В п стасов. Василий петрович стасов архитектор

Среди архитекторов, имя которых связано с Царским Селом, значительное место занимает Василий Петрович Стасов - крупнейший зодчий, убежденный сторонник принципов стиля высокого классицизма.

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в небогатой дворянской семье. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 году поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794-1795 гг. - унтер офицер Преображенского полка.

В 1797 году, уже имея солидную архитектурную практику, Стасов был определен к строительству соляных заводов в должности коллежского секретаря. Был произведен в губернские секретари. Участвовал в оформлении народных праздников при коронации императора Александра I.

В 1802 году направлен для усовершенствования во Францию, Италию и Англию. Во время пребывания в Риме был принят профессором в Академию Святого Луки.

В 1808 году вернулся в Россию и был определен в ведение "Кабинета Его Императорского Величества". С этого времени принимал участие в крупнейших заказных работах двора и государства.

С 1811 года Стасов получил звание академика. Действительный статский советник. Профессор Академии Художеств по классу архитектуры. С 1826 года - член Строительного Комитета Исаакиевского собора. Представитель позднего классицизма.

К основным работам В. Стасова в Санкт-Петербурге относятся: Провиантные магазины на Обводном канале, Павловские казармы на Марсовом поле, Главные придворные конюшни, Ямской рынок на Разъезжей улице, Спасо-Преображенский и Троицко - Измайловский соборы.

В архитектурных сооружениях Стасова неизменно стремрление «к мужественной величавости и величественной простоте», выразившееся в предпочтении дорического ордера, умеренном применении скульптуры, использовании больших лаконичных плоскостей стен.

Архитектор был признан при жизни и пользовался блестящей репутацией как в архитектурно-строительных, так и в правительственных кругах. Стасов «… оставил в нашей столице многие памятники своего таланта и искусства, а в душе всех знавших его - неизгладимое воспоминание о своих добродетелях», - писали после его смерти «Московские ведомости».

В Царском Селе В. Стасов работал более 20 лет

В Царском Селе замыслы зодчего нашли воплощение в застройке жилых кварталов города, в создании ряда парковых сооружений, а также в оформлении дворцовых интерьеров для семьи императора Александра I. Органично включая свои постройки в ансамбль, сложившийся на протяжении XVIII века, Стасов дополнял его новыми решениями, ярко отражающими стиль эпохи и его собственную творческую индивидуальность.

В 1817 году по распоряжению Александра I зодчий был включен в состав комиссии, которой было поручено осмотреть императорские дворцы и определить первоочередные работы в них. Главное место в этом плане отводилось Царскому Селу - любимой резиденции императора, где Стасов руководил всей архитектурно-строительной деятельностью. Однако работать в Царском Селе зодчий начал задолго до этого.

Оба дома были выстроены соответственно в 1820 и 1822 гг. и являются типичными примерами стасовских безордерных жилых домов. Они имеют общие композиционные черты, однако в деталях различны. В каждом из них создана самостоятельная композиция, что способствовало художественному эффекту и организации перекрестка, где эти дома как бы фланкировали подход улицы к дворцовому парку.

При разработке проекта здания в 1822 году, Стасов разработал планировку целого квартала на совершенно новом для своего времени принципе - свободного, но «регулярного» рас¬положения зданий так, «чтобы каждое строение было видимо со всех сторон и одно другое не закрывало». В записке эти слова Стасов даже подчеркнул. Система, предложенная Стасовым, противоположна утвердившейся в Петербурге в период раннего классицизма застройке «сплошною фасадою» и является одним из первых случаев внедрения нового принципа застройки. Постройки в квартале гофмаршальского двора действительно были расположены свободно и внутриквартальное пространство обозревалось в глубину (но, очевидно, проект Стасова был реализован лишь частично).

В 1825 году Стасов создает проект , который многие приписывают Адамини, который руководил стройкой.

В результате напряженной работы Стасова в период с 1811 по 1825 гг. в Царском Селе сформировался замечательный ансамбль парадной улицы, на которой в гармоническом единстве сосуществуют разнообразные, в большинстве своем хорошо сохранившиеся здания и которую по праву можно было бы назвать улицей Зодчего Стасова.

На Соборной площади Царского Села по его проекту так же построено несколько зданий: первое деревянное здание , и . Можно заключить, что, помимо Садовой улицы, Стасов в Царском Селе задумал и почти полностью создал ансамбль главной .

Роль Стасова в преобразовании садов в Царском Селе велика, а созданные им в парковых ансамблях сооружения представляют собой оригинальные и высокохудожественные произведения русского зодчества.

Роль Стасова была существенной и в застройке города в целом. В частности, ему пришлось урегулировать вопрос о размещении деревянных усадебных строений. Случайное их расположение, по прихоти владельцев, приводило порой к угрожаемому в пожарном отношении соседству на смежных участках.

Ранее, для застройки Петергофа, заселенного главным образом служащими царского двора, Стасов разработал образцовые фасады всего нескольких небольших домов. В Царском Селе ими обойтись было нельзя, так как контингент жителей был шире: помимо придворнослужащих, здесь были разбогатевшие на отхожих промыслах крестьяне, мещане и купечество. Поэтому характер жилых домов здесь труднее поддавался единообразной трактовке. И все же Стасов добивался архитектурного единства определенной системой композиционных приемов и форм, которые в различных сочетаниях обеспечивали также и нужное разнообразие.

Он проектировал отдельные дома и целиком застройку кварталов, подчеркивал увязку зданий друг с. другом исполнением «разверток» улиц. Зодчий варьировал фасады, видоизменял детали и их расположение, что позволяло избегать монотонности застройки. Этому способствовала также разнообразная раскраска фасадов, обычно в светлые тона (палевые, розовые, серые и т. п.), хорошо сочетающаяся с озеленением.

В связи с жалобами домовладельцев летом 1823 г. Стасов предложил для Царского Села правила застройки участков, гарантирующие противопожарную безопасность, санитарное благоустройство и порядок в застройке. Вразвитие изложенных мыслей Стасов представил чертеж примерного расположения домов, служб и садов на смежных участках так, чтобы соблюсти эти правила. Такая планировка должна была предохранить преимущественно деревянный город от пожаров и внести порядок в его застройку.

Загруженный работами по Петербургу, в конце 1820 г. Стасов мог меньше уделять внимания Царскому Селу и составление проектов частных домов доверил ученику и помощнику , который воспринял композиционные приемы своего учителя, внеся в них элементы большей декоративности.

В Александровском дворце при императоре Александре I архитектор провел незначительные работы. Однако уже при императоре Николае I В. Стасов осуществляет здесь серьезные переделки. В левом корпусе на первом этаже на месте личных комнат императора Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны, а также комнат графини Шуваловой и ее дочери-фрейлины в 1827 году архитектор устраивает личные покои императора Николая I: Кабинет, Уборную, Камердинерскую и другие. Работы проводились по проекту и под личным наблюдением В. Стасова. Представления об этой работе дают сохранившиеся архивные документы - подписанная архитектором 3 апреля 1826 года "Часть плана Нового (Александровского) дворца в Царском Селе с означением устройства для кабинета Его Императорского Величества (с показанием всех апартаментов)", а также акварель Э. (Edward) Гау "Кабинет Николая I в Александровском дворце" (1845). Эти несохранившиеся до наших дней интерьеры представляли собой яркую страницу в истории русского ампира. Впоследствии они были переделаны для императора Николая II.

В 1820 году у архитектора родилась дочь Софья (1820-1858), а в 1822 году - (1822-1893).

К возвращению Александра I из поездки по России в 1818 г. Стасову было поручено обновить не только царскосельские дворцы, но и дворцы в Петергофе и Ораниенбауме. Обязанный посещать все три пригорода, Стасов как-то жаловался на тяготы работы: «я в бесконечных хлопотах..., всякой день почти уезжаю то в Царское Село, то в Петергоф и Ораниенбаум. К приезду государя с гостями везде все возобновляется..

Следовало дворцы привести в состояние готовности принять двор в любой момент. В Царском Селе Стасову сначала помогал Диммерт, а с осени 1818 г.- Неелов, которому было предписано, чтобы он «имел за всеми предназначенными потребностями должное с его стороны наблюдение, советуясь в потребных случаях с архитектором Стасовым, и требовал от него всему надлежащие планы, коими можно было руководствоваться». Тревожась за успех строительных работ, Стасов постоянно давал письменные советы по организации работ, подбирал мастеров, контролировал выполнение, визируя счета, корректируя цены.

Весной 1818 г. в трех этажах Большого дворца под руководством Стасова широко развернулись ремонтные работы.

Приводя в порядок дворец в 1818-1819 гг., Стасов выступал прежде всего как добросовестный реставратор, воссоздающий в первоначальной редакции интерьеры. Допускались лишь частные отступления при написании вновь живописи на потолке и стенах.

Обширные реставрационные работы позволили выявить хороших мастеров отделочных работ. Для Стасова эти годы явились замечательной школой, подготовившей его к большой работе по восстановлению того же дворца после катастрофического пожара 1820 г.

Пожар возник ночью 12 мая 1820 г. в дворцовой церкви. Огонь уничтожил церковь, лицей и значительную часть дворца.- На следующий день Александр I поручил Стасову восстановить сгоревшие части дворца. Зодчий тотчас принял меры к отысканию чертежей и организовал «снятие рисунков и слепков на стенах и плафонах обившихся украшений с замечаниями самих цветов красок, а с паркетов - дерева».

Для исправления дворца и лицея была учреждена комиссия, в которую вошел и Стасов. Он сразу же показал себя искусным организатором, что было очень важно, так как срок на восстановление был установлен всего лишь семь месяцев. Короткий срок заставил распределить восстановительный фронт на пять отделений, с параллельным ведением работ. Помощниками Стасова были: старший - В. М. Горностаев и младший - К. О. Лукини. Кроме того, он привлек придворных мастеров, которых поставил во главе тех или иных работ в качестве «испытателей и смотрителей». В этой огромной работе Стасов опирался на опытных, проверенных на совместной работе специалистов - подрядчиков и известных ему мастеров: паркетчиков С. и А. Тарасовых, маляра Н. Кадникова, обойщика С. Шашина, позолотчиков И. и Ф. Глазыриных и др. Живописные работы он поручил художникам - академикам С. А. Бессонову, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, И. Ф. Туполеву, В. К. Шебуеву и живописцу Ф. Д. Брандукову.

Перед началом работ Стасову было поставлено условие не только восстановить дворец в прежнем виде, но и предусмотреть противопожарные мероприятия. В то время еще не видели возможности широко применять железо для перекрытий и стропил. И все же Стасов заменил некоторые конструкции несгораемыми, в частности, все деревянные лестницы - каменными или чугунными, при входе на чердак покрыл их сводами, выше кровель вывел брандмауэры, с железными дверьми.

Стасову были представлены чертежи по дворцам Царского Села и Петергофа, найденные в чертежной гофинтендантской конторы, а также в библиотеке Александра I. Можно уверенно считать, что детальных рисунков по внутренней отделке было найдено мало; это не только затрудняло восстановление помещений в прежнем виде, но в отдельных случаях просто заставляло Стасова проектировать отделку заново, по памяти. Во избежание в будущем подобных затруднений Стасов потребовал, чтобы сделанные вновь чертежи восстановленного дворца были надежно сохранены.

За летние месяцы были осуществлены все общестроительные и развернулись отделочные работы. 1 февраля 1821 г. Стасов доложил о полном окончании почти всех помещений в верхнем и нижнем этажах дворца и работ по фасадам. Параллельная организация строительных работ себя полностью оправдала. Менее чем через год дворец, за исключением парадных помещений, был восстановлен.

Помещения ближе к церкви в большей или меньшей степени пострадали все. Их можно разделить на три группы: первая, сохранившая отделку Растрелли, вторая, переделанная архитектором Ч. Камероном, и третья, созданная в 1817 г. Стасовым. Возобновляя те и другие интерьеры, Стасову приходилось совершать труднейший творческий процесс художественного перевоплощения, проникновения в сущность каждого из стилей, без чего он не достиг бы таких замечательных результатов по восстановлению ряда полностью уничтоженных интерьеров.

Являлась произведением Растрелли и его многочисленных помощников-исполнителей. Великолепный зал с синими стенами и золотыми резными орнаментами был полностью уничтожен пожаром, поэтому его восстановление, пожалуй, явилось наиболее трудным. Это усугублялось чрезвычайной насыщенностью сложной по рисунку декоративной резьбы. Требование императора восстановить дворец в прежнем виде заставило Стасова глубоко изучить и понять закономерности стиля Растрелли, принципы живописной полихромной организации интерьера. Вся основа отделки: панели, пилястры, колонны, переплеты - были сделаны в течение 1820 г. группой опытных столяров во главе с Артемием Вавилиным. Затем были установлены многочисленные украшения, изготовленные тремя способами: резные деревянные, резные мастичные и из папье-маше.

Применяя резьбу по дереву, Растрелли добивался того, чтобы при общем подобии деталей не было буквальных их повторений. Это придавало особую живописность архитектурному решению. Используя же метод «многотиражного» изготовления украшений, точно повторяющих друг друга (формовка из мастики и папье-маше), Стасов, естественно, не мог достичь прежней силы живописности и многообразия нюансов деталей оформления. Эта особенность отмечена современником, который писал, что в возобновленной церкви хотя в целом есть некоторая правильность, или лучше сказать, симметрия, но в частях виден вкус того времени, когда построена церковь».

А. Н. Бенуа, характеризуя работу Стасова во дворцовой церкви, писал: «Надо отдать справедливость Стасову, что он для своего времени справился с задачей необычайно удачно и добросовестно. Разумеется, при ближайшем осмотре многих деталей не остается сомнения, что они новейшего происхождения, им не хватает той свободы, той "развязности", с которой нарисованы обыкновенно Растреллиевские орнаменты, но в общем впечатлении это не играет роли и внутренность Царскосельской церкви отличается той смелостью декоративной мысли, той свежестью и тем блеском, которые присущи произведениям середины XVIII века». И далее: «Вообще, честь сохранения стиля Воскресенской церкви следует приписать не столько Стасову, сколько Александру I, обнаружившему в этом деле большой исторический такт. Стасову принадлежит лишь заслуга довольно удачного выполнения мысля государя. Для такого завзятого "ампириста", каким представляется нам строитель Троицкого и Преображенского соборов, и это умение подчинить свой личный вкус требованиям более утонченного вкуса является почти подвигом».

Пожар 1820 г. погубил значительную часть анфилады. Огнем были уничтожены первые от церкви помещения: , и . В остальных помещениях анфилады: , Знаменной или Штандартной, Китайской гостиной, Белой столовой и Картинном зале, или Галерее,- после пожара внутреннее убранство сохранилось в большей или меньшей степени.

Сложнее всего было возобновить поврежденные плафоны в Китайской гостиной, Белой столовой и Картинном зале. Стасов рассчитывал, «что отыщет печатную книгу, в которой рисунки всех прежних плафонов были показаны и с коих полагал поврежденные писать вновь». Но такого издания не нашлось, и зодчему пришлось решать вопросы в каждом случае особо.

Во время осмотра помещений после пожара Стасову показалось, что в Китайской гостиной и Белой столовой плафоны сохранились настолько, что их можно восстановить, но, когда уцелевшие куски стали, как писал сам зодчий, «соединять, натягивать на рамы, под-клея на новый холст, оказалось, что на большей части пространства их в перегибах от промочения холста во время пожара краска обратилась в порошок… почему и решился не теряя времени написать вновь, по точности старых в расположении и красках». Для этого Стасов пригласил художника Ф. П. Брюлло, который обязался «написать два плафона. К марту следующего тода оба плафона уже были установлены. Плафон в Картинном зале, написанный ранее художником Ф. П. Градицци на тему «Олимп», был уничтожен пожаром. Для написания его вновь Стасов привлек академика С. А. Бессонова. Художник взялся выполнить работу в течение 1821-1822 гг., производя ее на месте.

Проходная, Знаменная, Китайская гостиная, Белая столовая и Картинный зал, относительно удаленные от очага пожара, частично сохранили превосходные дюсюдепорты и прежнее декоративное убранство Растрелли на кордонах, паддугах и дверях. Поскольку приемы их отделки были одинаковы, то реставрация облегчалась тем, что в других помещениях имелись нетронутые образцы орнаментов Растрелли. В этих помещениях орнаментальное украшение было воссоздано и дополнено резным, как было и раньше, и позолочено.

Таким образом, пять перечисленных парадных помещений Стасов восстановил без всяких отступлений от их прежнего вида. Здесь он вновь выступил в роли добросовестного реставратора. В этом его заслуга, поскольку он сохранил для последующих поколений примеры искусства великого зодчего Растрелли.

Вторая часть анфилады-ближе к церкви-в конце XVIII в. была отделана Камероном.

В после пожара сохранились главные элементы убранства - фрагменты рельефных арабесок, в свое время исполненные И. П. Мартосом, и это дало возможность Стасову с помощью лепщика Заколупина восстановить столовую точно в первоначальном виде. Мраморный карниз реставрировал Ф. Трискорни. Полностью был возобновлен и паркетный пол из разных пород дерева. Филенки четырех дверей расписал Кельберг. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века и погибший при пожаре, В. П. Стасов воссоздавать не стал, оставив потолок белым. Таким образом, можно констатировать, что уникальный интерьер возобновлен полностью и точно соответствует первоначальному виду. Это подтверждают, в частности, сохранившиеся проектные чертежи Камерона.

Остальные интерьеры анфилады Камерона выгорели полностью. Поэтому многое приходилось возобновлять по памяти.

Интерьер значительно пострадал во время пожара 1820 года, после чего декоративное оформление с некоторыми изменениями была воспроизведено В. П. Стасовым. При воссоздании Официантской ярко сказалось глубокое понимание духа Камерона, что ввело в заблуждение некоторых исследователей дворца, которые уверенно считали эту комнату сохранившейся от времени Камерона, хотя в действительности все воссоздано Стасовым.

Основной принцип художественного решения Официантской - симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, - был сохранен, но рисунок деталей (порезок и даже капителей) за неимением сохранившихся образцов был выполнен Стасовым. Действительно, несколько суховатый для почерка Камерона абрис капителей и в особенности не характерный для него верхний карниз с множеством «колокольчиков», или капелек, говорят за то, что детали этого интерьера исполнены Стасовым по своим рисункам. Из-за утраты образцов Камерона потолок в зале был оставлен белым.

Группу комнат у церкви, обращенную к саду, называют комнатами Елизаветы Алексеевны. Их семь: Передняя, Проходная, Камер-юнгферская, Опочивальня Елизаветы Алексеевны, Палевый кабинет (Живописный), Библиотека (Скульптурный) и Проходная. Они были отделаны Камероном, но сильно пострадали во время пожара.

Лучше других сохранились элементы внутреннего убранства в Однако и здесь очень пострадала лепка и мраморный карниз, но устояли против огня тонкие фаянсовые колонки, образующие альков. Сохранившиеся фрагменты и авторские чертежи, вероятно, известные Стасову, позволили ему возобновить помещения в прежнем виде, несмотря на то, что все лепное убранство, включая круглые медальоны, а также камин со спящей Венерой, двери с росписью и цветной пол были изготовлены заново.

Соседний тоже восстановлен с сохранением прежнего характера отделки. Однако роспись на сводчатом потолке и фризе (Брандуков), хотя и повторяет существовавшую композицию, но по рисунку для Камерона чрезмерно тяжела и отвечает характеру росписей стасовского времени.

Одним из интерьеров, переделанных Стасовым полностью, является . Она отделана настенной лепкой (Заколуспин) и росписью сводов (Брандуков). Характер использованных орнаментов типичен для Стасова, который любил бесконечный акантовый бегунок (фриз) и часто прибегал к мотиву римских штандартов, не раз набрасывая их эскизы и используя в отделке помещения, например лицейского зала. Библиотека отличается строгостью и торжественностью оформления-чертами, присущими творческой манере Стасова.

Наиболее полное раскрытие стиля ампир являет собой Своеобразный Кабинет при всей своей простоте необычайно эффектен. Он принадлежит к лучшим образцам русского интерьера в стиле ампир. Эффектное архитектурное решение кабинета дополняется продуманным и стилистически выдержанным убранством: цветом искусственного мрамора на стенах, росписями с военными символами и трофеями и мебелью, выполненной по проекту зодчего.

Характер рисунков стасовских паркетов резко отличается от рисунка полов и Растрелли, и Камерона. Здесь они соответствуют строгости остальной отделки комнат и представляют собой геометрический, преимущественно прямолинейный симметричный орнамент. Так, в Приемной пол охвачен простой рамкой и составлен из вписанных друг в друга восьмиугольников, в Кабинете - из прямоугольников, образующих крестообразные фигуры, между которыми вставлены «концентрические» квадраты. Стасов для паркетов широко использовал красное дерево с обрамлениями грушей, кленом, розовым и черным деревом.

В процессе восстановления выявилось катастрофическое состояние стропил над двухсветным . Стасов должен был сменить покрытие; при этом была повреждена отделка зала, поэтому лепку, резьбу, позолоту и паркет пришлось полностью реставрировать.

Была перестроена архитектором в 1823 году из помещений, отделанные Растрелли. Стены были обтянуты декоративными тканями в золоченых рамах, некоторые комнаты были выдержаны в китайском духе. Прежнюю отделку с резным настенным убранством Стасов сохранил только в небольшой комнате у лестницы, так называемой Зеленой передней.

Все остальные помещения были коренным образом переделаны по проекту, составленному Стасовым, очевидно, осенью 1823 г. К отделке зодчий привлек худоясников: Барнабу Медичи, Джона Скотти, Антона Виги, Дмитрия АнтонелПараллельно с отделкой комнат Марии Федоровны Стасов под¬готовил в третьем этаже помещения для фрейлин. Комнаты были отделаны в обычном характере, обставлены мебелью, изготовленной в мастерской Г. Гамбса и А. Тура.ли, Федора Брандукова и скульпторов Василия Демут-Малиновского, Фердинанда Трискорни, Этьена Мадерни, Петра Кретана.

Кроме них, здесь работали те же мастера, которые под руководством Стасова восстанавливали дворец после пожара 1820 года. С их помощью Стасов создал замечательные интерьеры, которые не только свидетельствуют о таланте зодчего, но достойно представляют русское искусство первой трети XIX в.

Параллельно с отделкой комнат Марии Федоровны Стасов подготовил в третьем этаже помещения для фрейлин. Комнаты были отделаны в обычном характере, обставлены мебелью, изготовленной в мастерской Г. Гамбса и А. Тура.

Несмотря на неоднократные ремонты и переделки в Большом дворце, его фасады Стасов существенно не затрагивал. Можно отметить только два факта: восстановление части фасадов, поврежденных в пожаре 1820 г., и устройство двух подъездов в 1825 г.

Циркумференция, или так называемый Полуциркуль,- одноэтажные корпуса против Большого дворца-в 1820-х годах перепланируется и ремонтируется Стасовым.

В комплексе Большого дворца нет ни одного уголка, которого бы не коснулась рука Стасова. Его оригинальный творческий вклад во дворец скромен - это две группы комнат: Александра I и Марии Федоровны, но они органически вошли в замечательный ансамбль помещений дворца. Главная же заслуга Стасова состоит в том, что он с величайшим тактом сумел реставрировать выдающиеся произведения своих гениальных предшественников Растрелли и Камерона и обеспечил сохранность их интерьеров на многие десятилетия.

Новый , выстроенный по проекту архитектора Кваренги в 1792-1796 гг., в XIX и начале XX вв. был постоянным местом пребывания царской фамилии. Его помещения неоднократно приспосабливались к требованиям и вкусам сменявших друг друга владельцев, поэтому многое из первоначальной отделки было изменено.

Обновляя в этом дворце парадные помещения летом 1817 г., Стасов заново оформил кавалерские комнаты в верхнем этаже с росписью стен и потолков, выполненной Брандуковым.

Позднее Николай I поручил Стасову подготовить для него . Новые интерьеры были осуществлены в 1826-1827 гг.

Работы Стасова в царскосельских дворцах для его дальнейшей деятельности были очень важными.

Во-первых, Стасов прошел большую школу в деле декоративного оформления жилых и парадных помещений и впервые продемонстрировал новые приемы в создании строгих и простых, но по художественным достоинствам изысканно благородных интерьеров.

Во-вторых, он приобрел значительный опыт организации крупного строительства с большим числом рабочих.

И, наконец, в-третьих, вокруг Стасова сплотился коллектив квалифицированных мастеров - специалистов всех видов общестроительных и, что особенно важно, отделочных работ. С этими людьми у зодчего установилось взаимное понимание и доверие, что обеспечивало успех и высокое художественно-техническое качество выполняемых работ.

Наряду с работами в пригородных царских резиденциях Стасов много внимания уделял и городской резиденции - Зимнему дворцу, где он в 1820-х годах создал ряд ценных интерьеров. Но это уже за рамками нашей Энциклопедии.

Постройки Стасова, и постройки, в которых он принимал участие, в Царском Селе, в хронологическом порядке:

  • 1811- перед Оранжереями. 23 апреля 1811 года был утвержден разработанный Стасовым проект нового мостика, главным украшением которого стала решетка из , - этот прием архитектор использовал в различных вариантах.
  • Начиная с 1811 г., с некоторыми перерывами, Стасов около 20 лет занимается . Коренная перестройка и приспособление китайских домов для жилья под руководством Стасова были произведены в 1817-1818 гг., отделка же фасадов и благоустройство - в 1822-1824 гг.
  • В 1813-1819 гг. были приобретены Министерством народного просвещения и по проекту архитектора В.П. Стасова приспособлены для вновь созданного учебного заведения - Благородного лицейского пансиона.
  • В 1815 году по его рисункам на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе были отлиты двадцать «чугунных цветников» или «таганов» с вазами для цветов, которые установили на пустующих уступах . Вообще по рисункам Стасова завод изготовил целый ряд чугунных украшений, заполнивших царскосельские сады; здесь и вазы, и скамьи, и мостики, в частности устои висячего .
  • В 1817 году по он меняет интерьеры
  • В 1817 году по проекту архитектора В. П. Стасова, создана в Екатерининском дворце, которая в различные периоды называлась также Передней, Овальной комнатой у чугунной лестницы, сохраняя служебное назначение.
  • Созданная в 1817 году по проекту В. П. Стасова . , которая по ее коробовому перекрытию называлась также Арковой комнатой, ведет посетителей в Парадный кабинет императора.
  • является частью не дошедшей до наших дней Карельской приемной Александра I, созданной В. П. Стасовым в 1817 году.
  • После разборки в 1809 году деревянного кавалерского дома в начале Садовой и перестройки в 1811 году Прачечного кавалерского дома под квартиру директора вновь учрежденного Императорского Царскосельского Лицея все здания дворцово-хозяйственного комплекса, стоявшие вдоль улицы, по «высочайшему повелению» были освидетельствованы архитектором В.П. Стасовым на предмет необходимости ремонтных работ. В результате с 1819 года застройка Садовой улицы по предложенным В.П. Стасовым проектам подверглась реконструкции, завершившейся в 1828 году созданием уникального ансамбля эпохи зрелого классицизма, сохранившегося до наших дней.
  • 1817-1824 строился в 1817-1824 гг. по третьему варианту В.П. Стасова (До этого к проектированию привлекались П.В. Неелов и

Василий Петрович Стасов - архитектор, создатель достопримечательностей русских городов. Постройками Стасова восхищатся туристы со всего мира. Уникальный архитектор, с интересной биографией, оставивший огромный след в истории нашей Родины.


Архитектор Стасов биография

Василий Петрович появился на свет 4 августа 1769 года, в семье мелкого чиновника из Вотчинной канцелярии. Семья была дворянской, но небогатой. Мать - Анна Антипьевна могла позволить себе заниматься воспитанием детей. Доходов мужа хватало, но излишков в семье не было. У Василия был брат и сестренка. Стасовы жили в Москве, а летом выбирались в Серпухов на дачу.

Родители хотели дать ребенку все самое лучшие. Поэтому Василия отдали в гимназию при Московском Государственном Университете. Здесь он проходил обучение вплоть до 1783 года. Этот год стал годом трагедии в семье Стасова. Умер отец и старший брат, который проходил службу на русском флоте.

Василию Петровичу нужно было обеспечивать себя, маму и сестру, поэтому он поступает на службу в Московскую управу благочиния на должность архитектуры капрала. Примечательно, но юноша вышел на работу в четырнадцать (!) лет.
В управе он отработает 11 лет. Здесь он получит огромный опыт, ценные знания. Жизнь сведет его со многими мастерами своего дела - талантливыми архитекторами, художниками, чертежниками. Ведь в управе работали ученики легенд русского зодчества - Казакова и Баженова.
Свою карьру в управе молодой человек закончит в чине помощника архитектора.


Висячий сад фото

Когда Стасову исполнилось 25 лет, его зачислили в знаменитый Преображенский полк. Судьба тесто свяжет Стасова с полком и его офицерами, солдатами. Однако тяги к службе Василий не испытывал, и спустя год вышел в отставку. Год службы - опыт, знакомства, и конечно же чин подпоручика.


Архитектура Стасова. Путь к признанию

В начале 19 века в Российской Империи закончилась эпоха дворцовых переворотов. На престол готовился вступить Александр I. Василия Петровича выбрали в качестве оформителя Сокольнического поля, на котором должна была пройти коронация нового императора. Оформитель заранее был представлен венценосной особе. Император проникся симпатией к Василию, и отправил его на обучение в Европу.


Он побывал во Франции, Италии, Австрии, Польше. Ежедневно пополнял свои знания, улучшал умения и навыки. В 1808 году архитектор вернулся в Россию, это был опытный мастер, с большим багажом практических и теоретических знаний. Он был готов к большим свершениям, и они не заставили себя долго ждать.
Василий Петрович развивал стиль русского ампира. Торжественные архитектурные формы, представительство - все это было в творчестве архитектора Стасова.
Стасова называли - певцом русских побед. Он создал:

  • знаменитые Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
  • Московские триумфальные ворота
  • Александро-Невский собор в Саратове по его проекту был воздвигнут в память о победе в Отечественной Войне 1812 года.

Василий Петрович, был одним из тех, кто сделал Санкт-Петербург большим городом музеем, с потрясающей архитектурой. Примечательно, что в плеяде талантливых архитекторов, творивших город, практически сплошь состоявшей из иностранцев, русский по крови Стасов занял достойное место.
Он автор Академии наук, Ямского рынка, Павловских казарм, Троице-Измайловского собора. Все это, настоящие украшение Северной столицы.


Личная жизнь

Василий Петрович женился в 1817 году. Его супругу звали Марией Абрамовной. В браке молодые люди родили семерых детей. Виделись Мария и Василий не так часто как хотелось бы им. Василий был жутким трудоголиком, от него зависело финансовое благополучие семьи. Он брал на себя полную ответственность за содержание большого семейства. Но и честолюбие, желание оставить после себя наследие так же стали причиной его усердия.


Спасо-Преображенский собор фото

В 1831 году в Санкт-Петербурге разгорелась эпидемия холеры. Жена сильно заболела, и скончалась. Стасов сильно переживал, жену он любил до безумия. Что бы отогнать грустные мысли архитектор еще глубже ушел в работу.


Василий Стасов достопримечательности

  • Троице-Измайловский собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Нарвские триумфальные ворота
  • Висячий сад Малого Эрмитажа
  • Дом Котомина
  • Никольский Казачий собор
  • Московские Триумфальные ворота
  • Президентский дворец
  • Дом Казанского собора
  • Церковь Александра Невского
  • Главные императорские конюшни
  • Провиантские склады


Когда умер и где похоронен Стасов

Архитектор Стасов умер в 1848 году. Его похоронили в Александро - Невской лавре, на Невском проспекте.


Дети Стасова

Сын Владимир стал известным критиком, одним из тех кто стоял у истоков «Могуче кучки». Сын Дмитрий был известным адвокатом. А дочь Надежда продвигала идеи женского просвещения, и весьма в этом преуспела. Она одна из тех, кто занимался создание Бестужевских курсов.

  • На судьбу архитектора большое влияние оказало знакомство с семьей Хлебниковых. Через них он познакомился с Державиным, Карамзиным и Олениным (ректор Академии Художеств)
  • Член Римской Академии живописи святого Луки(Он стал вторым русским, который получил это почетное звание. Первым был - архитектор Баженов)
  • Мать Василия владела родовым имением под Серпуховым, его название Соколово
  • Сын архитектора Владимир Васильевич Стасов - знаменитый искусствовед
  • По адресу 1-я линия Васильевского острова установлена мемориальная доска, в память об архитекторе
  • Елена Дмитриевна Стасова внучка архитектора, была сподвижницей, ближайшей соратницей Владимира Ильича Ленина


Итоги

Василий Стасов архитектор, который вписал золотыми буквами свое имя в историю России. Его здания - украшения городов Великой страны. После себя он оставил не только красивые постройки, но и замечательных детей, которые так же как и отец положили свою жизнь на благо отечества, оставив след в культурной и просветительской жизни нашей страны.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния.

В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 - член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи - гостиный двор в Костроме (1812-1820), собор Александра Невского в Саратове (1815-1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815-1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821-1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824-1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г. В. Гаврилова и К. Греготовича; 1825-1832) и др.

Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера - стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), - раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817-1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817-1823); Ямской рынок (1819-1820); провиантские склады - в самой северной столице (1819-1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819-1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817-1821), Манеж (1819-1821), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827-1829, и Троицкий, 1828-1835) и триумфальные ворота - Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834-1838). В 1832-1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748-1764 В. В. Растрелли .

Вместе с А. П. Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л. фон Кленце ; с 1839).

Пилявский В.И. Зодчий В.П.Стасов. Л., 1970
2001-2009 Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

СТАСОВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1769–1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния. В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 – член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи – гостиный двор в Костроме (1812–1820), собор Александра Невского в Саратове (1815–1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815–1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821–1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824–1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В.Гаврилова и К.Греготовича; 1825–1832) и др. Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера – стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), – раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817–1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817–1823); Ямской рынок (1819–1820); провиантские склады – в самой северной столице (1819–1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819–1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817–1821), Манеж (1819–1821), Большая оранжерея (1820–1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827–1829, и Троицкий, 1828–1835) и триумфальные ворота – Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834–1838).

В 1832–1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748–1764 В.В.Растрелли. Вместе с А.П.Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л.фон Кленце; с 1839).

Василий Стасов

Биография


СТАСОВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1769-1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния. В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 - член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи - гостиный двор в Костроме (1812-1820), собор Александра Невского в Саратове (1815-1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815-1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821-1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824-1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В.Гаврилова и К.Греготовича; 1825-1832) и др. Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера - стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), - раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817-1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817-1823); Ямской рынок (1819-1820); провиантские склады - в самой северной столице (1819-1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819-1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817-1821), Манеж (1819-1821), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827-1829, и Троицкий, 1828-1835) и триумфальные ворота - Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834-1838).

В 1832-1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748-1764 В.В.Растрелли. Вместе с А.П.Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л.фон Кленце; с 1839).


Главные проекты


Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)


В 1730-х годах там, где находится Спасо-Преображенский собор, располагался внутренний двор гренадерской роты Преображенского полка. Этот полк часто посещала дочь Петра I Елизавета. Она была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей, привозила им подарки.

В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла к преображенцам. После молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к солдатам с просьбой о поддержать её в совершении дворцового переворота. Елизаветой Петровной такая поддержка была получена, с солдатами она направилась к Зимнему дворцу <#"justify">Московские Триумфальные ворота


Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка <#"justify">Троице-Измайловский собор

Троице-Измайловский собор, заложенный в 1828 году на месте старой деревянной церквушки Измайловского полка, является одним из самых больших соборов Северной столицы. Автором проекта Троице-Измайловского собора стал талантливый архитектор Стасов. Строительство Троице-Измайловского собора продолжалось в течение семи лет. В 1835 году состоялось торжественное освящение нового собора. Официальное название Троице-Измайловского собора - собор Пресвятой Троицы гвардии Измайловского полка.

Большой белый собор, украшенный пятью ярко-синими куполами, является наиболее монументальным, долговечным и величественным сооружением своего времени. Купола Троице-Измайловского собора видны с расстояния двадцати километров от Санкт-Петербурга. Снаружи Троице-Измайловский собор украшен нарядной каймой и портиками коринфских орденов. В нишах храма расположены фигуры ангелов, отлитые из бронзы. Троице-Измайловский собор способен вместить до трех тысяч верующих одновременно.

Зимой 1867 года в Троице-Измайловском соборе прошел обряд венчания великого русского автора Ф. М. Достоевского и его верной спутницы и помощницы - А. Сниткиной. Еще одним ярким моментом, навсегда вошедшим в историю храма, стало отпевание А. Г. Рубинштейна, состоявшееся в один из мрачных ноябрьских дней 1894 года в Троице-Измайловском соборе.

После знаменитой революции 1917 года Троице-Измайловский собор был осквернен и практически полностью разграблен. Храм хотели снести или использовать в качестве крематория. В конце концов было принято решение использовать свободное пространство внутри Троице-Измайловского собора под склады. В 1990 году Троице-Измайловский собор вновь перешел во владение верующих, однако восстановительные работы продолжаются в нем до сих пор.

Нарвские Триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота были сооружены в 1814 году великим итальянским архитектором Дж. Кваренги за Обводным каналом на Петергофской дороге в честь победы России в русско-французской войне и предназначались для торжественной встречи русских войск. Эти ворота явились своеобразным отказом Кваренги подчиниться Наполеону, который во время Отечественной войны 1812 года призывал всех итальянцев уехать из России и вернуться на родину.

Джакомо Кваренги прибыл в Россию еще при Екатерине II и работал здесь при Павле I и Александре I. Этот зодчий сделал огромный вклад в развитие архитектуры Санкт-Петербурга: помимо Нарвских ворот, по его проектам были построены Александровский дворец, Смольный институт, Конногвардейский манеж, английский дворец в Петергофе. Его творения отличают изящество итальянского стиля, неоспоримый вкус и гармоничность пропорций.

Триумфальные ворота Кваренги были построены из дерева и украшены гипсовыми скульптурами работы И. И. Теребенева, но из-за недолговечности материала и сурового климата ворота обветшали и через 20 лет после установки были заменены новыми воротами, сделанными из камня и металла по проекту архитектора В. П. Стасова. Этот талантливый русский зодчий предпочел сохранить общий вид ворот Кваренги, лишь дополнив его некоторыми новыми выразительными деталями.

Общая высота ворот составляет 30 метров, ширина - 28 метров, ширина арки - 8 метров, высота свода - 15 метров. Силуэт арки описывают колонны коринфского ордена, между которыми установлены четыре статуи древнерусских воинов, созданных скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Совместные работы двух выпускников Академии художеств внесли огромный вклад в убранство города, оживив такие архитектурные памятники, как Казанский собор, Адмиралтейство, Главный штаб, Александрийский театр, Елагин дворец. Мастерство скульпторов проявилось и в создании колесницы с богиней победы Никой, венчающей арку Нарвских ворот. Вместе с П. К. Клодтом, сотворившим шестерку бронзовых коней, запряженных в колесницу, скульпторы сумели выполнить неповторимый по своему единству и органичности монумент.

Над колоннами Нарвских ворот располагаются работы архитекторов М. Г. Крылова и Н. А. Токарева - восемь фигур Гениев Победы с копьями, венками, пальмовыми ветвями и трубами. В тимпанах находятся летящие фигуры крылатых Слав работы скульптора И. Леппе. Все скульптуры полны экспрессии, выразительности и живости и прекрасно вписываются в ансамбль Нарвских ворот.

Не менее важной деталью этого архитектурного ансамбля стали памятные надписи из золота, рассказывающие историю ворот и событий, предшествующих их установке. В центре аттика можно прочитать благодарственную надпись: "Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834 г." На восточном фасаде находится перечень мест сражений: Бородино, Тарутино, М. Ярославец, Красное, на западном - путь русской гвардии от Москвы до Парижа: Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж. Надписи над фигурами воинов сообщают названия гвардейских полков, участвовавших в сражениях: Драгунский, Гусарский, Уланский, Казачий, Кавалергардский, Конный, Кирасирский, Литовский, Гренадерский, Павловский, Финляндский, Морской экипаж, Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, артиллерийская бригада. Еще две надписи гласят: "Повелением Александра I" и "Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего Гвардейским корпусом генерала Уварова".

Внутри Нарвских ворот находится три этажа и подвал, которые со второй полвины 19 века использовались под городской архив. После нескольких реставраций, в 1987 году, в помещении ворот была открыта экспозиция Музея городской скульптуры, содержащая материалы по истории Отечественной войны 1812 года и истории строительства Нарвских триумфальных ворот.


Китайская деревня (Царское Село)

Вдоль современной границы Александровского и Екатерининского парков расположен целый комплекс оригинальных сооружений в китайском стиле.

Весь ансамбль построек создавался на протяжении 1770-1780 годов.

Это свидетельствует о том, что "сочинить" все эти "китайские" затеи мог только один автор. Предположительно им был Антонио Ринальди - знаменитый архитектор, знаток декоративных форм Востока, ставших необычайно популярными после "открытия" Китая англичанами.

По его чертежам была изготовлена модель ансамбля Китайской деревни, а архитекторы Ч.Камерон и В.П.Неелов в 1782-1796 годах воплотили замысел в жизнь.

Комплекс китайских сооружений Царского Села включает: Китайский театр. Крестовый мост. Большой каприз. Скрипучую беседку и два железных моста через канал, но главным звеном является Китайская деревня.

Весь комплекс Китайской деревни состоит из 18 домов. Посреди площади большой восьмиугольный зал с куполом -китайский храм, устроенный по образцу китайских пагод.

Каждый дом отличается от другого каким-нибудь украшением в восточном стиле.

В начале XIX века, в 1817 году, В.П.Стасов перестроил деревню, соединив дома попарно.

Шесть вновь образовавшихся домов с незначительными пристройками изменили первоначальный вид комплекса.

При каждом из них были разбиты миниатюрные сады. Тротуар был вымощен по плану Ч.Камерона специальными плитами, изготовленными в пригородах Санкт-Петербурга.

Изображения драконов на фасадах, оконные проемы заостренной кверху формы с мелкими стеклами, крыши с загнутыми вверх краями, особая красочная роспись на китайские мотивы - все это придает парковым сооружениям яркий, экзотический характер. Домики были предназначены для знатных гостей и придворных. В свое время летом в них жили поэт Г.Р.Державин, историк Н.М.Карамзин.


Александро-Невский храм в Потсдаме <#"252" src="doc_zip7.jpg" />


Православный храм был построен в Потсдаме, когда здесь появилось поселение русских солдат, подаренных царем Александром I прусскому королю Фридриху Вильгельму III в знак особого расположения и дружбы. В Потсдаме, стоит русская православная церковь уже около 200 лет. В наполеоновских войнах прусские и русские солдаты выступали боевыми соратниками. Как памятник этой славной страницы нашей общей истории стоит и сейчас в Потсдаме деревня Александровка с собственной, доныне действующей, православной церковью, выстроенная для русских солдат, оставшихся после войны в Пруссии. Имена владельцев, указанные в хронологическом порядке на каждом доме - Иван Григорьев, Григорий Григорьев, Отто Григорьев, иллюстрируют историю постепенного онемечивания наших земляков. У стен церкви погребены представители известных родов России, в частности, потомки Кутузова.


Президентура в Вильнюсе <#"justify">Расположена в Старом городе, рядом с филологическим факультетом Вильнюсского университета в здании бывшего епископского дворца, впоследствии генерал-губернаторского дворца.

Она неоднократно перестраивалась. В 1824-1832 дворец был перестроен по проекту петербургского архитектора В. П. Стасова (1769-1848) с привнесением элементов ампира и приобрёл нынешний вид. До начала XX века служил резиденцией виленских генерал-губернаторов. В 1898 перед дворцом был воздвигнут памятник М. Н. Муравьёву, сейчас на его месте обыкновенная площадь.


Литература


1. Тыжненко Т.Е. Василий Стасов (серия: Зодчие нашего города). - Л: Лениздат, 1990. - 192 с. - ISBN 5-289-00609-5

Http://ru.wikipedia.org/

Http://sir35.narod.ru/Lerman/Site_Zodchie/Stacove.htm


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.