Роберт Пири: биография, открытия и интересные факты. Роберт пири северный полюс Годы жизни пири

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Роберт Эдвин Пири (1856—1920) - американский путешественник, исследователь Арктики, совершивший несколько переходов через Гренландию. В 1908 - 1909 гг. на судне «Рузвельт» осуществил экспедицию к Северному полюсу.

Целью экспедиции было достижение Северного полюса, какие - либо научные цели не ставились. В состав экспедиции на момент ее отплытия из Синди 17 июля 1908 года входило 22 человека: Роберт Пири, начальник экспедиции; Роберт Бартлетт, капитан судна; Джорж Уордуэл, старший механик; доктор Гудсел, хирург; профессор Росс Марвин; Дональд Макмиллан, Джордж Боруп, Метью Хенсон - помощники начальника экспедиции; Томас Гашью, помощник капитана; Джон Мэрфи, боцман; Бэнкс Скотт, механик; Чарльз Перси, заведующий хозяйством; Уильям Причард, юнга; Джон Коннорс, Джон Коуди, Джон Барнз, Деннис Мэрфи, Джордж Перси - матросы; Джеймс Бентли, Патрик Джойс, Патрик Скинз, Джон Уайзмен - кочегары.

В начале августа 1908 года «Рузвельт» отплыл от мыса Йорк, приняв на борт несколько эскимосских семейств и около сотни собак для целей экспедиции, число которых позже увеличилось до 246 особей.

Судно «Рузвельт» было специально построено в США для экспедиции к Северному полюсу с учетом опыта, полученного Р. Пири в его предыдущих походах. В качестве дополнительных транспортных средств использовались шесть вельботов, сани в количестве 23 штук.

Продовольствие делилось на два вида: предназначенное для питания участников санных походов и предназначенное для питания на корабле во время пути туда и обратно и на зимней стоянке. Провиант, заготовленный для санных походов, должен обеспечивать максимум питательности при минимальном собственном весе, объеме и весе тары. Необходимыми продуктами питания для санного похода в Арктике в любое время года, независимо от температуры воздуха и длительности путешествия, Р.Пири считал пеммикан (концентрат, приготовленный из говядины, жира и сушеных фруктов), чай, сухари и сгущенное молоко. Питание на борту корабля и на зимней стоянке состояло из обычных продовольственных продуктов. Отличительной чертой экспедиций Пири является то, что никогда путешественники не брали с собой мясо, его добывали в ходе зимней охоты, таким образом, имелась возможность пополнять рацион свежим мясом. Запас питания состоял из следующих продуктов:

мука- 16 000 фунтов;

кофе- 1000 фунтов;

чай- 800 фунтов;

сахар- 10 000 фунтов;

бекон- 7000 фунтов;

сухари- 10000 фунтов;

сгущенное молоко-100 ящиков;

пеммикан- 30000 фунтов;

сушеная рыба- 300 фунтов,

соль.

В Хок-Харборе путешественников ожидало вспомогательное судно «Эрик» с 25 тоннами китового мяса на борту. В августе 1908 года на борт «Рузвельта» с указанного вспомогательного судна было перегружено около 300 тонн угля и 50 тонн моржового и китового мяса. Также было взято 3500 галлонов керосина и 1000 фунтов курительного табака. В Эта был оставлен запас угля в размере 50 тонн для обратного плавания «Рузвельта».

Р.Пири и заведующий хозяйством Перси разработали следующее меню зимнего режима питания.

Понедельник. Завтрак: каша, бобы, черный хлеб, масло, кофе. Обед: жареная печенка, макароны с сыром, хлеб с маслом, чай.

Вторник. Завтрак: овсяная каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Среда. Завтрак: каша двух видов на выбор, рыба для матросов, колбаса для членов экспедиции, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Четверг. Завтрак: каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Пятница. Завтрак: каша на выбор, рыба, рубленый шницель на правый борт (стол Пири и его ближайших соратников), хлеб с маслом, кофе. Обед: суп гороховый, рыба, пироги с клюквой, хлеб с маслом, чай.

Суббота. Завтрак: каша, тушеное мясо, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Воскресенье. Завтрак: каша, «бруз» (ньюфаундлендские сухари, сваренные с соленой треской), хлеб с маслом, кофе. Обед: кумжа, фрукты, шоколад.

Стандартный дневной рацион на одного человека в последнем марше к полюсу во всех экспедициях Пири состоял из 1 фунта пеммикана, 1 фунт сухарей, 4 унций сгущенного молока, S унции спрессованного чая, а так же 6 унций жидкого топлива (спирт, керосин). Дневной рацион собак состоял из фунта пеммикана.

Продовольственные склады были устроены у мыса Блэк-Кейп, а также в бухте Линкольн.

Экипировка участников экспедиции состояла из одежды и обуви, которые обычно используют эскимосы. По заметкам Пири, путешественники «в Арктике одевались практически так же, как эскимосы, вплоть до меховых чулок». Одежду для них шили эскимоски. У острова Турнавик на борт «Рузвельта» была принята партия лабрадорских меховых сапог. В очень холодную погоду путешественники надевали эскимосские кулеты (меховая куртка без пуговиц, надеваемая через голову) из песцовых или оленьих шкур, к которым пришивался отороченный песцовыми хвостами капюшон, защищающий лицо от холода. Также использовались куртки из мичиганской овчины. Путешественники носили атеа (рубаху из шкур оленят мехом вовнутрь, ее обычно носят летом), чулки из заячьих шкур, камики (сапоги из тюленьих шкур с подошвами из более толстой шкуры тюленя с квадратными ластами), меховые рукавицы.

Палатки, использовавшиеся в экспедиции, были сделаны из легкого брезента с полом, пришитым непосредственно к стенкам. Отверстие для входа было снабжено круглым клапаном, который затягивался шнурком, благодаря чему, по замечанию Пири, палатки были абсолютно непроницаемы для снега. Палатки имели пирамидальную форму с шестом в центре. Края палаток удерживались полозьями саней и лыжами, которые использовались в качестве распорок.

К концу осенней работы путешественники перестали пользоваться брезентовыми палатками и приступили к строительству на пути следования отрядов постоянные иглу из снега, в которых ночевали проходящие партии. Размеры иглу зависели от количества людей в отряде (иглу на троих имело пол 5х8 футов; на пятерых- 8х10 футов). Блоки для иглу, округленные с внутренней стороны, нарезались различных размеров: для нижнего ряда массивней и крупнее, чем для верхнего. Толщина стен зависела от плотности снега: если снег был уплотнен, то стена могла составлять несколько дюймов; если же он был рыхлым, то блоки нарезались толще. Иногда, по замечанию Пири, фундамент состоял из блоков 2- 3 фута длиной и 2 фута высотой, иногда размеры были иными. Снежные блоки укладывались по эллиптической окружности с уклоном внутрь, причем уклон возрастал по направлению вверх. Каждый блок удерживался на месте двумя соседними, кроме блока, закрывавшего отверстие в крыше. У подножия дома вырезали отверстие, для входа через которое из иглу выбрасывался снег, накопившийся при его постройке. В задней, более широкой части дома покатый снежный пол выравнивался, там делалось возвышения для сна. В передней части снег выгребался для обеспечения места для керосинок и кухонных принадлежностей.

В иглу люди спали на полу, не раздеваясь, подстелив шкуру мускусного быка и накрывшись легкой оленьей шкурой. В данной экспедиции спальными мешками Р.Пири не пользовался.

Прочее снаряжение включало в себя следующие предметы и приспособления: собачьи сбруи и сани, сделанные эскимосами; лесоматериалы, винтовки, патроны, дробовики с зарядами для них, спички, топоры, ножи, ножи для вскрытия консервных банок, иголки, нитки, керосинки, чайные кружки, охотничьи ножи, деревянный барабан и лот, проволоку, нож-пилу для постройки иглу, спиртовые печки, «кухонные ящики» (деревянные ящики, крышки которых откидываются и служат столом, с двумя керосинками с двойной горелкой). Кастрюлями служили донные части 5-галлоновых керосиновых банок, снабженные крышками. При упаковке банки опрокидываются вверх дном на керосинки, а кухонный ящик закрывается на петли.

Из медикаментов были взяты следующие лекарства и средства: кетгут, хирургически иглы, бинты, вата, хинин, танин, марля, жидкая мазь для пластырей, борная кислота, антисептический порошок для присыпки ран.

На случай форс-мажорных ситуаций в каждый из шести вельботов был уложен ящик с запас продовольствия на 7-10 дней: двенадцать 6-фунтовых банок пеммикана, две 25-фунтовые банки сухарей, две 5-фунтовые банки сахара, несколько фунтов кофе, несколько банок сгущенного молока, а также керосинка, 5 банок керосина по галлону каждая, винтовки, дробовики, патроны, заряды, некоторые медикаменты. Лодки были подвешены с полным комплектом весел, мачт и парусов на шлюпбалках. При отплытии из Эта основные продукты питания (чай, кофе, сахар, пеммикан, сухари), а также керосин были сложены на палубе у бортов, чтобы их можно было сбросить немедленно на лед, в случае если судно будет раздавлено.

Большие ящики, содержавшие банки с беконом, пеммиканом, мукой, путешественники использовали «наподобие гранитных глыб» при сооружении на мысе Шеридан трех домов 15х30 фунтов каждый. Все припасы были специально упакованы для этой цели в ящики определенных размеров. При возведении домов ящики ставились верхней частью внутрь, крышки с них были сняты, и содержимое вынималось по мере надобности, как с полок. Таким образом, дом представлял собой, по воспоминаниям Р.Пири, «нечто вроде бакалейной лавки».

В ходе экспедиции Пири использовал систему вспомогательных отрядов, которые на первом этапе прокладывали путь, создавали продовольственные базы и, выполнив эту роль, возвращались обратно, а главная небольшая партия шла по этому следу, сберегая силы для броска к конечной цели. Пири называл такой способ движения «системой Пири», хотя ее использовал Ф.П. Врангель в первой половине 19 века и многие европейские полярные исследователи, а также жители Крайнего Севера (чукчи, эскимосы).

Во время экспедиции к полюсу экспедиция столкнулась с некоторыми трудностям. Главной трудностью оказалась повышенная смертность собак во второй половине 1908 года (в августе собак было 246, в начале ноября 193, а в конце этого же месяца 160). Падеж собак Р.Пири связывал с недостаточной питательностью корма. Кроме того работу экспедиции осложняли отдельные случаи заболевания гриппом, хотя явление не имело массового характера.

Интенсивноохотиться в течение осени и зимы для обеспечения участников экспедиции свежим мясом.

Иметьсобак больше необходимой нормы, учитывая их убыль в 60%.

Руководительэкспедиции должен пользоваться доверием и быть авторитетом для других участников.

Предварительнодоставить к месту выхода в санный поход достаточное количество снаряжения, чтобы основной отряд смог дойти до полюса и обратно, а вспомогательные - до крайних северных пунктов своего маршрута.

Иметь большой запас саней лучшего типа.

Иметьдостаточное количество подразделений (вспомогательных отрядов), каждый под начальством опытного помощника.

Тщательно испытать все предметы снаряжения и убедиться, что они соответствуют целям, для которых предназначены.

Знать размеры нагрузки, которой можно подвергать каждого человека и собаку без риска для их здоровья.

Возвращаться тем же путем, по которому экспедиция шла на север, экономя силы и время.


Биография Роберта Пири, как увлекательная повесть, насыщенна интересными событиями, историческими фактами, научными исследованиями и путешествиями.

В истории географических открытий американец Роберт Пири навсегда останется первопроходцем и открывателем Северного полюса.

Детство и юношеские годы

Родился Пири Роберт Эдвин 6 мая 1856 года в городе Крессон (штат Пенсильвания). Роберт был единственным ребенком в хорошо обеспеченной семье. Его отец, Чарльз Пири, славился на всю округу мастерством изготовления бочек, что позволяло жить семье ни в чем не нуждаясь. Но когда Роберту было 3 года, от воспаления легких отец скоропостижно умирает.

Семья не бедствует, отец оставляет приличное по тем временам состояние в 12 тысяч долларов. Однако, несмотря на достаток и размеренную светскую жизнь, вдова Пири покидает Крессон и переезжает к сестре в Мэн. В этом городке и проходят детские, и юношеские годы Роберта.

Мальчик учится в школе и считается прилежным учеником. Жажда познания естественных наук и тяга к географии, увлекают Пири со школьной скамьи. С аттестатом об окончании школы, юный Роберт поступает в Боудинский колледж, в котором без труда получает профессию чертежника-геодезиста.

Молодой инженер успешно применяет свои знания в картографии, подает документы, и поступает на службу в Управление береговой службы. Работает заместителем главного инженера в Никарагуа и на строительстве будущего Панамского канала.

Годы жизни и странствий

Роберту Пири, как многим великим людям, присуще постоянное состояние распутья и неопределенности. Ему было сложно сделать выбор между мечтами об увлекательном будущем и обыденной серостью заурядного инженера. О своей неудовлетворенности Пири пишет в дневниках и письмах к друзьям.

Заветное желание сделать великое открытие и жажда приключений берут в итоге верх над обыденностью, и в 1886 году Роберт собирается в поездку по Гренландии. После этого путешествия Пири окончательно «заболевает» Арктикой. Мысль о создании большой, профессиональной полярной экспедиции, через весь ледниковый щит Гренландии, не дает покоя Пири. Он начинает сбор денег, которые покроют расходы экспедиции.


По мере планирования экспедиции, растут необходимые расходы и сбор средств отнимает значительно больше времени, чем предполагал путешественник.

Лишь в 1892 году экспедиция Роберта Пири пересечет северо-запад далекой Гренландии, что принесет путешественнику признание, популярность и славу по всей Америке.

При поддержке богатых меценатов, в 1898 году Роберт создает «Арктический клуб Пири», что заряжает его энергией и поднимает боевой дух. В 1902 году путешественник добирается до своей заветной цели – северного мыса Гренландии.

В 1905 году, при поддержке членов арктического клуба, Роберт Пири строит судно «Рузвельт», которое предназначено для путешествия до высшей точки Арктики.


Арктическое судно — Рузвельт

6 сентября 1909 года покоритель северных высот с четырьмя своими друзьями доходит до Арктики. Они устанавливают флаг Соединенных Штатов Америки на самой высокой точке полюса и в подтверждение делают 30 фото.

В то время Пири еще не знает, что другой опытный путешественник, Фредерик Кук, побывал на полюсе намного раньше него (21 апреля 1908 года).

Предоставленные Пири доказательства, что средств Кука могло хватить только на половину пути, сыграло ключевую роль. Кук не сумел предоставить необходимых доказательств своего пребывания в наивысшей точке Арктики.

После всех споров и разбирательств, Пири был признан первопроходцем Арктики. Роберт Пири был награжден Золотой медалью географического сообщества, получил звание контр-адмирала американского флота и персональное жалованье в размере 6000 долларов в год.


Семья и личная жизнь

В 1882 году будущий путешественник знакомится в Вашингтоне с Джозефиной Дибич. Джози была в возрасте 19 лет и о венчании в таком возрасте не могло быть и речи. Их свадьба состоится через шесть лет после знакомства, в 1888 году.

У супругов Пири родится трое детей. Интересным фактом является то, что первая дочь появилась на свет в суровых климатических условиях Севера. Второй ребенок, девочка, родившись на материке, проживет всего семь месяцев, и умрет от инфекции. Третьим ребенком четы Пири был сын, которого назвали именем отца.

Роберт не был хорошим мужем. После одной из полярных экспедиций, у него рождается внебрачная дочь. Потомки этого «греха» до настоящего времени живут в Гренландии.

Роберт Пири долго болеет, и умирает в 1920 году от лейкоза. Его законная супруга Джозефина, переживет мужа на 35 лет.

Основные и значимые даты жизни

Будучи богатым человеком, с хорошим образованием и престижной работой, Роберт Пири мог бы прожить беспечную жизнь. Но жажда путешествий и открытий гнали его в походы и странствия. Он оставил потомкам тысячи фотографий своих северных странствий, интересные и подробные записи в дневниках.

  • 1886 год – Пири впервые исследовал ледяной слой Гренландии;
  • 1891-1892 годы – пересекает Гренландию, и достигает залива Независимости;
  • 1900 год – совершает попытку добраться до Северного полюса от мыса Хекла;
  • 1909 год – отправляется с собачьей упряжкой от мыса Колумбия на север, и достигает Северного Полюса.

Имя Роберта Эдвина Пири вписано в историю географических исследований, как первопроходца и открывателя Северного полюса. Его имя носит пролив на севере Канадского Арктического архипелага.

Получив инженерное образование в Брансуикском колледже (1877), Пири четыре года проработал землемером в небольшом городке штата Мэн, в 1881 году поступил на флот, участвовал в строительстве дамбы на тихоокеанском побережье страны. В 1884-1885 годах проводил изыскания трассы Никарагуанского «межокеанского» канала, альтернативного Панамскому. Случайно прочитанный очерк о Гренландии возбудил в нем интерес к Северу, и в 1886 году он побывал на Гренландии, на собачьих упряжах прошел около 190 км от залива Диско в глубь острова. В 1887-1888 годах Пири продолжал съемочные работы в Никарагуа в должности главного инженера, а затем до 1891 года строил док в Филадельфии.

Переломным в жизни Пири стал 1891 год, когда он начал серьезные исследования Арктики, прежде всего острова Гренландия, где неоднократно побывал в 1891-1897 годах. Весной 1892 года на санях с собачьими упряжками впервые пересек северный купол Гренландии, следуя от залива Инглфилд на северо-восток, и вернулся назад к заливу. В ходе этой экспедиции он открыл Землю Пири - полуостров, отделенный от основной части Гренландии Индепенденс-фьордом. Пири принял фьорд за пролив, а новооткрытую землю - за остров. Весной 1895 года он вновь пересек Северную Гренландию, преодолев по ледяному щиту в общей сложности более 4, 5 тысяч км. Сенсацию вызвали вывезенные Пири из Гренландии два огромных метеорита.

Идея покорить Северный полюс пришла к нему в 1897 году. Для ее осуществления в 1898-1899 годах Пири выполнил три рекогносцировки длиной от 130 до 460 км, причем во время последней сильно обморозился - ему пришлось ампутировать восемь пальцев на ногах. Едва научившись ходить без костылей, весной 1900 года Пири, двигаясь на северо-восток от пролива Смит, впервые проследил весь северный берег Гренландии - 300 км береговой черты Земли Пири с мысом Моррис-Джесеп, самой северной точкой земной суши (83° 40ў с. ш.).

Убедившись в трудностях достижения полюса со стороны Гренландии, Пири решил стартовать к самой северной точке Земли с острова Элсмир. От его северного мыса Хекла он трижды (1901, 1902, 1906) пытался покорить вершину планеты, но отступил, добравшись лишь до 87° 06ў северной широты (320 км от цели). Очередную попытку Пири предпринял, начав поход от мыса Колумбия острова Элсмир. Наконец, 6 апреля 1909 года он, по его мнению, осуществил свою мечту, достигнув полюса в сопровождении Мэттью Хенсона (1866-1955) и четырех эскимосов. Как было установлено позднее, Пири не дошел до полюса 60-195 км по разным оценкам из-за навигационных ошибок и нехватки съестных припасов.

По возвращении на родину Пири узнал, что 21 апреля 1908 года, то есть почти годом ранее, на полюсе (точнее в районе полюса) побывал Фредерик Кук, его спутник по походу 1892 года. Использовав свои связи в государственных, финансовых и научных кругах, подключив прессу и общественность, Пири начал энергичную травлю «конкурента». Он обвинил Кука в мистификации и лжи, оскорблял его, не выбирая выражений. И добился своего: ошельмованный и униженный Кук, пройдя каторгу и дом умалишенных, умер в бедности в 1940 году (полностью реабилитирован в 1965). А Пири, получивший массу наград и французский орден Почетного легиона, пользовался плодами славы первооткрывателя Северного полюса, был избран президентом Американского географического общества. В 1911 году Конгресс США единогласно объявил Пири благодарность и присвоил ему звание контр-адмирала. Последние годы жизни провел в полном достатке. Его именем были названы полуостров Гренландии и пролив в Канадском Арктическом архипелаге,

По отзывам современников, Пири отличался богатырским телосложением, мог быть любезным, приветливым и простым в общении. Настойчивый организатор, он обладал большим мужеством, неукротимой энергией и завидной способностью увлекать других своей мечтой. По складу ума он был скорее спортсменом, нежели ученым. Вместе с тем, ему были свойственны маниакальное честолюбие, завистливость, расистские взгляды. Автор ряда книг, в том числе «Северный полюс» («The North Pole», 1910), «Тайны полярных путешествий» («Secrets of Polar Travel», 1917).

Роберт Пири больше всего известен тем, что именно он первым побывал на Северном полюсе. К этому достижению он шел всю жизнь, с одержимой самоотдачей выполняя одну задачу за другой.

Молодые годы

6 мая 1856 года родился Роберт Пири. Его родным городом был Крессон, что находится недалеко от Питтсбурга. Учился он также на Восточном побережье, в откуда отправился на службу в военно-морской флот США. Армейский долг забросил его в Латинскую Америку, в том числе в Панаму и Никарагуа, где в это время американцы пытались построить Никарагуанский канал для упрощения навигации между Тихим и Атлантическим океанами.

Но настоящим увлечением и страстью молодого человека был Север. В то время тема Арктики будоражила научную общественность и просто любителей приключений, которые хотели оказаться на краю мира. Почти все годы жизни Роберта Пири (1856 - 1920) были отданы полярным исследованиям. Только 15 лет были проведены среди эскимосов. Даже дочь первооткрывателя Мэри родилась в экспедиции.

Первые экспедиции

В 1886 году он впервые отправился на Север, оказавшись в Гренландии. Путешествие по этому острову было организовано на основе использования собачьих упряжек. Пири был таким авантюристом, что хотел пересечь остров в одиночку. Однако его датский товарищ переубедил молодого исследователя. Вместо этого они отправились вдвоем, оставив позади около сотни миль, или 160 километров. На тот момент это был второй по длительности вояж по «зеленому острову». Роберт Пири хотел улучшить свой результат, но уже в 1888 году Гренландия была покорена Фритьофом Нансеном.

После этого полярник стал одержим идеей достичь Северного полюса, который еще никому не покорялся. Чтобы не погибнуть в первой же экспедиции, Пири последовательно несколько лет изучал навыки выживания в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Для этого он изучал быт эскимосов. Уже потом аборигены этого народа будут помогать исследователю в его нелегких путешествиях.

Экзотический опыт не прошел зря. Роберт полностью отказался от привычного снаряжения для европейцев и американцев. Еще до этого многие экспидиции гибли из-за неподготовленности к критическим температурам во время пребывания на стоянках. Там использовались палатки и мешки, которые были беззащитны перед арктическими ветрами и катаклизмами. Эскимосы вместо них строили убежища из снега, или иглу. Их опыт и перенял Роберт Пири. Биография первооткрывателя гласит, что этот человек многое позаимствовал у коренных жителей Севера.

Нововведения

Первая попытка достигнуть Северного полюса была предпринята в 1895 году. До этого было еще несколько путешествий в Гренландию, где Пири набирался опыта и знаний о выживании в суровых условиях Севера. Он создал систему перевалочных пунктов для упрощения коммуникации экспедиции. Что касается транспорта, то предпочтение отдавалось собакам, при этом их количество было неизменно большим, чем требовалось.

Роберт очень тщательно подбирал инвентарь, руководствуясь тем правилом, что в поход нужно брать только то, что имеет минимальный вес и может принести максимальную пользу. Лишние вещи могли оказаться обузой, замедляющей исследователя, а на Севере каждый час дорог, так как регулярно с завидной неожиданностью менялась погода, а ресурсы жизнеобеспечения были рассчитаны поминутно.

Важна была и психологическая работа внутри коллектива полярников. Пири перенял опыт армейской дисциплины. В его экспедициях авторитет начальника был непоколебим. Приказы, отдававшиеся им, выполнялись незамедлительно, благодаря чему удавалось избежать отклонений от решения поставленных задач.

Цель - Северный полюс

Весь этот багаж знаний и навыков был применен в 1895 году, но та попытка была неудачной. Кроме того, многие пострадали от обморожения, в том числе и сам Роберт Пири. Северный полюс лишил его восьми пальцев на ногах, которые пришлось ампутировать.

Вторая попытка имела место только через пять лет - в 1900 году, когда Пири смог поправить здоровье и решить организационные вопросы. В этот раз ему удалось продвинуться дальше, но он так и не достиг цели.

Покорение Северного полюса

В 1908 году была организована шестая арктическая экспедиция Пири. Это была его третья попытка покорить В походе участвовала команда из американцев и коренных гренландцев. Многомесячный путь к цели включал в себя длительную зимовку на льдах. Через определенные отрезки маршрута некоторые участники возвращались на Большую землю, чтобы сообщить о результатах. Медленно, но верно пробивался к своей цели Роберт Пири. Что он открыл, стало ясно 6 апреля 1909 года, когда его люди установили полосато-звездный флаг в снег, в месте, где по расчетам и был полюс. Здесь команда пробыла 30 часов, после чего развернулась в сторону дома. Возвращение состоялось 21 сентября 1909 года.

Путешественник скончался в 1920 году, овеянный славой. Незадолго до этого правительство США сделало его контр-адмиралом.

Кто же такой Роберт Пири? Биография этого человека - увлекательное чтение. Талантливый инженер и арктический исследователь, он стал первым, кто смог достичь самой северной точки Земли. На его счету немало географических открытий и научных трудов, но в истории он навсегда останется покорителем Северного полюса.

Детство и юные годы

6 мая 1856 года в обеспеченной американской семье Пири родился ребенок. Мальчика назвали Робертом Эдвином, он был единственным сыном Чарльза Наттера Пири, известного в округе производителя бочек.

Ранние годы омрачила скоропостижная смерть отца: тот умер от воспаления легких, когда Роберту не было и 3 лет. Старший Пири оставил своей осиротевшей семье неплохое по тем временам наследство в 12 тысяч долларов, так что после его кончины вдова и ребенок особо не бедствовали.

В скором времени мать Роберта решила переехать из родного городка Крессон (штат Пенсильвания) поближе к родственникам в Мэн, там и прошло его детство и юность.

Волевой характер, активность, тяга к книгам и естественным наукам проявились у него уже в школьные годы: Роберт Пири считался и одним из первых драчунов, и при этом весьма прилежным и успевающим учеником.

Получив среднее образование, юный Пири продолжил обучение в Боудинском колледже, где с легкостью освоил профессию гражданского инженера.

Служба и поиск себя

Как и многие великие люди, молодой Роберт Пири терзался выбором жизненного пути и мечтами о будущих свершениях. Спокойная размеренная жизнь заурядного инженера его не прельщала.

Чувствуя глубокую неудовлетворенность, он надолго впал в депрессию, о чем свидетельствуют записи в его дневнике и переписка со школьной подругой, первой любовью Роберта.

После колледжа он вместе с матерью поселился в городке Фрайберг, где работал землемером. Там же он обручился с некой Лорой Хармон, но до свадьбы дело так и не дошло. Душевные искания по-прежнему не давали покоя, молодой специалист пробовал себя в картографии, но, проработав 1,5 года в Береговой и геодезической службе США, все-таки подал в отставку.

Надеясь на более интересную работу, Роберт Пири начал карьеру в ВМФ США. Сдав необходимые экзамены, он получил звание лейтенанта и место в Корпусе гражданских инженеров.

Его деятельность в тот период была напрямую связана с полученной в колледже специальностью: Пири принимал участие в строительстве пристани в Ки-Уэст (1882 г.), работал в Никарагуа в качестве заместителя главного инженера при разведке маршрута трансокеанского канала (1884 г.).

Полярник - это призвание

Покупка книги о полярной экспедиции известного американского путешественника Илайши Кейна перевернула всю жизнь, казалось бы, успешного военного инженера. Письма к матери и дневники его были пропитаны идеями о том, как увековечить собственное имя, и о выбранном способе достижения этой цели - новых экспедициях на Север и, конечно, о будущих открытиях.

Первая экспедиция

«Заболев» Арктикой окончательно и бесповоротно, Пири оформляет положенный ему отпуск и отправляется в Гренландию, не имея при этом какой-то определенной цели и маршрута. Его мать выступила одним из спонсоров экспедиции, выделив сыну сумму в 500 долларов, которой хватило на плавание до города Кекертарсуака в заливе Диско.

Компанию Роберту Пири решил составить вице-губернатор небольшого поселения Ритенбенк - Кристиан Майгор.

28 июня 1886 года они выступили вглубь острова на двух санях в сопровождении 8 местных эскимосов. Погода выдалась на редкость теплой, если так можно сказать о северном лете: мокрый снег и штормовой ветер препятствовали путешествию по суровой гренландской земле. В общей сложности Пири и Майгор прошли около 160 км и повернули обратно, поскольку провизии оставалось лишь на 6 суток. Обратный путь при попутном ветре они преодолели вдвое быстрее.

Первый арктический опыт, каким бы трудным он ни был, только утвердил Роберта Пири в правильности выбранного пути.

За свою жизнь этот неутомимый американец осуществил 8 экспедиций в Гренландию. Он сделал много потрясающих открытий и не раз был на краю гибели. Впервые посетив Арктику, он умудрился провалиться в ледяную расщелину и чудом выжил, зацепившись за край саней.

Во время своей второй экспедиции по северо-восточной Гренландии (1891-1892 гг.) он преодолел расстояние в 2100 км на нартах. Результатом этого санного похода стало открытие им новых земель Мелвилла и Хейлприна. Тогда же Роберт Пири поведал миру о том, что Гренландия - на самом деле остров.

Одно из полярных путешествий (1894 г.) было посвящено мысу Йорк, где команда исследователей занималась поиском железных метеоритов. Интересен тот факт, что дорогу к месту падения Пири показал один из эскимосов взамен на револьвер.

Самый большой из обломков весил почти 31 тонну и был наречен Анигито. Странным названием метеорит обязан маленькой дочке Пири - Мэри, которой доверили разбить о космическую глыбу бутылку вина, когда погрузили ее на корабль. На радостях девочка выкрикнула ничего незначащий набор букв, который впоследствии и стал именем находки.

Северный полюс покорен!

Географические открытия, исследования ледников, научные труды - всего этого было мало. Самое главное, о чем всю жизнь мечтал Роберт Пири, - Северный полюс. Заповедный и жестокий край, доселе никем не покоренный.

Попыток достичь полюса было три, и только последняя увенчалась успехом. Ее спонсировали ВМС США, а в плавание Пири провожал его близкий друг - Теодор Рузвельт. Стоит отметить, что на тот момент начальнику экспедиции было уже за 50.

6 июня 1908 года судно «Рузвельт» покинуло доки Нью-Йорка и отправилось на север. По пути к заветной цели Пири делал остановки: запасался провизией, брал на борт ездовых собак и охотно присоединявшихся к экспедиции эскимосов.

1 марта 1909 года, оставив корабль у мыса Колумбия, Пири с командой из 24 человек пошел к Северному полюсу на собаках. Долгий путь во льдах, вопреки обжигающему ветру и морозу в -50 °С, достоин отдельной книги. Многие собаки погибли, многие люди отчаялись.

Последний, финальный переход Пири осуществил в компании своего верного помощника Мэтью Хенсона и 4 эскимосов. 6 апреля 1909 года, определив свое точное местоположение, полярники поняли, что достигли цели.

Какие эмоции при этом может испытывать человек? Они сравнимы разве что с волнением матери, только что родившей на свет здорового ребенка, или с радостью солдат, которым сообщили о победе и скором возвращении домой.

Пири и пятеро его людей пробыли на полюсе около 30 часов. Уходя, они установили флаг США и сделали памятное фото.

Споры о первенстве

Уже на обратном пути стало известно, что на звание покорителя Северного полюса претендует не только Роберт Пири, что он открыл его вторым, на год позже, чем Фредерик Кук.

Они были знакомы еще со времен второй экспедиции Пири, в которой его оппонент участвовал в роли врача.

Весомых и неоспоримых доказательств у Кука не нашлось, и спор о Северном полюсе он проиграл. Пири же был удостоен золотой медали, индивидуальной пенсии в размере 5625 долларов, а также звания контр-адмирала.

Семья, дети, потомки

На протяжении долгих лет рядом с великим полярным исследователем была его верная жена - Джозефина (в девичестве Дибич). Он познакомился с ней еще в 1882 году, в Вашингтоне, на уроке танцев. Юной леди тогда было всего 19 лет. Поженились они спустя 6 лет после знакомства - в 1888 году.

Дочь у четы Пири родилась в суровых условиях одной из экспедиций. Эскимосы, входившие в ее состав, называли малышку «снежное дитя» за невиданный на севере фарфоровый оттенок кожи. Вторая дочь, Френсин, рожденная на материке, скончалась в возрасте 7 месяцев от кишечной инфекции. У Роберта и Джозефины был также сын, названный в точности как отец.

Пири нельзя было назвать образцовым мужем: будучи в очередном северном походе, он два года жил с местной эскимоской с труднопроизносимым именем Аллакасингва. У них был общий ребенок, потомки которого до сих пор проживают в Гренландии.

Роберт Пири умер в 1920 году от лейкоза, Джозефина пережила его на целых 35 лет.

Образованный, обеспеченный человек с хорошим жалованием, он мог бы вести праздную и никчемную жизнь, его имя в этом случае после смерти помнил бы разве что смотритель кладбища, на котором он похоронен.

Но не таков был Роберт Пири. Фото его северных странствий, записи в дневниках и рассказы соратников еще раз подтверждают, что для человека нет ничего невозможного. Ценой неимоверных усилий и большой силы воли он твердым почерком вписал свое имя в анналы истории, как человек, чья нога первой оставила след на северном полюсе Земли.