Почему женатые (замужние) люди так похожи друг на друга? Почему люди похожи? Люди которые очень похожи друг друга.

29 марта 2017, 18:01

Прочитала интересную статью Натальи Радуловой: «Гляжусь в тебя, как в зеркало».

В ней она говорит о том, что люди зачастую влюбляются в тех, кто похож на них внешне, т.е. у них одинаковая форма подбородка, носа, век, губ и т.д. - разумеется, с поправкой на половые различия. Многие пары похожи на брата и сестру. С возрастом люди могут набрать вес, обзавестись морщинами, но основные черты остаются прежними, поэтому им комфортно друг с другом.В этой статье привожу сокращённый пересказ той статьи и комментариев к ней, после чего свои мысли по этому поводу и несколько дополнительных фотографий.

«Недавно в одном из буржуйских университетов провели эксперимент: испытуемым показывали фотографии разных людей и предлагали выбрать самого симпатичного. Среди всех этих фотографий был снимок и самого испытуемого, но переделанный - женщину с помощью лёгкой компьютерной графики превращали в мужчину, и наоборот. Ну, допустим, девушке добавляли чуток мужественности, кадык там, бородку, утяжеляли черты. Но в целом лицо, особенность его строения не меняли. И догадайтесь, какой снимок выбирали участники эксперимента? Кого человек называл самым красивым? Естественно, себя. Закамуфлированного, но себя.»
«В 2009 году учёные из Сент-Эндрюсского университета провели исследование и выяснили: женщины, как правило, выбирают похожих на себя мужчин. Подобный вывод сделали также и учёные из университета Ливерпуля в 2006 году.»






Причём то же наблюдается и в парах с существенной разницей партнёров в возрасте:

«И собаки не становятся со временем похожи на хозяев. Они изначально похожи. Хозяин выбирает ведь. Лучшие друзья или компаньоны могут быть разного роста, веса и возраста, но, скорее всего, будет что-то общее в их лице. Потому что нам комфортно с теми, кто словно является нашим вторым "я" хотя бы внешне.» - с этим я не вполне согласна, у питомца главное - характер, который со временем действительно адаптируется к хозяевам (а они к нему).

«А жительница Нью-Йорка, писательница Кристина Блум, даже запустила сайт знакомств для людей, ищущих партнера, который внешне был бы похож на них самих. В беседе с агентством QMI Agency автор идеи рассказала, что решила открыть такой сайт после того, как развелась с супругом и влюбилась в мужчину, оказавшегося похожим на неё. Блум призналась, что сначала не замечала, что она и её новый избранник похожи. Однако затем друзья всё чаще стали указывать ей на внешнее сходство с возлюбленным. После этого она заинтересовалась вопросом зависимости счастья в личной жизни от внешнего сходства партнеров и стала искать пары, состоявшие из похожих людей.»

Вот люди,которые познакомились на ее сайте

Надо сказать, некоторые из показанных пар не очень-то похожи, видимо, не все выбирают по визуальным признакам. А некоторые похожи, но уже расстались: «Похожая внешность неудержимо притягивает. Но если у людей разные сферы интересов, разные принципы и цели, то рано или поздно это начнёт вызывать ссоры. Вот так из-за одинаковой формы бровей, носа и подбородка люди влюбляются, а потом тратят годы на бессмысленные отношения, из которых не могут выпутаться.»

Надо сказать, любопытно это и если подтвердится, то будет множество следствий :
- теории происхождения народов : различные типажи внешности разделились,
- теория поиска партнёров, похожих на родителей : раньше родители и подбирали пару детям, причём порой в очень раннем возрасте и вполне успешно, теперь понятно как - по себе,
- есть теории о том, что черты лица коррелируют с чертами характера , а значит, родительские черты - знакомый характер, к которому ещё в детстве адаптировался,
- важность сходства не только из-за генетических причин : на свете много прекрасных людей, каждый красив по-своему, поэтому сложно предпочесть одного другому и всегда есть вероятность, что найдётся лучше, в то же время «свой» образ для человека особенный, это отправная точка для всех сравнений, и он не надоест, даже если смотреть на него ежедневно,
- теория, почему популярна косметика : яркая помада и длинные от туши ресницы становятся подсознательным сигналом, что женщина одна, т.к. если у неё есть партнёр, то она предпочтёт выбрать косметику поскромней, чтобы стать визуально похожей на него; примерно то же касается редко встречающихся цветов волос, например блонда, т.к. мужчины редко красят волосы; у подростков может быть наоборот, если они синхронно что-то меняют в своей внешности (необычная причёска, одежда), чтобы показать, что они пара,
- подобные теории аудиального и кинестетического уподобления супругов друг другу: например, если муж говорит громко, а жена тихо, то со временем он станет говорить тише, а она громче, чтобы получился примерно одинаковый уровень громкости,
- в большинстве случаев всё это неосознанно , что говорит о том, что Человек разумный, на самом деле, в самых важных вещах порой разуму своему не доверяет.

Возможные причины:
указанные выше:
- человеку привычна и нравится собственная внешность, поэтому нравятся люди, похожие на него;
- человеку нравятся его родители, поэтому нравятся люди, похожие на них;
- люди со временем адаптируются друг к другу, перенимают привычки, мимику и проч.;
а также:
- роль в воспитании: дети подражают родителям в поведении, внешности и прочем. Если родители сильно различаются, то детям придётся выбирать, кому из них подражать. Тогда два варианта: либо дети разделятся на два лагеря - «отцовский» и «материнский» - и скорее всего начнут с детским максимализмом соперничать, что будет расшатывать семью и способствовать её распаду; либо они будут брать часть черт у отца, часть у матери, что будет помогать поиску общего образа и способствовать укреплению семьи. Сходство родителей поэтому важно, т.к. снижает риск распада семьи по вышеуказанной причине, а также обеспечивает больший эмоциональный комфорт, поскольку дети будут похожи на обоих, но каждый будет ощущать, что они похожи именно на него;
- наследование информации: люди наследуют не только генетическую информацию, и не только «национальную» - язык, традиции, законы и обычаи - но и «семейную», которая может представлять собой, помимо каких-то родовых традиций, также и особенности поведения, мимики, образа жизни и проч. Сходство родителей позволяет бесконфликтно передавать эту информацию потомству.

Кривых Л.В.

Научный сотрудник Института философии РАН

Знаки невербальной коммуникации в современном мультикультурном пространстве.

Логика развития исторического процесса свидетельствует о том, что мы движемся по пути интеграции разных культур. Их встреча и взаимодействие превращаются в взаимопроникновение и взаимовлияние. Мы обречены на то, что всё чаще встречаемся лицом к лицу с другими мирами. Это происходит тогда, когда в нашей жизни появляются представители других культур. Научиться эффективному взаимодействию с другими – это, с одной стороны, сложная наука, а с другой стороны – тончайшее искусство. Понять язык другого означает не только научиться бесконфликтному общению, но и расширить границы своего индивидуального сознания. Кроме того, обогащение своего жизненного опыта через знакомства с другими культурами способствует индивидуальному личностному росту и открытию в себе новых возможностей и способностей. В современном мире личность тем богаче, чем больше языков общения она освоила. Они раскрывают перед ней новые жизненные горизонты.

В своих воспоминаниях К.-Г. Юнг приводит любопытный разговор, имевший место между ним и вождем одного из племен американских индейцев: « Видишь, - сказал Охвией Биано, - как жестоко выглядят белые. Их губы тонки, они остроносы, их лица покрыты морщинами и искажены складками. У них вытаращены глаза; они всегда что-то ищут. Что они ищут? Белые всегда хотят чего-то; они всегда тревожны и беспокойны. Мы не знаем, чего они хотят. Мы не понимаем их. Мы думаем, что они сумасшедшие.

Я спросил его, почему ему кажется, что все белые сумасшедшие.

Они говорят, что они думают головами, ответил он.

Ну конечно. Чем же думаете вы? – удивленно спросил я его.

Мы думаем тут, - сказал он, показав на сердце». 1

Приведенный пример дает нам прекрасную иллюстрацию того, сколь отличны мы друг от друга. Это отличие не ограничивается нашей внешней несхожестью, оно затрагивает глубинные структуры нашего подсознания. Приведенный выше диалог представляет собой встречу (скажем, не просто встречу, а встречу на грани столкновения) двух картин мира. Эти внутренние миры определяют не только ведущий тип индивидуального сознания, но и задают, конструируют, определяют место человека в природе. И в этом случае мы сталкиваемся с разными мироощущениями, или иными словами – с разными типами культур. Один тип культуры предполагает антропоцентрический взгляд на мир. В этом случае, как высказывался один из персонажей романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но если это мастерская, то построил её человек, и значит она – продукт его труда. Иное миропонимание предполагает прямо противоположное отношение к природе. В этой картине мира природа – это храм. Более того- это не простой храм: человек приходит в него, чтобы получить новые знания, раскрыть свои непознанные возможности. Нахождение в нем (погружение, уединение) открывает человеку новые пути, в том числе и для постижения самой природы, без чего невозможно и самосовершенствование. В этих разных подходах существуют разные представлениях о взаимоотношениях человека и природы. Ощущение природы как продолжение человека позволяет ему рассматривать её в качестве результата, плода своей деятельности. Логика отношения к присвоенной природе такова: если это дело моих рук, то и распоряжаться этим я могу по своему усмотрению. В таком случае природа перестает быть источником вдохновения, наслаждения, подражания и т.д. Она становиться элементом жизнедеятельности. Именно это можно наблюдать в европейской культуре, где среда обитания человека действительно является продуктом его деятельности. При другом подходе – человек является неотделимой частью природы. В этом случае это его храм, дом.… В любом случае – её необходимо беречь, сохранять и бережно относиться ко всему, что к ней относиться.

Потребность в общении.

Существует большое количество научных данных, свидетельствующих о том, что потребность в общении является одной из фундаментальных потребностей человека. Психологам известны случаи, когда младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и, в конце концов, погибают. Не менее губительно длительное отсутствие эмоциональных связей и для взрослого человека. Оно может вызвать у него временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Об этом же свидетельствуют и восточные практики. Среди существующих в Японии духовных испытаний для самосовершенствования по системе «дзен» есть так называемые «моритао»: человека помещают на неделю и более в пустынную пещеру и накладывают при этом табу на все виды общения. Разговаривать при этом нельзя даже с самим собой. Не всякий в состоянии пройти это испытание, а те, кто прошли, свидетельствовали, что жажда общения, которую они испытывали к концу срока изоляции, становилась невыносимой, и в дальнейшем встреча абсолютно с любым человеком и беседа на любую тему доставляли им острую радость.

Общаясь, мы невольно становимся участниками встречи с другим «я». Порой этот другой существенно отличается от нас. Это отличие в одежде, языке, нормах и стиле поведения делает наш контакт затруднительным, а порой даже совсем невозможным. Однако главные причины такого рода затруднений лежат за пределами очевидных различий. Они коренятся, как уже говорилось выше, в различиях мироощущений, в ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, стоящее на пути решения этой проблемы состоит в том, что мы воспринимаем другого через призму своей собственной культуры, поэтому наши восприятия ограничены её рамками. Такой бессознательный процесс восприятия и оценка другого, при котором мы не осознаем этих культурных фильтров, затрудняет плодотворность нашего взаимодействия. Р азные мироощущения находят свое отражение и в поведенческих актах общения. Для того чтобы распознать и «прочесть» разные картины мира необходимо, прежде всего, знать, с помощью каких знаков осуществляется это общение в разных культурах. 1

Недавно американские ученые смогли объяснить, откуда в мире появляются похожие люди, и в частности, это касается того, почему китайцы настолько похожи между собой. Оказалось, что чем более изолированно развивается определенная этническая группа, тем большую схожесть приобретают ее представители.

Майкл Шихан, который занимает должность доцента нейробиологии в Корнельском университете, говорит о том, что набор генов, которые отвечают непосредственно за внешний вид человека, представляет собой своеобразную колоду карт в руках природы, и вне зависимости от того, каким образом ее тасовать, периодически выпадает такая комбинация, которая уже встречалась ранее.

Почему это происходит?

Ученые определили, что похожие люди появляются по той причине, что определенное количество генов связано с внешностью гораздо больше, чем с какими-либо другими областями анатомии человека. Конечно, пока еще ученые не смогли определить, какие конкретно гены отвечают за ширину носа, форму лица и ушей, а также прочие особенности внешности. Но понятным остается один факт - если люди, которые не являются друг другу родственниками, но имеют внешнюю схожесть. Они будут также похожи между собой и на генном уровне, и гены, отвечающие за внешний облик человека, являются превосходной иллюстрацией этого.

Интересным является тот факт, что человеческие лица между собой различаются гораздо больше по сравнению с такими частями тела, как ступни или же руки. Скорее всего, в процессе эволюции был сделан отдельный акцент на детализации человеческих лиц для того, чтобы представители определенной семьи могли легко отличаться от других.

Группы

В процессе эволюции сформировалось несколько основных этнических групп, в которых и встречаются похожие люди. Наиболее крупной такой группой являются китайцы и хинди, и при этом, соответственно, максимальный шанс встретить своего двойника присутствует непосредственно внутри определенной этнической группы. Другими словами, практически исключается возможность того, что китаец сможет встретить невероятно похожего на себя человека среди афроамериканцев. При этом стоит отметить тот факт, что внутри азиатской группы может присутствовать огромнейшее количество двойников, и похожие люди здесь встречаются гораздо чаще, чем где-либо еще.

Такая идентичность в определенных случаях доходит до уровня однояйцевых близнецов, когда сходство является не только внешним, но и внутренним, так как практически идентичный набор генов может присутствовать даже у людей, у которых нет близкого или отдаленного родства.

Как правило, люди, похожие друг на друга и имеющие одну национальность, отличаются похожим набором генов, так как в изолированных этнических группах всевозможные вливания со стороны даже соседствующих групп были минимизированы.

Сколько может быть двойников?

Природа периодически создает копии человека, но при этом академическая наука достоверно не может сказать о том, почему они появляются, и остаются только догадки. Конечно, наиболее распространенной на сегодняшний день является описанная выше версия, которая говорит о том, что люди, похожие друг на друга, отличаются идентичным генетическим устройством. По неизвестной на данный момент причине появляется несколько «версий» какого-то человека, и при этом все они имеют практически идентичную ДНК. Таких двойников в научных кругах принято называть биогенными, так как, несмотря на то что они имеют разных биологических родителей, они отличаются схожими генами.

Нередко случается и так, что в природе появляется огромнейшее количество одинаковых людей в короткие промежутки времени, а случаются и такие инциденты, когда эти интервалы растягиваются на сотни или даже тысячи лет. Именно поэтому не стоит удивляться, когда увидите на улице двойника какого-нибудь известного классика или политического деятеля.

Математический расчет

Математики также решили заняться этим вопросом и внести свою лепту в расследование того, почему люди похожи друг на друга. В частности, была использована теория вероятности, по которой шансы случайного совпадения наборов генов далеко не равняются нулю, ведь людей несколько миллиардов, и это число только растет.

Некоторые ученые говорят о том, что феномен возникновения таких двойников обуславливается так называемым «тайным родством». Даже если использовать стандартный математический анализ, можно понять, что любой человек уже через 8 поколений - это потомок 256 родственников, связанных между собой кровным родством. Таким образом, если говорить уже не о 8, а, например, о 30 поколениях, то это будет миллион людей, и все эти близкородственные связи основываются на передаче генетического материала. В связи с этим, в какой-то степени все люди в определенной этнической категории являются родственниками в некоторой степени.

Двойники известных людей

Интересные примеры того, какими бывают очень похожие люди, можно найти на отечественных просторах. Например, пока Алла Пугачева и Филипп Киркоров были супругами, Примадонна говорила о том, что ей нравится Немцов, так как он очень сильно похож на ее мужа. После этого многие люди действительно присмотрелись к ним и поняли, что у них одинаковые уши, глаза, нос, и оба на тот момент были кудрявыми и отличались весьма веселым характером, но при этом не имели никакого даже приблизительного родства.

Исторические двойники

Есть также двойники, которые чрезвычайно сильно разнесены по времени. К примеру, в конце III века в Риме правителем был император Максимин, который был практически идеальным двойником Адольфа Гитлера, и при этом остался в истории в качестве чрезвычайно жесткого диктатора. Смерть его была такой же бесславной, как и далекого потомка.

Очень сильно схожими являются бюсты Фивы Монтуэхмета (правителя древнеегипетских Фив) и Мао Цзэдуна, несмотря на то что правитель Фив проживал более чем за 700 лет до нашей эры.

Грим

Наверное, каждый житель или гость столицы обращал внимание на то, что на Красной площади практически всегда можно встретить двойников Ленина, Сталина и еще огромнейшего количества других знаменитых личностей, подрабатывающих тем, что фотографируются с прохожими. Также подобных двойников можно встретить и в разнообразных театрализованных представлениях.

На самом деле достаточно часто случается так, что схожесть присутствует только в расовом и антропологическом типах, а также внешнем оформлении и пропорциях лица. Если таких людей раздеть и полностью смыть грим, то в таком случае схожесть или полностью исчезнет, или уже будет не такой очевидной, что является достаточно важным. Конечно, достаточно часто различные театральные труппы предпочитают нанимать в свой состав именно настоящих двойников, а не просто загримированных личностей, так как это позволяет сделать представление действительно уникальным.

Как найти своего двойника?

На самом деле в эпоху информационного развития в этом нет ничего сложного. Внешне похожие люди достаточно часто встречаются в Интернете, и нередко можно увидеть такие фотографии в новостях, на каких-либо сайтах или же в различных социальных сетях. Уже существует огромнейшее количество прецедентов, когда люди находили своих двойников в сети и выкладывали фотографии для сравнения.

Есть даже специализированные сайты, через которые находятся похожие люди в мире по фотографии. Некоторые предоставляют возможность найти собственную копию только среди звезд или исторических деятелей, в то время как возможности других расширены до того, что можно найти собственного двойника даже среди обыкновенных людей из других стран. На таких ресурсах вполне достаточно просто загрузить собственную фотографию в определенном формате, после чего через несколько дней получить одну или даже несколько фотографий людей, очень сильно похожих на вас. При желании можно найти похожие лица людей, которые вам интересны, а не искать собственного двойника.

Схожесть между супругами

Многие люди часто замечают, что пары, которые на протяжении длительного времени живут вместе, начинают походить друг на друга, и некоторые даже становятся настолько похожими, что потом их воспринимают как брата и сестру. В первую очередь многие стараются объяснить, почему люди похожи в данном случае, тем, что достаточно часто мы сами выбираем партнеров, похожих на нас в определенной степени, но помимо этого даже черты лица с течением времени начинают становиться аналогичными.

В процессе проведения исследований ученые определили, что визуальная схожесть представляет собой достаточно важный фактор для притяжения двух людей друг к другу. В частности, было определено, что чаще всего притягиваются два похожих человека противоположного пола, особенно если у них схожи черты лица.

Чем это объясняется?

Это объясняется врожденной склонностью к тому, что каждый человек ищет того, кому можно будет доверять и кого он «знает». Видя в ком-то буквально отражение самого себя, мы начинаем автоматически ассоциировать человека с этими мыслями.

Еще более интересным является тот факт, что люди, которые визуально похожи друг на друга, склонны к долгосрочным отношениям, они могут максимально доверять друг другу и наслаждаться беззаботным сожительством. По мнению психологов из университета Мичигана, пожилые пары, которые на протяжении нескольких десятков лет живут вместе, с течением времени тоже начинают становиться похожими, потому что люди, имеющие тесную связь, зачастую имитируют бессознательно различные выражения лица и жесты своих близких.

Помимо всего прочего, нельзя не сказать о том, что счастливые пары отличаются зачастую схожими физическими характеристиками.

Наиболее важную роль в данном случае играет генетика, так как люди с разными генетическими показателями начинают привлекать друг друга гораздо больше, по сравнению с людьми, имеющими схожий генетический код.

Даже обычные люди часто замечают, например, что многие женщины часто интересуются мужчинами, которые напоминают их отцов - это подсознательный акт отбора. Отцы представляют собой образец для подражания для юных девочек, и данная модель впоследствии подсознательно откладывается и формирует дальнейший выбор супруга уже взрослой женщины. Именно это и является одной из причин того, почему достаточно часто пары схожи между собой.

Люди, которые принадлежат к одной религии, расе, возрасту и социальному слою, всегда более склонны к развитию действительно крепких и продолжительных отношений. Подсознательно их подталкивает друг к другу тот факт, что для них культура, традиции и пищевые привычки не являются каким-либо препятствием, а только являются очередной схожей чертой.

Если люди живут вместе на протяжении длительного времени, то у них больше шансов на то, что в конечном итоге они адаптируются к своему партнеру, и этот жизненный опыт, по словам ученых, в конечном итоге отражается на чертах лица. Но достоверно сказать о том, почему люди похожи друг на друга, никто так и не смог.

Люди не похожи друг на друга. Природа разделяет их по полу, расе, возрасту. Так возникает естественная структура. Естественные различия уже могут стать основой для появления неравных социальных отношений.

Но люди вступают в общение, между ними осуществляются различные взаимодействия и связи. При этом социальными называются связи, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями и т.п. Ключевое значение здесь имеет общественное разделение труда.

Связи людей в их совокупности составляют социальную структуру или относительно устойчивые отношения людей, порядок их взаимодействия и дифференциации. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Именно различия формируют мир отношений – экономических, социальных организационно-технических, правовых, нравственных.

Чем определяется та или иная социальная структура? Прежде всего, господствующими производственными отношениями или экономическим базисом общества (Маркс); производительными силами как продуктом технического прогресса; различиями в социальных позициях людей в зависимости от их профессий, возраста, образования, доходов и прочего. Социальная структура есть всегда результат взаимодействия многих факторов, не застывшая конструкция, а динамичное целое.

Социальную структуру подразделяют на:

Социально-классовую (разъединение людей на классы, сословия, социальные группы, слои);

Социально-этническую (как результат соединения людей территорией, экономикой, культурой, психическими особенностями на исторические общности –рода, племена, народности, нации, этносы);

Территориальную – по основным типам поселений (город, макрополис, село, рабочие поселки и т.п.);

Демографическую – по возрасту, полу (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры);

Семейно-бытовую (соседи, родственники, дети, брачные и внебрачные связи).

Выделяют и социально-профессиональную, образовательную, религиозную и другие структуры.

Таким образом, структура предполагает определенную группировку людей, их дифференциацию или интеграцию, характеризующую место в обществе.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определяют положение человека (индивида) в обществе.

Номинальные параметры: Ранговые параметры:


Пол Образование

Раса Доход (заработная плата)

Этническая принадлежность Богатство (наследство или

Вероисповедание накопление)

Место жительства Престиж

Область деятельности Власть

Политическая ориентация Происхождение

Язык Возраст

Административная должность

Интеллигентность


Совокупность этих параметров и будет определять место индивида или группы в социальной структуре.

Отличительная особенность номинальных параметров в том, что на их основании нельзя определить какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Нельзя мужчину поставить выше женщины (только потому, что он мужчина) или представителей различных национальностей, религий.

Номинальные параметры устанавливаются в обществе как элементы общечеловеческой культуры на определенные исторические периоды. Сейчас распределение людей по этажам социальной структуры по номинальным параметрам рассматривается как несправедливость, угнетение, нежелательная ситуация. В обществе идет борьба за равноправие женщин, против национального угнетения, за повышение прав регионов по отношению к центру и т.д. По номинальному параметру общество может быть полностью однородно.

Номинальные параметры, горизонтальная дифференциация могут оказывать существенное влияние на ранговые показатели (хотя и не описывают статусные различия). Например, мужчины получают вознаграждение за труд в среднем больше, чем женщины. Номинальные показатели могут переходить в ранговые, а члены группы на основе номинальных различий пытаются поставить себя выше других. Национальность может быть в каком-то обществе ранговым показателем, если культурным приоритетом здесь является расизм. Но перевод номинальных параметров в ранговые отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей в обществе, может привести к конфликтам.

Важной характеристикой статусной структуры являются отношения социального неравенства. Они существовали на протяжении всей истории человечества. И хоть они осуждались, люди постоянно создавали новые виды социальных структур, основанных на неравенстве. Истоки социального неравенства в природных различиях людей, в результате отдельные из них получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Далее закрепляется такое положение, которое складывается в ходе обмена. Это уже осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или группы в социальной структуре при условии наличия в его (их) распоряжении необходимого количества ценностей.

Позиции индивидов превращаются в устойчивую систему социальных статусов. Социальный статус – это ранговое место индивида или группы по некоторому одному показателю. Социально-демографическая структура представлена таким статусом как возраст (и номинальным показателем по полу). Социально-политическая структура характеризуется показателем власти и престижа. Социально-экономическая – дохода и богатства.

Ранговые параметры – это характеристики социальных структур, основанных на неравенстве. Из всех ранговых показателей можно выделить власть. В отличии от других он универсален, при его высоком параметре дает возможность быстрее достичь других.

Социальная стратификация.

Современное общество характеризуется наличием групп. Каждая из них обладает своими ресурсами богатства и власти. Без знания распределения ценностей и степени неравенства между ними, т.е. без знания реальной социальной структуры невозможно понять как функционирует и развивается общество. Совокупность таких знаний есть теория социальной стратификации.

Страта – это большая группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии общества, т.е. это элемент в структуре социального неравенства людей. Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социологической теории. Ее основы были заложены Вебером и развиты Парсонсом, Эдвардом Шилзом (р. 1911), К. Девисом, У. Муром.

Основные принципы этой теории следующие:

1) изучать все без исключения социальные слои общества, независимо от того большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие основные или второстепенные роли;

2) соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев. Их множество, если берется тот или иной, то применяется ко всем без исключения группам;

3) этих критериев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного и глубокого описания каждого слоя.

Социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стратификационная система, обусловленная различием социальных ролей и позиций, разделением труда, системой ценностей и культурных стандартов этого общества.

По сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет два существенных отличия: во-первых, стратификация – ранговое расслоение, по ранговым параметрам, когда высшие слои в более привилигированном положении, чем низшие, во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества. И так сверху вниз, но в современном развитом обществе низшие, неимущие слои могут быть меньше среднего.

Стратификация предстает как система признаков (ранговых параметров), социальная структура конкретного общества и перемещение групп по вертикали и горизонтали (социальная мобильность).

Стратификация выступает и как метод выделения соответствующих слоев и как портрет самого общества. Таким образом, стратификация - это процесс и состояние. Причем, индивиды, группы находятся в неравных отношениях друг к другу и располагаются по стратам в соответствии с собственностью, властью, профессией, образованием, престижем. Неодинаковость положения групп, разная их общая оценка и составляют суть стратификации.

Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что общество надо разделять по критериям дохода (богатства, накопления), влияния на поведение людей и исполнения социальных ролей, наличия знаний, умений, навыков, которые вознаграждаются обществом.

В настоящее время наиболее признанной является теория формирования социальных страт Дэвиса и Мура. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам и побуждает их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам.

Общество использует два пути для стимулирования наилучшего исполнения социальных ролей: конкуренцию в достижении наиболее привлекательного статуса и неконкурентную мотивацию к выполнению функциональных обязанностей.

Для распределения индивидов по социальным статусам и их мотивации реализуется практика вознаграждения, причем дифференцированного по статусам. Более высокий ранг у тех социальных позиций, которые имеют функциональную значимость или важность для общества и требуют больших способностей, лучшей подготовки. Например, управляющих, политических деятелей, экспертов. Эти позиции заполняются достаточно легко, но общество предъявляет жесткие требования к исполнению соответствующих социальных ролей.

С точки зрения Дэвиса и Мура, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли, трудностях заполнения статуса, функционально необходимого для общества.

Классы.

Особое место в стратификации занимают классы. Первым развернутую картину классового общества дал Маркс. Появление классов вызвано формированием частной собственности. Основой разделения на них является наличие или отсутствие собственности. По Марксу, развитие классов ведет к усилению различий, антагонизму классов, т.е. классы – это экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые существуют в любом обществе, основанном на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных влиять на социальные конфликты. Маркс делает следующие предположения: 1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают, когда одна из групп населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляются. Такие ресурсы рассматриваются как частная собственность. 2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью (рабы, вода, земля, капитал – ее виды в разные исторические периоды). Все социальные системы основаны на двух антагонистских социальных классах. 3. Классовые отношения предполагают с необходимостью эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса. Такие отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений в обществе. 4. Существуют объективные (обладание ресурсами) и субъективные (факт принадлежности к нему) признаки класса. Когда последние осознаются, тогда члены его начинают действовать сообща, в интересах своего класса.

Учение Маркса о классовой борьбе имеет много последователей среди социологов и политологов современного общества в части социальных структур, межклассовых конфликтов, борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. Наиболее влиятельным альтернативным марксистской теории представляется подход Вебера. Он признавал марксистское деление общества на классы, но считал его узким, не отражающим сложности и глубины социальной дифференциации общества. В отличие от Маркса Вебер выделяет иные факторы формирования отношений неравенства. Во-первых, он рассматривает престиж, как один из важнейших признаков социального класса. Во-вторых, рассматривает класс, как группу людей со сходными возможностями «продвижения» и возможностями карьеры. В-третьих, как и Маркс, Вебер видит в качестве базового в образовании классов отношение к собственности, но придает разделению внутри основных классов значительно большее значение, чем Маркс. Например, Вебер разделяет класс собственников и «торговый» класс, на несколько классов разбивает рабочий класс (в зависимости от вида собственности предприятия, на котором рабочие работают). В-четвертых, в отличие от Маркса, Вебер рассматривает бюрократию как класс, как необходимо звено власти в обществе. В-пятых, впервые закладывает в основу классового разделения систему стратификации, существующую в данном обществе.

Современные теории классов также основаны на теории стратификации, видят в отношении к собственности базовое различие, но признают и другие классобразующие факторы как должностной статус, власть, престиж и др. Если социальная страта – разделение по одному параметру, то социальный класс – не только укрупненная страта. Во-первых, его основой служит ряд классовообразующих параметров, причем владение (распоряжение) ресурсами – основа классового разделения. Во-вторых, социальный класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается традициями, классовым сознанием. В-третьих, каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Особое внимание проявляет социология к маргиналам – социальным общностям, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно. Маргинал (от лат.) – находящийся на краю. Основная предпосылка маргинальности – одиночество, утрата связи с общностями. Например, человек переехал из села в город, нашел работу, но разорвал естественные связи с прежней средой (уже не крестьянин, еще не рабочий). Это промежуточное положение долго и мучительно переживается. Маргинальность противоречива. С одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность. Но, с другой, возможный этап на пути социальной мобильности, которая есть в обществе. Маргинализация – это и движение по пути формирования новых общественных структур и общностей.

Но маргинальные группы приобретают устойчивое, стабильное состояние, у них складывается специфический нравственный кодекс, особый стиль жизни. Маргиналы, компенсируя свое промежуточное положение, «надевают» маску, принимают облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Они имитируют чужой образ жизни. Находясь в обществе, фактически пребывают вне его. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цинизма.

Маргиналы присущи и нашему обществу. На протяжении всего социалистического строительства маргинальность была заметным явлением. «Барачная» субкультура, индустриализация (перемещение огромных крестьянских масс на стройки и в города), освоение целинных и залежных земель (городская молодежь на землю) и т.п. Маргинализацию в нашей стране уже не одно десятилетие питают миграционные процессы. Почти ¾ граждан России в возрасте старше 30 лет живут и работают не там, где родились.

В ряде социальных общностей формировались такие элементы социальной структуры, как вахтовики, лимитчики, стройбатовцы, шабашники, бомжи. Существующая до сих пор система прописки – еще один источник маргинальности, ибо человек теряет статус частного лица – гражданина, личности, теряет индивидуальность. Многие проблемы порождены и ослаблением, распадом семейных связей.

Среди моделей стратификации наиболее известна модель У. Уотсона (с 30-х гг. в США). Ее суть в большой дифференциации общества. В развитом западном обществе выделяются:

1. Верхний – высший класс. Это представители влиятельных и богатых династий, у них значительная власть, богатство, престиж. Их положение прочно и не зависит от конъюнктуры рынка.

2. Нижний – высший класс. Это банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм. Они достигли такого положения в ходе конкретной борьбы и благодаря различным своим качествам, ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуации в обществе. Верхний – высший класс считает их выскочками. Они не имеют влияния во всех сферах.

3. Верхний–средний класс. Он включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих, крупных юристов, врачей, спортсменов, научную элиту. В своих областях деятельности у них высокий престиж. Их называют богатством нации.

4. Нижний–средний класс. Это наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие. В развитых западных странах сейчас это наиболее многочисленный слой. Его устремление к повышению статуса, а для этого заинтересованность в стабильности общества. Он – основная поддержка власти.


Бывает же иногда такое, что в российской глубинке, живущая в деревне девушка похожа, например, на Софи Марсо. А парень из соседнего подъезда - ну, вылитый Бред Пит! Почему люди бывают похожи внешне друг на друга, имея различных родителей и проживая, порой, в разных странах? На этот довольно специфический вопрос попробуем ответить в данной статье.

Некоторые ограничения

Все дело в том, что у матери-природы не так уж и много форм и материалов для создания человеческих образов, как на первый взгляд может показаться. Все мы знаем, что существует всего лишь несколько человеческих рас и люди в пределах одной из них имеют зачастую довольно схожие физиономические черты. Так, китайцы, к примеру, особенно с точки зрения европейца, выглядят сильно похожими между собой. Интересно, что «черная раса» также воспринимает всех «белых», как похожих друг с другом.

Роды и гены

По данным ученых, каждая раса насчитывает внутри себя от 400 до 600 различных родов, отличаемых генетически. Так что вариаций в пределах расы и рода также не слишком уж много, учитывая общее население планеты Земля. Эти причины считаются довольно объективными в вопросе похожести людей, не являющихся родственниками.

Родственники и супруги

Родственники, понятное дело, могут быть схожи между собой даже с разрывом в два-три поколения. Интересно, что супруги, прожившие много лет вместе, также становятся похожими друг на друга.

Оптический обман

Зачастую похожесть людей определяется мимикой, жестами, поведенческими особенностями. Так, скопировать можно практически любого жителя Земли. Чем и пользуются, например, пародисты известных личностей.