Сообщение произношение имен прилагательных. Урок русского языка "употребление в речи имен прилагательных"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ им. С. М. КИРОВА»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: русский язык

На тему: Имя прилагательное как часть речи

Вариант: № 44

Выполнила: Коваленко Инна Сергеевна

Студент ФЗО

Заочной формы обучения

Специальность ТД

Шифр № 050654

Проверила: Мачурова Надежда Николаевна

Сыктывкар 2006


Введение

1. Общая характеристика имени прилагательного

2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

3.1 Сравнительная степень

3.2 Превосходная степень

6. Заключение

7. Библиографический список


Введение

Русский язык – один из самых богатых и развитых языков мира. Это язык великого русского народа, носителя и творца замечательных духовных ценностей, всемирно известных произведений искусства и литературы. На протяжении всей многовековой истории народа язык всегда был формой выражения русской национальной культуры и национального самосознания.

Русскому языку свойственны необыкновенное богатство словарного состава, пластичность грамматических форм и значений, разнообразие стилистических средств.

Слов в языке много, и все они имеют свои значения. В морфологии все слова распределяются по группам (классам), которые называются частями речи. Одна из самостоятельных частей речи – имя прилагательное, о ней и будет сформулировано в моей контрольной работе.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные. Они помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, нам нужен карандаш, и вы говорите товарищу «Дай карандаш». – «Какой?» - «Красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета.

Морфологические признаки прилагательного - род, число, падеж. Оно изменяется по родам, числам и падежам. Называя признаки предметов, прилагательные обслуживают, поясняют существительные. Поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему теснее связываться с существительными, т. е. уподобляются им в форме рода, числа и падежа. Имя прилагательное – очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному.

Синтаксические признаки прилагательных – в предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть значение самостоятельной части речи – имени прилагательного. Более углубиться в изучение: лексико-грамматических разрядов, степени сравнения прилагательных, типы склонения и употребление прилагательных в современных текстах.


1. Общая характеристика прилагательного как части речи

К именам прилагательным относят разряд слов, которые обозначают признаки предмета и имеют зависящие от существительного (называющего этот предмет) формы рода, числа, падежа: «красный шар», «бревенчатая изба», «летнее утро». В предложении имена прилагательные являются либо определениями: «Как хорошо тогда мне вспомнить знакомый пруд и хриплый звон ольхи» (Ес.), либо именной частью составного именного сказуемого: «Мы были высоки, русоволосы. Вы в книжках прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы» (Н.Майоров).


2.Лексико-грамматические разряды имени прилагательного

В зависимости от значения и грамматических свойств прилагательные делят обычно на три разряда:

1. относительные;

2. притяжательные;

3. качественные.

2.1 Относительные прилагательные

Относительные прилагательные называют такой признак, который количественно не меняется и выражается опосредованно, через отношение к чему-либо: материалу («льняная рубашка», «кирпичная стена»; времени («утренний спектакль», «вчерашний день»); действию («спальный вагон», «копировальная бумага», «курительная комната»); месту («арбатский переулок», «северный олень»); предмету («столовое серебро», «вишневая косточка»); явлению («застойный период», «арендный подряд») и т.д. Каждое относительное прилагательное может быть заменено синонемичной ему конструкцией со словом, от которого прилагательное образовано («льняная рубашка» - «рубашка из льна», «арбатские переулки» - «переулки Арбата»). Общность значения всех относительных прилагательных в том, что они называют постоянные признаки предметов и явлений.

Относительные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -н- (оконченный), -енн- (соломенный), -онн- (порционный), -ан- (кожаный), -ян- (полотняный), -ическ- (гидравлический), -ов- (дымовой), -ев- (строевой), -ск- (французский) и др.

2.2 Притяжательные прилагательные

Это группа прилагательных, обозначающих принадлежность лицу или животному (они образуются с суффиксами –ин-, -ын-, -ов-, -ев-, -иj-, которые присоединяются к существительному, обозначающему данное лицо, данное животное): «мамин подарок», «подружкин рассказ», «отцово наследство»; «лисья нора», «собачий лай».

В отличии от качественных и относительных прилагательных, которые не обладают какими-либо особыми общими для всех слов каждого из разрядов стилистическими свойствами, притяжательные прилагательные стилистически отмечены. Так, употребление прилагательных, которые образованы с суффиксами –ов-, -ев-, -ин-, -ын- и обозначают принадлежность либо лицу, либо животному, ограниченно в современном литературном языке. Большинство из них имеет разговорный характер: материн, дедов, сестрин, отцов и пр. Поэтому в современной речи из прилагательных этой группы в основном употребляются те, которые образованы либо от разговорных слов, либо от существительных, имеющих характер неофициальности: мамин, папин, дядин, Петин, Валин, Сашин, синичкин, кошкин, а так же «Матренин двор», «Федорино горе», «Иваново детство» (названия известных литературных произведений А. Солженицина, К. Чуковского и фильма А. Тарковского) и пр. Остальные же заменяются либо прилагательными с суффиксами –ск-, -овск-, -инск-: пушкинский, отцовский, материнский, либо (значительно чаще) сочетанием существительных с родительным принадлежности: «квартира сестры», «трубка деда».

В устойчивых выражениях, географических наименованиях (которым вообще свойственно сохранять непродуктивные в современном языке формы) притяжательные прилагательные с суффиксами –ов-, -ев-, -ин-, -ын- встречаются достаточно часто: «крокодиловы слезы», «ахиллесова пята», «Магелланов пролив», «Баренцево море». Их содержат и некоторые терминологические наименования: «евклидова геометрия», «кесарево сечение».

Притяжательные прилагательные являются и такие фамилии, как Иванов (Иванов сын), Петров, Сидоров и пр.

Прилагательные с суффиксом –иj, указывающие на принадлежность животному, стилистически не отмечены и поэтому ничем не ограничены в своем употреблении.

2.3 Качественные прилагательные

Качественные имена прилагательные служат прямыми наименованиями таких признаков, которые воспринимаются нами непосредственно, как природные свойства данного предмета или явления.

Семантическое своеобразие качественных прилагательных состоит в том, что они способны обозначать признаки двоякого рода:

1) признаки, объективно присущие донному предмету, независимо от отношения к ним со стороны говорящего (высокий дом, глубокий колодец, старый человек, твердый камень, черная земля, слабые мускулы) и 2) признаки, не только объективно присущие данному предмету, но и отражающие своим наименованием качественную оценку данного признака со стороны говорящего в различных коннотативных аспектах (скверная погода, отважный поступок, позорное бегство, вкрадчивый голос, подозрительный шорох).

· Признаки цвета и цветные оттенки: синий, красный, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый, черный, белый, светлый, серый, красно-синий, светло-зеленый;

· Признаки пространства и места: далекий, близкий, длинны, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий;

· Нравственно-интеллектуальные признаки человека: умный, глупый, добрый, злой, смелый, храбрый, мужественный, отважный, трусливый, робкий, правдивый, лживый, фальшивый, сердечный, бессердечный;

· Признаки эмоционального состояния человека: радостный, веселый, добрый, грустный, печальный, тоскливый, мрачный;

· Признаки качества: отличный, отменный, прекрасный, хороший, приличный, удовлетворительный, посредственный, плохой, скверный, негодный и другие признаки.

Качественные прилагательные характеризуются определенными семантическими, словообразовательнымыми и морфологическими особенностями.

Эти особенности состоят в том, что качественные прилагательные:

· Имеют полные и краткие формы: молодой мужчина – мужчина молод, молодая женщина – женщина молода, молодое поколение – поколение молодо, молодые люди – люди молоды;

· Образуют степени сравнения: умный – умнее – умнейший, простой – проще – простейший;

· Сочетается с наречиями степени: очень молодой, чрезвычайно умный, слишком заносчивый;

· Образуют формы субъективной оценки и неполноты качества: молодой – молоденький, умный – умненький; глупый – глуповатый, бледный – бледноватый;

· Образуют наречия на -о, -е, -и: веселый – весело, грустный – грустно, удручающий – удручающе, усыпляющий – усыпляюще, отеческий – отечески, дружеский – дружески;

· Входят в антонимические отношения: добрый – злой, смелый – трусливый, сильный – слабый, светлый – темный, радостный – печальный;

· Образуют существительные с названием качественного признака: бодрый – бодрость, грубый – грубость, свежий – свежесть, белый – белизна, желтый – желтизна, простой – простота, слепой – слепота.

Не все качественные прилагательные обладают полным набором указанных признаков. Например, качественные прилагательные на –ск (ий) не имеют кратких форм, не образуют синтетических форм степеней сравнения; многие качественные прилагательные не образуют форм субъективной оценки и неполноты качества (невежественный, ответственный, мужественный); ряд прилагательных не включается в словообразовательную модель для образования существительных с отвлеченным названием качества (прекрасный, умный) и т.д.


3. Степени сравнения качественных прилагательных

Качественные прилагательные обладают двумя степенями сравнения:

1. сравнительной,

2. превосходной.

3.1 Сравнительная степень

прилагательное речь текст склонение

Сравнительная степень указывает на то, что у данного предмета (лица) признак проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета признак проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях: «Я знаю – гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» (Маяк.); «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день» (П.).

Это значение сравнительной степени может выражаться двумя способами: синтетическим (с помощью суффиксов) и аналитическим (с помощью вспомогательного слова).

Синтетическая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е, -ше: длиннее, короче, дальше. Наиболее многочисленные формы с суффиксом -ее(-ей), который присоединяется к основе прилагательного: определеннее, интеллигентнее, неустойчивее. С суффиксом -е сравнительная степень образуется у тех прилагательных, основа которых оканчивается на согласные звуки г, к, х, д, т, з, ст, ск: тугой – туже, легкий – легче, сухой – суше, молодой – моложе, богатый – богаче, чистый – чище, плоский – площе и т.д. С суффиксом –ше сравнительную степень образуют лишь отдельные прилагательные: тонкий – тоньше, горький – горше, далекий – дальше, долгий – дольше. Нескольких прилагательных: малый, маленький, хороший, плохой – сравнительная степень образуется супплетивным способом: меньше (для малый и маленький), лучше, хуже. Иногда в образовании сравнительной степени одновременно с суффиксом принимает участие приставка по-: подлиннее, поуже, подальше.

Следует иметь в виду, что не от всех прилагательных можно образовать синтетическую форму сравнительной степени. Такие ограничения могут быть вызваны:

· Особенности словообразовательной структуры прилагательного, в которое входят некоторые суффиксы, препятствующие образованию синтетической формы;

· Тем, что прилагательное не является качественным по происхождению, а стало им в результате переносного употребления слова;

· Особенностями семантики прилагательных.

Так, не имеют синтетической формы сравнительной степени:

1. прилагательные с суффиксами –ск-, -ов-: иронический, трагический, передовой, деловой;

2. некоторые прилагательные с суффиксами –к-, -н-: робкий, падкий, ранний;

3. прилагательные с суффиксами субъективной оценки: хорошенький, чистенький, а так же прилагательные с теми приставками и суффиксами, которые уже сами по себе обозначают степень проявления признака: развеселый, премилый, худющий, злющий, красноватый, тесноватый, толстенный;

4. те прилагательные со значением цвета, которые являются относительными по происхождению: кофейный, кремовый, малиновый, сиреневый, шоколадный, янтарный;

5. прилагательные, являющиеся по происхождению причастиями: выдающиеся способности, блестящий ум, опрокинутое лицо, открытый взгляд; упавший голос;

6. многие отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: отсталый, захудалый, впалый;

7. прилагательные, обозначающие масти лошадей: пегий, вороной, гнедой и т.п.;

8. традиционно относимые к качественным прилагательные, лексическим значением которых является указание на абсолютную степень проявления признака: босой, вдовый, живой, мертвый, холостой и нек.д.р..

В художественной речи встречаются индивидуальные образования сравнительной степени и от перечисленных групп слов. Например: «Вата в золоте – чего уж пошловатей?» (Маяк.); «Это тень твоя стала такой – еще старше и осатанелей» (П.Ант.); «Гроб привезли тоже из Москвы, серебряного цвета, металлический, с белыми украшениями. От него еще мертвее и чуждее, страшнее было лицо мамы» (А.Цвет.). Подобные индивидуально-авторские образования, как отступающие от современной литературной нормы, требуют оценки в каждом конкретном случае.

Если образование синтетической формы невозможно, то, для того чтобы выразить значение сравнения, употребляют аналитическую форму.

Аналитическая форма сравнительной степени может быть образована от всех качественных прилагательных, поэтому в случае, когда возможна синтетическая форма, эти две формы являются синонимичными.

3.2 Превосходная степень

Превосходная степень сравнения указывает на наибольшую, максимальную степень проявления признака у данного предмета по сравнению с другими предметами: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший – сер!» (Цвет.). « Я, может быть, самый красивый из всех твоих сыновей!» (Маяк.); « Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее» (П.).

Значение превосходной степени выражается тремя способами. Соответственно выделяются синтетические, аналитические и сложные формы превосходной степени.

Синтетическая форма образуется от основы прилагательного при помощи суффиксов -ейш-, айш-: важнейший, глупейший, высочайший. Иногда одновременно с суффиксом к прилагательному присоединяется приставка наи-: наиважнейший, наисерьезнейший.

Синтетическая форма превосходной степени также имеет ограничения в своем образовании. Ее нет в основном у тех же групп прилагательных, от которых невозможно и образование синтетической формы сравнительной степени. Это:

1. Прилагательные с суффиксами -ск-, -ов-: иронический, трагический, деловой, передовой;

2. отдельные прилагательные с суффиксом -к-: едкий, броский, меткий, робкий (но: редкий – редчайший, низкий – нижайший, короткий – кратчайший);

3. отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: исхудалый, блеклый, усталый

4. причастия, употребленные в переносном значении: выдающийся, блестящий;

5. ряд прилагательных, основа которых не производна: большой, молодой, долгий, сухой, тугой и т.д.

Аналитическая форма образуется при помощи вспомогательных слов самый и наиболее, которые сочетаются с исходной формой прилагательного: самый сильный, самый влиятельный, наиболее рентабельный, наиболее популярный.

Сложная форма представляет собой сочетание синтетической формы сравнительной степени прилагательного со словом всех или всего: старше всех, вкуснее всего.


4. Типы склонения прилагательных

Падежные формы имен прилагательных имеют зависимый характер, так как они «отражают» значения рода, числа и падежа того существительного, с которым данное прилагательное согласовано.

Полные качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. При этом различаются две разновидности склонения:

1. Прилагательные с основой на твердый согласный образуют твердое склонение;

2. прилагательные с основой на мягкий согласный – мягкое склонение.

Следует помнить, что:

· В мужском и среднем роде единственного числа у прилагательных наблюдаются общие окончания, кроме именительного и винительного падежей;

· Особыми родовыми окончаниями прилагательные обладают в женском роде единственного числа;

· Во множественном числе прилагательные всех родов имеют общие окончания.

Анализ склонения прилагательных позволяет сделать следующие выводы:

1. различия между твердым и мягким склонениями не являются типологическими и обусловлены лишь влиянием твердого или мягкого согласного основы на последующий гласный звук окончания;

2. прилагательные твердого склонения в мужском роде в именительном падеже единственного числа под ударением имеют окончание –ой, в безударном положении –ый;

3. в творительном падеже единственного числа прилагательные женского рода, наряду с основным окончанием –ой, -ей, имеют вариант окончания –ою, -ею, носящий оттенок книжности;

4. по современным фонетическим нормам у прилагательных с основой на заднеязычный все формы твердого склонения, имеющие в окончании начальный звук [ы], заменяют формами мягкого склонения со звуком [и], смягчающим предшествующий согласный: глубокий ров, глухих переулков, дорогим друзьям;

5. прилагательные с основой на ж, ш следует относить к твердому склонению, хотя орфографически у них могут быть обозначены окончания мягкого склонения: большие дома, погожих дней;

6. орфографическая запись окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится с их звуковым составом: белого – [б’эл-ъвъ], летнего – [л’этн-ьвъ] и т.д.

Притяжательные прилагательные склоняются несколько по-иному, чем прилагательные качественные и относительные. В одних падежах они имеют обычные окончания прилагательных, а в других - окончания существительных. Например: И.п.: долгожданное дедово наследство; Р.п.: долгожданного дедова наследства; Д.п.: долгожданному дедову наследству; В.п.: долгожданное дедово наследство; Т.п.: долгожданным дедовым наследством; П.п.: о долгожданном дедовом наследстве. Эти совпадения зависят от того, с каким именно суффиксом образовано данное прилагательное и к существительному какого рода оно относится.


5. Употребление прилагательных в современных текстах

И качественные, и относительные прилагательные не имеют ограничений в своем употреблении и не закреплены специально за какой-либо разновидностью речи. Однако функции, которые выполняют прилагательные этих двух разрядов в текстах, различны и связаны с типовой семантикой слов, в эти разряды входящих.

Во-первых, относительные прилагательные обозначают постоянные, не изменяющиеся и поэтому не зависящие от субъективного восприятия говорящего/пишущего свойства предметов: «дощатый забор», «урок русской литературы», «телевизионный документальный фильм» и т.п. Качественные же прилагательные обладают возможностью отражать признак в той мере его проявления, которая устанавливается говорящим: «Я среди всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил» (Паст.).

Во-вторых, относительные прилагательные довольно редко имеют синонимы, причем число компонентов, образующих эти синонимические ряды, обычно невелико: мировой-всемирный; английский-британский; рычночный-базарный и нек.др.

В противоположность этому качественные прилагательные, как правило, входят в богатые синонимические ряды, в которых значительная часть компонентов- синонимы по- нятийные. Из них говорящий может выбрать именно то слово, которое наиболее точно отображает его мысль, нюансы индивидуального восприятия.

Поэтому употребление качественных прилагательных более характерно для текстов, которые имеют субъективированный, личностный характер. А использование относительных прилагательных связано с сообщением объективной, внеличностной информации.

Проиллюстрируем это примерами. Статья Ираклия Андроникова «Образ поэта», предваряющая собрание сочинений М.Ю.Лермонтова, заканчивается такими фразами «Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов… соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности- свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Здесь каждое из использованных прилагательных качественное, и выбор каждого данного слова определен тем, что именно оно адекватно выражает оценку, которую исследователь дает Лермонтову и его творчеству.

В качественных прилагательных заложены и большие возможности придавать образность описанию того или иного предмета. Показательно, что подавляющее большинство и традиционных определений-эпитетов, и эпитетов индивидуальных- это именно прилагательные качественные. Иллюстрацией может служить известное стихотворение Н.В. Крандиевской-Толстой:

Небо называют- голубым,

Солнце называют- золотым,

Время называют- невозвратным,

Море называют- необъятным,

Называют женщину- любимой,

Называют смерть- необратимой,

Называют истины- святыми,

Называют страсти- роковыми.

Как же мне любовь мою назвать,

Чтобы ничего не повторять?

Каждое из выделенных традиционно-поэтических определений- это качественное прилагательное, обозначающее либо образную характеристику предмета, либо ту оценку, которая выработана и закреплена в художественной речи литературной традицией.

Богатейший в этом отношении материал дает «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П.Хабло. Например, к существительному береза (а образ

березы, являясь чуть ли не национальным поэтическим символом, присутствует, как известно, в произведениях многих русских писателей и поэтов) приводится 54 определения, и только 8 из них- прилагательные относительные (белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая, прямоствольная, тонкоствольная, столетняя, зеленокосая). Перечисляя же эпитеты, которые характеризуют впечатление, производимое березой, психологическое восприятие ее, составители словаря указывают такие прилагательные: веселая, грустная,

дремлющая, задумчивая, милая, наивная, печальная, понурая, робкая, светлая, унылая, хмурая, целомудренная, каждое из которых является качественным. Преимущественно с помощью качественных же прилагательных, как показывает словарь, писатели и поэты описывают и внешний вид березы: белая, бледная, ветвистая, высокая, кудрявая, нарядная, прозрачная, серебряная и пр.

В конце словарной статьи после знака * даются так называемые логические определения (т.е. определения бытового и терминологического характера), и они-то представляют собой в основном прилагательные относительные: бородавчатая, даурская, декоративная, дикорастущая, железная, желтая, каменная, карельская, карликовая, кустарниковая и т.п.

Обращаясь к энциклопедическому словарю, в котором, как известно, описываются в первую очередь объективные, не зависящие от индивидуальной оценки и индивидуального восприятия свойства явлений, в словарной статье на то же самое слово береза находим некоторые из приведенных выше логических определений, а также другие определения, которые, в свою очередь, в основном прилагательные относительные: «Береза- род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков; в СССР около 50 видов. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья- с лечебными целями (как мочегонное, желчегонное средство)».

Притяжательные прилагательные также могут играть роль стилистического средства, повышающего изобразительность речи. Это происходит тогда, когда специфические суффиксы притяжательных прилагательных -ов-, -ев-, -ин-, -ын-, иjприсоединяются к производящей основе неодушевленного существительного: «тарелкины края», «речкины берега», «огурцов хвостик», «дверина ручка», «подоконничий край». В результате происходит одушевление, персонификация того предмета, который назван производящей основой: тарелка, речка, огурец, дверь, подоконник воспринимаются как живые существа. Такое образование окказиональных прилагательных помогает осуществить прием олицетворения, т.е. наделения явлений свойствами живых существ.

К этому приему часто прибегал В.Маяковский. У него наряду с другими языковыми средствами (в первую очередь метафорами) широко используются и «олицетворяющие» притяжательные прилагательные. Например: «Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел»; «Но ударить удалось ему по ребру по миноносьему»; «Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал, и небье лицо секунду кривилось суровой гримасой Бисмарка».

Прилагательные, созданные аналогично, характерны и для поэзии Б.Кирсанова, который вообще многое унаследовал из поэтики Маяковского. И в стихотворениях Кирсанова находим: «тыквенный облик», «волновья пена», «помидорины щеки», «автомобилья любовь» и т.д.


Заключение

Прилагательное в лексическом аспекте обладает богатейшим набором самых разнообразных денотативных и коннотативных значений, что позволяет ему служить одним из главных средств живописания и изобразительной инструментовки текста.

Для морфологии прилагательного наиболее существенным является понимание тех его особенностей, на основании которых прилагательное выделяется в самостоятельный грамматический класс слов, а так же своеобразия лексико-грамматических разрядов слов, функционирующих в недрах этой части речи. Опорным звеном в морфологической структуре прилагательного служит наличие у него зависимых форм рода, числа и падежа, дублирующих соответствующие значения существительных.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Они позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делает нашу речь выразительнее и точнее.

С прилагательными речь как цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как они не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Библиографический список

1. Рахманова, Л.И. Современный русский язык (Лексика. Фразеология. Морфология) / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 322 с.

2. Розенталь, Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1995. – 49 с.

3. Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990. – 227 с.

1) Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов

-н-, -ск-, -овск-, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: кухня- кУхонный, эксперт- экспЕртный, переход- перехОдный, Украина -украИнский, август -Августовский, устав -устАвный . Обратите внимание на произношение прилагательных козырнОй, мизЕрный.

2) Если прилагательное имеет окончание –ой , то оно является ударным:валовОй, ножевОй, спиртовОй, суповОй, объезднОй.

3) Прилагательные с суффиксами –ов- , -ев-, образованные от двухсложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: бОмба- бОмбовой, грУша- грУшевый (сейчас уже допустим и вариант – грушОвый ), слИва,- слИвовый . Обратите внимание на однокоренные прилагательные с разным ударением: лавровИшня- лавровИшневый , вИшня- вишнЕвый. Прилагательные образованные, от односложных, существительных, чаще имеют ударение на окончании или суффиксе, хотя некоторые также сохраняют ударение существительного вал- валовОй, мох- моховОй, тигр- тигрОвый, пух- пухОвый,мИнус-мИнусовый (хотя в настоящее время допускается произношение минусОвый, но не минусовОй)

4) Для кратких прилагательных из одного или двух распространённой моделью ударения является следующая: белый-бел, белА, бЕло, бЕлы . По той же модели образуются краткие формы прилагательных: бойкий, бурный, глупый, жалкий, знойный, нагой, правый (в значении правильный, верный)редкий, сухой, яркий . Следует отметить, что сейчас очень сильна в речи тенденция переносить ударение во множественном числе на конец слова. Однако произношение бойкИ, правЫ , считается недопустимым в литературном языке. В то же время сейчас стали нормативными формы близкИ, бледнЫ, вернЫ, грязнЫ, длиннЫ, краснЫ, круглЫ, низкИ . Если вы посмотрите орфографические словари, изданные лет 10-15 назад, то в большинстве из них будет дано ударение на основе, однако такое произношение расценивается как устаревшее или книжное. Достаточно большое число прилагательных в краткой форме фиксируется в словаре с двумя возможными вариантами в литературном языке, например гОрьки-горькИ. При выборе варианта в речи учитывайте обстановку (официальную или неофициальную), а также определенную социальную значимость этих форм. Ударение на основе воспринимается как наиболее книжная форма, тогда как ударение на окончание сохраняет оттенок сниженности, разговорности. Поэтому, например форму горькИ следует употреблять только дома, но в социальной обстановке лучше произнести гОрьки .



Примечание. По модели кратких прилагательных образуют прошедшего времени многие односложны и двусложные глаголы (брать, рвать, начать, понять) , а также краткие причастия с суффиксом –т- рвать-рвАл, рвалА, рвАло, рвАли, начАть-началА, нАчал, нАчало,нАчали, зАнят-зАнятый, занятА, зАнято, зАняты. Обратите внимание, что глагол класть этой модели не подчиняется, поэтому в прошедшем времени он будет ударение всегда на основе: клАл, клАла, клАло, клАли .

5) Ударение в сравнительной и превосходной форме прилагательные проверяются по форме женского рода краткого прилагательного. Если в краткой форме окончание –а является ударным, то суффикс сравнительной и превосходной степени тоже будут ударными. В остальных случаях эти суффиксы будут безударными. Например: длиннА- длиннЕе, длиннЕйший, тороплИва- тороплИвее, великА- величАйший. Именно поэтому форма сравнительной и превосходной степени от прилагательного красивый будут следующими:красИва-красИвее, красИвейший . Произношение красивее, красивейшие является не только неправильным, но и как проявление низкой культуры человека.

Проверь себя .

1) Произнесите следующие прилагательные. Обратите внимание на суффиксы и на те существительные, от которых образованы прилагательные:

Козырной, объездной, обходной, нитяный, кухонный, экспертный, бомбовый, пихтовый, ивовый, мучной, минусовый, кедровый, домовой, домовая книга, уставный капитал, украинский, валовой продукт, ножевое ранение, спиртовой, джинсовый.

2) Произнести следующие фразы. Обратите внимание на краткие формы прилагательных и причастий, на формы прошедшего времени глаголов: Переговоры начаты успешно. Их взгляды близки. Вы глухи к моей просьбе. Замки крепки. Дети бойки и веселы. Их ответы глупы. Эти привычки вредны. Взяты высокие обязательства. Для анализа взята партия товара. Решение принято поспешно, оно не верно. Пехота заняла линию обороны противника. Все плыло перед глазами. Он понял свою задачу. Я не понял эту фразу. Ветром рвало паруса. Он начал упрекать её, а она начала оправдываться. Они начали спорить. Эту партию продали еще вчера. Он продал товар. Она продала товар.

Ударение в глаголах

  1. Глаголы в неопределенной форме сейчас имеют тенденцию к смещению ударения ближе к началу слова. Например, произношение клЕить сейчас является обязательным, тогда как форма клеить и не рекомендуется к употреблению в литературном языке. Ударение на основе стало основным и для глагола ржАветь , но здесь остается, допустима и форма, ржавЕть , хотя такое произношение считается более разговорным.

Конечно, далеко не все глаголы претерпели такие изменения. Обратите внимание на следующие формы (в речи в них очень часто наблюдается колебания):

А) глаголы на -ить

долбИть, облегчИть,

углубИть,усугубИть,

подбодрИть,убыстрИть,

принУдить,закУпорить,

освЕдомить,опошлИть.

Б) глаголы на –еть ржАветь,индеветь,

плЕсневеть,

В) Глаголы на –ать понЯть, принЯть,

начАть,баловАть

избаловАть,

чЕрпать, исчЕрпать.

Г) Глаголы на –ировать газировАть,пломбировАть,

костюмировАть,

бомбардировАть,

костюмировАть,

гофрировАть

экипировАть,премировАть;

блокИровать,абонИровать,

копИровать,

транспортИровать.

Многие из этих глаголов могут служить «лакмусовой бумажкой » уровня общей культуры человека. Особое внимание обратите на формы: углубИть, усугубИть, принУдить, понЯть, принЯть, баловАть, начАть, облегчИть, исчЕрпать.

2. Формы прошедшего времени обычного сохраняют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме: закУпорил, баловАл, убыстрИл, заразИл, пломбировАл. Об образование форм прошедшего времени в двухсложных и односложных глаголов см. раздел «ударение в именах прилагательных».

3. Обратите внимание на произношение некоторых возвратных глаголов в прошедшем времени (в речи они имеют варианты произношение), Основной литературный вариант - родИлся, началсЯ , взЯлся, занялсЯ, нанялсЯ, принялсЯ. Допустимо, но расценивается как наиболее разговорное произношение: взялсЯ, принЯлся, нанЯлся. Недопустимое в литературном языке произношение - родилсЯ, нАчался или начАлся, зАнялся, прИнялся, нАнялс я.

4. В настоящем и простом будущем времени ударение часто перемещается к началу слова: дружИть, дрУжит, заслужИть- заслУжит, залечИть- залЕчит, но такое перемещение не всегда допускается в литературном языке. Так, очень грубой ошибкой считается произношение, дОлбит , формы звОнит, вклЮчит можно употреблять дома в неформальной обстановке.

Поэтому обратите внимание на следующие формы: звонИт, позвонИт, заключИт, включИт, подключИт, долбИт, заразИт, скрепИт подписью, умалИт, облегчИт, усугубИт .

5. При образовании форм действительных причастия действуют модели. Причастия настоящего времени с суффиксами –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и глаголы в настоящем времени: дАвит- дАвящий, доИт- доЯщий, дЕлит- дЕлящий, (форма делЯщий воспринимается как устаревшая). Причастия прошедшего времени (суффиксы –ш-, -вш-) обычно имеют ударения на том же слоге, что и инфинитив: понЯть- понЯвший, принЯть- принЯвший, начАть- начАвший .

6. Формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами –ен-, -енн- проверяются по форме настоящего или простого будущего времени: если в настоящем времени ударение падает на окончание –ишь, -ит , то в причастии –енн будет ударным, в противном случае –енн- безударно. Ср. заслУжит- заслУженный, заключИт- заключЁнный, залЕчит- залЕченный . Суффикс –енн- всегда будет ударным, если перед ним стоит сочетание –жд- (в глаголе оно обычно чередуется –д- ): осудИть- осуждЁнный, принудить- принуждённый, отчуждённый, родить- рождённый .В речи часто встречается произношение осУжденный (даже в речи юристов), новорОжденный . Но так нельзя говорить ни в коем случае!

При образовании кратких форм с суффиксами –енн-, -ен- действует модель, ударение будет падать на последний слог, если в полной форме –енн- ударное: ввезЁнный- ввезЁн, ввезенА, ввезенО, ввезенЫ, осуждЁнный- осуждЁн, осужденА, осуждено,осужденЫ.

Страдательные причастия, образованные суффиксом –ова-, будут иметь ударение на том суффиксе, если в неопределенной форме ударение падает на последний слог. В противном случае суффикс –ова- будет безударным: баловАть- балОванный, избаловАть- избалОванный, пломбировАть- пломбирОванный, газировАть- газирОванный, гофрировАть- гофрирОванный.

Формы страдательных причастий с суффиксом –т- обычно имеют ударение на один слог ближе к началу слова по сравнению с неопределенной формой: согнУть- сОгнутый, занЯть- зАнятый . Об образовании кратких причастий см. раздел «Ударение в именах прилагательных».

Проверь себя:

Произнесите следующие фразы:

Он скрепит договор своей подписью. Мы заключим с вами договор. Ты позвонишь ему завтра. Он заслужит эту награду. Необходимо углубить наши связи с этой фирмой. Ты не сможешь принудить меня. Это углубит наши познания. Свежий воздух взбодрит больного. Это поможет облегчить его страдания. Время залечит рану. Бутылка хорошо закупорена. Насмешкой можно опошлить самые высокие слова. Хлеб начал плесневеть. Надо убыстрить заключение договора. Конструкции могут заржаветь под дождем. Это примирит вас с неудачей. Партнер отгрузит партию товара на следующей неделе. Это только усугубит нашу вину.

Произнести словосочетания:

Баловать ребенка, избаловать собаку, избалованный ребенок, гофрировать юбку, гофрированное платье, газированный напиток, газированная вода, блокировать решение вопроса, группировать предложение, маскировать свои планы, дозировать лекарства, копировать документы, монтировать агрегат, нормировать заработную плату , экипированная команда, хорошо экипированный отряд, сформированная команда, формировать состав команды, костюмировать спектакль, костюмированный бал, закомпостированный билет.

Образуйте формы кратких причастий по образцу: решенный - решен, решена, решено, решены и запомните их правильное произношение:

Залеченный, приговоренный, зараженный, рожденный, заслуженный, отгруженный, оцененный, избалованный, скрепленный.

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает орфоэпия?
  2. Какие стили произношения вы знаете?
  3. Какие существуют особенности в произношении гласных звуков русского литературного языка?
  4. На что следует обратить внимание при произношении согласных звуков русского литературного языка?
  5. Что изучает акцентология?
  6. Какие признаки имеет русское ударение и какие функции оно выполняет?
  7. Какие существуют закономерности постановки ударения в разных частях речи?
  8. Какая информация содержится в орфоэпических словарях?
  9. Почему правильное произношение является таким же обязательным атрибутом образованного человека, как и орфографическая грамотность?
  10. Какое значение имеет соблюдение единообразия произношения?

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

УРОК 1

ТЕМА: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

План урока:

    Вступление

    Основная часть

а) имя прилагательное как часть речи;

б) разряды прилагательных;

в) степени сравнения качественных прилагательных;

г) образование форм степеней сравнения прилагательных;

д) краткие формы качественных прилагательных;

е) относительные прилагательные;

ж) как различить качественные и относительные прилагательные?

з) склонение качественных и относительных прилагательных;

и) суффиксальный способ образования имён прилагательных;

к) притяжательные прилагательные;

л) правописание прилагательных;

м) морфологический разбор имени прилагательного;

н) произношение имён прилагательных;

о) употребление имён прилагательных в речи.

3. Заключение

Определение имени прилагательного

    Имя прилагательное - часть речи, обознача­ющая признак предмета и выражающая это зна­чение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Имена прилагательные отвечают на воп­росы какой? каков? чей?

    Каждое прилагательное относится к одному из разрядов, то есть является качественным, относительным или притяжательным.

    Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

    Прилагательные характеризуются наличием падежных окончаний.

    В предложении прилагательные бывают обычно согласованными определениями или именными частями составных именных сказуемых.

Таблица №1

Разряды прилагательных

Что обозначают

Примеры

Качественные

Признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени

Круглый, огромный, красный, прочный, вкусный, тяжёлый

Относительные

Признак, выражающий отношение предмета к чему-либо

Утренняя (заря), приморский (край), деревянный (дом)

Притяжательные

Принадлежность предмета какому-либо лицу или животному

Отцов (костюм),

лисий (хвост)

Степени сравнения качественных прилагательных

Качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения: сравнительную и превосходную.

    Прилагательное в сравнительной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется более или менее, чем у другого.

    Прилагательное в превосходной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется в боль­шей мере, чем у всех других предметов.

    Каждая из степеней сравнения имеет две формы - простую и составную.

Примеры:

Наш дом выше вашего.

Наш дом самый высокий.

Выше (простая сравнительная ). Более высокий (сос­тавная сравнительная ).

Высочайший (простая превосходная ). Самый высокий (составная превосходная ).

Таблица №2

Образование форм степеней сравнения прилагательных

Форма

Способ образования

Пример

Изменение

Простая срав­нительная степень*

Суффиксы: -ей, -ее -е** -ше**

Сильн-ей, сильн-ее Выш-е Тонь-ше

Неизменяе­мая форма

Составная

сравнительная

степень

Более/менее + прилагательное в положительной форме***

Более высокий. Менее высокий. Более высок.

По числам,

родами

падежам

Простая пре­восходная степень

Суффиксы: -ейш--айш

Главн-ейш-ий

Высоч-айш-ий

По числам, родам

и паде­жам

Составная

превосходная

степень

1)Прилагательное
в простой сравни­
тельной степени +
всего/всех

2)самый/наиболее

/наименее +прилагательное в
положительной
форме

1) Выше всех.
Лучше всего

2) Самый

высо­кий, наиболее
высокий, наиме­нее высокий

1 Неизменяе­мая форма

2) По числам, родам

и паде­жам

Примечания:

* От прилагательных хороший, плохой, маленький формы простой сравнительной степени образуются с помощью новой основы: лучше, хуже, меньше.

** При прибавлении суффиксов -е и -ше может происходить усечение основы и чередование согласных в основе: высо­кий - выше (усечение основы на суффикс -ок- и чередова­ние с//ш), тонкий - тоньше (усечение основы).

***В положительной форме - то есть не в форме одной из степеней сравнения (новый, высокий и т.д.).

Краткие формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные могут образовывать крат­кие формы.

    Краткие прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не склоняются.

    Краткие прилагательные в предложении являются именными частями составных именных сказуемых.

    Только краткую форму имеют прилагательные рад, горазд, люб, должен.

Относительные прилагательные

Относительными называются прилагательные, которые выражают признак через отношение к чему-либо, а имен­но:

    ко времени (сегодняшний, утренний);

    к месту (псковский, здешний);

    к материалу (полотняный, алюминиевый);

    к лицу (читательский, человеческий);

    к действию (молотильный, писчий);

    к назначению предмета (книжный, письменный).

Как различить качественные и относительные прилагательные?

Признаки качественных прилагательных

  • Непроизводная основа трудн-ый ;
  • Образование форм степеней труднее;
  • Образование краткой формы труден;
  • Образование форм качественной оценки трудненький
  • Образование форм качественной

оценки путём повтора трудный-трудный

  • Образование от прилагательного наречия на –о трудно
  • Образование от прилагательного существительного

с суффиксом отвлечённого понятия трудность

  • Наличие антонимов лёгкий
  • Возможность присоединения приставки не- нетрудный

При изменении значения относительное прилагательное может перейти в качественное. В этом случае оно при­обретет хотя бы один из признаков качественного при­лагательного.

Примеры: Туманное объяснение. (Довольно туманное объяснение.)

Склонение качественных и относительных прилагательных

    Качественные и относительные прилагательные в полной форме изменяются по падежам, числам и родам. Показателем формы прилагательного является его падежное окончание.

    Падеж, число и род прилагательного определяется формой существительного, к которому данное прилага­тельное относится.

И.п. новый (дом) новая (книга) новое (задание) новые (ученики)

Р.п. нового дома новой книги нового здания новых учеников

Д.п. новому дому новой книге новому зданию новым ученикам

В.п. новый дом новой книге новому зданию новых учеников

Т.п. новым домом новой книгой новым зданием новыми учениками

П.п. о новом доме о новой книге о новом здании о новых учениках

Таблица №3

Суффиксальный способ образования имён прилагательных

Разряд

Суффикс

Разряд

Суффикс

Качественные

Ав(ый)

Ив(ый)

Ат(ый)

Чив(ый)

Оват(ый)

(-еват-)

Аст(ый)

Ист(ый)

Н(ый)

Относительные

Ск(ий)

Ов(ый)

Ан(ый)

(-ян-)

Н(ый)

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности лицу или животному.

Притяжательные прилагательные образуются при помощи суффиксов:

    Ов-, -ин-;

    Ий (j). i

Примеры: отц-ов -0. Пап-ин -0. Лис-ий -0. Лис- i -эго.

Примечание.

На письме в формах косвенных падежей суффикса i "не видно", так как гласной буквой после разделительного Ь обозначается [j] - суффикс притяжательного прилагатель­ного, и первый гласный звук окончания.

Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и в ед.ч. по родам.

При склонении притяжательные прилагательные с суффиксом -ий в формах именительного падежа всех чисел и родов принимают такие же окончания, как краткие прилагательные, а в остальных - как полные.

При склонении притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-, -ин- в формах некоторых падежей принимают окончания, свойственные существительным.

Примеры:

Лисий-0. Лись-а. Лись-е. Лись-и (И.п.). Лись-эго. Лись-эй. Лись-их (Р.п.).

Отцов-0 пиджак-0. Отцов-а куртк-а. Отцов-у куртк-у. (окончания, как у существительных). Отцов-ым пиджак-ом. Об отцов-ом пиджак-е (окончания, как у прилагательных).

Правописание прилагательных

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

    В суффиксе -ин- имён прилагательных всегда пи­шется одна буква н: воробьиное перышко (принадле­жит воробью).

    В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: серебряная ложка (ложка из серебра), ледяной шарик (шарик изо льда).

Исключения : олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый.

Помимо основного значения («сделанный из...»), суффикс -ан- (-ян-) имеет и другие значения, напри­мер «предназначенный для...»: дровяной склад (склад для хранения дров).

Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-) нередко употребляются в переносном значении: пе­тушиный характер, серебряный голос.

3. В суффиксах имён прилагательных -онн-, -енн- пишутся две буквы н: революция - револю­ционный, утро - утренний.

Исключение : ветреный (день, человек). Если есть приставка, то однокоренное слово пишется с нн: безветренный, подветренная (сто­рона).

Запомни!

  • Чтобы не смешивать при письме суффиксы -ин-, -ан- (-ян-), -енн-, учитывайте, что суффикс -ан-(-ян-) обычно имеет значение «сделанный из...», «со­стоящий из...»: глиняный сосуд - сосуд, сделан­ный из глины.
  • Суффикс -енн- этих значений не име­ет, кроме слов клюквенный, тыквенный, соломен­ный и некоторых других.

Рассуждай так : серебр..ая ложка - сделанная из серебра, зна­чит, пишем -ан- (-ян-): серебряная. Внутр..ий распорядок - нет значения «сделанный из...», зна­чит, пишем суффикс -енн-: внутренний распоря­док.

III. Две буквы н в именах прилагательных пи­шутся также в том случае, когда прилагательное об­разовано с помощью суффикса -н- и корень оканчива­ется на букву н: туманный (туман + н(ый), длинный (длин(а) + н(ый).

Правописание сложных прилагательных

Слитно пишутся:

    Сложные прилагательные, образованные от слож­ных существительных, которые пишутся слитно: шлакоблочный (шлакоблок).

    Прилагательные, представляющие сложносокращен­ные слова: культмассовый.

    Прилагательные, одна из частей которых отдельно не употребляется: всеядный, быстротечный.

    Сложные прилагательные, образованные от подчи­нительных словосочетаний, составленных по способу со­гласования, управления, примыкания:

новогреческий (новый греческий), паровозоремонтный (ремонт паровозов), быстрорежущий (быстро резать). Исключение: всемирно-исторический.

Пишутся через дефис:

    Сложные прилагательные, образованные от суще­ствительных, пишущихся через дефис: Орехово-Зуево - орехово-зуевский.

    Обозначающие цвет или вкус с оттенком: бледно-синий, горько-соленый.

    Объединяющие однородные понятия: журнально-газетное издательство (журналы + газеты).

    Сложные прилагательные, образованные от сочини­тельных сочетаний слов, если между компонентами мож­но вставить сочинительные союзы и, но, не только... но и: финансово-экономический отдел.

Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор имени прилагательного производится в следующем порядке.

    Часть речи, начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.).

    Постоянные признаки: разряд по значению.

    Непостоянные признаки: для качественного - полная или краткая форма, степень сравнения; падеж, число, род (в ед.ч.).

    Синтаксическая функция.

Например:

К новому дому был пристроен деревянный сарай.

К новому (дому) - прилагательное, начальная форма

- новый.

Постоянные признаки - качественное

Непостоянные признаки - в полной форме,

(положительная форма), в Д.п., ед.ч., м.р.

Деревянный (сарай) - прилагательное, начальная

форма - деревянный.

Постоянные признаки - относительное.

Непостоянные признаки - И.п., ед.ч., м.р.

Синтаксическая функция - согласованное определение.

Примечание.

* Допускается пропускать пункт о степени сравнения, если качественное прилагательное не стоит ни в одной степени сравнения.

Произношение имён прилагательных

  1. В современном русском языке есть немало полных имён прилагательных с неустойчивым ударением. Го­ворят, например, кружков О й и кружк О вый, м У ску­листый и мускул И стый. Учёные установили, что с течением времени нередко побеждает ударение, кото­рое стоит ближе к концу слова. Так, в XIX веке говори­ли: дн Е вный, гром О вый. В наше время единственно верным считается произношение дневн О й, громов О ой. В то же время остаётся группа прилагательных, где место ударения нельзя выбирать, оно строго закрепле­но: к У хонный (нельзя: «кух О нный»), кедр О вый (не рек.: «к Е дровый»), зн А чимый (нельзя: «знач И мый»)... Чтобы не ошибиться, необходимо почаще открывать ор­фоэпический словарь.

  2. В некоторых кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение ос­таётся на том же слоге, что и в полной форме, но пе­ремещается на окончание -а в форме женского рода: кр А ткий - кр А ток, кр А тко, кр А тки, но: крат­к А ; ц Е лый - цел, ц Е ло, ц Е лы, но: цел А . Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прилагательных множественного числа, где возможно ударение как на основе, так и на оконча­нии: б Е дный - б Е ден, бедн А , б Е дно, б Е дны и бед­н Ы ; в А жный - в А жен, важн А , в А жно, в А жны и важн Ы ; в Е рный - в Е рен, верн А , в Е рно, в Е рны и верн Ы .

  3. Следует правильно произносить прилагательные в краткой форме: гл У пый - глуп, глуп А , гл У по, гл У пы; д О брый - добр, добр А , д О бро, д О бр Ы , зелёный - з Е лен, зеле­н А , з Е лено, з Е лены; прав - права, пр А во, пр А вы; пустой - пуст, пуст А , п У сто, пуст Ы ; р Е зкий - р Е зок, резк А , р Е зко, р Е зки.

  4. Одни прилагательные при образовании сравни­тельной степени сохраняют место ударения на том же слоге, что и в начальной форме: крас И вый - крас И ­вее, гр О мкий - гр О мче, д О лгий - д О льше. В дру­гих прилагательных ударение переходит на суффикс сравнительной степени: сильный - сильн Е е, бл Е д­ный - бледн Е е, в Е рный - верн Е е.

Употребление имён прилагательных в речи

  1. Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное, которое является спут­ником существительного: дом - деревянный, каменный; одноэтажный, трёхэтажный; зелё­ный, розовый; маленький, большой; красивый, тёплый, холодный, длинный, старый, ветхий, уютный, просторный, любимый, отчий...

  2. В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные уста­новили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто упот­ребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, бе­лый и некоторые другие.

  3. Употребление имён прилагательных придаёт ре­чи выразительность. Не случайно, например, в худо­жественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово - это прила­гательное. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора. Особую выразительность художественной ре­чи придают прилагательные-эпитеты, употреблённые в переносном значении: море - бирюзовое, спокой­ное, изумрудное, весёлое, капризное, ласковое и т. п.

  4. В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы, прилагательные-антони­мы, что помогает добиться выразительности и образ­ности речи.

  5. Употребляются прилагательные и в составе фразео­логизмов (обещать златые горы, маменькин сы­нок, жить на широкую ногу, ни жив ни мёртв и др.).

Запомни!

  1. Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени перешли в разряд существи­тельных, так как уже не обозначают признак, а назы­вают предмет: часовой, столовая, ванная, заку­сочная, жаркое, пирожное, парикмахерская, кладовая, прачечная [ш], вселенная, запятая, набережная, мостовая и др . Такие существитель­ные могут образовывать словосочетания по схеме «прил. + сущ.»: новая столовая, удобная кладо­вая, старая набережная, лишняя запятая, вкусное пирожное и т. п.

  2. Многие слова в современном русском языке упот­ребляются и как существительные, и как прилага­тельные: больной, слепой, родной, знакомый и др. Так, в предложении Больной выздоравливал слово больной - существительное. А в предложении Боль­ной мальчик выздоравливал это же слово - имя прилагательное (мальчик - какой? больной).

  3. При образовании составной формы сравни­тельной степени после слов более или менее нельзя употреблять прилагательное в простой сравнитель­ной степени: Другой цветок был более красивым. Неправильно : «был более красивее».

  4. Прилагательные в сравнительной степени, об­разованные при помощи приставки по- чаще упот­ребляются в разговорной речи: побыстрее, получ­ше, погромче.

  5. Превосходная степень указывает на то, что из всех предметов в данном признак проявляется в наибольшей степени, например: Это был милейший человек. Наш попутчик выглядел грустнее всех.

  6. У прилагательных с суффиксами -ск-, -я-, -ое-, -ист-, -лив- простая форма превосходной степени не образуется: больной, озорной, изменчивый, иг­ристый, кривоватый.

  7. Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, не изменяющийся по степе­ни своего проявления; признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отноше­ние к месту, времени, назначению: стеклянная ваза; городской житель; летний отдых; грузовой транспорт.

  8. Притяжательные прилагательные обознача­ют признак, указывающий на принадлежность предмета, и отвечают на вопрос: чей! Например: бабушкина шаль, медвежья берлога.

  9. Прилагательные всех трёх разрядов могут упот­ребляться в переносном значении, и при этом воз­можен переход прилагательных из одного разряда в другой: золотое кольцо - золотой характер; си­реневый куст - сиреневое платье; волчья пасть - волчья шуба, волчий взгляд; чёрное пальто - чёр­ное золото.

  10. Число, род, падеж имён прилагательных зависят от имени существительного, к которому они относятся.

  11. Безударные окончания прилагательных проверяются по вопросу: в осеннюю (какую?) пору; с лучшим (каким?) другом.

  12. Винительный падеж притяжательных прилага­тельных мужского рода единственного и множе­ственного числа совпадает по форме с именитель­ным, если прилагательное относится к неодушев­ленным существительным (Мы снова ели вкус­ный бабушкин, пирог. Я всегда вспоминаю ма­мины нежные песни), и с родительным, если от­носится к одушевленным существительным (Дети с нетерпением ждали дедушкиных фронтовых друзей).

  13. Фамилии людей (Семёнов, Егоров, Никитин), образованные от имён существительных собствен­ных Семён, Егор, Никита при помощи суффик­сов -ов, -ин, склоняются как притяжательные при­лагательные: Семёнову, Никитину, Егорову; Се­мёновым, Никитиным, Егоровым.

  14. Названия городов (Иваново, Одинцово, Камы­шин), населённых пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффик­сами, но в творительном падеже они имеют окон­чания существительных -ом (под Ивановом, под Камышином).

Контрольные вопросы к уроку

  1. Что обозначает имя прилагательное и какими грамматическими категориями оно характеризуется?

  2. Когда употребляются притяжательные прилагательные?

  3. Чем отличаются качественные прилагательные от относительных?

  4. В чём заключаются особенности произношения прилагательных в краткой форме?

  5. Как изменяются имена прилагательные?

  6. Каковы особенности употребления прилагательных в речи?

  7. Каковы особенности правописания сложных прилагательных?


Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами - ив-, - лив-, - чив-, - им-, - н-, - альн-, - ельн-, - ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:

красИвый - красИв, красИва, красИво, красИвы;

говорлИвый - говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы;

устОйчивый - устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы и т. д.

Перечень прилагательных, которые в краткой форме характеризуются перемещением ударения, не очень велик - как правило, это слова с односл. основами без суффиксов (или с прост., древними суффиксами - к-, - н-, частично "поглощенными" основой).

Существует некот. закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в ост. кратких формах - на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:

бЫстрый - бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры;

гОдный - гОден, годнА, гОдно, гОдны;

густОй - гУст, густА, гУсто, гУсты.

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, отн. к среднему роду или употребл. во множ. числе:

бЕлы - белЫ мИлы - милЫ

велИки - великИ мАлы - малЫ вИдны - виднЫ нОвы - новЫ

врЕдны - вреднЫ высОко - высокО глубОко - глубокО гОдны - годнЫ

нУжны - нужнЫ пОлны - полнЫ стАры - старЫ

ширОки - широкИ

крУпны - крупнЫ

В русском литер. языке действует след. правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе - ее: длиннА - длиннЕе, виднА - виднЕе, нужнА - нужнЕе и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравн. степени оно остается на основе: красИва - красИвее, ленИва - ленИвее, ужАсна - ужАснее и т. д.

52. Ударение в глаголах. Формы прошедшего времени

Прежде всего необходимо сказать об ударении в часто употр. глаголах звонить, включить (и произв. от них), нормы произношения кот. нарушаются многими людьми. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание:

звонИть - звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

включИть - включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с приставками (позвонить, зазвонить, созвониться и т. д.; выключить, отключить, подключить и т. д.).

Очень часто колебания ударения наблюдаются также в глаголах с суффиксом - ировать. При спряжении таких глаголов ударение остается неподвижным, т. е. всегда падает на гласный и: конструИрую, конструИруешь, конструИрует и т. д.

В некоторых глаголах, вош. в русский язык в XIX в., ударение падает на посл. гласный - а (премировАть, пломбировАть и др.). При спряжении этих глаголов ударение всегда приходится на личные окончания: премирУю, премирУешь, премирУет и т. д.

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени, страдат. причастиях и личных формах глаголов наст. и буд. времени. Ударение в глаголах прош. времени обычно совпадает с ударением в инфинитиве:

говорИть - говорИл, говорИла, говорИло, говорИли;

дЕлать - дЕлал, дЕлала, дЕлало, дЕлали.

Если инфинитив кончается на - сти, - чь, то ударение во всех формах прош. времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, кот. не имеет окончания):

вестИ - вел, велА, велО, велИ;

печь - пек, пеклА, пеклО, пеклИ.

Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прош. времени ударение всегда перемещается на нее:

вЫвести - вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели;

вЫпечь - вЫпек, вЫпекла, вЫпекло, вЫпекли.

В русском языке существует около 280 глаголов - непроизводных (без приставок и суффиксов), древних, односложных, оканч. на - ить или - ать, а также производных, образ. на базе сущ. теперь самост. основ - ня- и - ча-, в кот. особенно часто наблюдаются колебания ударения. Ударение в этих глаголах перемещается по следующей схеме: бЫть - бЫл, былА, бЫло, бЫли.

В эту группу входят перечисленные ниже глаголы и производные от них: брАть, взЯть, вИть, врАть, гнАть, гнИть, дАть, дрАть, ждАть, жИть, звАть, клЯсть, лгАть, лИть, пИть, плЫть, прЯсть, рвАть, слЫть, ткАть, донЯть, внЯть, занЯть, нанЯть, начАть.

В возвратных глаголах (с частицей - ся) ударение перемещается на окончание (в отличие от соотв. им невозвр. глаголов):

налИть - нАлил, налилА, нАлило, нАлили;

налИться - налИлся, налилАсь, налилОсь, налилИсь.

Цель: отрабатывать практические умения и навыки в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных.

  • закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • сообщить исторический, научный, познавательный материал о березе, традициях на Руси;
  • обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;
  • развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, смекалку, воображение;
  • создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к историческим ценностям и традициям русского народа, к природе;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за свой край.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Диск с презентацией
  • Экран
  • Магнитофон
  • Аудиозапись
  • Индивидуальные сборники (книжки-самоделки) - 20 штук
  • Карточки (10x30):

ПОЗНАВАТЬ

РАССКАЗЫВАТЬ

ОТВЕЧАТЬ

РАЗГАДЫВАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СОЗДАВАТЬ

НЕБЕСНАЯ

НЕБЕСНОЙ

СВЯЩЕННОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

Предварительная подготовка учащихся к уроку.

Задачи: учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию с использованием различных источников; работать в группах; готовить презентацию для сопровождения собственного доклада; анализировать и оценивать собственные творческие способности и возможности.

  1. Программа “Познаем мир”.
  2. Стихотворение.

Оформление доски: (до начала урока), (по ходу урока).

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно ориентированная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2003.

3. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр. М.Забылиным. – М.: Автор,1992.

I. Организационный момент. (2-3 мин.)

Ученики стоят около своих парт.

В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

Мне нужна ваша поддержка.
Я верю в вас!
Улыбнитесь Уроку улыбкою радости познания.
А что вы ждете от сегодняшнего урока?

Ученики высказывают мнения.

(Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: Пусть ваши желания исполнятся.

После проведенных минут общения вы обязательно поделитесь с нами и с Уроком своими мыслями и чувствами.

Садитесь.

Учитель: Я предлагаю вам следующее построение урока.

  1. Предсказания.
  2. Сюрприз учителя.
  3. Получите письмо.
  4. Мы вдумчивые слушатели.
  5. Мы учителя.
  6. Поиграем.
  7. Уроки жизни.
  8. Творческое задание.
  9. Программа “Познаем мир”
  10. Мы соавторы.

Учитель: Согласны ли вы с таким планом урока?

Ученики соглашаются.

II. Постановка темы, задач урока. (1 мин.)

1. ПРЕДСКАЗАНИЯ

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие к тайнам русского языка, окружающего мира, традициям и обычаям Руси, и познанию себя.

Каждый из вас на уроке будет (карточки со словами помещаются на доску) слушать, познавать новое, рассказывать, отвечать на вопросы, разгадывать, сочинять, создавать новое.

Постарайтесь свою речь делать точной, красочной, выразительной, полной, правильно употреблять в речи имена прилагательные. Уважительно относитесь к словам. Слово – печать мысли.

III. Введение в тему урока. (1 мин.)

2. СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ

Я предлагаю вам, ребята, сегодня стать соавторами очередного сборника.

А вот и первая страница.

Посмотрите внимательно и постарайтесь сформулировать задание.

Ученики: Найти правильный вариант ответа на предложенный вопрос.

Узнать закодированное слово.

IV. Проверка домашнего задания. (2 мин.)

Ученики выполняют работу.

Учитель: Назовите слово и докажите свой вариант ответа.

Ученики: Береза.

Доказывают, формулируют правила об имени прилагательном.

Учитель: Я очень довольна тем, что вы добросовестно выполнили домашнее задание – повторили весь изученный материал об имени прилагательном.

Сегодня Урок мы посвятим Березе – Символу России.

Стихотворение “ХОРОША РОССИЯ” (компьютер, слайды).

V. Упражнения в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных в речи. (18–20 мин.)

3. ПОЛУЧИТЕЛ ПИСЬМО.

Возьмите листочки с заданием под № 2.

Прочитайте первую часть письма.

Люди добрые, русские, здравствуйте!
От меня вам поклон земной.
Вас, на вашем уроке русского языка
Я приветствую всей душой!

С какими словами к вам обратилась березка?

Ученики отвечают.

Прочитайте вторую часть про себя, все ли вам понятно?

Я б…реза - ____ д…рево с ____ ____ веточками,

с ____ ____ к…рой, покрытой ____ п…лосками. Свое название получила по цвету к…ры.

Ученики высказывают мнения.

Сформулируйте задание.

Ученики: Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.

Учитель: А что нужно знать, чтобы вставить пропущенные буквы?

Ученики объясняют.

Правописание безударной гласной.

Цепочкой выходят к доске и делают соответствующие записи доказывают правописание безударной гласной.

А теперь дополните текст подходящими по смыслу именами прилагательными.

Вспомните материал уроков по окружающему миру.

Можно работать в парах.

Когда рядом друг вы становитесь сильнее и мудрее. Прислушивайтесь друг к другу.

Ученики работают в парах постоянного состава, предлагают свои варианты учителю.

(Предложить учащимся, угадавшим слова, оформить запись на доске.)

Учитель: Прочитайте запись на доске.

Ученики читают хором.

Учитель: Изменился текст? Как? Впишите имена прилагательные в текст. Как их выделите?

Ученики записывают слова

в тексте сборника, подчеркивают.

Учитель: Что вы можете сказать о словах, которыми дополнили письмо?

Ученики: Это слова – имена прилагательные, потому что они отвечают какой?, какими? и обозначают признаки предметов.

Учитель: А для чего нужны имена прилагательные?

Ученики: Без имен прилагательных наша речь была бы непонятной и бедной, а имена прилагательные – делают ее яркой и понятной.

(Поместить информацию на магнитную доску “ПОВТОРИ”.)

Учитель: В будущем кто-то из вас обязательно станет писателем.

Определите у имен прилагательных род и число.

Ученики выполняют.

Делают выводы.

Запишите однокоренные слова с корнем – берез и разберите их по составу.

Ученики выполняют работу.

Зачитайте слова, прокомментируйте разбор слова по составу.

Ученики: береза, березка, березовый, березняк березонька, подберезовик.

4. МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать легенду о небесной девушке. Опустите головы. Закройте глаза. Позовите на помощь воображение.

Послушайте легенду. Постарайтесь услышать имена прилагательные.

(Включить аудиозапись)

Давно это было. Забыли люди о доброте. Завидуют и обманывают друг друга. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до небес дошел. Посмотрела дочь неба на Землю. Черные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по Земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей Земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.

Учитель: Назовите имена прилагательные. Как вы определили? Найдите карточку с этим словом. Поместите карточку на доску, рядом укажите число и род.

(Вызывает к доске учащихся по желанию.)

Ученики выполняют задание.

На местах учащиеся проверяют работу детей у доски, сигналами указывают на правильные и неправильные ответы.

Учитель: Запишите словосочетания, характеризующие березу.

Ученики записывают.

О чем заставляет задуматься эта легенда?

Ученики отвечают.

Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

5. МЫ УЧИТЕЛЯ

Возьмите листок с заданием №3.

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая…

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…

Стоит Алена,
У нее платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Прочитайте тексты. Поставьте рядом со словом цифру-вариант правильного ответа.

Докажите, что под №3 загадка.

Ученики выполняют.

Из предложенных текстов найти и выписать словосочетания к схемам:

1 вариант: сущ. Какой? Прил.

2 вариант: сущ. Какую? Прил.

Ученики выполняют.

Взаимопроверка по предложенному учителем образцу.

6. ПОИГРАЕМ.

Поэты, писатели, композиторы, художники сумели в своих произведениях передать красоту березы. А найдутся ли у вас слова… (предложить картины известных художников)

Наши красавицы просят вас вспомнить и записать имена прилагательные на листочках, которые характеризуют ее. Какая она? Работайте в группах. Время на оформление -1 минута.

Ученики работают в группах.

Зачитайте слова. Все внимательно слушают и оценивают работу ребят.

А какими словами, из предложенных вами можно охарактеризовать человека?

Ученики…

7. УРОК ЖИЗНИ

Березе человек придает свои человеческие качества, а какую боль может принести человек этому красивому и ценному дереву?

Помните об этом и относитесь бережно ко всему, что вас окружает.

8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание под № 4.

Сейчас в нашем классе работа кипит

Так пусть же не будет для лени минутки…

Составьте из слов предложения, расставляя над словами цифры.

Третье предложение записать.

Выделите в третьем предложении грамматическую основу, назовите второстепенные члены предложения, укажите части речи.

растение, лекарственное, Береза

почек, при, печени, и, березы, помогают, заболеваниях, Почки

сок, Березовый, большое, содержит, витаминов, количество

Березовый сок содержит большое количество витаминов.

9. ПРОГРАММА “Познаем мир”.

VI. Домашнее задание. (2 мин.)

Учитель: В сборнике на последней страничке есть задания.

А какое домашнее задание зададите мне вы?

Ученики предлагают подготовить для них интересные задания.

VII. Итог урока. (2-3 мин.)

Учитель: Я не сомневаюсь, что через две недели мы сможем увидеть презентацию новых интересных работ, потому что вы талантливые ребята.

Слова, какой части речи помогли больше узнать о символе России – березе?

Ученики: Имена прилагательные.

Учитель: Что вы можете рассказать друг другу об именах прилагательных?

Ученики рассказывают друг другу сведения об имени прилагательном.

Учитель: Прочитайте слова на карточках. Чем они интересны и всё ли вы успели сделать на Уроке?

Ученики читают хором. Высказывают свое мнение.

Оценивают работу одноклассников.

Оправдались ли ваши надежды, ожидания от сегодняшнего урока?

Ученики: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество.

Я думаю, что сегодня каждый из вас расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день.