Урок обучения грамоте буква к. План -конспект урока по обучению грамоте " Согласная буква К"

Тема: Согласная буква К.

Цели:

1) учить распознавать звуки [к] и [к"] и соответствующую букву; обучать технике выразительного чтения;

2) развивать речь, память, наблюдательность;

3) воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

Формируемые УУД:

1) предметные: распознавать звуки [к] и [к"] и соответствующую букву; давать характеристику изученных звуков; сравнивать звуки и буквы; отгадывать загадки.

2) метапредметные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя; построение рассуждений в форме связи простых суждений; формулировать собственное мнение и позицию.

3) личностные: высказывать свою точку мнения и уважать мнение собеседника.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

А девиз у нас каков?.. (Больше дела – меньше слов!)

2.Актуализация знаний.

Работу на уроке мы начинаем с артикуляционной гимнастики? С какой целью? (Артикуляционная гимнастика…)

«Улыбочка», …

3. Введение в тему.

- Внимательно послушайте меня: Кукушка кукушонку купила капюшон.

У кукушонка капюшон?

Как кукушонок в нём смешон!

Что я сейчас прочитала вам?.. (Скороговорку)

А для чего мы разучиваем скороговорки?.. ((Чтобы чётко проговаривать звуки…)

А какой звук выделяется в этой скороговорке?.. [к]

Определим, какой у нас будет урок?..

Урок открытия новых знаний. «Звуки [к], [к"] и буквы К, к»

Какие цели мы поставим перед собой на уроке?.. (Познакомимся с новым звуком, научимся читать) .

Составим план работы.

Работаем со звуком.

Познакомимся с новой буквой.

4. Характеристика звука.

- Сначала мы звук произносим и слушаем его, даём характеристику, то есть рассказываем какой он. Что это? (Картинка - кот)

Где находится новый звук? (В начале)

Произнесите звук [к] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом: [к].. Рот немного приоткрылся, средняя часть языка приподнимается к нёбу,и проход, по которому движется звук ссужается. В результате получается какой звук?.. (Согласный)

- А как он произносится?.. (Твёрдо)

- А может ли звук [к] быть мягким? И для ответа на этот вопрос проанализируйте еще одно слово… (Картинка – кит

- Что вы заметили?.. (Твёрдый звук как бы выдувается в широкую трубу, а мягкий – в узкую)

Приведите пример своих слов со звуком [к,к’] в начале, середине, конце слова…

Игра "Поймай звук".

Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [к ], встают мальчики, если слышите мягкий звук [ к ’] девочки.

Курица, кошка, кит, коза, кенгуру, канарейка, слон …(Слово-ловушка, в нём нет новых звуков)

А как называть одним словом все эти слова?.. (Животные)

Назовите слова, обозначающие животных, в которых есть звуки [к,к’]?. .

Звонкий – глухой.

А что ещё мы можем рассказать про согласные звуки ?..(Выяснить, звонкий или глухой)

Помните приёмы: нужно положить ручки на шею или закрыть уши руками. Произнести звук и послушать его. Выполните… Что вы заметили?.. Ваше горлышко спокойное, не вибрирует. Это?.. (Глухой звук)

Значит, делаем вывод: согласный звук [к] всегда глухой, может быть твёрдым или мягким.

Построение схемы слов.

кот и кит

5. Знакомство с буквой К.

Как обозначается этот звук на письме? Буквой к.

Звуки [к ] и [ к ’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой К (ка).

На что похожа буква К ?

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Почему две буквы к?. Одна большая и маленькая.

Когда пишут большую букву?..

Приведите свои пример, какие слова вы бы написали с большой буквы?..

В Башкортостане есть замечательный уголок природы, который называют жемчужиной. Это место находится в нашем Туймазинском районе, а называется озеро Кандрыкуль.

6. Работа в паре. Развитие речи.

Посчитайте сколько букв к встретилось в пословицах. Чья пара закончит работу поднимает руки домиком. (к букв)

К а к ов мастер, та к ова и работа.

К орень учения горе к , а плод сладо к .

К онец – делу венец.

1. Как понимаете смысл первой пословицы?..(Любое дело надо делать тщательно и аккуратно, потому что по результату труда судят о человеке. Как вы думаете, почему мы так стараемся, чтобы в прописях буквы выходили красивыми?.. Можно ли что-то сказать о человеке, увидев, как он пишет?.. Связано ли то, что мы сейчас обсуждаем с пословицей, которую мы прочитали?..)

2. Могут ли эти пословицы «Оценить результат работы?»

(Конец, плод – это результат работы, и нужно много учиться, чтобы результат был сладок)

7. Чтение. Работа с «Азбукой» с. 53

Познакомились с новым звуком, узнали какой буквой обозначается на письме новый звук. Следующий этап работы?.. (Чтение слогов с изученной буквой)

Выполним перед чтением дыхательную гимнастику. Для чего выполняем дыхательную гимнастику? (Дыхательная гимнастика… развивать дыхательную систему, речевой аппарат, правильное ритмичное дыхание)

Читающие дети работают по карточкам.

а) Чтение слогов на с. 49

- Рассмотрите слоги. Какая первая буква во всех слогах? (Первая буква к)

Буква к может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?.. (Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога.)

Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги ка, ко, ку надо произносить твердо

- Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ки надо произносить мягко…

б) Чтение слов.

Посмотрите на слова (кони, кино). Что обозначает сплошная вертикальная прямая?.. (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов)

Прочитаем…

б) Работа с текстом.

Посмотрите на текст, какие знаки препинания вы видите?

Прочитайте выразительно текст, соблюдая необходимую интонацию.

Что изображено на картинке? Составьте рассказ…

Послушаем, что узнали ребята, которые читали на карточках…

    КОСА: сплетенные в виде жгута длинных прядей волос.
    Например: Заплести,
    косу. Тугая коса.

    КОСА: сельскохозяйственное орудие - изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.
    Например: Махать косой. Точить косу. Нашла коса на камень.

    КОСА: идущая от берега низкая и узкая полоса земли
    Например: Песчаная коса.

в) Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Рассмотрите рисунок.

Вспомните сказку. Как она называется, кто ее автор?.. (Ш. Перро «Кот в сапогах».)

Назовите как можно больше слов, обозначающих предметы на рисунке, в которых встречается звук [к]?.. (Кот, косари, кони, карета, камень, коса, замок, кучер, корона, колесо, кнут, колено)

8. Закрепление. Работа с «лентой букв»

Найди букву

Где на «ленте букв» расположена буква К ? Почему?.. ( На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буква.)

9. Рефлексивно-оценочный.

Мне больше всего удалось?..

Я могу похвалить одноклассника за …

Я доволен своей работой на уроке, потому что …

Я не доволен своей работой на уроке, потому что …

Оценивание.

10. Дом. зад.

Рассмотрите разворот учебника и подумайте о сегодняшних открытиях на уроке, которые вы дома расскажите.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Прочитайте сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – зелёным, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)

Для чего нам нужен этот урок?

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

К нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)

Но он пришёл не один, он привёл с собой кого? (звукарика)

Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

  1. Знакомство с новым материалом:

Знакомство с новыми звуками.

Давайте поможем котику подобрать одежду для звукарика.

Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку.

У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдёт ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий ? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук [к’])

Произнесите кличку кота. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Оденьте звукарика (дети работают с бумажными моделями). Расскажите, почему вы выбрали эту одежду?

Кот дружно жил со своей кличкой. Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)

Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)

Физминутка.

А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если

же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА,

СУГРОБ, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ГАМАК.

Знакомство с новой буквой.

Котик Кеша хочет увидеть буквы, с которых начинается его кличка и слово «кот», но не знает, где эти буквы живут.

Давайте найдём квартиру буквы К и позовём в гости Кешу - работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие) Изобразите букву К .

Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались.

КА

КО

КУ

КЫ

КИ

Кры

Кут

Кос

Кап

Чтение слогов:

Вместе;

Индивидуально медленно;

Задумавшись;

Задавая вопрос на каждой лесенке;

Быстро;

На внимание.

Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)

Чтение слов, предложений с новой буквой.

Котику очень понравилось гулять по дому, но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

Прочитайте названия продуктов, в названии которых есть буква К:

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

Но остались продукты, которые Кеша тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

Скучно стало Кеше одному и решил он к себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что котик налил молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске:

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

Взаимопроверка по эталону.

- У меня вызвали сомнение два гостя: курица и киска. Оба слова начинаются на букву К, а вы животных отправили к разным мискам. Почему? (в слов «киска» первый звук [к’] - мягкий, а в слове «курица» [к] - твёрдый)

- Узнал хозяин Кеши, что кот гостит у нас, и сразу же решил отправить нам телеграмму. Прочитайте её:

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ

Как вы думаете, о чём он нас хотел предупредить? (ничего не

понятно)

Наверное, телеграфистка поставила пробелы не в тех местах. Помогите составить телеграмму правильно (работа в парах)

ТРУДНО С КОТОМ КАПРИЗЫ

Физминутка.

Давайте повеселимся вместе с Кешей, потанцуем (танцевальные движения под песню «Чёрный кот»)

Работа с текстом.

Кеша так разбаловался, пока мы танцевали, что в слове «кот», гласный заменил на гласный, живущий на третьем этаже дома. Что получилось? (кот – кит)

Какие изменения произошли (работа над лексическим значением слова)

С помощью звуковых пеналов выполните звуковой анализ слова

I вариант – КОТ, II вариант – КИТ

Сравните результаты работы (из-за смены гласных изменился и согласный звук: «кот» - [к], в слове «кит» - [к’])

А вы знаете, что замена 1 буквы может привести к неожиданным ситуациям.

Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название и автора произведения (Б.Заходер «Кит и кот»)

- Что написано в скобках? (отрывок)

Замените слово «отрывок», на слова близкие по значению (часть, эпизод)

Прочитайте ключевые слова:

КОТ КИТ СКАЗКА ОШИБКА ЗАГАДКА

Что же могло произойти? (предположения детей)

Прочитайте для себя отрывок (1 столбик)

Из-за чего произошла путаница?

Чтение произведения вслух с одновременной словарной работой: бить баклуши, опечатка, прилично.

Отработка логических ударений, выделяя голосом, что стал любить кот и кит.

  1. Подведение итогов урока.

С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?

Охарактеризуйте эти звуки.

Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

  1. Рефлексия.

С какими затруднениями мы встретились?

Мы справились с этими проблемами?

Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Кот Кеша тоже благодарит вас за помощь.

Урок 28. ЗВУКИ [к],[к"], БУКВА Кк

30.04.2013 16942 0

Урок 28. звуки [к],[к"], БУКВА Кк

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [к], [к′], буквой К к ; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование :учебник, картинки с изображением одного мака и нескольких, предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти; магнитная доска, буквы (изученные).

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Повторение пройденного.

Игра «Найди лишнее».

На магнитной доске выставляются изученные буквы. Дети среди гласных выделяют лишние – согласные н, с .

Повторяются изученные гласные и согласные буквы; дети вспоминают, что гласные а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и – мягкость согласного в слиянии.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [к], [к′].

На доске – картинки с изображением одного мака и нескольких.

Рассматривается слого-звуковой анализ слов мак и маки . Выясняется, что звуки [к] и [к′] согласные. В слове мак звук твердый, после буквы к нет никаких других букв, а в слове маки – мягкий, так как за к следует гласная и , обозначающая мягкость согласного.

Рассматриваются схемы слов мак , маки .

Игра «Твердый – мягкий».

Слова: конь, каша, кино, карандаш, кисть, курица, коса, килька.

Учитель сообщает, что звуки [к] и [к′] на письме обозначаются буквой К к (ка).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы К к .

Физкультминутка

2. На что похожа буква К ?

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Учитель предлагает детям представить, на что похожа буква К . (Ответы детей.)

3. Печатание буквы К к в тетрадях.

4. Распознавание звуков [к], [к′].

Дети рассматривают на доске предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти .

– Назовите, что изображено на картинках.

– С какого звука начинаются слова?

– Назовите слово с мягким звуком [к′].

Игра «Угадай героя мультфильма».

– Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма.

Он большой-пребольшой, полосатый. Умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? (Кот Матроскин.)

– Ребята, назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звука [к]. (Курочка Ряба, Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза Дереза, Кот в сапогах.)

& Работа по учебнику: с. 52–53.

Дети рассматривают иллюстрацию к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

– Назовите как можно больше слов, в которых встречается звук [к]. (Кот, косари, кони, карета, одуванчик, камень, коса, замок, река, кучер, колос, корона, колесо, кнут, колено и т. д.)

Физкультминутка

Чтение предложений, с. 53.

Проводится работа над смыслом и интонацией восклицательного предложения. Внимание детей обращается на знаки препинания в предложениях. Предложения прочитываются повторно, с соответствующей знакам препинания интонацией.

Чтение пословиц, с. 52. Объяснение смысла пословиц.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?

– Что интересного узнали на уроке?

– Что вызвало затруднения? Почему?

Обучение грамоте. Чтение.

Тема урока:

«Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к`].».
Учитель высшей категории

Кашлева Е. С.
ГКС(К)ОУ «Калужская школа-интернат № 1 VII вида».

Учитель Кашлева Е. С.

Урок Обучение грамоте (чтение)

Тема: Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к`].

Цель: познакомить учащихся с буквой Кк , чтение слогов и слов с этой буквой.

Задачи: 1) формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;

2) развитие и коррекция зрительного восприятия и узнавания, развитие речи;

3) воспитание положительной учебной мотивации через занимательный характер уроков.

Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: задавать вопросы, отыскивать причины явлений, учиться давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные: учиться точному построению предложений по заданной теме, сотрудничеству с учителем и другими учениками при выполнении заданий.
Личностные результаты: принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.
Оборудование: ИД (интерактивная доска), изученные буквы, разрезанные на насколько частей, схемы для анализа слов,
Ход урока:
Оргмомент.
Артикуляционная разминка:

Хомячок

Лошадка
Актуализация опорных знаний.

Узнай букву. Назови.

На доске буквы, разрезанные на несколько частей. Дети выходят к доске, складывают букву и называют её.

Группировка. Используется ИД.

На экране буквы: И, О, Н, С, А, У, ы.

Прочитайте. Разделите эти буквы на 2 группы. Объясните, почему так разделили.

Назовите гласные буквы. Почему они так называются?

Назовите согласные буквы. Почему они так называются?
Чтение слогов и слов с изученными буквами. ИД.
- Гласные и согласные дружат и получаются слоги и слова. Давайте их прочитаем.
Работа по теме.
Речевая разминка.

Как поет кукушка?

Как кричит петух?

Как зовём кошку?
- Какие звуки называли первыми?
- Как вы думаете, что будем изучать сегодня на уроке? (Букву К).
- Чему буем учиться? (Читать слоги с буквой К, находить звуки к и к в словах, составлять рассказ по картинке).
Выделение звуков из слов. Используется ИД. Диск «Обучение грамоте».
Отгадайте загадки:
Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой.

Если пустит когти в ход –

Страшный зверь – домашний …(кот).

Он в море ест и в море спит,

Всю жизнь в воде проводит …(кит).
Проводится аналогичная работа.

На экране появляется картинка. Дети выполняют анализ слова, составляют схему и выделяют первый звук в слове. Дают ему характеристику.
Знакомство с буквой.

Вы уже знаете, что каждый звук обозначается буквой. Предположите, какой буквой обозначаются согласные звуки к и к.

Правильно. Буквой К, к.
На что похожа буква.

На ИД появляются картинки. Учитель читает текст.

Игры на узнавание буквы к и звуков [к] и ]к"].

1) Посмотрите внимательно на свою парту и назовите предметы, в названиях которых есть буква К .

Книга, карандаши, азбука, линейка и др.

2) Моделирование.

Сложите букву из карандашей.
3) «Собери корзину». Используется ИД.
- Хозяйка с корзинкой с базара пришла,

Хозяйка в корзинке домой принесла…

Посмотрите на экран и скажите одним словом, что принесла в корзинке хозяйка? (Овощи).

Но принесла она не все овощи, а только те, в названиях которых есть буква К. (Дети выходят к доске и «кладут» в корзинку нужные овощи).
4) Чтение слогов с буквой К. Используется диск «Обучение грамоте».
Работа с учебником с 48.

Рассмотрите иллюстрацию. К какой сказке эта иллюстрация? (Кот в сапогах).

Знаете, кто написал эту сказку?

Шарль Перро, французский писатель. На экране появляется его портрет.
- А еще он написал и другие сказки. Узнайте по обложкам книг, какие?

На экране ИД появляются обложки книг, и дети их называют: «Красная Шапочка», «Золушка».
Работа по иллюстрации.
- Что делают люди на картинке? (Косят траву.)

Чем косят траву?

Как называются эти люди? (косари).

Как называется время, когда косят траву? (сенокос).

Как вы думаете, о чём разговаривают косари и Кот в сапогах?

Кто едет в карете? Почему вы так думаете?
- Найдите и назовите на картинке слова, в названиях которых есть буква К .

Составьте по картинке рассказ.
Рефлексия.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Дайте звукам характеристику.
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем надо ещё поработать?
- Оцените свою работу и настроение на уроке. На ИД появляются смайлики без улыбки. Дети по очереди выходят к доске и рисуют настроение.



Спасибо! Урок окончен.


страница 1