Святой ипполит. Ипполит римский

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) (около 170 - около 235), богослов, христианский святой.

О жизни Ипполита Римского сохранились лишь отрывочные сведения. Родился, вероятно, в Малой Азии; там же изучал богословие, экзегезу, ораторское искусство. Поздние источники (патриарх Фотии) называют Ипполита Римского учеником Иринея Лионского. В понтификат папы Зефирина (198-217 или 218) прибыл в Рим, тогда же был поставлен пресвитером; около 212 проповеди Ипполита Римского слушал побывавший в Риме Ориген. Приобрёл широкую известность как знаток греческого философского наследия (прежде всего - сочинений Гераклита), а также как строгий ревнитель ортодоксии и внутрицерковной дисциплины. В полемике с ересью монархиан, стремясь подчеркнуть различие Отца и Сына в Святой Троице, Ипполит Римский склонялся к очевидному субординационизму (что в дальнейшем позволило папе Калликсту обвинить его в двоебожии). После избрания Калликста главой римской Церкви (218) полностью порвал с ней общение и был избран епископом греческим меньшинством своих сторонников. Критиковал позицию Калликста в вопросе о внутрицерковной дисциплине, обвиняя его в чрезмерной снисходительности к кающимся грешникам, объясняющейся личной небезупречностью, подчёркивал приверженность Калликста савеллианству. Как первый в истории Церкви антипапа (217-235), Ипполит Римский противостоял законно избранным преемникам папы Калликста - Урбану I (222- 230) и Понциану (230-235). Как и папа Понциан, около 235 года по приказу императора Максимина был выслан из Рима на остров Сардиния для работы в рудниках. Согласно традиции, на Сардинии состоялось примирение Ипполита Римского и Понциана, после чего Ипполит Римский добровольно отказался от епископского сана, убеждая своих сторонников войти в лоно римской Церкви. Скончался на Сардинии, в 236 или 237 году перезахоронен в римском предместье Агер-Веранус на Виа-Тибуртина.

Античные и раннесредневековые источники (например, Евсевий Кесарийский, «Церковная История», VI, 22; Иероним Блаженный, «О знаменитых мужах», 61) называют Ипполита Римского автором значительного числа широко известных полемических, апологетических, экзегетических, догматических и даже канонических сочинений. Большинство экзегетических сочинений Ипполита Римского, среди которых - «Толкование на Шестоднев», «О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие», «Толкование на Кн. Судей», «Толкование на Кн. Руфь», «Толкование Песни Песней», толкования на пророков и др., сохранилось лишь во фрагментах, эксцерптах или упоминаниях других авторов, в позднейших переводах; о некоторых сочинениях известно только по названию. К экзегетическим сочинениям Ипполита Римского примыкает также его догматико-экзегетическое сочинение «О Христе и антихристе» в 67 главах. Экзегеза Ипполита Римского демонстрирует тесную связь с традицией александрийской школы, поскольку немаловажное значение в экзегезе Ипполита Римского имеют принципы иносказательного толкования. Наиболее значимое полемическое сочинение Ипполита Римского - «Обличение всех ересей» (в 10 книгах; сохранились книги 1, 4-10), из которого длительное время была известна лишь собственно 1-я книга - «Философумены», нередко приписывавшаяся Оригену. Сочинение является важным источником по истории ранней Церкви, особенно за счёт подробного, нередко дословного изложения ключевых аспектов еретических учений (монархиан, савеллиан, ноэциан, елкезаитов и др.), а также представляет интерес благодаря эксцерптам из античного греческого философского наследия. Как полемические характеризуются также сочинения: «Краткое опровержение ересей» (не сохранились), «Гомилии на ересь Ноэта» (сохранились 18 глав), «Главы против Гайя» (фрагменты в сирийском переводе), «К Маркиону», «Против магов» (не сохранились). К апологетическим сочинениям Ипполита Римского относятся: «К эллинам и Платону о сущности всего», «Доказательство к иудеям» (известны во фрагментах).

День памяти в Русской православной церкви - 30 января (12 февраля); в Римско-католической церкви - 13 августа.

Соч.: Opera / Ed. Н. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2; Migne PG. Т. 16; Творения св. Ипполита, епископа Римского. Казань, 1898-1899. Вып. 1-2.

Лит.: Писарев Л. И. Святой Ипполит, епископ Римский. Казань, 1898.

ИППОЛИТ Римский

ИППОЛИТ ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) - христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217-222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первьм в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит - один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита - “Обличение всех ересей” (Κατά πάντων αίρεσων έλεγχος), известное также под названием “Философумена”. Цель этого трактата - доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационпстскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат “О Христе и Антихристе” - наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе - оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцевбеспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также “Апостольское предание” - свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 в., и “Хроника”, направленная против хилиазма.

Соч.: W-rke, Bd. 1-3, Lpz., 1897-1929; Commentaire sur Daniel, éd. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chrétiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., éd. B. Botte, 2 éd., P., 1984 (Sources Chrétiennes, 1.11 bis); Homélies pascales 1: Une homélie inspirée du traité sur la Paque d"Hyppolite, P., 1950 (Sources Chrétiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное). Против Ноэта, Слово на день Богоявления (репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997); О Христе и Антихристе. Апостольское предание. - в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М., 1996, т. 2, с. 208-260.

Лит.: Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d"AlesA. La théologie de Saint Hippolyte, 2 éd.. P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - “Dictionnaire de spiritualité” (P.), 1969, v. 7 (l), p. 531-571.

  • - Сын афинского царя Тесея и ы, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или ы, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры...

    Словарь античности

  • - И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей единственной страстью в жизни была охота. Он поклоняется деве-охотнице Артемиде, но отвергает плотскую любовь...

    Литературные герои

  • - Среди белого дня. Погребальный факел чадит Среди белого дня. Бойся матери ты, Ипполит: Федра – ночь – тебя сторожит Среди белого дня. ОМ915,16 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа...

    Энциклопедия античных писателей

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Жан – франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц...

    Философская энциклопедия

  • - , христианский богослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опровержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор истории греческой философии. История текста и авторство...

    Античная философия

  • - в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед отцом. Погиб, растоптанный своими конями...

    Современная энциклопедия

  • - Архитектор-художник. Окончил Строгановское уч-ще в 1835 и ИАХ в 1839 со званием клас. худ. арх. 2-й ст. В 1847 удостоен звания акад. и определен архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Жан, французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, профессор Коллеж де Франс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы. Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью...
  • - христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского...

    Большой энциклопедический словарь

  • - христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память в Православной церкви 13 августа...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Иппол"...

    Русский орфографический словарь

"ИППОЛИТ Римский" в книгах

Ипполит

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ипполит Значение и происхождение имени: распрягающий коней (греч.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Ипполит наделено твердостью, значительной возбудимостью и подвижностью. При этом ему явно не хватает пластичности. Обычно с самых малых лет Ипполит

§183. Ипполит

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Ипполит

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Ипполит (греч.) - сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее

Ипполит Тэн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Ипполит Тэн (1828-1893 гг.) философ, историк, литературовед и теоретик искусства В свете встречаешь людей четырех разрядов: влюбленных, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки.До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они

Ипполит

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ипполит Ипполит – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на

Ипполит Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИП) автора БСЭ

Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, - 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны (1947-55), директор Высшей нормальной школы (1955-1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский

ТЭН, Ипполит

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЭН, Ипполит (Taine, Hippolyte, 1828–1893), французский литературовед и историк92Наука не имеет отечества.«Опыт о Тите Ливии», предисловие (1856)Затем у Луи Пастера: «Наука не имеет отечества, но ученый имеет» (речь на международном съезде врачей в Копенгагене 10 авг. 1884 г.). ? Markiewicz, s. 407.

«Ипполит»

Из книги Театральные взгляды Василия Розанова автора Розанов Василий Васильевич

«Ипполит» Тема Еврипида, приведшая теоретика Мережковского к практическим театральным штудиям, - противостояние Артемиды и Афродиты, конфликт «сладострастия» и «целомудрия», если судить по названию статьи Мережковского. Тот же принцип, по Мережковскому, формирует и

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

2. Ипполит Римский

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

Св. Ипполит, епископ Римский

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Поучение 1-е. Св. священномученик Ипполит, папа Римский (Каждый христианин обязан обличать и вразумлять заблуждающихся)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Поучение 1-е. Св. священномученик Ипполит, папа Римский (Каждый христианин обязан обличать и вразумлять заблуждающихся) I. Воспоминаемый ныне Св. Церковью св. священномученик Ипполит, епископ римской Церкви, жил в III-м веке и был учеником св. Иринея, еп. Лионского. Он

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИППОЛИТ РИМСКИЙ свт. (ок.170 - ок.236); богослов–ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. уже в 4 в. знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по–гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелю,

2. Ипполит Римский

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

2. Ипполит Римский Неутомимый Ипполит, епископ Римский (ум. 235), был плодовитым писателем. По разнообразию интересов и числу трудов (но не по их глубине и самостоятельности) его можно сравнить с Оригеном. Последователи воздвигли в его честь, возможно - на месте погребения,

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) - бо-го-слов, хри-сти-ан-ский свя-той.

О жиз-ни Ипполита Римского со-хра-ни-лись лишь от-ры-воч-ные све-де-ния. Ро-дил-ся, ве-ро-ят-но, в Ма-лой Азии; там же изу-чал бо-го-сло-вие, эк-зе-ге-зу, ора-тор-ское искусство. Позд-ние ис-точ-ни-ки (пат-ри-арх Фо-тий) на-зы-ва-ют Ипполита Римского уче-ни-ком Ири-нея Ли-он-ско-го. В пон-ти-фи-кат па-пы Зе-фи-ри-на (198-217 годы или 218 год) при-был в Рим, то-гда же был по-став-лен пре-сви-те-ром; около 212 года про-по-ве-ди Ипполита Римского слу-шал по-бы-вав-ший в Ри-ме Ори-ген. При-об-рёл ши-ро-кую из-вест-ность как зна-ток греческого фи-лософского на-сле-дия (пре-ж-де все-го - со-чи-не-ний Ге-рак-ли-та), а так-же как стро-гий рев-ни-тель ор-то-док-сии и внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-ны. В по-ле-ми-ке с ере-сью мо-нар-хи-ан, стре-мясь под-черк-нуть раз-ли-чие От-ца и Сы-на в Святого Трои-це, Ипполит Римский скло-нял-ся к оче-вид-но-му суб-ор-ди-на-цио-низ-му (что в даль-ней-шем по-зво-ли-ло па-пе Кал-лик-сту об-ви-нить его в двое-бо-жии).

По-сле из-бра-ния Кал-лик-ста гла-вой римской Церк-ви (218 год) пол-но-стью по-рвал с ней об-ще-ние и был из-бран епи-ско-пом греческим мень-шин-ст-вом сво-их сто-рон-ни-ков. Кри-ти-ко-вал по-зи-цию Кал-лик-ста в во-про-се о внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-не, об-ви-няя его в чрез-мер-ной снис-хо-ди-тель-но-сти к каю-щим-ся греш-ни-кам, объ-яс-няю-щей-ся лич-ной не-безу-преч-но-стью, под-чёр-ки-вал при-вер-жен-ность Кал-лик-ста са-вел-ли-ан-ст-ву. Как пер-вый в ис-то-рии Церк-ви ан-ти-па-па (217-235 годы), Ипполит Римский про-ти-во-сто-ял за-кон-но из-бран-ным пре-ем-ни-кам па-пы Кал-лик-ста - Ур-ба-ну I (222-230 годы) и Пон-циа-ну (230-235 годы). Как и па-па Пон-ци-ан, около 235 года по при-ка-зу императора Мак-си-ми-на был вы-слан из Ри-ма на остров Сар-ди-ния для ра-бо-ты в руд-ни-ках. Со-глас-но тра-ди-ции, на Сар-ди-нии со-стоя-лось при-ми-ре-ние Ипполита Римского и Пон-циа-на, по-сле че-го Ипполит Римский доб-ро-воль-но от-ка-зал-ся от епи-скоп-ско-го са-на, убе-ж-дая сво-их сто-рон-ни-ков вой-ти в ло-но римской Церк-ви. Скон-чал-ся на Сар-ди-нии, в 236 или 237 году пе-ре-за-хо-ро-нен в римском пред-местье Агер-Ве-ра-нус на Виа-Ти-бур-ти-на.

Ан-тич-ные и ран-не-сред-не-ве-ко-вые ис-точ-ни-ки (например, Ев-се-вий Ке-са-рий-ский , «Цер-ков-ная Ис-то-рия», VI, 22; Ие-ро-ним Бла-жен-ный, «О зна-ме-ни-тых му-жах», 61) на-зы-ва-ют Ипполита Римского ав-то-ром зна-чительного чис-ла ши-ро-ко из-вест-ных по-ле-мических, апо-ло-ге-тических, эк-зе-ге-тических, дог-ма-тических и да-же ка-но-нических со-чи-не-ний. Боль-шин-ст-во эк-зе-ге-тических со-чи-не-ний Ипполита Римского, сре-ди ко-то-рых - «Тол-ко-ва-ние на Шес-тод-нев», «О том, что бы-ло по-сле Шес-тод-не-ва», или «На Бы-тие», «Тол-ко-ва-ние на Книге Су-дей», «Тол-ко-ва-ние на Книге Руфь», «Тол-ко-ва-ние Пес-ни Пес-ней», тол-ко-ва-ния на про-ро-ков и др., со-хра-ни-лось лишь во фраг-мен-тах, экс-цер-птах или упо-ми-на-ни-ях других ав-то-ров, в позд-ней-ших пе-ре-во-дах; о не-ко-то-рых со-чи-не-ни-ях из-вест-но толь-ко по на-зва-нию. К эк-зе-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского при-мы-ка-ет так-же его дог-ма-ти-ко-эк-зе-ге-тическое сочинение «О Хри-сте и ан-ти-хри-сте» в 67 гла-вах.

Эк-зе-ге-за Ипполита Римского де-мон-ст-ри-ру-ет тес-ную связь с тра-ди-ци-ей алек-сан-д-рий-ской шко-лы, по-сколь-ку не-ма-ло-важ-ное зна-че-ние в эк-зе-ге-зе Ипполита Римского име-ют прин-ци-пы ино-ска-за-тель-но-го тол-ко-ва-ния. Наи-бо-лее зна-чи-мое по-ле-мическое со-чи-не-ние Ипполита Римского - «Об-ли-че-ние всех ере-сей» (в 10 кни-гах; сохранились кни-ги 1, 4-10), из ко-то-ро-го дли-тель-ное вре-мя бы-ла из-вест-на лишь соб-ст-вен-но 1-я книга - «Фи-ло-со-фу-ме-ны», не-ред-ко при-пи-сы-вав-шая-ся Ори-ге-ну. Со-чи-не-ние яв-ля-ет-ся важ-ным ис-точ-ни-ком по ис-то-рии ран-ней Церк-ви, осо-бен-но за счёт под-роб-но-го, не-ред-ко до-слов-но-го из-ло-же-ния клю-че-вых ас-пек-тов ере-тических уче-ний (мо-нар-хи-ан , са-вел-ли-ан, но-эци-ан, ел-ке-заи-тов и др.), а так-же пред-став-ля-ет ин-те-рес бла-го-да-ря экс-цер-птам из ан-тич-но-го греческого фи-лософского на-сле-дия. Как по-ле-ми-че-ские ха-рак-те-ри-зу-ют-ся так-же со-чи-не-ния: «Крат-кое оп-ро-вер-же-ние ере-сей» (не сохранилось), «Го-ми-лии на ересь Но-эта» (сохранилось 18 глав), «Гла-вы про-тив Гайя» (фраг-мен-ты в сирийском пе-ре-во-де), «К Мар-кио-ну», «Про-тив ма-гов» (не сохранилось).

К апо-ло-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского от-но-сят-ся: «К эл-ли-нам и Пла-то-ну о сущ-но-сти все-го», «До-ка-за-тель-ст-во к иу-де-ям» (из-вест-ны во фраг-мен-тах).

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 30 января (12 февраля); в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 13 ав-гу-ста.

Сочинения:

Opera / Ed. H. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2;

Migne PG. T. 16; Тво-рения св. Ип-по-ли-та, епи-ско-па Рим-ско-го. Ка-зань, 1898-1899. Вып. 1-2.

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане . В году святой Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию . Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день - 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января .

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия . Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

  • Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
  • Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  • Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  • Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  • Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I - V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  • Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

В истории христианской письменности IIIв. св. Ипполит занима­ет видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологичес­ких трактатов, литургико-канонического памятника и даже духов­ной поэзии. Однако значительная часть сочинений св. Ип­полита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях. Христиане Древней Руси знали св. Ип­полита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе», пользовавшегося необычайной популярностью у рус­ского читателя.

Время и место рождения св. Ипполита неизвестны. Предположи­тельно он не был римлянином по происхождению и воспитанию: его великолепное владение греческим языком, глубокое знание антич­ной философии и религии указывают на связь с Востоком. Когда Ориген около 212 г. посетил Рим, он видел там Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. По-видимому, Иппо­лит был близок к папе Зеферину. Когда Зеферин скончался и его место занял Каллист, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, а также в приверженности ереси Савеллия - и это несмотря на то, что Каллист в начале своего Понтификата осудил Савеллия. Трудно сказать сейчас, насколько справедливы были обвинения Ипполита в адрес папы. По-видимому, Каллист и Ипполит по-разному понима­ли саму природу Церкви. Он был, как и Новациан, противником ослабления канонической дисциплины в Церкви, рато­вал за строгие прещения в адрес грешников и еретиков. Ипполит отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую, но влиятель­ную группу ригористически настроенных христиан, которые про­возгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при при­емниках Каллиста Урбане (223 - 230) и Понтиане (230 - 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и ан­типапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и про­изошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возмож­ность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также от­казался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объе­диненная община избрала епископом Антера (235 - 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фабиане (236 - 250) и похоронены в один и тот же день - 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью.

Среди сочинений св. Ипполита ни одно не привлекло столько внимания исследователей, как «Апостольское предание», написан­ное им около 215 г. Трактат св. Ипполита является важнейшим источником сведений о литургической жизни Римской Церкви в IIIв. и о состоянии цер­ковной дисциплины в этот период. В 1-й части трактата говорится об избрании и посвящении епископа, излагаются чинопоследования епископской хиротонии и Евхаристии, благословения елея, сыра и олив. Затем следуют правила и молитвы о посвящении пресвитеров и диаконов, об исповедниках, вдовах, чтецах, девах, иподиаконах, экзорцистах.

Наиболее существенным из полемических трудов св. Ипполита является «Обличение всех ересей», известное также под названием «Философумена». Трактат «О Христе антихристе» является самым важным сочине­нием на данную тему во всей патристической литературе. Он напи­сан около 200 г. и адресован Феофилу, которого автор называет «возлюбленным братом». В первых главах трактата св. Ипполит говорит, что предметом его будет явление антихриста, его жизнь, деятельность, гонения на христиан, его конец, а также Второе При­шествие Христа, Страшный суд, оправдание праведников и осужде­ние грешников. Автор называет свой трактат «повестью страшной и исполненной ужаса». Многие современники св. Ипполита считали, что Римская империя есть царство антихриста, а гонение Септимия Севера является последней битвой антихриста с христианами; св. Ипполит, опровергая эти эсхатологические ожидания, доказывает, что Рим соответствует четвертому царству из видения Даниила (см. Дан. 7, 23) и явление антихриста должно произойти позднее.

«Хроника», написанная св. Ипполитом в 234 г., сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах; из греческого ориги­нала сохранились лишь отдельные фрагменты. Трактат направлен против тех современников св. Ипполита, которые ожидали скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (хилиазм). Святой Ипполит доказывает, что к момен­ту написания его книги от сотворения мира прошло только 5738 лет, тогда как конец мира должен произойти после исполнения шести тысячелетий.

Антиохийская школа в отличие от Александрийской не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя отдельные представи­тели ее подвизались на поприще цер­ковного учительства. Как богослов­ское направление Антиохийская школа существовала на протяжении IV-V вв. и развивалась наряду, а иногда и в противовес Александ­рийской школе. Различие этих школ (к-рое, однако, не следует преувели­чивать) прослеживается по 2 основ­ным моментам: в экзегетическом ме­тоде и христологическом учении. Основатель Антиохийской школы сщмч. Лукиан (ум. 312) был известен преимущественно своей критичес­кой работой над текстами Свящ. Писания; его редакция Септуагинты (т. н. «Лукиановская рецензия») получила широкое распространение в Сирии, М. Азии и др. эллинизиро­ванных областях Востока (за исклю­чением Египта). Наряду с критичес­ким исследованием текста Лукиан, вероятно, занимался и толкованием Писания, но, поскольку собственные его произведения утрачены, об этом толковании практически ничего не­известно. Вместе с ним в Антиохии подвизался и некто Дорофей, о к-ром сохранились самые скудные сведе­ния. Вокруг св. Лукиана сплотилась тесная группа учеников (т. н. «солукианисты»), среди к-рых было неск. главных деятелей буд. «арианствующей партии» (сам Арий, Евсевий Никомидийский, Астерий Софист и др.). Однако догматическая по­зиция ранних представителей Ан­тиохийской школы не являлась од­нородной; среди них был и один из столпов Православия в период Никейского Собора свт. Евстафий Антиохийский (ум. после 337). Свя­зующим началом общего богослов­ского направления Антиохийской школы в первый период ее существо­вания был, вероятно, только метод толкования Свящ. Писания.

Экзегеза Антиохийской школы час­тично опиралась на методы интер­претации лит. произведений, выра­ботанные еще языческими алексан­дрийскими филологами. Подобно последним, антиохийские богословы исходили из того принципа, что текст должен быть объяснен «из са­мого себя». В противоположность предпочтению духовного смысла у Оригена и у нек-рых др. александ­рийских церковных писателей, отте­няющих «вневременное» и «вечное» в Свящ. Писании, они стремились заострить внимание на историчес­ком подходе к нему: каждую книгу Библии пытались изъяснить, исходя из конкретной ситуации ее написа­ния.

(Богословские школы Древней Церкви // ПЭ. Т. V. С. 525-530.)

Св. МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ

Сократ (Церк. ист., 6, 13) называет Мефодия епископом Олимпа Ликийского. Со­гласно другим источникам, он был епископом г. Патары в Ликии. Бл. Иероним указывает, что св. Мефодий был сначала епископом Олимпа, а затем еписко­пом Тира.

Писатель Vв. Иоанн Антиохийский, а также славянские и некоторые греческие руко­писные источники называют местом епископства св. Мефодия г. Филиппы в Македонии. Современные исследователи выдвигают и другие гипотезы - например, о том, что св. Мефодий был еписко­пом г. Филиппы, но долгое время жил в Олимпе, почему его и считали впоследствии епископом Олимпийским. Святой Мефодий скончался мученически в 311 г. в г. Халкида на о. Эвбея. В святцы он занесен с титулом епископа Патарского.

Св. Мефодий опровергал отдельные мнения Оригена, это очевидно из его сохра­нившихся трактатов. Полный текст диалога «Ксенон» до нас не до­шел, однако тот фрагмент из него, который сохранился, направлен также против Оригена. Святой Мефодий был блестящим церковным писателем, эру­дированным человеком; он хорошо знал античную литературу и фи­лософию.

Среди богословов IIIв. св. Мефодий занимает одно из почетных мест. Его произведения были известны многим христианским писа­телям последующего периода: на них ссылаются свв. Евстафий Ан­тиохийский, Епифаний Кипрский, бл. Феодорит, Леонтий Визан­тийский, Анастасий Синаит, преп. Иоанн Дамаскин и многие дру­гие. Часть сочинений св. Мефодия утрачена.

Единственным сохранившимся полностью из сочинений св. Ме­фодия является «Пир десяти дев». Трактат представляет собой раз­вернутую апологию девства как одной из высших христианских доб­родетелей. В произведении, сюжет которого навеян «Пиром» Пла­тона, десять дев по очереди высказывают свои мнения относительно девства, после чего одна из них, Фекла, воспевает восторженный гимн Жениху-Христу и Церкви-Невесте, а хор дев повторяет реф­рен. Девство, по мысли св. Мефодия, является состоянием вышеес­тественным, «чрезвычайно великим»; это - «таинство», в котором осуществляется идеал жизни в подражание Христу. Трактат отно­сится, вероятно, к ранним годам литературной деятельности св. Мефодия. Трактат оказал большое влияние на развитие христианс­кой аскетической письменности, в особенности в эпоху расцвета мо­нашества (IV-Vвв.).