Теория «сверхчеловека. Образ сверхчеловека в морально-этической концепции ницше Философские взгляды Ницше Учение о Сверхчеловеке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

РГПУ им. А. И. Герцена

Концепция теории о сверхчеловеке Ницше

Меленный Виталий Петрович

Туризм. 1 курс

Введение

1.Фридрих Ницше

2. Концепция сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

2.2 «Путь» к сверхчеловеку

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Заключение

Введение

Идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше. На самом деле, несложно догадаться почему, ведь актуальность до сегодняшнего дня не покидается эту тематику. «Сверхчеловек» по сей день интересен. В действительности, Ницше был не первым, кто затронул эту тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была забыта. Часто, очень часто люди непроизвольно, возможно, вспоминают Его, т.е. все мифологические герои или же выдуманные герои типа Монте Кристо или Шерлока Холмса являются современным выражением человека Свыше обычного, превосходящего простого человека в силе или в хитрости, или в храбрости.

1. Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше - это наиболее яркий представитель философского направления под названием «философия жизни».

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г в семье потомков польских дворян. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. В 12 дней написал историю своего детства. Он покинул свою семью в 1858 г. Будучи сыном простого пастора, он получил образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявлял такие таланты, что ему пророчили карьеру профессора. Так оно и произошло, и уже в 1868году (в 24 года) он становится профессором в Безельском университете.

Все шло замечательно, но в 1876 году Ницше начинает страдать страшными головными болями и переезжает жить в Италию, путешествует по Швейцарии и Франции. В это время происходит коренной перелом в его мировоззрении и творчестве. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но, по мнению экспертов, это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Ницше бросает преподавательскую карьеру и начинает писать свои главные произведения. К ним относятся: « Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки» и др. В 1889 году безумие прерывает его творческую деятельность. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г, не осознавая того успеха, который к тому времени уже имели его произведения. Ницше задал новое направление культурно - философской ориентации получившей название «философия жизни», т.к. все рассматриваемые проблемы касались непосредственно человеческой жизни и общества.

2. Концепция Сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

Идея сверхчеловека в философии впервые была высказана Фридрихом Ницше. Для него человек выступает следующим эволюционным звеном типа «гомо сапиенс». Ценность человека здесь промежуточная. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью», - так говорил Ницше. Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение - это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть». Т.к. опасно прохождение, опасно остаться в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка - в этом заключается смысл выражения «…человек - это переход…».

Можно говорить, что идея Ницше о сверхчеловеке явилась следствием эволюционной теории Дарвина: Если человек произошел от неких звероподобных предков, то можно предположить, что теперешнее его состояние (Человек) - это может быть промежуточное состояние, которое может стать основой для более высокого.

Другими словами, Человек станет для Сверхчеловека тем, чем для человека является обезьяна. «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или позор. И тем самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором…Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от червя. Некогда вы были обезьяною, и даже теперь человек еще большая обезьяна, чем иная из обезьян.» Здесь Ницше говорит о развитии ВОЛИ К ВЛАСТИ, которая постепенно приобретает формы биологического и социального доминирования. Именно эти черты Сверхчеловека Ницше пытались воплотить в своем бытии вожди тоталитарных государств XX века.

Идея сверхчеловека древняя. Это доказывают слова П.Д.Успенского Пётр Демьямнович Успемнский (4 марта 1878, Москва -- 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) -- русский философ, теософ, эзотерик и писатель, математик по образованию. Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеям четвёртого измерения, «Народная мудрость всех веков и племен понимала, что человек, каков он есть, не способен сам устроить свою жизнь; народная мудрость никогда не считала человека достижением, венчающим творение. Она правильно оценивала место человека, принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа, которые, хотя тоже являются людьми, все же стоят гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его, сложнее, «чудеснее» »

Идеи сверхчеловека была забыта в период Нового и Новейшего Времени, когда центральное место занимала экспериментальная наука. «Лишь тупая мысль последних столетий европейской культуры утратила соприкосновение с идеей сверхчеловека и поставила своей целью человека, каков он есть, каким он был и будет всегда. За этот сравнительно короткий период европейская мысль так основательно забыла идею сверхчеловека, что когда ее Ницше предоставил западу, она показалась ему новой, оригинальной и неожиданной. В действительности она существовала с самого начала известного нам человеческого мышления ».

«В конце концов, сверхчеловек никогда полностью не исчезал и в современной западной мысли. Например, что такое "наполеоновская легенда" и все сходные с ней легенды, как не попытки создать новый миф о сверхчеловеке? Массы по-своему все еще живут с идеей сверхчеловека; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека. В самом деле, что представляют собой граф Монте Кристо, или Рокамболь, или Шерлок Холмс, как не современное выражение все той же идеи сильного, могучего существа, с которым не в состоянии бороться обычные люди, которое превосходит их в силе, храбрости и хитрости? Его сила всегда заключает в себе нечто таинственное, магическое, чудесное»

Вместе с тем Успенский показывает, что идея сверхчеловека постоянно всплывает в любом времени. Она спит, готовая пробудиться и овладеть умами. «…Массы по-своему еще живут с идеей о сверхчеловеке; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека».

«Подходить к идее сверхчеловека интеллектуальным путем возможно только после длительной и настойчивой тренировки ума. Способность думать есть та первая необходимая стадия посвящения, которая гарантирует безопасность приближения к этой идее. Что значит уметь думать? Это значит уметь думать по-другому, не так, как мы привыкли, представлять себе мир в каких-то новых категориях. Мы слишком упростили наше представление о мире, привыкли рисовать его себе чересчур однообразным; теперь нам предстоит заново учиться понимать его сложность. Для этого нужно вновь и вновь воспринимать его по-иному; понять, что нам совершенно не известно, что такое человек; понять, что человек, возможно, совсем не то, что мы о нем думаем.

В сердце своем мы очень хорошо знаем, знаем нечто; но никак не можем на нем сосредоточиться. Мы понимаем некоторый круг идей, но живем в другом круге. Жизнь кружится вокруг нас, и мы кружимся вместе с ней, а вокруг нас кружатся наши тени.

"Нет ничего вне нас. Но мы забываем это при первом звуке", - говорит Заратустра у Ницше.»

2.2 «Путь» к Сверхчеловеку

Ницше описывает путь к сверхчеловеку аллегорически. На пути к достижению совершенства, необходима трехкратная трансформация сущности человеческого существа в сверхчеловеческое начало. В речи «О трех превращениях» Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа, соответствующие трем этапам восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.

Так вначале дух становится верблюдом , т.е. тем, кто упорно и без сомнений несет свою тяжесть. Тяжесть поклажи - это тяжесть наших предрассудков. Поклажа не верблюда - ее на него нагружают.

Затем дух превращается во льва, цель которого - стремление добыть себе свободу в борьбе с Великим драконом, на чешуе которого написано «ты должен» (дракон здесь - это тот, кто нагружает поклажу на верблюда).

Заключительная метаморфоза - превращение льва в ребенка - представляет собой положительный этап появления сверхчеловеческого типа. Младенчество символизирует утверждение жизни. Ребенок - это символ забвения тяжести и борьбы, это рождение новых ценностей, это сила нового властного и безошибочного утверждения.

Трудный путь к сверхчеловеку уничтожает последовательно все то, что можно назвать тяжестью, т.е. это то, что ориентирует нас на прежние ценности, а также то, что подчиняется диктату толпы

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Сверхчеловек - это высший биологический тип. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», полубога, а то даже и Бога. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Именно это имеет в виду Ницше, сравнивая человека с канатом над пропастью.

По Ницше в сверхчеловекесоединяются два начала АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ -- философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя просто дионисийского" - дионисийское, с его радостным разгульным, размашистым, инстинктивным и пьянящим образом жизни, и аполлоновское, которое придает этому бьющему через край образу жизни уравновешеннсть, стройность, целостность ИДЕАЛА. При этом Ницше подчеркивал значительное преобладание в человеке дионисийского над аполлоновским, т.к дионисийское - это человеческие инстинкты. Другими словами он говорил о преобладании в человеке биологического над духовным, отводя интеллекту второстепенную роль, необходимую для осуществления инстинктов. В отличие от содержания человека, о содержании сверхчеловекаНицше говорил так: «Душное сердце, холодная голова» и минус все « человеческое, слишком человеческое». Другими словами сверхчеловекНицше - это герой, который умеет обуздать (а не подавить!!!) свои инстинктивные побуждения, т.е. он способен творить себя сам. В образе Сверхчеловека объединяется то могущество, по отношению к природе и Миру, которым не обладает сегодняшний Человек. Это - ступень, на которой доминирует не биологическое, а духовное, а это есть подъем на новый уровень отношения с миром и преодоление его противоречий.

Ницше утверждал, что действия сверхчеловека безошибочны, т.е. он говорит о сверхрациональности (сверхразумности). По Ницше, сверхрациональность, свойственная сверхчеловеку, - это инстинкт, которым стал разум. Безошибочность инстинкта, утраченная человеком, может быть восстановлена в сверхчеловеке. Сверхчеловек, обладая сверхрциональностью и отвергнув прежние ценности, - это тот, кто создает новые ценности. Ценности сверхчеловека - это ценности, обеспечивающие движение вперед, которые делают его способным к росту «воли к власти», а не сковывают его действия, как, например, мораль.

Мораль и сверхчеловек.

Ницше считал, что вера в Бога парализует, следовательно, Ницше не отрицал Бога. А образ сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, которая сковывает подлинную природу человека. Ницше рьяно критиковал христианскую мораль, сравнивая ее с клеткой, в которой сидят животные в зверинце, подобно людям, «закованным церковью в клетку». Предпосылка такой морали то, что «железные прутья могут быть полезнее, чем свобода, и что существуют укротители зверей, которые не останавливаются перед самыми ужасными средствами - которые умеют пользоваться раскаленным железом…» Ф. Ницше. Воля к власти Ницше идею Бога и заменяет идеей Сверхчеловека. Сверхчеловек - это Человек, мыслящий и действующий, проявляющий неверие во всех его видах. Потому он и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания.

Образ сверхчеловекау Ницше представляет собой критику морали. Ницше стремился создать основы новой морали Сверхчеловека, направленной на совершенствование культуры человека, улучшение типа личности. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. В тоже время Ницше считал, что мораль не определяет поведение человека, а только маскирует «волю к власти» в поведении людей. Также Ницше утверждал, что жизнь «стремится к максимуму чувства власти». Он порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою - мораль сверхчеловека.

Высшим смыслом бытия сверхчеловека Ницше видит преодоление страха смерти как обретение полной свободы, осуществив несколько волевых актов вне морали, т.е. создав свою собственную мораль и отвергнув прежнюю, человек выполнит свое предназначение, получит за это свободу от страха смерти.

Видимо здесь находится одно из противоречий его творчества: в то время, как он говорил о создании морали сверхчеловека, он говорил и о бессмысленности морали, основываясь на утверждении об изменяемости мира, его хаотичности, т.е. мораль не нужна, т.к. мир изменившись, будет должен отвергнуть ее и создать новую.

Сверхчеловек и «воля к власти».

Сверхчеловек - наиболее совершенное воплощение воли к власти, ибо исторические события все начинаются с творческих усилий великих личностей, способных преодолеть преграды событий.

Ницше к людям, подобным образу сверхчеловека относил Александра Невского, Юлия Цезаря, Гете, Микеланджело, Борджиа, Наполеона. В то же время Ницше утверждал, что в нашей истории «еще никогда не было сверхчеловека! Поистине даже самого великого из них находил он - слишком человеческим!» То есть герои мифов, обожествляемые лидеры античности, персонажи с «размытыми гранями между богом и человеком», Иисус Христос, апостолы, идеал эпохи Возрождения - «Хозяин» Природы и др. служили подобием сверхчеловекаНицше.

Волю к власти Ницше понимал как прорыв, волю к расширению своего Я.

«Воля к власти», по Ницше - это не только основной, но и единственный принцип всего совершающегося, это то, что лежит в основе всего существующего. Так, все процессы физические и моральные, представляют собой различные проявления воли к власти.

Воля к власти непосредственно выражена в инстинкте, именно поэтому физическое начало в человеке выше духовного. В образе Сверхчеловека должна быть ведущей воля к властинад собой, которая, развиваясь во вдохновении творить себя самого, является гениальностью. И. Ефремов об этом выразился так: «Люди обычно повинуются тысячелетним законам, выросшим из здравого опыта поколений. Они связаны необходимостью жизни, верой и службой богам и власти. Великий человек ставит себя превыше всего общечеловеческого, разрушая устои бытия... ».

Образ «сверхчеловека» Ницше - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Ницше считал «волю к власти» определяющей стимул поступков человека. У слабых людей она проявляется, как воля к «свободе», у более сильных - в стремлении к большей власти, а у самых сильных - к стремлению подавить чужую волю. Жизнь, по словам Ницше, «стремится к максимуму чувства власти». Таким образом «воля к власти» становится критерием любого типа поведения, любого явления. «Что хорошо? - Всё, что повышает «волю к власти» и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости» - так выражает он эту мысль в «Антихристе».

По Ницше, человек стремится найти свое «жизненное предназначение», которое и проявляется в воле к власти. Можно сказать, что воля к власти здесь выражается в виде воли к познанию, т.е. в виде инстинкта изменения того, что окружает и последующего господства над ним. Сверхчеловек - это воплощение воли к становлению, к творчеству. В тоже время Ницше считает, что воплощение такой воли приводит к нарушению гармонии человека со средой его обитания. Во избежании этого необходимо внутреннее могущество, могущество собственного духа, собственного Я, в таком могуществе происходит превращение воли к власти во вдохновение самосотворения. В этом заключается конструктивный смысл сверхчеловека (героизм + гениальность).

Воля к власти по Ницше - это:

1) Воля, устанавливающая сама себя, создающая сама себя, учреждающая сама себя, т.е. Это самосозидающая сила, движение которой измеряет достоинство и ценность.

2) Преодолевающая воля, т.к. воля к власти преодолевает другую волю. Воля к власти имеет огромное значение в образе сверхчеловека, поскольку она преодолевает сопротивление другой воли, воли инстинктов.

Заключение

ницше философия сверхчеловек

Сверхчеловек у Ницше - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловек, потому и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания. Конструктивный смысл Сверхчеловека состоит в том, что это Личность, соединяющая в себе гениальность и героизм. Сверхчеловек - это суть, проективная, но пока не раскрывшаяся сущность человека: «...канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью» Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сверхчеловек Ницше - это человек, отвергающий общепринятые моральные ценности и создающий свои собственные. Сверхчеловек - это человек, который определит вектор развития истории и человечества. Сверхчеловек - это образ сильной личности, одержимой жаждой власти. Сверхчеловек - это человек, который может творить себя самого, т.е может преодолевать свои инстинкты, а не подавлять их, это человек, который сверхразумен.

Приблизительно так можно охарактеризовать образ сверхчеловека, созданного немецким философом Фридрихом Ницше. Творчество Ф.Ницше имело множество сложностей, даже жестоких и отрицательных моментов, но его труды свидетельствуют об искреннем стремлении усовершенствовать культуру человека, улучшить тип человеческой личности. А совершенствование несовершенной человеческой природы - всегда желательно. Это, несомненно, - благородная цель. Произведения Ницше очень часто и многое критикуют, даже ругают, но они до сих пор очень популярны, люди читают их. Какими бы они не были, они питают наш интеллект, обогащают наш духовный мир.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность Фридриха Ницше как одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Учение Ницше о сверхчеловеке, Заратустра - его предзнаменование. Сверхчеловек - идеал человека. Опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Философия Ницше как философия конфликта, агрессии, воинственности. Представление о вере, воле к власти, иллюзии, религиозных ценностях, христианстве и сверхчеловеке в работах философа. Периодизация творчества Ницше, концепции нигилизма в его теории.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни. Идеи Ницше в западноевропейской рационалистической классике. Старт развития философии жизни. Разработка идеи вечного возвращения. Развитие культуры как результат адаптации человека к условиям.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Жизнеописание немецкого мыслителя и создателя самобытного философского учения Фридриха Ницше. Характеристика творчества Ницше: ранние произведения, развитие философских идей, ложная идея прогресса и концепция сверхчеловека. Анализ нового мировоззрения.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Краткая биография Ф. Ницше. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни. Сущность спора между Ницше и Сократом. Отношение Ницше к социализму. "Три кита" философии Ницше: идея Сверхчеловека, Вечное Возвращение, Воля к власти, Удовольствие и Страдание.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Личность Фридриха Ницше, его краткая биография. Влияние Шопенгауэра на развитие мировоззрения философа. Волюнтаризм Ницше и его смысл. "Воля к власти"- как основной мотив общественной жизни. Сущность концепции сверхчеловека и его миссии на земле.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Трагедия Фридриха Ницше. Характеристика основных периодов творчества известного философа. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше. Человеческая личность как единственная адекватная форма жизни. Главные идеи Ф. Ницше о личности человека.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Краткое описание жизни Фридриха Ницше - одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Концепция сверхчеловека и критика христианства в произведении "Так говорил Заратустра". Анализ подходов Ницше к перерождению в сверхчеловека.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Смысловая интерпретация понятия ""иррационализм". Зарождение и развитие иррационалистической теории. Метафизический анализ воли Шопенгауэра. Его взгляды на человеческую мотивацию, проблемы свободы и нравственности человека. Философия жизни Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Описания годов учебы и работы в университете. Знакомство с Рихардом Вагнером и его влияние на Фридриха Ницше. Тяжелая болезнь и выздоровление. Лу Саломе - роковая женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. Изучение произведений философа.

ТЕОРИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Однако на что же направлен был труд Ницше, какова, все же, цель переоценки всех ценностей? Все ницшевские идеи в результате сводятся к одной цели, ставшей основополагающей для его работ - идеи сверхчеловека.

Предыстория этой теории такова. Некогда Дюринг высказал мысль о том, что вся Вселенная в принципе, может иметь вид комбинации всего нескольких элементарных частиц. Следовательно, мировой процесс в данном случае был бы калейдоскопом их разумных комбинаций, число которых имеет предел. А это может означать лишь то, что после многочисленных перестроек системы, мы в результате получим Вселенную идентичную, уже имевшей место ранее. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг в дальнейшем опроверг свою гипотезу, считая, что при имеющимся размере Вселенной количество ее комбинаций уходит в бесконечность. Однако Ницше был крайне поражен этой идеей и, уже вслед за Дюрингом, стал исходить из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациями воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде: “Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы”. Таким образом, бытие в том виде, в котором оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется (вот он - иррационализм Ницше), никогда не переходя в небытие неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, и значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение, вечно, поскольку неизбежно возвращается. Посредством долгого изучения от морали времен незапамятных до культуры современной ему Германии и всего мира, Ницше стал “свидетель” того, как греко-римская культура буквально излучавшая здоровье и силу, была в кратчайшие сроки свержена культурой христианской, в основе которой лежали... непротивление злу и самобичеванию. Идея Ницше такова: не стоит ли вернуть победное настроение досократовской Греции, воспитать в людях дух воина, того, кто стоит по ту сторону христианского добра и зла, обладателя новой морали. Именно такие люди и станут мостиком к еще юношеской мечте Ницше. Как говорит он в “Шопенгауэр как воспитатель”: “Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать отдельных великих людей – в этом, и ни в чем другом, состоит его задача”.

Иначе говоря, вся работа Ницше над моралью сводилась к достижению сверхчеловека. Что же такое сверхчеловек Ницше? Ответ на этот вопрос находится в одном из самых выдающихся его произведений, произведении, которое с легкостью можно назвать вершиной его творчества. И если в “Генеалогии морали” Ницше предстает нам как филолог и историк, то здесь он в первую очередь является нам как поэт и музыкант. Имя этого труда - “Так говорил Заратустра”.

“Заратустра” занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно с этой книги в его умонастроение происходит резкий поворот к самосознанию в себе человека - рока. Но вряд ли следует считать, что эта поэма означает начало третьего, уже собственно “ницшеанского” этапа его творчества ибо “Заратустра” вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует уже не столько осмысления, сколько сопереживания.

Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию (кто бы подумал, что критику христианства можно писать в стиле книги книг), а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т.д. Но цель всех этих пародий одна: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. “Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Слишком еще похожи они друг на друга. Поистине, даже и самого большого из них нашел я – слишком человеком!” - так говорил Ницше в лице Заратустры. И опять там же: “Человек есть нечто, что должно превзойти”. Что же касается самого сверхчеловека, то, по утверждению самого Ницше, такого вида пока не существует. Конечно, существовали в истории человечества личности, которые мнили из себя сверхлюдей, но, в результате оказывалось, что зачастую они не тянули даже на звание человека, оставляя за собой, но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип.

Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

Сверхчеловек - это не вождь, возглавляющийся над массой людей, не фюрер, не дуче и даже не генсек, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного рассвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным - нравственным устремлением человечества.

Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно принимать это возмущение как опровержение Ницше. Он мыслил сверхчеловека как долгий процесс величайших самоопределений, как великое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов.

Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом “поддержания господства власть имущих, борьбы с восстаниями порабощенных”. Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладывает он в понятие “господство” и “знать”. Первое Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем более, не экономическую власть над людьми. Его “господство” относится к сфере духа - это власть силу выдающихся духовных качеств, которыми обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше недвусмысленно писал: “Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: “Все для меня”.

Тогда станет понятно, что аристократия в учении Ницше вовсе неравнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях “знать” и “чернь” всегда употребляются не как социально-политические, а исключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь абсолютно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл существованию человека.

Существует миф о Ницше как об аморальном певце насилия и жестокости, но, ни до, ни после Ницше не было такого морального философа. С моральной меркой он подходил ко всему, вплоть до самого бытия, что может показаться нелепым до тех пор, пока мы не поймем общий ход его мысли. Прозвучавшая еще в “Утренней заре” критика морали подводила человечество к осознанию “великого полдня”, к моменту высшего самосознания, к той новой морали, которая так необычна, так высоко возносится над общепринятой, что кажется аморальностью.

То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали. Она не может быть не чем иным, как принуждением, обязанностью. А так как, моральное принуждение исходит из собственного “я”, то психологически оно более чувствительно, нежели принуждение внешнее. Потому-то Ницше так восставал против морального принуждения, основанного на страхе наказания, общественного осуждения либо на расчете на награду. Ницше настаивал на воспитании таких моральных качеств, когда должное будет одновременно и желаемым, когда моральные установки превратятся в индивидуальные потребности, когда исчезнет чувство тягостной принудительности моральных норм и законов.

Ницше поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода, ибо традиционная мораль, окружавшая человека колючей проволокой запретов, могла утвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользу свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, повод и истинно свободной. Именно такой свободой и должен был обладать сверхчеловек Ницше - мечта, которой так и не суждено было сбыться в течении двадцатого века, которая, вероятно, не сбудется еще много веков или даже - никогда.

2.2 "Идеал человека - сверхчеловек"

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство, прежде всего, в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль.

В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее тезисом: "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему" оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль - мораль хозяев.

Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.

Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это признак упадка. Ложным является и принцип полезности назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может у кого-либо быть великая цель, то она, наверняка, важнее благополучия ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть: "Падающего подтолкни!". То же и в случае с принципом общественного блага только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.

Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места - на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом.

Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла.

Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко: каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные основоположения и показать вытекающие из них следствия.

Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью провозвестников.

"Мы, те, кто мыслит и чувствует, единственные, кто действительно и постоянно делает нечто, чего еще нет: весь постоянно растущий мир ценностей, красок, веса, перспективы, лестницы утверждений и отрицаний. найденные нами поэтические вымыслы становятся руководством для так называемых практических людей (наших актеров), призванных превращать их в плоть и действительность, даже в повседневность".

"вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно".

"Моя задача подвигнуть человечество к решениям, которые определят все будущее".

"Я хочу научить вас устремляться вслед за мной в далекое будущее".

Зарождение сознания в человеке

Леви-Брюль, исследовавший обширный этнографический материал, сделал точные и глубокие выводы о сознании первобытного человека, в основе которого лежат коллективные представления. Правда, он сразу подчеркивает...

Русская религиозная философия XIX – XX веков

Будущее мира в художественном творчестве В.С. Соловьёв связывает с высшими целями человеческой жизни (под высшей целью понимался идеал всеобщей солидарности и истинное всеединство). Эти мысли В.С...

Философия Древнего Китая

Высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга...

Философия как форма мировоззрения

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему по своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретны исследования юридической науки. Идея права неизбежно связаны неразрывной цепью таких понятий...

Философия Ф. Ницше

Переоценка ценностей предполагает, следовательно, отрицание сострадания, доброты, долга. Кто не щадит себя, не имеет права щадить другого, любовь невозможна без ненависти...

Философия Ф. Ницше

"Этот мир, - утверждает Ницше, - есть воля к власти, и больше ничего! И вы сами тоже есть эта воля к власти, и больше ничего!". Цит. по: Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004. С...

1

В статье рассматривается концепт «сверхчеловек» в историко-философском дискурсе от Лукиана до настоящего времени. Обращается внимание на отсутствие единого представления о понятии «сверхчеловек». На основе компаративного философского анализа были вычленены основные формы концепта «сверхчеловек»: Богочеловек, герой, супермен. Отмечено своеобразие ницшеанской идеи «сверхчеловека» как человека, свободного от любых нравственных ограничений, анализируется критика этого учения философами разных поколений. Более подробно рассматривается понятие «совершенный человек» как одна из форм «сверхчеловека». Автор дает собственное толкование концепта «совершенный человек» как нового типа людей, совершенных духовно и физически, наполненных любовью, красотой, добротой, обладающих сверхспособностями. Совершенный человек – это высший тип человека, ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя. Делается вывод, что концепт «сверхчеловек» следует рассматривать как религиозно-философскую, нормативно-оценочную и культурно-гуманистическую категорию, которая требует глубокого всестороннего исследования.

сверхчеловек

Богочеловек

достижение гармонии

совершенный человек

ценностный образец

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 177с.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – 703 с.

3. Гете И.В. Страдания юного Вертера. Фауст: Стихотворения. – М.: АСТ, 2003. – 748 c.

4. Исаченко Н.Н. Рессентиментное состояние современного общества // Фундаментальные исследования. – Пенза: ИД «Академия естествознания», 2014. – № 3. – Ч.1. – С. 209–213.

5. Карлейль Т. The French Revolution. A History. – М.: Мысль, 1991. – 576 с.

6. Лукиан Сочинения. В двух томах / под общ. ред. А.И. Зайцева. – СПб.: Алетейя, 2001. – Т. 1. – 472 с.

7. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

8. Монтень М. Опыты в 3 книгах. Кн. 2. / пер. А.С. Бобовича и др. – М.: Голос, 1992. – 559 с.

9. Ницше Ф. Сочинение в 2т. Т.2 / пер. К.А. Свасьян. – М.: Мысль,1990. – 829 с.

10. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2000. – 768 с.

11. Самохвалова В.И. Идея сверхчеловека в культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: htpp:// www.intelros.ru. Журнальный клуб Ориентиры›ideya-sverxcheloveka-v (дата обращения: 07.10.14).

12. Соловьев В.С. Оправдание добра / отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.

13. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 145 с.

14. Фукуяма Ф. Механизм желания / Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2004. – 584 с.

15. Хайдеггер М. Вечное возвращение равного [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: yandex.ru, rutracker.org›forum/viewtopic.php… (дата обращения: 05.10.14).

Идея сверхчеловека прошла через всю историю человечества и прочно укрепилась в сознании. В течение многих веков человечество грезило о появлении сверхлюдей, наделенных сверхспособностями и готовых в любое время прийти на помощь. Эта идея воплощалась в образах совершенных людей, героев, сверхлюдей. Лукиан одним из первых создал образ счастливейшего, красивейшего, «выше других на царский локоть» сверхчеловека . В европейской философии сформировалась идея сверхчеловека, которая полностью связывалась с прогрессом человечества , в этот период появился новый термин «Ubermensch» . Первоначально представление о «сверхчеловеке» соотносилось с мифологическими героями и полубогами, наделенными сверхвозможностями (Геракл, Прометей). Религиозные представления о сверхчеловеке отождествляются с Божьими посланниками, в христианстве - с Иисусом, а также со святыми, которые своими духовными подвигами преобразовывали себя; в исламе - с Мухаммедом, в буддизме - с Буддой.

Единого представления о сверхчеловеке нет, сама идея «сверхчеловека» была и остается сложной и противоречивой. Одни рассматривают его как героического человека, в котором физические, нравственно-этические, психологические, духовные свойства находятся в состоянии гармонии, или как человека, у которого сверхразвита одна какая-то способность (Моисей, Наполеон) . В толковании гуманистов сверхчеловек трактуется как идеал вечного, полностью свободного от недостатков человека .

Новое звучание идеи «сверхчеловека» придал Ф. Ницше, объявив высшим совершенством Заратустру, лишенного всяких моральных запретов и наделенного неограниченными правами. Ф. Ницше, утверждая об отсутствии у человечества единой цели и единой морали, провозгласил единой целью, объединяющей всех людей, «сверхчеловека». Философ, анализируя человеческое бытие, показывает несвободу человечества, закрепостившего себя установками и предрассудками, сложившимися в морали, и предлагает путь обретения свободы через обращение в «сверхчеловека». Согласно мыслителю, человечество возвысится до «сверхчеловека», если откажется от существующей иерархии ценностей и от христианско-демократических идеалов, низвергнет мораль. Но его призыв к восстанию против морали был направлен против ее низменных форм.

Исследователи творчества Ф. Ницше отмечали, что его сверхчеловек обуреваем характерными страстями, такими как эгоизм, жестокость, гордыня, вседозволенность, он наделен превосходством, дающим ему власть над обычными людьми. По мнению философа, страсти считаются сверхчеловеческими при условии, что они доведены до конечных пределов. По Ф. Ницше, человек, свободный от любых нравственных ограничений, считается сверхчеловеком или приближающимся к этому уровню. Рассматривая человека как единство противоположностей, Ф. Ницше утверждал: «В человеке тварь и творец соединены воедино», но достичь уровня «сверхчеловека» он может только при условии уничтожения внутри себя «твари» и взращивания «творца» . По его убеждению, «сверхлюдьми» могут стать лишь немногие, выделившиеся из общей массы.

Образ, созданный мыслителем, не был принят большинством, в нем увидели радикальную критику общественных отношений, вызов традиционной морали, христианству. М. Хайдеггер писал, что открытие сверхчеловека Ф. Ницше явилось «переворотом мышления, ключом к пониманию вечного возвращения, воли к власти и сверхчеловека». Критически оценил С. Цвейг учение Ф. Ницше, по убеждению которого философ со своими идеями настойчиво и упорно устремлен в бездну. Не принимал ницшеанские идеи и Б. Рассел, отмечая, что в этике Ницше наблюдается «полное отсутствие сочувствия» .

Российские исследователи по-разному восприняли идею сверхчеловека. Представители идеалистического направления конца XIX столетия резко критиковали и отрицали концепцию сверхчеловека, сформулированную Ф. Ницше. Противоположную позицию занимали философы начала XX века. Представители русской философско-религиозной мысли увидели в сверхчеловеке Ф. Ницше воплощенную идею зла, антихриста, действующего на основании собственных инстинктов. Эта идея в трудах В. Соловьева становится центральным объектом критики. Отмечая актуальность темы сверхчеловека, философ увидел в ней опасность, грозящую христианской культуре. В представлении русского философа, главной целью сверхчеловека является победа над смертью. В своих работах он противопоставлял идеалу Ницше истинного Богочеловека - Иисуса Христа, «подлинного сверхчеловека», «действительного победителя смерти». Богочеловечество В.С. Соловьев рассматривал как человечество, достигшее высшей точки своего развития. Он писал, что популярность идей Ницше заключаются в том, что они отвечают духовным запросам современных мыслящих людей .

Н.А. Бердяев также указывал на божественное происхождение, утверждая: что для признания сверхчеловеческих качеств, человека следует освятить божественным ореолом, который проявляет сверхчеловеческое . В противоположность им русские символисты (Д. Мережковский) образ сверхчеловека приравняли к высшему нравственному идеалу человечества, увидели в нем образ, символизирующий религиозное обновление общества.

Эволюционисты и футурологи рассматривали сверхчеловека как продукт эволюции, превосходящего человеческие возможности как в духовном, так и физическом отношениях, который обязательно должен появиться в будущем . Такая позиция была озвучена и А.Г. Маслоу, утверждающим, что сверхчеловек - это человек, которого следует ожидать в будущем, он должен быть развитым физически и нравственно, и духовно, им должны управлять высшие мотивы; это человек, стремящийся к реализации высших потребностей: знаний, творчества, истины, красоты. Сверхчеловек - это одна из нереализованных возможностей личности, лежащих глубоко внутри каждого, и только сам человек решает, проявить в себе сверхчеловека или нет.

Проблема сверхчеловека приобрела новый оттенок в XX веке. В эпоху социализма коммунистическая идеология разрушила идею о сверхчеловеке как Богочеловеке, атеистическое отрицание Бога было заключено во фразе: «бога нет, бог умер». В ту эпоху концепт «сверхчеловек» был заменен понятием «герой», который рассматривался как образ, как символ социалистического строя. Культ «героя», совершающего фронтовые или трудовые подвиги во имя Родины и своего народа, активно пропагандировался и возводился в ранг «сверхчеловека». Ценностная система героических людей опиралась на высшие социалистические ориентиры: патриотизм, героизм, долг.

Проблема «сверхчеловека», имеющая общекультурный характер, не потеряла своей актуальности в XXI веке. Анализируя идею «сверхчеловека», исследователи современного общества разделились во мнении, так, одни утверждают о том, что в современной философии жизни отсутствует идея сверхчеловека и причиной того является настоящий хаос в мышлении человечества. Так с разрушением социалистического лагеря исчезла коммунистическая идеология с ее ценностями, через средства массовой информации началась переориентация общества на свободный западный образ жизни. Пропаганда капиталистического образа жизни привела к изменению бытия российского гражданина, изменив его мировоззрение и ценностные ориентиры. Под влиянием идей представителей прагматической этики постепенно из лексики исчезали понятия «патриотизм», «отечество», «родина», «долг», «добродетель», наблюдалось преобладание индивидуализма. Частнособственническая нацеленность общества осуществлялась через принцип: «каждый для себя», «ты - мне, я - тебе». Глобализационные процессы оказали негативное влияние на сознание граждан, сформировав убеждение о приоритетности личных интересов в ущерб общественным, государственным . Такое состояние общества и можно трактовать как хаос.

Другие исследователи утверждают, что в условиях формирующегося глобального отношения к миру, обществу, концепт «сверхчеловек» получил совершенно новый смысл и звучание - «супермен», «супергерой». Новое понятие, пришедшее из американских комиксов, соотносилось с индивидом, физически крепким, обладающим материальными ценностями, способным постоять за себя и свои интересы. Кроме того, в условиях формирующегося глобального тоталитаризма в современном мире появляются государства, претендующие на признание их как «государство-супермен» (США).

В последнее десятилетие в современном обществе появляются различные варианты программ по «созданию сверхлюдей»:

1) программа, объединяющая современные достижения различных научных областей: генетики, евгеники, клонирования и др., - нацелена на создание человека, наделенного сверхспособностями;

2) программа, рассматривающая сверхчеловека как киборга с встроенным чипом, крепкого, выносливого воина, способного на самопожертвование;

3) программа, работающая над созданием генноинженерного человека, отличающегося высокой работоспособностью и памятью, управляемого извне.

Мы видим отсутствие единого представления о совершенном человеке, но совершенно очевидно, что представленные программы сориентированы на создание человека «технического» и на вырождение человека «человеческого».

Мы убеждены, что в современном обществе необходимо формировать совершенно новый высший тип человека, не «супермена», не «сверхчеловека», а совершенного человека, способного выстроить новый тип отношений с окружающим миром на основе знаний о себе, о природе, о вселенной. Совершенный человек в нашем представлении - это личность, осознавшая свое предназначение, достигшая нового понимания своих возможностей, личность, радикально изменившая свое сознание, нацеленная на преодоление хаоса собственных страстей, на достижение гармонии в духовной и обыденно-практической жизни, способная духовно преображаться сама и преобразовывать негативные явления в мире. Это личность, умеющая найти равновесие между своим сознательным и бессознательным и, благодаря мощной воле и силе духа, способная прийти в мир в критические моменты.

Совершенный человек должен обладать сверхсознанием, которое на порядок превосходит сознание обычного человека, развиваться на уровне овладения современными научными знаниями, информационными технологиями, духовными практиками. Совершенный человек - это высший тип человека, несущий ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя, формирующий в себе чувства сострадания, милосердия, отдающий предпочтение духовным ценностям, настоящий патриот.

В отличие от Ф. Ницше, утверждающего, что «сверхлюдьми» могут стать единицы, мы убеждены, что достичь совершенства способен каждый из живущих, обладающий разумом, стремящийся раскрыть в себе высшие духовные и физические силы и способный направить их не только на самосовершенствование, но и на качественное преобразование действительности. Личность, обращенная к идее совершенного человека, должна быть нацелена на стопроцентную реализацию заложенных в ней возможностей и способностей, а порой - на преодоление себя, считая воплощение данной цели своим долгом. Мы солидарны с П. Успенским, утверждающим, что в глубине каждой человеческой души заключена возможность развить в себе сверхчеловека . Реализация этой идеи зависит в первую очередь от самой личности, от желаний и целей, которые она ставит перед собой. Идею «совершенного человека» мы рассматриваем как одну из моделей, форм «сверхчеловека». «Совершенный человек» - это качественно новый тип человека, познающего мир и работающего над собой, использующего набор различных методик, включающих тренировки сознания, развитие сверхспособностей, духовное совершенствование, которые он способен передать следующим поколениям. Современное общество особенно нуждается в появлении совершенных людей.

Итак, идея «сверхчеловека» имеет многомерное толкование, её следует рассматривать как религиозно-философскую, нормативно-оценочную и культурно-гуманистическую категорию, как «комплексную, междисциплинарную и полиметодологическую тему» . И в связи с этим на современном этапе идея «сверхчеловека» требует глубокого всестороннего исследования.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.ф.н., профессор, Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.ф.н., профессор, Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014

Библиографическая ссылка

Исаченко Н.Н. ИДЕЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-9. – С. 2086-2089;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35902 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Концепция «Сверхчеловека» Ф. Ницше


Усачёва Алёна ЭК-11

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года, в Саксонии. Жизнь у философа была тяжёлой: будучи почти слепым, он испытывал невыносимые головные боли; а также проблемы с желудком. Вся его жизнь - это борьба с болезнью, но, даже не смотря на болезнь, Ницше работает над своими произведениями.

Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало прочтение им книги Артура Шопенгауэра «Мир как Воля и Представление». Я понял его, как если бы он писал для меня, так отзывался Ницше о своем учителе.

Самое известное его произведение «Так говорил Заратустра». Фридриха Ницше не понимали современники, поэтому в своей книге он написал необычный подзаголовок: Книга для всех и ни для кого. В книге автор показывает человечество, которое пробудилось к новой жизни, указывает на желанный образ Сверхчеловека, а также путь становления этого Сверчеловека.

В произведении «Так говорил Заратустра» есть интересный момент. В неком городе есть две высоких башни. Между ними, очень высоко, натянут канат. В какой-то момент, идущий по городу рассказчик замечает, как на вершине одной из башен появляется человек и начинает двигаться по канату к другой башне. Он идет не спеша, боясь упасть. И в этот же момент появляется другой человек с мечом. Этот человек идет следом и догоняет первого. А ну-ка уступи мне дорогу! - восклицает он - Ибо я быстрее и сильнее, и лучше тебя! Человек с мечом - это новый, «идеальный» человек, Сверхчеловек.

Итак, кто же такой Сверхчеловек?

Ницше выделял несколько стадий развития человека. Думаю, что надо раскрыть каждую стадию для определения Сверхчеловека.

Первое состояние - состояние верблюда. Таким состоянием обладают большинство людей. Они покорно переносят все тяготы, не пытаясь, что - то изменить. Такие люди живут во власти традиций и законов.

Стадия рычащего льва - это второе состояние развития. Таких людей меньше, чем людей «верблюдов». На этой стадии человек избавляется от предрассудков. Он пытается научиться жить своим разумом и волей. Это сложная стадия, потому что легко можно вернуться к первой стадии.

Третье состояние - состояние ребенка. Это люди, которые готовы идти дальше, развиваться. В нем уже нет агрессии, но есть примирение и компромисс с миром.

С точки зрения философа, современный человек слаб, малодушен; он ни на что не способен, и, пытаясь скрыть такое свое существование, он говорит о справедливости, сострадании и тому подобным вещам. Идеал человека - это Сверхчеловек, как говорил сам Ф. Ницше, «белокурая бестия», который имеет цель в жизни и уверенно идет к ней, сокрушая все общепринятые вековые привычки, взгляды и идеалы. Хочу заметить, что, по мнению Ницше, главным заблуждением людей является их слепое следование традициям, религии, морали и законам.

Сверхчеловек - это смысл бытия; он должен превзойти современного человека. Ницше считал, что бы вернуть человеку утраченный смысл существования, надо достичь идеи Сверхчеловека.

На счет религии у Фридриха Ницше все очень просто. Религия для него - это мораль для слабых, которые не могут ничего сделать сами, поэтому просят помощи у несуществующего Бога. Эти люди являются рабами. Таких людей больше, чем более сильных господ, которые стремятся к власти, господству и могуществу.

Бога, по мнению философа, не существует. Сверхчеловек сам себе Бог. "Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер, ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек!" - так говорил Заратустра.

Таким образом, Сверхчеловек - это образ «сильной личности», который стремится к власти. Он имеет смысл своего существования и уверенно идет к цели, разрушая старые традиции и законы морали.

Мораль играет разлагающую роль, так как мораль предполагает послушание и терпение, а все это расслабляет волю человека, поэтому все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

Воспринимать философию Ф. Ницше можно по-разному. Его творчество анализировали многие мыслители. Отзывы получались до противоположности различные. Одни критики превозносили идеал сверхчеловека, другие, наоборот, резко осуждали его. Например, В.С. Соловьёв положительно высказывается о ницшевской идеи Сверхчеловека. В своей статье «Словесность или истина?» он пишет: Разве не прав несчастный Ницше, когда утверждает, что всё достоинство, вся ценность человека в том, что он больше, чем человек, что он переход к чему-то другому, высшему... Каждый из нас есть сверхчеловек в возможности, потенциально, но чтобы стать таким в действительности требуется, конечно, более прочная опора, чем собственное желание, чувство или отвлеченная мысль.

Но мое мнение, что концепция «Сверхчеловека» утопична. Я думаю, что образ Сверхчеловека недостижим, а люди, которые берут на себя роль Бога не смогут ничего добиться. Они не станут высшей властью, а если попытаются путем убийств и страха, то это приведет к анархии. Люди не перестанут следовать традициям, религии, морали и законам, что противоречит концепции философа. Но, несомненно, эта концепция призывает человека постоянно совершенствоваться, найти смысл в жизни и идти к своей цели. Однозначно, что это необходимо человечеству!

ницше развитие человек мораль

Список литературы


1.Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук, 1990г.

2.Краткая философская энциклопедия. «Прогресс», 1994г.

3.Сапожников Андрей « Сверхчеловек по Ницше». URL: (дата обращения: 13.11.2003г)

Лысенко Елизавета Андреевна. Идея о Сверхчеловеке по произведению Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

URL: (дата обращения: 2009г)

.«Особенности философии Ницше». URL: (дата обращения: 2004г)

Ойзерман Т.И., Амбивлентность философии, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2011 г. URL:


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.