русской сцене в конце XIX века под условным названием французской и итальянской школ. Представителями так называемой французской школы были известные русские педагоги танца Н. Г. Легат и П. А. Гердт. В балетном училище или в театре Ваганова брала у них уроки. Через учителя Гердта X. П. Иогансона, у которого также занималась Ваганова, традиции “благородного” классического танца восходят к датскому педагогу и балетмейстеру Августу Бурнонвилю, а далее - к знаменитым французским балетмейстерам и танцовщикам XVIII века, включая Жана Жоржа Новера. Отсюда и ведет свое начало французская школа танца.

Традиционный урок французской школы в конце XIX века вырабатывал мягкую и грациозную, но излишне вычурную, декоративную пластику. Впоследствии Ваганова не без иронии вспоминала о замечаниях, которые она слышала от своих педагогов: “Ножкой, ножкой! Пококетливей!” Сознательно подчеркивая архаичные черты этой танцевальной манеры, Ваганова пишет о ее слащавости, вялости поз, руках с провисшими или жеманно приподнятыми локтями, раскинутыми “изящно” пальчиками. В итоге пренебрежение к выработке энергии рук и корпуса, спокойная, размеренная манера ведения экзерсиса ограничивали виртуозность танца.

От этой старой манеры преподавания и исполнительства резко отличалась итальянская школа, достигшая расцвета в последней четверти XIX века и представленная в педагогике Энрико Чекетти, а на сцене - гастролершами Пьериной Леньяни, Карлоттой Брианца, Антониэттой Дель-Эра и рядом других. Виртуозное мастерство танцовщиц-итальянок, стремившихся поразить зрителей труднейшими pas, например впервые продемонстрированными тридцатью двумя fouette, было не безоговорочно принято в России. За блестящей техникой итальянок деятели русского балета нередко чувствовали недостаток поэтичности и содержательности.

В годы работы на петербургской сцене Энрико Чекетти авторитет итальянской школы значительно поднялся. Особенно убеждали быстрые успехи его русских учениц. Стали очевидными преимущества итальянского экзерсиса, воспитывавшего надежный aplomb (устойчивость), динамику вращения, крепость и выносливость пальцев. Привлекала и продуманность ведения урока: Чекетти имел твердый план занятий на каждый день недели, тогда как большинство педагогов работало без четкой программы. Об огромной пользе занятий с Чекетти свидетельствуют многие русские балерины, в том числе Анна Павлова, которая на протяжении многих лет систематически приезжала в Милан, чтобы заниматься у прославленного педагога.

С глубоким уважением отзывается о Чекетти и Ваганова. Она называет деятельность Чекетти “событием, сыгравшим огромную роль в истории нашей педагогики, а вместе с тем и русского балета”. Но достоинства итальянской школы не помешали Вагановой разглядеть в ней чуждые русскому балету тенденции: чрезмерную угловатость пластики, напряженную постановку рук, то слишком вытянутых, то остро согнутых в локте, резкое подгибание ног в прыжке.

Впрочем, это замечала не только Ваганова. Подобно тому как выдающиеся русские балерины и танцовщики еще раньше творчески претворяли принципы французской школы в свой национальный стиль, итальянская школа также была существенно преображена в России. “Ученицы Чекетти сглаживали резкости его манеры и итальянский рисунок pas (например, подгибание ног в прыжках), а несомненные преимущества итальянского влияния не оставили равнодушной ни одну из талантливых представительниц и учениц французской школы”, - рассказывает Ваганова.

Замечательные мастера русского балетного театра Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская и их предшественницы обладали глубоко национальной манерой танца: поэтической одухотворенностью, чисто русской “кантиленой” танцевальных движений, богатством и выразительностью пластических оттенков. Но русская школа в широком смысле слова еще не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Вагановой. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов - Е. О. Вазем, умевшей выработать у учениц силу и мягкость plie, пользуясь советами и пояснениями к итальянскому экзерсису О. И. Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, добившегося в своих спектаклях редкой одухотворенности танца, свежести поз, непринужденной и поэтичной пластики рук, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Все более сознательным становилось желание разобраться в “науке танца”, найти эффективные средства воспитания классической танцовщицы.