Проблема Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Цель Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Причины В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Тема Коммуникация. Название проекта «Вместе весело играть!» Тип проекта Обучающий, игровой Проблема Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Цель Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Причины В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Тема Коммуникация. Название проекта «Вместе весело играть!» Тип проекта Обучающий, игровой
1 этап- Предварительный: 2 этап- Основной. 3 этап- Заключительный. - выдвижение гипотезы; - определение цели и задач проекта; - изучение необходимой литературы; -подбор методической литературы; Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Период осмысления собственных результатов. Презентация проекта.
Мероприятия: Ноябрь. Дидактические игры: «Скажи,какой?», «Эхо», «Назови как можно больше предметов», «Разноцветный сундучок». Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч». Театрализованные игры: Игра-драматизация «Мамины детки». Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Семья», «Шоферы».
Декабрь. Дидактические игры: «Садовник и цветы», «Кто больше действий назовет?», «Козлята и волк», «Прятки». Подвижные игры: «Мышеловка», «Перелет птиц», «Гори, гори ясно!», «Хитрая лиса». Театрализованные игры: Игра-драматизация «Теремок». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Библиотека».
Социализация: 1.Сюжетно-ролевые игры. 2. Дидактические игры. 3. Подвижные игры со словами. 4. Театрализованные игры. Физическая культура: Развитие потребности в физическом совершенствовании, развитие физических качеств, воспитание культуры движений. Познание: 1. Беседы: «Кто такие писатели?», «Кто такие поэты?» 2. НОД: «Путешествие в прошлое одежды», «Путешествие в прошлое кресла» Коммуникация: 1.Беседа: «Надо ли учиться говорить?» 2.НОД: «Составление рассказа –описание игрушек», «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»», «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»» и др. План работы с детьми через интеграцию образовательных областей
Художественное творчество: 1. Рисование: «Маленький гномик» 2. Аппликация «Корзина с грибами» 3. Лепка: «Девочка в зимней одежде» Чтение художественной литературы: 1. Чтение рассказов, стихов, рассказывание сказок. 1. Загадывание загадок. 2. Заучивание стихотворений. 3. Чтение рассказов, стихов,рассказывание сказок. Музыка: Слушание муз.произведений, беседы. Безопасность: Беседы об основных источниках опасности в детском саду, на улице, в быту. Здоровье: Пальчиковые игры, физминутки. Труд: Формирование представлений о разных профессиях, наблюдение за работой сотрудников д/с
Литература: М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»; Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»; А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»; В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»; Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»; А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»; М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»; А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»; «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой; А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».
Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №49»
Ольга Борисовна Карева
Ленинск-Кузнецкий городской округ.
2019
Актуальность темы:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.
Цель проекта:
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
- Развитие диалогической речи дошкольников
- Развитие монологической речи дошкольников.
- Уточнение, систематизация и углубление знаний по теме сюжетно-ролевой игры.
- Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
- Накопление опыта при участии в сюжетно-ролевой игре
Продукт проекта: создание картотек
- дидактических, подвижных, театрализованных игр,
- сюжетно – ролевых игр.
Тип проекта: Обучающий, игровой проект
Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Длительность проекта :1 год.
Материалы и оборудование:
Методическая и художественная литература;
Атрибуты к играм;
Иллюстрационный материал;
- книги с загадками, стихами, сказками, рассказами,
Формы и методы реализации проекта:
- подвижные и дидактические игры;
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
- чтение художественных произведений;
- выставки;
- прослушивание аудио записи;
- беседа.
Этапы проекта
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
- Обращение к электронным ресурсам.
- Прописывание основных мероприятий и занятий по проекту.
- Привлечение родителей к проекту:
Консультации: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста »,
- « Сказкотерапия в жизни дошкольника», « Дети и чтение»,
- « Подвижные игры в жизни ребенка», « Маленькие фантазеры»,
- Памятка для родителей « Игры по развитию речи»
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
Месяц | Дидактические игры | Подвижные игры | Сюжетно-ролевые игры | Театрализованные игры |
Сентябрь | 1.«Что делает?» 2.«Подбери пару» 3.«Собери урожай» | 1.«У медведя в бору» 2.«Ловушки» 3.«По ровненькой дорожке» 4.«Мой весёлый звонкий мяч» | 1.«Парикмахерская» 2.«Магазин» | Игра – драматизация «Репка» |
Октябрь | 1.«Угадай» 2.«Какое небо» 3.«Горячо – холодно» 4.«Вчера, сегодня, завтра» | 1.«Воробушки и кот» 2.«Птички в гнёздышках» 3.«Листопад» 4.«День – ночь» | 1.«Строители» 2.«Больница» | Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов» |
Ноябрь | 1.«Из чего сделана посуда» 2.«Узнай по описанию» 3.«Найди такой же» | 1.«Море волнуется» 2.«Гуси – лебеди» 3.«Подбрось – поймай» | «Почта» | Игра – драматизация «Кошкин дом» |
Декабрь | 1.«Найди свой цвет» 2.«Раздели на группы» 3.«Какое время года?» 4.«Закончи предложение» | 1.«Ловушки с ленточками» 2.«Вертушки» 3. «Попади в мишень» | «Семья» «Айболит» | Игра – драматизация сказки «Колосок» |
Январь | «1.Слушай внимательно» 2.«Чего не хватает» 3.«Кто в домике живёт» | 1.«Найди своё место» 2.«Самолёты» 3.«Зайка беленький сидит» | «Моряки» | Игра – драматизация «Теремок» |
Февраль | 1.«Кто что делает» 2.«Кто больше» 3.«Раздели поровну» 4.«Что изменилось» | 1.«Лохматый пёс» 2.«Поезд» 3.«Перехватчики» 4.«Хитрая лиса» | «Шофёры» «Автобус» | Игра – драматизация «Кто сказал мяу?» |
Март | 1.«Магазин» 2.«Выбери картинку» 3.«Кто первый» 4.«Хорошо-плохо» | 1.«Мышеловка» 2.«Третий лишний» 3.«Куропатки и охотники» 4.«Серый волк» | «Ателье» | Игра – драматизация «Колобок |
Апрель | 1.«Найди лишний предмет» 2«На кого похож» 3.«Как называется» | 1.«Мяч в кругу» 2.«Бездомный заяц» 3.«Догони меня» 4.«Охотники и зайцы» | «Магазин игрушек» «Салон красоты» | Игра – инсценировка « Первая охота» По рассказу В.Бианки Игра |
Май | 1.«Найди на рисунке» 2.«Один – много» 3.«Столько-сколько» | 1.«Уголки» 2. «Птички на ветках» 3. « Затейники» | «Пожарные» | Игра Игра-драматизация « Кошкин дом» |
3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Диагностика детей.
Презентация проекта.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта:
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому задача взрослых уделить немного больше времени в развитии и воспитании детей к сказкам.
Тип проекта : познавательный, речевой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель: Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей среднего возраста.
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить со сказками.
Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
Развивающие: Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные: Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Методы в работе:
Наглядные методы : рассматривание книг сказок в книжном уголке, альбома сюжетные картинки на тему «Сказки», представление театральной деятельности, показ театра на вилках по русской народной сказке «Теремок».
Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.
Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры - путешествия, сюжетно - ролевые игры.
Практические методы: изготовление театра на вилках для детей,изготовление и применение в работе интерактивной книги - лэпбука, рисование рисунков совместно с родителями на тему «Сказки».
Совместная деятельность с детьми:
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
Занятия по реччевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка». - Выставка книг о сказках. - Создание папки загадок «Сказочные загадки». - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках. - Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок». - Театр в масках по сказке «Зимовье зверей». -Инсценировка и драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя». - Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок». - Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка», нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди», - Лепка «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов. - Просмотр презентации «По сказкам». - Работа с интерактивной книгой- лэпбук «Сказки». - Моделирование сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».
Игровая деятельность. -Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой». - Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». - Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка как средство воспитания». - Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». - Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности. - Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.
Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам».
Ожидаемые результаты:
- Оснащение развивающей среды в группе. - Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме. -Театрализованная деятельность. 2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний. 3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 4. Активное участие родителей в реализации проекта . 5. Развитие интереса у детей к чтению сказок. 6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Этапы проекта
- I этап - подготовительный.
- II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
- III этап - заключительный (результат).
Этапы проекта |
|||||
Предметно - развивающая среда. |
|||||
Подготовительный этап |
|||||
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала. |
|||||
Основной этап |
|||||
Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам. |
Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки. |
||||
Занятие по речевому развитию сказка «Лиса, заяц и петух». Выставка книг «Сказки» |
Ознакомление с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух».Развитие умения внимательно слушать сказку. Дать представление о многообразии оформления книг. Учить узнавать сказку по иллюстрациям. |
||||
Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Зимовье зверей» |
Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу. |
||||
Лепка «Заюшкина избушка» Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» |
Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки, формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание. |
||||
Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка» Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок» |
Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова). Стимулировать эмоциональное восприятие сказки, вызвать интерес к русской народной сказке «Теремок»; учить детей создавать образы животных с помощью выразительных средств. |
||||
Работа с интерактивной книгой- лэпбук «Сказки» Просмотр презентации «По сказкам» |
Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках. |
||||
Инсценировка и драматизация сказок «Лисичка - сестричка и серй волк» |
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев. |
||||
Занятие по речевому развитию сказка «Заюшкина избушка» |
Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам. |
||||
Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок» Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». |
Вызывать интерес к жанру устного народного творчества: сказке; учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения). Уточнить и обогатить знания детей о сказках, развить интерес к чтению |
||||
Нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди» |
Закрепить знания детей по содержанию сказки. Научить рисовать лебедей с помощью ладошек. Учить создавать композицию рисунка. |
||||
Театр в масках по сказке «Зимовье зверей». |
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности. |
||||
Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок». |
Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления. |
||||
Моделирование сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» |
Обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе создания наглядной модели. |
||||
Лепка «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов. |
Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и подручного материала. |
||||
Конструирование по сказке «Маша и медведь» |
Учить детей создавать констру кции домов в соответствии с условиями, заданными в сказке . |
||||
Заключительный этап Открытое занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам». Презентация проекта. |
Подведение итогов работы над проектом
У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.
Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.
Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.
Повсился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».
Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.
Список использованной литературы
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.
- Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий ".- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Интернет ресурсы
Паспорт педагогического проекта
Леонович Надежда Викторовна Антоновская Елена Владимировна |
|
Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности |
|
Название проекта |
«Вместе весело играть» |
Тип проекта |
Обучающий, игровой |
Участники проекта |
Дети средней группы (6 группа) Воспитатели |
Продолжительность проекта |
|
Проблема |
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности |
Актуальность проблемы |
|
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. |
|
Развитие связной речи. |
|
Гипотеза проекта |
Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности. |
Предполагаемый результат |
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью. |
Методы проекта |
Наглядные, словесные, практические, игровые |
Мероприятия |
Сентябрь Дидактические игры: «Что делает?» «Подбери пару» «Назови одним словом» «Собери урожай» Подвижные игры: «У медведя во бору» «Ловишки» «По ровненькой дорожке» «Мой весёлый звонкий мяч» Театрализованные игры: Игра –драматизация «Репка» Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» «Магазин» Октябрь Дидактические игры: «Угадай» «Какое небо» «Горячо – холодно» «Вчера, сегодня, завтра» Подвижные игры «Воробушки и кот» «Птички в гнёздышках» «Листопад» «День – ночь» Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов» Сюжетно-ролевые игры: «Строители» «Больница» Ноябрь Дидактические игры: «Из чего сделана посуда» «Узнай по описанию» Подвижные игры: «Море волнуется» «Гуси –лебеди» «Подбрось – поймай» Театрализованные игры: Сюжетно-ролевые игры: Декабрь Дидактические игры: «Найди свой цвет» «Раздели на группы» «Какое время года?» «Закончи предложение» Подвижные игры: «Ловишки с ленточками» «Вертушки» «Метель» «Попади в мишень» Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Колосок» Сюжетно-ролевые игры: «Айболит» Январь Дидактические игры: «Слушай внимательно» «Чего не хватает» «Кто в домике живёт» «Что лишнее» Подвижные игры: «Жмурки» «Найди своё место» «Самолёты» «Зайка беленький сидит» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Теремок» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» Февраль Дидактические игры: «Кто что делает» «Кто больше» «Раздели поровну» «Что изменилось» Подвижные игры: «Лохматый пёс» «Перехватчики» «Хитрая лиса» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кто сказал мяу?» Сюжетно-ролевые игры: «Шофёры» «Автобус» Март Дидактические игры: «Магазин» «Выбери картинку» «Кто первый» «Хорошо-плохо» Подвижные игры: «Мышеловка» «Пустое место» «Куропатки и охотники» «Серый волк» Театрализованные игры: Игра –драматизация «Колобок» Сюжетно-ролевые игры: «Ателье» Апрель Дидактические игры: «Найди лишний предмет» «На кого похож» «Как называется» Подвижные игры: «Мяч в кругу» «Бездомный заяц» «Догони меня» «Охотники и зайцы» Театрализованные игры: Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек» «Салон красоты» Дидактические игры: «Найди на рисунке» «Один – много» «Столько-сколько» «Сравни» Подвижные игры: «Уголки» «Сделай фигуру» «Затейники» «Птички на ветках» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кошкин дом» Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные» |
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
Дидактические игры,
Подвижные игры,
Театрализованные игры,
Сюжетно – ролевые игры.
Актуальность проекта
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта :
Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Формирование грамматического строя речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие связной речи
Этапы реализации проекта
1. Предварительный :
Выдвижение гипотезы;
Определение цели и задач проекта;
Изучение необходимой литературы;
Подбор методической литературы;
Разработка тематического плана для реализации проекта;
Диагностика детей.
2. Основной .
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный .
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Литература:
- М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
- Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
- Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
- А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
- М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;
- А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».
Кичий Ирина Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ Здвинский д/с "Солнышко" общеразвивающего вида
Населённый пункт:
село Здвинск, Здвинского района.
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Педагогический проект по речевому развитию "Говорушки"
Дата публикации:
16.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
Педагогический проект по речевому развитию
1.Технологическая карта педагогического проекта…………………………………………………………….
3
2.Обоснование актуальности проблемы…………………………………………………………………………
4
3.Практическая значимость………………………………………………………………………………………
5
4.Теоретическая значимость………………………………………………………………………………….......
5
5.Цель………………………………………………………………………………………………………………
6
6.Задачи…………………………………………………………………………………………………………….
6
7.Гипотезы исследования…………………………………………………………………………………………
6
8.Новизна…………………………………………………………………………………………………………..
7
9.Целевые ориентиры……………………………………………………………………………………………..
7
10.Психолого-педагогические основы……………………………………………………………………….......
8
11.Принципы построения общей дидактики…………………………………………………………………….
8
12.Этапы реализации………………………………………………………………………………………….......
9
13.Технологии……………………………………………………………………………………………………..
9
14.Формы работы………………………………………………………………………………………………….
10
15.Методы и приёмы………………………………………………………………………………………….......
11
16.Предпологаемые результаты………………………………………………………………………………….
13
17.Перспективный план долгосрочного группового проекта «Говорушки»……………………………….
14
18.Результативность……………………………………………………………………………………………….
16
19.Приложения…………………………………………………………………………………………………….
17
Технологическ
ая карта педагогического проекта
Творческое название
проекта
«Говорушки»
Тип проекта
Информационно – практико - ориентированный
4
Возраст детей
Младший дошкольный возраст
Исполнители
Дети первой младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность
Долгосрочный: 15.10.2015 – 30.05.2016
Раздел программы
Образовательная
программа
МКДОУ
Здвинского
детского
сада
«Солнышко»
общеразвивающего вида, разработана на основе ФГОС ДО, Образовательная Область «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Тематическое поле
«Речевое развитие». Формирование основ овладение культурно речевого общения и поведения.
Актуальность
В период дошкольного детства формируются первоосновы речевого развития. Необходимо
создавать условия для формирования у ребенка элементов речевого развития.
Цель
Развивать речь ребенка, научить четко и правильно произносить звуки, слова, развивать память,
развивать мелкую моторику пальцев рук, развитие артикуляционного аппарата.
Задачи
Задачи
Владения речью как средством общения и
культуры.
Владеет активной речью, включённой в
общение.
Развитие слухового внимания, понимания
речи, развитие артикуляционного и
слухового аппарата, звукоподражания,
активизация словаря.
Стремится к общению со взрослыми и
активно подражает им в движениях и
действиях.
Развитие речевого творчества. Воспитание
на
основе
устного
народного
творчества
положительного
отношения
к
режимным
моментам.
Знает название окружающих предметов и
игрушек.
Проявляет
интерес
к
стихам,
песням и сказкам.
5
Развитие
звуковой
и
интонационной
культуры речи, фонематического слуха.
Может
обращаться
с
вопросами
и
просьбами, понимает речь взрослых.
Этапы реализации
проекта
1 этап – организационно - диагностический
2 этап - формирующий
3 этап -
обобщающий
Результат
Фотографии;
папки-
передвижки
для
родителей;
методическая
копилка
по
потешкам,
пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики; дидактические игры.
Презентация проекта
Развлечение «В гостях у сказки».
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении,
это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Значимость речевого развития
дошкольников
подтверждается
и
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование
определённых знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребёнка, его теоретического мышления,
языковой интуиции и способностей, на овладение культурной речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон
речи – фонетической, лексической, грамматической.
6
Полноценное
владение
родным
языком
в
дошкольном
детстве
является
необходимым
условием
решения
задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем
раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем, это
фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Создание
в
группе
насыщенной,
трансформируемой,
вариативной,
доступной
и
безопасной
предметно
-
пространственной среды
(п.3.3. ФГОС ДО)
для обобщения материала по формированию основ речевого развития
у младших дошкольников
Повышение
качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной
деятельности детей, педагогов и родителей.
Активизация
и
обогащение
воспитательных
умений
родителей
по
приобщению
дошкольников
к
речевому
воспитанию через проектную деятельность.
Создание
методической копилки по потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики.
Улучшения
в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ речевого развития у
дошкольников.
Укрепление
связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается
в
разработке
содержания,
методов
и
форм,
которые
предусматривают
поэтапную
организацию
приобщения детей к основам речевого развития.
ЦЕЛЬ
Развивать речь ребенка, научить четко и правильно произносить звуки, слова, развивать память, развивать мелкую
моторику пальцев рук, развитие артикуляционного аппарата.
ЗАДАЧИ
Задачи
Целевые ориентиры (п.4.6. ФГОС ДО)
7
Владения речью как средством общения и
культуры.
Владеет активной речью, включённой в общение.
Развитие слухового внимания, понимания
речи, развитие артикуляционного и
слухового аппарата, звукоподражания,
активизация словаря.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях
и действиях.
Развитие речевого творчества. Воспитание
на
основе
устного
народного
творчества
положительного
отношения
к
режимным
моментам.
Знает название окружающих предметов и игрушек. Проявляет интерес к
стихам, песням и сказкам.
Развитие
звуковой
и
интонационной
культуру речи, фонематического слуха.
Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
я предполагаю, что процесс речевого воспитания будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления
речевого развития через обучение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и
потешек.
Речевое
образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с
учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Деятельность детей по формированию речевого развития осуществлять систематически и планомерно.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к речевому развитию в условиях
ДОУ.
8
В
соответствии
с
новыми
требованиями
роль
родителей
в
реализации
Федерального
Государственного
Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на
уровне
муниципальной
системы
дошкольного
образования
в
целом.
Задачи,
стоящие
сегодня
перед
системой
образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом
ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования
и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).
Совместная работа по речевому развитию детей позволит создать единое образовательное пространство
дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество речевого развития.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целевые ориентиры образования в младшем возрасте дошкольного образования: (
п.4.6. ФГОС ДО)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым
ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально – нравственные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка:
Владеет активной речью, включённой в общение.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
Знает название окружающих предметов и игрушек. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам.
Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.
Хрестоматия первая младшая группа. .- М.: Просвещение, 2014г.
2.
Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2014г.
3.
Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. –
М. : ТЦ «Сфера», 2012г.
4.
Картушина М. Ю. «Забавы для малышей». – М. : ТЦ «Сфера», 2012г.
5.
Праздники и развлечения в детском саду.- М.: Просвещение, 2012г.
9
6.
А. Барто «Игрушки» 2013г.
7.
Открытые мероприятия для детей первой-второй младшей группы. Воронеж,2014г.
8.
Развитие речи младшего дошкольного возраста. Москва, «Мозаика-Синтез», 2013г.
9.
Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3лет».ТЦ Сфера Москва 2012г.
10.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёло- вой С. Л. – М. : Просвещение, 2012г.
11.Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка». М.: Просвещение, 2012г.
12. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. –М.: Просвещение, 2011г.
13.Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Екатеринбург: У-Фактория, 2011г.
14.Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 2013г.
15.А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 2-3 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2011г.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма
в
центре
речевой
деятельности
находится
воспитанник,
который
проявляет
свою
активность.
У
него
имеются
замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации
в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и
между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников
каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и
знания.
Принцип учёта индивидуальности воспитанников
: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип связи исследования с реальной жизнью
происходит соединение знаний и практических действий
Принцип трудной цели
легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап –
организационно - диагностический
10
Цель:
Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских
отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного
плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с
детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап -
формирующий
Цель:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в
рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа
педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная
деятельность детей по ознакомлению с основами речевого воспитания.
3 этап-
обобщающий
Цель:
Анкетирование
родителей
и
диагностика
уровня
сформированности
речевых
знаний
детей.
Анализ
и
подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника,
как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на
самоопределение и само-актуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения.
Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет
наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
На
занятиях
в
совместной
деятельности
часто
применяются
мультимедийные
презентации,
музыкальное
оформление, организуются видео-просмотры.
Развития творчества.
11
Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки
в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-
значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая
.
Предполагает
создание
под
руководством
воспитателя
проблемных
ситуаций
и
активную
самостоятельную
деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования
совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Говорушки» в
ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту: заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая
деятельность;
утренники,
развлечения;
конкурсы;
речевая
деятельность;
сочинение
рассказов
и
сказок;
видео-
просмотры.
с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; конкурсы.
Методы и приемы развития речи
Методика
использует
методы,
разработанные
в
дидактике.
Метод
развития
речи определяется
как
способ
деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Три
группы методов
- наглядные, словесные и практические. (Наглядные
методы сопровождаются словом, а
в
словесных
используются
наглядные
приемы.
Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным
материалом).
12
Наглядные
методы
(П р и м е н я ю т с я
к а к непосредственные,
так
и
опосредованные
методы.
К непосредственным относится
метод наблюдения
и
его
разновидности:
экскурсии,
осмотры
помещения,
рассматривание натуральных предметов).
Опосредованные методы
основаны на применении изобразительной наглядности.
(рассматривание игрушек,
картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для
закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи).
Словесные методы
- это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая
беседа,
рассказывание
без
опоры
на
наглядный
материал.
(Во
всех
словесных
методах
используются наглядные
приемы:
показ
предметов,
игрушек,
картин,
рассматривание
иллюстраций,
поскольку
возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности).
Практические методы
направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. (К
практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические
упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач).
Репродуктивные
методы
(основаны
на
воспроизведении
речевого
материала,
готовых
образцов).
Они
применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при
формировании
грамматических
навыков
и связной
речи.
К
репродуктивным
можно
условно
отнести
методы
наблюдения
и
его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание
наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические
игры,
т.е.
все
те
методы,
при
которых
дети
осваивают
слова
и
законы
их сочетания,
фразеологические
обороты,
некоторые
грамматические
явления,
например управление
многих
слов,
овладевают
по
подражанию
звукопроизношением,
пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога).
Продуктивные
методы
(предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок
не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,
приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности).
В зависимости от задачи развития речи выделяют
методы словарной работы, методы воспитания звуковой
культуры речи и др.
13
Методические
приемы
развития
речи
традиционно
делятся
основные группы:
словесные,
наглядные и игровые.
Словесные приемы:
к ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка
детской речи, вопрос.
Речевой образец- правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для
подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится
четко, громко и неторопливо. .
Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента
(звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за
другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.
Объяснение-
раскрытие
сущности
некоторых
явлений
или
способов
действия.
(Широко используется
для
раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и
обследования предметов).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. (Выделяют указания
обучающие, организационные и дисциплинирующие).
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество
выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий.
Оценка
оказывает большое эмоциональное влияние на детей.
Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные.
(Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми,
требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные
вопросы бывают наводящими и подсказывающими).
Наглядные приемы
- показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении
правильному звукопроизношению.
Игровые приемы -
могут быть словесными и наглядными. (Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности,
обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают
речевую активность детей и результативность занятий).
14
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предполагаемые результаты соответствуют целевым ориентирам дошкольного образования (п.4.6. ФГОС
ДО)
Для детей:
1.
Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, речевого потенциала
через приобщение детей к потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики
.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Юные актёры»
Во второй младшей группе 15.09.2013- 31.05.2014
Месяц
Тема
Организованна
я деятельность
с детьми
Совместная деятельность педагогов и
детей
Взаимодействие
родителей с
детьми
Консультативная
информация для
родителей
15
сентябрь
Анкетирование родителей и диагностика детей
октябрь
Путешеств
групповой
комнате.
«Знакомство с
пальчиковой
гимнастикой»
Чтение потешки: «Божья коровка».
Пал. Гим.: «Дружные пальчики».
Чтение сказки «Колобок».
Арт.гим.: «Цепочка».
Беседа по сказки.
Физмин.: «Прилетели воробьишки в
огороб».
Создание речевого
уголка.
Родительское
собрание
«Развитие у детей
речевого
воспитания».
ноябрь
Золотая
осень.
ОО «Речевое
развитие»
«Познавательное
развиие»
«В гостях у
осени»
Приглашение детей в «Осенний лес».
Пал. Гим.: «Листочки в саду».
Игра – разминка для голоса «Птички».
Беседа о том что увидели в «Осеннем
лесу».
Физмин.: «Божья коровка».
Чтение потешки: «Наши уточки с утра».
Хоровод: «Как на наши именины».
Изготовление
«Настольный театр
руками родителей».
Консультация для
родителей «Игры с
детьми на
прогулке осенью»
декабрь
Наступили
холода
ОО «Речевое
развитие»
«Познавательное
развитие»
«Вот как я
умею»
Беседа о зиме.
Игра-разминка «Холодок».
Арт. Гим.: «Как воет ветер».
Потешка «Как на тоненький ледок выпал
беленький снежок».
Пал.гим.: «Мы снежинки».
Кукольный театр: «Зайка и матрёшка».
Физмин.: «Солнышко».
Хоровод: «Матрёшки».
Выставка поделок
« Зимушка зима».
Консультация
для
родителей
«Упражнения
на
развития
во о б р а же н и я
и
внимания»
январь
Новогоднее
приключен
ОО
«Познавательное
развитие»
Беседа о новогоднем празднике.
Дыхательная гим.: «Сдуваем снежинки».
Путешествие в гости к Снегурочке.
Изготовление
новогодних
костюмов.
Наглядная
информация
«Музыка в
16
ие
«Речевое
развитие»
«Персонажи
сказок»
Игра «Беличий хоровод».
Подарки от Снегурочки.
Потешка «Ты мороз, мороз, мороз».
Хоровод: «Зайка шёл».
сказке».
Февраль
В гостях у
сказки
ОО
«Познавательное
развитие»
«Речевое
развитие»
«Сказка на
пальчиках»
Беседа на тему: « Пальчиковый театр».
Арт. Гим.: «Чашечка».
Беседа по сказке «Теремок». Куклы и
декорации к сказке «Теремок»
Игра: « Разминка –к нам гости пришли».
Кукольный театр: «Цыплёнок и утёнок».
Физмин.: «Петухи – курицы».
Изготовление
«Пальчиковый
театр руками
родителей».
Консультация для
родителей
«Ребёнок и
пальчиковый
театр»
март
У куклы
Кати день
рождения
ОО
«Социально-
коммуникативно
е развитие»
«Лучшие
друзья»
В гости к кукле Кате.
Пал. Гим.: «Хозяйка и гости».
Чтение потешки: «Курочка – рябушечка».
Арт. Гим.: «Вкусное варенье».
Танец – игра «Цветочный вальс».
Физмин.: «Мишка косолапый».
Совместное
чаепитие.
Консультация
для
родителей: «Зачем
играть».
апрель
Шутки и
потешки
ОО «Речевое
развитие»
«Забавные
зверята»
Учимся чётко говорить.
Физмин.: «У меня пропалиручки».
Пал.гим.: «Шли лисята по дорожке»,
Песенка - игра «Ладушки».
Инсценировка русской народной прибаутки
«Лиса по лесу ходила».
Хоровод: «Топ – топ – сапожок».
Кукольный театр: «Три медведя».
Изготовление
русских- народных
костюмов.
Консультация для
родителей: «Какие
сказки читаем
детям».
май
Вспомни
сказку
ОО
«Художественно-
эстетическое
Путешествие в сказку «Маша и медведь».
Пал. гим.: «Баранки»
«Закличка весны», Хороводные игры.
Выставка
рисунков
«Вспомним
Наглядная
информация –
выставка
17
развитие»
«Речевое
развитие»
«В гостях у
сказки»
Чтение
стихов
о
весне
–
работа
над
выразительностью.
Арт. Гим.: Пароход».
Чтение потешки: «Ай, качи – качи – качи!»
Настольный театр: «Теремок».
сказку»
художественной
литературы: «В
гостях у сказки»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
(Соответствие ФГОС ДО)
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми основ речевой культуры, возрос
интерес к речевой деятельности.
(Целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка дошкольного образования.: п.4.6. ФГОС ДО)
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности,
возможность конструктивного
сотрудничества
ДОУ
с
семьями
воспитанников,
создание
благоприятного
микроклимата
в
детско-
родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей в области речевого воспитания
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
(Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.:
п.3.2.5. ФГОС ДО)
Методическая копилка
18
19
развитие артикуляционной моторики
развитие мелкой моторики
навыки речевой культуры
0
10
20
30
40
50
60
30
20
24
30
52
43
40
28
33
Уровень усвоения программы
начало реализации проекта
низкий
средний
высокий
развитие артикуляционной моторики
развитие мелкой моторики
навыки речевой культуры
0
10 20 30 40 50 60 70 80
0
3
10
25
25
22
75
72
68
Уровень усвоения программы
конец реализации проекта
низкий
средний
высокий
Настольный театр
20
Пальчиковый театр
Выставка «Зимушка зима»
21
Новогодние костюмы