Компьютер как универсальное средство работы с информацией. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (12 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

    анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

    анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

    определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

    анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

    определять основные характеристики операционной системы;

    планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

    соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;

    получать информацию о характеристиках компьютера;

    работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

    вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

    изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

    выполнять основные операции с файлами и папками;

    оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

    упорядочивать информацию в личной папке;

    оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

    использовать программы-архиваторы;

    соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обработка графической информации (12 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

    выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

    планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

    определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

    создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

    создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

    создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

    определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное профессиональноЕ образовательное автономное учреждение

«Кумёнский аграрно-технологический техникум»

Методическая разработка открытого урока

по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе

«Информатика и ИКТ»

по теме

« Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Методическая тема урока

«Использование технологии развития критического мышления

при проведении уроков информатики»

Разработку подготовила:

Г.П. Жаренова,

преподаватель КОГПОАУ КАТТ,

Пгт. Кумёны

Открытый урок по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»

Методическая тема урока «Применение технологии развития критического мышления на уроках информатики»

Преподаватель : Жаренова Галина Петровна, преподаватель КОГПОАУ КАТТ, высшая квалификационная категория.

Аудитория : студенты 1 курса Кумёнского аграрно-технологического техникума, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» (разработка урока может использоваться при повторении и обобщении материала в 9 классе общеобразовательной школы).

Цель применения ТРКМ на уроке:

Формирование у студентов способности к критическому осмыслению и обобщению информации, умению анализировать учебный материал и делать выводы; способности высказывать свои идеи независимо от других людей, давать оценки,

Развивать умение связно и логично излагатьсвои мысли;

Совершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы.

Тема урока «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления, обобщения и закрепления учебной информации по разделу 3 «Средства информационных и коммуникационных технологий».

Цели урока по содержанию:

- обучающая: способствовать формированию представленияо компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.

- развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сравнивать информацию, делать выводы.

- воспитательная: способствовать формированию умения работать в группе, способности высказывать своё мнение.

Оборудование и оснащение урока:

Компьютеры с подключением к интернет-сети,

Проектор,

Интерактивная доска,

Презентация,

Лото «Устройство системного блока».

Тип урока : урок обобщения, закрепления, контроля и коррекции знаний.

Формируемые ОК : ОК1-ОК9

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Структур-ный элемент урока

    1. Деятельность преподавателя
    1. Деятельность студентов

Планируемые результаты

    1. УУД, формирующиеся на данном этапе
    1. Организационный момент

Приветствует студентов;

Принимает рапорт;

Фиксирует отсутствующих;

проверяет готовность к уроку;

Напоминает о правилах поведения в кабинете и технике безопасности при работе с компьютером,

Напоминает об общих компетенциях специалиста

Приветствуют преподавателя;

Проверяют готовность к уроку рабочих мест.

Организовать студентов.

Проверить готовность к уроку.

Настроить на успешную работу

1) Регулятивные:

Волевая саморегуляция;

2) Личностные:

Смыслообразование

(Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с

преподавателем и

со сверстниками.

Целеполагание и мотивация

Предлагает вместе сформулировать тему урока. Для этого выводит на экран слайд с определением и предлагает ответить, о чём идёт речь? Определение: универсальное электронное программируемое устройство для обработки, хранения и передачи информации.

Предлагает более подробно определить тему урока, для этого выбрать из определения основные понятия, касающиеся технического устройства ПК. Предлагает всем вместе сформулировать тему урока.

Предлагает подумать, а зачем знать устройство ПК, если практически любой современный человек имеет простейшие навыки пользователя ПК, т.е. умеет включать компьютер, искать информацию в интернете, печатать текстовые документы, играть в компьютерные игры? Хвалит студентов за правильное формулирование мотива деятельности на уроке.

Предлагает сформулировать цель урока.

Предлагают свои варианты ответов, называют правильный ответ - компьютер.

Называют понятия, определяют основные: универсальное, устройство, работа с информацией. Формулируют тему урока «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Предлагают свои варианты ответов, придумывают сами проблемные ситуации, когда нужно знать устройство ПК (например, ПК «завис» или не включается), приходят к мнению, что знать ПК нужно, чтобы в различных ситуациях можно было определить, в чём проблема, и устранить мелкие неполадки, не дожидаясь специалиста.

Формулируют цель: обобщить знания о принципах работы и назначении устройств ПК.

Сформулиро-вать цель урока.

Мотивировать студентов на размышление о необходимости знания материала по данной теме в жизни и профессиональной деятельности человека

1) Регулятивные:

Целеполагание как

постановка учебной

Планирование,

Прогнозирование.

2) Познавательные:

Умение структурировать

знания, постановка и

формулировка проблемы,

умение осознанно и

произвольно строить

речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач.

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить информацию об устройствах ПК, а для этого ответить на вопросы игры «Верю - не верю». Объясняет правила игры («верю» поднимаем зелёную табличку, «не верю» - красную). Выводит вопросы на экран (вопросы игры см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1).

Называет студентов, которые дали большинство правильных ответов, затем предлагает усложнить задачу, для этого выполнить задание под названием «Найди лишнее» (задания см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слушают объяснения преподавателя, затем отвечают на вопросы.

Предлагают свои мотивированные ответы на вопросы.

Выполняют задание, называют лишнее устройство («тонкий» ответ) и почему именно оно является лишним («толстый» ответ)

Актуализиро-вать знания по теме

1) Познавательные:

Общеучебные умения

структурировать знания,

контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

2) Логические:

Анализ, сравнение, синтез.

Осознание, осмысление и обобщение материала

Предлагает вернуться к определению компьютера и составить кластер. Объясняет понятие «кластер», приводит примеры, ограничивает время выполнения задания - 10 минут. Предлагает работать в микрогруппах - в парах.

Проверяет в течении 10 минут ход составления кластеров в микрогруппах, затем собирает листы с выполненным заданием для проверки.

Предлагает отдохнуть и выполнить упражнения весёлой физкультминутки с сайта https://videouroki.net/

Слушают объяснения учителя, затем приступают к выполнению задания.

Сдают выполненное задание преподавателю.

Выполняют упражнения

Обобщить изученный ранее материал в виде кластера

1) Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества

2) Познавательные:

Поиск и выделение

необходимой информации

Смысловое чтение

Построение логической

цепи рассуждения

Закрепление материала, практическое применение усвоенных знаний

Предлагает выполнить задание «Лото «Устройство системного блока» в группах по 4 человека, раздаёт карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Предлагает для проверки задания показать его выполнение на интерактивной доске и проверить совместно

Выполняют задание

Одна из групп показывает выполненное задание на интерактивной доске, затем вместе все группы обсуждают правильность его выполнения

Применить на практике (в виде игры) материал по теме

1) Регулятивные:

Контроль и коррекция в

форме сравнения способа

действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

Умение осознанно и

произвольно строить

высказывания

Контроль ЗУН

Предлагает выполнить онлайн тест. Объясняет, что задание дифференцированное, т.е. если студент считает, что он усвоил весь материал, то выполняет более сложный тест «Основные устройства ПК», состоящий из 14 вопросов. Если студент сомневается в своих возможностях, то выполняет более простой тест «Устройство ПК», состоящий из 10 вопросов.

Напоминает о технике безопасности при работе за компьютером и предлагает выполнить тест, а затем посмотреть результат и сообщить его преподавателю.

Слушают объяснения преподавателя, определяют, какой тест будут выполнять, включают компьютеры и выполняют самостоятельно задание, переходя на сайт по ссылке http://onlinetestpad.com/ru/tests/informatics/8class

После выполнения теста сообщают результат преподавателю.

Проверить степень усвоения знаний по теме

1) Регулятивные:

Контроль и коррекция

в форме сравнения способа

действия и его результата

с заданным эталоном.

2) Познавательные:

Умение осознанно и

произвольно строить

высказывания

Домашнее задание

Предлагает выполнить самостоятельную работу по теме «Безопасность компьютера. ПК - друг или враг?». Форму выполнения студент выбирает самостоятельно (реферат, устное сообщение, презентация, видеоролик)

Записывают домашнее задание

Домашнее задание позволит расширить знания о компьютере и его безопасном использовании

1) Познавательные:

Умение структурировать

2) Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия

Подводит итоги урока, называет оценки, предлагает определить, выполнена ли цель урока, а затем выполнить упражнение «Рюкзак». Для этого передавать друг другу рюкзак и отвечать на вопросы на экране:

Мне больше всего удалось...

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одногруппников за...

Меня удивило…

Для меня было открытием, что...

На мой взгляд, мне не удалось…, потому что…

На будущее я учту

Определяют, выполнена ли цель урока;

Оценивают свою работу;

Участвуют в выполнении упражнения «Рюкзак».

Выяснить, как студенты оценивают своё участие в работе группы на уроке.

1) Коммуникативные:

Умение выражать свои

Оценивание качества

своей и общей учебной

деятельности

2) Познавательные:

Оценка процессов и

результатов деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стадия «Вызов» - игра «Верю - не верю»

Верите ли вы, что…

…первая ЭВМ была создана для обработки текстовой информации? (Ответ: Нет, первые ЭВМ обрабатывали числовую информацию)

Персональный компьютер состоит из модулей, соединённых магистралями? (Ответ: Да, в основу архитектуры ПК положен магистрально-модульный принцип).

В базовый (минимальный) набор компьютера входит 4 модуля. Назовите их. (Ответ: Да, это монитор, системный блок, клавиатура, мышь).

Монитор - это основной модуль компьютера? (Ответ: Нет, основным модулем ПК является системный блок).

…сканер - это устройство вывода информации? (Ответ: Нет, сканер - это устройство ввода информации с бумаги).

Мышь - это устройство ввода информации манипуляторного типа? (Ответ: Да).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАЙДИ ЛИШНЕЕ:

ЛОТО «Устройство системного блока»

Устройство, которое обрабатывает

информацию

Устройство, к которому подсоединяют остальные устройства

Устройство для долговременного хранения информации

Тест Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией содержит 23 вопроса и предназначен для проверки результатов обучения по информатике по соответствующей теме в 7 классе ФГОС.

1. Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и представляющих пользователю доступ к его ресурсам, — это:
А) файловая система
Б) сервисные программы
В) служебные программы
Г) операционная система

2. Укажите, в какой из групп устройств перечислены только устройства ввода информации:
А) принтер, монитор, акустические колонки, микрофон
Б) клавиатура, сканер, микрофон, мышь
В) клавиатура, джойстик, монитор, мышь
Г) флеш-память, сканер, микрофон, мышь

3. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:
А) в оперативной памяти
Б) на DVD
В) на жёстком диске
Г) на CD

4. Выберите наиболее полное определение.
А) Компьютер — это электронный прибор с клавиатурой и экраном
Б) Компьютер — это устройство для выполнения вычислений
В) Компьютер – это устройство для хранения, обработки и передачи информации
Г) Компьютер — это универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией

5. Сколько CD объёмом 600 Мбайт потребуется для размещения информации, полностью занимающей жёсткий диск ёмкостью 40 Гбайт?
А) 15
Б) 67
В) 68
Г) 69

6. Дополните по аналогии: человек — записная книжка, компьютер:
А) процессор
Б) долговременная память
В) клавиатура
Г) монитор

7. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:
А) аппаратный интерфейс
Б) процессор
В) объект управления
Г) пользовательский интерфейс

8. Файл – это:
А) программа, помещенная в оперативную память и готовая к исполнению
Б) имя программы или данных
В) данные, размещенные в памяти и используемые какой-либо программой
Г) это поименованная область во внешней памяти

9. Полное имя файла было C:\Задачи\Физика.txt. Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D. Каково полное имя файла после перемещения?
А) D:\Tasks\Физика.txt
Б) D:\Tasks\Физика.doc
В) D:\Задачи\Tasks\Физика.doc
Г) D:\Tasks\Задачи\Физика.txt

10. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
?hel*lo.c?*

А) hello.c
Б) hhelolo.cpp
В) hhelolo.c
Г) hello.cpp

11. Для удобства работы с файлами их группируют:
А) в каталоги
Б) на дискете
В) в архивы
Г) в корневые каталоги

12. После отключения питания компьютера сохраняется информация, находящаяся:
А) в оперативной памяти
Б) в процессоре
В) в видеопамяти
Г) во внешней памяти

13. При Интернет-соединении с максимальной скоростью скачивания 192 килобит/с аудио-файл размером 3600 килобайт будет в лучшем случае скачиваться:
А) 5 мин
Б) больше 15 мин
В) 10 мин
Г) 2,5 мин

14. Компьютерный вирус А заполняет 1 Гб за один месяц, вирус B заполняет 1 Гб за два месяца, вирус С заполняет 1 Гб за три месяца, вирус D заполняет 1 Гб за шесть месяцев. На компьютере одновременно обнаружены сразу все четыре вируса. За какое время они заполнят 1 Гб?
А) четверть месяца
Б) один месяц
В) половину месяца
Г) два месяца

15. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
А) частоты процессора
Б) напряжения сети
В) быстроты нажатия клавиш
Г) размера экрана дисплея

16. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог с именем 7_CLASS и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало
D:\SCHOOL\INFO\7_CLASS\Список_литературы.txt.
Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

А) D:\SCHOOL\INFO\7_CLASS
Б) SCHOOL
В) D:\SCHOOL\INFO
Г) D:\SCHOOL

17. Два одинаковых сервера за 2 секунды могут обработать 2 миллиона запросов от пользовательских компьютеров. Сколько миллионов запросов могут обработать 6 таких серверов за 6 секунд?
А) 18
Б) 6
В) 9
Г) 12

18. Какие из перечисленных функций отображены кнопками управления состоянием окна?
А) вырезать, копировать, вставить, закрыть
Б) свернуть, развернуть, восстановить, закрыть
В) вырезать, копировать, вставить
Г) свернуть, копировать, закрыть

19. Программы, с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются:
А) служебными программами
Б) драйверами
В) текстовыми редакторами
Г) прикладными программами

20. Пропускная способность некоторого канала связи равна 128000 бит/с. Сколько времени займет передача файла объемом 500 Кбайт по этому каналу?
А) 30 с
Б) 32 с
В) 240
Г) 4 мин

21. Полный путь к файлу имеет вид C:\BOOK\name_may_1.ppt. Расширение этого файла:
А) C:\BOOK\
Б) may_1.ppt
В) name_may_1
Г) ppt

22. Тип файла можно определить, зная его:
А) расширение
Б) размер
В) дату создания
Г) размещение

23. Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют:
А) приложениями
Б) системой программирования
В) программным обеспечением
Г) операционной системой

ОТВЕТЫ:
1-Г, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Г, 6-Б, 7-Г, 8-Г, 9-А, 10-Б, 11-А, 12-Г, 13-Г, 14-В, 15-А, 16-В, 17-А, 18-Б, 19-Г, 20-Б, 21-Г, 22-А, 23-В.

ВВЕДЕНИЕ

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Наше настоящее время характеризуется высоким темпом жизни человека, постоянной изменчивостью окружающего мира, всепоглощающим и повсеместным применением информационных технологий во всех сферах деятельности. Трудно недооценить роль фундаментального образования, направленного на формирование личности, способной жить в этих условиях, готовой постоянно осваивать новые технологии.

Информатика, как естественнонаучная дисциплина имеет очень большое значение в достижении целей школьного образования. Освоенные обучающимися на базе информатики знания, находят свое применение при изучении других предметных областей, а так же в реальных жизненных ситуациях.

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», изучаемая в 7 классе школьного курса информатики имеет большое практическое значение. У учащихся должно сформироваться представление об основных компонентах компьютера, их функциях, о том, что компьютер это универсальное устройство обработки информации.

Целью работы является разработка тематического планирования по указанной выше теме курса информатики в соответствии с требованиями ФГОС. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определение структуры тематического планирования, определение места и роли раздела в общем курсе информатики, изучение основных элементов содержания темы, определение планируемых результатов изучения темы: предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, разработка практических заданий по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС.

ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.

Раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» изучается в 7 классе после знакомства учащихся с темой «Информация и информационные процессы». В разработанном тематическом планировании общее количество часов по рассматриваемой теме равно 7 часам. Планирование идет согласно структуре изложения материала в учебнике «Информатика 7» авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю . Результатом работы по данной теме стала разработка практического задания к уроку «Файлы и файловые структуры» в контексте ФГОС [Приложение].

Изложение содержания темы урока идет следующим образом: организационный момент, затем осуществляется проверка изученного материала по вопросам к §2.3; визуальная проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради, определение цели и темы урока. В процессе и зучения нового материала учащимся можно рекомендовать организацию просмотра анимации «Файлы и папки». Материал урока можно излагать с использованием презентации «Файлы и файловые структуры» из электронного приложения к учебнику . По ходу рассмотрения содержания урока рекомендуется выполнять задания из рабочей тетради . Разработанную практическую работу нужно предложить на этапе з акрепление нового материала . После чего урок заканчивается этапом контроля и рефлексии.

Суть практической работы за компьютером состоит в следующем: учащимся предлагается по данному образцу построить файловую структуру, затем «разложить» несколько файлов с именами 1, 2 и т.д., исходя из их содержания по созданным папкам. Папки имеют соответствующие имена. Для этого нужно определить место каждого файла, то есть, в какую папку его необходимо поместить. Файлы с расширением JPEG представляют собой картинки, тематика взята из содержания параграфов 2.1-2.3 ранее изученных учащимися. Например, файлы №4 и №5, в которых описывается внешняя и внутренняя память компьютера, учащиеся должны поместить в папку с названием «Компьютерная память», а файл №11 о сервисных программах - в папку «Системное программное обеспечение». В результате выполнения данной работы учащиеся научатся создавать дерево каталогов, удалять, копировать и перемещать файлы.

Таким образом, кроме закрепления навыков работы с файлами и файловой структурой, происходит актуализаций знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, а именно об основных компонентах компьютера, его устройстве, и программном обеспечении компьютера.

2 .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.

Номер урока

Тема урока

Планируемые результаты

Параграф учебника

Предметные

Метапредметные и личностные

11.

Основные компоненты компьютера и их функции.

Учащиеся научатся анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и находят средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое мнение.

Личностные: оценивают важность образования и познания нового.

§ 2.1

12.

Персональный компьютер.

Учатся называть элементы внутреннего и внешнего устройства компьютера.

Познавательные: планируют собственную деятельность.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

§ 2.2

13.

Программное обеспечение компьютера.

Учащиеся изучают состав программного обеспечения компьютера, основные характеристики операционной системы.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, используют модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, строят высказывания и суждения.

Личностные: вырабатывают уважительное отношение к точке зрения другого человека.

§ 2.3

14.

Файлы и файловые структуры. Практическая работа.

Учатся выполнять основные операции с файлами и папками.

Познавательные: находят достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач, распознают различные системы, выделяют существенные признаки.

Регулятивные: определяют цель, проблему, работают по плану, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: принимают собственные решения и высказывают предположения, слушают аргументацию друг друга.

Личностные: идут на взаимные уступки в различных ситуациях учебного процесса.

§ 2.4

15.

Пользовательский интерфейс.

Определяют понятие пользовательский интерфейс, называют основные элементы графического интерфейса.

Познавательные: самостоятельно формируют познавательные цели, проводят поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности и находят средства ее осуществления.

Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом в учебной деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: определяют свою личную позицию, вырабатывают доброжелательное отношение к другим людям.

§ 2.5

16.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Учатся определять основные понятия темы, работать с учебником.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении поставленных проблем.

Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к другим людям.

§ 2.1- § 2.5

17.

Контрольная работа №2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Учащиеся вырабатывают навыки работы с текстовыми материалами, учатся находить правильный ответ на поставленный вопрос.

Познавательные: структурируют свои знания.

Регулятивные: выстраивают работу по плану, проявляют настойчивость в достижении целей.

Коммуникативные: проявляют инициативу в поиске и решении проблем.

Личностные: понимают необходимость образования, оценки знаний и определяют свою личную позицию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемое тематическое планирование и практическая работа в составе одного из уроков соответствует основным положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В результате применения данного планирования у учащихся формируются универсальные учебные действия, а именно: Л ичностные УУД: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

    Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

    Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php

Презентация урока по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для 8 класса. В разработку входит краткий план урока, презентация для объяснения и первичного закрепления нового материала, задания к уроку "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для закрепления материала в классе и выполнения домашнего задания.

Основные понятия урока:

Компьютер,

Процессор,

Устройства ввода информации,

Устройства вывода информации.

Основным учебником является учебник Семакина, но для изчения темы удобнее исользовать презентацию к уроку и материалы тетради с печатной основой по программе Босовой.

Просмотр содержимого документа
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА И ИХ ФУНКЦИИ

КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ


Ключевые слова

  • компьютер
  • процессор
  • память
  • устройства ввода информации
  • устройства вывода информации

Компьютер

Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Универсальным устройством компьютер называют потому, что он может применяться для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.


Компьютеры могут обрабатывать разные виды информации: числа, текст, изображения, звуки.

Информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода.

Информация

Принцип кодирования

Натуральные числа

Слова

Остатки от деления на 2

5: 2 = 2 ост. 1

2: 2 = 1 ост. 0

1: 2 = 0 ост. 1

Двоичный код

Кодировочная таблица

a 11100001

b 11100010

i 11101001

t 11110100

Чёрно-белое изображение

Разбиение изображения на отдельные точки

11100001 11101001 11110100

00000000 1111111 00000000

00000001 1111111 10000000

00000011 1111111 11000000


Программный принцип работы компьютера

Обработку данных компьютер проводит в соответствии с программой – последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

Программно управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением установленных на нём программ.


Разнообразие современных компьютеров

Любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации.


Устройства компьютера и их функции

Функции, выполняемые устройствами компьютера, подобны функциям мыслящего человека.

хранение информации

Устройства памяти

Процессор

Устройства ввода

Устройства вывода

обработка информации

приём информации

передача информации


Схема информационных потоков

Устройства ввода

Внутренняя

память

Внешняя

память

Устройства вывода

Процессор

Процессор компьютера

Внутренняя память компьютера

Оперативная память

Постоянная память

Процессор QAX

Процессор Intel


Внешняя память компьютера

Стримеры

Магнитная память

Дисководы

НГМД

НМЖД

Оптическая память

USB Card

Карта

памяти

Электронная память

Flash Drive

USB Накопители



Самое главное

Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Любой компьютер состоит из:

  • процессора
  • памяти
  • устройств ввода и вывода информации.

Функции, выполняемые этими устройствами, в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека.


Вопросы и задания

В чём суть программного принципа работы компьютера?

Какие возможности человека воспроизводит компьютер?

Расставьте подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон Неймана.

Почему современный компьютер называют универсальным электронным программно управляемым устройством?

Перечислите основные виды устройств, входящих в состав компьютера.

Для чего предназначен процессор?

Внесите в схему информационных потоков в компьютере недостающие надписи:

Что такое двоичные данные?

Что такое компьютерная программа?

Внешняя

память

Внутренняя

память


Опорный конспект

Компьютер – универсальное электронное программно

управляемое устройство для работы с информацией.

Компьютер

Устройства

хранения

Устройство

обработки

Устройства

ввода и вывода

Магнитная

память

Процессор

Клавиатура

Оптическая

память

Монитор

Принтер

Электронная

память