Митрополит лемешевский. Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете (ушёл в с последнего курса) и в Петроградской духовной академии ( -). Окончил высшие библиотечные курсы в в .

Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, ) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, ).

Монах

В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии. пострижен в монашество, с 1911 - иеродиакон, с - иеромонах.

Деятельность в Петрограде

  • С - помощник библиотекаря Петроградской епархии.
  • В августе был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.
  • С - настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Затем - настоятель домовой церкви Александро-Невского общества трезвости.
  • С 1919, одновременно, работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).
  • В - - преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

Архиерей

Борьба с обновленчеством в Петрограде

Решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита , Патриарх поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

Арест и пребывание в Соловках

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924- находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Борьба против «иосифлянского» движения

После освобождения прибыл в Ленинград, где в течение нескольких дней активно выступал против на стороне Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита .

Сотрудничество с органами госбезопасности

По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея , владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:

С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном - не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.

Аресты, лагеря, ссылки

Последние годы жизни

  • С 1955 - временно управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией.
  • С - архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
  • С - архиепископ Куйбышевский и Сызранский.
  • С - митрополит.

Мануил (Лемешевский) (1884-1965 гг.) — митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк.

В миру Виктор Викторович Лемешевский, митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк.

Родился 1/13 мая 1884 года в Луге. Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушел в с последнего курса) и в Петроградской духовной академии ( -). Окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде в г.

Во время учебы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трех частях «На пути к иному миру» (СПБ,1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПб). В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии.

2 июня 1911года пострижен в монашество, с 10 декабря 1911 - иеродиакон, с 16 сентября 1912 — иеромонах.

С 1917года - помощник библиотекаря Петроградской духовной академии. Настоятель Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде.

С 1919 года работал одновременно старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).

В 1921-1923 годах - преподаватель Священного Писания (Ветхого Завета) на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В книге А.Э. Краснова-Левитина и В.М. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:

«Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде - для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы, - они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом».

В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского) иеромонах Мануил решительно выступил против обновленческого движения. Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

С 23 сентября 1923 года - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (назначен ввиду ареста ранее направленного временно управлять ею епископа Гурия (Степанова)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».

29 сентября епископ Мануил прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлек на свою сторону многих прихожан. Назначил четырех священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделен город - они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах.

В результате деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение Патриарха. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской Лавры и Новодевичьего монастыря. В целом по епархии ситуация была еще более благоприятной для противников обновленцев - там почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции. В Патриаршую церковь перешел даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принес покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество.

В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 года в Петроградской епархии:

«Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни».

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавляемое им движение «мануиловщиной». 2 февраля 1924 епископ Мануил был арестован, приговорён к трем годам лишения свободы. В 1924-1928 гг. находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «Соловецкие синодики. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Это был не единственный арест в его жизни. Отбывал заключение в Мариинских лагерях, лагерях Канска, Потемкинских лагерях Мордовии.

25 февраля 1962 года возведен в сан митрополита. 25 ноября 1965 г. уволен на покой по болезни. Похоронен в Покровском кафедральном соборе г. Самары.

Составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 г. (включительно). Одна часть этого капитального труда - шеститомный «Каталог русских архиереев», посвященная иерархам конца XIX - начала XX вв., была издана в Эрлангене (Германия) в 1970-1980-е годы. Многие данные, содержавшиеся в этом труде, носят уникальный характер.

Другая часть этой обширной работы - об архиереях предшествующего времени - вышла в свет в Москве в 2004. Собирал фотографии иерархов Русской православной церкви XX века. Также составил подробный биографический каталог обновленческих архиереев.

Его духовным чадом был Иоанн (Снычев), помогавший владыке в работе над биографиями архиереев, позднее сменивший владыку Мануила на Куйбышевской кафедре и закончивший свою жизнь митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

(По материалам Открытой Православной Академии — www.drevo-info.ru)

Русь уходящая: Рассказы митрополита Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения по архиерейским кафедрам. Митрополит Мануил был тогда в Саратове и послал телеграмму на имя Патриарха: «видел в сонном видении, что меня назначают на Ленинградскую кафедру». А в тот же день ему уже была отправлена телеграмма, извещавшая о назначении его в Чебоксары, так что, <199> можно сказать, эти две телеграммы встретились в дороге. В Патриархии потом шутили: «Безумне! Не веси, яко в сию же нощь будеши в Чебоксарах!»

У меня отношения с ним были хорошие, но в последний год своей жизни он устроил мне небольшой «скандал». «Что вы - говорит, - меня в календаре таким страшным напечатали?». А он и вправду был страшный: аскет, но уж очень изможденный. Я отговариваюсь: «Простите уж: фотографию такую прислали!» - а он не отступает. Хотелось мне ему сказать «неча на зеркало пенять..», но промолчал - и, слава Богу, правильно сделал. Так что, насчет моих с ним отношений душа моя спокойна.

Снычева же в Патриархии просто не воспринимали всерьез. В семинарии у него было прозвище «Ванька–хлыст», данное ему за его экзальтированность. Такой же был наш Дмитрий Дудко. Но нельзя отрицать, что оба они - и Мануил, и Иоанн - были люди искренние.

Что касается позднейшей деятельности митрополита Иоанна, у меня она вызывает некоторое чувство настороженности, т. к. за ней мне видится чья–то опытная рука, толкающая на необдуманные поступки простодушных верующих людей.

Из книги Помоги, Господи, изжить гордыню автора Автор неизвестен

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский О гордости и смирении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На пути нашего с вами, возлюбленные братья и сестры, восхождения по ступеням духовного совершенства часто встречается то, что препятствует этому восхождению,

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

4. Митрополит Даниил Для московской книжной среды характерна фигура митрополита Даниила (1522–1539), многократно упоминавшегося уже в настоящей работе. Его церковно–политическая деятельность и его сочинения подробно освещены в одной из лучших монографий по истории

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Новгородский митрополит Питирим тихо удалился в свою епархию, где вынужден был вести борьбу с реальным влиянием Никона, которого он столь активно помогал низвергнуть. Кто знает, какие мысли одолевали Новгородского митрополита, убедившегося в полной зависимости

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Иоанн, митрополит Тобольский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Иоанн митрополит Киевский и Всея Руси, святитель Святой Иоанн в сане митрополита прибыл в Киев в 1080 году и скоро заслужил общее глубокое уважение. Преподобный Нестор (память 27 октября/9 ноября), его современник, говорит о нем: «Этот муж, сведущий в книгах, искусный в учении,

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Святитель Иоанн, митрополит Киевский (+ 1089) Память его празднуется 31 авг. в день преставленияСвятитель Иоанн стал митрополитом Киевским в 1080 г. По словам прп. Нестора Летописца, который его знал, он был «муж, сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1716) Память его празднуется 10 июня в день преставления и в тот же день вместе с Собором Сибирских святыхСвятитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей.

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922) Память их празднуется 31 июля и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

14. Митрополит Агафангел В Ярославле, в октябре 1928 г., скончался высокопреосвященный Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский.Владыка Агафангел, в миру Александр Лаврентьевич Преображенский, уроженец Тульской губернии, родился 24 сентября 1854 г. По окончании

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Митрополит Мануил (Лемешевский). Преображение души (Избранные места из дневниковых записей) Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. (Откр. 3, 19).Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что страдало и трепетно билось в

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Вениамин (Федченков) Отец Иоанн Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне мне всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем. Начинаю писать в

Из книги автора

Митрополит Иоанн (Снычев) и апологетика священного царства Современное царебожничество опирается главным образом на апологетику Ивана IV, которая содержится в книге покойного митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие Духа» – книге, которую можно назвать «библией»

Из книги автора

Император и митрополит Митрополит Платон рассказал следующий случай из своей жизни: «Когда я служил на Дону, мне явился император Николай Павлович, это было в конце сорокоуста по скончавшемуся государю. Я сидел у себя дома и читал проповедь одного священника. Время

Из книги автора

Митрополит и царь Смиренный, кающийся грешник в очах Божиих несравненно выше праведника, который много думает о своей праведности. Смирение, по слову святого Иоанна Лествичника, может и из бесов сделать ангелов. Из многочисленных примеров такого обращения погибающих

Из книги автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Митрополит Мануил Лемешевский - знаменитый историк Церкви. Он был хиротонисан во епископа Чкаловского (Оренбург носил имя прославленного советского летчика с 1938 по 1957 год) в феврале 1945 года и обрел кафедру в недавно открытом Никольском храме.

Личность митрополита Мануила (Лемешев-ского) все больше и больше привлекает внимание исследователей. Роль его в истории Русской Православной Церкви XX века до конца еще не выяснена. Многие факты биографии остаются темными, а иногда излагаются и комментируются без глубокого изучения.

Вехи жизненного пути

Предки владыки Мануила принадлежали к потомственным дворянам и были людьми очень набожными. Вероятно, тяга к духовной стороне бытия передалась от них будущему иерарху Русской Церкви. При этом следует учитывать специфику эпохи — XX век, особенно в рядах интеллигенции, начинался кризисом традиционной религиозности. Верующая молодежь, да и не только она, зачастую пускалась в богоискательство, уводившее некоторых далеко от канонического христианства. Иной Непосредственное знакомство будущего митрополита с Азией началось еще в 1912 году. В сане иеродиакона он прибыл в Семипалатинск, где нес послушание в Киргизской духовной миссии, которая занималась христианским просвещением местных народов, в первую очередь казахов. Здесь молодой иеродиакон стал священником, будучи рукоположен во иеромонаха.

Спустя одиннадцать лет, в 1923 году, отец Мануил был возведен в сан епископа, с этой точки берет начало его более чем сорокалетнее архипастырское служение. Святитель Тихон (Беллавин) при вручении епископу Мануилу архипастырского жезла произнес: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения». Эти слова оказались пророческими.

Тяжкий крест исповедничества лег на плечи отца Мануила еще до архиерейской хиротонии, когда в течение нескольких месяцев он находился под арестом. Затем заключения и ссылки повторялись в его жизни еще несколько раз. Полностью лишенным свободы или частично ограниченным в праве выбора места жительства он провел в общей сложности более двадцати лет.

На Чкаловской кафедре

Заняв Оренбургскую (тогда Чкаловскую) кафедру, епископ Мануил совершил настоящий подвиг, сумев «оживить» некоторое количество ранее закрытых богоборцами храмов. Историк В. М. Шубкин подчеркивает, что до 1948 года церкви хотя и с трудом, но открывались. К окончанию управления владыкой Мануилом епархией, во второй половине 1948 года, здесь насчитывалось 24 юридически зарегистрированных храма и молитвенных дома. В последующие годы, до 1959-го, когда Хрущев «благословил» новый антиправославный поход, количество действующих храмов и молитвенных домов в Оренбургской епархии оставалось практически неизменным.

Именно в Чкалове-Оренбурге началась работа владыки Мануила над главным трудом его жизни — биографическим каталогом «Русские православные иерархи», посвященным епископату. Основной упор им был сделан на жизнеописаниях владык последних пятидесяти лет, с 1897 по 1947 год. Биографы самого митрополита Мануила свидетельствуют, что знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории: «В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиям подвижников благочестия. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию и в Священный Синод. Профессор Са-винский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод владыке углубить свои исследования». Здесь же, в Чкалове, он составил важные для Оренбуржья «Патерик Оренбургский» и «Патерик Бузулук-ский». Подвижнические труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом по обвинению в «завуалированной контрреволюции» и «возбуждении религиозного фанатизма», завершившимся семилетним заключением в лагерях.

Оренбургский период в жизни владыки Мануила ознаменовался его встречей с одним из наиболее видных деятелей русского православия второй половины XX века митрополитом Иоанном (Снычевым). В Чкалове, под духовным руководством оренбургского архипастыря, будущий митрополит Иоанн прошел путь от мирянина-келейника до иеромонаха. Впоследствии, после освобождения своего учителя, отец Иоанн (Снычев) в течение нескольких лет являлся его секретарем и помощником в научной работе.

Следует отметить старания владыки Мануила по восстановлению почитания главной святыни Оренбуржья — Табынской иконы Божией Матери. Он приложил много сил для отыскания первообраза, однако, увы, все его поиски оказались напрасными — местонахождение чудотворной иконы до сих пор не известно.

После смерти

Исповедническая жизнь митрополита Мануила (Аемешевского), завершившаяся в 1968 году в Куйбышеве, свидетельства о посмертных чудесах, заслуги в деле духовного строительства, высокий авторитет как церковного ученого поставили вопрос о его прославлении. Синодальная комиссия по церковной канонизации рассмотрела комплекс материалов и... посчитала невозможным причисление владыки к лику святых. Причиной тому — обнаруженные документы, свидетельствующие о его сотрудничестве с карательными органами СССР.

Митрополит Мануил Лемешевский

Избранные места из дневника

(беседа с Богом )


Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

***
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

***
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего — и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

***
Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6).
Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

***
Ободрись, усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!
Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мною.
Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

***
Победи, — говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, — повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

***
Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.
Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.
Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

***
Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают... Когда работа идет точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

***
Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.
Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, — разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

***
Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность — как главный стимул modus vivendi.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это — основная черта его характера.

***
Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.