Чем отличается статус беженца от временного убежища. Продление временного убежища в россии Получение временного убежища на территории российской федерации

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ3;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Дмитрий Хоруженко - эксперт журнала «Кадровик»

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

К сожалению, сегодняшние политические и военные конфликты вынуждают множество людей покидать родные страны и искать помощь в соседних государствах.

Программы по поддержке иностранцев, оказавшихся в трудной ситуации, гарантируют комфортное и безопасное пребывание при соблюдении ряда условий. Свидетельство о временном убежище для многих граждан Украины в России, приобрело значительную актуальность в настоящее время.

Нестабильная ситуация заставляет иммигрантов оформить статус беженца. Из-за конфликта в стране население Украины нуждается в помощи, поэтому принимающая сторона обеспечивает иностранцев всем необходимым для безопасной и спокойной жизни.

Иммигранты вправе оформить:

  • ВУ (позволяет пользоваться правами наравне с другими жителями страны);
  • Статус беженца (действителен 3 года, включает финансовую поддержку и пенсионное обеспечение);
  • Политическое убежище;
  • Гражданство по программе переселения.

Временное убежище дает гражданам Украины следующие преимущества:

  • Единовременное пособие;
  • Услуги переводчика;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Получение профессионального образования;
  • Возможность заниматься трудовой деятельностью;
  • Материальная помощь.

Россия – не единственная страна, которая охотно помогает иммигрантам в трудной ситуации. Программы помощи беженцам существуют по всему миру. Иммигрант, который обратился за помощью, получает проживание в период конфликта, трудоустройство, финансовую поддержку и т.д.

Размер материальной помощи устанавливается в соответствии с определенным регионом. Для оформления данной помощи необходимо подать соответствующее заявление в органы соцзащиты.

Свидетельство о временном убежище для граждан Украины – удостоверение личности претендента, подтверждающее законное проживание в стране. Срок действия –1 год. Оформление производится в течение 1 рабочего дня, для подачи заявления следует обратиться в УФМС.

Временное убежище – определение и особенности

Временное убежище в России - право на краткосрочное пребывание в стране, которое оформляется в случае, если иностранец является претендентом на статус беженца или пользуется временным проживанием по причине тяжелой болезни или невозможности вернуться в свою страну из-за эпидемии, голода или военного конфликта.

Документы на получение:

  1. Заявление;
  2. Паспорт;
  3. Фотографии;
  4. Подтверждение пройденной дактилоскопии.

Для оформления статуса временного убежища претендент подает указанную выше документацию и соответствующее заявление. Во время рассмотрения заявки предоставляется справка, подтверждающая временное пребывание в стране. Далее в течение недели заявитель и его семья обязаны пройти медкомиссию и получить сертификат о состоянии здоровья в двух экземплярах (первый – для медучреждения, второй – для заявителя). Сертификат действует 1 год с момента получения.

Национальный паспорт украинца хранится в УФМС. Такая особенность российского законодательства, заставляет некоторых украинцев отказываться от статуса. Изъятие паспорта значительно влияет на пересечение границы. Выезд из России становится невозможным, а нарушение порядка ведет за собой аннулирование ВУ.

Получение ВУ гражданами Украины

Статус беженца в России для Украинцев присваивается в случае, если иммигрант подвергается личным преследованиям и не может проживать в Украине.

Чтобы получить статус беженца в России гражданину Украины следует обратиться в управление Федеральной миграционной службы, заполнить анкету и представить необходимые документы:

  1. Заявление с указанием причины выезда из своей страны (причина подтверждается соответствующими
  2. документами);
  3. Опросный лист;
  4. Фотографии;
  5. Паспорт;
  6. Анкета;
  7. Сведения о пройденной дактилоскопии.

При положительном решении украинцу присваивается статус беженца и выдается удостоверение, которое действует 3 года со дня выдачи. Украинский паспорт хранится в УФМС на протяжении установленного срока.

Беженцам предоставляется единовременное пособие, а также следующие гарантии:

  • Внеочередное предоставление места в школе или детском саду для ребенка;
  • Право пользования бесплатным медицинским обслуживанием и оформление страхового полиса;
  • Трудоустройство без дополнительных справок и разрешительной документации.

В анкету для оформления временного убежища вносятся паспортные данные заявителя, причины предоставления ВУ в РФ.

После заполнения анкеты с иностранцем проводится собеседование. Результаты вносятся в опросный лист и зачитываются иностранцу при помощи переводчика. Следует отметить, что сотрудник миграционной службы имеет право провести индивидуальную беседу с оформлением дополнительных опросных листов.

Условия продления свидетельства

Временное убежище гражданам Украины предоставляется на 1 год, далее документ можно продлить на такой же срок. Заявление подается не позднее, чем за 30 дней до срока окончания свидетельства. Свидетельство можно ежегодно продлевать неограниченное количество раз.

Следует учесть, что продление действительно, пока существует причина получения статуса. Когда какой-либо конфликт в стране заканчивается, иностранцы обязаны покинуть территорию РФ.

Аннулирование права на ВУ, основные причины:

  1. Нарушение миграционного порядка: пересечение границ государства;
  2. Получение гражданства другой страны;
  3. Устранение причин, которые являлись поводом для получения данного статуса;
  4. Сокрытие судимости или возбуждение уголовного дела в России;
  5. Выявление факта недостоверности информации, ложных справок, фиктивности.

При подаче письменного заявления в управление по вопросам миграции о продлении срока временного пребывания, иностранец обязан повторно подтвердить обстоятельства, по которым он вынужден просить временное проживание. Если заявление не было подано в установленный срок по уважительным причинам, то заявителю можно подать заявку в течение месяца после истечения срока документа. Госпошлина на данный вид документа не взимается.

Оформление гражданства и политическое убежище для иностранцев

Политическое убежище – официальное право на пребывание в пределах России для лиц, которые нуждаются в защите из-за угрозы жизни и здоровью по причине политической или общественной деятельности в своем государстве.

После оформления заявления с претендентом проводится беседа. Иностранец заполняет установленную анкету, в которую вписываются паспортные данные иностранного гражданина, причины получения ПУ. Кроме того, заявитель обязан документально подтвердить изложенные обстоятельства и пройти процедуру дактилоскопии.

Политическое убежище не имеют право оформить следующие лица:

  • Иностранные граждане, прибывшие из государств, с которыми установлен безвизовый режим посещения страны;
  • Иностранцы, имеющие уголовную судимость;
  • Граждане страны, где не существуют какие-либо преследования;
  • Заявители, представившие сведения, не соответствующие действительности.

Право на ПУ аннулируется в случае, если претендент пересекает границы России, тем самым нарушив миграционный порядок, или получает гражданство другого государства.
Если претендент желает оформить постоянное проживание, то ему необходимо стать участником государственной программы «Соотечественник». В итоге беженцы из Украины получают российское гражданство по упрощенной схеме.

Право на участие в государственной программе предоставляется следующим лицам:

  • Гражданам с действующим ВНЖ;
  • Иностранцам, имеющим РВП;
  • Беженцам, которые официально оформили данный статус.

Для получения гражданства в РФ, претенденту необходимо собрать пакет документов и подать заявление в УФМС. Следует учесть, что программа применяется не в каждой области (например, в Московской или Ленинградской области получить проживание невозможно). Статус участника государственной программы предоставляется на 60 дней. В данный период претенденту предоставляется:

  • Получение пособия;
  • Компенсирование расходов на переселение;
  • Упрощенное оформление гражданства;
  • Время на оформление отказа от гражданства Украины.

Необходимые документы

  1. Паспорт;
  2. Справка о доходах;
  3. Вид на жительство;
  4. Диплом об образовании;
  5. Сертификат на знание русского языка, истории страны и основ законодательства;
  6. Подтверждение отказа от предыдущего подданства.

Данный перечень обязателен, независимо от причины получения статуса. Список документации обязательно нужно уточнить у сотрудников миграционной службы. После подачи заявления, представленные сведения проверяются в УФМС, и принимается решение. Результат сообщается в срок от 6 месяцев до 1 года.

Трудоустройство иностранных граждан

Иностранец, который получил ВУ, имеет право заниматься трудовой деятельностью без дополнительного разрешения.

Прием на работу гражданина Украины осуществляется по следующим документам:

  1. Свидетельство о ВУ;
  2. Справка о несудимости;
  3. Диплом об образовании;
  4. Страховое свидетельство;
  5. Подтверждение стажа или сведения о предыдущем месте работы;
  6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Прием на работу иммигрантов с Украины производится в том же порядке, как и для граждан России. Украинцы, получившие соответствующий статус имеют те же права и обязанности, как и любой другой житель страны.

Следует отметить, государство должно оказать содействие в получении профессионального образования и поиске работы наравне с другими гражданами страны.

Проще говоря, работодатель имеет право принимать на работу не только беженцев, но и лиц со свидетельством ВУ или иным статусом, на тех же условиях, какие предусмотрены для российских граждан.

Таким образом, законодательство обеспечивает беженцам безопасное временное пребывание в стране и возможность последующего оформления гражданства, при желании претендента навсегда остаться в России.

Некоторые люди приезжают в РФ для получения временного убежища. При этом мало кто из приезжих знает, что необходимо сделать, чтобы получить подобный статус, а также какие документы и куда надлежит их подавать в данной ситуации. В статье все эти вопросы будут детально рассмотрены.

На территории РФ существует такая возможность, как оформление временного убежища. Это право для иностранных граждан предусмотрено федеральным законом. Временное убежище могут получить иностранные граждане, которые находятся в определенном положении, обозначенным действующим законодательством.

Получить разрешение на временное убежище можно единственным способом, порядок которого определен законом. Этот способ представляет собой следующий алгоритм:

  • сбор нужных документов, которые прописаны в соответствующем законе РФ;
  • обращение лица в отделение Федеральной миграционной службы, расположенного по месту пребывания;
  • написание заявления на оформление временного убежища. Нужную форму заявления можно получить у сотрудника ФМС;
  • рассмотрение сотрудником ФМС поданного заявления и пакета документации иностранным гражданином. Под данный этап отводится три дня. На это время лицу на руки выдают справку, которая выступает в качестве подтверждения законного пребывания человека на территории России. Также данная справка будет удостоверять личность заявителя;
  • прохождение собеседования у сотрудника ФМС. В ходе нее необходимо будет заполнить опросный лист и анкету;
  • прохождение человеком медицинского освидетельствования. Данная процедура является необходимой и проводится на бесплатной основе. Помимо медицинского осмотра нужно будет пройти государственную дактилоскопическую регистрацию. Если человек прибыл с семьей, все ее члены также должны пройти данную процедуру;
  • затем человек получает положительный или отрицательный ответ от сотрудников ФМС.

Выдача данного вида убежища проводится только тогда, когда были установлены явные причины, которые требуют от человека временного пребывания в РФ. При положительном результате временное убежище выдается на один год. Подтверждением данного статуса является соответствующее свидетельство о наличии временного убежища. По окончанию срока действия разрешение можно продлить, пройдя повторно всю процедуру.

Получив соответствующее свидетельство, человек получает право на работу без оформления нужного для других категорий граждан разрешения. Также можно рассчитывать на получение социальной и медицинской помощи.

В случае получения отказа, иностранный гражданин имеет полное право обжаловать его в суде.

Следует знать, что все документы, которые были поданы заявителем сотрудникам ФМС, будут храниться в отделении, в которое были поданы. Процедура получения временного убежища бесплатная и не требует уплаты государственных пошлин. Заплатить придется только за фотографию.

Сегодня граждане Украины могут оформить данный статус по упрощенной процедуре. В данном случае срок получения разрешения составит всего три дня. Сокращение срока и упрощение оформления стало возможным благодаря отмене нужной ранее процедуры медицинского освидетельствования.

Необходимо помнить, что при выезде за территорию страны, данный статус автоматически теряется. Перед тем как покинуть РФ следует забрать все документы, которые были оставлены в отделении ФМС. Потерять этот статус можно и в ряде других случаев, предусмотренных действующим законодательством. При утрате разрешения на ограниченное пребывание человек должен в течение одного месяца покинуть пределы страны.

Необходимо помнить, что получение статуса «беженец» и временное убежище – это разные вещи, которые путать не стоит. Получив временное разрешение, вы не можете получить гражданство по упрощенной форме, а также определенные виды социальной материальной помощи, которые выдаются при наличии статуса «беженец».

Помимо этого существует еще и политический вариант получения данного статуса. Предоставление политически мотивированного убежища является частью мер помощи, которую может оказать государство иностранным гражданам. Политическое убежище предоставляется только с разрешения президента РФ. Обычно данный вид убежища оформляют лица, которые преследуются за политическую и общественную деятельность. Но эта деятельность не должна противоречить демократическим принципам и правовым нормам, установленным международным сообществом.

Кому предоставляется

Получить временное убежище на территории РФ могут только определенные категории граждан:

  1. иностранные лица, которым было отказано в выдаче статуса «беженец». Причем высылка таких граждан за пределы страны будет противоречить гуманным соображениям;
  2. люди, которые не имеют гражданства.

Следует знать, что при отсутствии гражданства оформление временного пристанища возможно в следующих ситуациях:

  • при наличии определенных условий, согласно которым данное лицо может быть признано беженцем. Однако при подаче соответствующего заявления человек изъявляет устную просьбу о возможном предоставлении ему разрешения на ограниченное пребывание на территории России;
  • в случае если человек не имеет права на получение статуса «беженец» по причинам, которые предусмотрены действующим законом. Тем не менее, имеются определенные гуманные причины, исходя из которых, депортация данного лица за пределы страны невозможна. В такой ситуации решение о выдаче разрешения принимается правительством страны.

Учитывая вышеизложенную информацию можно заключить, что получение временного пристанища является срочной и исключительной мерой помощи российского государства иностранным гражданам, которые по ряду причин не могут вернуться к себе на родину.

Необходимые документы

Как уже отмечалось выше, сбор нужной документации следует проводить до посещения отделения ФМС, иначе недостающие документы нужно будет донести, а это в значительной мере затянет процедуру получения разрешения на неопределенный срок.

Итак, список нужных документов включает:


Для некоторых документов (свидетельства, выданные при рождении детей, заключении брака или развода) требуется наличие перевода на русский язык. Допускается самостоятельный перевод.

Количество копий, которые нужно предоставить в ФМС зависит от региона оформления. Поэтому их число следует сделать с запасом, чтобы потом не бегать за недостающей копией.

При приезде в Россию семьей, для получения разрешения на ограниченное по времени проживание, следует предоставить вышеизложенный перечень документов для каждого члена семьи.

Получение разрешения на временное убежище требует от гражданина иностранного государства соблюдения определенных условий, а также сбора всей нужной документации, указанной в соответствующем законе. Выдача желаемого документа возможна только после полного прохождения установленной законом процедуры.

Видео «Получение временного убежища на территории РФ»

В репортаже рассказывают о том, какие документы необходимо подготовить для получения временного убежища.

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 28.12.2010), решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является. 15

Условия предоставления временного убежища

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Гуманными причинами могут являться:

Тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности;

Реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда это лицо должно быть выдворено;

Реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

При этом перечень гуманных причин, дающих основание для предоставления временного убежища, является примерным, законодателем не ограничен.

Порядок предоставления временного убежища

Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (ред. от 28.03.2008) «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Согласно ст. 12 Федерального закона «О беженцах», решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом миграционной службы, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Форма заявления о предоставлении временного убежища устанавливается Федеральной миграционной службой. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.

На время рассмотрения заявления выдается справка о рассмотрении заявления, которая является подтверждением законного пребывания лица и прибывших с ним членов его семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, либо территориальный орган Федеральной миграционной службы делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах", о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Срок рассмотрения заявления составляет три месяца. В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вручает или направляет лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления, а также должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение.

Однако, следует помнить, что обязанность по направлению лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении временного убежища, на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органах миграционной службы. 16

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О беженцах".

В соответствии с п. 7 «Порядка Предоставления временного убежища на территории РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории РФ (например, состоянии здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица. 17

Согласно разъяснительного ответа ФМС РФ № МС-2/6-11358 от 03.08.2009 года - состояние здоровья заявителя или его несовершеннолетнего члена семьи может стать основанием для предоставления временного убежища на территории РФ, в связи с невозможностью получить необходимую неотложную помощь для лечения этого заболевания в стране исхода.

При этом следует иметь в виду, что основанием для предоставления временного убежища является ни наличие у них заболевания, а невозможность получить неотложную медицинскую помощь для лечения этого заболевания на территории государства гражданской принадлежности или постоянного проживания. В этой связи у заявителя появляются обоснованные опасения стать жертвой жестокого, бесчеловечного обращения или даже пытки. Лицо при возвращении на родину обрекается на неоправданные страдания. Исходя из этого, российское законодательство не приводит исчерпывающего перечня заболеваний, при которых может быть предоставлено временное убежище. Возможности разных государств по оказанию гражданам неотложной медицинской помощи при одном и том же заболевании различны и могут меняться по времени.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение. Обязанность по направлению лиц на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органы миграционной службы.

По результату рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы принимает решение о предоставлении временного убежища либо об отказе в предоставлении.

Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. 18

Свидетельство о предоставлении временного убежища

В соответствии с Порядком оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (Приложение N 4 к Приказу ФМС России от 25 марта 2011 г. N 81), оформление и выдача иностранному гражданину или лицу без гражданства свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации осуществляется территориальным органом ФМС России на основании решения о предоставлении ему временного убежища.

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок до одного года.

Для оформления свидетельства лицо, получившее временное убежище, представляет в территориальный орган ФМС России четыре личные фотографии и две фотографии каждого члена семьи, не достигшего возраста восемнадцати лет, сведения о котором вносятся в свидетельство.

Свидетельство оформляется и выдается в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицу временного убежища.

Бланки свидетельств, изготовленные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 363, признающего утратившими силу старые образцы бланков свидетельств, используются для оформления свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации до их израсходования, но не позднее 1 января 2013 года. Свидетельства, оформленные на указанных бланках, действительны до истечения сроков их действия (Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 363).

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

    получение услуг переводчика и получение информации о порядке предоставления временного убежища о своих правах и обязанностях;

    получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;получение направления в центр временного размещения;

    сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

    получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;

    медицинскую и лекарственную помощь;

    получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

    подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

    пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма);

    оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации;

    пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 19

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены обязаны:

сообщить в течение семи дней в территориальный орган миграционной службы сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

сняться с учета в территориальном органе миграционной службе при изменении места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;

сообщать сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении временного убежища.

Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

    в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

    при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;

    при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

    осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

    сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Закона Российской Федерации "О беженцах".

Территориальный орган миграционной службы, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении временного убежища, вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин праве обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать Управление Федеральной Миграционной службы повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Срок подачи заявления об оспаривании не должен превышать (ст. 10 ФЗ «О беженцах») один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Данное заявление подается в суд по месту жительства лица либо по месту нахождения территориального органа миграционной службы.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…..» обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на территориальный орган миграционной службы, принявший данное решение.


Вопрос о том, как получить свидетельство о предоставлении временного убежища в России в сложившейся международной обстановке, стал особенно актуален. Наша страна готова взять под свою защиту всех, кто нуждается в помощи, но для этого необходимо соблюдение формальностей.

Временное убежище в России может получить любой иностранец, а также человек без гражданства. Основанием для получения статуса становится то, что человек, по каким-либо причинам боится возвращаться на родину. Это могут быть возможные гонения по религиозному или языковому признаку, из-за политических убеждений. Основанием также являются военные действия на территории родной страны.

На временное убежище может претендовать и тот, кто может , но по определенным причинам ходатайствует о получении именно убежища.

Есть несколько видов защиты иностранцев на территории нашей страны, все они отличаются спецификой положения и своими правами:

  • Временное убежище – самый распространенный вариант. Все те, кому грозит опасность в родной стране в связи с возможными гонениями, может рассчитывать на получение убежища. А также те, кто проживает в зоне военных действий.
  • Статус беженца. Его часто путают с первым вариантом, но смысл совсем иной. Беженцем может стать только тот, кому угрожают лично.
  • Политическое убежище предоставляется тем, кто преследуется на родине из-за активной общественно-политической деятельности.

Получить временное убежище может практически каждый, кто нуждается в защите от своего правительства или обстоятельств, независящих от него.

Подача заявления

Для получения временного убежища необходимо обратиться в ближайшее отделение ФМС России. С собой взять следующий перечень документов:

  • Удостоверение личности.
  • Если въехали вместе с семьей – подтверждение родственных связей: свидетельство о бракосочетании, рождении детей.
  • Карта отпечатков пальцев, делается на месте, после приема заявки.
  • 4 фото для документов.

Заявление нужно заполнить по установленной форме. Можно заполнить его на месте или скачать на официальном сайте УФМС. Образец заполнения есть и на сайте и в каждом отделении. Если с документами все в порядке, начинается следующий этап – заполнение анкеты. Сотрудник делает это самостоятельно, заявителю остается только отвечать на вопросы. Если знания русского языка нулевые или очень слабые, необходимо предоставить переводчика. В ходе собеседования выясняются причины, по которым необходимо получить убежище.

После заполнения все опросные листы зачитываются, чтобы выявить возможные ошибки. При необходимости могут назначить дополнительное собеседование. После всех формальностей, выдается справка о том, что в данный момент ведется рассмотрение заявления о предоставлении государственного убежища. Эта справка становится на данный период подтверждением законности пребывания в стране.

Никаких государственных пошлин за подачу заявления нет — услуга бесплатная для любого обратившегося. Рассмотрение ведется до 3 месяцев от дня подачи документов. За это время проверяются все данные и серьезность оснований для получения политического убежища.

Это общий порядок предоставления временного убежища. Вместе с тем, есть льготные категории. На сегодняшний день это жители Украины.

Получение свидетельства


При получении положительного ответа уже на следующий день должны выдать свидетельство о предоставлении временного убежища. Для его получения необходимо дополнительно 4 фото получателя и по 2 фото на каждого несовершеннолетнего ребенка. Ребенок вписывается в свидетельство родителя.

Получить свидетельство можно только лично в руки, никаких исключений из правила нет. При выдаче документа старое удостоверение личности изымается на хранение в отделении УФМС. После получения нового удостоверения необходимо встать на миграционный учет по месту фактического проживания.

Дети старше 14 лет уже получают собственный документ, также лично на руки. Проходят собеседование дети вместе с родителями.

Продление пребывания

Срок предоставления временного убежища — 1 год , но его можно продлевать еще на 1 год неограниченное число раз. Для продления нужно обратиться в то же отделение УФМС. Заявление пишется в произвольной форме. Главное условие – это сохранение опасности возвращения на территорию родной страны. Так, если основанием были военные действия, но сейчас они прекращены, скорее всего, будет получен отказ.

Предоставление временного убежища легализует статус человека в России, но все же его положение далеко от гражданства. Полученный статус дает право:

  • Получать услуги переводчика, как в момент подачи заявления, так и в дальнейшем, при необходимости обращения в ФМС.
  • Оформить полис обязательного медицинского страхования и получать бесплатные медицинские услуги.
  • Обучаться в любых государственных образовательных учреждениях, начиная от детского сада.
  • Получить содействие в поиске , при необходимости пройти трудовую переквалификацию.
  • . Условия ее получения и размеры в каждом регионе отличаются, необходимо узнавать точную информацию на месте.
  • Если уже оформлено временное убежище, можно перейти на следующую стадию легализации в стране и подать прошение на получение РВП или сразу ВНЖ.

Для того чтобы устроиться на работу, не нужно оформлять никаких дополнительных документов и разрешений. Любой получивший временное убежище на основе удостоверения может получить все документы, необходимые для приема на работу: трудовую книжку, ИНН, СНИЛС.

Упрощение процедуры для украинцев

В последние несколько лет из Украины усилился поток желающих получить политическое убежище в России. За помощью обращаются как те, кто может подвергаться гонению по языковому признаку, так и те, кто не желает принимать участие в военных действиях или стать невинной жертвой конфликта. Огромное количество желающих получить временное убежище в РФ среди жителей Донбасса и Луганска. Мирное население стремится покинуть опасные территории.

Учитывая усилившийся поток, российское правительство пошло навстречу гражданам соседней страны и сократило срок рассмотрения дела на временное убежище для украинцев до 3 дней. Подданные других государств по-прежнему вынуждены ждать около 3 месяцев.

Законодательство относительно пребывания украинцев в России немного изменилось. Прежде можно было находиться на территории страны 90 дней, затем продлить это время. Постановление правительства от 2014 года гласит о том, что теперь граждане Украины могут провести в России суммарно только 90 дней в году. Так, у них есть только это время на легализацию своего дальнейшего пребывания в нашей стране.

Процедура подачи заявления на убежище для украинцев ничем не отличается от стандартной. Нужны все те же документы и дактилоскопия. Также проводится опрос и собеседование, только рассмотрение вопроса занимает всего 3 дня. После вынесения положительного решения на следующий день выдается свидетельство со стандартным сроком действия.

Программа переселения

Получив временное убежище в России, многие не хотят обратно возвращаться в свою страну. Сделать это придется, если исчезнут основания для предоставления убежища. Поэтому для тех, кто хочет закрепиться, существует . Но участвовать может не каждый, а только:


Вместе с самим участником могут получить гражданство все члены его семьи и ближайшие родственники. В ближайший круг, кроме супруги и детей, входят родители, дедушки, бабушки, братья и сестры, их дети и супруги. Круг родственников, на которых распространяются льготы, определен достаточно широко, чтобы не оставлять близких родственников один в другой стране.

Программа переселения соотечественников в Россию позволяет получить вид на жительство, а затем и гражданство по упрощенной и ускоренной процедуре.

Как получить статус беженца

Беженцами ошибочно называют тех, кто бежит из страны от войны, на деле это не так. Получить статус беженца можно, есть опасения личного преследования именно того, кто обращается за помощью, в остальных случаях речь идет о предоставлении временного убежища.

Чтобы получить статус беженца и защиту Российского правительства, необходимо обратиться в органы УФМС, в любое ближайшее отделение. Для рассмотрения нужен следующий перечень документов:

  1. Прошение о признании беженцем. К нему следует приложить документы, подтверждающие возможную угрозу жизни в родной стране.
  2. Фотография для документов.
  3. Гражданский паспорт своей страны.
  4. Анкета.


  5. Опросный лист. Он заполняется сотрудником, потом зачитывается для проверки.
  6. Отпечатки пальцев, можно сделать на месте.

Если ходатайство одобрено, иностранец получает удостоверение беженца. Срок его действия 3 года с момента выдачи. Беженец может получить единовременную материальную помощь и социальные гарантии от правительства РФ.

Беженцу не требуется дополнительное разрешение на работу. Он может оформить полис медицинского страхования и получать все положенные услуги. Дети имеют право посещать школу и детский сад.

Политическое убежище

Политическое убежище – особый вид защиты иностранных граждан. Оно выдается только тем, кому на родине угрожает реальная опасность из-за его общественно-политической деятельности.

Чтобы получить политическое убежище, необходимо направить ходатайство в отделение УФМС РФ, к нему приложить 2 фото и свой гражданский паспорт. Чтобы обосновать свое ходатайство можно использовать любые документы и прочие доказательства, подтверждающие наличие политической деятельности и связанные с этим гонения со стороны правительства родной страны.

Подавать прошение нужно в течение 7 дней с момента приезда в страну или с момента наступления ситуации, когда возврат в страну становится опасным. Заявитель проходит собеседование с сотрудником, где выясняются причины прощения и биографические данные.

Заявление рассматривается в течение месяца. На это время выдается справка, подтверждающая легальность нахождения в стране. В случае положительного решения, заявитель получает политическое убежище и вид на жительство.

Досрочное лишение временного убежища

Предоставление временного убежища – это мера для защиты иностранных граждан на территории России. Но бывают ситуации, когда оно завершает свое действие до истечения положенного года. Обстоятельства эти могут зависеть как от самого просителя, так и от сложившейся ситуации:

  • Если пересечь границу хотя бы на 1 день, временное убежище перестает действовать. Получать статус придется заново.
  • При получении гражданства РФ или другой страны. Смена подданства автоматически исключает возможность гонения на родине, и защита теперь не нужна.
  • Срок предоставления временного убежища может уменьшиться из-за исчезновения обстоятельств, вынудивших уехать с родины. К примеру, если война окончена, нет необходимости прятаться от нее.
  • Нарушение закона на территории РФ. Если не будет назначено заключение, грозит .

Из перечисленных только один фактор является внешним, все остальное зависит только от самого человека. Чтобы сохранить свой статус, достаточно соблюдать правила и законы страны, принявший под свою защиту.