Правописание н и нн в прилагательных. Тренировочные упражнения «правописание н\нн в суффиксах прилагательных и причастий»

Упражнение 1.

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн- . Образуйте от них наречия. Составьте с наречиями словосочетания. Какие из образованных наречий можно употребить в переносном значении.

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Упражнение 2.

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Упражнение 3.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Упражнение 4.

Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслуслова.

Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Упражнение 5.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн .

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

Упражнение 6.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН (1 вариант). Составьте именные словосочетания.

1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый , революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

Упражнение 8.

Дайте толкование подчеркнутых слов. Выпишите существительные, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

Превратите Н вНН при помощи приставок.

Образец: жареная – пережаренная

Точеный, крученый, моченый, толченый, гашеный, пареный, кошеный, вязаный, крашеный, тушеный, соленый, давленый, сушеный, золоченый, званый, печеный.

Упражнение 9.

Превратите Н в НН при помощи зависимых слов.

Образец: жареная рыба – жаренная на сковородке рыба

Мощеная дорога, плетеная шляпа, мороженые ягоды, крашеные стены, беленый потолок, соленый огурец.

Упражнение 10.

Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.

Н НН

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 11.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный? коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка?, оставленный замок, загнанные лошади.

Упражнение 12.

Объясните различия в написании созвучных слов.

1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Упражнение 13.

Замените придаточные предложения причастными оборотами.

Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. - Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.

1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.

Упражнение 14.

Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн .

Образец: реш ...ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 15.

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.

1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.

Упражнение 16.

Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях.

Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о,притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.

Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?

Упражнение 17.

Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.

Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыша_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о.16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.

Тест по теме «Правописание н и нн в разных частях речи»

1. В каком слове пишется одна Н?

1 ) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

2. В каком слове пишется одна Н?

1 ) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука

4) вязан...ые бабушкой носки

3. В каком слове пишется одна Н?

1 ) общепризнан...ое мнение

2) сушен...ые в печи грибы

3) стилизован...ый интерьер

4) морожен...ая рыба

4. В каком слове пишется одна Н?

1 ) обоснован...ый вывод

2) избалован...ый ребенок

3) площадь оцеплен...а

4) асфальтирован...ая улица

5. В каком слове пишется НН?

1) ранен...ый боец

2) кожан...ое кресло

3) юн...ый возраст

4) воспитан...ый человек

6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1 ) Работа выполнен...а безупречно.

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1 ) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей

8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1 ) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

а) 1,2;б) 2;в) 2,3;г) 3,4

10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2;б) 2,3;в) 1, 2, 3;г) 3,4

Развивающие задания на уроках русского языка при изучении темы

« Правописание Н и НН в прилагательных» (6 класс)

Главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их усвоения, то есть степенью мыслительной активности учеников в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Использование же заданий повышенной трудности является одним из путей индивидуализации обучения.

Целесообразно вводить более трудные (по сравнению с традиционными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить для развития мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности), что хотя и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.

Таким образом, в задания на каждом уроке требуется вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.

Рассмотрим виды таких заданий.

Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.

Самостоятельное решение учеником задачи (а позднее самостоятельная разработка ее) позволит ему приобрести прочные практические умения в анализе языковых явлений. При этом учитель получает возможность формировать у школьников устойчивый познавательный интерес к предмету, воспитывать культуру учебного труда и чувство ответственности. 1 . Закончите предложения. (сколько н пишется в суффиксах)

1) В прилагательных с основой на Н, образованных с помощью суффикса Н, как правило, пишется

Например: .

2) В прилагательных, однокоренных со словами юность, зелень, румяна, свинья, ветер, пишется, так как они являются.

Образуйте от этих существительных прилагательные, запишите их

3)В прилагательных с гласными –Е-, -О- в суффиксах пишется.

Например: .

4)В прилагательных от слов масло, кожа, жесть, пишется.

5) В кратких прилагательных в форме мужского рода пишется

2.Списать текст, вставив и объяснив пропущенные буквы

Звери..ые повадки отразились в стари..ых сказках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей говорят, что у них орли..ые крылья. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой вознёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

Подлинным их творцом является народ. В них сказалась исти..ая народная мудрость.

3. Задание на соответствие

1. Найдите соответствия

а) революцио(н,нн)ая песня 1) является исключением

б) маши(н,нн)ое масло 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

в) лебеди(н,нн)ая песня 3) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

г) стекля(н,нн)ая дверь 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) песча(н,нн)ая буря 1) является исключением

б) тума(н,нн)ое утро 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ан-

в) ветре(н,нн)ый день 3) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

г) клюкве(н,нн)ый морс 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) деревя(н,нн)ый пол 1) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

б) тыкве(н,нн)ая каша 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ян-

в) ками(н,нн)ый зал 3) является исключением

г) полотня(н,нн)ый костюм 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) кури(н,нн)ое яйцо 1) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

б) оловя(н,нн)ая ложка 2) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

в) со(н,нн)ый мальчик 3) является исключением

г) экзаменацио(н,нн)ый вопрос 4) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

    Распредели по столбцам таблицы следующие слова.

Дли..ый, государстве..ый, песча..ый, тума..ый, кожа..ый, стари..ый, художестве..ый, баше..ый, были..ый, ути..ый, овся..ый, земля..ой, мужестве..ый, экскурсио..ый, клюкве..ый.

Ан(-ян), -ин

Н+н

Енн(-онн)

    Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с помощью суффиксов, о которых мы узнали, и запишите в 2 столбика, где, на ваш взгляд, надо Н или НН :

Получившаяся запись:

(Листва) лес лиственный лес

(тополь) пух тополиный пух

(лекция) зал лекционный зал

(серебро) ложка серебряная ложка

(ветер) день ветреный день

(дерево) посуда деревянная посуда

(ураган) ветер ураганный ветер

(кожа) перчатки кожаные перчатки

Задания по аналогии

Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.

Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.

Продолжи строчку, добавив 2-3 слова .

    Мышиный, лебединый,_____________________________________________________

    Кожаный, дровяной,_______________________________________________________

    Сонный, законный,______________________________________________________

    Авиационный, торжественный,_______________________________________________

    Старинный, овчинный,______________________________________________________

Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Вариант задания: «Найди четвертое лишнее».

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание «Найди четвертое лишнее»

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый;

г) мыши..ый, маши..ый, стари..ый, мали..ый;

д) серебря..ый, торфя..ой, оловя..ый, платя..ой.

Творческие задания

Цель состоит в открытии новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной деятельности.

Игра “Угадай шифр” .

Укажите количество букв Н (1 ,2)

Стекля..ый, серебря..ый, песча..ый, глиня..ый.

Гуси..ый, были..ый, имени..ый, соколи..ый.

Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый.

Мужестве..ый, ветре..ый, обеде..ый, проветре..ый.

Ключ:

2-1-1-1

1-2-2-1

2-2-2-1

2-1-2-2

Игра “Угадай слово ”

1.Этимология этого слова “красный” (прекрасный) ;

2.Сделанный из серебра (серебряный);

3. Сделанный из разных нитей (нитяной);

4.Сделанный из шкуры овцы (овчинный);

5.Сделанный из камня (каменный);

6. Сделанный из слюды (слюдяной) ;

7. Сделанный из стекла (стеклянный) ;

8. Данное прилагательное обозначает цвет (синий);

9. Прилагательное употребляется, когда говорят о несерьезном человеке или о плохой погоде(ветреный)

Орфографический конструктор

Определить Н или НН, записывая только буквы Н.

1. Стеклянный, каменный, целинный нн нн нн

2. Клюквенный, масляный, песчаный нн н н

3. Обеденный, ветреный, кожаный нн н н

4. Оловянный, старинный, лимонный нн нн нн

5. Овсяный, торфяной, деревянный н н нн

6. Орлиный, румяный, болезненный н н нн

7. Обыкновенный, пустынный, ценный нн нн нн

Возможны другие варианты конструктора:

н нн н нн нн нн н нн н

н нн н нн н нн н нн н

н н н нн н нн нн нн нн

н нн н нн н нн н нн н

н нн н нн нн нн н нн н

Практикум для 7 класса по теме

«Написание Н и НН в причастиях»

УСТНО .

Прокомментировать написание Н и НН . Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

Первичное закрепление . Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму. Сварить ,вспахать ,мариновать асфальтировать , варить.

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный .

Письменно.

Упражнение 1 . Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн .Образец: реш ... ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 2. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.


Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 3. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

Упражнение 4 . Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

Упражнение 5 . Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.

Проверить исправность туристского сн..ряжения.

Получить согласие родителей на участие в походе.

Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

Упражнение 6.. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.

Контроль знаний . Вставьте Н или НН.
Гост…ый, карма…ый, искусстве...ый, песча…ый, голуби…ый, урага…ый, восторже…ый, деревя…ый(!), воробьи…ый,каме…ый, авиацио…ый, стекля…ый(!), ути…ый, пусты…ый, экскурсио…ый, багря…ый, стари…ый, ветре…ый(!), румя…ый, ю…ый, были…ый, безветре…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.

Упражнение 79. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Уступч..вый, январ..ский, плюш..вый, прожорл..вый, молодц..ватый, стар..нький, кумач..вый, ноябр..ский, угр..ватый, свинц..вый, разговорч..вый, богатыр..ский, кра..вой, тих..нький, клязьм..нский, сторож..вой, керч..нский, продолг..ватый, пенз..нский, ялт..нский, красив..нький, завистл..вый, рыж..ватый, молодц..ватый, син..ватый, обидч..вый, разговорч..вый, расчётл..вый, грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепи..чатый, ступен..чатый, бревен..чатый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, рыцар..ский, рязан..ский, день-ден..ской, тянь-шан..ский, декабр..ский, сентябр..ский, губч..тый, звёз..атый, надоедл..вый, сегодн..шний, форел..вый, лазор..вый, натри..вый, нутри..вый, убог..нький, краснопресн..нский, грозн..нский, масл..ные руки, масл..ные брюки, масл..ные краски, масл..ное пятно, масл..ная каша, ветр..ная мельница, ветр..ной двигатель, ветр..ная оспа, ветр..ная девушка, масл..ная неделя, ветр..ное поведение.

Упражнение 80. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.

Упражнение 81. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Упражнение 82. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми поставлена цифра 3 ;.

1. Этот (трёх) суточный бой за Цариц..н начался штурмом города при по..держке ураган..ого 3 огня кораблей (Федин). 2. Гусь степен..ый в луж.. моет свой гусин..ый 3 красный нос (Исаковский). 3. Над омутами каждой реки трудятся мельниц.. водян..ые (Щипачев). 4. (Полутора) тон..ки готовы, в порядке фонд сем..ной (Щипачев). 5. Пр..ятна со..нца утрен..яя весть и полотенце свежест..ю льнян..ою 3 (Щипачев). 6. Сам граф подушки поправлял, медвеж..ю 3 полость в ноги стлал (Некрасов). 7. Нынче де..кий бал.. (Некрасов). 8. Её грудь тр..петала от соч..ного искр..него смеха (М. Горький). 9. Я солнц..в 3 брат, и зимн..ю порою чудес не меньше солнца строю (Крылов). 10. Измученные извоз..ич..и 3 лошади лёг..нькой рысц..й тащили нас в гору (Писемский). 11. Обедал он и ужинал во вдов..м доме: мать, возвр..щаясь из общ..й столовой 3 , тайком пр..носила ему половину своей скудной порц.. (Куприн). 12. Она осядет от дождей, от снега в ледя..ые 3 ночи (Шипачёв). 13. Это насле..ство в конечном сч..те создано энергией рабоч..го клас..а и поэтому является пополам (Исаковский). 19. Она имела полное пр..дставление о некоей ветр..ной 3 москвич..ке Оле Нечаевой (Катаев). 20. Вернулся Тиунёв, (сорок..) (пят..) летний человек с седыми вихрами на остр..м, дыней, черепе, с жид..нькой сед..ватой бородёнкой на костлявом лице (М. Горький). 21. За полями далеко, в сирен..вом туманце кудрявые пер..лески (Гладков). 22. Глухо, грус..но звенят тополя, Ольг..нский мост открывается под ясн..й луной (Каверин). 23. Он не мог отвести взгляд от небольш..й дверц.. сам..лёта и от лё..кой алюмин..вой лес..нки (Каверин). 24. У крыльца комендан..ского дома казак держал под уз..ц.. пр..красн..ю бел..ю лошадь кирги..ской п..роды (Пушкин). 25. Пенз..нская губерния была об..явлена на осадном положени.. (Федин). 26. Я прочёл души доверч..вой пр..знан..е (Пушкин). 27. Был послеобеден..ый час ветр..ного август..вского дня (Кузьмин). 28. Ивы на пес..аном откосе под солнцем - (серебр..но) голубые (Кузьмин). 29. Собрались пр..хожане у чащи, лихоман..ую грусть затая (Есенин). 30. Твоя обветр..ная кожа лучила гречн..вый пушок его закон..ейшим 3 насле..ством (М. Горький). 14. Из темноты, с доски камин..ой вдруг стали играть часы (Симонов). 15. Вдали раздался барабан..ый бой (Федин). 16. Время от врем..ни мы откачивали воду берест..ным ковш..м (Арсеньев). 17. Заходил продавец из соседн..й зелен..ой лавки (Арсеньев). 18. Это я, оратор безымян..ый, сеял хлеб с тоскою (Есенин). 31. И нефть, попав из бака в водоём, павлин..ий 3 хвост внезапно распустила (Мартынов). 32. Но равнин..ая синь не лечит (Есенин). 33. Но вовек благосл..вен..ы на земле сирен..вые ночи (Есенин). 34. Лан..ий зов скво..ь сон услыхал олень (Есенин). 35. И нежно охает ячмен..ая солома, св..сая с губ к..вающих коров (Есенин).

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык»!

Пишет вам учитель из г. Дубны Московской области Охлопкова Марина Юрьевна. Известно, что правописание н и нн – одна из самых сложных тем в курсе русской орфографии, а правописание н и нн в кратких формах – тем более. Мало рассматривается в школе вопрос о правописании н и нн в существительных. Хочу предложить ряд упражнений, которые помогут разобраться в этих хитрых правилах.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна

Дидактический материал по теме

«Правописание н и нн в различных частях речи»

Упражнение 1. Н и нн в кратких и полных причастиях.

1) есть зависимые слова – причастие – форма полная – пишем нн;
2) есть зависимые слова – причастие – форма краткая – пишем н.

Стиран_ое в сетке белье, люди взволнован_ы слухами, сестра намерен_а уехать, вопросы искусственно запутан_ы, зван_ый в гости, движения скован_ы робостью, партия выигран_а шахматистом, писан_ая масляными красками картина, она напуган_а вестью.

Упражнение 2. Н и нн в кратких прилагательных и причастиях.

Распределите словосочетания в два столбика:

1) слово в прямом значении (сохраняется значение действия) – причастие – краткое – пишется н;
2) слово в переносном значении, нет зависимых слов – прилагательное – ставим в полную форму – пишем столько же н , сколько в полной форме (в этом задании нн ).

Манеры изыскан_ы, слова услышан_ы, мы окружен_ы, дети распущен_ы (на каникулы), вино не выдержан_о, движения скован_ы, взгляды ограничен_ы, поле заминирован_о, руки исцарапан_ы, книги подержан_ы, дерзость намерен_а, идеалы возвышен_ы.

Упражнение 3. Из данных слов выпишите слова-исключения, подчеркните н или нн.

Смышлен_ый ребенок, путан_ый ответ, непрошен_ый гость, назван_ый брат, желан_ый результат, делан_ый вид, рифмован_ый стих, бешен_ый зверь, зван_ый ужин, придан_ое невесты, Прощен_ое воскресенье, ветрен_ый человек, неезжен_ая дорога, чекан_ый шаг, священ_ое дерево, мудрен_ый ответ.

Упражнение 4. Н и нн в существительных.

Определите, от какой части речи и с помощью каких суффиксов образованы данные существительные:

1) образованы от прилагательных с помощью суффиксов – -ик-, -иц-а;
2) образованы от существительных с помощью суффиксов -ник-, -ниц-а;

3) образованы от прилагательных с помощью суффикса -ость-.

Образец:

Коноплян_ик – коноплян ый (прил.) + -ик- = коноплян ик.
Малин_ик – малин а (сущ.) + -н ик- = малинн ик.
Ветрен_ость – ветрен ый + -ость- = ветрен ость.

Копчен_ости, нефтян_ик, гостин_ица, листвен_ица, беспридан_ица, рябин_ик, путан_ик, варен_ик, гривен_ик, дружин_ик, поклон_ик, дровян_ик, современ_ик, мошен_ик, бессребрен_ик, пшен_ик, Маслен_ица.

Упражнение 5. Распределите слова в три столбика:

1) отыменные прилагательные (н и нн );
2) отглагольные прилагательные (н);
3) причастия (нн).

Подчеркните н или нн, объясните графически написание.

Багрян_ый закат, кожан_ый кошелек, путан_ый ответ, ломан_ая линия, солен_ые бабушкой огурцы, проникновен_ая игра, смородин_ый лист, серебрен_ый мастером кубок, точен_ая фигура, накатан_ая лыжня, придан_ое значение, сварен_ый картофель, стрижен_ые волосы, писан_я красавица, неписан_ый закон, исписан_ые листы, серебрян_ая медаль, имен_ой пистолет, гружен_ый цементом, порван_ый кафтан.

Упражнение 6. Спишите слова, укажите части речи выделенных слов, объясните письменно написание н и нн.

Они уверен_ы в победе – отвечал уверен_о.
Море взволнован_о ветром – ребята взволнован_ы – пел взволнован_о.
Отвечал рассеян_о – ученые рассеян_ы – семена рассеян_ы.
Мысли запутан_ы – нитки запутан_ы (котенком) – объяснял запутан_о.