Духовный центр старообрядческой церкви рогожское. О нас

Рогожский поселок, или Рогожская слобода, — очень своеобразный и неожиданный район Москвы. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия. А вокруг раскинулся мегаполис: многоэтажки, промзона, эстакада Третьего транспортного кольца. Старообрядцы же селились здесь ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний. Постепенно здесь образовался и разросся целый старообрядческий поселок со своим особым бытом, где, по воспоминаниям современников, нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы.

Храмы Рогожской слободы

Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.

Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Поэтому по указанию императрицы Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль. Внутреннее убранство собора впечатляло: стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.

До сегодняшних дней в Покровском соборе практически в первозданном виде сохранились фрески и иконы, в том числе в иконостасе находится икона, приписываемая ученикам Андрея Рублева. Также в храме хранятся сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные за многие годы. Покровский собор освещается серебряными паникадилами екатерининских времен, не переоборудованными под электрическое освещение (!!!). Перед началом службы вручную (!) зажигаются свечи на паникадилах при помощи специальной деревянной лестницы на колесиках, треугольной формой похожей на детскую горку. И ещё в храме деревянные, некрашеные, чисто выскобленные полы (последний раз такое я видела лет 20-30 назад в сельской местности)! Всё это создаёт какую-то необычайную, сказочную, и в то же время по-домашнему уютную атмосферу.

Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова

Построен он в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова. В 1920-е годы храм был закрыт, купол и ротонда разобраны. В разное время здесь помещались столовая для рабочих, цеха фабрики, бомбоубежище и даже база игральных автоматов «Союзаттракциона». Понятно, что интерьеры не сохранились. Сейчас служба здесь ведется нечасто.

Ближе к Рогожскому кладбищу расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). На этом месте сначала в 1771 году была построена старообрядческая деревянная часовня, замененная потом храмом в стиле классицизма, позже, в 1864г, перестроенном в псевдорусском стиле. В эти же годы была построена трёхъярусная колокольня. В советское время храм не закрывался. В настоящее время храм старообрядческой общине не принадлежит, это приход единоверческий, Русской Православной Церкви Московской патриархии.

Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку, как яркую сказочную фантазию из детства. Вот с каждой стороны колокольни есть такое крыльцо…

… вот так причудливо оформлены окна…

… вот так затейливо украшены купола и так выглядит колокольня в целом

Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Величавая и изящная, невыразимо прекрасная и гармоничная, своей устремленностью к небесам похожая на космический корабль на старте, своим силуэтом навевающая образы древних русских храмов, колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества, может быть не столь растиражированным и явно недооцененным с туристической точки зрения

В 1856 году царское правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны. Вот в память распечатания алтарей местных храмов и был возведен в 1906–1913 годах храм-колокольня во имя Воскресения Христова (архитектор Ф. И. Горностаев). В 1949 году храм был переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в начале 2015 года – обратно в первоначальное посвящение Воскресению Христову. Изначально при постройке на колокольне были установлены колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В 1920-е года их сняли и отправили на переплавку, церковь закрыли. После восстановления в 1990 году на колокольню был поднят колокол весом 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Этот колокол, отлитый в 1910 году, с 1930-х годов хранился во МХАТе.

Высота колокольни около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, выше которой строить в Москве было запрещено на протяжении веков. Но, как нам рассказывал экскурсовод, среди старообрядцев бытует упорное мнение, что колокольня Рогожского поселка лишь на один кирпич ниже Ивана Великого, либо вовсе ниже кремлевской колокольни только по документам, а фактически равна или выше. Помимо запредельно гармоничных пропорций колокольня запоминается изящной резьбой.

Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.

В советский период большая часть территории Рогожского поселка использовалась под строительство зданий завода автоматических линий и специальных станков. По данным, почерпнутым из Интернета, в 1995 году Московское правительство утвердило план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожской слободы, а в 2011 году этот план отменило. Лично сама могу засвидетельствовать, что и до 2011 года здесь велись реставрационные работы, и недавно, буквально в 2014-15 годах, произошли заметные изменения. Вот сравните эти две фотографии. Обратите внимание на купол колокольни

Это как раз иллюстрация преображения храма за последние годы: первое фото сделано в 2013 году, а второе — в 2016. Особо примечателен здесь следующий момент. В последнее время при строительстве культовых сооружений стали широко применять современные технологии и материалы. В частности, купола церквей часто покрывают сплавом титана, пример тому – Храм Христа Спасителя. Но старообрядческая община верна традициям предков – купола колокольни Рогожского поселка покрыли сусальным золотом. Так что проезжая по ТТК, между Нижегородской улицей и шоссе Энтузиастов, на внешней стороне обратите внимание на неповторимую по форме стройную красавицу-колокольню.

Старообрядческая ярмарка

По своему опыту скажу, что интереснее всего посетить Рогожскую слободу на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, когда здесь проводится старообрядческая ярмарка. Вы получите удвоенное впечатление: и от архитектурных красот, и от пребывания, не побоюсь этого сравнения, в иной реальности. Вот смотрите сами. В день ярмарки на территории поселка разворачивается рынок, на котором торгуют бородатые мужчины в косоворотках, а женщины и девочки ходят исключительно в сарафанах и платочках – обратите внимание на внешний вид людей на этом фото и на следующих фотографиях.

На ярмарке можно купить (или просто рассмотреть)) вот такую одежду…

… домотканные (!!) холсты…

…вручную расшитые полотенца…

… деревянные игрушки…

… разнообразную домашнюю утварь…

… и даже телегу!

В тенечке ждут своей участи привезенные на продажу живые гуси

На ярмарке также широко представлена продукция с Алтая: мед, травяные сборы и чаи, бальзамы и прочее.

Праздник этот отмечается ежегодно во второе воскресенье после Пасхи, т.е. где-то в мае. К тому же, опять-таки из моего опыта, фотографировать здесь выигрышнее всего именно в летний период.

Если вы не попали на ярмарку, то можно воспользоваться двумя круглогодичными лавочками, которые расположены недалеко, по дороге к поселку от Нижегородской улицы. Одна лавочка торгует разными видами продукции пчеловодства, травяными чаями и прочими продуктами. Другая — одеждой, обувью, литературой, изделиями народных промыслов и предметами быта типа того, что было представлено на ярмарке. Ниже я расскажу как их найти.

Как попасть в Рогожский поселок

Попасть в Рогожский поселок общественным транспортом несколько проблематично, потому что поблизости нет станций метро и надо пересаживаться на наземный транспорт. При посещении поселка с экскурсией несколько лет назад мы ехали от метро Марксистская на троллейбусе. Это, кстати, достаточно выгодный вариант, т.к.здесь можно воспользоваться несколькими автобусами и троллейбусами, но зато долго идти пешком. От метро Авиамоторная или Площадь Ильича наземного транспорта идет гораздо меньше. Выгодные перспективы открывает нам Центральное кольцо: от станции МЦК Нижегородская идет несколько автобусов и троллейбусов, и ехать гораздо ближе, буквально следующая остановка. И от Марксисткой, и от Нижегородской транспорт идет по Нижегородской улице и вы подойдете к поселку с юга. Вот так идти с остановки «Современный университет», если вы едете от метро Марксистская

Вот так идти от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица», если вы едете от станции МЦК Нижегородской

Ниже на схеме Рогожского поселка указаны Южные ворота (помечены цифрой 18). Они, как правило, закрыты, входные калитки расположены левее, поэтому к ним и проложен маршрут на картах вверху

Схема историко-архитектурного комплекса «Рогожский поселок»

Слева, по ул.Старообрядческой, на схеме цифрой 17 помечены Святые врата. Около них есть остановка автобусов, идущих со стороны шоссе Энтузиастов, т.е. от метро Авиамоторная или Площадь Ильича. Кстати, именно у этих ворот (внутри) разворачивается ярмарка.

Для автомобилей здесь есть немало парковок и, что приятно, многие бесплатные. Так, есть парковка вдоль улицы Старообрядческой (так называется на схеме), она же улица Рогожский поселок (на карте). Но во время ярмарки эти парковки, как правило, заняты. Есть большая парковка на углу Рогожского кладбища и Старообрядческой улицу, там, где на схеме стоит цифра 1. Кроме того, есть парковка с северной стороны Рогожского кладбища, по Петровскому проезду.

На ограде поселка возле ворот висят правила, в которых указано, что время посещения комплекса с 7.00 и до 22.00. То есть можно сделать вывод, что на ночь калитки запирают. Также на территории поселка запрещено курить, сквернословить, находиться с собаками и другими животными, ездить на велосипедах (кроме дошкольных). Детские коляски допускаются.

ВАЖНО! На дверях старообрядческих храмов Рогожского поселка висят вот такие объявления:

«Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:

Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.

Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин - без высоких каблуков.

Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий».

По своему опыту скажу следующее. Просто гулять по территории поселка можно без вышеописанных ограничений, т.е. женщины ходят в брюках, шапках и с непокрытыми головами, и я ни разу не слышала нареканий. Очень лояльно относятся к посторонним посетителям ярмарки, это вообще самое светское мероприятие общины. Единственно, все-таки надо исключить очень открытую и вызывающую одежду: голые плечи и животы, шорты, бермуды и т.п. как для женщин, так и для мужчин.

НО! Если вы планируете посетить храмы, то надо строго соблюдать все требования по внешнему виду и поведению. Я была свидетелем как не пустили в храм группу человек в 20 из-за того, что две женщины были в брюках, и, судя по реакции экскурсовода, это было предсказуемо и неизбежно. Храмы я бы рекомендовала посещать, когда там нет службы – больше вероятность что вас не попросят выйти. Надо понимать, что принадлежность к иной конфессии определят сразу: есть масса нюансов, которые постороннему трудно соблюсти, да и не нужно, я считаю. Если уж иные конфессии допускаются в храм, то надо пользоваться возможностью и проявлять уважение к людям, к которым мы пришли в гости и на чьи святыни хотим посмотреть.

В храме не следует креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи и т.п. Категорически запрещена съемка, камеру вообще лучше убрать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Лично я придерживаюсь тактики сдержанного любопытства. Обычно внутри сначала постою у входа, чтобы и у окружающих сформировать образ уважительного посетителя, и самой определить особенности места, куда попала (так, например, бывает, что мужчины и женщины молятся в разных половинах храма или идет активная часть обряда и лучше устраниться). Потом медленно, стараясь никому не мешать и не нарушать личного пространства, этапами передвигаюсь по храму. По моему опыту, самая лучшая и выгодная тактика поведения – это миролюбие и уважение.

Примерное расписание служб таково. Утренняя служба обычно начинается в 7:30, заканчивается в будние дни около 10:30, а в выходные – в районе 12 ч. Вечерние службы обычно начинаются в 15:30 и длятся в будни до 19ч, а в канун праздничных и воскресных дней до 20-21ч.

Как попасть в лавочки и трапезную Рогожского поселка

От какой бы остановки общественного транспорта со стороны Нижегородской улицы вы ни шли, вам обязательно придется пройти под двумя мостами эстакад. Как только вы свернете под них, на противоположной стороне прохода под мостами вы увидите вот такое здание

По вывеске на здании это Рогожский поселок, 35, по Яндекс-карте — Рогожский поселок, 29с9, а на картах вверху это здание подписано «Казачий улей». Если обходить это здание справа, то первая дверь будет в трапезную Рогожского поселка. Здесь красивая и вкусная выпечка, а также множество других блюд, которые я не пробовала. Если идти далее, будет ещё один продуктовый магазинчик, его обходим и за углом, во дворе, видим вот такую малюсенькую лавочку

Время работы примерно такое: в будние дни с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 17:00, по воскресеньям с 10:00 до 16:00.

Дальше во дворе за ней находится лавка народных промыслов, где и традиционная русская одежда, и казачье обмундирование, и всяческая утварь, и сувениры. Обратите внимание, что здесь торговля не ведется утром во время воскресных и особо чтимых служб, а также вечером в канун церковных праздников. А вообще-то время работы ежедневно с 10:00 до 18:00.

Если вы подошли или подъехали к поселку с другой стороны, то надо выйти за его пределы через калитки южной части поселка.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Мэр Москвы посетил Рогожскую слободу, объекты которой в 2006-2016 годах отреставрировали и восстановили за счет бюджета города.

1 июня посетил Рогожскую слободу и поздравил с юбилеем митрополита Московского и всея Руси Корнилия — предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви.

«Поздравляю вас с днем ангела, с юбилеем. Хотел поблагодарить за ту большую работу, которую вы вместе с городом проводите по восстановлению исторического наследия. В Рогожской слободе восстановлены храмы. И сегодня это действительно большой духовный центр. Но помимо этого, это, конечно, историческое место, которое, я уверен, знают и любят все москвичи. Спасибо вам за вашу работу», — отметил Мэр Москвы.

Митрополит Корнилий поблагодарил его в ответ: «Мы очень благодарны за те великие труды Вам, Вашим помощникам, по возрождению нашего духовного исторического центра — Рогожского». Вместе с Сергеем Собяниным он открыл в Рогожской слободе выставку об истории старообрядчества «Сила духа и верность традиции».

Историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода»

Рогожская слобода появилась на левом берегу Яузы в конце XVI века. Тогда в местности Рогожка селились ямщики, которые перевозили товары из Москвы в село Старый Рогожский Ям (позже — Рогожь, затем — город Богородск, а в советское время город переименовали в Ногинск).

Как архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась в 1860-1880-х годах. Его планировочная ось — три храма, расположенных на одной прямой. А бульвар, идущий от южных ворот к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей.

Каменную колокольню напротив Святых ворот на территории кладбища возвели в начале ХХ века. Тогда же появилась и лечебница имени С.И. Морозова.

В 1928-1929 годах Рогожскую слободу фактически ликвидировали: часть старообрядческих объектов снесли, землю застроили зданиями Московского завода автоматических линий и специальных станков.

В 1995 году ансамбль «Рогожская слобода» передали в безвозмездное и бессрочное пользование митрополии Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви. Такое решение приняли в Правительстве Москвы.

В 2005 году вернули историческое название Старообрядческой улице. С 1965 года она называлась улицей Войтовича. Это продолжение улицы Рогожский Поселок.

Сейчас территория Рогожской слободы (улица Рогожский Поселок, дом 29) — памятник истории и культуры. Ее площадь — почти девять гектаров.

В 2006-2016 годах за счет бюджета Москвы отреставрировали и восстановили:

— Покровский собор, 1790-1792 годы, архитектор — Матвей Казаков;

— церковь Рождества на Рогожском кладбище, 1804 год;

— колокольню Рогожской старообрядческой общины, начало XX века, архитектор — Федор Горностаев;

— Никольскую единоверческую церковь, 1863 год;

— дом причта (Новая богадельная), вторая половина XIX века.

Также провели комплекс работ по благоустройству территории Рогожской слободы, построили новые инженерные коммуникации и дорожную сеть.

Выставка «Сила духа и верность традиции»

С 1 июня по 1 июля на территории Рогожской слободы проходит выставка, посвященная истории старообрядчества. Посетители увидят более 200 уникальных экспонатов как религиозного характера (церковные облачения, утварь и книги), так и памятники — предметы быта купцов-старообрядцев. Многие из них представят впервые.

Основой выставки станут подлинные памятники XVI-XX веков. Они хранятся в митрополии Русской православной старообрядческой церкви и Покровском соборе. Это, например, экземпляр старопечатного напрестольного Евангелия издания 1633 года, дополнительно украшенный старообрядческими мастерами в 1830 году. Его изготовили по заказу московского купца 1-й гильдии Ивана Царского.

Организатор выставки — Московская митрополия Русской православной старообрядческой церкви. Общая площадь экспозиции составит 800 квадратных метров. Ожидается, что ее будут посещать 500 человек в день, это около 15 тысяч гостей за все время работы.

О Русской православной старообрядческой церкви

Русская православная старообрядческая церковь зародилась в 1846 году — после соединения русских старообрядцев с иерархией Боснийского митрополита Амвросия. В нее входили беглые священники русской и греческой церквей. Акт соединения подписали в селе Белая Криница (сейчас это Черновицкая область Украины).

Сегодня Церковь имеет 150 зарегистрированных приходов в России, 60 на Украине, 20 в Молдове, а также в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Германии и Австралии.

Общее число старообрядцев в России — около двух миллионов человек (Русской православной старообрядческой церкви и других согласий). Среди старообрядцев было много выдающихся предпринимателей и одновременно меценатов (Савва Морозов, Козьма Солдатенков, Сидор Шибаев и другие), героев Отечественной войны 1812 года (например, атаман Матвей Платов), Первой мировой войны (казак Козьма Крючков), Великой Отечественной войны.

В составе Русской православной старообрядческой церкви 11 епархий, которые возглавляют епископы. Предстоятель Церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Титов).

Рогожская слобода — это духовно-административный центр Русской православной старообрядческой церкви и резиденция митрополита. Именно там находятся главные храмы старообрядчества, в том числе Покровский кафедральный собор — место постоянного служения митрополита.

В прошлом во владении общины находился большой некрополь (в настоящее время — Рогожское кладбище). Его основали во время эпидемии чумы в 1771 году.

В 1853 году появилась Московская архиепископия. В 1988 году ее преобразовали в самостоятельную митрополию под управлением митрополита Московского и всея Руси.

История Рогожского кладбища от его основания и до наших дней

Рогожское кладбище (другие названия: Рогожский поселок , Рогожская станица , Рогожская слобода ) - главный духовный центр старообрядцев белокриницкого согласия.

Основание Рогожского кладбища

Место, на котором расположено современное Рогожское кладбище, издревле почиталось священным. Здесь, рядом с деревней Новоандроновкой, были казнены и захоронены первые московские мученики, пострадавшие за древнюю православную веру в ХVII веке. Во время чумы 1771 года в благодарность за помощь, оказанную во время ликвидации морового поветрия, Екатерина II даровала эту местность под организацию древлеправославного духовного центра и кладбища. В конце XVIII - начале XIX веков территория Рогожского поселка занимала площадь более чем в 22 десятины. За древней, почерневшей от времени оградой размещался целый городок. Его население постепенно возрастало: в 1823 году по официальным цифрам составляло 990 человек, в 1845 году - 1588. Впрочем, эти цифры трудно назвать точными, поскольку они составлены по числу так называемых «лицевых», по-современному - прописанных жителей. На самом деле на Рогожском проживало как минимум в 5, а то и в 10 раз больше. Среди них были лица духовного звания, приезжавшие служить в церквях духовного центра, насельники рогожских монастырей, жители окрестных городов, посещавшие кладбище для совершения треб, паломники, друзья и родственники постоянных кладбищенских жителей, гостившие у них по целым годам.

Во время учреждения Рогожского кладбища в 1771 году была построена небольшая деревянная часовня. Через пять лет она была заменена обширною каменною во имя Николы Чудотворца. В 1790 году рядом с нею была построена огромная холодная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, едва ли не самая обширная из всех московских церквей. В начале ХIХ века было построено самое новое храмовое сооружение кладбища - обширная зимняя каменная часовня во имя Рождества Христова . В этой часовне собирались Большие церковные Соборы. На них съезжалось духовенство древлеправославной Церкви, представители монастырей, делегаты от иногородных общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей, часовни были украшены не хуже, чем кафедральные соборы древней Руси. Собранные поколениями иконы были превосходного письма - рублевского, строгановского. Поскольку часовни не были освящены, то и литургий в них не совершалось.

Подробнее об истории непосредственно самого кладбища и нынешнем его состоянии читайте в статье « » на нашем сайте.

Богослужебный уклад на Рогожском

Богослужение ограничивалось вечернями, утренями, всенощными Бдениями и часами. Примечательно, что богослужебный круг тогда совершался в строгом соответствии с уставом: вечерня - вечером, а утреня - утром. Кроме того в часовнях совершались венчания свадеб, исповедь, причащение, крещение младенцев и взрослых. Упокоившихся отпевали преимущественно в Никольской часовне. Свадеб венчалось много, особенно в мясоед перед масленицей. Венчаться приезжали на Рогожское кладбище не только жившие в Москве старообрядцы, но и жители уездов Московской губернии. Во множестве приезжали и из других губерний, иногда самых отдаленных. Исповедь проходила как в часовнях, так и в других помещениях поселка.

Причащали запасными дарами в часовне после часов. Для этого четверо священников с потирами в руках выходили из алтаря в ризах и становились по двое у правого и левого клиросов, двое на самих клиросах и двое позади их, в северных и южных дверях алтаря. Чтобы судить о числе привозимых для крещения детей из Московской и соседних с нею губерний, достаточно сказать, что в Рождественской часовне находилось 46 купелей. Иногда приходилось крестить и взрослых - вовсе не крещенных или не получивших достойного крещения в новообрядной Церкви.

Крестные ходы на Рогожском кладбище проходили несколько раз в год: шестого января, в день , первого августа для освящения воды, а также в заутрени Великой субботы и и в некоторые другие праздники. Весь путь был устилаем зеленым сукном и коврами. Для освящения воды невдалеке от часовен существовал специально выкопанный пруд (60 сажен длины, 15 ширины) с обделанным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом.

Поскольку рогожские часовни не были освящены, то литургии служились в походных полотняных церквах. До Отечественной войны 1812 года литургии совершались редко и в большинстве случаев сокровенно, дабы не привлекать лишнего внимания властей. Во время тайных Евхаристий освящалось большое количество запасных Святых Даров, которыми затем причащались в течение целого года.

Относительно свободное совершение таинства Евхаристии стало возможным благодаря ходатайству известного старообрядца, героя войны 1812 года - атамана Платова. Московский градоначальник дал Матвею Платову словесное разрешение на это. Впоследствии принадлежащая Платову походная церковь, освященная во имя Пресвятой Троицы, была подарена московским старообрядцам. Кроме платовской и иргизской полотняных церквей, на Рогожском кладбище были и другие, находившиеся в женских обителях.

Свою полотняную церковь, освященную во имя Симеона Столпника, имел священноинок старец Иларий. Пострадавший за веру, известный своими духовными подвигами, он обладал огромным авторитетом среди старообрядчества. За годы своей жизни Иларий стал духовным отцом многих тысяч христиан, число же постриженных им иноков и инокинь составило более 1000 человек. По своей кончине Иларий почитался как преподобный. Епископ Геннадий впоследствии писал о старце: «У всех благоговение о нем и его чистоте телесной на устах носится. Господь прославил его нетлением ».

Рогожские монастыри

В первой половине XIX века на территории духовного центра древлеправославия находилось целых пять женских монастырей. Среди них была обитель матери Пульхерии с 6 монахинями и 40 послушницами, обитель Александры с 28 монахинями и послушницами, Деворы с 38 послушницами, Маргариты с 4 монахинями и 38 послушницами и Мелании с 10 послушницами. Все эти обители были разорены в 1854 году.

Сооружения рогожских монастырей были построены по образцу керженских скитов. Большого размера дом делился на множество помещений с целым лабиринтом внутренних переходов, боковушек, светелок, чуланов, подклетов и подпольев с несколькими выходами наружу. Здесь находилось место для спален, трапезной, моленных. В потайных помещениях стояли походные церкви с переносными иконостасами и престолами.

Наибольшей известностью из настоятельниц рогожских обителей пользовалась матушка Пульхерия. В обители Пульхерии была полотняная церковь. В годы николаевских репрессий и в ней тайно, по ночам служили литургию, а в 50-е годы рукополагали в священный сан. Отсюда предстоятель Церкви святитель Антоний посылал священнослужителей во все приходы древлеправославной Церкви.

Неподалеку от Пульхерьиной обители находилась другая женская обитель, настоятельницей которой была мать Александра. Обитель эта помещалась в доме, нарочно для того построенном попечителем Рогожского кладбища Степаном Тихоновичем Миловым. Этот известный мирянин сделал немало для учреждения архиерейской кафедры. После учреждения митрополии в Белой Кринице мать Александра туда перенесла свою обитель. В июле 1852 года она была избрана игуменьей Успенского Белокриницкого женского монастыря. С Александрой переселились в Белую Криницу бывшие при ней на Рогожском инокини: Варсонофия, Порфирия и Алевтина Великодворская. Последняя была родной матерью знаменитого инока Павла Белокриницкого, который вместе с иноком Алимпием (Зверевым-Милорадовым) смог убедить босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к древлеправославной Церкви.

Гонения императора Николая I

Практически сразу после вступления Николая I на престол правительство начало принимать самые энергичные меры по уничтожению древлеправославия. Началась эпоха так называемых «николаевских гонений», которая по сути продолжалась до 1855 года. Настойчивость и беспощадность Николая I в глазах старообрядческой России поставили его в один ряд с такими гонителями христиан, как императоры-язычники Нерон и Диоклетиан и императоры-иконоборцы Лев Исаврианин и Константин Копроним.

Николаевская эпоха борьбы с древлеправославием началась с правительственного постановления 1826 года. Согласно ему со всех староверческих молитвенных зданий были сняты кресты. Была запрещена постройка новых и ремонт старых зданий.

10 мая 1827 года последовало новое узаконение: решительно воспретить переезд старообрядческих священников из одного уезда в другой. В случае переезда местным властям предписывалось ловить священников и «поступать с ними, как с бродягами».

8 ноября 1827 года было воспрещено принимать новых священников на Рогожское кладбище. В том же году переход в старообрядчество стал рассматриваться как уголовное преступление. В 1832 году были окончательно отменены «Секретные правила» 1822 года, дозволявшие в определенных случаях оставлять в покое священнослужителей, перешедших в древлеправославие.

Страшный удар по русскому иночеству был нанесен в 1837 году. В январе правительство постановило закрыть все староверческие монастыри, расположенные в районе реки Иргиз. Войсками были полностью опустошены Средне-Никольский, Верхне-Спасопреображенский, Средне-Успенский, Покровский монастыри и окрестные скиты. Еще раньше был насильственно обращен в единоверие Нижне-Воскресенский монастырь. Из обителей было изгнано более 3000 иноков и инокинь. Многие из них были приговорены к каторжным работам и ссылке на поселение.

Под особым вниманием синодальных и государственных властей находился один из главных духовных центров староверия - Рогожское кладбище. На его территории постоянно находился особый государственный чиновник - смотритель. Он регулярно отчитывался перед правительством о принимаемых мерах. Один из смотрителей так писал о своей деятельности: «Приняты были мною самыя строгия меры, вследствии коих не только я сам, но и через агентов своих, должен был следить за всяким шагом раскольников» . Особым доверием чиновника-смотрителя пользовались разного рода доносы. Так, купец Яков Игнатьев довел до сведения начальства, что литургии, служимые в полотняной церкви-часовне, подаренной Рогожскому казаком Платовым, отправляются весьма торжественно и проходят при огромном стечении народа. Этим де службы и соблазняют православных. По этому доносу был сделан осмотр всех заведений кладбища, и в алтаре Рождественской часовни была обнаружена полотняная церковь. Она была тут же отобрана. После этого попечители были обязаны подпиской впредь не дозволять на их Рогожском кладбище служения литургий.

С этого момента Евхаристию приходилось совершать тайно, под постоянной угрозой обыска и расправы. По этой причине христиане стали причащаться редко и в большинстве случаев запасными дарами.

Серьезные утеснительные меры против Рогожского кладбища начались еще в 1827 году. Тогда духовный центр древнерусского православия лишился возможности принимать новых священников. В храмах кладбища оставалось служить пять «дозволенных» священников и два дьякона. Одним из последних «дозволенных» священников Рогожского был легендарный настоятель Покровского собора о. Иоанн Ястребов. Во время оккупации Москвы французами в 1812 году он смог сохранить церковные святыни. В 1832 году он выступил одним из организаторов Собора, благословившего восстановление трехчинной церковной иерархии, а также первым признал архипастырскую власть митрополита Амвросия Белокриницкого. Также благодаря ему Рогожское смогло в середине XIX века выстоять перед нажимом церковных и светских властей, принуждавших его прихожан перейти в единоверие и новообрядчество.

Отнятие храмов

В 1848 году митрополит синодальной церкви Филарет (Дроздов) предложил программу «репрессалий», которые должны были послужить переходу Рогожского кладбища в так называемую православную унию или единоверие. Филарет надеялся, что как только в Москве скончаются последние «дозволенные» древлеправославные священники, тогда христиане поневоле будут вынуждены обратиться к господствующей Церкви.

При активном участии министра внутренних дел Бибикова правительство утвердило новый закон о купеческих гильдиях. Согласно этому нормативному акту купеческий статус могли получить лишь члены господствующей Церкви. Купцы-староверы теряли все купеческие права, превращались в бесправных людей, им запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью. Выход был один - присоединение к синодальной Церкви. Многие христиане выбрали потерю имущества, но сохранение православной веры. Однако среди 40 000 прихожан Рогожского кладбища нашлось несколько малодушных. После упокоения о. Иоанна Ястребова к синодальным властям обратился купец Владимир Сапелкин и еще несколько человек. 17 сентября 1854 года они подали митрополиту Филарету прошение с просьбой присоединить их к господствующей Церкви и передать один из храмов Рогожского кладбища единоверцам.

Через неделю в руках полутора десятка единоверцев оказался , который был сразу же «освящен». Рогожский богодельный дом был передан в ведение правительства. Из 36 домов, построенных благотворителями, двенадцать лучших и более поместительных домов обращены были на помещение единоверческого духовенства и должностных лиц. Полиция изъяла сотни священных облачений и икон. Во время обыска библиотеки было найдено 517 ценных книг.

Наиболее ценные облачения, книги и церковные ценности были разобраны единоверцами. Большая часть древних икон была передана в новообрядческие храмы. Священнические облачения, согласно личной инструкции митрополита Филарета, как «бывшие в святотатственном употреблении… предавались огню» .

Запечатание алтарей

С восшествием на престол нового императора, Александра Второго, российское общество связывало большие надежды. 15 января 1856 года распоряжением министра внутренних дел Ланского, направленного на имя московского губернатора - графа Закревского, после двухлетнего перерыва было вновь дозволено совершать богослужения в храмах Рогожского кладбища. Радости древлеправославных христиан не было предела. 21 января 1856 в теплой часовне Рогожского кладбища была отслужена вечерня, а на следующий день утреня и часы. На богослужении присутствовало около 6 000 человек. Многие присутствующие плакали.

Однако не всех порадовало возобновление публичной христианской молитвы в стенах духовного центра старообрядчества. Один из отступников, единоверческий иеромонах Парфений (Гуслицкий), написал донос. Его поддержал митрополит Московский Филарет, который в своем послании на имя государя указал на многочисленные «преступления» рогожских старообрядцев.

Во-первых, митрополит был крайне возмущен «необыкновенно большим собранием» молящихся. Во-вторых, он сообщал о неслыханной дерзости раскольников - «против царских врат была поставлена курительница с ладаном». В третьих, он разоблачал то, что в служении «начальствовал конторщик Иван Кручинин» . В-четвертых, Филарет доносил, что соглядатаи Рогожского видели во время службы некоего человека, одетого и остриженного по-мещански. «Но могло быть, - делает ужасное предположение московский “святитель”, - что он под верхнею одеждою скрывал епитрахиль» . Перечисленные деяния Филарет полагает «особо вредными», «имеющими уже неблагоприятное действие и могущими иметь вредные последствия».

12 марта, 5 апреля и 16 мая были созваны заседания секретного противораскольничьего комитета. Представители господствующей Церкви митрополит Никанор, архиепископ Григорий, протопресвитер Бажанов и исполняющий обязанности обер-прокурора Синода требовали закрытия духовного центра древлеправославия с последующей передачей его храмов в собственность св. Синода. Другие члены секретного комитета - граф Блудов, граф Киселев, министр Ланской и граф Панин - полагали, что достаточно временно «воспретить раскольникам торжественные сборища для богомолений» до выяснения обстоятельств дела.

В результате острой дискуссии обе стороны согласились на компромисс. Члены комитета постановили:

Рогожские часовни, хотя и следовало бы закрыть, но единственно из снисхождения к призреваемым в богаделенном доме раскольникам запечатать в них одни лишь алтари .

Что же касается молитвы Богу, то она запрещалась во всех ее церковно-общественных проявлениях. Единственной поблажкой христианам было разрешение «молиться про себя, без чтения и пения » .

Не имея личного нерасположения к старообрядцам, но наивно доверившись мнению иерархов господствующей церкви, Александр Второй, рассмотрев 12 июня протоколы заседания секретного комитета, утвердил его решение. 7 июля 1856 года на территорию Рогожского кладбища в сопровождении жандармов явились чиновники, которые закрыли на замки и опечатали алтари храмов.

Вместе с тем в этот период происходят и отрадные события. В 1855 году в Москве восстанавливается старообрядческая первосвятительская кафедра. Ее возглавляет архиепископ (Шутов), который совершает тайные богослужения в храмах города, не исключая и домашние моленные Рогожского. Таким образом, несмотря на все жестокие гонения в середине XIX века, Рогожское кладбище становится духовным центром Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии.

Распечатание алтарей Рогожского кладбища

7 ноября 1903 года старообрядческие уполномоченные подали императору Николаю II прошение о распечатании алтарей Рогожского кладбища. Обеспокоенный ненормальным положением своих подданных, царь наконец созвал Особое совещание, посвященное проблемам старообрядчества. На нем он впервые узнал всю правду о миллионах незаслуженно гонимых граждан России.

Царь поручил министру внутренних дел П. Д. Святополку-Мирскому подготовить для него отдельный доклад и сообщить его в приватной беседе. После этого Царь благословил дарование свободы всем древлеправославным христианам. Царь утвердил Особый журнал Особого совещания, в котором среди прочего отметил, что враждебное отношение староверов к господствующей Церкви «осложнялось постоянным обращением Церкви к светской власти за помощью» .

К началу марта 1905 года Комитет министров подготовил проект Указа о веротерпимости и передал его на утверждение монарху. Практически одновременно с завершением работ по подготовке нового закона 30 марта 1905 года на имя императора поступило ходатайство, подготовленное князем Дмитрием Дмитриевичем Оболенским и поддержанное Великими князьями Николаем Николаевичем и Александром Михайловичем. В нем говорилось о старообрядцах Рогожского:

Пожелания их скромны, дозвольте им молиться за Вас в алтарях своих Церквей… Наступает Великий Праздник Воскресения Христова. Повелите Государь к этому дню открыть хотя бы в Москве Алтари старообрядческих храмов. (Старообрядцы. Ежемесячный журнал. 1908. С. 569).

16 апреля, за день до официального оглашения Указа, Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви:

Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу. (Старообрядческий вестник. 1905. № 5. Май С. 253).

С амвона Покровского храма был прочитан Царский Указ об открытии обоих алтарей. Князь Голицын собственноручно снял печати с царских врат и южной алтарной двери. Радостная весть быстро разнеслась по Москве. Уже через несколько часов в храмах Рогожского собралось более 10 000 человек. Состоявшийся 22 августа 1905 года Освященный Собор постановил отмечать день распечатания алтарей Рогожского кладбища, ежегодно проводя во всех старообрядческих храмах 17 апреля Литургию и молебен во здравие Его величества. После февральской революции и свержения монархии этот обычай был забыт, а в конце XX века появилась новая традиция - отмечать распечатание алтарей в неделю св. Жен Мироносиц.

Рогожское после октябрьской революции

Уже в 1918 г. большевиками был закрыт старообрядческий учительский институт, действовавший на Рогожском с 1911 года, другие духовные и благотворительные учреждения на Рогожском. В 1921 году эта же судьба постигла . В 1924 г. хранящееся в нем богатейшее собрание рукописей, старопечатных книг и архив Рогожской общины были перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне РГБ), а сам храм, воздвигнутый в ознаменование свободы вероисповедания, был превращен в склад.

В 1929 году президиум Моссовета постановил закрыть кафедральный собор Московской Архиепископии - на Рогожском кладбище и открыть в нем объединенный клуб для близлежащих заводов. К счастью, этот проект не был осуществлен благодаря активной позиции ряда советских культурных и музейных учреждений, а также настоятельным просьбам рогожских прихожан во главе с архиепископом (Картушиным). Вместо этого в 1929 г. власти отобрали у верующих на Рогожском, и на Пасху 1930 года в нем открылись столовая и буфет с продажей ликеро-водочных изделий. В пользу государства были отсуждены и все остальные здания старообрядческого духовного центра.

До середины сороковых годов последний храм на Рогожском, Покровский собор, находился под угрозой закрытия, архиерейских богослужений в нем почти не совершалось. Лишь в 1941-1943 годах после ослабления гонений на религию на московскую архиерейскую кафедру был возведен архиепископ (Парфенов), помощником которого стал вернувшийся из заключения епископ (Лакомкин). На тот момент все здания Рогожского, кроме Покровского собора, были экспроприированы государством, и архиепископ Иринарх вместе с помощниками ютился в дворницкой, принадлежавшей Никольскому храму Московской Патриархии.

К началу 80-х годов духовная жизнь на Рогожском слабеет, архиепископ (Латышев) под давлением властей оставляет свою Московскую резиденцию и уезжает на постоянное место проживания в Молдавскую ССР. В годы перестройки у властей созрел план передачи зданий, некогда принадлежащих старообрядческому центру, Московской Патриархии. Однако к чести главы издательского Отдела Московской Патриархии митрополита Питирима (Нечаева), которому предлагались эти здания, он отказался поддержать подобный «проект».

Рогожское после перестройки и распада СССР

В 1988 году на юбилейном Освященном Соборе, посвященном 1000-летию Крещения Руси, архиепископ (Гусев) был избран митрополитом Московским и всея Руси. На этом же Соборе древлеправославная Церковь Христова (христиан, приемлющих белокриницкую иерархию) приняла официальное наименование: .

Постоянной резиденцией митрополита стала «гробовая часовня» на Рогожском, которая к этому моменту была возвращена старообрядческой Церкви.

В 90-е годы началось поэтапное возвращение исторических зданий старообрядческой Церкви. В 2005 году стараниями предстоятеля Церкви Митрополита (Четвергова) была одобрена программа реконструкции Рогожского историко-архитектурного ансамбля. Мэр столицы Ю.М. Лужков подписал постановление московского правительства № 1213 о проведении всех необходимых реставрационных работ, которые были завершены к 2015 году. Однако несколько зданий Рогожского поселка, переданные Церкви сравнительно недавно, пока не отреставрированы и находятся в аварийном состоянии. Сегодня официальная резиденция Московской митрополии находится в бывшем здания дома причта, ныне именуемого как Новые Палаты.

Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1895. С. 389.
Фирсов С. Русская церковь накануне перемен. 2002. Москва. С. 277.

«Почему я все ночи здесь полностью?!» (Из песни)

Если спросить первого встречного москвича, какое самое высокое церковное здание в Москве, ответит почти каждый. Если спросить, какое второе по высоте, ответят многие, и назовут колокольню Ивана Великого. Хорошо. А вот какое третье?

Что там, за Рогожской заставою? Это понятно, что тишина, а ещё? Много раз, проезжая по 3-му кольцу между Рязанским проспектом и шоссе Энтузиастов мы гадали, что же за золотые купола блестят справа? Я хорошо знаю все монастыри Москвы, а этот не знаю, а ведь, судя по числу куполов, это не просто отдельная церковь...
Не страшны нам ничуть расстояния, и задав это место на навигаторе, мы тронулись в путь. И приехали в Духовный центр Православной старообрядческой церкви, крупнейший в России.

Над всем возвышается громада Храма-колокольни Успения Божией Матери. Именно её видят автомобилисты, проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов. Колокольня возведена в 1907-1910 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Горностаевым. В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм.

Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц. В 1990 году на колокольню был поднят колокол, вес которого составляет 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Это поистине грандиозное сооружение.

Поскольку на фотографии большой карты, установленной при входе, ничего разобрать толком нельзя, я вырезал из неё кусок в середине.

Духовным центром слободы когда-то было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом — крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года. По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов).

По Рогожской Заставе кладбище получило название Рогожского. Прежде всего на нём были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы, а также были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Первоначально кладбище представляло собой несколько рядов могил рядом с большим курганом, куда хоронили чумных. Эта могила и дала начало Рогожскому старообрядческому кладбищу.

Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего. Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом и даже приют для душевнобольных женщин. Ниже мы видим дом причта.

Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок. Посёлок разросся и стал центром старообрядчества России. В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала площадь более чем в 22 десятины (24,5 га). Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами, обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало, составив к 1845 году 1588 человек.

Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством, вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и фабрикантов. Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.

В западной части кладбища, почти у самой его стены вдоль Старообрядческой улицы, была вырыта огромная яма. В начале войны 1945 года на кладбище часто приезжали машины с забелёнными окнами, в которых находились трупы. Трупы сбрасывали в эту яму, присыпав их лишь слоем песка. В следующий приезд труповозок трупы сбрасывали в яму и вновь поверх присыпали песком до следующего привоза. В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей. В настоящее время лужайка на месте этого страшного общего захоронения заполнена новыми одиночными могилами.

В 2005 году мэром Москвы Ю. М. Лужковым было подписано постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы. Приведено в порядок и кладбище, на которое можно попасть прямо через арку Никольской церкви. На Рогожском кладбище похоронен известный предприниматель и меценат Савва Морозов. Хотя Максим Горький рассказывал легенду: «Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму».

Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Ниже мы видим Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.

Собор сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II.

После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.

При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий.

После революции, к середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов.

Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей.

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.

В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана. Храм был превращён в столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви. Вместе с установленным крестом высота храма составляет 47 метров.

Ниже мы видим настоящее чудо, сказочный теремок - Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николая. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины поповского согласия.

Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками Русской Православной Церкви и подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви. На строительство было дано благословение московского митрополита Филарета (Дроздова). Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.

Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой.

После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной Церкви.

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. Купание и стирка в этом пруду были запрещены.

На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год. В XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту «Иордань», собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции.

После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к уничтожению. В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него стали привозить и сбрасывать кучи мусора. Так, на месте пруда образовалась свалка.

После это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное запустение. Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж. К лету 2009 года городские власти приступили к восстановлению пруда. Ниже мы видим новую беседку-«Иордань».

Расскажи-подскажи, утро раннее, что это за крохотное сооружение за мостом? Это водосвятная часовня. Очень низкая дверь мне сразу напомнила фразу «Блаженны нищие духом».

Напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове. На оборотной стороне креста надпись: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам». Надпись на камне рядом с крестом: «Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня»

Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его казаков-старообряцев. Атаман Платов подарил Рогожскому кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая была при нём почти во всех воинских походах, после чего градоначальник разрешил служения в этой церкви. Таким образом, благодаря М. И. Платову старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.

Тот, кто любит, в пути не заблудится, так и я - ну куда не пойду, попадаю в столовую, или, в данном случае, в трапезную. Я в любом монастыре, чтобы лучше его понять, я стараюсь заглянуть в трапезную, если она открыта и доступна. От этой мы пришли в полный восторг - вкусно, дёшево, и чего там только нет. На 200 руб. на двоих можно вкусно и сытно пообедать.

Чтобы в неё попасть, нужно выйти за территорию монастыря через Южные ворота (сторона, противоположная кладбищу) и пройти к "бывшим баням". Кроме трапезной здесь находится ещё куча маленьких магазинчиков со всякими интересными товарами.

В одном из них мы приобрели разливного кваса, лимонада, сидра и медовухи. Всё это очень натуральное. Одно скажу, те, кто за рулём, этот квас лучше пить не сразу, а дома, а крышку открывать очень осторожно, иначе может рвануть.

Ну а вот сама трапезная. Сюда ходит обедать вся округа, не только работники центра, например, мы видели жующую группу милиционеров и строительных рабочих. На раздаче даже небольшая очередь. Меня приятно удивило обилие мясных блюд, и я смог взять свой любимый бефстроганов. Интересно, тут так всегда или мы попали на скоромный день? Или в православных монастырях мы постоянно попадали на постные дни? Сейчас уже и не вспомнить.

Поскольку сам я мало сведущ в истории и культуре Старообрядчества, большую часть информации я взял из Сети. Но я буду её изучать. А покамест, в случае неправильностей и неточностей всегда готов исправить текст.

Fais se que dois adviegne que peut.

Рогожская старообрядческая слобода с конца XVIII века была центром для старообрядческих общин, располагавшихся но пути хлебного экспорта в крупные торговые города Поволжья. На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили огромные капиталы. От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб не только в России, но и в Англии.

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом - крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года. До сих пор точно неизвестно, какими путями в конце 1770 года чума пробралась в Москву. О ее приближении к столице знали. Екатерина II слала московскому генерал-губернатору графу П.С.Салтыкову предписания о необходимости принятия предупредительных мер. Меры были предприняты, но оказались недостаточными. В первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам-поповцам, приемлющим священство. Вместо двух закрытых кладбищ у Серпуховской и Тверской застав поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы. Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло знаменитое Рогожское кладбище - всероссийский центр старообрядчества. К возвращению Г. Орлова в Санкт-Петербург императрица приказала соорудить триумфальную арку. На южной стороне которой было начертано: "Орловым от беды избавлена Москва". Надпись на северной стороне гласила:
"Когда в 1771 годе на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов, по его просьбе получив повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями Медальерами Г.Х.Вехтером и П.П.Уткиным была выбита по сему случаю медаль."


В Москве на месте первого чумного захоронения (11 сентября 1771 г. Матвей Сумин) был установлен памятник – стела. На южной стороне памятника в стихотворной форме описывается трагедия чумной эпидемии:

В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от ней пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страх.
Хотя не всегда в людях тоя действия бывает,
Но равно всех определенных лютостью своею убивает.
На северной стороне - описание симптомов и течения этой страшной болезни:
Болящие чувствуют начало поражения -
Великия во всех членах расслабления,
Руки и ноги у всех так дрожали,
Что, подобно пьяным шатаясь, они упадали.
Потом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренние их воспаления с жаром возмущали...
Все таковые действия сил лишали,
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли.
К настоящему времени обелиск не сохранился, и его судьба неизвестна, но место его нахождения нетрудно найти на 1-м участке.

Храм Святителя Николы Мирликийского Чудотворца на Рогожском кладбище (Никольская церковь, церковь Николы Чудотворца)

В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николы. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Белокриницкой общины поповского согласия. Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками официальной церкви, которой подчинялись в иерархическом отношении. Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы. Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой, а в 1993 году храм был целиком передан РПЦ МП.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища летнего Покровского храма.

Покровский собор старообрядческой Рогожской общины (Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы)

Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор - главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.

Сооружение началось в 1790-1792 годах по проекту выдающегося русского зодчего Матвея Фёдоровича Казакова в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, после чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока, что, видимо, вызвало отказ М.Ф. Казакова от дальнейшего проектирования. Завершал проектирование его помощник И.И. Марченков. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, на-пример, икону с изображением Спаса Вседержителя (Спас Оглавный) конца ХIII - начала XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».

При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался особым преследованиям, и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а перестроенный к этому времени храм Святителя Николы Мирликийского Чудотворца в единоверческий.



Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе, в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища, богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).

Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.

Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.