Журнал епархиальные ведомости. Рязанские епархиальные ведомости

"Епархиальные ведомости" - это церковное издание газет, которое выпускалось с 1860 по 1922 год. В данном проекте принимали участие 63 епархии Русской Православной Церкви. Данный проект был разработан в 1853 году Херсонским архиепископом. А представлен Священному синоду лишь спустя шесть лет. Синоду понравилась задумка, и утверждение программы было подписано в ноябре 1859 года. А в конце декабря того же года был разослан указ по епархиям о начале издания "Епархиальных ведомостей". История церковных газет очень интересна и познавательна, ее стоит изучить подробнее.

Суть церковного проекта

Подавая ходатайство о начале нового церковного проекта, Херсонский архиепископ излагал следующие соображения:

  1. Издание "Ведомостей" существенно снижало потребность в переписке многочисленных бумаг и документов.
  2. "Ведомости" могли уменьшить количество лжеучений, они сближали епархиальное управление с паствой.
  3. "Ведомости" избавят местное духовенство от различных поездок, и основные новости можно будет узнать из издания.

Известно, что после начала выпуска газеты число церковных переписок снизилось в два раза. Издание облегчило информирование местных духовенств. "Ведомости" освещали информацию о состоянии духовных училищ, благочиннических съездов, избрании духовных лиц, также велось обсуждение общехристианских вопросов.

Местные "Ведомости"

Начиная с 1860 года благодаря ходатайству Ярославского епископа стали издаваться местные "Епархиальные ведомости". "Ярославские ведомости" опередили херсонские на пару месяцев. После чего стали печататься и другие местные издания церковных новостей: польские, литовские, архангельские, енисейские, кавказские, ставропольские, камчатские и др. Некоторые издания или их часть имели нестандартное название. Например, "Духовный вестник Грузинского Экзархата", "Архангельские епархиальные известия", "Известия по Казанской епархии", "Рижский епархиальный листок", "Известия по Санкт-Петербургской епархии", "Холмско-Варшавский епархиальный вестник" и т. д.

Ведомости выходили два раза в месяц, а некоторые из них - каждую неделю. Журналы состояли из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной освещались указы епархиального начальства и государственных учреждений, нормативно-правовые акты императора, различные отчеты и прочая информация церковных организаций и епархиальных учреждений.

Во второй части печатали издания святых отцов, проповеди, поучения, духовные советы, беседы, церковно-исторические труды, исторические сведения о епархиях и многое другое. Некоторые издания "Епархиальных ведомостей" были выпущены в виде книг, брошюр и листовок.

Воронежские издания

"Воронежские епархиальные ведомости" выпускались с 1 января 1866 года по 1909 год. Сначала газеты выходили дважды в месяц, а начиная с 1910 года - еженедельно.

Выпускалось издание Задонской и Воронежской епархиями. Помимо самого журнала, печатались и приложения к нему. В журнале освещались важные указы, официальные акты. В приложении печатались статьи назидательного характера. Начиная с 1868 года журнал был разделен на официальную и неофициальную части с сохранением отдельных приложений. А в 1877 году издание приняло старую форму, в которой неофициальная часть располагалась в приложении. Позже такие приложения стали именоваться "неофициальной частью".

В первые годы жизни издания в нем печатались переводы творения Климента Александрийского, апостола Ерма, Оригена, блаженного Августина и т. д. С 1872 по 1883 год издание печатало "Месяцеслов" святых, также освещалось много информации о местных святых. Например, о Тихоне Задонском и Митрофане, о Воронежском епископе. Издавались многочисленные статьи о церковных праздниках, описывались определенные Евангельские события, события, происходившие в древних церквях, исторические факты о поместных церквях. Некоторые из статей не были изданы сразу, но спустя долгое время их все же напечатали.

"Воронежские епархиальные ведомости" не уделяли большого внимания истории местных церквей, так как в Воронеже издавалось несколько других газет, которые сполна уделяли внимание истории своего края. Больше внимания уделяло издание истории всея Руси и Русской церкви. Был напечатан цикл рассказов о просвещении Руси и русского народа, уделялось внимание Большому Московскому собору 1666-1667 годов. Описание местных монастырей, церквей и духовных училищ все же было издано. Зачастую в вестнике печатались биографии различных местных духовных деятелей.

В приложении печатались работы священнослужителей, поучения, беседы, неофициальное описание священных собраний и многое другое. Просуществовало издание до 1918 года.

В 1990 году начинает издаваться вновь "Воронежский епархиальный вестник", с 1977 года - газета "Воронеж православный", а с 2001 года - газета "Образ".

Орловские издания

"Орловские епархиальные ведомости" начали издаваться благодаря инициативе епископа Севского и Орловского. Первый номер журнала вышел в 1865 году. Редактором "Орловских ведомостей" стал Петр Полидоров. Он служил кафедральным протоиереем в Орле, был близок к епископу и написал о нем отдельный очерк.

Целью издания "Орловских епархиальных ведомостей" стало улучшение быта духовенства, его стремлению к духовному возвышению. Журнал издавался не только для духовных лиц, но и для светских людей. Издатели старались сделать его разносторонним и интересным для всех.

Изначально в журнал входили следующие разделы:

  1. Распоряжения и постановления.
  2. Епархиальные хроники.
  3. Поучения, духовные беседы и др.

Спустя год структура издания была изменена. Он стал состоять из официальной и неофициальной частей.

В официальной печатали постановления и указы Священного Синода, разнообразные распоряжения епархиального руководства, высочайшие манифесты, отчеты, информация об увольнении и назначении, наградах, о вакансиях для церковнослужителей и священнослужителей, а также о принятии христианства людьми другой веры, которые проживали на территории Орловской епархии.

В неофициальной части издания печатались статьи духовно-поучительного характера, статистические данные о посещении церквей и храмов, о духовных семинариях и училищах, о благотворительных учреждениях. А также биографии священнослужителей, исторические сведения о святых местах, объявления, известия из других епархий.

Издание выходило пару раз в месяц. Его размер составлял от полутора до трех печатных листов. Пристальное внимание уделялось вопросам духовной жизни, здоровому образу жизни, историческим и краеведческим материалам.

За годы своего существования у журнала несколько раз менялась типография. В настоящее время "Орловские епархиальные ведомости" являются ценным информационным источником. Специалисты не раз задумывались об издании целой хрестоматии "Ведомостей".

Оренбургские издания

"Оренбургские епархиальные ведомости" выходили с 1873 по 1917 год. Журнал носил нестандартное название "Оренбургский церковно-общественный вестник". В нем печатались подробности церковной жизни епархии. Изначально журнал выпускался два раза в месяц, позже частота выхода увеличилась до 52 в год.

"Оренбургские епархиальные ведомости", так же как и многие другие, состояли из двух разделов: официального и неофициального. Редактором официальной части изначально был протоиерей Василий Ольшанский, а редактором неофициальной части журнала стал секретарь Оренбургской консистории Евфримовский-Мировицкий.

Официальная часть издания содержала распоряжения и указы Священного Синода, епархиальной и вышестоящих властей, протоколы епархиальных съездов, сведения о назначении и увольнении и т. д.

В неофициальном разделе печатались статьи об исторических сведениях края, обсуждались духовные беседы, церковные праздники, богословские вопросы, статистические данные по посещению прихожанами церквей и т. д.

Московские издания

"Московские епархиальные ведомости" - это официальное церковное ежемесячное издание. Газета начала свое существование с конца 19 века и выпускается в настоящее время. Для истории русского народа издание является ценным и важным. В нем можно узнать о священнослужителях, известных духовных лицах. Здесь отражены сведения о назначениях, увольнениях, переводах на другое место службы, о церковных наградах, о датах смерти.

"Московские епархиальные ведомости" изначально включали в себя два раздела: официальный и неофициальный.

В официальном печатались решения и указы Священного Синода, сведения о назначении и переводе на другое место службы духовных лиц, указы правительства и многое другое.

Неофициальная часть содержала поучения и наставления, рассказы и повествования о священных местах епархии, неофициальные описания церковных заседаний и др.

Смоленские издания

"Смоленские епархиальные ведомости" - это издание газет Смоленской епархии, которое выпускалось с 1865 по 1918 год. Издаваться журнал стал благодаря инициативе редактора Смоленской духовной семинарии Павла Лебедева. Первый номер "Смоленских епархиальных ведомостей" вышел в 1865 году.

Как и другие подобные издания, журнал состоял из официальной части и "прибавления". Позже оно стало называться неофициальной частью.

Прибавление содержало в себе разнообразные проповеди, беседы, наставления, сведения о духовенстве епархии и статистику приходов в храмах, церквях, монастырях.

Официальная часть, как обычно, содержала в себе официальные указы, документы и материалы.

Редакторами "Смоленских епархиальных ведомостей" являлись в разное время протоиерей Даниил Петрович Лебедев, протоиерей Павел Ефимович Образцов, Павел (Лебедев), Иван Александрович Морошкин, Сергей Алексеевич Солнцев, Николай Александрович Виноградский, Николай Николаевич Соколов, Николай Никитич Редков, Петр Алексеевич Чельцов, Семен Николаевич Самецкий.

Газета выпускалась два раза в месяц. Изначально ее тираж составлял 800 экземпляров, 600 из которых распространялись между епархиями. "Смоленские епархиальные ведомости" в 1918 году прекратили свое существование. Издание возобновило свою деятельность лишь в 1991 году. Название журнала не изменилось.

Екатеринбургские издания

"Екатеринбургские епархиальные ведомости" издавались с 1886 по 1917 год в Екатеринбургской епархии.

Издание по обыкновению содержало официальную и неофициальную части. В официальной печатались официальные документы, правовые акты, отчеты, сведения о назначениях и увольнениях, а также переводах на другое место. Здесь же публиковались важные государственные вопросы и решения Священного Синода.

Неофициальная часть "Екатеринбургских епархиальных ведомостей" содержала сведения о церковно-приходских школах, монастырях, духовных семинариях, а также поучения и наставления священнослужителей. В неофициальной части издания уделяли большое внимание нуждам образования, духовному воспитанию, проблемам старообрядчества.

Рязанские

"Рязанские епархиальные ведомости" - церковное издание Рязанской епархии. Первый журнал был выпущен в 1865 году. Священник Николай Глебов стал инициатором выпуска журнала. Священный Синод подписал указ об обязательной подписке всех епархий на "Рязанские ведомости". Как и другие подобные газеты, журнал имел официальный и неофициальный разделы.

Официальный содержал в себе распоряжения императора по Рязанской губернии, решения Священного Синода, распоряжения о рукоположении в сан, епархиальные распоряжения, списки распределения на церковно-священнические места, сведения об увольнении. Также в официальном разделе публиковались сведения о выбывших в связи со смертью.

Неофициальный раздел ведомостей публиковал сведения о значимых событиях, происходящих в Рязанской области, статьи богословского характера, информацию о школах, различных обществах, училищах и попечительствах.

Духовенством была предпринята попытка организации обратной связи с подписчиками издания. Но успехом данная попытка не увенчалась.

Начиная с апреля 1917 года "Епархиальные ведомости" сменили название на "Голос свободной церкви", а спустя год издание вовсе прекратило свое существование.

Курские издания

"Курские епархиальные ведомости" начали выпускаться с 1871 года. Как можно заметить, Курская епархия начала издавать церковные новости намного позже других епархий. Журнал выпускался два раза в месяц. Начиная с 1872 года издание стало печататься еженедельно.

Журнал Курской епархии был основан по образу других церковных журналов. В нем были размещены два отдела: официальный и неофициальный. В официальном можно было найти официальные распоряжения, указы и документы. В неофициальном печатали информацию, которой интересовалось простое население.

Где еще выпускалась церковная газета

Помимо вышеперечисленных областей, церковные издания выходили и в других районах страны. Например, были "Пензенские епархиальные ведомости". Они начали издаваться в городе Пензе в 1866 году, а закончили свое существование лишь в начале 2000 годов. "Тобольские епархиальные ведомости" издавались на территории Тобольской епархии. Период издания - с 1882 по 1919 год. "Тульские епархиальные ведомости" издавались с 1862 по 1928 год.

В Томской епархии церковный журнал выходил с 1880 по 1917 год. Издание называлось "Томские епархиальные ведомости". В Вологде церковное издание выходило с 1864 по 1917 год. Журнал назывался "Вологодские епархиальные ведомости".

Коллекции

Все издания новостей собраны в архивах. В настоящий момент любой желающий может найти нужный ему выпуск и прочитать. Указатель "Епархиальных ведомостей" поможет отыскать нужный номер журнала. На просторах интернета существует множество сайтов, на которых можно совершенно бесплатно прочесть или скачать интересующий материал.

Самая полная коллекция "Епархиальных ведомостей" хранится в РНБ России. За 1860-1917 годы объем этой коллекции составил более 3 миллионов листов.

Самыми читаемыми журналами "Епархиальных ведомостей", по статистике, считаются издания Орловской епархии за 1886-1987 годы, Оренбургской - за 1899 год, Воронежской - за 1882 год, Гродненской - за 1902 год, Астраханской - за 1876 год.

Церковные газеты и журналы сегодня

Периодическая печать Русской православной церкви давно заняла свое место в системе журналистики и средств массовой информации. Печать церковных изданий, разделенных по территориям, берет начало в 19 веке, когда Херсонский архиепископ предложил свой знаменитый проект Священному синоду. Именно тогда газеты и журналы, посвященные церковной жизни, постепенно распространились по просторам России.

Благодаря возобновлению церковных изданий в новейшем времени возродились церкви и, конечно же, православная журналистика.

В настоящее время в состав Московского Патриархата входят 164 епархии. У каждой из них имеются свои типографии. Каждая епархия выпускает не по одному православному изданию. На самом деле в настоящий момент церковных журналов и газет на территории Российской Федерации выпускается огромное количество. Православная церковь, издавая свою литературу, не только облегчает общение между епархиями, но и призывает к посещению своих приходов все большее количество верующих.

Названия сегодняшних газет разнообразны. Основным признаком церковных изданий остается разделение читательской аудитории по территориальному признаку. Епархиальная пресса в настоящее время отличается своей латентностью, то есть скрытостью от широкой аудитории. Данный фактор значительно затрудняет ее подробное изучение. Еще одним отличительным признаком религиозных изданий является непериодичность изданий. Это связано с тем, что зачастую с данной литературой работают непрофессиональные журналисты. Многие читатели церковных журналов и газет нашего времени сталкиваются с проблемой исчезновения издания. Человек оказывается в замешательстве, не понимая, куда делась его любимая пресса.

Как определяется выбор вида издания? В настоящее время епархии останавливают свой выбор на издании газет. Это связано с более низкой себестоимостью продукта. Дело в том, что не каждая епархия может позволить себе выпуск красочного журнала. Это дорогостоящее удовольствие.

Но более крупные епархии издают религиозную литературу и в журнальном виде. Это дает возможность освещать большее количество церковных вопросов. Журналы выпускаются в следующих епархиях: Санкт-Петербургская, Тверская, Воронежская и др. Данные издания ориентируются в основном на священнослужителей. Но немало внимания уделяется в них и широкому кругу общественности. Здесь освещаются общехристианские проблемы, история религии и Церкви. "Московские епархиальные ведомости" в последнее время получили широкую популярность среди населения Москвы и Московской области. По церковным меркам, московский журнал превратился в одно из мощнейших изданий, его объем составляет более 200 страниц. Журнал пользуется большой популярностью среди верующего населения России.

"Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", которые стали издаваться по благословению митрополита Иоанна в 1990 году, выбрали свой путь. Журнал издается тиражом 50 000 экземпляров. Он обладает нестандартным форматом. Его размер равен листу А4, толщина - 90 страниц. Журнал ориентируется на миссионерское направление. Главной целью издания является призыв невоцерковленных людей к вере. "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости" имеют два раздела: официальный и неофициальный. Первый из которых составляет лишь несколько страниц. Основная же часть приходится на обсуждение общечеловеческих проблем и жизненных вопросов.

Разные издания, придерживаясь основных традиционных принципов церковных ведомостей, могут существенно отличаться друг от друга, обладать своим индивидуальным лицом.

И все же наиболее издаваемым видом религиозной литературы остается газета. Председатель Издательского Совета Московского Патриархата в 1998 году сказал: «Самым распространенным видом издательской деятельности в епархиях является издание епархиальной газеты. Она может быть многополосной или представлять собой всего лишь листок, но так или иначе она несет в себе информацию о жизни епархии. Среди епархий, по которым у нас имеются сведения, лишь в двух отсутствует епархиальная газета. Более того, в ряде случаев в епархии издается не одна, а одновременно несколько газет (при этом я не имею в виду Московскую и Петербургскую епархии, где положение с издательской и журналистской деятельностью особое). Так, в Тверской епархии, помимо газеты «Православная Тверь», издаются также газеты в Кимрах и Ржеве; в Воронежской - «Воронеж Православный» и «Липецк Православный»; в Екатеринбургской - «Монастырский благовест».

"Нижегородские епархиальные ведомости" являются ярким доказательством хороших показателей данной прессы. Это молодое издание, которое развивается достаточно быстрыми темпами. Тираж "Ведомостей" увеличивается с каждым днем. Газета является самым популярным изданием в своем регионе. В 2006 году на православном фестивале "Вера и слово" редакция Новгородских ведомостей получила награду в номинации "Образ любимой России". Газета выходит дважды в месяц в формате А3. Первая и последняя страницы издания цветные, остальные двухцветные. Тираж уже приближается к 30 000 экземпляров, что говорит о популярности данного вида прессы не только среди церковного круга подписчиков, но в широком общественном кругу.

Подача материала в газете достаточна интересна. Официальная информация перенесена во вторую половину номера. Она разделена на части и подается читателю небольшими порциями. Новые священнослужители, направленные на служение в Новгородскую область, представляются читателю не сухим неинтересным списком, а с подробным описанием. В газете размещают краткую информацию о них и фотографии.

Церковные ведомости в жизни общества

В общественной жизни церковная литература играет огромную роль. В настоящее время многие преподаватели используют "Епархиальные ведомости" для изучения истории церкви, роли духовенства в политической, экономической и социальной жизни государства. Такие издания, существовавшие практически в каждой области, являются важным источником информации.

В основном данные исторические источники используются для изучения следующих материалов:

  • генеалогия священно- и церковнослужителей;
  • истории о пожертвованиях на церкви и храмы;
  • церковно-административное устройство епархий;
  • социальная деятельность духовенства.

Генеалогия священно- и церковнослужителей отличается от составления генеалогического древа представителей других сословий. Здесь необходимо владеть дополнительной информацией, которую можно узнать из "Епархиальных ведомостей". Например, клировые ведомости, послужные списки. Здесь же можно узнать возраст, семейное положение, образование какого-либо определенного служителя определенной церкви.

Изучение истории о пожертвованиях на церкви и храмы дает возможность узнать много интересных фактов о храмостроительстве в России. В "Епархиальных ведомостях" размещены имена благотворителей, суммы пожертвований, даты и многое другое.

Об истории социальной деятельности духовенства можно узнать из отчетов православных общественных организаций. Такие отчеты обычно располагались в официальной части издания.

Информация о церковно-административном устройстве епархий можно получить из списков благочиний и распределений.

Газету "Епархиальные ведомости" можно по праву назвать одним из величайших церковных проектов. Начало издания религиозной литературы поспособствовало уменьшению переписки, избавило священнослужителей от лишних бесполезных поездок. Ведомости стали не только способом просвещения, но и способом общения между церквями и епархиями. Таким образом священнослужители смогли узнавать важные новости, ради которых ранее приходилось совершать длительные поездки. Разделение издания на две части - официальную и неофициальную - означало, что литература предназначена не только для духовенства, но и для простого народа. Практически в каждой губернии имелось свое издание, типография. "Епархиальные ведомости" помогли возродить церковь после гонений. Немалой их заслугой является приобщение населения к вере. В настоящее время издается достаточно много православных газет и журналов. Примечательно, что такая литература интересна и простому читателю. В ней освещаются общечеловеческие и христианские проблемы, святыни и святые места, религиозные туры и паломнические поездки. Официальная часть изданий намного уменьшена, ведь сейчас век информационных технологий, и у духовенства есть множество других способов обмена информацией. И все же "Епархиальные ведомости" внесли огромный вклад в развитие культуры России. Они ценятся не только историками, но и простым народом.

По издательский год считался с 1 сентября, так же велась нумерация газеты. С издательский год стал считаться с 1 января.

Первоначально издавались при духовной семинарии, затем, с по , при консистории. С Ведомости издавались по новой, более обширной программе. В заведование журналом передали братству святителя Василия. С этого момента официальный отдел редактировал секретарь консистории, а неофициальный до - кафедральный протоиерей, с - ректор духовной семинарии.

С апреля 1917 года «Рязанские епархиальные ведомости» выходили как «Голос свободной Церкви». Видимо, на изменение названия повлияли события февральской революции, отречение от престола царя-страстотерпца Николая II, господствовавшие тогда в российском обществе настроения. Однако, несмотря ни на что, «Рязанские епархиальные ведомости» сохраняли православную традицию, не уклоняясь в обновленчество, которое тогда набирало силу, благодаря поддержке новой власти, но выходили со сбоями. К концу 1918 года епархиальное издание перестало существовать.

В 1920-х годах при архиепископе Рязанском и Зарайском Борисе была сделана попытка возродить епархиальную периодическую печать. В этот период Рязанская епархиальная канцелярия выпускала журнал «Циркуляры». Его главным редактором и составителем был сам архиепископ Борис . Очередные номера писались от руки, а затем перепечатывались на машинке и рассылались по благочиниям. «Циркуляры» содержали указы и распоряжения Московского Патриархата, Священного Синода и епархиального архиерея, материалы о текущей жизни Церкви, церковно-исторические сведения, проповеди, поучения и святоотеческое наследие. В «Циркулярах» постоянно помещались материалы, раскрывающие сущность еретического движения обновленчества. В архиве УФСБ России по Рязанской области сохранились тридцать четыре номера «Циркуляров»: 1925 году сотрудники Рязанской епархиальной канцелярии во главе с архиепископом Борисом были привлечены к уголовной ответственности. И выпуск журнала стал одной из статей обвинения. Это тем более прискорбно, что в то же время на территории Рязанской епархии при поддержке официальной власти регулярно выходила полноформатная обновленческая газета «Церковное обновление».

Редакторы

  • сентябрь - июнь - Д. Правдин
  • сентябрь - сентябрь - Н. Малинин
  • июнь - сентябрь - священник Н. Ф. Глебов
  • сентябрь - протоиерей Лука Воскресенский
  • сентябрь - июнь - протоиерей Харлампий Романский
  • июнь - июнь - кафедральный протоиерей Н. Ф. Глебов
  • декабрь - - протоиерей Фёдор Талеров

С официальный и неофициальный отделы имели разных редакторов.

Редакторы официального отдела

  • - сентябрь - Д. Андреев
  • апрель - июнь - X. Попов
  • июнь - - протоиерей Фёдор Толеров
  • - март - Г. Воскресенский
  • сентябрь - январь - Троицкий
  • - П. Соколов
  • - декабрь - М. Крылов
  • декабрь - апрель - X. Говядский

Редакторы неофициального отдела

  • январь - декабрь - протоиерей Фёдор Талеров
  • январь - апрель - протоиерей П. Казанский

Программа

В первом номере издатели «Рязанских епархиальных ведомостей» так определяли свои задачи:

Мы смотрим на наше издание как на журнал, назначаемый, главным образом, для честного духовенства и, сообразно с этим, предлагаем его духовенству для заявления и обсуждения общими силами интересующих его вопросов. Конечно, не отвлеченные вопросы должны быть главным образом решаемы в нашем издании… в нашем журнале как издании собственно епархиальном должно быть другое преобладающее содержание, что всякие епархиальные ведомости, следовательно, и наши, должны содействовать возбуждению и удовлетворительному решению, главным образом, практических вопросов, касающихся благоустроения епархиальной жизни. Они должны считать своей задачей - поставлять духовенство в ближайшее соприкосновение с практическими вопросами по епархии, расположить его ближе войти в жизнь действительную. И нашей заботой будет… стараться по мере сил расположить местное духовенство уяснить себе разнообразные нужды свои и потребности и заняться приисканием мер к возможному удовлетворению сим нуждам и к облегчению для нашей епархии умственного и нравственного преуспеяния…

Что касается вообще нашего будущего издания, то нам хотелось бы придать ему характер местный… Как всякие, так и наши епархиальные ведомости, если чем могут доставить пользу общецерковной истории, так это именно изучением прежнего и настоящего своей епархии. Наши исторические материалы вообще так скудны, что в собрании и разработке их чувствуется большой недостаток… Смеем надеяться, что все просвещенные люди, знакомые с бытом нашей епархии и в особенности опять наше местное духовенство, которому чаще всего могут встречаться материалы для изучения быта нашей епархии, сочувственно отнесутся к нашему желанию.

Стремясь придать своему изданию местный характер, мы вместе с этим не будем, да и не должны, так сказать, замыкаться исключительно в свою епархию и ограничиваться домашним решением строго местных вопросов. Нет, мы сочтем своей обязанностью знакомить, по мере сил, свою епархию с литературной деятельностью других епархий, тем более что многие из сих последних давно опередили нас в решении различных вопросов.

Само собой разумеется, что наше издание, будучи изданием, строго епархиальным, должно быть вместе с тем и обще назидательным изданием. На нашей обязанности, между прочим, лежит и возможное ознакомление епархии с церковно-богословской наукой. Статьи ученого, педагогического, назидательного содержания и вообще - все литературные труды, могущие распространять в епархии религиозные и вообще серьезные сведения и поддерживать в народе истинно христианское направление, всегда будут с готовностью напечатаны в нашем издании.

Первоначально Рязанские епархиальные ведомости имели два отдела официальный и неофициальный отделы.

До неофициальный отдел назывался «Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям». При них приложением был «Миссионерский сборник», с г., по 6 раз в год.

Официальный отдел содержал распоряжения Святейшего Синода и императора по Рязанской епархии, распоряжения епархиального начальства, информацию о рукоположении в сан, об определении на церковно-священнические места, принятии на службу, увольнении за штат, об исключении из списков в связи со смертью, об освящении церквей. Официальный отдел также публиковал отчеты учебных заведений епархии, училищного совета и других организаций, находящихся в ведении епархии, журналы съездов рязанского духовенства.

Неофициальный отдел, кроме статей богословского характера, публиковал сведения о значительных событиях духовной жизни в Рязани и Рязанской епархии (об открытии и деятельности школ, училищ, церквей, обществ и попечительств). Кроме того, были опубликованы научные труды рязанского духовенства по истории образования (о епархиальном училище, духовной семинарии и духовных училищах, школах), о видных деятелях Рязанской епархии (о митрополите Стефане, архиепископе Симоне , святителе Гаврииле и других), по истории церквей и монастырей Рязанской епархии. Среди них труды Агнцева, священников Добролюбова , Алфеева , Краснова , Лучинского и других.

В 1888 году , в связи с меняющейся ситуацией в российском обществе, издатели «Рязанских епархиальных ведомостей» изменили и программу журнала. Рапорт об этом архиепископа Рязанского и Зарайского Феоктиста был удовлетворен Указом Его Императорского Величества и Святейшим Синодом.

С этого времени журнал включал семь разделов:

  • официальный (указы, грамоты, рескрипты, циркуляры и т. п.),
  • руководящие статьи (публикации по вопросам общецерковной и епархиальной жизни, в том числе о религиозно-нравственном воспитании народа),
  • епархиальные известия (известия о религиозно-нравственном состоянии народа, очерки местных обычаев, суеверий и т. п., известия о пастырской деятельности местного духовенства, о состоянии церковно-приходских школ и других учебных заведений, находящихся в ведении духовенства; сведения о местных ересях и расколах, о выдающихся в сектантстве деятелях и их влиянии на народ; о деятельности епархиальных миссионерских учреждений; о мерах, предпринимаемых местными пастырями в борьбе с сектантством; хроника текущих событий в епархии и в городе Рязани),
  • научно-литературный отдел (слова и поучения, научные статьи духовного содержания, краткие библиографические сведения о книгах и изданиях),
  • внутренние известия (сведения о важнейших распоряжениях правительства, касающихся общего состояния русской Церкви; о важнейших событиях общецерковной и иноепархиальной жизни в России, краткие новости о важнейших событиях внутренней государственной и общественной жизни России),
  • иностранные известия (новости о знаменательных событиях церковной жизни за границей, преимущественно в православных Церквах и славянских государствах, новости о важнейших политических и общественных событиях за рубежом),
  • смесь (в этом разделе печатались материалы, которые невозможно было поместить ни в одной из перечисленных рубрик).

Название: Епархиальные ведомости
Период издания: 01.01.1917 – 11.02.1919.
Главные редакторы (в разное время): П. Зеленов, Н.Колосов, протоиерей Добронравов.
Археографическое описание:

Формат - примерно А5, многие номера с двойной нумерацией. Количество страниц - от 14 до 50, в среднем - 32 страницы.


Оригинал газеты хранится в ГУК “Пермский краевой музей”.

Описание

“Пермские епархиальные ведомости” издавались в Перми в период с 1867 по 1919 г. с периодичностью два-три раза в месяц. Редактором официальной части был П. Зеленов, неофициального отдела – Н.Колосов, протоиерей Добронравов. В данной коллекции представлены номера за 1917 г. и 1918 г.
В издании размещались такие публикации, как: указы, благословения, приказы (напр., синода), другие официальные документы, воззвания, отчеты, хроника (епархиальная), известия и заметки, списки, таблицы расходов-доходов, объявления, статьи, художественно-публицистические произведения (стихи), письма в редакцию, рецензии на книги
Структура газет была такова: сначала размещались различные объявления (в том числе о вакантных местах), потом шли статьи редакционные или наиболее важные, затем размещались остальные статьи, стихи, ближе к концу издания – заметки, рецензии на книги, в конце – вновь объявления.
Как видно из названия, издание имеет свою специфику. Акцент в публикациях всегда идет на религиозную жизнь, публикуется информация про церковь, Соборы. В определенной мере война и революция задела и церковь, например, публиковались заметки о проводах на войну священника, смертях и т.д. Новый режим также повлиял на положение церкви, что показывают статьи о материальном положении духовенства, насилии над духовными лицами, захвате церковного имущества.

Вид издания: Газета

Издатель: Архангельский епископат

Место издания: Архангельск

Место хранения:
АОНБ: 1888-1891, 1893-1918.
ГМО: 1897. - № 10 - 24; 1898. - № 2 - 13, 15 - 24; 1900. - № 2 - 4, 6 - 17, 19 - 24; 1902. - № 1 - 11, 14 - 24; 1903. - № 2 - 7, 9 - 15, 17, 19, 21 - 24; 1911. - № 2 - 24; 1912. - № 18, 22, 24; 1915. - № 2 - 3, 6, 8 - 10; 1916. - № 2 - 18, 21, 23 - 24.
АОКМ: 1888-1917.
ГААО: 1888-1919.

Микрофильмы:
1885-1887 ("Архангельские епархиальные известия")
1888-1918 ("Архангельские епархиальные ведомости")

Спец. выпуски:
[В 1901-1916 в качестве приложения выходили "Отчеты о состоянии церковных школ" и другой церковно - ведомственный материал по Архангельской епархии]..

Историческая справка:

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 25 января 1888 года было разрешено новое религиозное издание - газета "Архангельские епархиальные ведомости" , явившееся преемником закрытых в 1887 году "Архангельских епархиальных известий" .

Официальная часть газеты "Архангельские епархиальные ведомости" публиковала указы Синода, правительства и епископа, пастырские благословения, отчеты духовных учебных заведений, миссионерских организаций, объявления о священнических вакансиях, о перемещениях по службе, наградах священников, определения Духовной консистории.

Неофициальная часть публиковала хронику церковной жизни Архангельска и епархии, церковно - исторические материалы, назидательные чтения.

В качестве бесплатного приложения к "Архангельским епархиальным ведомостям" выходил "Архангельский листок". Он представлял собой 4-6 - страничную брошюру, которая подклеивалась в конце номера. Как правило, весь объем брошюры занимала одна статья, носившая характер религиозно - нравственной беседы с читателем. "Архангельский листок" издавался до 1891 года, но выходил нерегулярно.

Подробнее

Подписка на газету "Архангельские епархиальные ведомости" была обязательна для всех приходов, церквей и монастырей епархии. Печатались они в частной типографии "Наследники Д. Горяинова". В конце каждого номера помещалось его содержание. За время своего существования содержание журнала всегда соответствовало изначально принятой программе. Однако, в отличии от газеты "Архангельские епархиальные известия" газета "Архангельские епархивальные ведомости" содержит гораздо больше исторически-ценной информации. На ее страницах отразились мировоззрение и идеология людей той эпохи, и предназначались они не только духовенству, а всем слоям населения - интеллигенции, купцам, мещанам, крестьянам. Для каждой из этих групп помещались свои материалы.

На протяжении многих лет редакция неофициальной части газеты "Архангельские епархивальные ведомости" сотрудничала с Архангельским церковно-археологическим комитетом и его Древлехранилищем. Глава Комитета известный северный историк и краевед Иустин Михайлович Сибирцев неоднократно был редактором газеты "Архангельские епархивальные ведомости". Сам Сибирцев, его помощник Г. Бугославский и другие авторы опубликовали на страницах газеты "Архангельские епархивальные ведомости" более сорока статей с научным описанием старинных рукописных книг, хранившихся в Древлехранилище и в монастырях, заметки о состоянии архивов и библиотек северных церквей и монастырей, а также более 25 подробных исторических очерков о самих северных монастырях.

Большую историческую ценность представляют многочисленные статьи с подробным отчетом о путешествиях священников по Архангельской губернии, где ярко описаны нравы и обычаи населения, несохранившиеся памятники архитектуры, интересные этнографические очерки.

Установление Советской власти на Севере Архангельское духовенство встретило враждебно. Его отзывы о декретах ЦИК и СНК в отношении церкви были резко отрицательно. Газета "Архангельские епархивальные ведомости" приветствовала приход в Архангельск интервентов. В № 14 за 1918 год было опубликовано воззвание: "Безбожная власть большевистской партии социал-демократов в г. Архангельске и губернии пала. Ее руководители позорно бежали перед лицом разгневанного народа. Прибыли союзники:... Поднимайтесь на защиту Родины ." Все мероприятия, проводимые Временным правительством Северной области во главе с Чайковским, редакцией газеты "Архангельские епархивальные ведомости" поддерживались. 1918 год стал последним годом существования самого долговечного архангельского церковного издания. В 1919 году газета "Архангельские епархивальные ведомости" не издавались, видимо, из-за технических трудностей: сложностей с бумагой, перебоев в работе типографии и т.д. После установления на Севере Советской власти, скомпрометировавшее себя духовенство разрешения на издание своего печатного органа не получило.

«Епархиальные ведомости» - русская церковная периодика

«Епархиальные ведомости» - официально-ведомственное издание Русской Православной Церкви, безусловно, имеют огромное значение для церковно-исторической науки. Именно в них наиболее подробно и систематически отражены все важнейшие события церковной жизни и сопутствующие им статистические и иные данные. Как уже было отмечено выше, прототипом «Епархиальных ведомостей» стали «Губернские ведомости», выходившие в разных частях империи уже с 1840-х годов и недостаточно освещавших церковную деятельность епархий. В связи с этим появилась необходимость издавать «исключительно церковные» ведомости. Создание такого органа периодической церковной печати, по мнению авторов программы, могло бы решить целый ряд вопросов и проблем. В ходатайстве в пользу издания архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов) указывал, что подобное издание помогло бы значительно уменьшить количество переписываемых бумаг в консисториях и сократить количество неизбежных при переписывании ошибок. Также ведомости дали бы возможность узнавать священнослужителям нужную им информацию, без посещения епархиального города, кроме того, ведомости рассматривались им как «новый способ к пастырскому действованию на паству» Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008. С. 493. .

Церковные ведомости начали издаваться в России с 1860-е годы. Программа о церковных ведомостях, составленная свт. Иннокентием (Борисовым) архиепископом Херсонским, была утверждена и разослана Синодом 31 декабря 1859 года Программа о церковных ведомостях была утверждена и разослана Синодом 31 декабря 1859 года. Программа была составлена свт. Иннокентием (Борисовым) архиепископом Херсонским.

Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008. С. 493. . Уже в 1860 году в Ярославле были выпущены первые епархиальные ведомости - «Ярославские епархиальные ведомости». За ними последовали и «Херсонские епархиальные ведомости».

Структура «Ведомостей» включала две части - официальную и неофициальную. В официальной части публиковались: манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы Синода и обер-прокурора, распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, духовным семинариям, др. учебным заведениям и учреждениям епархии. Интерес для местной церковной истории и генеалогии дух. сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе (рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях), наградах и производстве в чины, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и училищ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников (иногда включая просфорниц), расписания проповедей в кафедральном соборе. Иногда здесь же помещались журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц других исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов.

В неофициальной части публиковались проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, надгробные речи См.: Смирнов В., свящ. Речь при погребении вологодского купца В.А. Леденцова.//ВЕВ. 1874. №5. С.137-139. , статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве и т. п. Печатались обзоры духовной и светской литературы, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения и советы Например, в неофициальной части ВЕВ за 1873 года опубликована статья некого М. Первушина, где автор очень эмоционально рассуждает о необходимости представителям простого народа ставить прививки от оспы, а также настоятельно рекомендует крестьянам и проч. лицам ознакомиться с его брошюрой, в которой рассказывается о том, как необходимо предупреждать возможные пожары. См.: Первушин М. Прививайте оспу и уничтожайте пожары. //ВЕВ. 1874.№ 3.С.101-107. .

Несмотря на единый регламент, огромную роль в издании ведомостей играл архиерей. По правилам остававшимися неизменными до 1906 г., глава епархии назначал и смещал редактора, цензора и других ответственных за издание должностных лиц, поэтому, зачастую, общий кругозор архиерея играл определенную роль при формировании специфики издания См: Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Том 7. №21-1. C. 178..