Маудо центр эстетического воспитания. Джаз-микс (современная хореография)

В этот понедельник стартовал фестиваль современной хореографии Context. Балерина и главный редактор портала Ballet Insider Алиса Асланова расскажет, зачем нужно на него идти - а заодно объяснит, что такого особенного в танце модерн (и откуда он пошел).

Прежде чем современный танец стал таким, как сейчас, ему пришлось пройти долгий путь. Танец модерн возник как противоположность балетному искусству: если в балете существовали жесткие каноны и не менее жесткая иерархия, то модерн был основан на философии индивидуальностей, это отвергавших.

Как все началось

В конце XIX века, с подачи певца, педагога и теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта. Именно Дельсарт определил основные принципы движения в современном танце. Вкратце: все дело в жесте, свободном от условностей. Дельсарт, кстати, создавал эту систему скорее для актеров и музыкантов, чем для танцоров, но в мире танца она прижилась.

Рудольф фон Лабан с танцевальной труппой. Германия, 30-е годы

Примерно в то же время в Дрездене открылся институт ритма. Там преподавал швейцарец Эмиль Жак-Далькроз. Одной из его звездных учениц была немка Мэри Вигман; она чуть позже войдет в историю как родоначальница экспрессивного танца - Вигман первой придет в голову отказаться от танцевальных движений, традиционно считавшихся «красивыми».
 На Вигман повлиял не только Далькроз, но и танцовщик и педагог Рудольф фон Лабан. Лабан известен тем, что в 1928 году изобрел универсальный способ записи движений при помощи несложных рисунков - лабанотацию. Лабанотацию в балете использовали много лет - пока не появилась возможность разучивать движения по видеозаписям. Вот так выглядит танец, записанный по системе Лабана.


Айседора Дункан (и кто тут на самом деле новатор)

Часто возникновение танца модерн связывают с американской танцовщицей Айседорой Дункан - она считается основоположницей свободного танца. До Айседоры, правда, все это успешно делала другая американка - Лои Фуллер. Ни к хореографам, ни к танцовщикам ее причислять, возможно, не стоит: Фуллер скорее придумала технические нововведения в танце. Лои Фуллер - первая, кто догадался добавить в выступления работу с тканью и светом: в те времена, когда она выступала в парижском кабаре «Фоли Бержер», ее коронным номером был танец «Серпантин» с двумя огромными белыми покрывалами. Про Фуллер - и про юную Айседору Дункан - недавно сняли фильм «Танцовщица» - вымысла в нем порядочно, но посмотреть для общего развития стоит: дает неплохое представление о том, как зарождался модерн.

Чтобы не запутать вас, мы нарисовали схему: кто на кого повлиял в мире современного танца - и кому за что стоит сказать спасибо


Где учились великие

Первую школу танцев в Америке - «Денишоун» - открыли в 1915 году хореографы-танцовщики Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Сен-Дени, увлеченная культурой Востока, относилась к танцу как к ритуалу или духовной практике. Шоун же изобрел танцевальную технику для мужчин - тем самым разрушив все предубеждения о танцовщиках. В «Денишоун» учебный план был крайне разнообразным - и даже эклектичным: йога, балет, этнические стили, религия, философия, принципы Дельсарта и многое другое. В сочетании все это помогло вырастить совершенно новое поколение танцовщиков. Самая известная из них - Марта Грэм, член так называемой «Великой четверки», группы будущих основателей американского танца модерн (кроме Грэм в четверке числились Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и ученица Жак-Далькроза, немка Ханья Хольм). Школа Денишоун прекратила свое существование после разрыва Сен-Дени и Шоуна.

В 1931 году Шоун купил ферму, пригласил восьмерых студентов из Спрингфилдского колледжа и танцора из «Денишоун» Бартона Мумоу и начал работать над революционной танцевальной компанией - в ее постановках были заняты только мужчины. Успех пришел: гастролируя по Штатам, Англии, Кубе и Канаде, «Тед Шоун и его танцоры» выступили в общей сложности где-то перед миллионом зрителей.

Кое-что о Марте Грэм

Марта Грэм, которую мы уже упомянули выше, - женщина-легенда. Хореограф, танцовщица, режиссер, художник по костюмам - все это про нее. Вдохновение она искала в мифологии Древней Греции. Грэм больше интересовали истории героинь второго плана, о судьбе которых в литературе принято было не задумываться: к примеру, Клитемнестра, мать-предательница из мифа об Оресте и Электре.

Наследие Марты Грэм живо: до сих пор существует труппа Martha Graham Dance Company, а артисты из поколения в поколение пытаются постичь разработанную ею технику «сжатие-расслабление». Суть ее в том, что, если верить Грэм, физика движения подчинена дыханию - и анатомическим изменениям при дыхательном процессе.

Марта Грэм выступает на крыше. Бостон, 20-е годы

Все, что вы хотели знать о Мерсе Каннингеме

То есть о главном постмодернисте от танца.

Модерн начинался как танец-оппозиция существующей системе, но со временем, как это часто и бывает, и его сковали жесткие рамки: техники, которые не каждый мог осилить, превратили танец модерн в вид искусства только для избранных. Постмодерн же смог обрести ту самую свободу, которой так жаждали первые модернисты.


Мерс Каннингем. Нью-Йорк, 1975 год

Мерс Каннингем, который шесть лет был солистом труппы Марты Грэм, построил мостик от танца модерн к современной хореографии, изменил сам танец и отношение к нему. Каннингем стал первым во многом: абстракция, сочинение без цели, отрицание необходимости рассказывать историю, независимость танца от музыки, уничтожение иерархии между танцорами - вот лишь некоторые его принципы. Именно Каннингем, к слову, одним из первых начал интегрировать компьютерные технологии в хореографию.

С подачи Мерса Каннингема началась эпоха перформансов - не требующих ни костюмов, ни сценического света. Правила и ограничения были отринуты. Любые идеи могли быть осуществлены, импровизация стала важнейшим инструментом в работе над перформансом, а любое движение тела могло стать танцем. Чтобы перечислить всех представителей постмодерна, нужна отдельная статья - но есть имена, которые стоит запомнить. Одно из них - Триша Браун: она первой стала показывать свою хореографию в альтернативных пространствах (например, на улице и на крышах), а ее постановка «Человек, спускающийся по стене», в которой люди - сюрприз! - ходили по стенам, дала начало мощной серии экспериментов в области танца.


Алвин Эйли, 1961 год

Как дела обстоят у нас

В связи с историческими событиями в России - на минуточку, дело было в СССР - в это время постмодерн не смог прижиться. Да и особого основания для развития у него не было. Ситуация стала меняться с 1985 года - когда современные западные спектакли начали возить в Москву и Ленинград. Удивительно, но в Советском Союзе самая прогрессивная хореография стала развиваться не там, в Екатеринбурге, Челябинске и Перми. И если начиналось все с попытки скопировать то, что делали в Америке и Европе, то сейчас все больше новых имен возникает в пространстве российской современной хореографии.

Главное событие в этом пространстве - ежегодный фестиваль «Context. Диана Вишнева». В свое время самой Диане, прима-балерине Мариинского театра и одной из главных звезд российского балета, стало тесно в рамках классического репертуара. Тогда-то она и начала творческий поиск. Те, кто имеет представление о творчестве Вишневой, знают, как упорно она добивалась расположения мэтров современного танца и разрушала предубеждения о косности владения телом у классических танцовщиков, осваивала новую пластику и новую технику. Четыре года назад Диана наконец решила развивать современный танец в России. Цель выбрана непростая - взращивание хореографических талантов, процесс долгий и мучительный. За это Context и ценят.


Диана Вишнева в балете Каролин Карлсон «Женщина в комнате », 2015 год

За три года на фестивале отметились, пожалуй, главные современные труппы: уже упомянутая выше Martha Graham Dance Company, Нидерландский театр танца, монстры Introdans и Gauthier Dance. В этом году Context привез в Москву «Балет Мориса Бежара» (одного из крупнейших хореографов ХХ века), американскую труппу Алонсо Кинга LINES Ballet и шведского хореографа Матса Эка с его музой Аной Лагуной. С Матсом Эком у многих русских танцовщиков связаны романтические воспоминания: видеокассета с его «Жизелью», которую как раз танцевала Ана Лагуна, в 90-е передавалась в хореографическом училище как драгоценность. В этом году Эк завершил карьеру - так что возможность увидеть его и его постановку в Москве сравнима с выигрышем в лотерею. И не пары тысяч рублей, а пары миллионов.

Кстати, о видеозаписях: присмотритесь к афише Центра документального кино - у Context есть еще и кинопрограмма. И да, там есть и фильм про Матса Эка - правда, в этот раз он ставит не «Жизель», а «Ромео и Джульетту». Среди других документалок, которые точно стоит смотреть, - «Перезагрузка», фильм про время, когда балетом Парижской оперы правил хореограф голливудского «Черного лебедя» и муж Натали Портман Бенджамин Мильпье. В фильме (чертовски атмосферном) Мильпье пытается осовременить одну из старейших трупп мира - и изменить все: подход к репетициям, репертуару, составы артистов. Покажут за два часа все: балетные залы, неустанно работающего и сочиняющего в наушниках Мильпье, закулисную жизнь театра, репетиционный процесс танцовщиков (в наиболее эффектных ракурсах), грандиозные интерьеры Парижской оперы.

Во все времена хореографическое искусство приковывало к себе внимание, вызывало интерес, и стремление овладеть техникой танца. И в наши дни оно приобрело широкое распространение в различных организациях и общеобразовательных школах. Школы искусств и хореографические училища показывают на практике, что такая форма эстетического развития детей, очень перспективна. Оно позволяет более полно раскрыть индивидуальные способности учащихся, поэтому необходимо делать такое обучение доступным большему кругу детей. В наше время хореография представлена широким спектром направлений: классическим, бальным, народным, современным. Любое танцевальное направление имеет свою историю появления и развития, характерные черты техники исполнения. Связанно это с тем, что у каждого из видов танца существуют свои физиологические и музыкально-ритмические характеристики.

Для классического танца в наибольшей степени присуще строгие требованиями к физическим показателям, точности и логичности линий. В свою очередь спортивно-бальному танцу требуется развитие аэробных ресурсов организма человека. Характерный и народно-сценический танец воспитывает у танцовщиков скоростно-силовые качества, технику исполнения трюковых элементов, навыки сценического образа, передачи характера, актерского мастерства, принадлежащего каждому танцу в отдельности. Наиболее прогрессивным видом пластики с наше время является современный танец. В сравнении с классическим танцем он несет в себе более глубокий потенциал. В большей степени раскрываются возможности тела человека, становится свободнее пластика, появляется новый лексический материал.

Анализируя любой из видов танца, о которых говорилось ранее, можно выделить четкий набор движений, присущий конкретному танцевальному направлению. Яркий пример тому – классический балет. В нем существует столетиями формировавшийся язык движений. Что касается современного направления танцевального искусства, часто анализ движений неотрывно связывается с размышлением о теме произведения, действующих лицах и музыкальном сопровождении. Все это связано с тем, что современное направление охватывает большое количество различных танцевальных техник и изо дня в день подкрепляется новыми знаниями и навыками, которые придают танцу стихийный характер.

«Современный танец – понятие временное, то есть танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время» . Тем не менее в русском искусствознании термин включает в себя все те направления танцевального искусства, которые противопоставляются народно-сценическому и классическому танцу. В связи, с чем создается не корректная интерпретация этих направлений. Так как наравне с танцевальными техниками, например, джаза и модерна имеющими определенную школу, четко выстроенный урок и свою систему подготовки, сравнивают социальный, бальный, танцы варьете и кабаре, а также многие другие направления хореографии. Значительный интерес к современному танцу, особенно в любительских коллективах и в провинциальных городах, зачастую приводит к неграмотному использованию хореографами и педагогами лексического материала, что влечет за собой подмену техник модерн или джазового танцев на социальную.

В России вообще и в Красноярске в частности, очень много учреждений дополнительного образования, в которых можно получить знания в различных танцевальных направлениях и в том числе в области современного танца – это хореографические кружки и коллективы, студии и театры танца, ансамбли. Каждое творческое объединение имеет свою специфическую направленность, а также свои цели и задачи: в одних занимаются только лишь для поддержания физической формы и здоровья, в других осваивают основы хореографии. Но существуют учреждения и профессиональным уклоном – это студии, ансамбли, театры, часто имеющие звание «образцовый», где весь процесс обучения основывается на подробном и качественном изучении различных танцевальных направлений, такие коллективы имеют собственную систему обучения, которая часто формируется годами, а также разноплановый танцевальный репертуар.

Не стоит забывать о том, что в сфере танцевального искусства происходит деление на любительское и профессиональное образование. И естественно процесс обучения тоже различается друг от друга. Профессиональное хореографическое образование дети получают в учреждениях со специальной направленностью – хореографические училища и колледжи. Здесь их целенаправленно готовят к профессиональной карьере артиста ансамбля народного танца или классического балета. Вследствие этого, в нашей стране сложилась специфичность систем обучения:

Проводится специальный конкурсный отбор, который включает в себя выявление физических параметров, медицинскую комиссию и принятие решения о профессиональной пригодности ребенка, на основании заключений специалистов.

Проводится промежуточная аттестация учащихся, для проверки усвоения учебной программы, по итогам которой, комиссия принимает решение о целесообразности продолжения обучения специальной балетной технике. А также проверка по физическим параметрам, так как это обязательное требование будущей профессии артиста ансамбля или балета.

Учебные заведения в России в направлении современного танца находятся на пути становления. Так в Красноярской государственной академии музыки и театра уже 2 года существует специальность «Педагог современного танца».

В стране не так много коллективов, имеющих статус государственных учреждений. Но все же стоит их отметить: Челябинский театр современного танца Ольги и Владимира Пона; «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова и театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой г. Екатеринбург; Русский камерный балет «Москва» Николая Басина; «Балет Евгения Панфилова» из Перми; коллектив «Каннон данс» Натальи Каспаровой г. Санкт-Петербург. В данный момент современный танец в нашей стране совершенствуется лишь на любительском уровне, а система профессионального образования формируется.

Родители приводят своих детей в танцевальные кружки и ансамбли, не только с целью развития физических данных, но и расширения художественного и культурного кругозора, которые являются средством развития эстетики и удовлетворения духовных потребностей. В таких случаях дети проявляют индивидуальный характер к восприятию и выполнению изучаемых элементов и движений. Поэтому перед педагогами встает не легкая задача не только обучить основам современного танца, но и способствовать всестороннему воспитанию. Учебный процесс в каждом учреждении, содержит в себе разное количество дисциплин. Это зависит от количества занятий в неделю, некоторые студии и ансамбли имеют возможность устанавливать дополнительную нагрузку в виде музыкальной грамоты, игры на инструменте. Урок современного танца тоже может состоять из изучения различных направлений – джазового танца, модерна, импровизации и других.

В каждом образовательном учреждении – школе искусств, хореографическом училище в основу процесса обучения заложен рабочий учебный план. В нем фиксируется перечень предметов и количество часов, отведенных на их изучение. Также в учебных планах отражается информация об изучаемых разделах и уровне физических нагрузок. Как правило, педагог в своей работе обязан опираться на утвержденные учебные программы, которые разработаны и составлены в соответствии со спецификой учреждения. В случаях, если в репертуар группы, ансамбля добавляются танцевальные композиции в направлении современного танца, в обучение вводится соответствующая дисциплина. В настоящее время появляется все больше любительских коллективов в современном направлении. Руководитель в постановке номеров, как правило, опирается на свой личный танцевальный опыт, обучая детей техникам, которые в дальнейшем формируют репертуар данного ансамбля. Такие коллективы не ограничиваются учебными программами и зачастую находятся в творческом поиске новых идей.

В процессе обучения хореографы современного танца разрабатывают собственную систему преподавания, в которой опираются на предлагаемые техники таких авторов как – Марты Грэм, Хосе Лимона, Лестера Хортона. Преподавателям коллективов стоит формировать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и требованиями – цели и задачи, тип коллектива, уровень физической подготовки. При этом, несмотря на большое количество методик, типы уроков можно сгруппировать по признакам:

1. Урок с четкой структурой – экзерсис у станка, на середине зала, в который входят учебные комбинации, кросс, танцевальные комбинации;

2. Отсутствие структуры урока – наполнение сочетанием различных техник: оздоровительных, танцевальной терапии;

В современном танце экзерсис строится на основе движений классического танца, с возможностью задействовать различные центры тела в пространстве. Количество комбинаций может изменяться.

Если сравнить методику разных хореографов можно выделить основные разделы урока:

I. Разогрев;

II. Изоляция и координация;

III. Упражнения для позвоночника;

IV. Уровни;

V. Кросс. Передвижение в пространстве;

VI. Комбинация или импровизация.

Уроки с сочетанием оздоровительных техник и танцевальной терапии, имеют место применению в тех случаях, когда в коллективах помимо данной дисциплины проводятся классический тренаж или уроки джазового танца и модерна. Также во второй части занятия можно применять комбинирование различных техник. Проведение уроков в игровой форме, необходимо проводить в виде дополнения к основной части, содержащей классический тренаж.

Особо значительным для танцевальных коллективов, работающих в технике современной хореографии, становится вопрос самобытности репертуара, выделяющий коллектив среди других и делающий обучение в нем творчески интересным. Важно чтобы современный танец представал перед учащимися во всей красе, позволяя раскрывать индивидуальные качества каждого ребенка за счет множества танцевальных образов и приемов. В отличие от классического танца, который в первую очередь придает форму, современная хореография дает возможность выразить свое видение мира, как педагогу, так и ребенку-исполнителю. В нем нет законов и правил, тело полностью освобождено. При этом вес тела и физические данные учеников значительной роли не играют, что в классическом танце не допустимо. И исполнители современного танца пользуются этим «плюсом» в полной мере.

Во многих любительских хореографических коллективах хореографы выносят на сцену проявления злобы и агрессии в детских постановках, и это является большой ошибкой. К сожалению, сегодня это не редкость, и большая вероятность в том, что они пытаются выделиться на фоне задорных народных танцев и изящных классических вариаций. Также это происходит от недопонимания педагогами спектаклей профессиональных коллективов, работающих в направлении современного танца. Где часто глубокий философский смысл тщательно скрыт бытовыми подробностями, жесткими приемами, откровенными сценами. Многих педагогов это подталкивает на применение в своей работе похожих приемов что, во-первых, не оправдано восприятием, а во-вторых, противоречит сути творчества, направленного на создание положительного эмоционального фона. Поэтому руководители коллективов, особенно детских, должен очень внимательно относиться к выбору постановок.

В течение последних лет мы можем наблюдать сочетание различных танцевальных техник. Балетмейстеры в своих творческих работах пытаются показать что-то необычное, чтобы удивить и заинтересовать публику. Причем это не зависит от лексической принадлежности. Хореографы неизбежно прибегают к сочетанию различных стилей и техник, поскольку они владеют огромным спектром танцевальных движений. Благодаря тому, что современное направление танцевального искусства активно совершенствуется и привлекает к себе внимание все большее количество детей, можно говорить о его доступности и востребованности в жизни общества.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Одинцовский Центр Эстетического воспитания

Педагог дополнительного

образования Харитонова И . В .

ПРЕДМЕТ - ХОРЕОГРАФИЯ

"Современнные направления в хореографии»

Танцевальное искусство с незапамятных времён занимает в жизни человека важное место. Когда и как появился танец, что для нас танец, какую роль он играет в нашей жизни?

Хореография - искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, - это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмооснове и существует вне человека. Хореография - это изобретение человека земного, но, как это ни парадоксально, хореография это более всеобъемлющее понятие.

Теперь попробуем разобрать один из обширных разделов хореографического искусства - современный танец. Потому что велико количество его подразделов и количество противоречий и споров вокруг него. Судя по первому слову, "современный танец" моложе других видов танцевального искусства. Состоит современный танец из нескольких подразделов: бальный танец (в настоящее время стал видом спорта), джаз (самый "пожилой" подраздел), модерн, contemporary, эстрада и другие более мелкие виды и течения, которые то возникают, то исчезают, и являются разновидностями и видоизменениями джазовых и бальных направлений.

Бальный танец - совершенно самостоятельный вид спортивного искусства. Хочется сказать, что основные задачи этого танца - показать в чистом виде сам танец, когда танцует не только тело, но и взгляд и мимика. Бальный танец образован от смешения нескольких танцевальных течений, одним из которых является джаз.

Джаз у нас в стране больше знают как музыкальное направление, знают исполнителей джазовой музыки, но почти ничего не знают о джазовом танце.

Отличительными особенностями джазового танца являются: полиритмия (свободное разбивание основного ритма на различные подритмы, в пределах одного темпа), изоляция (выделение различных частей тела и движение ими вне зависимости от других); полицентрика (появление других центров вращения), оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.), мультипликация (разбивание крупного движения на мелкие), политемп (замедление и ускорение крупного движения в пределах постоянной темповой основы).

Кроме того, помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение.

Джаз-танец в его современном виде, конечно, сильно отличается от его первоначальной формы. Он разделился на множество видов и школ, что сделало его популярным во многих уголках планеты. Изначально джаз являлся танцевальной и музыкальной культурой низших слоев черного населения Северной Америки и был частью их жизни. Со временем джаз выходит на широкие подмостки эстрады, но, как это ни странно, до сих пор не очень допускается в серьезные балетные театры на Западе, где он более развит, чем в России. Более распространен этот вид танца в соединении с модерном под названием "джаз-модерн". В таком виде он присутствует во многих постановках современных балетмейстеров.

Можно выделить следующие виды джаза : степ, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флэш, стрит, слоу (лирический), фанк, соул.

Объяснять, что такое степ, нет смысла, так как это весьма популярное направление джаза довольно широко известно в России.

Бродвей - джаз . Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее. Это и так и не так. Просто именно с подмостков бродвейских театров сошло такое понятие, как "мюзикл" и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались танцовщики с классическим образованием. Джаз приобретает черты классической формы. Это слегка уводит в сторону от импровизационно-нарочитой расхлябанности, присущей джаз-танцу изначально, но становится одним из путей его дальнейшего развития в техническом плане.

Афро - джаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую смысловую(шаманскую) нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация - афро-джаз.

Самое виртуозное и яркое направление в джаз-танце на сегодняшний день - это флэш . Само название - "вспышка" - говорит о том, что это нечто ослепительное. Глядя на исполнителей этого стиля поражаешься их силовой выносливости и упругости, необычайной внутренней танцевальности, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче - оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с "латиной", но наиболее виртуозен и более разнообразен в количестве танцевальных приемов и комбинаций.

Однако более всего джаз в его первоначальном виде выражен в " стрите ". Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки - это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Все они относятся к подразделу стрит-джаза. Основные характерные особенности - отсутствие необходимости в классической подготовке, умение подать бытовые движения танцевально. Хотя ничто не стоит на месте, идет постоянное обогащение новыми танцевальными приемами и смешение с другими стилями.

Еще одно относительно молодое на сегодняшний день направление - соул . Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны максимальное количество движений на единицу темпа, с другой - замедление их исполнения за счет минимума напряжения и созданий видимого отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем "флэш" и при наличии хорошей классической подготовки (со знанием всех джазовых отличий) дает необычайно красивую и гармоничную хореографию.

Соединение джаз-танца с другими основными направлениями хореографического искусства. Соединение с народным танцем - "фолк", и с модерном - "джаз-модерн". Соединение с классикой не привело к созданию каких-либо серьезных танцевальных направлений.

Джаз - Фолк дал много новых возможностей, рисунков, сочетаний и комбинаций. Хореографы, не закованные в каноны народно-сценического танца, получили возможность выразить себя по-новому, видоизменяя народные комбинации, вводя в них дополнительные джаз-штрихи.

Фолк по сути своей и форме очень красивый и необычный, самостоятельно развивающийся вид танца. В нем еще очень мало своих школ, и находятся они в довольно зачаточном состоянии, но за этим танцевальным направлением - большое будущее.

Ассоциативность - это особенность контемпорари-дэнс. Здесь никто не объясняет зрителю, что он видит. Нельзя даже приблизительно точно сказать, «о чем» или «про что». Есть идея спектакля, но поди разбери, что означает, когда она и он катают по сцене апельсины. О чем - это ты должен понять сам. Или не понять.

Контемпорари - дэнс - наиболее абстрактный (наряду с музыкой) вид искусства. Здесь есть наибольший простор для самостоятельной трактовки увиденного: это дает возможность быть равноправным участником художественного процесса.

Если балет - это способ говорить при помощи тела, то контемпорари-дэнс - это способ размышлять при помощи тела. Даже само определение - контемпорари-дэнс - не является ни точным, ни окончательным. От остальных видов искусства он отличается тем, что правила в нем еще не до конца сформулированы: такое редкое ныне искусство-лаборатория.

Если и можно как-то сформулировать нормы современного танца, то это «неголый человек на неголой сцене». Главный герой - человеческое тело. Вместо декораций на сцене - странные конструкции, на худой конец - видеоинсталляция. «Перформер ничего и никого не изображает, - говорит критик Наталия Курюмова. - Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития».

Здесь не бывает второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист - главный герой, само искусство - чрезвычайно самолюбивое, эгоистическое и индивидуалистическое. Главный мотив современного танца - Я, Я в мире. Поэтому здесь не работает принцип заменяемости: поменяешь танцора - получишь совершенно другой спектакль.

Неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где важна идея невесомости, в современном танце танцор знает о том, сколько весит тело, сколько весит рука, и использует это в своих движениях.

Ни одно танцевальное направление в России не вызывает такого количества противоречий и такого глубокого непонимания, как модерн.

" Модерном " зовется все то, что непонятно и непохоже ни на что. "Модерном" называется все, что не вкладывается в узкие рамки книжных определений. Сколько хореографов столько мнений о "модерне" и "contemporary".

"Модерн", вернее его исполнители и создатели, вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления. Просто возникали робкие попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства.

Толчок был дан Айседорой Дункан в Америке, Далькрозом и Дельсартом во Франции, Рудольф Лабан вел свои поиски в Германии. Будучи художниками с необычным мышлением, они воздействовали на свое окружение, создав плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день термином "модерн" принято называть танцевальную технику выработанную Мартой Грэм, Рудольфом Лабаном, Пиной Бауш, Мерсом Каннингамом и др.

Основные особенности "модерна" можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психодуховные).

Во внешних обличиях можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения.

Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании постановки этого стиля. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный - удовольствие и кураж, классический, за некоторым исключением, чистота линий и тот же кураж танцовщика от умения выполнять сложные элементы и т. д. Но только "модерн" и "contemporary" могут касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа в своих попытках прикоснуться к Богу.

Первоначально подавляющее большинство "модерновых" школ отрицало классический танец в качестве возможного "партнера" во взаимодействии. Отчасти это отношение передала Айседора Дункан. Со временем подобные барьеры были преодолены.

Наиболее популярным в настоящее время является союз "джаза" и "модерна". Некоторые хореографы называют в чистом виде "модерн" - "джаз-модерном", не зная каким образом эти два "заморских зверя" можно соединить и как их различить. Конечно, при наличии в постановках характерных особенностей двух направлений можно ставить между ними дефис, но только после подробного изучения и джаза, и модерна.

От соединения "модерна" и "фолк-танца" в последнее время образуется новое направление. Это уже тройное соединение. На сегодняшний день уже можно наблюдать интересные работы в этом направлении на нескольких фестивалях современного танца. Думается, что из этого симбиоза модерна с народным танцем может получиться нечто захватывающее. Это совершенно иное видение мира, непохожее ни на что.

Айседора Дункан и Марта Грэм искали простоту движения с использованием натуральных линий тела и силы, что обеспечивало большую плавность движения, чем обычные методы танца.

Современный танец отличается своей универсальностью: современный танец практически можно танцевать по музыку любого стиля, он так же может быть объединен с другими видами танцев для создания новых стилей движения. Для модерна характерно восприятие природной механики человеческого тела и естественному легкому, но при этом эффективному движению и перемещению.

Современные танцы стремятся использовать естественные движения тела, и, следовательно, полностью безопасен и доступен для начинающих.

В то же время, легкость движения обеспеченная современной танцевальной техникой позволяет опытным танцорам достигать новых граней движения тела.

Следующие четыре основные техники используются в современном танце:

Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) – техника танца постмодерн, названа в честь преподаватель и хореографа Мерс Каннингем, сосредоточившего своё внимание на положение тела в пространстве, ритм и артикуляцию. Каннингем использовал в хореографии «случайный метод» (выбирая структуру танца с помощью жребия), он считал, необходимо избавиться от сюжета и стереотипных решений.

Каннингем использует идею собственного тела «линии энергии» позволяющей создавать легкие и естественные движения. Ричард Олстон Каннингем использовал технику в своей изящной хореографии.

Техника Марты Грэм (Graham technique) (назван в честь Марты Грэм) – фокусирует на использовании сокращений, освобождение, падений и подъемов.

Грэм техника характеризуется работой с полом, и движениями с использованием брюшных и тазовых сокращений.

Техника танца Хосе Лимона (названа в честь Хосе Лимона)- использования энергии в связи с тяжестью и работой с весом в условиях падения, отскока, подъема и поддерки.

Техника Лимона использует движение дыхания через тело, «тяжелой энергии» в теле и чувства веса, переноса веса между частями тела для создания плавного текучего перехода из одного положения тела в другое.

Техника релиз (освобождение) (Release Technigue) – базируется на естественных движениях и положении тела, при этом опирается на уменьшении напряжения, используя дыхание и инерцию тела для облегчения движения.

Можно перефразировать следующим образом, мы высвобождаем энергию через суставы и мышцы, чтобы создать легкость перемещения, освобождая дыхание, чтобы помочь освобождению организма.

Это в большей степени техника релаксации, также как танцевальный стиль.

Танцевальная импровизация – фокусируется на исследовании движений и их выражении в представлении. Творческие изыскания расширяют широту и спектр движений, изучая возможности тела можно создавать новые оригинальные движения, что позволяет выйти за рамки традиционных паттернов движения.

Контактная импровизация – описывает взаимодействие в дуете, описывая движение флюидов и прикосновения. Партнеры импровизируют с помощью естественных движений своих тел.

ЛИТЕРАТУРА:

Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. М.: ГИТТИС, 2000.

Центр худож. творчества учащихся и работников проф. образования, 2002.

Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. М., 2005.

Тарасова Н. Марта Грехэм // Советский балет. – 1990. – №1

Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, традиции. М.: Наука, 1987.

Джаз-микс (современная хореография)

Современное хореографическое искусство Современная хореография – это искусство танца, которое окончательно сформировалось на западе в 20-е годы XX века. Оно включает в себя множество современных танцевальных направлений, которые всячески дополняют друг друга. Это и джаз, и фанк, и афро-джаз, и хаус, и бродвейский джаз.

Зарождаться современная хореография начала на рубеже XIX и XX веков, как ответ на «балетную застенчивость» и «угрюмую ограниченность». Формирование происходило на основе танцев модерн и постмодерн, которые родились в Америке и Западной Европе. Приверженцы современного танца, не стесняясь, выражают на сцене свои чувства и эмоции, говорят посредством танца о любви, смерти, страданиях и радости.

Философией современной хореографии является формирование индивидуальных хореографических черт для каждого танцовщика, для этого и используется симбиоз различных танцевальных направлений. Этому направлению свойственно постоянное исследование различных движений и их комбинаций, усиленное знаниями о человеческом теле и приправленное философией танца.

Глядя на представителей классической балетной школы и современной хореографии, разницу между которыми отлично иллюстрирует фильм «Авансцена», задаешься вопросом, кто первым отошел от классического балета и поддался своим чувствам?

Таких первооткрывателей современной хореографии было несколько в разных странах. Многие из них открывали свои школы и внесли большой вклад в формирование современного танца, например Марта Грем, Дорис Хамфри и Чарлз Вейдман, ЛесторХортон, МерсКаннингхэм и многие другие.

Большую роль в развитии свободного танца внесла Айседора Дункан, многие именно ей приписывают то, что современный танец получил развитие и распространение в мире. Ее личной философией был танец, который в первую очередь выражал личность, был неповторимым и индивидуальным, и, одновременно с этим, являлся инструментом самопознания. Она реформировала все искусство танца, привнеся в него не отточенность балетных движений, но пластику поз, музыку, костюм, в том качестве и количестве, которых просто не бывает в классическом балете. Гармоничное слияние всех этих компонентов и рождало танец великой Дункан, которой восхищался весь мир.

По словам некоторых любителей современной хореографии, этот танец – балет без правил, и любители классики не найдут в нем для себя ничего интересного. Однако не стоит настолько сильно разделятьклассический и современный танец, любой красивый танец – это искусство. А искусство объединяет.

Преподаватели: Дроздова Анна

Если Вы решили начать заниматься танцами или предложить это своему ребенку, необходимо учесть, что первоначальной задачей любого начинающего танцора является, верный выбор танцевального стиля.

Современная хореография представлена множеством направлений, каждое из которых в различной степени улучшает растяжку, грацию, гибкость и пластичность; верно начинают функционировать все мышцы и суставы; становится превосходной координация; развивается чувство ритма. Самые востребованные из них: контемпорари, хип-хоп, го-го, джаз-модерн и так далее.

Зачем это?

Весьма распространенным считается позиция преумножения умственных знаний и навыков, при этом абсолютно не учитывается физическая сторона. А между тем воспитание эстетики тела – это непременное условие всестороннего развития личности. Пластичность тела напрямую связана с пластичностью мышления.

Примечательно, что при занятиях современной хореографией развивается не только пластика тела, важнейшей составляющей является также психологический аспект – танцор учится понимать, любить собственное тело, использовать его данные по максимуму, чувствовать и постигать искусство танца.

Современные направления и стили

Разнообразные ответвления направления хип-хопа, которые включает в себя современная хореография, безусловно, очень многим придутся по душе,- и детишкам, и подросткам, и взрослым. К примеру, крамп, брейк-дэнс, LA-style, – особо понравятся они тем, кто обожает музыку такого рода и предпочитает в одежде свободно-спортивный стиль. Это направление характеризуется особой низкой посадкой тела, чередованием волнообразных замедленный движений с четкими и резкими. При выборе данного направления гибкость и растяжка становятся превосходными.



Женскими направлениями, которые включает в себя современная хореография являются: го-го, Sexy-style, стрип-дэнс, хип-хоп, тик тоник, джаз, степ, R&B, MTV-style и многие другие. Эти направления предпочитают девушки по той причине, что они подчеркивают раскованную женскую грацию; растяжка, гибкость тела становятся идеальными; плавность движений - четкой и согласованной. Несмотря на стереотипы, эти виды танцев не подразумевают обнажение, а лишь помогают раскрыть природную грацию женщины в полной мере.

Джаз-модерн, джаз-поп, джаз-фанк, контемпорари и многие другие универсальные направления современной хореографии характеризуются открытой постановкой тела, четкими и ритмичными движениями, зачастую направлены на импровизацию, полиритмию, яркое выражение эмоционального состояния. Многие направления находятся на стыке форм. Так, контемпорари объединяет в себе выразительные особенности восточных стилей, интегрируя их в танцевальные традиции Запада. Джаз-модерн являет собой сценический вид танцев, отрицающий стандартные балетные па. В этом виде танца полностью произошел отказ от стандартных канонов путем развития новых движений и проявления эмоций.

Современные клубные или эстрадные танцы являют собой смесь множества модных направлений, которым с удовольствием обучится любой желающий, вне зависимости от возраста.

Преимущества современной хореографии



Современную хореографию можно отнести к танцевальному искусству, которое, к тому же, способствует не только укреплению здоровья, но также и общему физическому развитию, постепенной наработке красивой походки и осанки. Растяжка, креативность и раскованность также развиваются.

Фактически, современная хореография - это своеобразный синтез элементов гимнастики и классических танцев вкупе с акробатикой. Джаз-модерн, хип-хоп, степ…вариантов множество. Каждое из вышеупомянутых направлений по-своему весьма интересно, однако, их комплекс оказывает максимально благоприятный эффект, обогащая и взаимно дополняя друг друга.

То есть, именно современная хореография, а именно танцевальные уроки по всем видам современных танцев оказывают благоприятное влияние на развитие вестибулярного аппарата, гибкость, пластичность, грацию, координацию и прочее, прочее.

С чего начать?

Если вы еще плохо представляете себе какое направление стоит выбрать, или у вас совсем нет опыта – следует начать с основ. Не смотря на кардинальные различия стилей, движение строится на общих законах, которые необходимо понять и прочувствовать телом.

Основы современной хореографии – своеобразная азбука танцевального движения, которая формирует каркас для последующего определения конкретного направления.