Волевой человек. Что такое «волевой человек Волевой характер

Волевыми считаются поступки и действия, которые совершаются по необходимости, связанные с преодолением трудностей и препятствий, а не совершаемые по желанию. Волевые качества зависят от психологического (морального) компонента, физиологического (волевое усилие) и типологических особенностей нервной системы.

К волевым качествам личности в основном относят настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержку, терпеливость, смелость, дисциплинированность др.

Характеристика волевых качеств:

Под настойчивостью понимают способность добиваться намеченных целей, преодолевая различные препятствия и трудности. При неудачах настойчивый человек не сдается, а проникается большей решимостью достичь желаемого, ища и находя новые возможности для этого.

Цель при настойчивости носит положительный характер, что отличает ее от упрямства, где упрямый стремится к неразумной цели. И часто он осознает свою неправоту, бесполезность своих действий, но не может отказаться от ошибочного взгляда, желая все равно сделать по-своему. Упрямство может быть следствием того, что человек видит в этом качестве проявление самостоятельности, твердости или быть реакцией на якобы несправедливое отношение.

Под решительностью понимают способность оперативно принимать обоснованные твердые решения и без лишних задержек приступать к их реализации. Решительность остро проявляется в неоднозначных ситуациях, где необходимо быстро принять единственное решение, исходя из нескольких возможностей, имеющих различную долю риска.

Решительный человек делает выбор своевременно. При возможности, если позволяет время, не торопится, что дает ему возможность объективнее подойти к проблеме. Но в нужный момент он не теряется, быстро ориентируется в ситуации и принимает с его точки зрения наиболее правильное и обоснованное решение.

Нерешительный человек может быстро принять поспешное решение, не обдумав, либо запаздывать со своевременным его принятием, будучи не уверенным в своем выборе. Приняв решение, он снова возвращается к нему: пересматривает, отменяет, изменяет. И даже определившись с выбором, не может приступить к его выполнению, откладывает на потом, убеждая себя, что время еще есть.

Причинами нерешительности могут быть: страх ответственности, неверие в собственные силы, недостаток опыта и знаний.

Целеустремленность – это способность человека подчинить свое поведение и деятельность для достижения основной устойчивой цели. Человек акцентирует внимание на главной цели, неуклонно продвигается к ней, умея отбросить все ненужное и лишнее. Целеустремленность может поддерживаться интересом к своей деятельности, но волевое усилие проявляется в том, что человек преодолевает себя при усталости, разочаровании, неудаче, которые встречаются на пути к намеченной цели.

Самостоятельность. Самостоятельный человек ведет себя соответственно своим убеждениям, взглядам, не боится принимать решения и брать на себя ответственность за поступки. Его не склонишь к действиям, которые противоречат его внутреннему миру. В то же время он не относится негативно к чужому мнению, и готов рассмотреть и принять его, если оно покажется ему рациональным. Этим самостоятельность отличается от негативизма, при котором человек игнорирует даже разумные советы, отвергая чужое мнение лишь потому, что оно не его. Негативизму противоположна внушаемость. У внушаемого человека снижена критичность в отношении чужих советов, он не может противостоять им при необходимости, попадая под их влияние.

Как негативизм, так и внушаемость являются проявлением слабоволия, так как действия подчинены не разумным доводам, а безрассудно отвергаемым или безрассудно принимаемым чужим мнениям.

Терпеливость – проявляется в самопринуждении долгое время терпеть с помощью воли неблагоприятные состояния, препятствующих продолжению работы: усталость, недостаток кислорода в крови, боль, голод, жажду и др. Например, момент появления чувства утомления, при волевом удержании работоспособности на должном уровне, является точкой отсчета времени терпения, по которому можно судить о терпеливости человека.

Выдержка (самообладание) – это способность усилием воли воздерживаться от ненужных в данный момент своих действий, привычек, чувств и мыслей, т.е. происходит волевое торможение активности. Нужно отличать выдержку от эмоциональной невосприимчивости, невозмутимости.

Смелость заключается в способности человека, несмотря на наличие страха, управлять своими действиями и поведением. Уровень проявленной смелости будет тем выше, чем меньше страх окажет влияние на качество деятельности человека.

Дисциплинированность проявляется в способности подчинить свою деятельность общественным моральным нормам, в умении управлять и подчинять свое поведение необходимости, даже вопреки желаниям.

Волевые качества обобщающее характеризуют волевое поведение, и только комплексный подход даст возможность спрогнозировать проявление человеком волевых усилий в различных ситуациях.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Чтобы изменить себя и достичь цели, которые мы ставим перед собой, преодолеть возникающие на жизненном пути препятствия, нужно быть сильным, развивать волю, формировать волевые качества.

Какие качества характера являются волевыми? Как проявляется безволие?

К числу волевых качеств прежде всего относится целеустремленность :

умение ставить ясные цели и задачи;

умение планировать свою деятельность;

умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.

Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное».

Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.

Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Если это качество отсутствует, тогда, по словам А.С. Пушкина: «Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум».

Гете сказал:

«Что ж значу я, коль не достигну цели,

Венца, к которому стремится род людской,

К которому и сам стремлюсь я всей душой?»

В определении своих целей могут помочь советы психологов: «выбор неизменно должен останавливаться на самой высокой из всех возможных задач или целей».

А.П. Чехов по этому поводу сказал следующее: «Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели человека нужны также мало, как корове, что в этих целях «вся наша беда», тому остается только кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука».

«Способен лишь возвышенный предмет

Глубины человечества затронуть.

Ведь узкий круг сужает нашу мысль,

С возросшей целью человек взрастает.» (Ф. Шиллер)

Но все не так просто. Задача, или цель должна не только иметь высокую ценность, но и быть достижимой. Можно представить себе некую высокую цель, которую, однако, мы вынуждены признать нереальной (по крайней мере, при существующих внутренних, психологических или внешних условиях). Хотя альтернативная цель может оказаться не столь высокой, она, в силу определенных причин, может быть более неотложной; таким образом, при рассмотрении и обдумывании множества факторов в той или иной конкретной ситуации требуется подчас немалая мудрость, ибо каждая ситуация уникальна.

Как сказал мудрец Абуль-Фарадж: « - Кого можно считать умным? - Того, кто стремиться лишь к достижимой цели».

Следующее важное волевое качество - настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтобы отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление к осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.

С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость . Не следует их путать с покорностью, безынициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает, ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание . Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантомимикой - его профессиональная обязанность.

Самообладание состоит:

В умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это - умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок.

Также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д., а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;

И в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.

Об этом стихотворение Киплинга «Заповедь»:

«Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил - жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.

«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство - качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп).

Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.

Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость . Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтобы сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность . Оно определяется, как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно. Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности .

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности . Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» А.В. Суворов) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать, как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро, необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно вы полняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:

Исполнительность - проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.

«Как часто говорят в делах: еще успею.

Но надобно признаться в том,

Что это говорят, спросяся не с умом,

А с ленностью своею.

И так, коль дело есть, скорей его кончай,

Иль после на себя ропщи, не на случай,

Когда оно тебя застанет невзначай». (И.А. Крылов) Дисциплинированность - способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество . А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Существуют опасности разного рода: травмы, ожоги, неприятные воздействия внешней среды, моральные неприятности. Страх - форма реакции на опасность. Он может быть временным или постоянным, т.е. чертой личности.

Выделяют разные формы страха:

Астенический страх . Он проявляется в оцепенении, слабости, нецелесообразных поступках. Эта форма страха развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. И.П. Павлов писал: «То, что в психологии называется страхом, трусостью, боязливостью - имеет своим физиологическим субстратом различные степени пассивно - оборонительного рефлекса». Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на качестве деятельности.

(Нужно сказать, что по влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяют на 2 группы:

Стенические - повышающие жизнедеятельность организма и дееспособность человека;

Астенические - понижающие их.)

Стенический страх - паника. Биологический механизм этой формы страха - активно- оборонительный рефлекс. Данная форма страха также отрицательно отражается на деятельности.

Еще выделяют такую форму эмоциональной реакции на опасность как тревога . Так же как и страх, тревогу определяют как ожидание, но ожидание события по исходу неизвестного. Чаще всего тревога возникает от преувеличения опасности и недооценки своих сил и возможностей.

Испуг - внезапный, мгновенный, неосознанный страх.

Боязнь - связана с осознанной опасностью. Дольше продолжается, нежели испуг и легче устраняется.

Ужас - наиболее сильная степень страха. Для него характерно подавление страхом рассудка (аффект страха) - отсюда и название - «безумный страх». Физиологический механизм здесь, как и всякого аффекта, - торможение коры головного мозга под влиянием сильно возбужденной подкорки.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.

В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило: чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности . «С благоразумием подвергайся опасностям», - говорил мудрец Биас.

Насколько трусость, робость и боязливость - отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.

А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия , которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.

Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает, ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др.

Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»;

Гете: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим».

Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

Многих успешных людей объединяет одна черта: волевой характер. Волевой человек имеет твердые принципы и идеалы, однако он открыт к новому и готов адаптироваться к незнакомым ситуациям. Если вы хотите стать волевым человеком, запаситесь терпением и настройтесь на работу - развитие в себе нужных качеств требует таких же усилий, как работа над своим телом в тренажерном зале. Разберитесь в том, во что вы верите, живите в соответствии со своими принципами и развивайте в себе выносливость, которая позволит вам противостоять любым трудностям.

Шаги

Как разобраться в себе

    Успокойте свое сознание. Сильный духом человек должен иметь чистый разум. Научитесь отпускать ненужные тревоги, избавьтесь от отвлекающих факторов и сосредоточьтесь на важном. Если заметите, что снова переживаете из-за мелочей, сделайте глубокий вдох и мысленно вернитесь к тому, о чем хотите думать.

    Узнайте, что доставляет вам удовольствие. Подумайте, когда вы чувствовали себя счастливым или довольным и почему. Затем подумайте, почему этот опыт был приятен. Постарайтесь воспроизводить эти ситуации как можно чаще. Задавайте вопросы о себе близким людям. Спросите их, как бы они вас описали, когда вы счастливы, и что, по их мнению, заставляет вас радоваться. Эта информация поможет вам узнать о себе что-то новое.

    • К примеру, если вам нравилось работать репетитором, старайтесь чаще помогать другим и делиться своими знаниями.
  1. Выясните, что вас мотивирует. Подумайте, что толкает вас вперед и помогает не опускать руки в повседневной жизни. Если вы замечаете, что чаще всего просто пытаетесь прожить день, подумайте, что бы вы делали со своим временем, если бы вам не нужно было переживать из-за текущих проблем вроде денег.

    • Мотивирующие факторы могут быть связаны с вашими ценностями. К примеру, если вы цените дружбу, вы будете мотивированы проводить больше времени с друзьями, которые у вас есть, и знакомиться с новыми людьми.
  2. Ставьте перед собой долгосрочные цели. Если у вас будет перед глазами цель в жизни, вам будет проще быть волевым человеком, преодолевать трудности и решать проблемы. Ставьте перед собой цели, которые будут задавать направление в жизни. Попытайтесь продумать хотя бы приблизительный план на ближайшие пять лет.

    • Составьте список из нескольких целей, которых бы вам хотелось достичь в ближайшие годы. К примеру, вы можете решить завершить учебу, найти работу или выучить итальянский язык.
    • Чтобы идти к целям было проще, окружайте себя людьми, у которых тоже есть цели. Общайтесь с наставниками, с которыми сможете обсуждать свои мечты.
  3. Продумайте достижимые краткосрочные цели. Когда у вас будет общее представление о том, чем вы хотите заниматься, разбейте долгосрочные цели на более мелкие. Благодаря этому цели не будут казаться такими пугающими, и вам будет проще идти к желаемому.

    • Ставьте перед собой цели по системе SMART . SMART - это акроним, описывающий то, какими должны быть цели: конкретными (specific), измеримыми (measurable), достижимыми (attainable), значимыми (relevant) и ограниченными по времени (time-bound). К примеру, цель «найти работу» можно разбить на несколько маленьких целей: составить резюме, пройти стажировку, получить дополнительное образование.
    • Давайте себе достаточно времени на достижение целей. Временные отрезки должны быть реалистичными и должны учитывать отдых, развлечения и возможные непредвиденные обстоятельства.
  4. Научитесь распознавать мотивы других людей. Чтобы чувствовать уверенность в своих мнениях и решениях, нужно научиться правильно воспринимать других людей. Если человек вызывает доверие и уважение, внимательно слушайте его, но не идите на поводу у эгоистичных людей, которыми движут их личные мотивы.

Как преодолевать проблемы с помощью личной силы

  1. Посмотрите на свои проблемы со стороны. Не раздувайте проблемы. Мысли о катастрофических последствиях, перекладывание вины на себя и поспешные выводы подрывают душевное здоровье. Постарайтесь смотреть на ситуацию реалистично.

    • Чтобы контролировать происходящее было проще, время от времени оспаривайте свои мысли. Подумайте, достаточно ли у вас доказательств в пользу определенной мысли. Решите, действительно ли вы смотрите на ситуацию объективно.
    • К примеру, если вы неудачно выступили перед аудиторией из 100 человек, возможно, вы решите, что вы провалились и что вам не стоит больше выступать. В этом случае напомните себе, что у многих бывают неудачные выступления и что это не конец света.
    • Попробуйте поговорить с близким другом или психологом, чтобы взглянуть на ситуацию иначе. Этот человек не будет эмоционально вовлечен в вашу ситуацию и сможет быть объективным. Это даст вам новую информацию к размышлению.
    • Тон вашего внутреннего монолога может быть негативным, поэтому следите за этим. Если заметите, что постоянно говорите себе что-то негативное, замените отрицательные мысли позитивными.
    • Вместо: «Зачем даже пытаться?» - скажите себе так: «Сегодня я попробую сделать это немного по-другому».
    • Люди, с которыми вы общаетесь, могут оказывать большое влияние на ваши мысли. Если окружающие вас люди часто позволяют себе негативные высказывания, постарайтесь проводить с ними меньше времени, чтобы они не тормозили ваше развитие.
  2. Смиритесь с тем, что дискомфорт - это нормально. Выход из зоны комфорта требует упорства и силы, но только так можно добиться нового уровня. Ставьте перед собой задачи, которые немного выходят за уровень ваших навыков. Смиритесь с неизбежностью провала и тренируйтесь делать вещи, не ожидая конкретного результата. Дискофморт, неудачи и неуверенность совершенно нормальны и даже полезны для личного развития.

    • Чтобы развить в себе способность преодолевать трудности, запишитесь в клуб ораторского мастерства или на сложные тренировки.
  3. Не сдавайтесь. Если что-то имеет для вас значение, не бросайте это дело, даже если вам сложно и если вы уже терпели поражение. Идите к своей цели, даже если пока вы далеки от нее. Старайтесь делать хотя бы один маленький шаг вперед каждый день.

    • Например, если вам не удается получить работу, которую хотите, попробуйте временно поработать в другом месте и ходить на вечерние курсы в той сфере, в которой вы хотите работать.
    • Если вы решите, что цель или задача уже не стоит усилий, будьте готовы отказаться от нее, но в то же время будьте честны с собой. Отказывайтесь от цели только потому, что она больше не соответствует вашим ценностям и стремлениям, а не потому, что она оказалась слишком сложной.

В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всем.

К сожалению, подобные взгляды высказываются и сейчас. Например, когда читаешь статью Ю. Б. Гиппенрейтер (2005), так и кажется, что советское время еще не кончилось (см. врезку). И социально зрелая личность приравнивается к «волевой» личности, хотя не каждая «волевая» личность является социально зрелой.

Если кратко сформулировать интуитивное понимание воли в широком смысле, то можно сказать, что волевой личностью мы называем человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.

Как видно, здесь приводятся всего два критерия. Во-первых, успешность деятельности, которая определяется зарядом энергии и устремленностью к целям. Во-вторых, высота социально значимых мотивов. Эта содержательная характеристика мотивов как необходимый критерий волевой личности, по мысли А. Н. Леонтьева, позволяет отличать волевых людей от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упрямство, упорство и даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения.

Гиппенрейтер Ю. Б. 2005. С. Возникает тогда резонный вопрос: как сформировать «волевую личность»? И тут, давая ответ на этот вопрос, Ю. Б. Гиппенрейтер неожиданно вступает в конфронтацию с существовавшей в советское время установкой: «Ты комсомолец, ты обязан». Она отстаивает позицию, что для формирования волевой личности противопоказано принуждение и самопринуждение. Так, она пишет: «Жизнь показывает, что принуждение себя или другого, а также манипуляции с собственной мотивацией (уговоры, доводы, намеренное придание смысла) могут вполне срабатывать в отдельных конкретных случаях: действия будут (лучше сказать, могут) выполняться. Однако влияние этих мер на мотивационную сферу личности в целом остается под большим вопросом. Предостерегающе выглядят многочисленные факты «воспитанного отвращения». Сошлемся лишь на хорошо известные примеры старательных девочек, которые, сдав выпускной экзамен в музыкальной школе на отлично, закрывают крышку фортепьяно с тем, чтобы больше никогда к нему не подойти.

А ведь до этого они в течение 8 лет «волевым образом» упражнялись по нескольку часов в день! Локальный выигрыш нередко оборачивается личностно-мотивационным проигрышем. Наверное, поэтому проблема безволия продолжает беспокоить человечество» [с. 18]. И далее: «.Особый урон развитию личности наносят авторитарные методы воспитания и обучения. Под сильным давлением, принуждением или угрозами человек начинает отправлять и осваивать требуемое поведение без переживания его связи с собственными интересами, желаниями и целями. Такие формы поведения остаются психологически чужеродными образованиями, становятся инкорпоративными, но не ассимилированными и не интегрированными личностью. Более того, превалирование установки «я должен» (как инкорпорация внешнего «ты должен») означает возникновение внутренней инстанции жесткого контроля и самопринуждения… Главная энергия в таких случаях уходит на борьбу с собственными желаниями или нежеланиями, на самопреодоление. Примечательно, что целый ряд авторов (среди них К. Левин, Р. Мэй и др.) отождествляли отправления этой инстанции самопринуждения с силой воли… тем самым подвергая сомнению традиционное мнение о ценности такой «силы», которая выражается в действиях «через сжатые зубы». Чрезмерное развитие той же инстанции приводит к формированию комплекса черт, который описывается в литературе как «ригидныйхарактер» » [с. 22]. Если следовать представлениям Ю. Б. Гиппенрейтер, что прежде всего нужно ориентироваться на то, что мне интересно, какие у меня имеются потребности, то становится непонятным, за счет чего спортсмены достигают мировых рекордов, музыканты — высочайшего исполнительского мастерства, и т. п. Неужели они не проявляют ежедневно самопринуждение (или волевое усилие), совершаемое, чтобы удовлетворить имеющуюся у них потребность и интерес к тому делу, которым они занимаются? Конечно, нельзя любое дело осуществлять только на самопринуждении, но и без него успеха в большинстве случаев не добиться. Поэтому неслучайно в народе волевыми признаются люди, способные к самопринуждению. Однако есть ли «вообще» волевые или безвольные люди? Чтобы узнать ответ на это, читателю следует обратиться к последующим параграфам данной главы.