Сколько гласных и согласных звуков в русском языке. Гласный звук

Один из наиболее сложных для школьников и студентов разделов в русском языке - фонетика. Довольно часто учащиеся допускают ошибки при слов, характеристике тех или иных звуков, фонем. Но во многом знание фонетики - залог грамотной и культурной речи. Поэтому немало внимания следует уделить такому вопросу, как звуки. Сегодня нас интересуют Буквы, которые они обозначают, также будут рассмотрены в нашей статье. Не обойдем мы вниманием и общие характеристики звуковой системы нашего языка.

Звуки или буквы?

Для начала разберемся с тем, что же именно мы будет описывать в данной статье. Стоит отметить, что многие люди считают, что в русском языке существуют согласные и гласные буквы. Многие готовы даже поспорить и будут с пеной у рта отстаивать свою правоту. Но так ли это?

На самом деле, в русском языке такой классификации поддаются лишь звуки. Буквы же служат лишь графическим обозначением той или иной фонемы или даже сочетания фонем, а также указывают на особенность произношения того или иного звука. Поэтому нельзя говорить, что буквы бывают гласными или согласными, ударными или безударными.

Общие сведения

Перейдем непосредственно к характеристике гласных фонем. В русском языке насчитывается шесть гласных звуков, которые в свою очередь обозначаются десятью «гласными буквами». При образовании данных звуков из полости рта вырывается струя воздуха, которая не встречает при этом препятствий на своем пути. Таким образом, гласные звуки состоят только из голоса. В отличие от согласных, их можно протянуть или пропеть. К этим звукам относятся: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные имеют следующие основные характеристики: ряд, поднятие, ударная или безударная позиция. Кроме того, можно выделить такую специфическую характеристику, как лабиализация.

Стоит также отметить, что именно гласные звуки служат слогообразующими. Вспомните, как в начальной школе детей учат определять слоги в слове, подсчитывая гласные «буквы».

Звук - это наименьшая части речи, которая служит не только материалом для образования слов, но и помогает различать слова со схожим звуковым составом (например, «лис» и «лес» отличаются лишь одним гласным). Изучает гласные и такая наука, как фонетика.

Давайте теперь разберем каждую из упомянутых характеристик.

Ударность и безударность

Также стоит отметить, что безударные гласные звучат менее четко и могут выступать в качестве другой фонемы при транскрибировании. Так, безударная гласная «о» может звучать как «а», а «и» звучать в речевом потоке как «е», кроме того, иногда гласный звук может и вовсе пропадать. При этом транскрипция будет отличаться от обычной записи слова.

К примеру, слово "молоко" в может выглядеть так:

1. [малак`о] - транскрипция в рамках школьной программы.

2. [мълак`о] - такая транскрипция зачастую используется в высших учебных заведениях на филологических факультетах. Знак «ъ» означает, что звук «а» произносит очень коротко, практически выпадает из слова при произношении.

Отметим, что одной из сложностей русского языка выступают именно безударные гласные. Буквы, обозначающие их на письме, не всегда сходны со слышимым звуком, что порождает массу ошибок. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, воспользуйтесь орфографическим словарем или проверьте написание слова при помощи известных вам правил.

Лабиализация

В русском языке есть так называемые лабиализованные звуки - «о» и «у». В некоторых пособиях их могут называть также огубленными. Их особенность заключается в том, что при их произношении участвуют губы, вытягиваясь вперед. Остальные гласные звуки русского языка этой особенностью не обладают.

Буквы, обозначающие гласные звуки, которые имеют данный признак, в транскрипции записываются точно так же, как и обычные звуки.

Ряд

В русском языке по положению языка во рту при произношении звука выделяют три ряда: передний, средний и задний.

Если основная часть языка при произнесении звука находится в задней части ротовой полости - то он (звук) относится к заднему ряду. Передний ряд характеризуется тем, что при произношении гласных, относящихся к нему, основная часть языка находится в передней части. В том случае, если при произношении язык занимает промежуточное положение, звук относится к гласным среднего ряда.

К какому же ряду относятся те или иные звуки в русском языке?

[о], [у] - задний ряд;

[а], [ы] - средний;

[и], [е] - передний.

Как видите, эти характеристики довольно простые, главное - запомнить их. Учитывая, что в русском языке не так много гласных звуков, заучить данную классификацию не составит особого труда.

Поднятие

Также есть еще одна характеристика гласных звуков по положению языка во время произношения. Тут, так же, как и при классификации по ряду, выделяют три вида звуков: низкого, среднего и высокого поднятия.

Данная характеристика учитывает положение языка по отношению к нёбу. Если при произношении язык находится в максимальной близости к нему, то звук относится к гласным верхнего поднятия, если же находится в максимально удаленной позиции от нёба, то нижнего. В случае если язык находится в промежуточном положении, он относится к гласным звукам среднего поднятия.

Определим, к какому поднятию относятся гласные русского языка:

[а] - нижнее;

[э], [о] - среднее;

[и], [ы], [у] - верхнее.

Эту характеристику и классификацию также можно довольно легко запомнить.

Соответствие звуков и букв

Как уже говорилось, гласных звуков всего шесть, но на письме они обозначаются десятью буквами. Давайте обсудим, какие буквы гласных звуков существуют в русском языке.

Звук [а] могут передавать следующие литеры: «а», «я» (фонетически [йа]). Касательно фонемы [о], то на письме она обозначается как «о» и «ё» (фонетически [йо]) . Лабиализованный [у] также могут передавать две буквы «у» и «ю» (фонетически [йу]). То же самое можно сказать и о звуке [э]: он может обозначаться буквами «э» и «е» (фонетически [йэ]).

Остальные два звука [и] и [ы] обозначаются всего одной литерой - «и» и «ы» соответственно. Вот и все так называемые гласные буквы: а, о, у, я, ё, ю, э, е, и, ы.

Порядок транскрибирования

Многим школьникам, да и студентам университетов тоже, приходится сталкиваться с таким заданием, как транскрибирование слов. Рассмотрим алгоритм, сделав упор на характеристику гласных звуков.

Порядок выполнения заданий данного типа таков:

1. Записываем слово том виде, в котором оно вам дано.

3. Делим слово на слоги. В этом нам могут все те же гласные звуки.

4. Записываем фонетическую транскрипцию слова, учитывая при этом позицию как гласных, так и согласных звуков в слове, их варианты (к примеру, в безударной позиции [о] может звучать как [а]).

5. Записываем в столбик все буквы.

6. Определяем, какой звук или счетание звуков обозначает та или иная буква, и записываем эти данные в столбик напротив.

7. Описываем характеристики звука. Тут мы не будем останавливаться на характеристике согласных звуков, отановимся лишь на гласных. В школьной традиции указывается лишь позиция звука относительно ударения (ударная или безударная). В университетах на филологических факультетах дополнительно указывается ряд и поднятие, а также наличие лабиализации звука.

8. Последний шаг - подсчет количества букв и звуков в анализированном слове.

Как видите, ничего сложного. Если вы сомневаетесь в транскрипции, ее всегда можно проверить с помощью орфоэпического словаря.

Выводы

В русском языке насчитывается шесть звуков, которым на письме соответствуют десять букв алфавита. Данные звуки, как и другие фонемы, являются теми кирпичиками, из которых строятся лексические единицы. Именно благодаря звукам мы различаем слова, ведь изменение даже одного звука может полностью изменить их смысл и превратить в совершенно другие лексемы.

Итак, мы узнали, какие «буквы» гласные: ударные и безударные, лабиализованные. Выяснили, что каждый гласный имеет такие характеристики, как ряд и поднятие, научились делать фонетическую транскрипцию. Кроме того, выяснили, какая наука изучает гласные звуки.

Надеемся, данный материал будет полезен не только школьникам, но и студентам филологических факультетов.

Все ясно – их 33, – то с количеством звуков несколько сложнее. Хотя, казалось бы, что такого сложного? Взять – и сосчитать.

Да, гласных звуков в русском языке всего шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. На письме эти звуки обозначаются соответствующими буквами, сообразно орфографии.

К сожалению, иногда называют звуками буквы - йотированные гласные. Это ошибка. Гласные буквы «я», «е», «ё», «ю» в словах обозначают либо мягкость предыдущего согласного («мед»), либо сразу два звука («юла» [йула], маяк [майак].

Конечно, если посмотреть шире, то можно заметить, что, например, звук [а] не одинаков в разных частях слова. Под ударением он максимально четко, но чем дальше его позиция от ударной, тем он менее четкий. В лингвистике это называется редукцией или редуцированием.

При звуковом анализе слов, при записи транскрипции для ударных и безударных звуков употребляются разные значки. Но в рамках школьного курса достаточно знать, что гласных звуков в русском языке всего шесть.

Согласные звуки и согласные буквы

С согласными звуками и буквами несколько проще. Хотя тоже есть свои особенности.

Букв, как было уже сказано, 21. А согласных звуков – 37. В русском языке согласные звуки различаются по твердости-мягкости и по звонкости-глухости.

Большинство согласных звуков являются парными по твердости-мягкости. Это [[б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [к] - [к"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] - [н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [ф] - [ф"]; [х] - [х"]. Всего 15 пар. Остальные согласные имеют либо всегда твердое произношение ([ж], [ш], [ц]), либо мягкое ([й"], [ч"], [щ"]). Итого, получается 36 согласных звуков. На особицу стоит 37-й согласный звук [ж’:].

Согласный звук [ж’:] – мягкий, долгий. Он используется значительно реже других согласных звуков. Встречается он в таких словах, как «вожжи», «дрожжи», а также при произношении слова «дождь»: [дож’:]

По звонкости-глухости большинство согласных звуков также являются парными. Таких пар 11. Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]. Всегда глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Итого, в русском языке 37 согласных звуков, 6 гласных. А всего - 43 звука.

15. звуковье
16. звуковия
17. звуковья
18. аналуза
19. аналуз

Упражнение 82, с. 39

82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Не бу де т ску ки , ко ли за ня ты ру ки .

  • Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.

В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.

Упражнение 84, с. 39

84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.

Яблоко, арбуз , лимон.

  • Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.

Упражнение 85, с. 40

85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.

1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].

  • Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё

Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую .
Лес, дорога -
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.

С. Козлов

  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!

Н. Бетенькова

Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.

Го рá, тра вá, мо ря́, де лá.

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е

ре кá - рé чка бé рег - бе регá
мо ря́к - мó ре пи сьмó - пи́ сьма
до ждь - до жди́ гра ч - гра чи́
стри жи́ - стри ж нó жик - но жи́

  • Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
  • Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 90, с. 42

90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

щё ки - ще кá мя ч - мя чи́
зё рна - зе рнó ли ст - ли сты́
сё стры - се стрá шка ф - шка фы́
звё зды - зве здá хле б - хле бá

  • Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 91, с. 42

91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

е твь) ве тви́стый (кри к) кри кли́вый
(гла з) гла знóй (сó сны) со снóвый
ó лод) хо лóдный (вó здух) во здýшный
é чер) ве чéрний (да ль) да лёкий

  • Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?

Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые - какой?

Упражнение 92, с. 43

92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.

Дул холодный ветер .
Шумел сосновый лес .
Летел воздушный шар .

  • Подчеркните в предложениях главные члены.

Упражнение 93, с. 43

93. Прочитайте выразительно.

Над ре кой - Бере ги его,
ро дной уголок, не га си,
А в о кне - От него све тлей
зо ло той огонёк. на Р уси.

П. Синявский

  • О чём самом главном хотел сказать автор?
  • Объясните написание выделенных орфограмм.

Проверяемый безударный гласный в корне слова: ре кой (рé ки), ро дной (рó дненький), о кне (ó кна), зо лотой (зó лото), бере ги (берé чь), све тлей (све т). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золо той. Надо запомнить.

Имя собственное: (на) Р уси. Пишем с заглавной буквы.

  • Спишите стихотворение.

Упражнение 94, с. 44

94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

(пли́тка) плитá (сáдик) сады́
(гóрка) горá (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́

  • Запишите по образцу.

Упражнение 95, с. 44

95. Прочитайте.

1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.

  • Выполните одно из заданий:

а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;

Ле сни́к охра ня́ет наши ле сá.

б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.

é ки) ре кóй, (скá лы) (на) ска лé, (кó злик) ко зёл, (ле с) ле сни́к.

Упражнение 96, с. 45

96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.

Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.

Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.

  • Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.

(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.

Упражнение 97, с. 45

97. Прочитайте. Обозначьте ударение.

что делает? хвá лит - что делать? хва ли́ть
что делает? кó рмит - что делать? ко рми́ть
что cделает? спи́ шет - что сделать? спи сáть
что делает? дé ржит - что делать? де ржáть

что делает? лé чит - что делать? ле чи́ть
что делает? смó трит - что делать? смо трéть
что cделает? скá жет - что сделать? ска зáть
что делает? дá рит - что делать? да ри́ть

  • Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
  • Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Упражнение 98, с 46

98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а

Ши рóкие по ля́, ле снáя тро пá, ста льнóе ко льцó, мо рскáя во лнá, гра чи́ное гне здó, по левóй цве тóк, со снóвые ле сá, цве тнóй ко вёр, я дови́тые гри бы́.

  • Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.

Берегите сосновые леса!

Упражнение 99, с. 46

99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

Утро в деревне

На рассвете прокри ча л пе тух . Надя проснулась. Дево чка посмо трела в о кно. По улице де ревни шёл пастушóк. Мальчи к и грал на дудочке. За ним шли ко ровы. На лугу их ждёт сочная тра ва, а на озе ре - хо лодная во дичка.

  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 100, с. 47

100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.

О? А? Е? И?
по ля́нка (пó ле), ма лыши́ (мá ленький), да лекó (да ль), пло щáдка (плó щадь), ко лéчко (кó льца), тра ви́нка (трá вы), скво рéц (сквó рушка), по лéзный (пó льза) сме льчáк (смé лый), ши ринá (ши́ ре),
де рéвья (дé рево), ве рши́на (вé рхний), ли нéйка (ли́ ния), се менá (сé мечко), си лáч (си́ ла),
сме шнóй (сме х)
  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Упражнение 101, с. 47

101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.

Быстрый ответ: 10 и 21 буква соответственно.

Русский алфавит состоит из 33 букв, о чем вы наверняка знаете. Да и наш сайт уже рассказывал об , поэтому сегодня разберем другой, не менее интересный вопрос — сколько гласных и согласных знаков в русском алфавите.

  • Начнем с гласных букв, так как их меньше — всего 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е.
  • Согласных букв больше — 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Тут у внимательного читателя сразу возникнет вопрос — куда делись две буквы алфавита, если гласных и согласных букв 31, в то время как алфавит содержит 33 буквы? Объясняется это просто: мягкий и твердый знаки ни относятся ни к одной из этих групп. Они необходимы для указания на мягкость или твердость звука.

Гласные и согласные звуки

Казалось бы, можно было закончить наше повествование, если бы все было так просто. Дело в том, что количество гласных и согласных звуков не совпадает с количество гласных и согласных букв. Почему?

Гласных звуков в русском языке всего 6: а, о, у, э, ы, и. Оставшиеся 4 гласных буквы образуются путем слияния двух гласных звуков: ё=й+о, е=й+э, ю=й+у, я=й+а.

Согласных звуков значительно больше, чем гласных букв — аж целых 37 против 21. Почему? Потому что согласные звуки различаются по твердости-мягкости и по звонкости-глухости.

Таким образом, в русском языке:

  • 33 буквы (10 гласных букв + 21 согласная буква + 2 знака).
  • 42 звука (6 гласных и 36 согласных звуков).

Конспект урока по русскому языку

Тема: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Цель: Закрепить умение определять гласные звуки и буквы; Вспомнить основные признаки гласных звуков.

Универсальные учебные действия:

Личностные : формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные : организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные : умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оказывать взаимопомощь.

Задачи:

Образовательные:

    Закрепить понятия о гласных звуках и буквах;

    Учить выделять гласный звук в слове;

    Учить находить различия между звуками и буквами;

Развивающие:

    развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;

    продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

    развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;

    развивать фонематический слух на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

Воспитательные:

    Закреплять умение слушать друг друга

    Поддерживать интерес к птицам и заботливое к ним отношение

Оборудование: Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

Ход урока

I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а, о, у, ы, и, э) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика . Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы)

Как они называются? (Гласные.)

Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1 . Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

Что вы можете сказать об этой группе слов?

Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й , а г а д а] 5б., 6зв. ( Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

III. Физкультминутка

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята )

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

Какие? (Гласные и согласные.)

Сколько гласных букв, звуков?

Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

а

я

о

е

э

е

у

ю

ы

и

(На доске.)

Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.