Новый завет. Кто отец лжи? Вы лжецы и отец ваш лжи

Глава IV. Лжец и отец лжи

Все побуждения и аргументы, препятствующие человеку идти путями истины – от дьявола. Дьявол – главный и первый противник истины; на этом противопоставлении лжи правде основано все его княжество. Ложь – непременный атрибут зла, один из составляющих признаков принадлежности к царству сатаны. Ложь имеет множество вариаций, она многогранна, часто и вовсе непохожа на саму себя, и тем более опасна и коварна. Ложь изобретательна и хитра, и это неудивительно, учитывая многотысячелетний путь своего развития. Ложь вокруг нас и внутри нас, безо лжи не проходит и дня, есть даже ложь святая и ложь во спасение. Дьявол лелеет ложь, ибо она – его творение. Вспомним слова Иисуса Христа: «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.» (Иоанн. 8:44). Вспомните, много ли мест в Ветхом завете знаете Вы, где автором какой-либо лжи является сатана? (Я имею в виду, конечно, где сатана или дьявол прямо назван своим именем). Нет, в Библии мы не найдем таких мест. Но так, как мы знаем, благодаря словам Спасителя, что дьявол «… лжец и отец лжи.» (Иоанн. 8:44), давайте искать в писании лжеца, т.е. того, кто лжет. Только не трогайте, пожалуйста, этого несчастного змея из Едемского сада, ибо как раз тот действительно сказал правду. И вообще, нет никаких оснований утверждать, что этот пресловутый змей – и есть тот самый сатана. Все это плод неуемной человеческой фантазии, и к истине не имеет ни малейшего отношения. А вот кто солгал в эпизоде со змеем, судить Вам: «И заповедовал господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь… И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло… и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт. 2:16-17; 3:4-5,22). Иегова запрещает человеку познание добра и зла, ибо он опасается, что Адам, узнав, что такое хорошо, и что такое плохо, захочет жить вечно: «… вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» (Быт. 3:22). То есть в планы Иеговы не входила вечная жизнь человека, и поэтому он угрожает Адаму смертью за непослушание. Это место, где Иегова обещает человеку немедленную гибель за познание добра и зла, традиционно трактуется так: Иегова предостерегает Адама, что непослушание последнего сделает его смертным человеком, и он потеряет право на вечную жизнь. Но, как мы видим из вышесказанного, как раз, наоборот, благодаря непослушанию и познанию добра и зла, человек получил возможность вкусить от дерева жизни и приобрести себе жизнь вечную. Иегова, бдительно охраняющий свою привилегию на бессмертие, выслал Адама из Едемского сада. А тот самый пресловутый хитрый змей, говоря Еве о последствиях вкушения плода с дерева познания добра и зла, говорит правду, истинную причину опасения Иеговы человеческого поступка. Это – первая ложь, описанная в Ветхом завете. И если бы она осталась единственной ложью в писании!
Иегова довольно часто и много обещает своему народу, но впоследствии легко нарушает свои обещания: «И Я устроил место для народа Моего Израиля, и укоренил его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет более тревожим, и нечестивые не станут более теснить его, как прежде…» (1 Пар. 17:9) – «Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть закалают жертвы. Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления… Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это свершиться внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепоглощающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Арииля, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его.» (Ис. 29:1-7). Это можно объяснить хотя бы тем, что между написанием еврейской летописи (Паралипоменон) и откровениями Иеговы через пророка Исайю, прошло очень много времени. И покой для своего народа, обещанный Иеговой израильтянам, уже забылся. А может быть, еврейский бог передумал. Но вот как объяснить ту вопиющую ложь, где Иегова говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника?... Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). Если бы этот бог в самом деле желал спасения всех людей! Но он лжет. Что хочет Иегова в действительности? «Вот, скоро изолью на тебя ярость Мою и свершу над тобою гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим и возложу на тебя все мерзости твои. И не пощадит тебя око Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я – Господь каратель.» (Иез. 7:8-9), «За то и Я стану действовать с Яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, - не услышу их.» (Иез. 8:18), «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их.» (Иер. 14: 12).
Принято считать, что евреи – избранный народ Иеговы. Об этом много раз говорится в писании, и у нас не возникает никаких сомнений в том, что это так и есть. Ну вот хотя бы одно место, очень точно и однозначно говорящее о народе израильском: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле.» (Втор. 7:6). А что Вы скажете, если я буду утверждать, что Израиль – это лишь наследие Иеговы, а вот благословенный избранный народ его – египтяне? Очевидно, Вы скажете, что я – лжец. Но лжец не я, так говорит Господь Саваоф (я думаю, Саваоф и Иегова – это одно и то же?): «В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословление будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль.» (Ис. 19:24-25).
Избранный Давид даже ничуть не удивляется обману Иеговы, лишь, насколько это возможно, упрекает его в нарушении своего обещания: «Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною; вовек будет тверд как луна, и верный свидетель на небесах. «Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего. Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его. Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его… Где прежние милости Твои Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.» (Пс. 88:34-41,50). Как говорится, Я клялся – мне и нарушать. Ничего другого от лжеца и ожидать нельзя. Вспомните, сколько слов о жертвоприношениях сказано в книгах Исход, Левит, Второзаконие? Какие животные должны приноситься в жертву Иегове, когда, за какие грехи, какого пола, физического состояния, возраста; каким образом эти животные должны быть убиты; какие животные считаются непригодными к жертвоприношению… Этому вопросу в Библии отведено много места, не упущено ни одной мелочи, нет никаких неясностей. Такое подробное описание и такое внимание к жертвоприношениям говорят об особой важности этого служения Иегове. Часто Иегова сам говорит, что это – завет вечный для израильтян. И вдруг мы с удивлением узнаем от него самого, что жертвоприношение, на самом деле, совсем не угодное для еврейского бога действие. Мало того, он не хочет от людей такого рода служения, хотя раньше требовал неукоснительно и карал и обличал тех, кто не приносил ему вовремя жертву, или приносил ее ненадлежащую, с изъяном: «К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу.» (Ис. 1:11), «Закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса…» (Ис. 66:3).
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» - говорил Валаам. Но ведь и лжет, и изменяется. Просто Иегова – не Бог, и нет ничего удивительного в его поведении, ибо мы знаем, что он – «лжец и отец лжи».
«Я прощу беззакония их.» (Иер. 31:34) – «Я накажу нечестивых за беззакония их.» (Ис. 13:11).
«Завет мира Моего не поколеблется.» (Ис. 54:10; Иер. 32:40) – «Заключу новый завет.» (Иер. 34:20).
«Спасу народ мой.» (3 Цар. 3:18) – «Истреблю Израиля.» (3 Цар. 9:7).
«Не буду больше поражать всего живущего.» (Быт. 8:21) – «… буду поражать землю Египетскую.» (исх. 12:13).
Как хотите, называйте эти противоречия; они все равно останутся тем, чем были всегда – ложью. Акоста писал: «… Бог, творец природы, не мог противоречить сам себе; между тем он противоречил бы себе, если бы предписал людям поступки, противоречащие природе, творцом коей он был наречен…»
Ложь – самое первое орудие сатаны, это основа, начало порока и греха, самое простое и потому наиболее легко воспринимаемое искушение. Наверное, ни к одному человеческому пороку люди не относятся так легко, как ко лжи. Можно ли сегодня представить себе жизнь, полностью лишенную всякой неправды и лжи? Нет, в этом мире, которым правит сатана, это невозможно. Выйти изо лжи полностью мы сможем только вместе с выходом из этой земной жизни вообще. Для того, чтобы солгать, человеку, как правило, не нужно абсолютно напрягаться, и редко кому из нас тошнит при мысли о том, что нам предстоит сказать неправду. Откуда же такая зависимость человека от лжи, будто бы не приобретенная, а врожденная, проявляющая себя уже в самом раннем детстве? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним вторую часть определения дьявола, данного нам Иисусом Христом. Господь говорит: «… отец лжи.» В Библии рассказывается о том, как Иегова обучал своему лживому мастерству людей. Вы знаете историю призвания Моисея Иеговой, поэтому мне легче проиллюстрировать педагогический талант дьявола в вопросе обучения человека обману. Вот еврейский бог говорит Моисею: «Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю где течет молоко и мед. (Исх. 3:16-17). Все это, повторяю, Моисей должен сказать старейшинам израилевым. Но если с теми же самыми словами Моисей обратится к фараону Египта, то ему (Моисею) придет очень быстрый конец. Еще бы, ведь он по сути, хочет лишить Египет этих «добросовестных» работников-евреев, уведя их в другие земли. Нет, говорить фараону правду никак нельзя. Что же делать? Ведь без одобрения фараона невозможно вывести все еврейское общество из Египта! И здесь Иегова приходит на помощь Моисею. Он говорит: «… и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.» (Исх. 3:18). Все гениальное просто! Скажи ложь, и ты добьешься успеха. Если бы в тот момент фараон поинтересовался у Моисея, по поводу какого праздника евреи собираются приносить жертвы своему богу, он не смог бы получить вразумительного ответа. Моисей тогда и сам не знал, что речь идет о будущем празднике еврейской Пасхи, отмечаемом как раз в честь разорения земли египетской, гибели скота и убийства первенцев египтян. Вот так Иегова учил лжи свой избранный народ.
Еще одна не менее интересная и поучительная история произошла с Ахавом, царем Израильским. Как-то раз царь иудейский Иосафат пришел к Ахаву, и последний предложил Иосафату пойти войной на царя Сирии, чтобы овладеть городом Рамофом Галаадским. Войны с Сирией не было уже три года, и поэтому цари заскучали, и решили таким образом развеяться с пользой для себя. Но для начала захотели цари узнать, по обычаю тех времен, божью волю, провозглашаемую пророками. Почти четыреста пророков израильских одобрили, от имени Иеговы, этот военный поход. Но Иосафат – осторожный царь и человек. Он спросил Ахава, нет ли еще какого-нибудь пророка Господня, чтоб иметь уж полную уверенность в удачном исходе военной операции. Я думаю, Иосафат просто не очень-то хотел этой войны, вот и искал малейшую возможность избежать ее. Но это мои домыслы. А еще один пророк в Израиле нашелся, это был пророк Михей. Ахав сразу предупредил Иосафата, что Михей – плохой пророк; он все время пророчил неудачу царю. И действительно, Михей, пришедши к обоим царям, предрек им поражение от сирийцев. Но так как остальные пророки предсказывали успех в войне, то цари, конечно, потребовали подробного объяснения от Михея. И вот тут Михей рассказал им очень интересную историю: «… выслушай слово Господне: я видел господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтоб он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал перед лицем Господа, и сказал: Я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнить это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих…» (3 Цар. 22:19-23). Стоит ли после этого доверять пророкам Иеговы, если тот может с определенными целями временами посылать им (пророкам) духа лжи? Никто не может гарантировать, что богодухновенность Иеговы – истина. И подтверждение моим словам – выше. После всего этого, между прочим, Иегова вдруг удивляется: «Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер. 5:31). А как же народу твоему не любить ложь, если она исходит от тебя, Иегова? Если ты посылаешь духов лжи, обещаешь и не выполняешь обещаний, клянешься и отменяешь свои клятвы? А что народ будет делать «после всего этого», я скажу: «… да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.» (1 Иоан. 5:20). Когда-то, очень давно, молодой товарищ отчаявшегося и раздавленного под ударами дьявола Иова Елиуй, задал несчастному праведнику риторический вопрос: «Ненавидящий правду может ли владычествовать?» (Иов. 34:17). Я мог бы ответить этому молодому еврею: да, именно тот, кто владычествует в этом мире, князь мира сего, называемый Иеговой, ненавидит всякую правду, не переносит на дух истину, ложью и бесчестием утверждает свою власть над людьми. Для того, чтобы убедиться в этом владычестве, попробуйте прожить день без лжи, и большой и маленькой – всякой. Если получится, продолжайте жить честно и другой день, и третий … И Вы увидеть, что вам вдруг резко стало тяжелее жить, труднее находить общий язык с окружающими вас людьми, Вы выпадаете из общего фона и на вас смотрят с подозрением и настороженностью. Абсолютно честный человек, не говорящий ни слова лжи в любых жизненных ситуациях, вызывает у людей чувство неприязни, переходящее в агрессивную враждебность. Человеческий коллектив отторгает такое инородное тело, дабы оно не смогла заразить других своим неприятием лжи. Дьявол – отец лжи, внимательно и чутко контролирует поведение людей, помещая их в такие условия, и ставя их в такие ситуации, в которых без лжи человек никак не может обойтись. Сатана очень боится, чтоб кто-нибудь, вслед за Спасителем, не произнес слова: «… идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» Ложь – это один из тех поводков, на которых дьявол крепко держит человека. Ослабить натяжение этих многочисленных поводков усилием человеческой воли можно, можно даже избавиться от некоторых из них, но получить полную свободу и независимость от дьявола удастся только с помощью Господа Иисуса Христа, выкупившего нас у сатаны ценою своей физической жизни. Прожить свою жизнь на земле без греха невозможно человеку. Но помните: каждая уступка любому искушению, в том числе и лжи, утверждает господство сатаны над человеком, укрепляет его могущество. «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас…» (Иак. 4:7).

вы отца (вашего) диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Вы отца вашего диавола есте , - возвестил Господь иудеям, когда они, беснуясь гордынею, дерзнули назвать себя, предстоя лицу Господа, не только чадами Авраама, но и чадами Бога (Ин. 8.41) ; вы творите дела отца вашего, и похоти отца вашего хощете творити . Вы стяжали и деятельность и настроение сатаны; и воля ваша согласна с волею сатаны; и образ мыслей ваших со всею полнотою заимствовать от него! Будучи чадами Авраама по плоти, мечтая о себе, что вы - чада Божии, вы соделались по духу и настроению вашему чадами диавола, его ангелами, его сонаследниками.

Аскетическая проповедь.

В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт.3:13) . По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцем лжи и человекоубийцею искони . Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом «искони » указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к человекоубийству и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол - ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели - ложная мысль! При посредстве лжи диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. Змий прельсти мя - сказала она - и ядох (Быт.3:13) . С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольно и невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.

Свт. Николай Сербский

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Кто самый старый и самый злостный убийца на свете? Диавол, ибо о нем Иисус Христос сказал: «он был человекоубийца от начала» . Если бы Бог не препятствовал ему, он убил бы все человеческие существа. Остальные убийцы людей есть орудия диавола. По какой причине диавол желает истребить род людской? Из-за ненависти и злобы, ибо он знает, что люди должны получить Царство Небесное, которое он потерял. Потому диавола и называют человеконенавистником. Почему Бог защищает и хранит жизни людей? Потому, что он любит людей. Поэтому Бог зовется Человеколюбцем. Откуда исходят ложь и обман? От сатаны, которого Господь Иисус Христос называет отцом лжи: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» .

Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.

Прп. Макарий Великий

вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Это все идет к тебе. Если ты не веришь Иисусу Христу, то ты сын диавола. Но в чем оказался когда неверным против тебя Господь? Во всем верен. И если во всем всегда был верен, почему ты не веруешь Ему в том? Кто от Бога, тот слушает слово Божие, верен Ему; если же не веришь, то ты не от Бога. Ужасные слова! Истинные слова!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Диавол вначале был сотворен весь истинен, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. Дух есть истина (1 Ин. 5:6) , говорит Владыка, то есть существо Духа Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сый и от Него всё, вместе с Отцем и Сыном - мир мысленно - духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть, превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное (хотя и остался сам действительным, то есть с бытием своим), и из себя производит всё мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего - истинное, только от Жизни - жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины - ложь), и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается, и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины, а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя, - только от Сущем и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела; а поколику стоим во лжи, плодим из себя противоположное, диавольское, Господь нарицает не сущая, яко сущая (Рим. 4:17) , а диавол существующее- несуществующим. О, отрицание бытия и жизни! О, призрак духовный! О, мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумысленниками своими. Дух истины есть жизнь: Дух животворит (Ин. 6:63) , говорит Господь; по противоположности, дух лжи - диавол - есть смерть, потому что един живот наш - Бог, а что противоположно Ему, то смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, виновник всего сущего и живущего.

Дневник. Том V. Март, 1962.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 44-45 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне

Сказал: вы не можете слушать слова Моего вместо: не хотите. Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. Вы хотите исполнять похоти его. Не сказал «дела», но «похоти », показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу. «Он был человекоубийца от начала ». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устоял », но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром. «Когда он говорит ложь, говорит свое ». Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: в который день вкусите, будете как боги (Быт. 3:5) . А они (Адам и Ева) получили смерть. – А Мне не верите, потому что Я говорю истину. – Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи.

Евфимий Зигабен

Вы отца (вашего) диавола есте

Вот ваш отец.

И похоти отца вашего хощете творити

Похоти этого отца их – человекоубийство и ложь, как затем будет сказано.

Он человекоубийца бе искони

убив первого человека Адама, так как он причинил ему смерть, а затем умертвив сына его Авеля, так как он восстановил против него брата Каина, возбудив в нем зависть.

И во истине не стоит

не устоял, т.е. не пребывает на прямом пути, а ненавидит такую жизнь.

Яко несть истины в нем

а, напротив, ложь.

Егда глаголет лжу, от своих глаголет

От своих глаголит, потому что ему свойственна ложь, так как он первый изобрел ее и первый воспользовался ею, когда солгал пред Евой, сказав ей чрез змия: не смертию умрете, и… будете яко бози (Быт. 3:4-5) .

Яко ложь есть

потому что, начиная с того времени, он лжет и во все последующее время.

И отец лжи

т.е. как первый изобретатель ее, о чем сейчас было сказано.

Лопухин А.П.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Kогда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

После всего сказанного, когда стало ясно, что иудеи не дети Божии по духу, возникал вопрос: чьи же они дети? И Христос прямо и решительно заявляет, что их духовным отцом является диавол.

«Человекоубийца от начала» , т. е. с тех пор, как существуют люди. Христос, конечно, имеет здесь в виду сказание книги Бытия о грехопадении прародителей (Быт. 3:1–19) , но, кроме того, диавол и впоследствии являлся убийцей людей, действуя на них через силы природы (Лк. 10:19) и через злых людей (1 Ин. 3:10, 12). И это также Христос мог иметь здесь в виду.

«Лжец и отец лжи» . С самого начала обольстив людей обещанием, что они станут богами, диавол и потом непрестанно действует в том же направлении; он умножает везде ложь, стараясь, чтобы люди не знали Бога и не исполняли Его воли (Откр.12:9, 20:3, .

«Не устоял в истине» – правильнее «не стоял в истине», конечно, в то время, когда люди еще стояли в истине, т. е. знали истинного Бога и держались того, что открывал им Бог. Христос хочет сказать здесь, что состояние вне истины для диавола есть нечто привычное, непрерывно продолжающееся с тех самых пор, как его узнали люди.

«Говорит свое» , т. е. ложь стала как бы его второй натурой.

Толковая Библия.

Спрашивает Наталья
Отвечает Виктор Белоусов, 17.09.2014


Наталья спрашивает: "Про кого это сказано???? ,44: Ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи"

Мир Вам, Наталья!

Чтобы увидеть тех, кого обличает Иисус, можно посмотреть начало этого разговора:
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
()

13 Тогда фарисеи сказали Ему...
()

Иисус так говорил непосредственно к некоторым книжникам и фарисеям, которые с целью провокации привели женщину, которую словили на прелюбодеянии. Затем они пытались словами "подставить" Иисуса.

Стоит отметить, что Иисус так жестко обличал не всех слушателей - а тех, кто брал на себя большую духовную ответственность (будучи учителями), но не соответствовал ей. Некоторые из высокостатусных книжников и фарисеев каялись и обращались к Иисусу (например, Никодим или Иосиф из Аримафеи), и Иисус принимал их.

Сейчас эти слова могут относиться к каждому человеку, кто поступает так же лицемерно. Бог ценит и уважает честность. Только честный человек может признать свои ошибки и искренне в них каяться. А нечестивые люди норовят прикрыться женщиной, чтобы напасть на Иисуса и "ударить в спину".

Благословений Божьих Вам,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.

9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15 Вы су"дите по плоти; Я не сужу никого.

16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и позна"ете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло"ва Моего.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Краткий конспект одноимённой дискуссии

Перед тем, как мы рассмотрим, что о лжи говорится в Слове Божьем, давайте выясним, что такое ложь.

1. Терминология Ветхого и Нового Заветов

В Ветхом завете чаще всего используются два слова в значении ложь и обман:
Еврейское существительное ложь, которое используется в Ветхом Завете – «sheqer »: Захария 13:3 «…тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа ».
Еврейский глагол лгать – «kazabh »: Иов 34:6а «Должен ли я лгать на правду мою? »; Михей 2:11 «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: “я буду проповедывать тебе о вине и сикере”, то он и был бы угодным проповедником для этого народа »;

В Новом Завете чаще всего в этом значении используется греческое слово «pseudos ». Значение этого слова переводится следующим образом: «говорить лживо», «выдумывать (фабриковать)», «делать ложные утверждения».Иоанна 8:44 «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи ».

2. Что есть ложь?

Определение термина : Ложь есть преднамеренное искажение истины. Однако нужно заметить, что ложь не ограничивается одними лишь словами.

  • Ложью может быть целая жизнь, прожитая в угоду ложным принципам; лицемерно прожитая жизнь;
  • Поклонение идолу также является ложью;
  • Ложная система ценностей и построенное на ней мировоззрение также является ложным.
  • Самообман и притворство являются распространённой ложью.
  • Ложью также являются ложные надежды и ожидания;
  • Лицемерие, лесть, двуличие и двойная жизнь также являются примерами лжи.
  • Отрицание божественности Иисуса Христа является ложью: 1 Иоанна 2:22 «Кто лжец , если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына ».
3. Происхождение лжи

Ложь является противоположностью истины и никогда не происходит от истины:
1 Иоанна 2:21 «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины ». Если ложь не происходит от Бога, который есть Истина, то откуда взялась ложь?

Истоки появления лжи уходят в глубь веков и напрямую связаны с личностью Сатаны, которого Слово Божье называет лжецом и отцом лжи: (Иоанна 8:44 «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи »; Деяния 5:3 «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? »).

История грехопадения Адама и Евы в Бытии 3 является иллюстрацией того, что Сатана является не просто лжецом, но отцом лжи. Это также является первым примером лжи, свидетельство о которой сохранилось для нас в Священном Писании.

Но это не единственный пример лжи в Библии.