Морской музей мела фишера. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв Мел фишер экспедиция по подъему сокровищ аточи

Расскажу о своем походе в музей Мела Фишера, что на Ки-Уэсте. Key West - это один из островов архипелага Florida Keys. Находится примерно в 140 км от Кубы, и считается самой южной точкой континентальных Соединенных Штатов. Раньше в сообществе уже писали о нем. Так что писать о самом острове уже не буду. Но музей этот заслуживает отдельного внимания и рассказа.

Основатель музея Мел Фишер (21 августа 1922 - 19 декабря 1998) был американским охотником за сокровищами, более известным, как открыватель места крушения испанских галеонов Нуестра Сеньора де Аточа и Санта Маргарита. В результате многолетних работ экспедиция Фишера подняла с морского дна драгоценностей на сумму 450 млн долларов.
Сегодня артефакты и сокровища с Аточи и Маргариты находятся в музее Мела Фишера. Среди них золотые и серебряные слитки и монеты; золотой ремень и цепь, отделанные драгоценными камнями; золотая чаша, золотая цепь, котора весит 3,5 кг; изумруды, включая один необработанный 77,76 карат, бронзовые пушки, посуда и еще много-много всего интересного.

Один из экспонатов музея - большой золотой крест с колумбийскими изумрудами. Цвет камней, конечно, так хорошо не передался, как хотелось бы. За цвет и чистоту колумбийские изумруды считаются одними из самых дорогих в мире.

Итак, Nuestra Senora de Atocha.

4 сентября 1622 года испанская флотилия из 28-ми судов вышла из Гаваны и направилась в Испанию. Корабли были гружены сокровищами империи. Серебром из Перу и Мексики, золотом и изумрудами из Колумбии, жемчугом из Венесуэлы. На каждом корабле помимо команды были солдаты охраны и пассажиры, а также все необходимые вещи и провизия для успешного путешествия. На следующий день, войдя во Флоридский пролив, флотилия была захвачена ураганом. И уже утром 6-го сентября восемь судов лежали разбитыми на дне океана, разбросанные от островов Marquesas Keys до Dry Tortugas. С ними пошли на дно сокровища обеих Америк, и десятки испанских моряков, солдат, дворян и духовенства.
Тяжело вооруженная "Nuestra Senora de Atocha" шла замыкающей, чтобы охранять флотилию от любой атаки сзади. Судно было построено в Гаване в 1620 г, водоизмещением 550 тонн, длиной 112 футов, шириной 34 фута и осадкой 14 футов. Для плавания 1622 г Аточа была гружена 24 тоннами серебра, 180 000 песо серебряных монет, 582 слитка меди, 125 золотых слитков и дисков, 350 ящиков индиго, 525 тюков табака, 20 бронзовых пушек и 1200 фунтов столового серебра и изделий. Прибавить к этому незарегистрированный товар для избежания пошлины, а также персональные вещи и украшения! Все это составляло сокровище, с которым не могло бы конкурировать никакое другое, когда-либо перевозимое.
Аточа затонула, имея на борту 265 человек. И только пятеро - три моряка и два раба - пережили кораблекрушение. Они спаслись, благодаря обломку бизань-мачты, за который и держались все время. Спасатели с подошедших к месту трагедии кораблей пробовали пробраться в трюмы судна, но люки были крепко задраены. Глубина в 55 футов не была очень большой, но ныряльщики так и не смогли открыть решетки и пробраться на Аточу. После бесполезных попыток спасти людей или груз, они отправились на помощь другим затонувшим судам.
Место затопления «Нуэстра Сеньора де Аточа» находилось примерно в 56 километрах к западу от острова Ки-Уэст. И в первые дни после крушения местоположение было легко определить по торчащим из воды мачтам. Однако 5-го октября второй налетевший ураган разрушил остатки кораблекрушения. Шторм разметал обломки мачт и найти точно место было уже невозможно.
На несколько лет Испания попала в крайне тяжелое финансовое положение. Она нуждалась в средствах для ведения Тридцатилетней войны. В последующие 60 лет, испанцы искали галеон, но не смогли найти даже и следа. Выглядело, что Аточа исчезла навсегда.

В 1969г, Мел Фишер и его команда начали неустанные, 16-ти летние поиски сокровищ галеона Аточи. На помощь им пришёл историк Юджин Лайонз, который проделал гигантскую работу в испанских архивах, чтобы выяснить хотя бы примерный район поисков. Используя специальное оборудование и магнетометры, люди потратили долгие годы, следуя по едва уловимому следу кораблекрушения - иногда ничего не находя месяцами, иногда открывая немного сокровищ и артефактов, которые поддразнивали их близостью корабля.
В 1973г, было найдено три серебряных слитка, которые совпали по весу и клеймам с описанными в манифесте Аточи, который хранился в Севилье. Это доказывало, что Фишер близок к основной части кораблекрушения. В 1975г его сын Дирк нашел пять бронзовых пушек, которые идентифицировали как пушки с Аточи. Несколько дней спустя произошла трагедия - Дирк, его жена Энджел и ныряльщик Рик Гэйдж погибли, когда одна из поисковых лодок опрокинулась. Но Фишер и его оважная команда продолжили идти к цели.
К 1980г они нашли значительную часть остатков сокровищ с судна Санта Маргарита - золотых слитков, серебряных монет и ювелирных изделий. А 12 мая 1980г сын Фишера Кэйн нашел целую секцию деревянного корпуса Маргариты, с пушечными ядрами и артефактами Испании 17-го века.
День 20 июля 1985г увенчался потрясающей находкой. Люди описывают это, как целый риф серебряных слитков. Наконец-то местоположение основной части кораблекрушения было найдено. И начались "раскопки столетия".
Со всей страны были привлечены археологи и специалисты по сохранению древностей. Так как сокровища пролежали на дне почти 400 лет, многое было в плохом состоянии. Поднято было 40 тонн серебра и золота; 114 000 испанских серебряных монет, 1000 серебряных слитков, золотых монет, колумбийских изумрудов, золотых и серебряных артефактов. И это примерно половина сокровищ, ушедших на дно с Аточей. Самая богатая часть корабля - кормовые помещения, где хранился наиболее ценный груз, еще не найдены. Не найдены также остальные восемь бронзовых пушек и 300 серебряных слитков, и многое другое, что было в описи галеона.
Приблизительная сумма ещё остающихся под водой сокровищ «Аточи» оценивается не менее чем в 500 млн долларов.

Фото, к сожалению, получились кто в лес кто по дрова:) В таком затемненном музее трудно фотографировать. Но, что есть, то есть...

На входе: огромные якоря с Аточи и Маргариты


Слитки серебра и золота


Серебряная тарелка


Астролябия


Бронзовая пушка, совсем плохо получилась. Но очень хочется показать, пушка очень большая, как и лафет, на котором она установлена.


А эта уже поменьше


Фрагмент золотого пояса


Золотая свадебная цепь, которая весит 3,5 кг.

Слитки серебра


Вблизи


Серебряные реалы, и ящик, в котором они находились

Один такой можно приобрести в музейном магазине. Дороговато - 2 400 долларов - зато настоящий:)

Контрабандное золото, незарегестрированное в описи


Еще золотые цепи


Слиток золота, который можно потрогать, подержать, просунув руку в отверстие. Я тоже подержала - ну и тяжелый же! Кстати, в конце концов его все таки украли, хотя выглядело это совершенно невозможным. И сейчас он в розыске. Стоимость слитка много-много тысяч долларов. Вряд ли найдут...


Дублоны


Тот же крест без вспышки

А это совершенно необычный экспонат! Пролежавший на дне почти 400 лет маленький геккон:) Нашли его в какой-то самой по себе загерметизировавшейся щели. Чудо просто:)


Это само здание музея


Мел Фишер с трофеями

А так могла выглядеть Нуестра Сеньора де Аточа


Подводные раскопки ведутся по сей день. К ним, кстати, можно присоединиться, и самим поискать удачи на дне морском. Мне бы, например, очень хотелось:)

ИСПАНСКИЙ ГАЛЕОН «NUESTRA SENORA DE ATOCHA»

Судно было построено и спущено на воду в Гаване в 1620 году.
После введения в эксплуатацию корабль вошел в состав Королевского Флота Испании.
Водоизмещение - 550 тонн. Длина - 112 футов, ширина - 34 фута. Длина между перпендикулярами - 112 футов.
Ширина по мидельшпангоуту - 34 фута. Скорость хода - 8 узлов. Экипаж - 133 офицеров и матросов. Вооружение - 20 орудий.

Корабль был назван в честь одной из часовен католического собора в Мадриде.

ИСТОРИЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ ГАЛЕОНА «NUESTRA SENORA DE ATOCHA»

Летом 1622 года все было как и всегда. Испанский флот благополучно пересек океан и разделился на несколько отрядов.
Семь галеонов, охранявших конвой, включая «Санта-Маргариту», остались в Порто-Доминго (Гаити). Другой отряд, во главе с «Нуэстра Сеньора де Аточа», отправился к Панамскому перешейку и 24 мая бросил якорь в гавани Портобельо.

Шестнадцать меньших судов разошлись на погрузку в различные Карибские порты, а третий отряд галеонов двинулся к Картахене (Колумбия).
Здесь корабли приняли на борт большой груз золота и серебра и 21 июля 1622 года встретились со вторым отрядом в Портобельо. 27 июля галеоны подняли якоря и взяли курс на Кубу. К 22 августа вся флотилия собралась в Гаванском порту. Сюда же от берегов Мексики пришел так называемый «флот Новой Испании», доставивший в Гавану груз мексиканского серебра.

Испанские адмиралы были встревожены: до Гаваны дошли слухи о том, что в водах Карибского моря появился большой голландский флот.
Командующий «флотом Новой Испании» обратился к главному начальнику маркизу Кардерейте с просьбой разрешить ему немедленно идти в Испанию.
Маркиз такое разрешение дал, но при условии, что большая часть слитков и монет останется в Гаване: их перегрузят на галеоны, и таким образом сокровища окажутся под более надежной защитой.

«Флот Новой Испании» ушел, а маркиз Кардерейта остался в Гаване, дожидаясь прихода последних судов.
Вскоре вся флотилия была налицо, и утром 4 сентября 28 тяжелогруженых кораблей выстроились на гаванском рейде, готовясь отправиться в плавание.

Маркиз Кардерейта поднял свой флаг на ведущем судне, галеоне капитана «Нуэстра Сеньора Канделария».
Основная часть мексиканского серебра и золота была погружена на галеоны «Санта-Маргарита» и «Нуэстра Сеньора де Аточа».

Непосредственно сама «Нуэстра Сеньора де Аточа» была загружена 24 тоннами серебра, 180 000 песо серебряных монет, 582 слитка меди, 125 золотых слитков и дисков, 350 ящиков индиго, 525 тюков табака, 20 бронзовых пушек и 1200 фунтов столового серебра и изделий.

Прибавить к этому незарегистрированный товар для избежания пошлины, а также персональные вещи и украшения!
Все это составляло сокровище, с которым не могло бы конкурировать никакое другое, когда-либо перевозимое морем. Вооруженная 20 огромными бронзовыми пушками «Аточа» шла в качестве замыкающего галеона, следуя в хвосте медлительных торговых судов.

На каждом корабле эскадры помимо команды были солдаты охраны и пассажиры, а также все необходимые вещи и провизия для успешного путешествия. Тяжело вооруженная "Nuestra Senora de Atocha" шла замыкающей, чтобы охранять флотилию от любой атаки сзади.

На следующий день, 5 сентября, погода испортилась, небо затянули тучи и к середине дня разыгрался сильный шторм. По морю катились огромные валы, марсовые сквозь пелену дождя с трудом могли разглядеть впереди идущие корабли. Волны бросали неповоротливые галеоны из стороны в сторону, как щепки. На глазах у всей команды и пассажиров «Аточи» идущий впереди «Нуэстра Сеньора де Консолясьон» неожиданно опрокинулся и затонул...

Ночью ветер переменил направление и отнес испанский флот на север, к берегам Флориды.
Перед рассветом «Канделария» и 20 других судов конвоя прошли мимо западного побережья островов Драй-Торгугас. Четыре корабля, оторвавшиеся от основной группы, включая «Аточу» и «Санта-Маргариту», буря забросила восточнее, к цепочке островов Флорида-Кис.

Рассвет застал их у какого-то низкого кораллового атолла, заросшего мангровыми деревьями.
Огромные волны 5-метровой высоты, как игрушку, перебросили «Санта-Маргариту» через коралловый риф. С борта «Маргариты» капитан дон Бернардино Луго с отчаянием наблюдал, как команда «Аточи» борется за спасение корабля.

Для «Nuestra Senora De Atocha» позиция оказалась еще более наихудшей.
Как только начался шторм, судно потеряло паруса, в результате было потеряно управление судном. Моряки стали заколачивать основные люки, но часть команды уже оказалась за бортом. Галеон бросало по волнам, как спичечный коробок. Моряки бросили якорь, надеясь зацепиться за риф, но огромная волна приподняла корабль и бросила его на риф. Ураган ударил галеон об одну из скал. В результате сломалась носовая часть и рухнула грот-мачта. В этот же момент другая волна сняла разбитый корабль с рифа и понесла его дальше на глубину. У экипажа судна не было ни единого шанса. Вода хлынула в пробоины, и «Аточа» пошла ко дну. Аточа затонула, имея на борту 265 человек. И только пятеро - три моряка и два раба - пережили кораблекрушение. Они спаслись, благодаря обломку бизань-мачты, за который и держались все время. Их подобрало только наутро следующего дня судно «Санта-Крус».

Спасатели с подошедших к месту трагедии кораблей пробовали пробраться в трюмы судна, но люки были крепко задраены.
Глубина в 55 футов не была очень большой, но ныряльщики так и не смогли открыть решетки и пробраться на Аточу. После бесполезных попыток спасти людей или груз, они отправились на помощь другим затонувшим судам.

Ураган, погубивший корабли, причинил большую беду испанцам. Погибло 550 человек, потерян бесценный груз на сумму более двух миллионов песо.
Для сравнения - за весь период 1503 - 1660 годов Испания вывезла из Америки драгоценных металлов на сумму 448 миллионов песо, то есть около 2,8 млн. песо в год. Таким образом, речь шла о потере почти всего годового дохода королевства!

ПОИСКИ СОКРОВИЩ ИСПАНЦАМИ

Гибель «золотых галеонов» в 1622 году стала настоящей катастрофой для королевской казны.
После этого крупного кораблекрушения Испания на несколько лет попала в тяжелое финансовое положение. В то время Испания участвовала во многих европейских войнах, и король Испании Филипп V постоянно нуждался в пополнении своей казны, ему требовалось обеспечить всем необходимым огромную армию, а собственных ресурсов Испании на это уже не хватало. Поэтому обремененный тяготами король отправил флот к берегам Нового Света. Корабли должны были доставить назад столь необходимое золото. Помимо этого у короля была еще одна цель. Оказалось, что Елизавета Герцогиня Пармская была столь же умна и хитра как и красива. Она отказалась вступать с королем в брак, пока он не соберет самые красивые драгоценности в мире.

Место затопления «Нуэстра Сеньора де Аточа» находилось примерно в 56 километрах к западу от острова Ки-Уэст.
И в первые дни после крушения местоположение было легко определить по торчащим из воды мачтам. Однако уже 5 октября, когда капитан Гаспар де Варгас во главе команды рабов-ныряльщиков и индейских ловцов жемчуга прибыл к месту крушения и испанцы предприняли первую попытку поднять ценности со дна, штормы разметали остатки мачт и найти точно место крушения было уже практически невозможно. Тогда смогли лишь определить место крушения лишь второго галеона с сокровищами «Санта-Маргариты».

После нескольких месяцев изнурительной работы были найдены лишь несколько кусков обшивки «Аточи» и ничего более.
Ныряльщики могли работать только непродолжительное время на небольшой глубине, и у Гаспара Варгаса не было возможности перемещать с места на место огромные количества подвижного песка.

В феврале 1623 года года к поискам «Аточи» и «Маргариты» присоединился сам маркиз Кардерейта.
Он понимал, какую ярость вызовет в Мадриде известие о потере всей годовой добычи мексиканских серебряных рудников и что ожидает в этой связи его самого. Ценой больших усилий со дна были подняты несколько серебряных слитков, но куда исчезли корпуса обоих погибших судов, так и осталось загадкой. В августе 1623 года бесплодные поиски были прекращены. Кардерейта и Варгас вернулись в Испанию. Перед их отъездом географ Николас Кардона начертил подробную карту района гибели кораблей.

В 1625 году испанцы предприняли вторую попытку поднятия со дна сокровищ «Нуэстра Сеньора де Аточа» и «Санта-Маргариты».
К месту крушения прибыла поисковая партия во главе с капитаном Франсиско Нуньесом Мелианом и вооружённая медным воздушным колоколом весом в 680 фунтов (изобретением Мелиана), сумела извлечь из воды в общей сложности 380 слитков серебра и 67 тысяч серебряных монет с «Санта-Маргариты», однако следов галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа» так и не нашли. За свои заслуги Мелиан был назначен губернатором Венесуэлы.

В дальнейшем работы по поиску велись до 1641 года, но успехов не принесли.
Поиск места крушения галеонов на долгие столетия был прекращён, и сведения о катастрофе остались лишь в испанских королевских архивах.
События последующих лет ознаменовали закат былой мощи Испании. Голландцы, англичане, французы постепенно вытеснили ее с лидирующих позиций в Европе и взяли под свой контроль ряд бывших Карибских владений Испании. В 1817 году Флориду купили Соединенные Штаты Америки. Тайна пропавших сокровищ «Аточи» и многих других «золотых галеонов» на долгие годы была забыта.

ПОИСКИ СОКРОВИЩ ГАЛЕОНА МЭЛОМ ФИШЕРОМ

Мэл Фишер родился на Среднем Западе, окончил технический колледж и обосновался в Калифорнии, где открыл школу для аквалангистов и магазин снаряжения для подводного плавания. Но этот бизнес, хотя и прибыльный, не мог удовлетворить романтическую натуру Мэла, жаждавшую приключений. Для начала он принял участие в подводной экспедиции, которая отправилась к побережью Центральной Америки на поиски кладов. Эта экспедиция не увенчалась особым успехом, но определила дальнейшую судьбу Фишера - он решил посвятить себя поиску подводных сокровищ.

Странное совпадение, но Мэл Фишер родился в день гибели «Нуэстра Сеньора Де Аточа» - 6 сентября, только спустя почти 300 лет после ее гибели …

В 1963 году Фишер продал принадлежавшую ему собственность в Калифорнии и вместе с женой Долорес и четырьмя сыновьями перебрался на восточное побережье. На вырученные деньги он основал фирму «Трэжерс Сэлворз Инкорпорейтед», штаб-квартира которой разместилась в городе Ки-Уэст на южной оконечности архипелага Флорида-Кис. Его компаньоном стал Кип Вагнер, такой же одержимый романтик, как и Фишер.

Так, к моменту начала поисков галеона «Нуэстра Сеньора Де Аточа» на счету Мела Фишера уже было несколько крупных успехов в поисках сокровищ испанских галеонов у побережья Флориды. Так, в 1963 году Мэл Фишер и его команда нашли ценности с затонувшего около полуострова Флорида испанского корабля. Поднятые со дня моря ценности потянули на несколько миллионов долларов.

В мае 1964 года неподалеку от Форт-Пирс открылся настоящий ковер из драгоценностей. Золотые и серебряные монеты устилали дно.
За два дня Фишер поднял 1933 золотых дублона. Всего же в этот сезон спасатели собрали 2500 дублонов, стоивших целое состояние.

Больше года «Трэжерс Сэлворз» вела работы возле Форт-Пирс.
Когда же поток поступавших со дна монет превратился в жалкий ручеек, спасатели не без сожаления покинули счастливое место, но не успокоились. Внимание Мэла Фишера привлекла судьба другого испанского галеона - «Нуэстра Сеньора Де Аточа».

Мел Фишер и его команда начали свои 16-ти летние поиски сокровищ галеона Аточи в 1969 году.
На помощь им пришёл историк Юджин Лайонз, который проделал гигантскую работу в испанских архивах, чтобы выяснить хотя бы примерный район поисков. Им был досконально изучен знаменитый Генеральный Архив Индии в Севилье - настоящий кладезь сокровищ. Сорок тысяч связок старинных документов, миллион единиц хранения в мельчайших подробностях рассказывают об истории открытия и освоения испанцами Нового Света, об их 400-летнем колониальном правлении обширными территориями за океаном.

Но найти сокровища галеона оказалось куда труднее, чем они рассчитывали.
Главным препятствием стал песок. Покрытое им ровное дно было бы идеальным, если бы речь шла о поиске остовов затонувших галеонов.
Но за столетия штормы и бури бесследно разметали их обломки. Поэтому ныряльщики решили сделать ставку на ценности, которые находились на испанских судах. И тут их ожидал неприятный сюрприз: добраться до твердого дна, где могли лежать тяжелые предметы, было практически невозможно. Толстый слой подвижного песка за ночь засыпал траншеи, выкопанные днем.

Для того чтобы найти затонувший галеон Мэл Фишер использовал ряд технически новаторских решений.
Например, он применял изобретённые им же самим «почтовые ящики» - изогнутые цилиндры, крепившийся под гребными винтами катера и направлявший струю воды вертикально вниз. С помощью такого водомёта за десять минут в песке вымывалась яма в тридцать футов шириной и десять футов глубиной. Там, где слой песка был тоньше, «почтовый ящик», словно гигантский веник, сметал его с выбранного участка дна.
После его осмотра катер передвигался немного дальше, и операция повторялась.

Фишер даже рискнул пойти на дополнительные, весьма значительные расходы, заказав снимки района поисков из космоса, аппаратуру для молекулярного анализа проб воды и даже подумывал о приобретении дельфинов, чтобы обучить их находить на дне золотые и серебряные предметы. По завершении всех подготовительных работ в 1970 году Мэл Фишер и его команда прибыли к месту крушения «Аточи» и «Санта-Маргариты». Так, к лету 1971 года размеры обследованной зоны составили 120 тысяч квадратных миль.

Сезон 1972 года не принес ничего нового. С приходом следующей весны аквалангисты возобновили поиски.
Сначала тоненькой струйкой потекли серебряные монеты, потом эта струйка превратилась в поток, и, наконец, ныряльщики открыли целые залежи серебра. Монет было так много, что поисковики в шутку окрестили это место «Испанским Банком».

Утром 4 июля младший сын Фишера, 14-летний Кейн увидел на дне какой-то странный предмет, похожий, по его словам, на «буханку хлеба».
Это оказалось слитком серебра на котором стояли цифры 569. Сопровождавший экспедицию историк Юджин Лайонз взялся за копии документов из севильского архива: в грузовом манифесте «Аточи» действительно значился слиток с таким номером! Там же был указан и его вес - 28 килограммов.
Как раз именно столько и весила находка. Итак, все стало на свои места: «Аточа» была найдена!

Поиск сокровищ испанского корабля был тяжелым, как морально, так и финансово. Прорыв в поисках произошел только летом 1972 года. Используя специальное оборудование и магнетометры, Мэл Фишер и его команда потратили долгие годы, следуя по едва уловимому следу кораблекрушения - иногда ничего не находя месяцами, наконец нашли немного сокровищ и артефактов, которые говорили что корабль где то рядом.

Однажды Дирк Фишер вынырнул на поверхность сжимая в руках круглый предмет.
Это была штурманская астролябия, несколько веков пролежавшая на дне. Тем не менее она сохранилась так хорошо, что ею вполне можно было пользоваться и сейчас. Последующие исследования показали, что астролябия сделана в Лессабоне неким Лопу Оменом около 1560 года. На следующий день аквалангисты подняли два золотых слитка и золотой диск весом четыpе с половиной фунта. А 4 июля водолаз Блеф Мак-Хейли, обследовавший края «Испанского Банка», наткнулся на маленькие четки из кораллов и золота.

Клейма и штампы на слитках серебра галеона "Аточа".

Относительно недавно, 4 июля 2011 года стало известно о еще нескольких новых находках.
Речь идёт о 10-каратном золотом кольце с изумрудом, которое было оценено в 500 тысяч долларов.

Помимо древнего украшения также были найдены две серебряные ложки и еще два серебряных артефакта. Они были обнаружены в 56 км к западу от острова Ки-Уэст, входящего в архипелаг Флорида-Кис на юго-востоке США. По словам Шона Фишера, одного из руководителей компании Mel Fisher’s Treasures, который присутствовал в момент обнаружения кольца, это один из самых важных артефактов, найденных в районе кораблекрушения. Это кольцо, скорее всего, принадлежало одному из аристократов, которые плыли на «Аточе», добавил Фишер.

Золото галеона "Аточа" из музея Мэла Фишера.

Порядка 48 тонн серебра было поднято с британского военно-транспортного корабля SS Gairsoppa, затонувшего в 1941 году в 300 морских милях от города Голуэй в Ирландии, написала 19 июля 2012 года ирландская газета Journal.ie.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

В феврале 1941 года судно SS Gairsoppa, перевозившее серебро, было торпедировано немецкой подводной лодкой. Судно затонуло в 300 морских милях от порта Голуэй в Ирландии. На борту корабля находились 85 членов экипажа. Спастись удалось только второму помощнику капитана Ричарду Айерсу (Richard Ayres). С тех пор погибшее судно лежало на глубине порядка 4,7 тысячи метров.

Через много лет британское министерство транспорта заключило с американской компанией Odyssey Marine Exploration контракт на подъем серебра на поверхность.

19 июля 2012 года стало известно, что с корабля было поднято около 48 тонн серебра - 1203 слитков. Как заявили сотрудники Odyssey Marine Exploration, это только 20% драгоценного металла, лежащего в трюмах SS Gairsoppa. По условиям контракта компании отходит 80% найденного клада. Поднятое серебро было помещено в надежное хранилище в Лондоне.

Самой большой морской сокровищницей . В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.

В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.

Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарногоиспанского галеона "Аточа" , затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.

Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.

С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайда" , которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах "Уайды" ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны. Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам - Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон ", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.

В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна "Sussex", на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.

Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.

В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Испанский корабль «Nuestra Senora De Atocha » затонул в начале XVII века. Особый интерес к его судьбе был вызван тем обстоятельством, что парусное судно перевозило несметные богатства, награбленные в Новом Свете.

Узкие проливы Флориды печально известны частыми кораблекрушениями. «Atocha » стал лишь одним из множества кораблей затонувших в этих водах. Корабль сокровищ «Nuestra Senora De Atocha » затонул в 1622 году. Трюмы этого испанского галеона были наполнены золотом, серебром и изумрудами стоимостью миллионы долларов. Вот уже почти 400 лет сокровища корабля принадлежат Атлантике.

В те времена Испания участвовала во многих европейских войнах, и король Испании Филипп V постоянно нуждался в пополнении своей казны, ведь ему требовалось обеспечить всем необходимым огромную армию, а собственных ресурсов на это уже не хватало. Поэтому обремененный тяготами король отправил флот к берегам Нового Света. Корабли должны были доставить назад столь необходимое золото, однако у короля была еще одна цель. Оказалось, что Елизавета Герцогиня Пармская была столь же умна и красива. Она отказалась вступать с королем в брак, пока он не соберет самые красивые драгоценности в мире.


Испанская эскадра, состоявшая из 28 самых разных кораблей, в 1622 году покинула Кубу. Она должна была доставить в Испанию колоссальное богатство. На борту роскошного судна «Nuestra Senora De Atocha » находились 215 пассажиров, которые возвращались в Испанию этим рейсом. Это были фермеры, ремесленники, банкиры, адвокаты, священники. Кроме того в его трюмах находилось 47 тонн сокровищ собранных из испанских колоний в Южной Америке.

Прекрасно вооруженный галеон «Nuestra Senora De Atocha » замыкал ордер, обеспечивая прикрытие. Помимо этого, стратегические богатства специально были погружены на этот надежный корабль. Однако никакое вооружение не было способно защитить флотилию от разбушевавшейся стихии. Всего пять дней спустя, когда находилась недалеко от побережья сегодняшней Флориды, поднялся сильный ураган. Моряки отчаянно сражались с разъяренной стихией, но сильный штормовой ветер отбросил корабли к коралловым рифам, пролегающим вдоль побережья. Это был очень сильный шторм, и он взял верх над испанскими кораблями. Уцелело только одно под названием «Грифон », остальные потерпели крушение у восточного побережья Флориды.


Для корабля «Nuestra Senora De Atocha » позиция оказалась наихудшей. Как только начался шторм, судно потеряло много парусов, в результате команда корабля не могла управлять. Моряки стали заколачивать основные люки, но часть команды уже оказалась за бортом. бросало по волнам, как спичечный коробок. Ураган отнес галеон «Nuestra Senora De Atocha » к острым рифам Флориды и ударил об одну из скал. В результате сломалась носовая часть. У не было ни единого шанса. Получивший повреждения затонул на глубине 16 метров.

Несмотря на количество жертв - более 1000 человек, выжившие, пытались спасти королевские сокровища. Они насильно принудили местное население разыскивать драгоценности , пока другие корабли не доберутся до места крушения и не начнут прочесывать морское дно. Хотя большая часть сокровищ была поднята со дна, под водой осталось настоящее состояние.

Информация о местонахождении гибели судна была крайне скудной, но корабль с сокровищами не давал покоя многим кладоискателям . Однако одному из них, который был настроен решительно и сделал из поисков мечту всей своей жизни, все уже удалось найти сокровища погибшего корабля. В 1968 году Мел Фишер (Mel Fisher) решил отправиться на поиски корабля и его сокровищ . Он считался первопроходцем в индустрии дайвинга. Его отличала энергичность и стремление самостоятельно постичь все аспекты этого занятия, но главной мотивацией был поиск корабля сокровищ .

Поиск сокровищ испанского корабля был тяжелым, как морально, так и финансово. Прорыв в поисках произошел летом 1972 года. Он пользовался самым современным оборудованием, и наконец, методичное исследование морского дна дали результат. Однажды магнетометр принял очень точный сигнал. Дайвер спустился на дно и сообщил, что искатели наткнулись на огромный якорь. Затем Фишер попросил подводного фотографа запечатлеть этот якорь, когда последний, сделав несколько снимков, решил еще сфотографировать какую-то рыбу, он наткнулся на цепь, которая по его словам была из латуни. Подняв ее на поверхность, оказалось, что это была золотая цепь, которая указывала на сокровища с корабля «Nuestra Senora De Atocha ». К сожалению, больше ничего найти не удалось. Мечты о неслыханных сокровищах, захороненных в недрах моря, двигало Мелом Фишером. Он надеялся найти затонувший корабль сокровищ «Nuestra Senora De Atocha » и выручить сотни миллионов долларов за находку.


Вскоре Мел Фишер заплатил страшную цену за исполнение своей мечты. Во время очередных поисков в 1975 году один из его кораблей перевернулся. Три человека погибло, среди которых были его сын и приемная дочь. Тем не менее, непреклонный кладоискатель заставил команду продолжать работы. Каждый день корабли выходили в море. День за днем он пытался поднять боевой дух команды. Он часто повторял, что сегодня тот самый день, и верил, что корабль сокровищ, где-то рядом, и они обязательно найдут клад.

Долгие поиски продолжались. Однажды сын Фишера, Дирк нашел на морском дне пять бронзовых пушек с испанского галеона. Далее исследователи предположили, что недалеко от них может находиться и само судно. Команда кладоискателей незамедлительно стала поднимать наверх артефакты. В результате было поднято 3876 изумрудов.


Было в этом деле и место бюрократии. В 1985 году после долгих слушаний юридическая битва Мела Фишера завершилась его победой. Девять судей Верховного суда США приняли решение передать кладоискателю исключительные права на подъем сокровищ корабля «Nuestra Senora De Atocha ». Его часть была оценена в сумму 30 миллионов долларов, но примерно полмиллиарда по-прежнему покоились на дне.

Младший сын Мела Фишера, Кейн продолжил поиски. Его упорство, вера в себя и желание бороться вопреки всем обстоятельствам заставляли его исследовать новые и новые районы. Дни превратились в недели, недели в месяцы, а месяцы в годы. Кейну за это время удалось найти много интересных артефактов: гвозди, обручи, керамические изделия и прочие изделия. Согласно теории Кейна из-за урагана судно потеряло свои сокровища. Рассыпавшийся каменный балласт, который помогал стабилизировать корабль, облегчил галеон, и затонувшее судно отнесло течением к участку, на котором были потеряны орудия. Именно там кладоискатель предполагал найти следы корабля. Оптимизм семьи Фишера не угасал.

На протяжении почти четырех веков океан скрывал сокровища корабля «Nuestra Senora De Atocha » и вот 19 июля 1985 года Кейн Фишер вплотную подобрался к его останкам. В поисках ставшим для его семьи настоящим наваждением наступил переломный момент, и неожиданно кладоискателям улыбнулась удача. Дайверам посчастливилось увидеть на морском дне разбросанные монеты и серебряные артефакты. Также в этом районе находилась груда балласта. Стало очевидно, что сокровища уже близко. Наступившая ночь вынудила кладоискателей прервать их поиски. Члены команды, возбужденные находкой, не могли спокойно спать. И вот наступил заветный день - 20 июля 1985 года, история десятидневной давности повторилась. Первоначально на дно отправились двое дайверов Энди Матроцци и Грэг Ораном, чтобы проверить этот участок. Они решили осмотреть дно в юго-восточном направлении. Вдруг один из них увидел нечто, что буквально увеличило его глаза. Он указывал пальцем на возвышение из песка.

сокровища корабля «Nuestra Senora De Atocha»



Это была золотая жила испанского галеона «Nuestra Senora De Atocha » - множество серебряных слитков. Дайверами овладела настоящая эйфория. Схватив несколько слитков, кладоискатели вынырнули, громко крикнув: «Мы нашли сокровища ». Мел Фишер ждал этого момента 16 лет. В своем штабе в Key West он принял эпохальное радиосообщение. Вскоре сам Мел Фишер опустился к сокровищам корабля . Когда он оказался на дне его руки затряслись от волнения. Вскоре рядом были обнаружены сундуки с золотыми монетами, цепями, изумрудами, украшениями и многим другим. В результате своей находки Мел Фишер признан величайшим охотником за сокровищами.

В течение нескольких последующих лет искатели сокровищ продолжили подводные работы и подняли с галеона около 500 тысяч артефактов общей стоимостью 400 миллионов долларов.

Теперь в Key West существует музей сокровищ Мела Фишера (Mel Fisher Maritime Museum), которым управляет Ким Фишер. Кладоискателям до сегодняшнего дня удалось поднять около 40 тонн сокровищ в виде слитков и других драгоценностей, а на дне остается еще около 8 тонн (35 ящиков с золотом, 300 серебряных слитков и 100 тысяч серебряных монет) права на которые принадлежат семье Фишеров.

Сокровища корабля «Nuestra Senora De Atocha » разбросаны по всему побережью Флориды. Золото, серебро и драгоценные камни оценены в сумму, превышающую 600 миллионов долларов. Несмотря на все усилия Мела Фишера работы еще далеки от завершения. Фактически удалось отыскать только 2/3 всего груза.

В 1998 году легендарный кладоискатель Мел Фишер скончался от рака, но его дети продолжили нелегкое дело отца. Они помнят его слова: «Продолжайте бороться и заветный день, наконец, наступит ».

Поиски сокровищ галеона «Nuestra Senora De Atocha » превратились для семьи Фишера в настоящую эпопею, и все же он осуществил свою заветную мечту, а мы можем не сомневаться, что пока останки вожделенного груза зарыты в иле, очередные поколения дайверов будут продолжать испытывать свою удачу.

P.S. По подсчетам историков-экспертов на борту испанского галеона находилось 47 тонн золота и серебра, не считая контрабандных драгоценностей, которые составляли 20 процентов от общего груза.

В день 6 сентября 1622 года, когда затонул испанский галеон «Аточа» , налетевший на рифы вблизи южного побережья Флориды, через 300 лет родился Мел Фишер.

Случайно ли это совпадение или нет, известно только всевышнему, но именно Фишер нашел этот галион .

Этот прекраснейший флагман Золотого флота вышел из порта Гаваны 4 сентября 1622 года.

На борту «Аточи» было сорок семь тонн золота и се-ребра, и возвращался галион домой, в Испанию.

Золото и серебро испанцы снимали со всех храмов и ничем не брезгуя. Предметы искусства, ювелирные украшения... было в трюмах «Аточи» и все это было добыто грабежами и разбоями.

Наверное Всевышний сжалился над пострадавшими, но проходя по проливу кишащему рифами,

«Аточа» наткнулась на один из них и затонул 6 сентября на глубине 15 метров с 250 пассажирами и членами команды на борту,а последующий шторм разметал остатки галиона по дну океана на несколько миль.

И вот однажды успешный бизнесмен по разведению цыплят, Мэл Фишер решил пуститься на дно

океана и побродить по дну Флоридского пролива.
И вдруг, о Господи, нашел свою первую монету. Восторгу Мела не было границ.
Идея найти сокровища погребенные под толщей вод увлекла Мел Фишера:

"Удивительное чувство — видеть чистое золото, держать его в руках, зная, что последний, кто к нему прикасался, — нашел свою могилу в море столетия назад. Или примерять на свой палец кольцо с изумрудом. Или выдувать щемящие ноты из золотого боцманского свистка, последний раз звучавшего на палубе «Аточа»..."

150 человек работало на Фишера для того, чтобы найти сокровища «Аточи».
Миллионы, взятые взаймы и затраченные на поиски, не окупались.

Мэл Фишер был на грани банкротства...

Найти сразу затонувшие драгоценности не удавалось. 16 лет Мел и его команда рыскали по дну в поисках сокровищ.

Скептики посмеивались над Фишером, которому удавалось лишь время от времени находить по несколько золотых и серебряных монет. И все же Фишеру повезло . Он смог найти затонувший галион!!!

Но вместе с находками и судьба стала приносить беды в жизнь Mела Фишера.

Да тут еще и власти Флориды стали претендовать на наследство и начались бесконечные суды...
В ночь на 20 июля 1975 года пошел ко дну принадлежавший Фишеру буксир, и вместе с ним утонули сын Фишера Дирк с женой Анхель и один из членов его команды.

Что это было диверсия со стороны конкурентов или проклятье, которые зачастую, по поверьям, наложены на клады, неизвестно.
Однажды начатое он не смог остановить, жажда приключений была сильнее Мела.

И каждый раз выходя на поиски Мел говорил:
"Сегодня мне точно повезет"

И повезло!

Была найдена золотая пластинка с регистрационным номером соответствующем со-хранившейся

в Генеральном архиве Индии описи груза Нуэстра сеньора де Аточа.

Весной 1985 года ныряльщики начали приносить обручи от бочек, в которых когда-то хранился груз «Аточи», а затем и первые драгоценности:

шестнадцать брошей с изумрудами, несколько золотых слитков, более четырехсот серебряных дублонов, стоимость некоторых из них достигала 25 000 долларов.

Найденная могила «Аточи» хранила более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый).

А также ювелирные изделия — золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами и все это нашел Фишер!

Но только пройдя сотни судов все 9 судей провозгласили желанный вердикт:

Найденное золото принадлежит Мелу Фишеру.

Результатом своих поисков Мелом Фишером сформировал собственное понимание правил поисков кладов,

которые он изложил в 5 пунктах:

1. Искать клады «на удачу», по принципу «а вдруг да найду» — удел дилетантов. Поиск надо начинать в исторических архивах, пытаясь выяснить место и причины гибели судна, представить себе историческую картину события. На Фишера работала целая команда из полутора сотен человек, большая часть которых анализировала торговые отчетности, портовые книги. Скажем, если какой-то груженый товаром корабль вышел из пункта А и не пришел в пункт Б — это повод поинтересоваться, не происходило ли по пути его следования каких-либо морских сражений или, возможно, ураганов.

2. Не надейся на удачу — закупайся оборудованием. Опыт показывает, что только хорошо оснащенные экспедиции имеют шанс на удачу. Тем более металлоискатели сейчас стали в Европе ходовым товаром: в Германии, например, их продано за последние десять лет около 2 миллионов штук.

3. Ознакомься с юридической стороной вопроса. В разных странах. Например, совсем недавно на одном из островов у берегов Чили группа искателей нашла закопанный пиратом Эстебаном Эчеверрия клад, который оценивается в 10 миллиардов долларов! И что вы думаете? Чилийские власти объявили найденное национальным достоянием и отодвинули ребят в сторону. Нет, так мы не играем. Куда как лучше руководствоваться законами США: найденными сокровищами с правительством надо делиться только если вы их обнаружили менее чем в 24 милях от берега. Кстати, по Брюссельской конвенции 1910 года, клады, найденные в нейтральных водах, полностью принадлежат нашедшему.

4. Бойся археологов! Эти странные люди почему-то убеждены, что место всякого рода монеткам и статуэткам, которые ты на своем горбу вытащишь со дна морского, — в пыльных музеях. Так что держи все свои изыскания в строжайшей тайне.5. Как и все люди, на заработок которых может оказать серьезное влияние везение, — кладоискатели суеверны. Поэтому запомни: никогда не разменивайся по мелочам. Нашел безделушку, цена которой сто долларов, — лучше не подбирай. Спугнешь НАСТОЯЩУЮ удачу. И не забывай про распространенное мнение: человек, нашедший Клад, часто бывает несчастлив, тяжело болеет и преждевременно умирает или сходит с ума. Халява редко приносит удачу.

Захватывающие результаты долгой погони Мела Фишера за морскими кладами

можно увидеть в его музее на Ки-Уэсте , где многие из золотых и серебряных ценностей,

спасенные от безвременья, сейчас лежат на изящных витринах,

а дело Фишера продолжает его внук.
«Нуэстра сеньора де Аточа» стало делом все жизни Мела Фишера.