Значение слова херувим. Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы (8 фото) Кто такой херувим

Престолы, Серафимы и Херувимы - главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

В статье:

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Херувимы - второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы . Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел.


В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет - «восседающий на херувимах».
По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе - львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он - ангелу, ангел - архангелу, архангел - Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов - Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз - все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы - второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными .

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крильями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (, и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом ( и дал.). Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (, ), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (, ). Так как желал являтся своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (, , , ). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (, ).

Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т.д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений.

Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных.

С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в От. Иоанна, которые уподоблялись – первое – льву, второе – тельцу (быку), третье – человеку, четвертое – летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( и дал.).

Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (). Также призывает все создание к такому прославлению.

Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» ( греч. текст) – не животные, но живые существа.

Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т.е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова), потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т.е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.

Спрашивает Алексей
Отвечает Александр Дулгер, 04.11.2009


Мир Вам, Алексей!

«ХЕРУВИМ. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея () и при создании храма Соломонова ( , 8:6-7, ). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения ( , ). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у и у других свящ. писателей ( , 22:11, ) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов ( , 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, ).»
(с) Библейская энциклопедия архимандрита Никифора

Люцифер, в последствие ставший диаволом (сатаной) был херувим:

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.»
()

Более того, Бог называет его «херувим осеняющий», что позволяет считать, что он был одним из двух херувимов, которые охраняли Закон Божий в ковчеге в Небесном святилище:

«За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (т. е. ковчег завета), о чем не нужно теперь говорить подробно.»
(К )

К сожалению для нас всех он потом против этого Закона и восстал. С тех пор он всем шепчет на ухо: «нет не умрете» (), если нарушите всего одну из заповедей», «мы ведь святые и разумные существа, исполненные Святого Духа, мы сами можем решать, что соблюдать, а что нет, что зло, а что добро».

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Небо, ангелы и небожители":

02 мар И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, Подскажите пожалуйста почему текст написан во множественном чилсе? Сотворим и по образу нашему. Кого имел в виду Бог? (Сергей)

Херувимы - один из наивысших ангельских чинов, упоминания о которых встречаются во множестве ситуаций в библейских преданиях. Знать о них однозначно будет полезно, так как херувимы являются одним из столпов христианской и иудейской веры.

В статье:

Кто такие херувимы

Первое упоминание о херувимах на страницах Библии происходит практически от самого момента сотворения человека. Описывается, что Господь после изгнания первых людей из Рая поставил на ворота Эдемского Сада херувима с пламенным мечом. Упоминали о херувимах и царь Давид, и пророк Иезекииль - они, в частности, поминают херувимов в качестве основного транспортного средства Бога. Тем не менее таковое предназначение этого является спорным, так как в христианских источниках упоминается, что эту роль выполняют другие ангелы, имя которым - престолы. Значение слова херувим является до сих пор не расшифрованным. Некоторые толкователи связывают его с еврейским словом «рахав », обозначающим верховую езду.

Больше всего внимания херувимам уделялось в ветхозаветных историях о Ковчеге Завета, где крайне подробно описывались божественные предписания Моисею о внешнем виде Ковчега . Так, херувимы должны были быть установлены на крышке ящика со скрижалями. Они были выполнены из чистого золота и накрывали Ковчег своими крыльями. Впоследствии Соломон велел установить в Святой Святых Иерусалимского Храма двух пятиметровых херувимов. Они покрывали своими крыльями Ковчег, были выполнены из масличного дерева и покрыты золотом. Также херувимы были изображены на множестве покрытий как Храма, так и Скинии, в первую очередь - на покрывалах, занавесках и стенах. Одна из легенд гласит, что Соломона один из паломников упрекнул в том, что народ Израиля поклоняется статуям, и после этого херувимов стали изображать на стенах, чтобы подчеркнуть их вторичность в сравнении с Богом.

В откровениях пророка Иезекиля херувимы упоминаются как существа, имевшие одновременно лицо человека и льва. Кроме этого, когда Иезекиль увидел тетраморфа - вестника Божьего, он упросил заменить тельца из четырех увиденных им существ, херувимом, так как не хотел, чтобы взгляд Бога оскверняло животное, которому некоторое время поклонялись иудеи, забыв про своего единственного владыку.

Кого сейчас называют херувимами и как они выглядят

Сейчас очень часто на вопрос кого сейчас называют херувимами - курьеров или ангелов, некоторые отвечают, что курьеров Бога и его посланников. Это - в корне неверное толкование. В библейских текстах практически не встречается упоминания того, что Бог использует столь высокопоставленных ангелов как посыльных. Эту задачу он обычно передает простым ангелам, находящимся на нижней ступени ангельской иерархии.

Внешний вид херувимов также является предметом множества споров, так как мало где в Библии дается четкое описание их внешнего вида. Некоторые толкователи считают, что пророк Иезекиль видел именно посланника божьего, принадлежащего ко второму ангельскому чину. А это значит, что он имеет головы человека, льва, орла и тельца одновременно. В устоявшейся церковной традиции иконографии этих существ чаще всего изображают в виде четырехкрылых ангелов. А некоторые отдельные источники упоминают образ херувимов как в виде огненных колес, так и в виде страшных существ, покрытых множеством глаз.

В еврейской традиции также нет единства ни относительно внешнего вида херувимов, ни относительно их сути. Более того, некоторые толкователи иудаизма вообще утверждают, что херувим - это название не существа, а предмета. Этот предмет является неотделимым атрибутом Бога по их мнению.

Все это дает основание предполагать, что внешний вид херувимов может различаться - либо в зависимости от их функциональных обязанностей, либо от их желания и целей. Не являются они и полностью идеальными существами - многие из них, как и , и полчища обычных , последовали за Сатаной в ад.

Херувимчики в искусстве - самая распространенная ошибка трактовки

Библейские мотивы, помимо классической иконографии, существовавшей еще на заре христианства, вызывали огромный интерес у творцов эпохи Возрождения. Именно тогда большинство художников, кто из страха перед Инквизицией, а кто из-за искреннего желания раскрыть с новой стороны идеи чувственности в христианства, предпочитали использовать в своих картинах сюжеты из Ветхого Завета. Именно на этих картинах впервые появились маленькие пухлые малыши с крылышками. Их не только рисовали на картинах, но и делали статуи с их участием, фрески и другие произведения искусства.

В итоге, сейчас, когда высокое искусство Ренессанса стало доступно для каждого, этих малышей многие по незнанию называют херувимчиками. Хотя на самом деле они не имеют никакого отношения к ангельскому чину, наиболее близкому к Богу после серафимов. Это заблуждение, в первую очередь, существует лишь в русскоязычных странах.

На самом деле, такой малыш называется путто, или путти - когда их много. Они появились благодаря смешению интереса к античной культуре с интересом к христианской религии. Путти практически всегда выполняют дополняющую роль, сопровождая главный объект искусства. Зачастую их рисование доверялось подмастерьям и ученикам, в то время, как художник был поглощен основным сюжетом картины. Настоящие же херувимы принимались художниками во внимание крайне редко, а их изображение было совсем не ангельским, а зависело от конкретного сюжета. Так, очень известна картина «Видение пророка Иезекииля» авторства Рафаэля. Там этот ангельский чин изображен как четыре летящих существа - ангел, телец, орел и лев, на которых восседает Бог.

В целом, херувимы занимают крайне важное место в современном христианстве. Об этом свидетельствуют большое значение херувимского ладана в церковной магии и другие аспекты. Так, одно из главных богослужений, исполняемых в православных храмах, зовется Херувимской Песнью, которая начинается со слов «иже херувими». Тем не менее ни один херувим ни в одном предании не имел собственного имени и какого-либо назначения. Это позволяет некоторым сомневаться в важности этих ангелов в божественном мире.

Херувим – это крылатое создание, живущее на небе. В Священном Писании можно встретить упоминания об этих существах. Херувимы наряду с серафимами занимают самое почетное место в иерархии ангелов – они наиболее приближены к Богу.

Упоминания в Ветхом Завете

Каждый, кто читал Книгу Бытия, помнит, что там описан херувим с огненным мечом, который сторожит вход в Рай. А Давид пишет, что эти ангелы служили в качестве своеобразного транспорта, на котором передвигался Бог. Во многих местах Ветхого Завета можно прочитать, что он сидит на херувимах. Пророк Иезекииль тоже упоминал этих существ. Описывая падение правителя Тира, он подмечает, что тот похож на херувима, одеяние которого усыпано сияющими драгоценными камнями. Бог изгнал его из Рая на землю, так как он возгордился, тем самым согрешив. Незавидная участь постигла его. Да, оказывается, и ангел херувим может совершить грех. Этим он похож на человека.

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Первый чин ангельский - Серафимы

Серафи мы - в христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

СЕРАФИМЫ (евр. серафим, «пылающие», «огненные») упоминаются в Библии только однажды, Ис 6:1-6. Назначение серафимов в иерархии небесных ангелов состоит в том, чтобы возносить хвалу святости Бога и осуществлять святые цели Бога на земле.Они - первые участники Божественного блаженства, первые осияваются светом велелепной Божественной славы. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим - и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а иначе всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в…

НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ

Арха1нгели, Ангели, Нача1ла, Прест0ли, Госп0дствиz, и Серафи1ми шестокрила1тии, и многоочи1тии Херуви1ми Боже1ственнии, му1дрости oрга1ни, Си1лы и Вла1сти Боже1ственнейши, ХристY моли1тесz дарова1ти душа1м на1шим мир и ве1лию ми1лость.

Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1) . Под именем неба естественно разуметь духов (Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у Престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.

Ангелы - суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних…

Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, а в частности, сочинением «О небесной иерархии,» носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет мир ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней, иерархии: власти, господства, силы. В третьей, более близкой к нам: ангелы, архангелы, начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в «Постановлениях Апостольских,» у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Златоуста; позднее — у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: «Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об ангелах, архангелах, силах, властях, началах, господствах, престолах, херувимах и серафимах. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти…

Ангелы, серафимы, херувимы

Ангелы

Изображение Св. Иоанна в виде ангела

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал’ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы…

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков).

Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы.

В первую сферу входят:

Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других.

Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице…

Angelologia. Православное учение об Ангелах

___________________

Как изобразить непостижимое?

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, — говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. — Язык христианской культуры — это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних — как прекрасных юношей, других — как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.

Небесная иерархия

«В начале сотворил Бог небо и землю» — этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, — поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. — Это невидимое Небо представляет…

~ АкваМаринка ~ Высший разум (118436) 8 лет назад В христианстве сонм ангелов подразделяется на три класса, или иерархии, а каждая иерархия, в свою очередь, подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, которую приписывают Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.

Серафимы, относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи. Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги. Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в…

Чем отличается херувим от серафима?

Серафим (от древнееврейского – огненный) – это ангел, стоящий на самой высокой иерархической ступени. Эти существа ближе всех находятся к Богу и имеют три пары крыльев. В христианской традиции серафимы изображаются алым цветом, т.к. они являются огненными духами.

Известные русские художники, такие как Михаил Врубель и Виктор Васнецов, в свое время представили на наш суд свое видение этих пламенных существ. (На картинке ниже работа В.Васнецова)

Херувим также является ангелом, но на ступень ниже, это второй по значимости ангельский чин. Херувимы также близки к Богу, их называют «песнословящими духами», крыльев у них четыре, а на иконах они обычно изображаются голубым, лазоревым цветом. Иногда могут изображаться с двумя головами – львиной и человеческой. Известно, что на крышке Ковчега Завета были расположены два херувима с распростертыми крыльями. Описания херувимов в христианской и еврейской традициях довольно точное,…

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы….

Херуви мы (собственно, ивр….

Греческое слово «ангелос», вошедшее в европейские языки, является переводом древнееврейского «мал’ах» — посланец, вестник. Ангелы служат единому Богу, воздают ему хвалу, несут его волю стихиям и людям. В древнейших книгах Ветхого Завета (Пятикнижии Моисеевом, книгах Царств, Хрониках) довольно много историй, в которых участвуют ангелы.

Но если мы внимательно перечитаем их, то с удивлением убедимся, что эти сказания не дают повода считать, будто ангелы всегда добры и прекрасны. В зависимости от воли пославшего его Бога, ангел может быть равно благостным или гневным, и порой в его руке не цветок, а карающий меч.

Внешность ангелов в этих преданиях вообще не описывается, поэтому вовсе не ясно, как они выглядят. Ангел может принять облик человека – странника, спутника, но каков его истинный вид? Это далеко не единственный вопрос, который остается без ответа.

В книге «Бытие» упоминаются ангелы и херувимы, но каковы различия между ними? Ангелы были созданы Богом или…