Ледяной дворец анны иоанновны. Ледяной дом

…За дерзость, царица, меня прости!
Ты в милости, как в ярости,
И в светлый час, и в час беды
Избавь от царской доброты!…

(слова из песни)

Ледяной Дом был построен по велению Анны Иоанновны в 1740 году для проведения в нём свадьбы любимой шутихи царицы — Авдотьи Бужениновой (видео), выдаваемой замуж за попавшего в немилость к государыне князя Михаила Голицина, за что и назначенного шутом.

Поскольку Анна Иоанновна всегда любила отмечать праздники с размахом, придворные постарались, разработали проект ледяного здания, а мастера искусно воплотили его, вырезая материал для него прямо из замёрзшей Невы.

Построенный в угоду прихотям царицы Ледяной дом был шестиметровой высоты, и площадью 17 × 5 метров.
Как утверждали очевидцы, здание было просто великолепным, высеченным будто из огромного куска хрусталя.
Стены его украшала великолепная резьба; в красивых арочных нишах были установлены ледяные скульптуры; вместо стекол в окнах также был вставлен тончайший лёд!

Ворота в дом украшали вазы с ледяными цветами. На ледяных ветках красовались «хрустальные» птицы. Рядом располагались ледяные фигуры дельфинов, фонтанирующих огненными струями из горящей нефти, и шесть ледяных пушек, способных стрелять ядрами изо льда.

По обе стороны от дома были установлены остроконечные, полые внутри, пирамиды, внутри которых горели большие фонари.

У самого входа в дом посетители видели громадного ледяного слона с сидящим на его спине погонщиком , а у ног слона стояли две красавицы в восточных нарядах.
Слон был не обычной скульптурой, а фонтаном с бьющими из хобота струями воды. В тёмное время суток слон становился мощным фейерверком, извергающим горящую нефть.
Также слон мог трубить, вернее, звуки издавали забравшиеся внутрь слона музыканты, дующие в духовые трубы.

В ледяном доме имелось четыре комнаты: спальня, гостиная, буфет и туалет.

Дом был заполнен всеми необходимыми предметами интерьера. Из чистого льда искусные мастера изготовили: резной стол, кровать, диваны и кресла, шкаф с посудой, часы, красивые шторы, табуретки, цветы.
Были даже подсвечники со свечами и ледяной камин, причем дрова в камине были также ледяными, но горели, поскольку их облили нефтью.

Кроме всего прочего, при Ледяном Доме выстроили ледяную же баню, которую топили несколько раз и желающие могли в ней попариться!

Но, чтобы показать сумасбродство русской царицы Анны Иоанновны, нельзя не рассказать немного о ней и о молодоженах.

Императрица Анна Иоанновна.

Анна Иоанновна взошла на русский престол в 1730 году. Кстати, свадьба шутов проводилась как раз в честь десятилетия пребывания императрицы на троне.

Имя Анны Иоанновны – племянницы Петра I в нашем сознании прочно связано с именем её фаворита Бирона – курляндского герцога – властолюбивого и хитрого человека.

По отзывам современников царица была коварна, жестока и сумасбродна, а её внешний вид оценивался весьма нелестно.
Так, например, княжна Долгорукова пишет, что вид у царицы был престрашный и даже отвратительный. Императрица была двухметрового роста, чрезвычайно толста (восемь пудов), да к тому же – рябая!

Анна Иоанновна и её любимец Бирон держали весь двор в страхе пытками, казнями, ссылками и сумасбродными увеселениями. 🙁

Всего через несколько лет после смерти Петра, очень простой во время его правления русский царский двор по пышности и великолепию не уступал уже многим европейским дворам.
Балы, маскарады, торжественные приемы постоянно проводились при дворе. Сама царица, вместе с Бироном, любила проводить время со своими шутами.

Шуты развлекают царицу Анну Иоанновну в её спальне

Тут ещё упомяну о несчастливом завершении свадьбы самой царицы Анны Иоанновны.
Её выдавал замуж за курляндского герцога в октябре 1710 года сам Пётр Великий, устроивший для своей племянницы очень яркую и пышную свадьбу.

Но по дороге в Курляндию молодой муж скончался, будто бы от того, что «перебрал лишнего».
Но факт в том, что Анна Иоанновна стала вдовой прямо в подвенечном наряде…

Шутиха Авдотья.

Среди шутов Анны Иоанновны была калмычка Авдотья Ивановна, уже в летах и очень не красивая. Но царица к ней благоволила и даже дала ей фамилию Буженинова в честь любимого блюда шутихи.

Когда Авдотья сказала Анне Иоанновне, что хотела бы выйти замуж, та быстро подыскала ей в женихи шута – да не простого, а бывшего князя!

Шут – бывший князь.

Михаил Алексеевич Голицын (1688-1778) был из рода знаменитых ещё в Петровское время бояр. Сам Пётр посылал его учиться за границу – в Сорбонну, затем Голицын служил по военно-административной линии и дослужился до майора.

За что же такого именитого вельможу разжаловали в шуты?
За то, что князь, после смерти первой жены в 1729 году, поехал развеять тоску за границу и там влюбился в итальянку простого происхождения. Голицын женился на ней и даже принял католическую веру.

В Москву князь вернулся с женой и ребёнком, но старался скрыть их ото всех, как и перемену веры.
Однако, императрице всё удалось узнать, брак по её приказанию был расторгнут, а жену-итальянку выслали за границу. Самого же князя разжаловали и назначили придворным шутом.

Отныне обязанностью бывшего князя стала подача царице и её гостям кваса, за что Голицына прозвали «квасником».
Остальное время шуту было предписано сидеть в лукошке у царских покоев.

Шутовская свадьба.

Свадьбу придворных шутов императрица проводила 6 февраля 1740 года.
На торжество по велению императрицы в Петербург со всех уголков России были доставлены по два человека от всех, населяющих империю разноязычных народов — остяки, мордва, абхазы, чуваши, черемисы, самоеды, вятичи, камчадалы, калмыки, киргизы и другие — всего около трёхсот человек!

«Свадебный поезд» проехал по всему городу. Впереди шествовал слон, на котором в железной клетке сидели «молодые», следом ехали гости на многочисленных причудливых санях. Причем, в одну санную повозку были впряжены верблюды, в другую – олени, а во многие другие — и козлы, и свиньи.

Все гости были в национальных костюмах и играли на своих народных инструментах.
Обильный свадебный обед закончился танцами, где каждая пара показала царице и вельможам свою национальную пляску, и те оказались очень довольны потешным зрелищем.

После праздничного обеда молодых отправили в Ледяной Дворец и уложили в постель, при этом, у дома была выставлена охрана, дабы молодожены не покинули ложе раньше положенного.

Говорят, что только сметливость шутихи Авдотьи, сумевшей подкупить стражников и выпросить у них овчинный полушубок, смогла спасти молодых от смерти.

Ледяной дворец простоял до конца марта…
А царица Анна Иоанновна прожила после шутовской свадьбы всего 8 месяцев.

Что же стало с молодоженами?

После смерти императрицы Михаил Голицын был освобождён от шутовских обязанностей и уехал с Авдотьей в родовое имение.
При родах второго сына Буженинова скончалась; говорили, что она так и не смогла оправиться от хвори, полученной в результате проведённой ночи в Ледяном Доме.

Михаил Голицын женился в четвёртый раз, причем невеста была его моложе на 45 лет. В этом браке у него было ещё 3 дочери.
Умер он 90 лет от роду, одержав, в результате, победу в борьбе за человеческое счастье и достоинство.

Ледяной Дом Анны Иоанновны. Видео

На этом интересный факт исчерпал себя!

Но завтра найдём что-нибудь более интересное!

С наилучшими пожеланиями здоровья и благоденствия,

Ваш преданный гид по Миру Интересных Фактов,

Мозгунова Ирина.

Издавна потехами русского народа зимой были ледяные горки и снежные крепости. Но зимой 1740 года императрица всероссийская Анна Иоанновна превзошла самое себя. Именно этой зимой был построен ледяной дом. По этому поводу писатель Ложечников написал одноименный роман, в котором приводится точное описание дома академика Георга Крафта, который надзирал за работами по строительству ледяного чуда.


Зима 1740 года была самой лютой в 18 веке. Морозы в 30 градусов держались до середины марта.

Плиты для дома вырезали однорукими пилами из природного льда Невы. Он был прозрачным, с голубым отливом.

Ледяной дом строили как дворец фиктивного бракосочетания. У Анны Иоанновны был особо близкая и любимая приживалка Авдотья, уже не молодая и некрасивая калмычка. Фамилия ей была дана по любимому блюду Императрицы - Буженинова.

Авдотье очень хотелось замуж и Императрица обещала устроить счастье любимой шутихе. В женихи был выбран 50-летний князь Михаил Голицын - разжалованный в шуты из-за тайного венчания с католичкой.

Дворянин из древнейшего рода подавал императрице квас, за что и назывался Голицын Квасник.

Невиданная стройка на площади между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством по одним данным, сооружение Ледяного дома продолжалось с 1 (12) января по 6 (17) февраля 1740 года, а по другим - было завершено уже к 1 января.

Денег на свадьбу не жалели. Все делалось с размахом. Дом был настоящим и имел 2,5 сажень в ширину, 8 саженей в длину и 3 сажени в высоту, по нашим меркам это 5,5 метров ширины, 17 метров длины и 6 с лишним метров высотою. Полировали стены угольными утюгами, которые очень быстро остывали, но стены от этого становились полностью прозрачными. Весь дом был покрашен под мрамор. Было в этом доме все, что должно было иметь в доме. И камин, в котором горели дрова, и часы на каминной полке, и стол, стулья, кровать, окна, скульптуры, была даже баня, в которой парились и даже ледяные карты для приятного времяпрепровождения.

Ниже я привожу очень сокращенное описание дома членом Санкт Петербургской Императорской Академии Наук, профессором физики ГЕОРГОМ ВОЛФГАНГОМ КРАФТОМ.

ПОДЛИННОЕ И ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ

О П И С A H И E

построеннаго В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

в Генваре месяце 1740 года

ЛЕДЯНАГО ДОМА

и ВСЕХ НАХОДИВШИХСЯ В НЕМ ДОМОВЫХ ВЕЩЕЙ и уборов c

приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей

Э В P О П Е

жестокой стуже

сочиненное для охотников до натуральной науки

чрез ГЕОРГА ВОЛФГАНГА КРАФТА

Санктпетер6ургския Императорския Академии Наук члена и Физики Профессора.

ПЕЧАТАНО ПРИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

174 1.

Художество употребляет к произведению таких вещей , которые человеческому роду отчасти пользу , а отчасти увеселение приносить могут , многия различныя материи ; и самая натура не производит почти ни одной дорогой или простой вещи , которой бы человек своим остроумием и искусством различными образами некоторой пользы и приятности придать не мог . Лед между такими материями , над которыми бы искусство свою силу и деиство показать могло , по сие время почти никогда , или весьма ретко счислялся ; и коль необходимо нужна и полезна нам житкость воды , столь неполезна и к делу неспособна казалась твердость оныя многим художникам .


Здесь в Санктпетербурге художество гораздо знатнеишее дело изольду произвело . Ибо мы видели из чистаго льду построенной дом , которой по правилам но - веишеи архитектуры расположен , и для изряднаго своего виду и реткости достоин был , чтоб по крайней мере таковож долго стоять , как наши обыкновенные домы , или чтоб в Сатурна как в число звезд перенесен был . Первое о строении сего дому похвалы достойное предложение учинил господин Камергер , Алексеи Данилович Татищев , а высочайшее на то соизволение , и потребное к сему достопамятному строению немалое иждивение происходило от милости и щедролюбия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА блаженныя и Вечнодостойныя памяти Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ , которая великая Монархиня остроумных , и иногда к одному только увеселению склоняющихся трудов своих подданных своею милостию не оставляла . По принятии сего намерения в последних месяцах 173 9 году начато было немедленно , и со всякою ревностию оное строение сперва на льду Невы реки перед Императорским зимним домом , причем была та способность , что потребные к строению материалы , а именно твердая и житкая вода там в близости находились .

Потребные для возведения материалы Нева рекав довольном числе подавала, и надлежало только выбрать такое место, которое бы c ие достопамятное строение способнее нести могло. Оное найдено было в знатнеишеи части сея столицы, и между двумя весьма достопамятными стро-ениями, а именно между созданною от блаженныя и Вечнодостоиныя памяти Императора ПЕТРА Перваго Адмиралитеискою крепостью, и построенными от блаженныяж и Вечнодостоиныя памяти Государыни Императрицы АННЫ новым Зимним домом, которой для своего велпколепия достоин всяка-го удивления. На сем месте строение опять началось; самой чистой лед на подобие больших квадратных плит разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулом и линеикою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали, а каждой ряд водою поливали, которая тотчас замерзала, и вместо крепкаго цементу служила. Таким образом чрез краткое время построен был дом, которой был длиною в 8 сажен, или в 56 Лондонских футов, шириною в 2 сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в 3 сажени, и гораздо великолепнее казался, нежели когда бы он из самаго лучшаго мармора был построен, для того что качался зделан быть бутто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синяго его цвету на гораздо дражаишеи камень, нежели на мармор походил.



Но каждой день всякому позволено было в сие строение ходить, и оное смотреть, но от того произошла было беспрестанная теснота, так что вскоре надлежало там караул поставить, дабы оной при чрезвычаином собрании народа, которой туда для смотрения приходил,содержал некоторои порядок.

Для помянутой же причины около всего ледянаго строения воткнуты были деревянные колышки и соединены брусками. Напереди перед домом стояло 6. ледяных точеных пушек, которыя имели колеса и станки ледяныяж. Помянутыя пушки величиною и размером против медных трех фунтовых зделаны и высверлены были. Из оных пушек не однократно стреляли, в котором случае кладено в них пороху по четверти фунта, а при том посконное или железное ядро закачивали. Такое ядро некогда в присутствии всего Императорскаго придворнаго штата в расстояние 6о шагов доску толщиною в два дюйма насквозь пробило.

Ещеж стояли в mo м же ряду с пушками две мортиры. Оныя мортиры зделаны были по размеру модных мортир против двух пудовой бомбы, из которых многократно бомбы бросали, причем на заряд в гнездо по четверти фунта пороху кладено. Напоследок в том же ряду у ворот стояли два делфина.Сии делфины помощию насосов огонь от зажженной нефти из челюстей выбрасывали , что ночью приятную потеху представляло. Позади по-мянутаго ряду пушек и мортир зделаны были около всего дому из ледяных баляс изрядные перилы, между которыми в равном расстоянии четвероугольные столбы стояли. Когда на оной дом из близи смотрели, то с удивлением видна была вверьху на кровле четвероугольными столбами и точеными статуами украшенная галерея, а над входом преизряднои фронтишпиц в разных местах статуами украшенно. Самой дом имел дверные и оконнишные косяки также и пилястры выкрашеные ; краскою на подобие зеленаго мармора. В оном же доме находились крыльцо и двои двери, при входе вдом были сени, а по обеим сторонам покои без потолоку с одною только крышкою. В сенях были четыре окна, а в каждом покое по пяти окон, в которых как рамки, так и стекла из тонкаго чистаго льду зделаны были. Ночью в оных окнах не однократно много свечь горело, и почти на каждом окне видны были на полотне писанныя смешныя картины, причем сияние сквозь окна и стены проницающее преизряднои и весьма удивительнои вид показывало. В перилах кроме главнаго входа, находились еще двои сторонния ворота и на них горшки с цветами, и с померанцовыми деревь-ями; а подле них простыя ледяныя деревья, листья и ветви ледяныяж имеющия, на которых сиделиптицы, что все изрядным мастерством зделано было.

Теперь посмотрим, каким образом убраны были покои. Половина покоя. Тут стоял уборной стол, на котором находились зеркало, несколько шандалов с свечами, которыя по ночам будучи нефтью намазаны горели, карманные часы, и всякая посуда, а на стене висело зеркало. В другой половинеа видны были преизрядная кровать с завесом , постелею, подушками и одеялом, двои туфли, два калпака, табурет и резной работы комель, в котором лежащия ледяныя дрова нефтью намазанныя многократно горели. Половина другого покоя- Там стоял стол, а на нем лежали столовые часы, в которых находящаяся колеса сквозь светлои лед видны были. Сверьх сего на столе в разных местах лежали для играния примороженныя подлинныя карты с марками. Подле стола по обеим сторонам стояли резнои работы два долгия стула, а в углах две статуи. В другом покое стоял по правую руку резнои угольнои поставец с разными небольшими фигурами; а внутри онаго стояла точеная чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньем. Всеоныя вещи изольду зделаны, и приличными натуральными красками выкрашены были.

Наружное и прочее сего дому украшение состояло в следующих вещах. Во первых, на всякои стороне на педестал с фронтишпицом поставлено было по четвероугольнои пирамиде. Помянутыя пирамиды внутри были пусты, которыя ззади от дому вход имели. На каждой оных стороне высечено было по круглому окну, около которых снаружи размалеванныя часовыядоски находились, а внутри осьмиугольнои бумажнои большой фонарь висел, у котораго на каждой стороне всякия смешныя фигуры намалеваны были, и в котором ночью свечи горели. Онои фонарь находившеися внутри потаинои человек вкруг оборачивал, дабы сквозь Каждое окно из помянутых фигур одну за другою смотрители видеть могли.

Второе, по правую сторону дома изображен был слон в надлежащей его величине, на котором сидел Персианин с чеканом в руке, а подле ево еще два Персианина в обыкновенной человоческои величине стояли. Сеи слон внутри был пуст, и так хитро зделан, что днем воду вышиною на 24фута пускал, которая из блисконаходившагося канала Адмиралитеискои крепости трубами приведена была, а ночью с великим удивлением всех смотрителей горящую нефть выбрасывал. Сверьх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил. Третье, на левои стороне дома по обыкновению северных стран изольду построена была баня, которая казалась, бутто бы из простых бревен зделана была, и которую несколько раз топили, и деиствительно в ней парились.

Такого состояния был сей ледянои дом; и понеже жестокая стужа с начала Генваря месяца по самой Март почти бесперерывно продолжалась, то и онои дом до тогож времени стоял, без всякаго повреждения. В исходе Марта месяца начал он к падению клониться, и помаленьку особливо с полуденной стороны валиться; причем из обвалившихся льдин самыя большия в Императорской ледник отвезены были.

6 (17) февраля 1740 года состоялась знаменитая петербургская потешная свадьба шута князя Голицына-Квасника с шутихой Бужениновой. Уникальную ледяную потеху, не имевшую себе равных по роскоши, играли по всем правилам и традициям, с соблюдением всех церемоний в манеже герцога Курляндского.
Гостями на свадьбе были по два представителя каждого племени, населяющего тогда Российскую империю. Свадебное шествие возглавляли молодожены, которые ехали в клетке, на спине слона, затем ехали украинцы на волах, фины на пони, татары на свиньях,якуты на собаках, калмыки на верблюдах и другие. Всего было 150 пар.


Тогдашний первый пиит Василий Тредиаковский читал свою оду, посвященную прзднеству. Начиналась она так

" ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЖЕНИВШИСЬ, ДУРАК И ДУРКА ,

ЕЩЕ ЖОПА ТА И ФИГУРКА!

ТЕПЕРЬ ТО ВРЕМЯ НАМ ПОВЕСЕЛИТСЯ,

ТЕПЕРЬ ТО ВСЯЧЕСКИ ДОЛЖНО БЕСИТСЯ."

Молодоженов после праздника оставили в ледяной опочивальне, на ледяной кровати, под надзором стражи. Их выпустили только под утро, еле живых от холода.

Граф Панин в последствии по этому поводу сказал:

" Во всем этом деле, вижу я верх сумасбродства. Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и насмехаться над ним."

Никогда и нигде больше не будет такого сказочного варварства и таких диких забав, как в тот последний год жизни Императрицы Анны Иоанновны.

Вложение:

Период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной церемонией.

Поводом для строительства стало то, что одна из любимых шутих Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына, попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать Ее Величество.


Стоит сказать несколько слов о князе Голицыне. Михаил Алексеевич происходил из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене вероисповедания. Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из России, и от иноверия. Князя разжаловали в придворные шуты для увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил прозвище «Квасник».

Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о проведении потехи в Ледяном доме.

Надо отметить, что в отличие от Петра I, Анна Иоанновна любила проводить праздные мероприятия с шиком, что само собой сказывалось на истощении государственной казны. Свадебная затея велась для большего развлечения с серьезным подходом. Была сформирована так называемая «маскерадная комиссия», которая стала ведать подготовкой к свадьбе. «Комиссия» вынесла решение строить Ледяной дом между зданием Адмиралтейства и Зимним Дворцом. Знаменитый русский архитектор Петр Михайлович Еропкин выполнил проект Ледяного дома. А следить за ходом строительства и проведением церемонии был назначен кабинет-министр Артемий Петрович Волынский.

Строительство Ледяного дома

В январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение дворцового комплекса, материалом для которого служили только , доставленный с реки Невы. Профессор физики, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда, способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима 1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была организована охрана.

Проект и план Ледяного дома. 1740 г.

Ледяной дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину, более 5 метров в ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом , будто он был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа. Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными изваяниями. В верхней части дома была сделана галерея с парапетом и объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную, буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли . Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть) . Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от дома, и при желании в ней можно было даже попариться.


Ледяной дом с двух сторон был фланкирован башенными сооружениями в виде остроконечных пирамид с круглыми окнами, установленных на двухъярусные постаменты. Внутри пирамид были подвешены бумажные разукрашенные фонари со свечами, которые по ночам крутили люди, находившиеся в башнях, для развлечения людей, пришедших посмотреть на яркое ледяное чудо.

Искусные мастера создали еще одну не менее интересную композицию изо льда – справа от дома зрителей встречали слон с сидящим на его спине персом и двумя стоящими возле него персиянками. Фигура слона имела продуманную конструкцию: днем слон мог пускать фонтаны воды, а ночью – огненные нефтяные факелы. Также внутри слона была полость, где сидел человек, издававший звук при помощи трубы.

Вход на территорию комплекса был оформлен ледяными вратами, украшенными ледяными вазами с растениями и птицами. Рядом с вратами выполнены изо льда два дельфина, которые, как и слон, выплескивали струи горящей нефти, подаваемой насосной системой.

Перед Ледяным домом установили несколько ледяных пушек и мортир, из которых даже неоднократно производили выстрелы.

Ледяной комплекс был великолепен и днем, блестя и переливаясь красками в лучах солнца, проникавших сквозь толщу льда и преображавших сооружения изнутри, и ночью при свете свечей, красочных фонарей, факелов и фейерверков.

Безусловно, Ледяной дом и другие , произвели сильное впечатление своими масштабами, красотой и техникой исполнения, став тем самым настоящими произведениями высокого искусства. Но что же касается самого свадебного торжества, то здесь картина выглядела куда более курьезно и даже дико.

Свадьба в Ледяном доме.

Церемония бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г. Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары, калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях, сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями, верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после – танцевала свой народный танец под народную музыку.

В. И. Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878, ГРМ

На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще … — то та и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
………………………………………………………
Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка
Кому то не видно, кажет их осанка!»

То, что Голициына и Буженинову обозвали здесь «ханским сыном» и «ханкой», не случайно. На правление Анны Иоанновны пришлась война с Турцией (1735-1739 гг.), в которой против России выступил также крымский хан, турецкий подданный, которого считали не меньшим врагом, чем сама Османская Порта. Таким образом, в подобном обращении к шутам, к тому же возимых в клетке, императрица решила высмеять крымского хана.

По окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов, рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель, оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.

После шутовской свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал таять и разваливаться. Привлекая внимание многих горожан, дом затмил собой на время все величественные постройки Петербурга. Однако он сохранился на страницах литературных произведений (в частности в романе Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом»), на гравюрах и живописных полотнах, став памятником, с одной стороны, высокому профессионализму зодчих и мастеров, а с другой – самодурству и расточительству власти, и людским трагедиям.

Ледяной дом - дворец из льда, построенный в Санкт-Петербурге в последний год царствования Анны Иоанновны, лютой зимой 1740 года; своеобразный синоним царского всевластия, деспотизма, тирании, разбазаривания государственных средств. Дворец был открыт 6 февраля 1740 года.

По поводу строительства Ледяного дома академик Санкт-Петербургской академии Георг Крафт писал, что «постройка дома - полезное открытие в области знаний, (потому), что до тех пор мало обращали внимания на лед как на «пригодный материал» и так мало сделано «ледяных открытий». Пожалуй, единственная положительная рецензия

История Ледяного дома

Идею создания настоящего, в полный рост дворца изо льда подали кабинет-министру императрицы Анны Иоанновны А. П. Волынскому В. Н. Татищев - российский историк, географ, государственный деятель и архитектор П. М. Еропкин. Ледяной дом предполагалось соорудить к придворному празднику - потешной шутовской свадьбе.

Дворец был сооружен между Адмиралтейством и Зимним дворцом: «Самый чистый лёд, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, чрез краткое время построен был дом, который был длиною в восемь сажен, шириною в две сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в три сажени».

«Архитектура дома была довольно изящна. Кругом всей крыши тянулась сквозная галерея, украшенная столбами и статуями; крыльцо с резным фронтисписом вело в сени, разделявшие здание на две большие комнаты; сени освещались четырьмя, каждая комната – пятью окнами со стеклами из тончайшего льда. Оконные и дверные косяки и простеночные пилястры были выкрашены зеленою краскою под мрамор. За ледяными стеклами стояли писанные на полотне «смешные картины», освещавшиеся по ночам изнутри множеством свечей. Перед домом были расставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не раз стреляли.

У ворот, сделанных также изо льда, красовались два ледяные дельфина, выбрасывавшие из челюстей с помощью насосов огонь от зажженной нефти. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома, на пьедесталах с фронтисписами возвышались остроконечные четырехугольные пирамиды.

Внутреннее убранство дома вполне соответствовало его оригинальной наружности. В одной комнате стояли: туалет, два зеркала, несколько шандалов, каминные часы, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. В другой комнате были стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась точеная чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты с марками. Все эти вещи без исключения были весьма искусно сделаны из льда и выкрашены натуральными красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели».

Роман И. Лажечникова «Ледяной дом»

Самое известная книга писателя, написана в 1835 году. События столетней давности Лажечников исказил в пользу так называемой славянофильской идеи, показывая на фоне сооружения дома конфликт между русским прогрессивным царедворцом Волынским и его приверженцами и фаворитом царицы Анны Иоанновны немцем Бироном. Немцы, естественно, изображены мерзавцами. Русские - молодцами. Александр Сергеевич Пушкин, анализируя книгу, писал Ивану Лажечникову о том, что «многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык», но упрекал автора в том, что «истина историческая не соблюдена», Волынский идеализирован, знаменитый русский поэт Тредьяковский изображен карикатурно

Повесть Юрия Нагибина «Квасник и Буженинова»

Советский писатель Юрий Маркович Нагибин той же теме посвятил повесть «Квасник и Буженинова», появившуюся в печати в 1986 году сначала в журнальном варианте. Повесть - пример исторической прозы. Написана просто, доступно, объективно, без идеологических намеков, но погружение читателя в описываемую эпоху полное.
Повесть выходила в 1988 году в сборнике «Вслед подвигам Петровым…» издательства «Молодая гвардия», сборнике «Повесть 86» издательства «Современник» в 1987 году, в сборнике «Поездка на острова»,издательства «Молодая гвардия» в 1987 году

Одна из своеобразнейших забав императрицы Анны Иоанновны, придуманная камергером А. Д. Татищевым в 1740 г. и связанная с потешным браком придворного шута императрицы, князя Михаила Алексеевича Голицына, и одной из ее приживалок, калмычки Авдотьи Ивановны, носившей фамилию Бужениновой. Специальная маскарадная комиссия под председательством кабинет-министра А. П. Волынского избрала для постройки «Ледяного дома» место на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом [еще в 1733 г. была выстроена на Неве ледяная крепость; постройки изо льда, в смысле курьезов, встречались и в Западной Европе]; под ее наблюдением и был выстроен дом, исключительно из плит чистого льда, положенных одна на другую и для связи политых водою; он имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот — два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями. Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах; вблизи помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою.

ГЛУПОСТЬ, ДОСТОЙНАЯ СВОЕГО ТВОРЦА!..

Выступив из мрака ночи с своими огнями, ледяной дом сиял металлическим блеском и далеко бросал от себя свет на Луговую линию, очертивши им пестрый полукруг лиц и ног; площадь казалась вымощенною верхушками голов. Нередко усиленный крик ледяного слона, или огненный фонтан, бивший из хобота его, или новая смешная фигура на окнах заставляли зрителей вторгаться за черту, заказанную слободскими десятскими и сотскими. Русские остроты сыпались часто под русскою палкою.

Посмотри, братец, - говорил один, - на первой картине немец в трехугольной шляпенке, в изодранном кафтанишке, худой, как спичка, бредет со скребницей и щеткой в руке, а на последней картине разжирел, аки боров; щеки у него словно пышки с очага; едет на бурой кобылке, на золотом чепраке, и бьет всех направо и налево обухом.

Эка простота! - возражал другой, - там входил он на Русь пешком, а тут гуляет по ней верхом; там, вишь, он чистил лошадку, а здесь едет на чищенной.

Ванька, а Ванька! это что за изба? - спрашивал один.

Баня, - был ответ...

Э! господин десятский, поберегите для переду свой веничек; здесь, на морозе, негоже поддавать пару...

Ступайте мимо, господин сотский; видишь, мы-ста сами стоим впереди тысячи.

Слышь? ледяной слон кричит!

И камни вопиют во времена тяжкие, - произнес какой-то книжник важным, поучительным тоном.

Таким образом, наши Бомарше с бородками, площадные ценсоры своего времени, тешили вдоволь глаза и языки свои. Казалось, они остротами отмщали на знати свою бедность и унижение и согревались от жестокого задушавшего мороза.

Государыня, государыня! - закричали сотские - и все замолкло благоговейною тишиной.

Заскрипел снег, тиснутый сотнями подков, зашипел он от множества порезов; показался эскадрон гусар и вслед затем сани государынины, за коими тянулся ряд экипажей. Из ледяного дома выступило несколько придворных на крыльцо и впереди всех Волынской. Когда сани поравнялись с ним, он был подозван к ее величеству. Она изволила милостиво расспрашивать его об устройстве дома и смеялась очень карикатурным изображениям, часто переменявшимся на окнах. Кабинет-министр давал замысловатые объяснения. Вдруг, при одной перемене, кто-то за санями государыни вскричал с сердцем:

Глупость, достойная своего творца!.. Чрезвычайно глупо!..

Не знаю, на чьей стороне глупость!..

ПРИДВОРНЫЙ ШУТ

По именному высочайшему повелению, к «курьезной» свадьбе Голицына с Бужениновой были доставлены в Петербург, из разных концов России, по два человека обоего пола всех племен и народов, подвластных русской государыне. Всего набралось триста человек. Маскарадная коммиссия снабдила каждую пару местной народной одеждой и музыкальным инструментом.

6-го февраля 1740 года, в день, назначенный для празднества, после бракосочетания сиятельнаго шута, совершеннаго обычным порядком в церкви, разноплеменные «поезжани» потянулись со сборнаго пункта длинным поездом. Тут были: абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, якуты, киргизы, калмыки, хохлы, чухонцы и множество других «разноязычников и разночинцев», каждый в своем национальном костюме и с своей прекрасной половиной. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые -на свиньях и т. д., «с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, в санях, сделанных на подобие зверей и рыб морских, a некоторые в образе птиц странных». Шествие открывали «молодые», красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне.

Свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым, с музыкою и песнями, проехав мимо дворца и по всем главным улицам, остановился у манежа герцога курляндскаго. Здесь, на нескольких длинных столах, был приготовлен изобильный обед, за которым каждая пара имела свое народное блюдо и свой любимый напиток.

Во время обеда Тредияковский приветствовал молодых следующим стихотворением:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка.
Еще... тота и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься…»

После обеда, «разноязычная» пары плясали каждая свою национальную пляску, под свою национальную музыку. Потешное зрелище это чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей. По окончании бала, пестрый поезд, предшествуемый по прежнему «молодыми», возседавшими в клетке на слоне, отправился в „Ледяной дом», который горел огнями, эффектно дробившимися и переливавшимися в его прозрачных стенах и окнах; ледяные дельфины и ледяной слон метали потоки яркаго пламени; «смешныя» картины в пирамидах вертелись, к полному удовольствию многочисленной публики, встречавшей новобрачных громкими криками.

Молодых, с различными церемониями, уложили на ледяную постель, а к дому приставили караул, из опасения, чтоб счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе...

Через девять месяцев после «курьознаго» праздника, императрица Анна Иоанновна скончалась, завещав, как известно, русский престол племяннику своему, принцу Брауншвейгскому, Иоанну Антоновичу. За малолетством последняго, управление государством перешло в руки матери его, принцессы Анны Леопольдовны, женщины доброй, мягкой, обладавшей прекрасными душевными качествами. Анна Леопольдовна, в первый же день своего правления, уволила всех шутов, наградив их приличными подарками. С этого времени оффициальное звание «придворнаго шута» уничтожилось навсегда. Хотя потом шуты и продолжали появляться при дворе, но уже под другим именем и не в шутовской одежде. В заключение, нам остается сказать несколько слов о дальнейшей судьбе князя Михаила Алексеевича Голицына.

В 1741 году он удалился в Москву, где его жена-калмычка вскоре умерла. От нея он имел двух сыновей: князя Алексея, умершаго холостым, и князя Андрея, женившагося на Анне Федоровне Хитрово и оставившаго многочисленное потомство. В 1744 г., князь Михаил Алексеевич обвенчался, в четвертый раз, с Аграфеной Алексеевной Хвостовой и прижил с ней трех дочерей: Варвару и Елену (младшую), умерших в девицах, и Анну, вышедшую замуж за отставнаго поручика конной гвардии Федора Григорьевича Карина, составившаго себе, в исходе прошлаго столетия, некоторую известность литературными трудами. Князь Михаил Алексеевич скончался в 1778 году в глубокой старости. Тело его погребено в селе Братовщине, по дороге от Москвы в Троице-Сергиеву Лавру.