Похвала пресвятой богородицы - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Похвала пресвятой богородицы Об истории и значении празднования Субботы Акафиста

Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.

Пятница 5-й недели Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.

Сегодня вечером в храмах проходит служба, именуемая Похвала Пресвятой Богородицы. Строго говоря, это служба субботы, но по русской традиции утреня следующего дня совершается накануне. Поэтому утреня Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы совершается в пятницу вечером, то есть сегодня. Этот праздник был установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Но его основной особенностью является то, что это единственный день в году, когда по уставу совершается пение акафиста.

Слово «акафист» происходит от греческого словосочетания «акафистос гимнос», что означает «неседальная песнь», то есть песнь, которую поют не садясь, стоя. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице - это самый древний, самый первый акафист. Долгое время он был единственным, что и закрепилось в православном богослужебном уставе. В славянской традиции изначально даже не дерзали называть прочие акафисты собственно акафистами, а именовали их «икосами, подобными акафисту», то есть составленными в подобие тому самому первому Акафисту Богородице. Но время шло и появлялись все новые и новые произведения в этом жанре, сперва в Византии, а потом и в других православных странах. Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской Церкви в XIX - начале XX века. К 1901 году цензорами духовного ведомства Правительствующего Синода было одобрено к печати 158 акафистов.

Время гонений, наступивших после революции, стало временем акафистов, потому как акафист можно читать и при отсутствии священника. А мы знаем, что подавляющая часть духовенства была просто физически уничтожена в первой половине XX века. Акафисты имеют небольшой объем, поэтому их было легко копировать, к тому же большая их часть написана на адаптированном церковнославянском языке, без древних славянизмов, с упрощением грамматики, а иногда и просто на русском языке, лишь стилизованном под церковнославянский, поэтому их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты стали создаваться простыми верующими, что привело к появлению иногда не очень точных в богословском смысле текстов. И сейчас часто приходится очень критично относиться к выбору того или иного акафиста для чтения.

С крушением советского режима, в 90-х годах прошлого века написание акафистов становится процессом лавинообразным. Здесь и свобода Церкви в сочетании с нехваткой духовенства, здесь и появление новой копировально-множительной техники. Сейчас ежегодно появляется около 40-50 новых церковнославянских акафистов. А ведь помимо нашей Родины этот жанр стал популярным и в других православных странах. Можно найти различные акафисты не только на греческом и церковнославянском языках, но и на румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, чешском, словацком и других языках. Поэтому общее число акафистов на разных языках исчисляется уже тысячами.

Но вернемся к тому самому акафисту, что звучит в храмах сегодня, и его устройству. Акафист представляет собой сложное, но в то же время весьма стройное произведение. Он состоит из тринадцати кондаков (более кратких) и двенадцати икосов (более развернутых, начало которых аналогично кондакам). Кондаки и икосы чередуются друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в двенадцати - каждый раз различных - обращениях к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся» - перевод греческого приветствия «хэре». Эти обращения представляют собой вариации на тему приветствия, с которым Архангел Гавриил обратился к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Эти приветствия вкладываются в уста кого-либо из участников евангельской или церковной истории: Архангела Гавриила, младенца Иоанна Крестителя, находящегося еще в утробе святой Елисаветы, пастухов, волхвов, верующих, Церкви и так далее. Каждый икос заканчивается одним и тем же рефреном - «Радуйся, Невесто неневестная». Кондаки заканчиваются пением «Аллилуиа», за исключением первого кондака, тоже имеющего окончание икоса: «Радуйся, Невесто неневестная».

Братья и сестры, надеюсь, все сегодня обновят в памяти строки Акафиста Божией Матери на службе или дома, а сейчас позвольте вернуться к святым этого дня.

Сегодня вспоминаются: мчч. IV века Амфиан, Едесий и мч. Поликарп Александрийский. Прп. Тит чудотворец, иеромонах IX века.

Прославляется икона Божией Матери «Ключ разумения».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, мы еще успеваем познакомиться с житием одного из поминаемых ныне святых. Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII - начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь - киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей и постепенно восходя к духовному совершенству.

Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, был основан еще в середине V века. Монастырь этот был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен в пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника. Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.

Преподобный отче Тит, моли Бога о нас! Пресвятая Богородице, помогай нам!

Диакон Михаил Кудрявцев

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы , называемый также Субботой Акафиста, является передвижным и совершается в субботу пятой недели Великого Поста. В 2016 году этот день попадает на 16 апреля по новому стилю.

История установления праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы восходит к IX веку и связан с византийской историей. На протяжении веков Константинополь неоднократно подвергался нападению различных неприятелей. Так, в хрониках сохранились сведения о нападении авар, персов, арабов. В 626 году городу угрожало наступление варварских войск, в числе которых были скифы, славянские племена. Однако по заступничеству Божией Матери город был спасен от разорения, и в честь этого события был создан кондак «Взбранной воеводе», ставший первой частью акафиста. Авторство этого известного гимна приписывается Роману Сладкопевцу, что, однако, едва ли может считаться верным. Позже Константинополь осаждал неприятельский флот и, когда в море была опущена одна из величайших святынь – риза Пресвятой Богородицы, то неожиданно поднялась буря, погубившая все корабли противника. Именно тогда был составлен Великий Акафист, посвященный Божией Матери, который послужил образцом для составления дальнейших литературных произведений такого типа. Впервые этот торжественный праздник церковной гимнографии был прочитан во Влахернском храме Константинополя, где хранилась почитаемая икона Божией Матери.

Богослужебные особенности праздника
Несмотря на то, что праздник был установлен в связи с определенными историческими событиями, в богослужебных текстах нет упоминания об этом. Главной мыслью является прославление Божией Матери как Заступницы всего христианского рода, готовой помочь каждому, обращающемуся к Ней.
В Акафисте Пресвятой Богородице много внимания уделяется празднику Благовещения, и, таким образом, день Похвалы Пресвятой Богородицы в древности был своего рода предпразднством великого двунадесятого праздника. Особенностью этого дня является то, что чтение Акафиста соединено со службой, что создает особую красоту и торжественность богослужения. Изначально Акафист читался в алтаре, однако по традиции Русской Православной Церкви чтение совершается священником в середине храма. Акафист Пресвятой Богородицы состоит из 24 строф и делится на 4 части.

Икона праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, посвященная празднику «Похвала Пресвятой Богородицы» представляет собой достаточно сложную композицию. В центре иконописного образа на троне восседает Царица Небесная с Богомладенцем на руках, Которую окружают ветхозаветные пророки, предвозвестившие в своих словах рождение Спасителя мира от Девы. Каждый из пророков держит в руках какой-либо предмет, напоминающий об этих пророчествах. Например, святой Иаков, держит в руках лестницу, символизирующую связь неба и духовного мира с землей. У пророка Моисея в руках изображается Неопалимая Купина, означающая Непорочное зачатие. Кроме того, на иконе видны Иессей и Аарон с цветущими жезлами, пророк Иеремия со скрижалью и другие ветхозаветные пророки. За основу иконографии праздника был взят канон VIII века, автором которого был патриарх Герман. В этом богослужебном памятнике литературы прославляются ветхозаветные пророки, предрекшие воплощение Христа и Его рождение от Девы. Обычно на иконах такого типа изображается тринадцать пророков, однако их число может быть различным, в зависимости от композиционного построения. В русском церковном искусстве также известны иконы с клеймами, окружающими центральное изображение Божией Матери и повествующими о событиях избавления Константинополя.

Тропарь:
Дево Безневестная /и Мати Всечистая, /приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, /и целовавши южику Твою, всечестную Елисавет, /Материю Господа от сия наречена была еси, /и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах, /и благословен Плод чрева Твоего.

Кондак:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Молитва:
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси - разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары - в 626, персы - в 677, арабы - в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.

Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» . С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью - риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос - приветствием архангела «Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название - «Акафист Благовещения»,хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

Напраздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век

В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля - совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныненаходится в Патриаршей ризнице.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!


Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвала́ Пресвятой Богородицы.

Прп. Ники́ты исп., игумена обители Мидики́йской.

Иконы Божией Матери «Неувяда́емый Цвет».

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба прп. Ник и́́ты исп., игумена обители Мидик и́́йской, поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 30 марта).

Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. «Повеч е́́рие же м а́́лое и пол у́́нощницу по е́́м в к е́́ллиях. Кан о́́н м е́́ртвен гл а́́са по е́́м в гробн и́́це» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

Календарные заметки:

Служба по Триоди.
На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня.

Примечание. «Ко у́́трени зн а́́менает в 4-й час н о́́щи, мол е́́бнаго ради посл е́́дования Ак а́́фиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы пост о́́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди) : «Повеле́нное та́йно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения.

После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Нев е́́сто Ненев е́́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.

По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой.

Примечание. В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на сред е́́» храма, кондаки и икосы «глаг о́́лются от иер е́́я во свят е́́м олтар е́́», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».

Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе…». Читается 2-я часть Акафиста – с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»).

Каноны (в 1-й – 5-й песнях):

В храме Господском – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Богородицы (Триоди) на 6.

В храме Богородицы – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).

В храме святого – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6.

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия (в 1-й – 5-й песнях): «Отверзу уста моя…» (см. в Триоди).

По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе…». Читается 3-я часть Акафиста – с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе…». Седален праздника Богородицы (Триоди), глас 1-й: «Вели́кий во́ин…», «Слава, и ныне» – тот же седален.

Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8 , на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди).

По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе…». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепе́тая Ма́ти…» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «А́нгел предста́тель…», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст.

На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы.

Примечание. «На трап е́́зе яд и́́м два вар е́́ния с ел е́́ем и пи е́́м вин о́́, благодар я́́ще Всесвят у́́ю Влад ы́́чицу н а́́шу Богор о́́дицу о б ы́́вшем от Не я́́ чудес и́́» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

«И собра́вшимся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем у́треню, я́коже предписа́ся [в четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

«По шестопса́лмии Бог Господь , во глас 8-й, и пое́м тропари́ ко́сно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.

Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).