Презентация по логопедии на тему "мнестическая дислексия". Презентация "дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов" Речевая симптоматика дислексии


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей. Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии. Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа. Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения. Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей: 1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта). Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию. Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами. Современная наука уже развеяла многие популярные мифы о дислексиках.Миф 1. "Все дело в каверзных буковках". Долго считалось, что все дело в каверзных буковках, которые не каждому даются. Якобы дислексики пишут их задом наперед. Неправда. Практически все дети рисуют зеркальные копии букв, хотя у страдающих дислексией это встречается чаще. Также считалось, что среди таких детей больше мальчиков, чем девочек. Снова неверно. Просто мальчиков чаще замечают, поскольку они более склонны выражать свои обиды и огорчения непослушанием. Миф 2. "Ребенок может дислексию перерасти". Это наиболее страшное заблуждение, которое до поры до времени окружало дислексию, Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом. Миф 3. "Дислексик - значит умственно неполноценный". На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык "умственно неполноценных", однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади. Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино. Однако у медали существуют две стороны. Из-за своей необычности такие люди часто страдают комплексом неполноценности и, как правило, подвержены вспышкам дурного настроения и депрессивным состояниям, порой доходящим до попыток суицида. Их реже берут на работу, поэтому у них больше шансов нарушить закон и оказаться в тюрьме. Миф 4. "Зеркальное" письмо, характерное для левшей (например, такие буквы как З, С, Р, Ч пишутся зеркально) - признак неострой формы дислексии". На самом деле, практически все дети на начальном этапе обучения рисуют зеркальные копии букв. Данное нарушение можно считать симптомом дислексии, только если оно имеет стойкий и продолжительный характер. Миф 5. "Дислексия у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек". Единого мнения на этот счет нет. Некоторые медики склонны объяснять предрасположенность мальчиков к нарушениям работы головного мозга изначальной генетической "уязвимостью" мужского набора хромосом. По статистике, девочек с диагнозом дислексия не меньше, чем мальчиков.


Приложенные файлы

Дислексия

Термин применяется по отношению к детям, неспособным приобрести нормальные навыки чтения, а также в части случаев испытывающих значительные трудности в овладении письмом. Нарушение, выражающееся в трудностях при обучении чтению, даже несмотря на правильное объяснение, адекватный интеллектуальный уровень и отсутствие социально-культурных, средовых препятствий, оно зависит от базовых когнитивных нарушений, имеющих зачастую генетические причины. Генетические факторы – нарушения чтения у нескольких членов семьи; отсутствие культуры чтения в семье; большой состав семьи (отсутствие многообразия форм общения); Низкая способность к концентрации внимания, они более беспокойны, отвлекаемы, импульсивны В отечественной литературе количество школьников, страдающих дислексией, оценивается в пределах 3-4,8%, в зарубежных источниках – от 1 до 10%. Встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. Британская ассоциация дислексии представляет данные по всей популяции: у 4% населения - дислексия в тяжелой форме, у 10% - определенные трудности в чтении.

Дислексия

Учитель-логопед


Дислексия

  • -Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Этиология дислексий

  • Большинство авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов .Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс в норме.
  • Особенно отрицательную роль в возникновении дислексии играют патологические факторы, действующие в более позднии периоды развития плода и в постнатальный период.
  • Есть предположение, что поздно действующие факторы оказывают негативное влияние на формирование поздно созревающих структур коры головного мозга-третичных зон коры, обеспечивающих функционирование сложных символических
  • Функций(устная речь, чтение, письмо).



Симптомы дислалии

  • Отставание в освоении техники чтения(долгое время чтение
  • остаётся побуквенным или по слоговым);
  • Очень медленный темп чтения;
  • Неправильное распознавание букв;
  • Ошибки при чтении(пропуски, перестановки, добавление звуков, пропуск начальных слогов, слов и искажение звучания слов);

вторичные проявления

  • Сложности понимания прочитанного;
  • Недостаточный объём прочитываемого материала(приводит к ограничению словарного запаса).

Виды дислексий

  • При определении вида дислексии решающее значение имеет недоразвитие ведущей
  • функциональной системы.
  • I . Фонематическая.
  • обусловлена недоразвитием функций фонематической системы(дифференциации
  • фонем, фонематического анализа и синтеза)
  • II . Оптическая .
  • Обусловлена несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений
  • III. Мнестическа я
  • вызвана нарушением мнестических процессов
  • IV. Аграмматическая
  • связана с недоразвитием грамматического строя речи
  • V. Семантическая (Механическое чтение)
  • Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении, обусловленное недоразвитием звукослогового синтеза и лексико-грамматического строя речи.

Первичная профилактика дислексии.

  • 1.Предупреждение анте- и перенатальной патологии плода и новорождённого (профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфекция плода и новорождённого)
  • 2.Снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • 3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • 4.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
  • 5.При наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.
  • 6.Работа с неблагополучными семьями и семьями, не посещающими детский сад: подготовка ребёнка к школе, развитие у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии - раннее выявление предрасположенности к нарушению чтения и проведение комплекса предупредительных мер.

  • 1.Для детей с предрасположенностью к дислалии обязательно формирование функционального базиса чтения (анализ звуковой стороны речи, устный синтез слова из слогов, воспроизведение и различение пространственных и временных последовательностей из 3-4 компонентов) до начала обучения технике чтения.
  • 2.Дети группы риска по дислексии с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с письмом-преимущественно аналитическим навыком. Для таких детей надо начинать обучение чтению с опережением в дошкольном возрасте (можно с 5 лет),а письму обучать позже в школе.

Профилактика нарушения чтения

  • Развитие функциональной базы чтения.
  • Общее развитие речи.
  • Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  • Увеличение поля зрения.
  • Устранение регрессивного и угадывающего чтения.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения-
  • Слогов разной типологии:
  • СГ-ГС СГС ССГ - ГСС
  • (щи-ёж) (сом) (дно - ядр)

Иванова Ирина Борисовна

учитель-логопед

МАДОУ №112

г. Мурманск

Одним из приоритетных направлений в практике учителя-логопеда является пропедевтика нарушений чтения и письма. Неоспоримым признан тот факт, что между недоразвитием речи и дислексией существует тесная взаимосвязь.

Каждый вид дислексии имеет свои характерные особенности – комплекс ошибок, допускаемых ребёнком при чтении, а у детей с ОНР чаще всего присутствуют все виды дислексий в комплексе.

Для предупреждения дислексии необходимо соблюдать такие условия как ранняя диагностика и выбор наиболее эффективных методов и приёмов коррекционного воздействия.

В основе коррекционной работы с детьми с ОНР по профилактике дислексии лежит звуковой аналитико-синтетический метод. Работа рассчитана на два года и делится на два этапа:

I ЭТАП - безбуквенный период. Учим детей выполнять звуковой анализ и синтез закрытых и открытых слогов, слов с этими слогами.

II ЭТАП — буквенный период. Дети учатся проводить звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов, анализировать предложения.

На первом этапе работа начинается с развития у дошкольников психических процессов: внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Поскольку дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи характерны такие ошибки при обучении чтению как замены, пропуски, перестановки букв и слогов, что обусловлено недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова, то основной целью на данном этапе является развитие произношения и навыков звукового анализа и синтеза.

На втором буквенном этапе обучения дети знакомятся с графическим образом буквы и совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза слов с последующей буквенной записью.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов
  • Дисграфия
  • Учителя и родители часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.
  • 1 место: Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.
  • Знаменитые дислектики и дисграфики
  • Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
  • Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.
  • Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.
  • Ингвар Кампрад: заработано самостоятельно (плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea» Состояние: 31 млрд. долларов Гражданство: Швеция
  • Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель. Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике. Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!
  • Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.
  • Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.
  • Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969). Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.
  • Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».
  • Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…
  • Узнаете эти лица?
  • Черчилль
  • Дисней
  • Дастин Хоффман
  • Знаменитые троечники
  • Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
  • Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.
  • Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.
  • Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.
  • Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.
  • Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.
  • Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)
  • Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
  • Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.
  • Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.
  • Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .
  • Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.
  • И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.
  • Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
  • Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
  • Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.
  • Ошибки на уровне буквы и слова.
  • Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
  • Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
  • Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
  • Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
  • Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
  • Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
  • Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).
  • Проявление : замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
  • Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
  • гласные о – у, ё - ю;
  • заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
  • соноры л – р, й – л, м –н;
  • свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
  • аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.
  • Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
  • Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
  • Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
  • Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.
  • Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
  • Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
  • Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
  • Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
  • В ряду правильно написанных букв найти одну
  • неправильную. Найти буквы, спрятанные в
  • различных рисунках, в геометрических фигурах.
  • Разобрать несколько букв в наложенном
  • изображении: какие буквы «свалились в кучу»
  • и спрятались на рисунке.
  • Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
  • 1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
  • Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
  • 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  • 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
  • Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
  • 1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
  • Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
  • Итак, дисграфия.
  • Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.
  • Прежде всего спокойствие. Готовность
  • к медленной и равномерной работе.
  • Работе, сложной
  • для ребенка, но легкой для взрослого.
  • С учеником старшего школьного
  • возраста работать
  • гораздо легче. Но и здесь нельзя
  • никуда торопиться.
  • «Не спрашивай о том, в чем нуждается мир, а лучше спроси, что помогает тебе жить, а потом иди и следуй этому, потому что миру нужны живые люди»
  • Ховард Термон