Символ мироздания в буддизме. Буддийские символы

Э тот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.

Зонт - традиционный символ благородного происхождения и защиты. Его тень бережет от палящего солнца, ее прохлада символизирует защиту от болезненного жара страдания, желания, препятствий, болезней и вредоносных сил. В качестве символа благородного происхождения и особенного богатства зонт указывает на положение в обществе: чем больше зонтов несутся окружением, тем выше статус. Традиционно тринадцать зонтов соответствовали статусу короля, и ранний буддизм в Индии заимствовал это число в качестве символа верховного положения Будды - «вселенского монарха» или Чакравартина. Тринадцать колес в форме зонтов соединяются в конические шпили ступ, которые отмечают главные события жизни Будды или содержат его реликвии.

Зонт над головой естественным образом означает славу и уважение, что и привело к его становлению в качестве значительного символа в раннем буддийском искусстве. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

По другой версии считается, что король Нагов поднес Будде именно зонт, украшенный драгоценными камнями. Зонт был сделал из золота, а камни по его краям источали нектар. Мелодичные колокольчики свисали с него, а рукоятка была сделана из сапфира. На изображениях часто встречается большой белый зонт тонкой работы над головой Будды, и этот большой белый зонт позже превратился в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый Зонт» - это один из наиболее сложных йидамов Ваджраяны - тысячерукая, тысяченогая, тысячеголовая и смотрящая «тысячами миллионов» глаз. Ее двурукая форма часто изображается держащей белый зонт над сидящим Буддой. Типичный зонт в буддизме состоит из длинной белой или красной сандаловой рукоятки или оси, сверху украшенной маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его куполоподобный остов покрыт белым или желтым шелком и складки шелковой бахромы окантовывают края вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками. Иногда зонт также бывает украшен павлиньими перьями, висящими ожерельями из драгоценных камней и подвесками из хвостов яка.

Церемониальный шелковый зонт обычно чуть меньше полутора метров в диаметре, что позволяет держать его как минимум в метре над головой. Часто встречаются также квадратные или восьмиугольные зонты, и большие желтые или красные зонты часто подвешиваются над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах. Белый или желтый шелковый зонт это символ духовного владычества в то время как зонт из перьев павлина чаще представляет мирскую власть. Купол зонта символизирует мудрость, а его свисающие шелковые оборки - разнообразные методы сострадания или искуссные средства. Белый зонт, который был поднесен Будде в наибольшей степени символизирует его способность защитить всех существ от заблуждений и страхов.


2. Золотые рыбки

Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.

В санскрите две рыбы известны под названием матсьяюнгма, что значит «пара рыб». Это указывает на их происхождение от символа двух священных рек Индии: Ганги и Ямуны. Метафорически эти реки представляют солнечные и лунные каналы или психические нервы (нади), которые начинаются от ноздрей и несут перемежающиеся ритмы дыхания или праны.

В буддизме золотые рыбы представляют счастье и так как они обладают полной свободой движения в воде. Они также плодородие могут очень быстро размножаться. свободу от ограничения касты легко смешиваются прикасаются

Рыбы часто плавают парами и в Китае пара рыб символизирует супружеское единство и верность. Две золотые рыбы, женского и мужского пола, обычно изображаются симметрично и в форме карпа с грациозными хвостами, плавниками и жабрами, а также длинными усиками, начинающимися от верхней челюсти. Карпы традидионно считаются святыми рыбами востока из-за их элегантной красоты, размера и долголетия, а также из-за того, что ассоциируются с определенными благосклонными божествами. Золотые рыбы являются аттрибутом индийского махасиддхи Тилопы, и символизируют его реализацию равно как и его способность освобождать людей из океана цикличного существования - Сансары. По одной из версий, пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.


3. Драгоценная Ваза

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего - обретение освобождения и Просветления. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Символ долгой жизни, богатства и процветания. Ваза драгоценностей это в основном символ некоторых йидамов богатства, таких как Дзамбала, Вайшравана и Васудхара, она является их атрибутом и обычно располагается у их ног. Одна из форм богини богатства Васудхары стоит на паре горизонтальных ваз с драгоценностями, из которых выливается бесконечный поток драгоценных камней.

В качестве священной «вазы изобилия» (тиб. бумпа дзангпо) она обладает свойством спонтанного проявления: как бы много драгоценностей ни было взято из вазы, она остается неизменно полной. Типичная тибетская ваза с драгоценностями изображается в виде богато украшенной золотой вазы и мотив из лепестков лотоса опоясывает ее различные части. Одна драгоценность исполняющая желания или группа из трех драгоценностей венчают ее верхний край в качестве символа Будды, Дхармы и Сангхи. Великая ваза с драгоценностями согласно описаниям в подношении Мандалы сделана из золота и украшена многочисленными драгоценными камнями.

Шелковый шарф из мира богов обвязан вокруг ее горлышка, а верх запечатан деревом исполнения желаний. Корни этого дерева источают концентрированную воду долголетия, чудесным образом создавая все виды богатства. Запечатанные вазы с драгоценностями могут размещаться или закапываться в священных местах земли, таких как горные перевалы, места паломничества, источники, реки и океаны. В этом случае их функция состоит распространении изобилия и умиротворении духов, там обитающих.


4. Лотос

Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений. Он представляет расцвет благородных качеств, которые проявляются абсолютно независимо от несовершенства цикличного существования. Лотос, на котором сидят или стоят будда-аспекты представляет их священное происхождение. Они спонтанно проявляются, врожденно совершенны и абсолютно чисты телом, речью и умом. Эти аспекты проявляются в цикличном существовании, но при этом они полностью не загрязнены его недостатками, эмоциональными препятствиями и умственными завесами. Лотос это эмблема Амитабы - красного Будды запада и «главы лотосового семейства или семьи падмы».

Качества Амитабы связаны с краснотой огня, жизненными жидкостями, вечерними сумерками, летним сезоном и трансформации страсти в различающую мудрость. Супругой Амитабы является Пандара и красный лотос - это ее аттрибут. Главным бодхисаттвой Амитабы является Падмапани Авалокитешвара - «Держатель Лотоса» - бодхисаттва великого сострадания. Лотос в буддизме обычно состоит из четырех, восьми, шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух, шестидесяти четырех, ста или тысячи лепестков. Эти числа символически соотносятся с внутренними лотосами или чакрами тонкого тела, а также к числу составных частей мандалы. В качестве аттрибута, который держится в руке, лотос обычно розовый или светлокрасный из восьми или шестнадцати лепестков.

Цветки лотоса также могут быть белыми, желтыми, золотыми, голубыми и черными. Белая Тара, например, держит в руках шестнадцатилепестковый белый лотос утпала. Желтый или золотой лотос обычно известны, как падма, а более распространенный красный или розовый лотос называется камала. Санскритский термин утпала особенно соотносится с голубым или черным «ночным лотосом», но его тибетский эквивалент под тем же именем может относиться к любому цвету лотоса.


5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо

Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

Белая раковина, чья спираль разворачивается по часовой стрелке, это известный индийский атрибут героических богов, чьи могучие раковины провозглашали их мужество и победы на войне. Извергающая огонь раковина Вишну называлась Панчаджанья, что значит «обладающая контролем над пятью типами существ». Раковина Арджуны была известна под именем Девадатта, что значит «богом данная» и ее триумфальный глас вселят ужас во врага. Раковина сродни современному рогу в качестве боевой трубы, как эмблемы силы, власти и главенства. Считается, что ее благоприятный глас изгоняет злых духов, отклоняется природные катастрофы и отпугивает вредоносных существ.

Огненная раковина Вишну (Панчаджанья) находится в его верхней левой руке и соотносится с колесом или чакрой в его верхней правой руке. Первые пять из десяти аватаров Вишну держат эти два атрибута в руках. В традиции индуизма Будда считается девятым из десяти перерождений Вишну. Когда великие боги небес Индра и Брахма обычно изображаются перед троном Будды, они обычно держат в руках атрибуты Вишну - раковину и колесо - что, вероятно, не является простым совпадением. Вишну также обычно известен как «великий человек» (санскр. махапуруша) или «бог правой руки» (санскр. дакшинадева). То же самое может быть отнесено и к Будде с его волосами, завивающимися вправо и телом, отмеченным тридцатью двумя знаками благоприятного рождения (санскр. махапуруша-лакшана). Ранние индуисты классифицировали раковины по полу, более толстые выпуклые раковины считались мужскими или пуруша, а более тонкие изящные раковины - женскими или шанкхини.

Индуистское разделение на четыре касты, также находило свое применение к раковинам: гладкие белые раковины соответствовали касте браминов-священнослужителей, красные - кшатриям-воинам, жертые - торговцам-вайшьям, а тускло серые - простым рабочим шудрам. Существовало еще одно разделение по типу спирали. Обычные раковины, которые закручивались налево назывались вамаварта, а более редкие закручивающиеся направо - дакшинаварта - и считались наиболее подходящими для использования в ритуалах. Верхушка раковины отпиливается, формируя рупор и ветер, закручивающийся по правой спирали и создающий звук символизирует истинное («правой руки») провозглашение Дхармы. Брахманизм перенял героическую раковину в качестве ритуального символа религиозного главенства. Ранние буддисты похожим образом переняли этот символ, как эмблему превосходства поучений Будды. Здесь раковина символизирует бесстрашие в провозглашении истины Дхармы и его зов пробудиться и работать на благо других. Один из тридцати двух символов тела Будды - это его глубокий и звучный голос, напоминающий глас раковины, который распространяется по всем десяти направлениям пространства. В иконографии этот признак изображается тремя раковинообразными изогнутыми линиями на его горле.

В качестве одного из восьми благоприятных символов раковина обычно повернута вертикально, часто лента пропущена через ее нижний край. Правое направление спирали обозначается изгибом и входным отверстием, направленным вправо. Раковина также может быть повернута горизонтально, в этом случае внутри будут ароматические жидкости или масла. В качестве атрибута, который держится в руке и символизирует провозглашение учения Будды, как один из аспектов речи, ее обычно можно встретить в левой руке - руке «мудрости».


6. Безконечный узел

Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри - это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми - это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название - нандьяварта - что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).

В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.

В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.

В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.


7. Знамя победы

Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

Санскритское слово дхваджа значит знамя, флаг или эмблема, и изначально было боевым знаменем в древнем индийском военном искусстве. Это знамя украшало заднюю часть колесницы великого воина и устанавливалось позади великого или королевского зонта. На каждом флаге была определенная эмблема короля или воина. Колесница Кришны, например, была украшена флагом с гарудой, а Арджуны - флагом с обезьяной. Но наиболее часто дхваджа была эмблемой Шивы, великого бога смерти и разрушения, чей стяг был украшен трезубцем. Этот трезубец символизировал победу Шивы над тремя мирами или «тремя городами», находящимися на земле, над землей и под ней. В индийском военном искусстве армейский стяг часто принимал ужасающие формы, чтобы вселять страх во врага. Это могла быть, например, насаженная на кол голова и содранная кожа врага или жертвы. Часто использовались головы и шкуры свирепых животных, в частности тигра, крокодила, волка и быка. А также на стяг помещались большие изображения других внушающих страх существ вроде скорпиона, змеи, грифа, ворона и гаруды.

Знамя с головой крокодила или так называемая макарадхваджа была эмблемой Камадевы, ведического бога любви и желания. В качестве «искусителя» или «обманщика» Камадеву можно считать индуистским аналогом Мары, «воплощенного зла», который пытался помешать Будде достичь просветления.

В раннем буддизме образ Мары, как демонического создателя препятствий в духовном прогрессе был представлен группой из четырех мар или «злых влияний». Идея этих четырех мар изначально основывалась на четырех дивизиях армии Мары: пехоте, коннице, слонах и колесницах. Первый из этих четырех мар - это демон пяти накоплений личности (скандха мара). Второй - демон мешающих эмоций (клеша мара). Третий - демон смерти (мритью мара). И четвертый Мара - «сын бога» (девапутра мара) - демон желания и искушения. Именно этот четвертый Мара соответствует Камадеве, «королю богов наивысшего уровня мира желаний». Считается, что Будда преодолел завесы чувственных желаний Камадевы в сумерках перед Просветлением, медитируя на «четыре безграничных качества»: сострадания, любви, сопричастной радости и равностности. На рассвете он преодолел Мару накоплений и мару мешающих эмоций. Но только за три месяца до конца жизни он сумел победить мару смерти через силу свой бесстрашной решительности войти в окончательную нирвану (паринирвану). Ранние буддисты переняли символ Камадевы с головой крокодила в качестве символа победы Будды над четырьмя марами. Обычно четыре таких стяга устанавливались по главным направлениям вокруг ступы Просветления. Похожим образом боги решили установить флаг победы на вершине горы Меру, чтобы восславить Будду, как «победителя» разгромившего армии Мары.

У этого «знамени победы в десяти направлениях» остов из драгоценного камня, верхушка с месяцем и солнцем, и свисающий тройной флаг из трех разноцветных шелков, украшенных «тремя победоносными гармоничными существами». В тибетской традиции одиннадцать вариаций знамени победы соответствуют одиннадцати определенным методам преодоления завес. Немало вариантов знамени встречается на крышах храмов и монастырей: четыре флага обычно размещаются по углам крыши, символизируя победу Будды над четырьмя марами.

Наиболее традиционный вид знамени - это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верх знамени повторяет форму маленького белого зонта, а на его вершине находится драгоценность исполнения желаний. Этот куполообразный зонт окантован богато украшенной золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых свисают волны желтого или белого шелкового шарфа. Цилиндрическая основа знамени задрапирована несколькими вертикальными слоями разноцветных шелковых складок и подвесками из драгоценных камней. Основание украшено волнистым шелковым фартуком с развевающимися лентами. Верхняя часть бывает украшена ободом из шкуры тигра, символизируя победу Будды над злостью и агрессией. Многие аспекты держат в руках знамя победы, в частности связанные с богатством и силой. Например, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.


8. Колесо Дхармы

> Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам.

Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь.

Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

  1. Правильное воззрение.
  2. Правильное мышление.
  3. Правильная речь.
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное осознание.
  8. Правильное созерцание.

Колесо - это ранний индийский солнечный символ верховности, защиты и творения. Самые ранние находки с этим символом датируются 25в. до нашей эры. Колесо или чакра - это главный атрибут ведического бога защиты Вишну, его свирепые колеса или диски с шестью спицами (сударшана чакра) символизируют колесо проявленной вселенной. Колесо представляет движение, продолжительность и перемену, поворачиваясь постоянно, как и вращающийся шар небес. В качестве орудия чакра без обода имела шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать остро заточенных лезвий. Ее можно было бросать, как диск, или размахивать на веревке.

Буддизм заимствовал колесо в качестве главного символа «вращающего колесо» Чакравартина, но само колесо стало «колесом дхармы » дхармачакрой (тиб. чокьи корло), что буквально значит «колесо трансформации» или духовных перемен. Быстрое движение колеса соответствует быстрому духовному преображению, которое открывает учение Будды. Сопоставление колеса Будды и вращающегося орудия Чакравартина соответствует способности учения отсекать все препятствия и иллюзии.

Первое поучение Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где он преподал Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, известно как «первый поворот колеса Дхармы». Его последующие известные поучения в Раджгире и Шравасти известны в качестве второго и третьего поворота колеса Дхармы. Три составные части колеса - ступица, спицы и обод - соответствуют трем аспектам буддийских поучений о моральной дисциплине (винайя), мудрости (абидхарма) и концентрации (сутра). Центральная ступица представляет моральную дисциплину, которая центрирует и стабилизирует ум. Острые спицы представляют мудрость или различающее осознавание, которое отсекает невежество.

Обод соответствует медитативной концентрации, которая делает возможным и осуществляет движение колеса. Колесо с восемью спицами символизирует Благородный Восьмеричный путь, а также распространение этих поучений в восьми направлениях. Колесо в качестве благоприятного символа описывают, как сделанное из чистого золота. Это золото добывается в реке Джамбуд нашего континента - Джамбудвипы. Традиционно колесо изображается с восемью ваджраподобными спицами и центральной ступицей с тремя или четырьмя «завихрениями радости», которые раскручиваются наружу наподобие китайского символа инь-ян. Если в центральной ступице три завитка, то они соответствуют Трем Драгоценностям - Будде, Дхарме, Сангхе, а также победе над тремя ядами ума - невежеством, желанием и злостью.

Когда изображаются четыре завитка, они обычно окрашены в разные цвета, соответствующие четырем направлениям и элементам, а также символизируют поучения Будды о Четырех Благородных Истинах. Обод колеса может изображаться обычным круглым кольцом, часто с небольшими круглыми золотыми украшениями выступающими в восьми направлениях. Иногда он изображается внутри богато украшенного грушеобразного обступа из золота с драгоценными камнями. Шелковая лента часто драпирует обод колеса, а его низ обычно покоится на небольшом цветке лотоса.

Согласно одной Тибетской легенде, когда Божественный мудрец достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли восемь символов, называемых благоприятными. Сейчас они очень популярны как в самом Тибете, так и в странах, куда буддизм пришёл по северной ветви. Эти знаки очень древние и присутствуют в таких религиях, как индуизм и джайнизм. Также их можно встретить на стенах Буддийских монастырей, ну и, конечно, в домах верующих людей. В этой статье мы рассмотрим восемь символов буддизма и поразмышляем над их смыслом.

1. Золотые рыбы

Это знак достижения Нирваны и преодоления Океана Сансары. В буддийских сутрах достижение Нирваны аналогично достижению Того Берега. Что это значит? Чтобы объяснить, необходимо дать определение противоположному термину «Этот берег». Он символизировал Мир Страстей, состоявший из шести путей. Наше подсознание тесно взаимодействует с Миром Форм и имеет прямое отношение к перерождению (Океан Сансары). Те, кто плывёт по этому океану, постоянно попадают в Мир Страстей. Так происходит процесс перерождения.

Где же расположен Тот Берег? Он представляет собой Мир Без Форм. Если у человека есть мирские желание, то они, подобно волнам, станут серьёзным препятствием при попытке добраться до Того Берега. А святой, вошедший в этот океан, без проблем его преодолеет, так как он победил свои мирские желания. Отсюда появилось ещё одно значение знака Они стали над нашими мирскими желаниями: у рыб не возникает страха перед океаном, они плывут туда, куда хотят. Золотой цвет олицетворяет заслуги, обретённые в ходе духовной практики. Вы спросите, а почему там не одна рыбка, а две? Думаем, это подсказка, намекающая на то, что в духовной практике нужно не только накапливать добродетельные поступки мыслей, речей и тела, но и развивать мудрость.

Существуют и другие интерпретации (то есть символы буддизма имеют несколько значений). Историки считают, что золотые рыбы - это две Индийские реки: священный Ганг и его самый полноводный и длинный приток - Ямуна. Таково добуддийское объяснение этого знака. В те времена упомянутые реки олицетворяли левый и правый канал в эфирном теле человека.

А в древних текстах двух золотых рыбок образно сравнивали с глазами Спасителя. Далее мы рассмотрим другие символы буддизма и их значение. У некоторых знаков тоже будет несколько интерпретаций.

2. Лотос

Цветок лотоса является символом святого сострадания и любви. А эти два чувства входят в четыре неизмеримости и помогают найти путь к душе Бодхисаттвы. Белый лотос символизирует святость и духовную чистоту. Розовый - считается знаком Спасителя, то есть самого Будды.

Своими уходит в ил, его стебель проходит через толщу воды, а лепестки поднимаются над ней. Они открыты солнцу и чисты. В сознании просветлённого нет загрязнений. Три корневых яда не способны отравить ум святого, подобно тому, как грязная вода не может удержаться на незапятнанных лепестках лотоса.

3. Раковина

Как и другие символы буддизма, она имеет собственное значение. Белая раковина с закрученной вправо спиралью считается знаком просветления Спасителя, а также благой вестью всем существам о возможности достичь его природы. В древности раковина была музыкальным инструментом (духовым). Поэтому не удивительно, что она символизировала звук, который распространялся по всем направлениям. Так же и учение Будды передаётся повсеместно, призывая всех существ пробудиться ото сна неведения.

Чаще всего в природе встречаются раковины, у которых спираль закручена влево. Раковины с правосторонней спиралью очень редки. Именно они ассоциировались в сознании людей с особенными признаками и считались священными. С направлением их спирали связывали движение небесных светил: звёзд, планет, в том числе Луны и Солнца.

4. Драгоценный сосуд

Относится к категории «Самые красивые символы буддизма», картинки которых присутствуют в любом Буддийском храме. Это знак здоровья, долгой жизни, а также благосостояния и богатства. Крышка сосуда украшена драгоценностью, которую называют чинтамани (в переводе с санскритского - исполняющая задуманное).

Вы уже знаете, что символы буддизма могут иметь несколько толкований. Вот и содержимое кувшина имеет две интерпертации. Первая говорит о том, что внутри находится нектар бессмертия. Вспомните, на тханках такой кувшин с держали и Будда Амитаюс и ученица Падмасамбхавы - Мандрава. Они обрели вечную жизнь и забыли, что такое старение и смерть. С другой стороны, в Учении Будды сказано: в Трёх мирах ничто не может быть вечным, вечна лишь наша истинная природа. Применяя практики долгожительства, занимающийся может существенно продлить своё существование и устранить жизненные преграды. Главным препятствием является дефицит энергии. Продление жизни особенно ценно, если человек практикуется для достижения Освобождения, совершенствуется в сострадании и любви, накапливает мудрость и заслуги, тем самым становясь нужным другим существам.

Согласно второй интерпретации, этот сосуд наполнен драгоценностями. Причём их можно брать сколько угодно, он от этого не опустошается. Что символизируют драгоценности? Это благие воздаяния за благодетельные поступки, совершаемые людьми. Тот, кто накапливает положительную карму, обязательно пожнёт плоды счастья.

5. Колесо Дхармы

Колесо закона - пятый символ буддизма, фото которого прилагается к статье. Его восемь спиц отражают суть учения - соблюдение восьми «благородных принципов»: правильной веры, поведения, речи, ценностей, стремлений, добывания средств к существованию, концентрации и оценки собственных действий. Центр колеса - это точка сознания, излучающая душевные качества.

6. Знамя победы

Этот символ буддизма означает торжество Дхармы над неведением, а также прохождение препятствий Мары. Это знамя находится на вершине горы под названием Сумеру. Пока существует Вселенная (Небеса Брахмы и Мир Страстей), эта гора Совершенства будет нерушимой. Следовательно, и учение Спасителя уничтожить просто невозможно.

7. Бесконечный узел

Некоторые символы буддизма имеют несколько интерпретаций. И бесконечный узел относится к этой категории. Для одних он является бесконечным круговоротом бытия, для других - символом вечности, для третьих - знаком неисчерпаемых знаний Будды. Также это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления. А чтобы его достичь, нужно преодолеть бесконечно длинный путь Махаяны. Путь Бодхисаттвы довольно долог и включает в себя множество кальп.

Ещё есть гипотеза, что бесконечный узел отражает другой символ, состоящий из 2 переплетающихся змей. Змея - это один из самых древних знаков кундалини, который пришёл в Индию из Древнего Египта. Скорее всего, бесконечный узел имеет связь с чандали. Это подтверждается теорией о том, что переплетающиеся змеи очень похожи на движение кундалини по левому и правому каналам эфирного тела.

8. Зонт

Драгоценный зонт - последний благоприятный символ буддизма. Пока человек идёт по пути Просветления (достижение природы Будды), знак помогает ему в преодолении препятствий.

Традиционно символизировал в Индии защиту, а также царское величие. Поскольку его держали над головой, естественно, он символизировал уважение и почёт. Для светских правителей зонты делали из В религиозном сознании большинства людей защита от непогоды ассоциировалась с защитой от пороков, загрязнений и страстей, мешающих духовному развитию. То есть, подобно тому, как простой зонт спасает нас от лучей солнца или дождя, его драгоценный аналог защищает от преград на пути к Пробуждению.

Тибетский вариант формы зонта был заимствован у китайцев и индусов. Прототипы состояли из шёлкового купола и деревянного каркаса со спицами. По краям шла бахрома или оборка. Шёлк был красным, жёлтым, белым или разноцветным, а черенок красили исключительно в красный или золотой цвет. В Тибете по зонту можно было узнать статус владельца. Причём он был символом не только светской власти, но и духовного могущества. Согласно древним преданиям, Учителя Атишу почитали до такой степени, что выделяли ему в сопровождение тринадцать зонтов.

Заключение

Теперь вы знаете основные символы буддизма. Надеемся, что вам понятно их значение. Без смысловой нагрузки они - всего лишь красивые картинки, украшения и безделушки. Используйте эти символы для достижения состояния Просветления.

Другие символы и понятия

Это особая мистическая формула из звуков. Само слово на санскрите означает защита («трая») ума («манас»). Повторение звуков мантры в сочетании с особыми положениями тела (асана), ритуальными жестами (мудра) и специальными визуализациями способно быстро пробудить природу Будды - - просветленную сущность ума практикующего. Мантры издревле применялись в различных духовных традициях Индии.



Символ абсолютной чистоты в буддийской традиции. Обычно лотос растет в грязной воде, являя удивительную чистоту и красоту. Поэтому он также символизирует отречение от мирского. Изображение Будды, сидящего или стоящего на этом цветке, означает, что он находится за пределами круговорота перерождений. Ему уже неведомы гнев, желания, гордыня, похоть, ревность. Лотос почитается как божественный цветок, на нем покоятся стопы божеств и бодхисаттв. Также лотос - один из женских символов в тантре. Белый лотос (пундарика) -атрибут бодхисаттв Авалокитешвары, Манджушри и Тары. Символизирует также редкость и мимолетность. Розовый лотос (кама-ла) в тибетском буддизме символизирует солнце, а также страсть. Голубой лотос (утпала) или «ночной», является атрибутом многих божеств.


«ОМ» или «АУМ» . Слог Вселенной, символ абсолюта. Другой вариант произнесения «ОМ» - это «АУМ». Согласно Упанишадам «ОМ» означает четыре стадии сознания: «А» пробуждение, «У» -- состояние сна, «М» - глубокий сон, а четвертая стадия весь слог - просветление. В буддизме «ОМ» - - символ Тела всех Будд или Нирманакаи - видимого, проявленного аспекта Будды.

Это чистое измерение или обитель Будд, сотканная из света. Она представляется в форме дворца или храма с дверями, находящимися в направлениях четырех сторон света. Все символы, атрибуты, божества изображаются- согласно строгой традиции. В центре дворца-мандалы визуализируется особый слог-семя, из которого, в зависимости от вида практики и традиции, постепенно или мгновенно возникает тело йидама, нераздельное с сознанием практикующего.

Мандалы изображаются в виде симметричной диаграммы, которая является планом дворца божества. Изображения мандал для разных божеств строго канонизированы. Иногда мандалой называют всю вселенную. Мандалай также называется набор круглых блюд, которые на алтаре ставятся одно на другое, заполняются рисом и символизируют подношение всех богатств вселенной Будде.




Сооружение, символизирующее просветленный ум Будды. Поэтому является самым священным сооружением в буддизме.

Также является вертикальной моделью мироздания (в противоположность мандале - горизонтальной). Ее
части означают пять элементов, составляющих Вселенную (земля, огонь, ветер, вода, простран­ство), а сту­пеньки наверху - уровни ме­дитации для обретения Просветления.

Также ступа символизирует пять чакр и тело Будды. Основание ступы обозначает трон Будды, поднимающиеся от него ступе­ни вверх - его скрещенные ноги, купол - торс, башенка под шпилем всевидящие глаза, верх - ушнина, выпуклость, имеющаяся на темени Будды.

Ступы начали устанавливать после смерти Будды в местах, с ним связанных, как могильные курганы для погребения праха Будды и других подвижников. По традиции в них хоронят великих лам и святых. Ступа может выполнять охранительную функцию, а также служить знаком пересечения космических энергий в данном месте.

В разных странах есть свои традиционные формы ступ. В Тибете, есть 8 канонических видов ступ. В Непале небольшие ступы называются чайтьи. Кроме того, в долине Катманду расположены крупнейшие ступы Сваямбху и Боднатх.


Один из древних благоприятных символов, встречающийся в большинстве традиций Востока. К сожалению, его взяли на вооружение нацисты, и у многих он ассоциируется с ними, что совершенно неверно. В переводе с санскрита «Свастика» звучит как «Делать хорошо для других».

Свастика это знак, изображенный на стопе Будды. Буддисты верят, что он является признаком Просветления и вечности, символом эзотерического учения Будды. Четыре конца на изображении свастики обозначают четыре безмерные качества: беспристрастность, сострадание, любовь и радость. Свастика может закручиваться в обе стороны. В буддизме и индуизме она обычно закручивается по часовой стрелке, а в древней тибетской религии бон и иранской маздаизме - против.


Символ трех драгоценностей, буддийского Прибежища - - Будды, Дхармы и Сангхи.


Лунгта. Молитвенный флаг или флаги пяти цветов (белые, желтые, красные, зеленые, голубые), символизирующие пять основных элементов. На этих флажках написаны священные тексты, изображения богов и мистические диаграммы. Лунгта вывешиваются в специальных местах (на вершинах гор, перевалах, крышах домов или между деревьями). Считается, что ветер, развевающий флажки, активизирует написанные на них мантры, и это гармонизирует окружающее пространство, создает благоприятное жизненное окружение.

Вращающийся на ручке барабан, внутри которого вложены многочисленные свитки из тонкой бумаги со священными мантрами. Молитвенные барабаны очень популярны в Тибете. Они различаются по форме и размеру. Обычно внутри барабана находится мантра «Ом Мани Пад-ме Хум», главная мантра тибетского буддизма, развивающая сострадание ко всем существам шести миров. Существует убеждение, что, вращая барабан по часовой стрелке, активизируется энергия мантр, находящихся внутри него, что приносит пользу тому, кто выполняет эту работу, а также этот человек гармонизирует окружа-ющее пространство.

Это колесо, сосредоточение мистической силы и абсолютной завершенности. Символ совершенства в буддизме. Чакра также символизирует силу Кришны и Вишну в индуизме.

Это центры энергии в тонком теле человека, расположенные вдоль центрального канала. Тибетские тантры и медицина перечисляют в разных. традициях пять, а иногда только четыре чакры.

Гау. Гау - это медальон, внутри которого находится божество-защитник или священные предметы. Гау должно всегда находится с человеком, куда бы он ни направлялся. Гау также используют в религиозных ритуалах. Считается, что божество внутри гау помогает добиться целей и защищает человека. Гау обычно изготавливается из металла, украшенного ювелирной сканью, камнями, чеканкой и т.п.

Лев, царь зверей, в древне-индийской культуре был символом владычества и защиты. В буддизме лев стал важным символом Будды, одним из имен которого стало Шакьясимха, т.е. «Царь рода Шакьев». Речь Будды иногда называют «Львиный рык», что символизирует превосходство его учения над всеми другими доктринами. Будду часто изображают на троне, который несут на спине восемь львов, которые представляют восемь великих бесстрашных Бодхисатттв.

Вместе с буддизмом лев «перелетел» через Гималаи в Тибет. Белый снежный лев с бирюзовой гривой стал национальным символом Тибета. Его изображение можно увидеть на Тибетском государственном флаге, на печатях и штампах, на монетах и банкнотах, на значках и личном гербе Далай-Ламы. На тангках часто изображают пару снежных львов, играющих на вершине снежной горы. Снежный лев нередко изображается рядом с йогинами. Эзотерический смысл этого заключается в том, что духовная реализация йогина подобна льву: грива символизирует обладание тайными учениями, взгляд в пространство - - отречение от мирского, а способность снежного льва прыгать с одной вершины на другую указывает, что йогин обрел абсолютную свободу.



Тангка.
Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется |монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

Тангка. Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

. Универсальная мантра сострадания, проявляющая это качество в каждом живом существе.



Изготавливается из дерева или человеческого черепа. Люди, которые держат в руке чашу для подаяния, сделанную из черепа, обладают шаманской или магической силой. Однако на практике, эту чашу используют аскеты для сбора пожертвований;


Фаллический символ бога Шивы и его всемогущества. Форма лингама символизирует бесформенность природы и чистое сознание. Лингам часто изображают вместе с Йони, женским сексуальным органом, который символизирует источник из которого происходит творение.


. Символ Вишну. Жезл, сделанный из кости человека, на конце которого череп, носят Дурга, Кали, Бхайраб.

Книга (Пустака) . Пустака - это религиозная книга, на тибетском языке называемая «Потти». Является хранилищем духовного знания и учения Будды. Она очень почитается преданными. В соответствии с буддистской традицией такая книга изображается на цветке лотоса.


В тибетском буддизме зеркало символизирует пустоту мира. Во время церемоний похорон священник показывает зеркало, читая при этом священные тексты, душе умершего, для того чтобы он осознал пустоту мироздания.


Это маска иллюзии, проявления божественного. Она используется как в индуизме так и в буддизме. Буддийские монахи ее применяют во время праздничных церемоний, на фестивалях «Мани Римду», «Бакпа», которые проводятся, как правило, в районе Гималайских высокогорий. Эта маска предназначена для отпугивания демонов.


Сукунда. Так называется масляная лампа с резервуаром для масла, используемая в качестве лампы для пожертвования.

Дипа (Лампада). Огонь этой лампады обозначает просветление ума человека. Используется во время ритуальной церемонии подношения божествам. Для этого внутри такой лампады обычно находится ги топленое масло.
Калаша (Ваза). Имеет высокое горлышко и используется для хранения святой воды. Считается, что святая вода -- это эликсир, выпив который человек обретает бессмертие. Однако, согласно буддизму, эта вода очищает ум человека и является одним из восьми благих символов.



Кувшин с водой, используемый во время ритуалов, как сосуд для очищения. Не имеет ручки и богато украшен драгоценными камнями и резьбой из металла. Воду или нектар из него льют на руки приступающему к ритуалу, как символ очищения перед встречей с божеством. Бумпа считается важным ритуальным предметом и помещается на алтаре.

Встречаются только в Тибете, поэтому название не переводится. Представляют из себя цилиндрические куски черного агата с белым рисунком в виде симметричных полос и «глаз», видимо, искусственного происхождения. В Тибете считаются универсальным и самым сильным защитным амулетом от любых вредоносных влияний, болезней, неудач и влияния планет. Есть различные классификации зи и две формы - - для мужчин и женщин. Существует несколько легенд о происхождении рисунков на этом камне. Так, их связывают с окаменелыми вымершими червями, или сокровищами богов, которые они роняли на землю, плодами исполняющего желания древа или выделениями мифической птицы Гаруды. Происхождение рисунков приписывают мастерам (сид-дхам) глубокой древности, которые производили их своей волшебной силой. Секреты техники травления камня для изготовления подобных рисунков давно утеряны. Подлинных древних зи очень мало и они стоят очень дорого (например, камень с 2 глазами оценивают в 2000 долларов, а за самые дорогие, с 9-ю глазами, просят 200-250 тысяч долларов).Сейчас изготавливают очень хорошие современные копии в камне. Их не нужно путать с дешевыми пластиковыми подделками. Китайский символ двойственности и единства противоположностей, Самсары (цикла перевоплощений) и Нирваны.


Этот знак символизирует первый поворот колеса Дхармы (первую проповедь), который совершил Будда, и считается одной из главных эмблем буддизма. Во время проповеди, кроме пяти учеников, согласно преданию, присутствовало два оленя. Обычно этот барельеф устанавливается на монастырских воротах или в центре фасада крыши монастыря.


Пураны (священные предания индуизма) описывают происхождение руд-ракши как слезы Шивы. В течение многих лет он медитировал для того, чтобы на земле был мир, а когда открыл глаза, он уронил несколько слезинок, из которых мать земля дала жизнь дереву Руд-ракши. Считается, что ношение плодов этого дерева дает бесстрашие на пути к просветлению и освобождению.


мандала абстрактной формы, диаграмма из взаимно соединенных линий, используемая в медитации для концентрации и визуализации энергии. Существуют различные виды янтры, которые могут быть сделаны из разных материалов, например, горного хрусталя.


Раковина. Шанкха - так на санскрите называют гладкую и блестящую раковину. Верят, что, если с умением подуть в раковину, то злые духи унесутся прочь. Раковина также может быть использована для приготовления аюрведических лекарств. Определенная доля пудры, полученной из нее, может вылечить гепатит и заболевания желчного пузыря. Индуисты, как и буддисты, пьют воду из раковины сразу после окончания затворничества. Многие молитвы, сопровождает игра на раковине.

Существует убежденная вера в то, что шанкха обрела свою форму, когда святая вода лилась с небес на землю. Таким образом, ее считают божественной драгоценностью, которую всегда в правой руке держит бог Вишну. Из раковины принято делать украшения для женщин - браслеты, колье, пояса для того, чтобы отпугивать злых духов.

Травяная бумага. Это бумага, которую изготавливают из растения каннабис, растущего на высоте 2000-3500 метров в горах Тибета. Особенность этого растения состоит в том, что его плантации полностью восстанавливаются через 6-8 лет. Травяную бумагу или, как ее еще называют «локта», отличает долговечность и особенная текстура. Благодаря этим качествам старинные индийские и тибетские манускрипты, королевские эдикты и важнейшие государственные документы в течение веков записывались на этой бумаге. Процесс ее изготовления состоит в вываривании растения, отбивании его специальным деревянным молотком и сушке на солнце. Весь процесс происходит вручную.




Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


Страница 1 из 2

В религии индусов присутствуют восемь символических предметов - аштамангала, что означает «восемь благоприятных». Сначала эти предметы использовали при коронации царей. Среди них были: престол, свастика, ваза, крючковидный скипетр, бутыль...Но со временем набор таких знаков и символов менялся. Наибольшую популярность заняли восемь символов, которые сложились в традициях мифологии буддизма. Древняя легенда гласит, что все предметы были принесены в дар принцу Гуатаме, как он достиг просветления. Каждый предмет имеет свою история и значение. Набор их всех символов называют восемью эмблемами славы или восемью знаками счастья.

(Шанкха) Раковина похожа формой на «рог Тритона». Так в Европе называется раковина крупных моллюсков, которые обитают в морях у побережья стран Юго-Восточной Азии. В мифах древней Греции Тритон сын Посейдона и Амфитриты. Он часто изображен с раковиной, выполняющей роль горна. Из раковины «рога Тритона» действительно можно сделать нечто вроде музыкального духового инструмента - крупного рожка. Поэтому, образ шанкхи в буддизме - символ призыва реализовать при жизни заветы Будды .

Благоприятным символом аштамангала являются раковины, закрученные только вправо по спирали, такое направление дает намек на движение небесных светил. В современных магазинах продаются разнообразные раковины брюхоногих моллюсков. Делая такой подарок, расскажите о древнем значение этого символа в буддизме.

(Шриватса) Другое название - тибетский узел. Символ узла изображен в виде переплетенной ленты, изогнутой под прямыми углами и у которой нет конца. В современных китайских сувенирах шнуры так искусно переплетенные шнуры,что напоминают «бесконечный узел».

Принято считать, что прототипом узла являлся древний символ - клубок из переплетенных змей, которые ассоциируются с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам человеческого тела. В традиционных культурах Индии, Китая, Тибета и Монголии «бесконечный узел» имеет свое значение, символизирующее бесконечный круговорот бытия, и сложную взаимосвязь противоположных начал, а также мудрость Будды, которая неотделима от его сострадания. Существуют и другие трактовки, связанные с течением времени и сложными духовными поисками.

В западном гороскопе тоже присутствует знак рыбы, но в отличие от него на этом символе рыбы повернуты головами друг к другу. В более древнем толкование их сравнивали с двумя священными реками Индии - Гангом и Ямуной. В современной трактовке - с глазами Будды. В индуистской мифологии рыба является первым из главных десяти аватар бога Вишну. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа родоначальника человеческого рода. Наиболее распространенное толкование символа двух рыб связано с Сансарой - океаном жизненного круговорота и бесконечных перерождений. Для рыб вода - родная стихия, поэтому они сравниваются с мудрецами, для которых не страшна буря жизни. Две рыбы - значат освобождения от бремени страстей; их золотой цвет - символ победы.

В Древнем Китае рыбу, в качестве подарка, преподносили родителям невесты по случаю обручения их дочери; амулеты и талисманы с парой рыб дарят молодоженам на свадьбу. Считается, что этот амулет защищает от напастей. Совершенно не имеет значения какие именно рыбы изображены, но если у рыбы есть собственная символика, то действие такого амулета усиливается.

(Падме) Было бы странно, если среди символов аштамангалы не было бы лотоса. Индийский или священный лотос - распространенное растение; заросли его крупных округлых листьев часто можно обнаружить в водоемах Юго-Восточной Азии. В храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения различных божеств, восседающих на гигантском лотосе. Так лепестки лотоса часто окружают сидящего принца Гуатаму - основателя буддизма. В этом случае лотос выступает в качестве символа творческой силы, места, где она рождается. Буддистский рай порой изображается как место, где люди покоятся на цветках лотоса. Существует миф, в котором из тела бога Вишну появляется лотос, лепестки которого дают начало горам, долинам и рекам. В мифологии Индии бога Браму часто рисовали сидящим на цветке лотоса. Индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан на цветке лотоса. Фигурка лотоса из розового хрусталя являются символом любви и удачи.

В японской культуре изображение лотоса нередко используется в ювелирном деле. Лотос из хрусталя считается в Фэн-шуй позитивным амулетом. Прозрачные лепестки цветка пропускают через себя негативную энергию ша, преобразуя ее в ци и равномерно распределяя по всему помещению. Хрустальный лотос наполняет прекрасным здоровьем всю семью.

Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов (санскр. aṣṭamaṅgala;тиб. bkra shis rtags brgyad): золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви.

Две золотых рыбки – это символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны. Достижение Нирваны в буддийских сутрах сравнивается с достижением Того Берега. Что значит "тот берег"? Здесь есть этот берег. "Этот берег" означает грубый мир, Мир Страстей. Также можно сказать, что это мир шести путей. Далее, наше подсознание имеет тесную связь с Миром Форм и непосредственное отношение к нашему перерождению, и его называют океаном перерождений. Того, кто отплыл в этот океан, вновь и вновь сносит в Мир Страстей, – так снова и снова происходит повторение процесса перерождений. Где же находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Если у нас много мирских желаний, при попытке достичь Того Берега они станут непреодолимым препятствием, подобно бушующим волнам в океане. А для святого, вошедшего в этот океан перерождений, не возникнет препятствий, поскольку он одержал победу над собственными мирскими желаниями. Поэтому золотые рыбки– это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики.

Драгоценный сосуд – это символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. "Кумбха" на санскрите означает горшок для воды, кувшин, поэтому у драгоценного сосуда соответствующая форма. Крышку сосуда венчает большая драгоценность, это означает, что перед нами драгоценный сосуд. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). По поводу содержимого сосуда есть две интерпретации. Первая – внутри нектар бессмертия. Согласно другой интерпретации, драгоценный сосуд – это сосуд, наполненный драгоценностями. Что олицетворяют такие драгоценности? Это благое воздаяние за те добродетельные поступки, которые мы совершаем. Если мы накапливаем хорошую карму, мы обязательно пожнём плоды счастья. И ещё о значении чинтамани. Драгоценность, исполняющая задуманное, является атрибутом Будды Ратнасамбхавы и семейства Ратна. В Мир Ратнасамбхавы попадают существа, накопившие заслуги с помощью сильной воли. Значит, параллельно с добродетельными действиями, нам следует укрепляться в терпении, стойко перенося возвращение плохой кармы за наши неблагие деяния, совершённые в прошлом. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное.

Цветок лотоса – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы. Если лотос – белого цвета, тогда он также символизирует духовную чистоту, святость. Розовый лотос символизирует Спасителя, а значит и самого Будду.

Золотое колесо с восьмью спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Восемь спиц этого колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона.

Знамя Победы символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары.

Бесконечный узел имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды.

Драгоценный зонт – символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров.