Изменения в законодательстве о транспорте и перевозках. Автоуравнение Особенности системы регулирования

Завтра 28 сентября вступают в силу новые правила охраны труда на автотранспорте. Приказ Минтруда от 6 февраля 2018 г. №59 заменил старый приказ от 12 мая 2003 года №28, который утратил силу.

Материал актуален слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Что изменилось в охране труда на автотранспорте после приказа Минтруда №59?

Новые правила охраны труда на автотранспорте предусматривают обновленный список вредных и опасных факторов на производстве.

К этим факторам относят:

  • Использование инструментов с заостренными краями.
  • Факторы падения предметов, требующие закрепления.
  • Предусмотрена оценка переутомления и физической перегрузки в процессе работы.
  • Важным фактором для водителей стали нервные и психические перегрузки.

Вредные и опасные факты Минтруд предлагает полностью исключать или снижать риски возникновения упомянутых опасных ситуаций.

В условиях воздействия вредных факторов сотрудники в обязательном порядке должны быть в полном объеме обеспечены соответствующими средствами защиты.

Так же внесены изменения в порядок оформления наряда-допуска.

Напомним, что до конца года все работодатели должны завершить процедуры специальной оценки условий труда на рабочих местах. С нового года за непроведение СОУТ будут штрафовать (об этом читайте новость от 26 сентября 2018 года)

Кто должен придерживаться правил по охране труда на автотранспорте?

Новые правила по охране труда определяют требования к техническому обслуживанию и эксплуатации автотранспорта. На них необходимо ориентироваться при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния транспортных средств. Юридические лица всех организационно-правовых форм обязаны ими руководствоваться.

Таким образом, новых правил должны придерживаться следующие категории участников:

  • Организации и ИП, которые осуществляют эксплуатацию автотранспорта.
  • Субъекты, которые проводят техническое обслуживание транспорта.
  • ИП и юрлица, осуществляющие ремонт транспортных средств.
  • Лица, осуществляющие проверку технического состояния транспорта.

Данные нормы не затрагивают автопогрузчики, автокары, грузовые тележки. Также это не касается физических лиц, не являющихся ИП.

Вредные производственные факторы на автотранспорте

К таковым факторам отнесены повышенная запылённость и загазованность воздуха, повышенная или пониженная температура оборудования, материалов, воздуха на рабочем месте, повышенный шум, вибрация, уровень влажности, подвижность воздуха, освещённость, физические и нервно-психические перегрузки.

Инструктаж по охране труда

К работам могут допускаться работники, которые прошли обучение по охране труда (ОТ). Также они должны пройти проверку знаний по ОТ.

1 раз в 3 месяца должны проходить обучение работники, которые выполняют работы с повышенными требованиями по ОТ. Эта же категория должна проходить проверку знаний не реже 1 раза в год.

Общие требования

Правила предписывают необходимость прохождения сотрудниками предварительных и периодических медосмотров. На особо опасных и вредных участках запрещено использовать труд женщин и лиц, не достигших 18 лет.

При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника о полагающихся средствах индивидуальной защиты (СИЗ). Эти требования прописаны в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ.

Если работники работают в холодное время на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, то им необходимо предоставлять отдельные перерывы, которые включаются в рабочее время.

Охрана труда на производственных участках

Автотранспортные организации обязаны освещать свои внешнюю территорию. Питание должно быть независимым от освещения внутри территории. Люки водостоков должны всегда быть закрытыми. При осуществлении земляных и ремонтных работ ямы, открытые люки должны ограждаться, а через траншеи установлены мостики шириной от 1 метра с перилами 1,1 метров высотой.

У ворот на территорию транспортной организации необходимо вывешивать знак «Берегись автомобиля». Рядом с ним должен быть закреплена схема запрещённого и разрешённого направления движения. Этот участок должен быть освещен. Проход работников через въездные ворота запрещен.

Охрана труда на автостоянке, гараже

Данные площадки для хранения автотранспорта должны быть расположены отдельно от производственных участков. Покрытие площадки должно быть ровным и иметь наклон для стока воды. Периметр должен постоянно очищаться от снега и грязи.

Наличие разметки для установки автомобиля и границ проезда обязательны. Строго запрещено хранить автомобили в количестве сверх установленного проектной документацией. Нельзя нарушать план расстановки и сокращать расстояние между рядом стоящими единицами техники.

Строго запрещено на данном участке производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообрабатывающие работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Нельзя заправлять автомобили, сливать топливо, хранить топливо и масла на участке. Также недопустимо хранение тары из-под топлива. Недопустимо хранить спец. автотранспорт для перевозки легковоспламеняющихся веществ совместно с другими автомобилями.

Охрана труда на участках технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта автотранспортных средств

Правила прописывают условия обязательной установки воздушно-тепловой завесы на участке. Это требование имеет место для тех широт, где в самый холодный месяц средняя температура воздуха составляет минус 15 градусов. Также оговариваются условия установки тамбур-шлюзов.

Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях, стены и полы которых выполнены из несгораемых материалов. Также Правила подробно прописывают требования к оборудованию осмотровых канав и эстакад.

Для проведения работ с повышенной опасностью необходимо оформлять наряд-допуск, в котором отражается содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ. Выдача наряда-допуска должна регистрироваться в журнале.

Правила прописывают также требования по эксплуатации транспортных средств, работающих на газовом топливе. Описаны правила охраны труда при эксплуатации автомобилей в зимнее время.

Ознакомьтесь с новой редакцией « Правила по охране труда на автомобильном транспорте » (скачать )

Сотрудники автотранспортных организаций могут пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки с получением необходимых документов об образовании по следующим специальностям:

Как показала практика, введение этого вида пошлины стало достаточно полезным налоговым преобразованием.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Региональный характер налога позволяет не только наполнять областные и местные бюджеты, но, и оказывать положительное влияние на развитие социальной инфраструктуры.

Исходя из этого, необходимо разобраться какие же законодательные изменения ожидают автовладельцев в текущем году.

Общие сведения

Ни для кого, ни секрет, что транспортный налог является обязательным на всей территории страны. Обязательность его уплаты прямо установлена законом ().

По общим правилам налоговые платежи совершаются по месту регистрации транспортного средства ().

При этом регистрация технических устройств индивидуальными предпринимателями происходит в том же порядке, что и для физических лиц ().

Для уплаты налога законодатель установил конкретные сроки, которые не могут быть позднее 1 октября. Физические лица осуществляют платежи на основании налогового по .

Уведомление налогоплательщиков о том, что нужно уплатить транспортный налог на машину входит в обязанности Федеральной налоговой службы.

Извещение присылается с таким расчетом, чтобы у плательщика было не менее 30 дней, до того как истекут сроки для уплаты налога ().

Уведомление может быть направлено по почте или передано в электронной форме. При этом орган ФНС взаимодействует напрямую с Госавтоинспекцией ().

Это позволяет максимально точно производить расчеты суммы налогового платежа. Порядок и сроки уплаты установлены .

Если же налогоплательщик не получил налогового извещения, то в этом случае он обязан обратиться в налоговую службу по месту регистрации технического устройства.

Кроме того, новый закон обязывает граждан предоставить копии правоустанавливающих документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации транспортного средства.

Крайние сроки обращения в орган ФНС не могут быть позднее 31 декабря (). Если же налоговое уведомление пришло, тогда документы предоставлять не нужно.

Еще одним исключающим фактором служит получение физическим лицом налоговой льготы. Непредставление указанной информации влечет за собой ответственность административного характера.

Однако, начиная с 2019 г., на граждан будет налагаться штраф в размере 20% от неуплаченной суммы транспортного налога ().

Как это начиналось

Классическая модель расчета транспортного налога использует мощность двигателя и стоимость транспортного средства. Размер налоговых ставок устанавливает региональным органом законодательной власти ().

Поэтому основные законодательные поправки в отношении увеличения размера транспортного налога на дорогие машины коснулись и региональных нормативных актов.

По мнению Минпромторга введение возрастного ограничения для автомобилей должно стимулировать обновление автопарка и повышение его экологичности.

При этом основной расчет делается на коммерческий транспорт и грузовую технику. Как следствие приоритетные правительственные инициативы вполне согласовываются с действующей программой утилизации.

К числу недостатков таких нововведений можно отнести увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Введенные изменения

Как уже говорилось, одним из основных нововведений считается возложение ответственности на граждан предоставлять в орган ФНС информацию обо всех зарегистрированных транспортных средствах.

Кроме того, законодатель повысил налоговые ставки для владельцев дорогих автомобилей. Коэффициент повышения определяется на основании предписаний .

Максимальный показатель предусматривает тройное увеличение размера транспортного налога.

Что касается определения стоимости автомобилей, то эта проблема решилась за счет утвержденного перечня транспортных средств, который составляет Минпромторг.

Налогоплательщики могут ознакомиться со списком дорогих автомобилей на портале указанного министерства. Обновление перечня будет происходить ежегодно.

Кроме того, Министерство промышленности утвердило порядок расчета средней стоимости
легковых автомобилей ().

Также отдельные регионы начинают постепенно отменять нулевые налоговые ставки по уплате нового транспортного налога в 2019 г., что вполне согласовывается с .

Тогда как другие области повышают размер ставок транспортной пошлины ().

Однако налоговое законодательство допускает увеличение налоговой ставки не более чем в 10 раз (ст.361 НК РФ).

Лейтмотивом налоговых преобразований служит необходимость наполнения региональных бюджетов, чтобы правительство могло обеспечивать ремонт и содержание дорог общего пользования.

Также в налоговую декларацию по транспортной пошлине были внесены изменения связанные с необходимостью отображать коэффициент для дорогих автомобилей ().

Однако указанные изменения в разделе 2 декларации «Расчет транспортного налога…» распространяются только на юридических лиц.

На сегодняшний день

Что касается нынешней налоговой политики, то, можно сказать, что других значительных изменений, за исключением вышеупомянутых не произошло.

Начисление и уплата транспортного налога происходит на основании предписаний . Расчет суммы пошлины производится по итогам налогового периода.

Если в течение налогового периода произошел переход права собственности, то в этом случае налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат переплаченной суммы налога ().

Уплата налога физическими лицами происходит на основании налогового извещения. Тогда как юридические лица осуществляют расчеты самостоятельно.

Если вернутся к обзору налоговых реформ, то на одном из правительственных совещаний, посвященных пропаганде автомобильного транспорта на газомоторном топливе, Министерство энергетики озвучило предложение о снижении или отмене транспортного налога.

Согласно с прогнозами министерства, число автомобилей, которые работают на газу, может возрасти в 25 раз уже до 2030 г.

В случае осуществления этих прогнозов, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 12%. Однако указанные предложения пока не реализованы.

Изменения по транспортному налогу с 2019 года

Как уже было сказано ранее, то основные изменения, связанные с уплатой пошлины включают:

  1. Необходимость уведомлять органы ФНС о наличии транспортных средств;
  2. Повышение налоговых ставок для дорогих автомобилей;
  3. Создание перечня дорогостоящих технических устройств;
  4. Расчет авансовых платежей производится с учетом повышающего коэффициента (для организаций);
  5. Отмену нулевых ставок по налогу в отдельных регионах;
  6. Увеличение размера транспортной пошлины;
  7. Изменение порядка заполнения .

Стоит также отметить, что юридическим лицам необходимо производить расчеты авансовых платежей по транспортному налогу с учетом повышающего коэффициента (ст.362 НК РФ).

На основании чего рассчитывать?

Порядок и сроки уплаты транспортной пошлины установлены ст.363 НК РФ.

К плательщикам налога относятся лица, которые зарегистрировали право собственности на транспортное средство в органах ГИБДД, а также в других уполномоченных государственных структурах ().

Перечень объектов налогообложения установлен . Определение налоговой базы происходит согласно с предписаниями .

Основные признаки плательщиков пошлины:

  • налогоплательщик является физическим или юридическим лицом;
  • техническое устройство зарегистрировано за налогоплательщиками;
  • транспортное средство характеризуется как объект налогообложения.

Таким образом, исчисление суммы транспортного налога происходит на основании налоговой ставки,
которая умножается на мощность двигателя транспортного средства, подпадающего под определение «Объект налогообложения». Параметры автомобиля, как правило, указываются в технической документации.

Принципы расчета

Текущий механизм расчета суммы транспортного налога предполагает использование мощности автомобильного двигателя.

Дополнительным моментом может служить корректировочный коэффициент, который, как правило, зависит от конкретного региона.

После того, как подтвердится право на полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога, необходимо будет написать соответствующее .

Кроме того, к заявлению нужно приложить документы, которые доказывают право на получение налоговых преференций. Основным документом является пенсионное удостоверение.

Возможна ли замена налога?

Замена налога правительством пока не рассматривается, однако, замминистра финансов Сергей Шаталов высказал мнение о том, что в стране могут начать использовать формулу расчета транспортного налога по-новому.

Минфин предлагает использовать вместо лошадиных сил кубометры, параллельно применяя коэффициент, в зависимости от экологического класса и возраста транспортного средства, подобно тому, как это происходит в развитых европейских странах.

Аналогичной точки зрения придерживается Минпромторг. По заявлению замминистра Алексея Рахманова на первом этапе новый порядок исчисления может затронуть преимущественно коммерческие автомобили.

Необходимость перехода на новую модель исчисления вызвана тем, что в стране более 74% автомобилей имеют низкие экологические стандарты. Более 1,6 млн. коммерческих автомобилей старше 8 лет.

К сожалению, переход на новую рабочую модель требует проведения анализа и расчетов по каждому региону, прежде чем сформируются разумные ставки.

Необходимо напомнить, что Минфин уже неоднократно предлагал ограничить эксплуатацию транспортных средств, не соответствующих современным экологическим стандартам.

Акцент делался на автобусах, пассажирском транспорте и автомобилях, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Исходя из пояснений чиновников, основная цель этой инициативы состоит в обеспечении предельно возможной экологической безопасности.

Что касается возможной отмены транспортного налога, то этот вопрос также неоднократно рассматривался правительством РФ, но, как заявил президент Владимир Путин, он был отложен по просьбе губернаторов.

Чиновники боятся, что отмена транспортной пошлины может существенно повлиять на наполнение региональных бюджетов. В результате недофинансирования с федерального бюджета могут пострадать муниципальные учреждения.

Последствия для налогоплательщиков

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения. Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом. Рассмотрим далее его особенности.

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК. В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств. Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР. Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов. Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные. К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов. Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств. Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения. В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК. Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов. Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти. Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта. Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах. В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

О совсем новом транспортном налоге с 2018 года говорить не приходится. Однако изменения в законодательстве (гл. 28 НК РФ и др.) не обошли его стороной. Рассказываем о них в этом обзоре. Тем более что новости для владельцев авто преимущественно хорошие.

Налог на дорогие авто стал меньше

Фактически новые ставки транспортного налога в 2018 году затронут дорогие автомобили. Так, Закон от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ с изменениями в НК РФ снизил с 01.01.2018 повышающий коэффициент для расчета налога с машин стоимостью от 3 до 5 000 000 рублей до минимального значения 1,1.

Отметим, что до 2018 года такой коэффициент можно было применять в расчётах только по авто от 2 до 3 лет с года выпуска, а по новым правилам – просто до 3-х лет от снятия с конвейера (новая редакция п. 2 ст. 362 НК РФ).

Кроме того, для остальных дорогих авто стоимостью от 3 до 5 млн рублей больше не будет повышающих коэффициентов 1,3 (когда с года выпуска прошло 1-2 года) и 1,5 (если возраст машины меньше года). По сути, коэффициент 1,1 поглотил их собою.

То есть в итоге налог за эти транспортные средства станет с 2018 года меньше на 20-40 процентов. Необходимо учитывать изменения при расчете транспортного налога с 2018 года.

Вот для вашего удобства поясняющая таблица изменений транспортного налога с 2018 года:

Общие ставки транспортного налога изменения в 2018 году не затронули (п. 1 ст. 361 НК РФ). Между тем региональные власти могут их скорректировать. Поэтому нужно обращаться к закону вашего субъекта РФ о транспортном налоге.

Документы-основания на льготу можно не подавать

Существенные изменения транспортного налога с 2018 года есть в части порядка получения льготы по нему. Суть в том, что с 1 января 2018 года заявление можно подать в ИФНС без подтверждающих документов. В итоге заявить льготу теперь проще и без лишней бумажной волокиты (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ, если владелец т/с подал в ИФНС заявление на льготу, указал в нём соответствующие документы-основания, но не представил их, инспектор обязан сделать запрос в органы/организации/должностным лицам, которые их выдали. Если же они документы не предоставят, инспектор запросит их у самого гражданина. А потом физлицо получит ответ об одобрении льготы или нет.

По новым правилам с момента подачи заявления на льготу по транспортному налогу до получения ответа от ИФНС может пройти не более 10 дней.

В связи с этими изменениями с 01.01.2018 действует новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам – за землю, транспорт и на имущество. Он утверждён приказом ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897. Вот так он выглядит в части транспортного налога:

Читайте также Транспортный налог за 2016 год: срок уплаты, ставки и льготы в Москве

Как видно, с 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

Главное, что с 2018 года владелец транспортного средства может выбирать из двух вариантов:

1. Сразу сдать в ИФНС вместе с заявлением на льготу документы, обосновывающие право на неё.

2. Только привести в заявлении реквизиты этих документов.

Как движется рассмотрение заявки на льготу по налогу на транспорт можно видеть в личном кабинете на сайте ФНС России. Если таковой не подключён, можно выбрать другой способ информирования:

В налоговой инспекции;

МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;

По почте.

Подать заявление на льготу по транспортному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Новая форма декларации за 2017 год

Приказ ФНС России от 05 декабря 2016 года № ММВ-7-21/668 закрепил новую форму транспортной декларации. В 2018 году за 2017-й год нужно отчитаться именно на этом бланке, который больше не нужно заверять печатью. Срок сдачи прежний – не позднее 01 февраля 2018 года. Это будет рабочий день – четверг.

  • дата регистрации транспортного средства;
  • дата прекращения регистрации т/с (снятия с учета);
  • год выпуска т/с;
  • код налогового вычета;
  • сумма налогового вычета (в рублях).

Кроме того, в новом бланке предусмотрена возможность указать налоговую льготу и/или вычет по большегрузу, зарегистрированному в системе “Платон”.

Еще одно важное новшество – возможность указать общую сумму налога по всем т/с, находящимся в одном регионе (по предварительному согласованию с местной ИФНС).

Обновленный закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» не оставит без работы водителей частных маршрутных такси. Главная его цель - обеспечить безопасность пассажиров. Об этом заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко.

Если сегодня кто-то хочет заниматься регулярными перевозками, он должен это делать в соответствии с законом. Если кто-то хочет заниматься нерегулярными перевозками, нет проблем, - занимайтесь. Это, например, перевозки автомобилями-такси. Сегодня в законе и во всех установленных государством нормативах работа частного бизнеса на перевозках приветствуется. Перевозки пассажиров строго регламентированы законодательством, от этого зависит их безопасность. Есть моменты фискального характера, но Минтранс обращает особое внимание именно на безопасность пассажиров , - сказал Александр Шишко.

Он опроверг информацию о том, что водители частных маршруток в связи с принятием новых правил перевозок окажутся без работы.

Они просто должны заключить договоры на регулярные перевозки на маршрутах, по которым работают. У регулярных перевозчиков есть расписание движения, маршрут, в договоре отмечены все требования, которые необходимо соблюдать, - пояснил замминистра. - Почему некоторые из них не хотят заключать договоров? Потому что требования жесткие, которые касаются в том числе режима труда и отдыха водителя, скоростного режима. Водитель должен работать не более 11 часов в сутки с 12-часовым перерывом на отдых. К сожалению, на нерегулярных перевозках данное условие не выполняется в полной мере.

Заключение договора с оператором автомобильных перевозок пассажиров обязывает также установление навигационного оборудования, которое позволяет контролировать наличие нарушений правил дорожного движения.

Когда при проведении оператором конкурса будет, к примеру, выявлен водитель с 15 действующими нарушениями, то он по конкурсу может не пройти. Ранее нарушения не контролировались, мы по факту узнавали о ДТП с участием нерегулярных перевозчиков. Некоторые не хотят работать в режиме контроля, потому что мы будем видеть, с какой скоростью он передвигается. Постоянно поступают жалобы от пассажиров, что водитель во время езды занят посторонними делами. Самое страшное, что люди гибнут , - подчеркнул Александр Шишко.

В числе аварий с участием нерегулярных перевозчиков - маршрутных такси он назвал ДТП на трассе Минск - Витебск, когда водитель микроавтобуса отвлекся от управления и столкнулся с МАЗом. Как выяснилось, на его счету было 15 действующих административных правонарушений, в том числе 9 связано с нарушением скоростного режима.

В прошлом году в Беларуси выявлено 5 тыс. 629 фактов нарушения режима труда и отдыха для водителей грузовых и пассажирских перевозок, 484 факта допуска к управлению водителя, не прошедшего медицинский осмотр, к административной ответственности были привлечены 18 тыс. 252 человека.

Изменения в закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» вступили в силу 23 января текущего года. Норма, которая касается перевозчиков, заработает с 26 февраля.

Как заявил замминистра, работа по информированию об изменениях велась с августа прошлого года.

Все об этом знали, десятки перевозчиков заключили договоры на регулярные перевозки на маршрутах, по которым работали ранее. Но некоторые, поняв, что время прошло и условия не выполнены, пошли другим путем. Для Минтранса самое главное - обеспечить безопасность пассажиров, для этого надо установить контроль , - резюмировал Шишко.